Живее всех живых

В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.

mainImg
Мышь: Давай сушиться: сыграем в путалки на сухую тему – и всё. Алиса: Во что?

«Алиса в стране чудес». В. Высоцкий, О. Герасимов, Н. Демурова, Е. Геворгян и др., 1976

Нынешнее Зодчество – двадцать седьмое, фестиваль проводится каждый год почти все тридцать постсоветских лет; долгое время он проходил в Манеже, теперь в Гостином дворе. В этом году многие ждали, что из-за эпидемии фестиваль не состоится, полгода вздыхали и планировали, однако же фестиваль – вот он, и даже 13 ноября, когда все другие массовые мероприятия уже будут запрещены, фестиваль, как мне сказали организаторы, будет работать. Так что – welcome, все же Зодчество открыто всего три дня, со среды по пятницу.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Завтра, в четверг 12 ноября, на параллельном фестивалю отчетно-перевыборном собрании планируется избрать нового президента российского союза архитекторов. Перевыборы СМА уже состоялись, Николай Шумаков сохранил свое место, а на место главы САР сейчас два претендента: действующий президент Николай Шумаков и Дмитрий Наринский.

Итак. Сегодя куратор Зодчества Эдуард Кубенский, глава всероссийского архитектурного издательства Tatlin, базирующегося в Екатеринбурге, ходил, точнее бегал, по Гостиному двору в майке с надписью «Живи вечно», живым примером иллюстрируя тему нынешнего года – «Вечность».



Эдуард Кубенский любит концептуальные инсталляции, и в этом году он, определенно, задался целью наполнить ими фестиваль до отказа, пригласив множество архитекторов сотворить 40 инсталляций на тему «Сумасшедшие корабли», ведомые двумя самыми сумасшедшими – на входе, из пластиковых вилок и поролоновых сосисок.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Сооружения, более или менее напоминающие лодку, заполонили почти все пространство по сторонам центрального осевого коридора.
  • zooming
    1 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    10 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру

По оси же вывешена традиционная основа Зодчества – планшеты с проектами и постройками участников смотра-конкурса, претендентами на Хрустальный Дедал, главную награду для построек, и Татлин, главную награду для проектов. Таким образом все получили свое: планшеты развешены вполне традиционно, как всегда, а инсталляции устраивают вокруг сущую пляску.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

А вот если пройти коридор до конца, до амфитеатра-форума, и повернуть налево, то там недалеко от дирекции обнаруживается примечательная инсталляция, где гроб с надписью Зодчество засунут в помойный контейнер с хетшегом #похороны отменяются.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Поначалу в этом заявлении прочитывается месседж то ли самого фестиваля, благо недалеко от офиса дирекции, то ли куратора – нет сомнений, все до последнего ждали в напряжении, состоится Зодчество или нет, и гроб в помойке кажется чем-то вроде сообщения, что «не спешите нас хоронить». Но мне удалось поговорить с одним из авторов стенда, Альбертом Зяббаровым из BAZA school, и выяснилось, что, во-первых, стенд показывает пространство, задуманное молодежным отделением союза в здании САР на Гранатном, 12, лет 10 назад реконструированном Александром Асадовым.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Оно должно расположиться в первом этаже и служить коворкингом, а также местом общения и выставок для молодых зодчих. Название задуманного пространства – Гранат, по имени переулка. А надпись «общение важнее денег» на полу намекает еще и на то, что цена полноценного стенда на фестивале дороговата для молодых архитекторов. Место для инсталляции предоставлено Музеем архитектуры, директор которого Елизавета Лихачева приняла «взрывную» полемическую инсталляцию, по словам ее авторов, «на ура».

В стойке, поддерживающей макет будущего коворкинга, помещен разломанный гранат – символ его названия.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Но гранатов на выставке много – Эдуард Кубенский сделал эти фрукты, символизирующие христианскую жертву, элементом навигации. Гранаты возлежат на навигационных кубах с планом выставки и на некоторых стендах некоммерческой программы, на гранаты наклеены QR-коды, открыв которые, мы получаем обозначение своего места на плане выставки. [UPD: Выяснилось, что и все остальные гранты разложили по выставке авторы инсталляции #похороны отменяются, и все QR-коды содержат схему прохода именно к их стенду. То-то целый ящик гранатов с кодами лежит на стенде. Вот молодцы. А гранаты, символ жертвы Христа, авторы трактуют как символ возрождения молодежной секции Союза архитекторов. – Прим. авт., 12.11.2020].
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

К слову, и QR-кодов на выставке просто-таки очень много. Пора переходить на шестнадцатеричную систему общения, встраивать в мозг считывающий чип.

Если говорить о претендентах на главную премию Зодчества, то в некоторые годы работы с максимальными шансами на награду группировали, объединяя пять-шесть ближайших претендентов, – но сейчас, кажется, это не так: постройки и проекты участников основного конкурса выстроены по правую руку от входа, студенческие проекты по левую, и, пожалуй, все. Традиционно немного московских проектов, традиционно много петербургских. В отдельную группу выделены церкви, что, надо думать, правильно, очень уж специфичный жанр, и, уже менее обоснованно, проекты, представленные, помимо планшетов, макетами. Но последнее объяснимо – прием обеспечивает лучшую сохранность выставленных макетов, поскольку центральный коридор узок, и никто не будет спотыкаться в нем об экспонаты. Самый крупный из макетов – кампуса ИТМО Никиты Явейна, недавно показанный на Арх Москве здесь же, в Гостином дворе (вообще говоря, аберрации, происходящие между Арх Москвой и Зодчеством, особенно после того, как они стали проходить в одном пространстве, да еще из-за Covid-a оба осенью – предмет отдельного исследования).

Главный коридор, к которому примыкают ячейки стендов областей, нескольких бюро и части некоммерческих экспозиций, выстроен, как обычно, из гипсокартона. Кстати, лучший стенд – пожалуй, Самарской области, с большим колесом для белки.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

На стенде Ростовской области главный герой – обновленный мемориал Самбекских высот, но увы, там мне никак не смогли назвать архитекторов этого проекта, и они, конечно, не указаны на стенде, что жаль.

Все сопровождающие центральную ось с двух сторон инсталляции и стенды спецпроектов выполнены из пенополистирола компании Мосстрой-31, которая как следствие получила место для собственного стенда среди инсталляций там она показывает скульптуры из своего материала, внешне похожего на пенопласт, а также картины кисти руководителя компании.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Пространство инсталляций – типичная «периферия» – занято в основном «кораблями». Их много, некоторые авторы сделали по два корабля. Некоторые компании тоже сделали корабли. Один корабль из настоящей старой лодки сделала компания Norvex, в ней сидит человек, играет на варгане и издает другие звуки, похожие на шаманское камлание. Все вместе – спецпроект «Ад, рай и трепет», напоминающий о «постановке «Божественной комедии» Данте в сентябре 2020 в поселке Хужир на острове Ольхон на Байкале».
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Другой большой корабль сделала компания Riverclack.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Такой же красный (оранжевый), но из бумажных корабликов – Владимир Кузьмин и студенты.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Братья Асадовы – один с металлической чашей с горсткой чего-то черного: «ЧелоВечность», другой со стеклянными колбами, лампами и мхом.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Алексей Гинзбург – разноцветную «мечту архитектора».
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Михаил Бейлин – круги, часть их которых вращается, часть нет.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Николай Лызлов – решетчатую конструкцию с Teddy bear внутри и маску радужных цветов в виде флага.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Тотан Кузембаев продолжает развивать национальную тему кочевника: ковер и верблюды.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Алексей Козырь и Александр Пономарев использовали тему корабля для того, чтобы показать свой проект Мемориального комплекса погибшим морякам в Кронштадте: вода там переливается через край и течет к морю, как слезы.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Школа МАРШ – много картинок.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Ну и так далее.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Среди спецпроектов – стенд «Вечная мерзлота» Елены Петуховой, Андрея и Никиты Асадовых, Ольги Кудриной и Александра Мошкирева, посвященный работе Александра и Елизаветы Шипковых в Норильске в 1960-е годы. Там они придумали проекты «поляров», самодостаточных многофункциональных комплексов, позволяющих пережить заполярную зиму. Часть этих проектов были опубликованы в Architecture d'aujourd'hui. На стенде завывает ветер, стоит настоящий кульман (раритет!) и несколько старых табуреток. Стенд очень атмосферный и выглядит как самостоятельная выставка, которую можно показать где-то еще.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Стенд BIF – интерьерного фестиваля Союза архитекторов, упоминание которого встречается в экспозиции очень-очень часто, чтобы не сказать повсюду, с секретом: он представляет собой рамку трехмерного пространства, которое будет меняться каждый из трех дней, демонстрируя силу иллюзии визуального эффекта, а проще говоря раскраски стен. В первый день стенд был покрашен по проекту MAD architects – здесь настоящие кубики перекликаются с нарисованными, бравируя сходством. В четверг обещают тени от megabudka, в пятницу оп-арт от CITIZENSTUDIO.

[UPD: выяснилось, что на одной площадке параллельно проводят два фестиваля САР, Зодчество и BIF, один с темой «Вечность», другой с темой «Изменчивость». Изменчивость стенда призвана обозначать тему интерьерного фестиваля, а работы его конкурса выставлены на фиолетовых стендах ближе к амфитеатру-форуму, – прим. авт., 12.11.2020].
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Далее фоторепортаж. В некоммерческой программе фестиваля присутствуют: важный стенд, посвященный научным работам Юрия Волчка, которые можно скачать и прочитать, опять же, через QR-код; ретроспективный стенд Дмитрия Михейкина с тающим на глазах Храмом Христа Спасителя; скамейка «Калуга» Алексея Комова с попыткой классифицировать типы индентичности города; проект «Индентичность в типовом», классифицирующий типовые ДК советского времени (150 макетов) и проект Евгении Репиной и Сергея Малахова, классифицирующий самарские дворы через призму «ордера», то есть самобытного порядка хозяев, организовавших пространство; «Некрополь» Юрия Аввакумова; выставки Архнадзора, школы Бизнеса и Дизайна и RE-школы Наринэ Тютчевой.
  • zooming
    1 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    10 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    11 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    12 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    13 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    14 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    15 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    16 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру

Тут много разного. Хотя, как и Арх Москва 2020 года, Зодчество выглядит достаточно просторным, скажем так, незатесненным, не сравнить с 2007 годом.

Чего, пожалуй, действительно удалось добиться куратору, раз уж не удалось добиться бесплатного участия архитекторов в смотре-конкурсе, оптимистически заявленного в кураторской программе, победившей в 2019 году – так это, пожалуй, равновесия некоммерческой и базовой программы фестиваля. «Кораблей» так много, что между ними можно долго бродить, идентифицируя и интерпретируя. Некоммерческие стенды тоже многочисленны и обширны. Может быть когда-то они и жались по углам, а теперь грозят затопить центр, причем некоторые бравируют «отвязностью»: то радужный флаг, то белорусский корабль, то гроб, – как, впрочем, и полагается артистическим инсталляциям. Но фланирование между вполне официальными стендами областей и вполне вольными, равно как и вполне загадочными, открытыми для интерпретаций, кораблями, – показывает разнообразие нашего мира, множество границ и пограничных сюжетов, равных перед лицом вечности.

Куратор не был бы издателем, если бы уже не издал каталог, «написанный кровью куратора». Понять его можно.

11 Ноября 2020

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.