Первая Московская гимназия
информация:
-
статус
проект -
даты
— 2024 -
место
Москва
Ростовская набережная, 1-й Вражский переулок -
координаты
55.739923, 37.572300 -
функция
Образование и наука / Школа -
площадь участка
0,5535 га -
площадь застройки
4 400 м2 -
общая площадь
16 700 м2 -
этажность
4 -
строительный объем
103 900 м3 -
Количество учеников – 220 чел.
Площадь озеленения - 700 м2
Площадь благоустройства - 435 м2
Сергей Скуратов
Sergey Skuratov / РоссияСергей Скуратов ARCHITECTS
Sergey Skuratov architects / Россияавторский коллектив
С.А. Скуратов, С.Г. Чекмарёв, М.Н. Павлова, Р.Р. Фазулзянов
Архи.ру об этом объекте:
02.09.2024
Мария Трошина, Юлия Тарабарина. Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Текст о проекте гимназии написан при поддержке компании КИРИЛЛ в рамках подготовки стенда бюро Сергея Скуратова на Арх Москве 2024. Благодарим компанию за возможность опубликовать материал. Архитектура здания во многом определена его местопол... читать дальшеописание:
Участок, предлагаемый для строительства нового здания «Первой московской
гимназии» на 220 учеников находится в Москве, в исторической части города, в районе
Хамовники, в значимом месте – на склоне Ростовской набережной, рядом с пешеходным
мостом имени Богдана Хмельницкого, который соединяет саму набережную с площадью
Киевского вокзала. Площадка очень известная и ответственная, так как поставленный на
нее объем школы будет сильно влиять на изменение облика набережной реки Москвы на
данном участке. Будущее здание школы будет восприниматься как с Ростовской
набережной, так и с противоположной – Бережковской, с пешеходного моста, а также с
площади перед Киевским вокзалом, где ежедневно проходит большое количество людей.
В данный момент участок представляет собой озелененный склон, свободный от
построек, по которому проложена пешеходная дорожка, соединяющая промежуточный
выход с моста с отметкой самой набережной. Участок озеленен. Но озеленение не самое
качественное и ценное. Много старых пылящих тополей и самосевных кустарников,
которые давно предполагаются к вырубке. Половина склона остается в нетронутом виде,
что очень важно для создания «зеленого» буфера между набережной и новым зданием
школы. На ней будут посажены ценные породы крупномеров, в том числе вечнозеленые
хвойные деревья. Сохранится пешеходная связь, ведущая по верху склона вдоль участка
школы. Она изменяется в пользу безопасности, теперь дорожка будет напрямую вести к
пешеходному переходу через 1-ый Вражский переулок, чего раньше не было и
провоцировало опасные ситуации на дороге.
Новый объем школы стоит длиной продольной стороной по красной линии
соседнего «сталинского» дома, что позволяет на этом участке сформировать единый
фронт набережной. Новое здание разделено на два корпуса: старшая школа, обращенная
на воду, и младшая школа, обращенная в зеленый сквер на 7-ом Ростовском переулке.
Важной композиционной и планировочной находкой является сдвижка корпусов-блоков
относительно друг друга в направлении север-юг. В результате такого «действия»
появляется большая площадь перед зданием школы со стороны моста Богдана
Хмельницкого. Она крайне необходима в этом месте, как пространственная «пауза», как
«воздух» рядом с интенсивным пешеходным путем через мост. С помощью такого приема
возникает новое городское общественное пространство, важное не только для
организации движения большого количества горожан, но и, в первую очередь, для самой
школы. Дополнительным плюсом сдвижки корпусов является то, что у блока младших
классов в южной его части открываются прямые виды на воду и большее количество
остекленных и освещенных поверхностей.
Следующим ключевым элементом композиции является центральный атриум,
соединяющий два блока-корпуса школы по всей высоте. Внутренняя архитектура и
структура атриума и расположенных вокруг него корпусов подчеркивают уникальный,
спускающийся вниз рельеф с перепадом 10.2м. Три нижних уровня школы органично
связаны с его отметками и позволяют организовать прямые выходы на рельеф, на
уличные площадки и площадь.
Существующий десятиметровый перепад рельефа позволил органично вписать
большие пространства школы (бассейн, актовый и спортивный залы, столовая) в
стилобатную часть так, что эти помещения получили много естественного света через
боковое остекление, фонари верхнего света, и создали функционально насыщенный
первый этаж с интересными пространствами, балконами и антресолями.
Доступ в школу обеспечен из двух зон. Первая, со стороны северной площади
перед мостом в уровне 2-ого этажа школы. На 7-ом Ростовском переулке есть место для
временной остановки автомобиля для высадки учеников. Пересекая школьную площадь,
дети попадают в зону входа в школу, накрытую консолью и защищенную от осадков,
проходят через тамбур и зону досмотра и далее следуют в гардеробы младшей и старшей
школы. Второй доступ в школу организован из подземного этажа. Во избежание большого
скопления машин на 1-ом Вражском переулке, с него организован заезд в подземный
этаж, где учеников высаживают возле нижнего вестибюля, и после досмотра они
попадают на эскалатор и лифт, ведущие на 2-ой этаж, где находятся основные гардеробы.
На отметке первого этажа (0.000) разместились актовый и спортивные залы,
раздевалки, санузлы, пространство плавательного бассейна, и помещения для
проведения культурных мероприятий при актовом зале.
На антресоли первого этажа (отметка 5.1м) расположились помещения кухни и
столовой для учеников и преподавателей, библиотека и читальный зал, медпункт с
непосредственным выходом на улицу. Актовый зрительный зал на этой отметке имеет вип
балкон с дополнительным входом из атриума и спуском в зал.
Помимо гардеробов и входа на 2-ом этаже школы (отметка 10.2м) также находится
администрация школы и кабинеты 1-х классов. На 3-ьем этаже – блок из 12 кабинетов
иностранного языка разного формата, кабинеты старших классов и кабинеты для 2-4
классов. На 4-ом этаже располагаются кабинеты старшей школы и дополнительно – студия звукозаписи, которая помещена в кубический объем, подвешенный по центру атриума. Данный куб снаружи отделан led экранами, на которые может проецироваться различный контент, воспринимающийся со всех этажей школы.
Размещение объекта не нарушает инсоляционного режима и освещенности как
собственных нормируемых учебных помещений и площадок, так и окружающих жилых
домов. Территория школы представляет собой систему универсальных открытых
площадок, на которых предусмотрены зоны для проведения школьных мероприятий,
общения и спортивных занятий. Предполагается, что часть спортивных занятий
школьников будет проводиться на эксплуатируемой кровле школы. Дополнительная зона
отдыха, состоящая из площадок для подвижных игр, размещена на двух эксплуатируемых
кровлях здания в отметке 1-ого и 2-ого этажей.
Следуя концепции современной школы, проект предусматривает открытые
пространства, визуально связанные друг с другом, с различными сценариями
передвижения и использования. Часть помещений рекреаций начальной и старшей
школы ориентированы в центральный многосветный атриум с амфитеатром, где возможна любая активность – учебная, игровая, социальная. Часть рекреаций являются
тематическими и располагаются при различных блоках кабинетов, как иностранные языки,
естественные науки, творческие классы; они представляют собой универсальные
пространства с трансформируемыми перегородками для использования в различных
форматах обучения и отдыха.
Основным материалом фасадов является сочетание натурального камня и
искусственного (последний используется на ламелях и поясах, где необходимо достичь
меньшей ширины элементов), дополнительными становятся материал металлических
кассет из меди на подшивках нижней части консоли и пилонов и матовое стекло,
используемое на торцевых фасадах.
Легкие «парящие» фасады наземной части, сочетающие каменные светлые ламели
с прозрачным и матовым стеклом, графически подчеркнутые медные витражи 1ого этажа
и «теплый» деревянный интерьер создают уникальный образ школы в данном контексте.
Для придания большего комфорта пребывания в школе интерьерные решения выполнены
с использованием большого количества дерева, стекла и белых поверхностей, создающие легкую и дружественную среду. Большое количество естественного освещения сочетается с возможностью затемнения для просмотра видеоматериалов и различных лабораторных работ.
Общая открытость пространства школы, разнообразные возможности выхода на
свежий воздух подкреплены строгими мерами безопасности: стеклянно-металлическое
ограждение площадок школы везде обеспечивает нормативные 2.5 м от примыкающей к
нему планировочной отметки благоустройства.
Комфортная коммуникация отлично освещенных пространств, светлые наливные
полы, большие объемы теплого дерева на потолках, лестницах и амфитеатрах, стеклянные перегородки и ограждения из тонкого белого металла – все предлагаемые проектом приемы создают изобилие света и воздуха, ощущение счастья, открытых и радужных перспектив.
гимназии» на 220 учеников находится в Москве, в исторической части города, в районе
Хамовники, в значимом месте – на склоне Ростовской набережной, рядом с пешеходным
мостом имени Богдана Хмельницкого, который соединяет саму набережную с площадью
Киевского вокзала. Площадка очень известная и ответственная, так как поставленный на
нее объем школы будет сильно влиять на изменение облика набережной реки Москвы на
данном участке. Будущее здание школы будет восприниматься как с Ростовской
набережной, так и с противоположной – Бережковской, с пешеходного моста, а также с
площади перед Киевским вокзалом, где ежедневно проходит большое количество людей.
В данный момент участок представляет собой озелененный склон, свободный от
построек, по которому проложена пешеходная дорожка, соединяющая промежуточный
выход с моста с отметкой самой набережной. Участок озеленен. Но озеленение не самое
качественное и ценное. Много старых пылящих тополей и самосевных кустарников,
которые давно предполагаются к вырубке. Половина склона остается в нетронутом виде,
что очень важно для создания «зеленого» буфера между набережной и новым зданием
школы. На ней будут посажены ценные породы крупномеров, в том числе вечнозеленые
хвойные деревья. Сохранится пешеходная связь, ведущая по верху склона вдоль участка
школы. Она изменяется в пользу безопасности, теперь дорожка будет напрямую вести к
пешеходному переходу через 1-ый Вражский переулок, чего раньше не было и
провоцировало опасные ситуации на дороге.
Новый объем школы стоит длиной продольной стороной по красной линии
соседнего «сталинского» дома, что позволяет на этом участке сформировать единый
фронт набережной. Новое здание разделено на два корпуса: старшая школа, обращенная
на воду, и младшая школа, обращенная в зеленый сквер на 7-ом Ростовском переулке.
Важной композиционной и планировочной находкой является сдвижка корпусов-блоков
относительно друг друга в направлении север-юг. В результате такого «действия»
появляется большая площадь перед зданием школы со стороны моста Богдана
Хмельницкого. Она крайне необходима в этом месте, как пространственная «пауза», как
«воздух» рядом с интенсивным пешеходным путем через мост. С помощью такого приема
возникает новое городское общественное пространство, важное не только для
организации движения большого количества горожан, но и, в первую очередь, для самой
школы. Дополнительным плюсом сдвижки корпусов является то, что у блока младших
классов в южной его части открываются прямые виды на воду и большее количество
остекленных и освещенных поверхностей.
Следующим ключевым элементом композиции является центральный атриум,
соединяющий два блока-корпуса школы по всей высоте. Внутренняя архитектура и
структура атриума и расположенных вокруг него корпусов подчеркивают уникальный,
спускающийся вниз рельеф с перепадом 10.2м. Три нижних уровня школы органично
связаны с его отметками и позволяют организовать прямые выходы на рельеф, на
уличные площадки и площадь.
Существующий десятиметровый перепад рельефа позволил органично вписать
большие пространства школы (бассейн, актовый и спортивный залы, столовая) в
стилобатную часть так, что эти помещения получили много естественного света через
боковое остекление, фонари верхнего света, и создали функционально насыщенный
первый этаж с интересными пространствами, балконами и антресолями.
Доступ в школу обеспечен из двух зон. Первая, со стороны северной площади
перед мостом в уровне 2-ого этажа школы. На 7-ом Ростовском переулке есть место для
временной остановки автомобиля для высадки учеников. Пересекая школьную площадь,
дети попадают в зону входа в школу, накрытую консолью и защищенную от осадков,
проходят через тамбур и зону досмотра и далее следуют в гардеробы младшей и старшей
школы. Второй доступ в школу организован из подземного этажа. Во избежание большого
скопления машин на 1-ом Вражском переулке, с него организован заезд в подземный
этаж, где учеников высаживают возле нижнего вестибюля, и после досмотра они
попадают на эскалатор и лифт, ведущие на 2-ой этаж, где находятся основные гардеробы.
На отметке первого этажа (0.000) разместились актовый и спортивные залы,
раздевалки, санузлы, пространство плавательного бассейна, и помещения для
проведения культурных мероприятий при актовом зале.
На антресоли первого этажа (отметка 5.1м) расположились помещения кухни и
столовой для учеников и преподавателей, библиотека и читальный зал, медпункт с
непосредственным выходом на улицу. Актовый зрительный зал на этой отметке имеет вип
балкон с дополнительным входом из атриума и спуском в зал.
Помимо гардеробов и входа на 2-ом этаже школы (отметка 10.2м) также находится
администрация школы и кабинеты 1-х классов. На 3-ьем этаже – блок из 12 кабинетов
иностранного языка разного формата, кабинеты старших классов и кабинеты для 2-4
классов. На 4-ом этаже располагаются кабинеты старшей школы и дополнительно – студия звукозаписи, которая помещена в кубический объем, подвешенный по центру атриума. Данный куб снаружи отделан led экранами, на которые может проецироваться различный контент, воспринимающийся со всех этажей школы.
Размещение объекта не нарушает инсоляционного режима и освещенности как
собственных нормируемых учебных помещений и площадок, так и окружающих жилых
домов. Территория школы представляет собой систему универсальных открытых
площадок, на которых предусмотрены зоны для проведения школьных мероприятий,
общения и спортивных занятий. Предполагается, что часть спортивных занятий
школьников будет проводиться на эксплуатируемой кровле школы. Дополнительная зона
отдыха, состоящая из площадок для подвижных игр, размещена на двух эксплуатируемых
кровлях здания в отметке 1-ого и 2-ого этажей.
Следуя концепции современной школы, проект предусматривает открытые
пространства, визуально связанные друг с другом, с различными сценариями
передвижения и использования. Часть помещений рекреаций начальной и старшей
школы ориентированы в центральный многосветный атриум с амфитеатром, где возможна любая активность – учебная, игровая, социальная. Часть рекреаций являются
тематическими и располагаются при различных блоках кабинетов, как иностранные языки,
естественные науки, творческие классы; они представляют собой универсальные
пространства с трансформируемыми перегородками для использования в различных
форматах обучения и отдыха.
Основным материалом фасадов является сочетание натурального камня и
искусственного (последний используется на ламелях и поясах, где необходимо достичь
меньшей ширины элементов), дополнительными становятся материал металлических
кассет из меди на подшивках нижней части консоли и пилонов и матовое стекло,
используемое на торцевых фасадах.
Легкие «парящие» фасады наземной части, сочетающие каменные светлые ламели
с прозрачным и матовым стеклом, графически подчеркнутые медные витражи 1ого этажа
и «теплый» деревянный интерьер создают уникальный образ школы в данном контексте.
Для придания большего комфорта пребывания в школе интерьерные решения выполнены
с использованием большого количества дерева, стекла и белых поверхностей, создающие легкую и дружественную среду. Большое количество естественного освещения сочетается с возможностью затемнения для просмотра видеоматериалов и различных лабораторных работ.
Общая открытость пространства школы, разнообразные возможности выхода на
свежий воздух подкреплены строгими мерами безопасности: стеклянно-металлическое
ограждение площадок школы везде обеспечивает нормативные 2.5 м от примыкающей к
нему планировочной отметки благоустройства.
Комфортная коммуникация отлично освещенных пространств, светлые наливные
полы, большие объемы теплого дерева на потолках, лестницах и амфитеатрах, стеклянные перегородки и ограждения из тонкого белого металла – все предлагаемые проектом приемы создают изобилие света и воздуха, ощущение счастья, открытых и радужных перспектив.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
16.09.2024
Новосибирский счет
Дмитрий Буш, Алексей Орлов, Алла Лалакина, Александра Шевцова, Сергей Лободин, Максим Рымарь, Дмитрий Индюков, Максим Максименко13.09.2024
Кора из кирпича
Сергей Орешкин12.09.2024
Словоформы
Технологии:
17.09.2024
Новалур
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.Новалур
11.09.2024
RGC - Российская стекольная компания | X-ONE
Архитектура света: решения для медиафасадов в области архитектурного остекления
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.RGC - Российская стекольная компания | X-ONE
03.09.2024
Trust Engineering
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.Trust Engineering
02.09.2024
Larta Glass, СПИЧ
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.Larta Glass, СПИЧ
20.08.2024
ГК «Инсити»
От точечной застройки к комплексному развитию: опыт квартала «Образцово» в Краснодаре
Рассказываем про проект «Образцово» в Краснодаре – самодостаточный городской квартал с продуманным балансом различных функций и комплексным подходом к проектированию mix-use среды.ГК «Инсити»