Формируя культурную среду

Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».

mainImg
В 1975 году в России было 135 тысяч Домов и Дворцов культуры. В 1991 году их осталось всего 72 тысячи. С тех пор каждый год их количество сокращается примерно на тысячу, так что сейчас их не больше 42 тысяч. Наиболее частыми причинами закрытия ДК становится их ветхое состоянии, отсутствие финансирования и невостребованность услуг населением. Система локальных культурных центров, создаваемая в России на протяжении ста лет, на наших глазах рискует уйти в небытие, не имея ресурсов и возможностей для адаптации к новым условиям существования, новым запросам общества, новым экономическим и социо-культурным реалиям.
  • zooming
    1 / 8
    Дом культуры в г. Челябинск, ул. Новороссийская, 83. Внешний вид
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    2 / 8
    Дом культуры в г. Челябинск, ул. Новороссийская, 83. Интерьер зала
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 8
    Дворец культуры в г. Уфа, проспект Октября, 137. Внешний вид
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 8
    Дворец культуры в г. Уфа, проспект Октября, 137. Фрагмент декоративного оформления фасада
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 8
    Дом кульутры в Г. Стерлитамак, ул. Тукаева, 9
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    6 / 8
    Дом культуры в г. Нижний Новгород, ул.Чаадаева 17
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    7 / 8
    Дом культуры в г. Новосибирске, ул. Челюскинцев, 11. Внешний вид
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    8 / 8
    Дом культуры в г. Новосибирске, ул. Челюскинцев, 11. Витраж в фойе
    © Идентичность в типовом

За последние несколько лет предпринимались различные попытки найти решение проблемы Домов культуры. Одним из самых резонансных стал проект ДНК – создание принципиально новой системы культурных центров с авторской архитектурой и инновационной начинкой. Проводились конкурсы на проекты модернизации ДК. Были разработаны несколько интересных экспериментальных проектов реконструкции исторических зданий ДК, некоторые из которых уже реализованы. Например, ДК в Воронеже и в Железноводске. Реконструированный КЗ в Нижнем Новгороде не является ДК в полном смысле слова, но комплексный метод работы со зданием советского модернизма вполне может использоваться при реконструкции целого ряда Домов культуры, построенных в 1970-е – 1990-е годы по типовым проектам.
  • zooming
    1 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Главный фасад
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    2 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Интерьер фойе
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент интерьера фойе
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент интерьера зала
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    6 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Интерьер зала
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    7 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    8 / 8
    Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
    © Идентичность в типовом

Одновременно с этими экспериментами, в составе федерального проекта «Культурная среда», под эгидой Министерства культуры РФ, была запущена программа бюджетного финансирования ремонта и переоснащения ДК. Всего за четыре года, начиная с 2016, были построены, отреставрированы и капитально отремонтированы более 1,5 тысяч домов культуры на общую сумму более 10 млрд рублей. Но, к сожалению, лишь в отдельных случаях в этих проектах учитывались опыт и результаты успешных экспериментов, а к реконструкциям привлекались архитекторы, специалисты по социо-культурному программированию и работе с местными сообществами. Таким образом, реализация федерального проекта в отрыве от результатов исследований, мнения экспертов и профессионалов обеспечивает лишь косметический эффект, не меняя основ существующей проблемы ДК.
Подборка реконструированных Домов культуры в рамках проекта «Культурная среда»
© Идентичность в типовом

Решить эту задачу и создать основу для координации усилий всех сторон (Департаментов культуры, архитектуры и туризма региона, руководства ДК, жителей и профессионалов), заинтересованных в возрождении системы ДК, призвана методика, которую разрабатывает команда проекта «Идентичность в типовом», стартовавшего три года назад и с тех пор успешно развивающегося под кураторством молодых архитекторов Алексея Боева и Дарьи Наугольновой (подробнее о проекте читайте здесь). При поддержке Союза московских архитекторов, Союза архитекторов России и Фонда президентских грантов команда проекта «Идентичность в типовом» начала активную работу по популяризации методов возрождения Домов культуры и одним из шагов в этом направлении стало участие в Международном фестивале Зодчество 2020 со специальной экспозицией и конференцией «Новые форматы культурных центров, как часть проекта «Культурная среда».
  • zooming
    1 / 3
    Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
    © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая
  • zooming
    2 / 3
    Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
    © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая
  • zooming
    3 / 3
    Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
    © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая

К участию в конференции были приглашены представители профильных департаментов различных регионов, активно работающих над модернизацией ДК, и эксперты из смежных областей, архитектуры, социологии и креативных индустрий, что позволило представить в рамках одного мероприятия точки зрения основных участников процесса и обозначить многогранность стоящей проблемы.
  • zooming
    1 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество
  • zooming
    3 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество
  • zooming
    4 / 4
    Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
    © Зодчество

О ситуации с Домами культуры в столице Татарстана рассказал начальник управления культуры мэрии Казани Азат Абзалов. Как и многие другие социально-культурные программы, процесс модернизации ДК в республике ведется системно. На основе нескольких пилотных проектов выработаны подходы, которые успешно применяются на на практике. Одним из наиболее ярких событий, продемонстрировавших возможности по трансформации дворцов культуры в современные культурные центры, стал КЦ «Московский», бывший ДК имени Урицкого. Современный внешний и внутренний дизайн, новейшее оборудование и актуализированная программа, рассчитанная на все возрастные группы, сделали этот центр одной из самых популярных и востребованных площадок в Казани. Другой удачный пример – многофункциональный культурный центр «Сайдаш». Здесь удалось объединить почти несоединимое – классическую сцену с виртуальным звуком, где можно осуществлять оперные постановки и эстрадные перформансы, с обновленными залами для занятий танцами, библиотекой, коворкингом и так далее. Разумеется, при реконструкции Домов культуры проводится благоустройство прилегающей территории.
  • zooming
    1 / 13
    Выступление Азата Искандаровича Абзалов, начальника управления культуры Мэрии Казани
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 13
    Реконструкция Дворца культуры «Саид Галеева»
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    3 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Главный фасад
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    4 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Общий вид
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    5 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Стойка респшн
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    6 / 13
    Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Показ мод для старшего поколения
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    7 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Главный фасад
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    8 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Интерьер фойе
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    9 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Фрагмент интерьера фойе
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    10 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Гардероб
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    11 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Интерьер холла на втором этаже
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    12 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Компьютерный класс
    © Управление культуры Мэрии Казани
  • zooming
    13 / 13
    Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Многофункциональный зал
    © Управление культуры Мэрии Казани

Не менее планомерно и активно ведет работу с региональной системой ДК Республика Саха (Якутия). Для жителей множества больших и малых населенных пунктов, расположенных на огромной территории Якутии, ДК являются основными ресурсом культурного развития. Согласно исследованиям, в поселениях, где есть учреждения культуры, значительно улучшается демография и другие социальные показатели. Общее число учреждений в республике достигает 500 и, по словам первого заместителя министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Владислава Левочкина, в их модернизации и строительстве новых центров по программе «Моя Якутия в XXI веке» самое активное участие принимают сами горожане. Благодаря программе софинансирования и реализации нацпроекта «Культура» в Якутии за пять лет объем субсидирования в части культуры вырос с 4 млн рублей до 225 млн. Помимо реновации ДК и создания на их базе многофункциональных общественно-культурных центров, средства выделяются на создание инфобазы деятельности ДК. В том числе, команда «Идентичность в типовом» разрабатывает для Якутии веб-сайт «Биир Ситим» – прототип интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики.
  • zooming
    1 / 5
    Левочкин Владислав Валерьевич, первый заместитель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    2 / 5
    На территории Республики Саха (Якутия) расположены 486 муниципальных культурно-досуговых учреждений с филиалами
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    3 / 5
    Сельский дом культуры в с. Дикимдя
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    4 / 5
    Дом кульутры в с. Сырдах Усть-Алданского района
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
  • zooming
    5 / 5
    Разработка пилотного сайта «Бир Ситим», объединяющего все региональные ДК в информационную систему
    © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

Дома культуры в Московской области задействованы в реализации сразу трех федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Заместитель министра культуры Московской области Инга Морковкина рассказала о планах Правительства МО по комплексной реконструкции и капремонту тридцати ДК с объемом финансирования более 7 млрд руб в течение следующих четырех лет. При разработке и реализации этой программы учтен опыт предыдущих лет, когда реконструкция проводилась частично и, в результате, удавалось решить лишь некоторые проблемы, а также результаты конкурса 2018 года на концепции модернизации трех типовых ДК. «Совместно с главным управлением по архитектуре Московской области мы провели всероссийский открытый конкурс дизайн-проектов пространств культурно-досуговых учреждений. И решили важнейшую задачу – выработать новое концептуальное предложение по внешнему виду и функционалу ДК», – сказала Инга Морковкина. Были определены принципы, которые должны применяться при разработке проектов обновления ДК: современный дизайн, трансформируемость пространств, «умная мебель», многофункциональное и комплексное благоустройство территории. Уже сейчас в рамках программы «Строительство объектов социальной инфраструктуры» на 2021–2024 определены девять ДК для проведения реконструкции и семь площадок для строительства новых ДК на основе нового типового проекта, отвечающего всем требованиям.
  • zooming
    1 / 13
    Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 13
    Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
    © Зодчество
  • zooming
    3 / 13
    Фрагмент презентации. Плотные площадки для реализации программы реконструкции ДК в МО
    © Министерство кульутры МО
  • zooming
    4 / 13
    Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    5 / 13
    Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    6 / 13
    Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    7 / 13
    Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ A2OM
  • zooming
    8 / 13
    Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ A2OM
  • zooming
    9 / 13
    Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © АБ A2OM
  • zooming
    10 / 13
    Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
  • zooming
    11 / 13
    Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
  • zooming
    12 / 13
    Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
    © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
  • zooming
    13 / 13
    Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
    © Зодчество

О том, какое значение для городского сообщества может иметь модернизация хотя бы одного Дома культуры, рассказал Андрей Еренков, руководитель департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области. Летом 2018 года в Воронеже состоялась открытая городская конференция «ДК ждут перемен», вызвавшая широкий общественный резонанс. На волне общего интереса, в том же году, в составе программы фестиваля «Зодчество VRN» прошел воркшоп по перепрограммированию ДК, организованный кураторами проекта «Идентичность в типовом» Дарьей Наугольновой и Алексеем Боевым. Молодые архитекторы и простые горожане вместе придумали три новых модели функционирования культурных центров. Кстати, одним из источников вдохновения для участников воркшопа был ДК «Московский» в Казани. К счастью, предложенные идеи не остались на бумаге. «Городская администрация выделила деньги на капремонт главного муниципального ДК – Городского Дворца культуры. Нам удалось выстроить коммуникации между администрацией Воронежа и дирекцией самого ДК, – вспоминает Андрей Еренков. – Так мы смогли реализовать первый пилотный проект переформатирования традиционного ДК под современные функции, разработали логотип, брендбук, продумали стратегию позиционирования. В результате получившееся современное культурное пространство живет новой жизнью».
  • zooming
    1 / 7
    Еренков Андрей Александрович, руководитель Департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 7
    Внешний вид ДК Машиностроителей до реконструкции
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 7
    Воркшоп по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 7
    Участники воркшопа по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 7
    Воркшоп по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    6 / 7
    Результаты воркшопа по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    7 / 7
    Проект реконструкции ДК Машиностроителей в Воронеже.
    © Visota

Успех модернизации ДК в Воронеже стал поворотным пунктом для проекта «Идентичность в типовом». Из чисто исследовательского, он превратился в вполне прагматичный, имеющий, хоть и несколько идеалистическую, но далеко идущую цель –перезапуск всей системы Домов культуры в России. По словам Алексея Боева, система ДК, как культурных центров, не имеет аналогов в других странах и может стать мировым брендом. Ее уникальность – не только в масштабе, но и в целом комплексе социокультурных, межнациональных, межэтнических и других проблем, которые решались благодаря существованию доступных ДК. Реконструированные ДК могут не только составить конкуренцию торговым центрам, но и дать толчок креативной экономике. «В кружках ДК закладываются базисные понятия о культуре, науке, искусстве. Эта система может выращивать творческих людей, способных участвовать в развитии креативной экономики. Когда культура, наука и спорт пересекаются в одном месте, всегда получается что-то интересное», – поясняет Алексей Боев.
  • zooming
    1 / 5
    Определение перечня актуальных сервисов и функций для конкретного ДК при разработке концепции модернизации. По материалам проекта «Идентичность в типовом»
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    2 / 5
    Анализ функций, севрсов и занимаемых ими площадей для разработки концепции перепрограммирования
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 5
    Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
    © Visota
  • zooming
    4 / 5
    Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
    © Visota
  • zooming
    5 / 5
    Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
    © Visota

Коллега Алексея, куратор проекта Дарья Наугольнова сфокусировала свое вступление на комплексном подходе к проблеме: «Мы считаем, что в данный момент дома культуры монофункциональны. Это плохо сказывается на условиях жизни в небольших населенных пунктах. Часто такое здание – по сути, единственный объект, несущий элемент эстетического воспитания. И нам как архитекторам очень хочется, чтобы ДК стали более качественными с точки зрения архитектуры», – отметила Дарья Наугольнова. «Но в сфере наших интересов не только архитектура. Мы анализируем функции и структуры, которые базируются в ДК, находим их сильные стороны и недостатки. Мы проводим анализ социокультурной активности в городе, стремимся понять, какие формы активности привлекают молодежь и людей трудоспособного возраста, чтобы перепрограммировать систему и изменить архаичный стереотип восприятия ДК».

По мнению Дарьи, большое значение в ребрендинге домов культуры имеет создание современного веб-сайта учреждения. Сайт – это не только удобный инструмент для записи на кружки, но и манифест, и коммуникативная площадка, которая поможет добиться самоокупаемости ДК как условия сохранения системы в целом. На этой площадке могут взаимодействовать, обмениваться опытом, помогать друг другу представители руководства региона, культурных ведомств, других департаментов, а также директора ДК, люди искусства, простые пользователи. Сайт, который команда разрабатывает для республики Саха (Якутия), может быть повторен и в других регионах, а со временем отдельные сайты могут быть объединены в общероссийскую систему.
  • zooming
    1 / 5
    Выступление Дарьи Наугольновой, партнера АБ Visota, куратора проекта «Идентичность в типовом»
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 5
    Разработка нового брендинга в рамках модернизации ДК. По материалам проекта «Иденичность в типовом»
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    3 / 5
    Логотип сайта «Биир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    4 / 5
    интерфейс сайта «Биир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики
    © Идентичность в типовом
  • zooming
    5 / 5
    Логотип сайта «Бир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию Концепция объединения регионльных порталов систем ДК в единую общероссийскую сеть
    © Идентичность в типовом

Эксперты в области историко-культурного наследия, аналитики агентства стратегического развития «Центр» Мария Седлецкая и Степан Попов в 2018 году совместно со студией графического дизайна «ABC дизайн» и архитектурным бюро «Planet 9» приняли участие конкурсе модернизации ДК в МО и рассказали о результатах исследований, которые были ими получены в процессе работы над конкурсным проектом. Сначала команда оценила ресурсный потенциал ДК, затем продумала концепцию идентичности (уникальные ремесленные традиции и производства), проанализировала состав целевой аудитории. «Мы подходили к типовым ДК 1950-х и 1960-х годов с точки зрения культурной конверсии, несмотря на то, что ни одно из зданий не является объектом культурного наследия. У конкурса были довольно жесткие условия, например, стоимость одного квадратного метра обновленного объекта не должна превышать 32 000 рублей. Но, с другой стороны, благодаря ограничениям открывался простор для воображения. Мы оперировали двумя форматами. Первый – большие пространства-трансформеры, которые могут выполнять различные функции в течение дня. Второй формат – маленькие многофункциональные помещения. Это переговорные, библиотеки, мастерские. Главный вывод, сделанный нами: ДК сегодня может стать драйвером социально-экономического развития города в целом», – рассказала Мария Седлецкая.
  • zooming
    1 / 5
    Выступление экспертов в области историко-культурного наследия, аналитики агентства стратегического развития «Центр» Марии Седлецкой и Степана Попова
    © Зодчество
  • zooming
    2 / 5
    Выступление аналитика агентства стратегического развития «Центр» Марии Седлецкой
    © Зодчество
  • zooming
    3 / 5
    Выступление аналитика агентства стратегического развития «Центр» Степана Попова
    © Зодчество
  • zooming
    4 / 5
    Анализ основных трендов в развитии ДК
    © Агентство стратегического развития «Центр»
  • zooming
    5 / 5
    Концепция культурной конверсии
    © Агентство стратегического развития «Центр»

Вывод коллег подтвердил директор проектов центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) Илья Токарев. За два года реализации программы «100 городских лидеров» поступило более 50 000 писем, в которых так или иначе затрагиваются вопросы обновления домов культуры и других муниципальных пространств – библиотек, школ и так далее. «В следующем 2021 году, который объявлен годом креативных индустрий, мы будем запускать программу пилотирования подходов к вовлечению неликвидных объектов недвижимости через социокультурные практики и построение внутригородских сообществ, подготовку управленческих команд, которые могут программировать и развивать площадки. Дальше, в зависимости от типологии площадки и особенностей внешнего окружения, они будут уходить либо в социальную, либо в коммерческую историю. Их задача – вовлекать местные сообщества, поднимать уровень человеческого капитала на отдельно взятой территории и как следствие – ревитализировать пространство», – сказал Илья Токарев. В селах и городах многофункциональные инфраструктурные площадки, которые объединяют представителей местных творческих профессий, крайне востребованы – это доказал проведенный в июле 2020 года в онлайн-формате «Креативный четверг», объединивший 20 площадок креативных индустрий по всей стране. И обновленные ДК могут взять на себя функции таких площадок.
Выступление Ильи Токарева, директора проектов Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ)
© Зодчество

Подводя итоги конференции, Дарья Наугольнова напомнила о необходимости действовать сообща, коллегиально: «Мне кажется, что ни одной команде в одиночку не под силу будет повлиять на систему. Но если мы все вместе объединим наши экспертные знания, то сможем модернизировать систему ДК в стране».

Видео-запись конференции можно посмотреть на YouTube-канале СМА:

;

Команда проекта «Идентичность в типовом» открыта к сотрудничеству и приглашает всех, кто работает в системе ДК, в управлениях культуры городов и регионов России, кто уже реализовал проекты на базе местного ДК и готов поделиться своим опытом, кто хотел бы перезапустить ДК в своем родном городе или реализовать на базе местного ДК свой собственный проект, присоединяться к исследованию и выработке методики обновления системы ДК в России.

15 Декабря 2020

Похожие статьи
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Технологии и материалы
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Сейчас на главной
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».