Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.12.2020

Формируя культурную среду

Елена Петухова, Андрей Чирков

Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».

В 1975 году в России было 135 тысяч Домов и Дворцов культуры. В 1991 году их осталось всего 72 тысячи. С тех пор каждый год их количество сокращается примерно на тысячу, так что сейчас их не больше 42 тысяч. Наиболее частыми причинами закрытия ДК становится их ветхое состоянии, отсутствие финансирования и невостребованность услуг населением. Система локальных культурных центров, создаваемая в России на протяжении ста лет, на наших глазах рискует уйти в небытие, не имея ресурсов и возможностей для адаптации к новым условиям существования, новым запросам общества, новым экономическим и социо-культурным реалиям.

Дом культуры в г. Челябинск, ул. Новороссийская, 83. Внешний вид © Идентичность в типовом
Дом культуры в г. Челябинск, ул. Новороссийская, 83. Внешний вид
© Идентичность в типовом
Дом культуры в г. Челябинск, ул. Новороссийская, 83. Интерьер зала © Идентичность в типовом
Дом культуры в г. Челябинск, ул. Новороссийская, 83. Интерьер зала
© Идентичность в типовом
Дворец культуры в г. Уфа, проспект Октября, 137. Внешний вид © Идентичность в типовом
Дворец культуры в г. Уфа, проспект Октября, 137. Внешний вид
© Идентичность в типовом
Дворец культуры в г. Уфа, проспект Октября, 137. Фрагмент декоративного оформления фасада © Идентичность в типовом
Дворец культуры в г. Уфа, проспект Октября, 137. Фрагмент декоративного оформления фасада
© Идентичность в типовом
Дом кульутры в Г. Стерлитамак, ул. Тукаева, 9 © Идентичность в типовом
Дом кульутры в Г. Стерлитамак, ул. Тукаева, 9
© Идентичность в типовом
Дом культуры в г. Нижний Новгород, ул.Чаадаева 17 © Идентичность в типовом
Дом культуры в г. Нижний Новгород, ул.Чаадаева 17
© Идентичность в типовом
Дом культуры в г. Новосибирске, ул. Челюскинцев, 11. Внешний вид © Идентичность в типовом
Дом культуры в г. Новосибирске, ул. Челюскинцев, 11. Внешний вид
© Идентичность в типовом
Дом культуры в г. Новосибирске, ул. Челюскинцев, 11. Витраж в фойе © Идентичность в типовом
Дом культуры в г. Новосибирске, ул. Челюскинцев, 11. Витраж в фойе
© Идентичность в типовом

За последние несколько лет предпринимались различные попытки найти решение проблемы Домов культуры. Одним из самых резонансных стал проект ДНК – создание принципиально новой системы культурных центров с авторской архитектурой и инновационной начинкой. Проводились конкурсы на проекты модернизации ДК. Были разработаны несколько интересных экспериментальных проектов реконструкции исторических зданий ДК, некоторые из которых уже реализованы. Например, ДК в Воронеже и в Железноводске. Реконструированный КЗ в Нижнем Новгороде не является ДК в полном смысле слова, но комплексный метод работы со зданием советского модернизма вполне может использоваться при реконструкции целого ряда Домов культуры, построенных в 1970-е – 1990-е годы по типовым проектам.
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Главный фасад © Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Главный фасад
© Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада © Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
© Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Интерьер фойе © Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Интерьер фойе
© Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент интерьера фойе © Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент интерьера фойе
© Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент интерьера зала © Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент интерьера зала
© Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Интерьер зала © Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Интерьер зала
© Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада © Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
© Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада © Идентичность в типовом
Городской дворец культуры Воронежа (ДК Машиностроителей. 2019. Проект АБ Visota. Фрагмент главного фасада
© Идентичность в типовом

Одновременно с этими экспериментами, в составе федерального проекта «Культурная среда», под эгидой Министерства культуры РФ, была запущена программа бюджетного финансирования ремонта и переоснащения ДК. Всего за четыре года, начиная с 2016, были построены, отреставрированы и капитально отремонтированы более 1,5 тысяч домов культуры на общую сумму более 10 млрд рублей. Но, к сожалению, лишь в отдельных случаях в этих проектах учитывались опыт и результаты успешных экспериментов, а к реконструкциям привлекались архитекторы, специалисты по социо-культурному программированию и работе с местными сообществами. Таким образом, реализация федерального проекта в отрыве от результатов исследований, мнения экспертов и профессионалов обеспечивает лишь косметический эффект, не меняя основ существующей проблемы ДК.
Подборка реконструированных Домов культуры в рамках проекта «Культурная среда»
Подборка реконструированных Домов культуры в рамках проекта «Культурная среда»
© Идентичность в типовом

Решить эту задачу и создать основу для координации усилий всех сторон (Департаментов культуры, архитектуры и туризма региона, руководства ДК, жителей и профессионалов), заинтересованных в возрождении системы ДК, призвана методика, которую разрабатывает команда проекта «Идентичность в типовом», стартовавшего три года назад и с тех пор успешно развивающегося под кураторством молодых архитекторов Алексея Боева и Дарьи Наугольновой (подробнее о проекте читайте здесь). При поддержке Союза московских архитекторов, Союза архитекторов России и Фонда президентских грантов команда проекта «Идентичность в типовом» начала активную работу по популяризации методов возрождения Домов культуры и одним из шагов в этом направлении стало участие в Международном фестивале Зодчество 2020 со специальной экспозицией и конференцией «Новые форматы культурных центров, как часть проекта «Культурная среда».
Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020» © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая
Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
© Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая
Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020» © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая
Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
© Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая
Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020» © Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая
Экспозиция «Идентичность в типовом» на Международном фестивале «Зодчество 2020»
© Идентичность в типовом. Фотограф Евгения Яровая

К участию в конференции были приглашены представители профильных департаментов различных регионов, активно работающих над модернизацией ДК, и эксперты из смежных областей, архитектуры, социологии и креативных индустрий, что позволило представить в рамках одного мероприятия точки зрения основных участников процесса и обозначить многогранность стоящей проблемы.
Конференция
«Новые форматы культурных центров,
как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020 © Зодчество
Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
© Зодчество
Конференция
«Новые форматы культурных центров,
как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020 © Зодчество
Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
© Зодчество
Конференция
«Новые форматы культурных центров,
как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020 © Зодчество
Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
© Зодчество
Конференция
«Новые форматы культурных центров,
как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020 © Зодчество
Конференция «Новые форматы культурных центров, как часть федерального проекта «Культурная среда». Фестиваль «Зодчество». 11 ноября 2020
© Зодчество

О ситуации с Домами культуры в столице Татарстана рассказал начальник управления культуры мэрии Казани Азат Абзалов. Как и многие другие социально-культурные программы, процесс модернизации ДК в республике ведется системно. На основе нескольких пилотных проектов выработаны подходы, которые успешно применяются на на практике. Одним из наиболее ярких событий, продемонстрировавших возможности по трансформации дворцов культуры в современные культурные центры, стал КЦ «Московский», бывший ДК имени Урицкого. Современный внешний и внутренний дизайн, новейшее оборудование и актуализированная программа, рассчитанная на все возрастные группы, сделали этот центр одной из самых популярных и востребованных площадок в Казани. Другой удачный пример – многофункциональный культурный центр «Сайдаш». Здесь удалось объединить почти несоединимое – классическую сцену с виртуальным звуком, где можно осуществлять оперные постановки и эстрадные перформансы, с обновленными залами для занятий танцами, библиотекой, коворкингом и так далее. Разумеется, при реконструкции Домов культуры проводится благоустройство прилегающей территории.
Выступление Азата Искандаровича Абзалов, начальника управления культуры Мэрии Казани © Зодчество
Выступление Азата Искандаровича Абзалов, начальника управления культуры Мэрии Казани
© Зодчество
Реконструкция Дворца культуры «Саид Галеева» © Управление культуры Мэрии Казани
Реконструкция Дворца культуры «Саид Галеева»
© Управление культуры Мэрии Казани
Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Главный фасад © Управление культуры Мэрии Казани
Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Главный фасад
© Управление культуры Мэрии Казани
Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Общий вид © Управление культуры Мэрии Казани
Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Общий вид
© Управление культуры Мэрии Казани
Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Стойка респшн © Управление культуры Мэрии Казани
Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Стойка респшн
© Управление культуры Мэрии Казани
Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Показ мод для старшего поколения © Управление культуры Мэрии Казани
Здание Культурного центра «Московский» (бывший ДК имени Урицкого) после реконструкции. Показ мод для старшего поколения
© Управление культуры Мэрии Казани
Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Главный фасад © Управление культуры Мэрии Казани
Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Главный фасад
© Управление культуры Мэрии Казани
Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Интерьер фойе © Управление культуры Мэрии Казани
Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Интерьер фойе
© Управление культуры Мэрии Казани
Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Фрагмент интерьера фойе © Управление культуры Мэрии Казани
Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Фрагмент интерьера фойе
© Управление культуры Мэрии Казани
Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Гардероб © Управление культуры Мэрии Казани
Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Гардероб
© Управление культуры Мэрии Казани
Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Интерьер холла на втором этаже © Управление культуры Мэрии Казани
Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Интерьер холла на втором этаже
© Управление культуры Мэрии Казани
Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Компьютерный класс © Управление культуры Мэрии Казани
Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Компьютерный класс
© Управление культуры Мэрии Казани
Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Многофункциональный зал © Управление культуры Мэрии Казани
Здание многофункционального культурного центра «Сайдаш» после реконструкции. Многофункциональный зал
© Управление культуры Мэрии Казани

Не менее планомерно и активно ведет работу с региональной системой ДК Республика Саха (Якутия). Для жителей множества больших и малых населенных пунктов, расположенных на огромной территории Якутии, ДК являются основными ресурсом культурного развития. Согласно исследованиям, в поселениях, где есть учреждения культуры, значительно улучшается демография и другие социальные показатели. Общее число учреждений в республике достигает 500 и, по словам первого заместителя министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Владислава Левочкина, в их модернизации и строительстве новых центров по программе «Моя Якутия в XXI веке» самое активное участие принимают сами горожане. Благодаря программе софинансирования и реализации нацпроекта «Культура» в Якутии за пять лет объем субсидирования в части культуры вырос с 4 млн рублей до 225 млн. Помимо реновации ДК и создания на их базе многофункциональных общественно-культурных центров, средства выделяются на создание инфобазы деятельности ДК. В том числе, команда «Идентичность в типовом» разрабатывает для Якутии веб-сайт «Биир Ситим» – прототип интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики.
Левочкин Владислав Валерьевич, первый заместитель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
Левочкин Владислав Валерьевич, первый заместитель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
© Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
На территории Республики Саха (Якутия) расположены 486 муниципальных культурно-досуговых учреждений с филиалами © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
На территории Республики Саха (Якутия) расположены 486 муниципальных культурно-досуговых учреждений с филиалами
© Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
Сельский дом культуры в с. Дикимдя © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
Сельский дом культуры в с. Дикимдя
© Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
Дом кульутры в с. Сырдах Усть-Алданского района © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
Дом кульутры в с. Сырдах Усть-Алданского района
© Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
Разработка пилотного сайта «Бир Ситим», объединяющего все региональные ДК в информационную систему © Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
Разработка пилотного сайта «Бир Ситим», объединяющего все региональные ДК в информационную систему
© Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

Дома культуры в Московской области задействованы в реализации сразу трех федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Заместитель министра культуры Московской области Инга Морковкина рассказала о планах Правительства МО по комплексной реконструкции и капремонту тридцати ДК с объемом финансирования более 7 млрд руб в течение следующих четырех лет. При разработке и реализации этой программы учтен опыт предыдущих лет, когда реконструкция проводилась частично и, в результате, удавалось решить лишь некоторые проблемы, а также результаты конкурса 2018 года на концепции модернизации трех типовых ДК. «Совместно с главным управлением по архитектуре Московской области мы провели всероссийский открытый конкурс дизайн-проектов пространств культурно-досуговых учреждений. И решили важнейшую задачу – выработать новое концептуальное предложение по внешнему виду и функционалу ДК», – сказала Инга Морковкина. Были определены принципы, которые должны применяться при разработке проектов обновления ДК: современный дизайн, трансформируемость пространств, «умная мебель», многофункциональное и комплексное благоустройство территории. Уже сейчас в рамках программы «Строительство объектов социальной инфраструктуры» на 2021–2024 определены девять ДК для проведения реконструкции и семь площадок для строительства новых ДК на основе нового типового проекта, отвечающего всем требованиям.
Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной,   заместителя министра культуры Московской области © Зодчество
Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
© Зодчество
Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной,   заместителя министра культуры Московской области © Зодчество
Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
© Зодчество
Фрагмент презентации. Плотные площадки для реализации программы реконструкции ДК в МО © Министерство кульутры МО
Фрагмент презентации. Плотные площадки для реализации программы реконструкции ДК в МО
© Министерство кульутры МО
Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья. © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
© АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья. © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
© АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья. © АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
Проект-победитель конкурса концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
© АБ Planet 9 + ABCdesign + Агентство стратегического развития «Центр»
Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья. © АБ A2OM
Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
© АБ A2OM
Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья. © АБ A2OM
Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
© АБ A2OM
Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья. © АБ A2OM
Проект, занявший второе место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
© АБ A2OM
Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья. © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
© Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья. © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
© Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья. © Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
Проект, занявший третье место на конкурсе концепций модернизации домов культуры Подмосковья.
© Nowadays Office + Orchestra Design + Pictorica
Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной,   заместителя министра культуры Московской области © Зодчество
Выступление Инги Евгеньевны Морковкиной, заместителя министра культуры Московской области
© Зодчество

О том, какое значение для городского сообщества может иметь модернизация хотя бы одного Дома культуры, рассказал Андрей Еренков, руководитель департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области. Летом 2018 года в Воронеже состоялась открытая городская конференция «ДК ждут перемен», вызвавшая широкий общественный резонанс. На волне общего интереса, в том же году, в составе программы фестиваля «Зодчество VRN» прошел воркшоп по перепрограммированию ДК, организованный кураторами проекта «Идентичность в типовом» Дарьей Наугольновой и Алексеем Боевым. Молодые архитекторы и простые горожане вместе придумали три новых модели функционирования культурных центров. Кстати, одним из источников вдохновения для участников воркшопа был ДК «Московский» в Казани. К счастью, предложенные идеи не остались на бумаге. «Городская администрация выделила деньги на капремонт главного муниципального ДК – Городского Дворца культуры. Нам удалось выстроить коммуникации между администрацией Воронежа и дирекцией самого ДК, – вспоминает Андрей Еренков. – Так мы смогли реализовать первый пилотный проект переформатирования традиционного ДК под современные функции, разработали логотип, брендбук, продумали стратегию позиционирования. В результате получившееся современное культурное пространство живет новой жизнью».
Еренков Андрей Александрович, руководитель Департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области © Зодчество
Еренков Андрей Александрович, руководитель Департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области
© Зодчество
Внешний вид ДК Машиностроителей до реконструкции © Идентичность в типовом
Внешний вид ДК Машиностроителей до реконструкции
© Идентичность в типовом
Воркшоп по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018 © Идентичность в типовом
Воркшоп по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
© Идентичность в типовом
Участники воркшопа по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018 © Идентичность в типовом
Участники воркшопа по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
© Идентичность в типовом
Воркшоп по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018 © Идентичность в типовом
Воркшоп по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
© Идентичность в типовом
Результаты воркшопа по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018 © Идентичность в типовом
Результаты воркшопа по перепрограммированию ДКв рамках программы фестиваля «Зодчество VRN» 2018
© Идентичность в типовом
Проект реконструкции ДК Машиностроителей в Воронеже. © Visota
Проект реконструкции ДК Машиностроителей в Воронеже.
© Visota

Успех модернизации ДК в Воронеже стал поворотным пунктом для проекта «Идентичность в типовом». Из чисто исследовательского, он превратился в вполне прагматичный, имеющий, хоть и несколько идеалистическую, но далеко идущую цель –перезапуск всей системы Домов культуры в России. По словам Алексея Боева, система ДК, как культурных центров, не имеет аналогов в других странах и может стать мировым брендом. Ее уникальность – не только в масштабе, но и в целом комплексе социокультурных, межнациональных, межэтнических и других проблем, которые решались благодаря существованию доступных ДК. Реконструированные ДК могут не только составить конкуренцию торговым центрам, но и дать толчок креативной экономике. «В кружках ДК закладываются базисные понятия о культуре, науке, искусстве. Эта система может выращивать творческих людей, способных участвовать в развитии креативной экономики. Когда культура, наука и спорт пересекаются в одном месте, всегда получается что-то интересное», – поясняет Алексей Боев.
Определение перечня актуальных сервисов и функций для конкретного ДК при разработке концепции модернизации. По материалам проекта «Идентичность в типовом» © Идентичность в типовом
Определение перечня актуальных сервисов и функций для конкретного ДК при разработке концепции модернизации. По материалам проекта «Идентичность в типовом»
© Идентичность в типовом
Анализ функций, севрсов и занимаемых ими площадей для разработки концепции перепрограммирования © Идентичность в типовом
Анализ функций, севрсов и занимаемых ими площадей для разработки концепции перепрограммирования
© Идентичность в типовом
Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец © Visota
Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
© Visota
Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец © Visota
Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
© Visota
Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец © Visota
Проект реконструкции городского Дворца кульутры им. Тихона Хренникова вг. Елец
© Visota

Коллега Алексея, куратор проекта Дарья Наугольнова сфокусировала свое вступление на комплексном подходе к проблеме: «Мы считаем, что в данный момент дома культуры монофункциональны. Это плохо сказывается на условиях жизни в небольших населенных пунктах. Часто такое здание – по сути, единственный объект, несущий элемент эстетического воспитания. И нам как архитекторам очень хочется, чтобы ДК стали более качественными с точки зрения архитектуры», – отметила Дарья Наугольнова. «Но в сфере наших интересов не только архитектура. Мы анализируем функции и структуры, которые базируются в ДК, находим их сильные стороны и недостатки. Мы проводим анализ социокультурной активности в городе, стремимся понять, какие формы активности привлекают молодежь и людей трудоспособного возраста, чтобы перепрограммировать систему и изменить архаичный стереотип восприятия ДК».

По мнению Дарьи, большое значение в ребрендинге домов культуры имеет создание современного веб-сайта учреждения. Сайт – это не только удобный инструмент для записи на кружки, но и манифест, и коммуникативная площадка, которая поможет добиться самоокупаемости ДК как условия сохранения системы в целом. На этой площадке могут взаимодействовать, обмениваться опытом, помогать друг другу представители руководства региона, культурных ведомств, других департаментов, а также директора ДК, люди искусства, простые пользователи. Сайт, который команда разрабатывает для республики Саха (Якутия), может быть повторен и в других регионах, а со временем отдельные сайты могут быть объединены в общероссийскую систему.
Выступление Дарьи Наугольновой, партнера АБ Visota, куратора проекта «Идентичность в типовом» © Зодчество
Выступление Дарьи Наугольновой, партнера АБ Visota, куратора проекта «Идентичность в типовом»
© Зодчество
Разработка нового брендинга в рамках модернизации ДК. По материалам проекта «Иденичность в типовом»  © Идентичность в типовом
Разработка нового брендинга в рамках модернизации ДК. По материалам проекта «Иденичность в типовом»
© Идентичность в типовом
Логотип сайта «Биир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики © Идентичность в типовом
Логотип сайта «Биир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики
© Идентичность в типовом
интерфейс сайта «Биир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики © Идентичность в типовом
интерфейс сайта «Биир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию и посетителей ДК, чиновников из департаментов культуры, архитектуры и строительства всей республики
© Идентичность в типовом
Логотип сайта «Бир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию Концепция объединения регионльных порталов систем ДК в единую общероссийскую сеть © Идентичность в типовом
Логотип сайта «Бир Ситим», прототипа интернет-портала, объединяющего в интерактивную информационную сеть администрацию Концепция объединения регионльных порталов систем ДК в единую общероссийскую сеть
© Идентичность в типовом

Эксперты в области историко-культурного наследия, аналитики агентства стратегического развития «Центр» Мария Седлецкая и Степан Попов в 2018 году совместно со студией графического дизайна «ABC дизайн» и архитектурным бюро «Planet 9» приняли участие конкурсе модернизации ДК в МО и рассказали о результатах исследований, которые были ими получены в процессе работы над конкурсным проектом. Сначала команда оценила ресурсный потенциал ДК, затем продумала концепцию идентичности (уникальные ремесленные традиции и производства), проанализировала состав целевой аудитории. «Мы подходили к типовым ДК 1950-х и 1960-х годов с точки зрения культурной конверсии, несмотря на то, что ни одно из зданий не является объектом культурного наследия. У конкурса были довольно жесткие условия, например, стоимость одного квадратного метра обновленного объекта не должна превышать 32 000 рублей. Но, с другой стороны, благодаря ограничениям открывался простор для воображения. Мы оперировали двумя форматами. Первый – большие пространства-трансформеры, которые могут выполнять различные функции в течение дня. Второй формат – маленькие многофункциональные помещения. Это переговорные, библиотеки, мастерские. Главный вывод, сделанный нами: ДК сегодня может стать драйвером социально-экономического развития города в целом», – рассказала Мария Седлецкая.
Выступление экспертов в области историко-культурного наследия, аналитики агентства стратегического развития «Центр» Марии Седлецкой и Степана Попова  © Зодчество
Выступление экспертов в области историко-культурного наследия, аналитики агентства стратегического развития «Центр» Марии Седлецкой и Степана Попова
© Зодчество
Выступление аналитика агентства стратегического развития «Центр» Марии Седлецкой © Зодчество
Выступление аналитика агентства стратегического развития «Центр» Марии Седлецкой
© Зодчество
Выступление аналитика агентства стратегического развития «Центр» Степана Попова  © Зодчество
Выступление аналитика агентства стратегического развития «Центр» Степана Попова
© Зодчество
Анализ основных трендов в развитии ДК © Агентство стратегического развития «Центр»
Анализ основных трендов в развитии ДК
© Агентство стратегического развития «Центр»
Концепция культурной конверсии © Агентство стратегического развития «Центр»
Концепция культурной конверсии
© Агентство стратегического развития «Центр»

Вывод коллег подтвердил директор проектов центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) Илья Токарев. За два года реализации программы «100 городских лидеров» поступило более 50 000 писем, в которых так или иначе затрагиваются вопросы обновления домов культуры и других муниципальных пространств – библиотек, школ и так далее. «В следующем 2021 году, который объявлен годом креативных индустрий, мы будем запускать программу пилотирования подходов к вовлечению неликвидных объектов недвижимости через социокультурные практики и построение внутригородских сообществ, подготовку управленческих команд, которые могут программировать и развивать площадки. Дальше, в зависимости от типологии площадки и особенностей внешнего окружения, они будут уходить либо в социальную, либо в коммерческую историю. Их задача – вовлекать местные сообщества, поднимать уровень человеческого капитала на отдельно взятой территории и как следствие – ревитализировать пространство», – сказал Илья Токарев. В селах и городах многофункциональные инфраструктурные площадки, которые объединяют представителей местных творческих профессий, крайне востребованы – это доказал проведенный в июле 2020 года в онлайн-формате «Креативный четверг», объединивший 20 площадок креативных индустрий по всей стране. И обновленные ДК могут взять на себя функции таких площадок.
Выступление Ильи Токарева, директора проектов Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ)
Выступление Ильи Токарева, директора проектов Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ)
© Зодчество

Подводя итоги конференции, Дарья Наугольнова напомнила о необходимости действовать сообща, коллегиально: «Мне кажется, что ни одной команде в одиночку не под силу будет повлиять на систему. Но если мы все вместе объединим наши экспертные знания, то сможем модернизировать систему ДК в стране».

Видео-запись конференции можно посмотреть на YouTube-канале СМА:

;

Команда проекта «Идентичность в типовом» открыта к сотрудничеству и приглашает всех, кто работает в системе ДК, в управлениях культуры городов и регионов России, кто уже реализовал проекты на базе местного ДК и готов поделиться своим опытом, кто хотел бы перезапустить ДК в своем родном городе или реализовать на базе местного ДК свой собственный проект, присоединяться к исследованию и выработке методики обновления системы ДК в России.