Живее всех живых

В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

11 Ноября 2020
mainImg
0
Мышь: Давай сушиться: сыграем в путалки на сухую тему – и всё. Алиса: Во что?

«Алиса в стране чудес». В. Высоцкий, О. Герасимов, Н. Демурова, Е. Геворгян и др., 1976

Нынешнее Зодчество – двадцать седьмое, фестиваль проводится каждый год почти все тридцать постсоветских лет; долгое время он проходил в Манеже, теперь в Гостином дворе. В этом году многие ждали, что из-за эпидемии фестиваль не состоится, полгода вздыхали и планировали, однако же фестиваль – вот он, и даже 13 ноября, когда все другие массовые мероприятия уже будут запрещены, фестиваль, как мне сказали организаторы, будет работать. Так что – welcome, все же Зодчество открыто всего три дня, со среды по пятницу.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Завтра, в четверг 12 ноября, на параллельном фестивалю отчетно-перевыборном собрании планируется избрать нового президента российского союза архитекторов. Перевыборы СМА уже состоялись, Николай Шумаков сохранил свое место, а на место главы САР сейчас два претендента: действующий президент Николай Шумаков и Дмитрий Наринский.

Итак. Сегодя куратор Зодчества Эдуард Кубенский, глава всероссийского архитектурного издательства Tatlin, базирующегося в Екатеринбурге, ходил, точнее бегал, по Гостиному двору в майке с надписью «Живи вечно», живым примером иллюстрируя тему нынешнего года – «Вечность».



Эдуард Кубенский любит концептуальные инсталляции, и в этом году он, определенно, задался целью наполнить ими фестиваль до отказа, пригласив множество архитекторов сотворить 40 инсталляций на тему «Сумасшедшие корабли», ведомые двумя самыми сумасшедшими – на входе, из пластиковых вилок и поролоновых сосисок.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Сооружения, более или менее напоминающие лодку, заполонили почти все пространство по сторонам центрального осевого коридора.
  • zooming
    1 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    10 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру

По оси же вывешена традиционная основа Зодчества – планшеты с проектами и постройками участников смотра-конкурса, претендентами на Хрустальный Дедал, главную награду для построек, и Татлин, главную награду для проектов. Таким образом все получили свое: планшеты развешены вполне традиционно, как всегда, а инсталляции устраивают вокруг сущую пляску.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

А вот если пройти коридор до конца, до амфитеатра-форума, и повернуть налево, то там недалеко от дирекции обнаруживается примечательная инсталляция, где гроб с надписью Зодчество засунут в помойный контейнер с хетшегом #похороны отменяются.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Поначалу в этом заявлении прочитывается месседж то ли самого фестиваля, благо недалеко от офиса дирекции, то ли куратора – нет сомнений, все до последнего ждали в напряжении, состоится Зодчество или нет, и гроб в помойке кажется чем-то вроде сообщения, что «не спешите нас хоронить». Но мне удалось поговорить с одним из авторов стенда, Альбертом Зяббаровым из BAZA school, и выяснилось, что, во-первых, стенд показывает пространство, задуманное молодежным отделением союза в здании САР на Гранатном, 12, лет 10 назад реконструированном Александром Асадовым.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Оно должно расположиться в первом этаже и служить коворкингом, а также местом общения и выставок для молодых зодчих. Название задуманного пространства – Гранат, по имени переулка. А надпись «общение важнее денег» на полу намекает еще и на то, что цена полноценного стенда на фестивале дороговата для молодых архитекторов. Место для инсталляции предоставлено Музеем архитектуры, директор которого Елизавета Лихачева приняла «взрывную» полемическую инсталляцию, по словам ее авторов, «на ура».

В стойке, поддерживающей макет будущего коворкинга, помещен разломанный гранат – символ его названия.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Но гранатов на выставке много – Эдуард Кубенский сделал эти фрукты, символизирующие христианскую жертву, элементом навигации. Гранаты возлежат на навигационных кубах с планом выставки и на некоторых стендах некоммерческой программы, на гранаты наклеены QR-коды, открыв которые, мы получаем обозначение своего места на плане выставки. [UPD: Выяснилось, что и все остальные гранты разложили по выставке авторы инсталляции #похороны отменяются, и все QR-коды содержат схему прохода именно к их стенду. То-то целый ящик гранатов с кодами лежит на стенде. Вот молодцы. А гранаты, символ жертвы Христа, авторы трактуют как символ возрождения молодежной секции Союза архитекторов. – Прим. авт., 12.11.2020].
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

К слову, и QR-кодов на выставке просто-таки очень много. Пора переходить на шестнадцатеричную систему общения, встраивать в мозг считывающий чип.

Если говорить о претендентах на главную премию Зодчества, то в некоторые годы работы с максимальными шансами на награду группировали, объединяя пять-шесть ближайших претендентов, – но сейчас, кажется, это не так: постройки и проекты участников основного конкурса выстроены по правую руку от входа, студенческие проекты по левую, и, пожалуй, все. Традиционно немного московских проектов, традиционно много петербургских. В отдельную группу выделены церкви, что, надо думать, правильно, очень уж специфичный жанр, и, уже менее обоснованно, проекты, представленные, помимо планшетов, макетами. Но последнее объяснимо – прием обеспечивает лучшую сохранность выставленных макетов, поскольку центральный коридор узок, и никто не будет спотыкаться в нем об экспонаты. Самый крупный из макетов – кампуса ИТМО Никиты Явейна, недавно показанный на Арх Москве здесь же, в Гостином дворе (вообще говоря, аберрации, происходящие между Арх Москвой и Зодчеством, особенно после того, как они стали проходить в одном пространстве, да еще из-за Covid-a оба осенью – предмет отдельного исследования).

Главный коридор, к которому примыкают ячейки стендов областей, нескольких бюро и части некоммерческих экспозиций, выстроен, как обычно, из гипсокартона. Кстати, лучший стенд – пожалуй, Самарской области, с большим колесом для белки.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

На стенде Ростовской области главный герой – обновленный мемориал Самбекских высот, но увы, там мне никак не смогли назвать архитекторов этого проекта, и они, конечно, не указаны на стенде, что жаль.

Все сопровождающие центральную ось с двух сторон инсталляции и стенды спецпроектов выполнены из пенополистирола компании Мосстрой-31, которая как следствие получила место для собственного стенда среди инсталляций там она показывает скульптуры из своего материала, внешне похожего на пенопласт, а также картины кисти руководителя компании.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Пространство инсталляций – типичная «периферия» – занято в основном «кораблями». Их много, некоторые авторы сделали по два корабля. Некоторые компании тоже сделали корабли. Один корабль из настоящей старой лодки сделала компания Norvex, в ней сидит человек, играет на варгане и издает другие звуки, похожие на шаманское камлание. Все вместе – спецпроект «Ад, рай и трепет», напоминающий о «постановке «Божественной комедии» Данте в сентябре 2020 в поселке Хужир на острове Ольхон на Байкале».
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Другой большой корабль сделала компания Riverclack.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Такой же красный (оранжевый), но из бумажных корабликов – Владимир Кузьмин и студенты.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Братья Асадовы – один с металлической чашей с горсткой чего-то черного: «ЧелоВечность», другой со стеклянными колбами, лампами и мхом.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Алексей Гинзбург – разноцветную «мечту архитектора».
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Михаил Бейлин – круги, часть их которых вращается, часть нет.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Николай Лызлов – решетчатую конструкцию с Teddy bear внутри и маску радужных цветов в виде флага.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Тотан Кузембаев продолжает развивать национальную тему кочевника: ковер и верблюды.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Алексей Козырь и Александр Пономарев использовали тему корабля для того, чтобы показать свой проект Мемориального комплекса погибшим морякам в Кронштадте: вода там переливается через край и течет к морю, как слезы.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Школа МАРШ – много картинок.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Ну и так далее.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Среди спецпроектов – стенд «Вечная мерзлота» Елены Петуховой, Андрея и Никиты Асадовых, Ольги Кудриной и Александра Мошкирева, посвященный работе Александра и Елизаветы Шипковых в Норильске в 1960-е годы. Там они придумали проекты «поляров», самодостаточных многофункциональных комплексов, позволяющих пережить заполярную зиму. Часть этих проектов были опубликованы в Architecture d'aujourd'hui. На стенде завывает ветер, стоит настоящий кульман (раритет!) и несколько старых табуреток. Стенд очень атмосферный и выглядит как самостоятельная выставка, которую можно показать где-то еще.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Стенд BIF – интерьерного фестиваля Союза архитекторов, упоминание которого встречается в экспозиции очень-очень часто, чтобы не сказать повсюду, с секретом: он представляет собой рамку трехмерного пространства, которое будет меняться каждый из трех дней, демонстрируя силу иллюзии визуального эффекта, а проще говоря раскраски стен. В первый день стенд был покрашен по проекту MAD architects – здесь настоящие кубики перекликаются с нарисованными, бравируя сходством. В четверг обещают тени от megabudka, в пятницу оп-арт от CITIZENSTUDIO.

[UPD: выяснилось, что на одной площадке параллельно проводят два фестиваля САР, Зодчество и BIF, один с темой «Вечность», другой с темой «Изменчивость». Изменчивость стенда призвана обозначать тему интерьерного фестиваля, а работы его конкурса выставлены на фиолетовых стендах ближе к амфитеатру-форуму, – прим. авт., 12.11.2020].
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Далее фоторепортаж. В некоммерческой программе фестиваля присутствуют: важный стенд, посвященный научным работам Юрия Волчка, которые можно скачать и прочитать, опять же, через QR-код; ретроспективный стенд Дмитрия Михейкина с тающим на глазах Храмом Христа Спасителя; скамейка «Калуга» Алексея Комова с попыткой классифицировать типы индентичности города; проект «Индентичность в типовом», классифицирующий типовые ДК советского времени (150 макетов) и проект Евгении Репиной и Сергея Малахова, классифицирующий самарские дворы через призму «ордера», то есть самобытного порядка хозяев, организовавших пространство; «Некрополь» Юрия Аввакумова; выставки Архнадзора, школы Бизнеса и Дизайна и RE-школы Наринэ Тютчевой.
  • zooming
    1 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    10 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    11 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    12 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    13 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    14 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    15 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    16 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру

Тут много разного. Хотя, как и Арх Москва 2020 года, Зодчество выглядит достаточно просторным, скажем так, незатесненным, не сравнить с 2007 годом.

Чего, пожалуй, действительно удалось добиться куратору, раз уж не удалось добиться бесплатного участия архитекторов в смотре-конкурсе, оптимистически заявленного в кураторской программе, победившей в 2019 году – так это, пожалуй, равновесия некоммерческой и базовой программы фестиваля. «Кораблей» так много, что между ними можно долго бродить, идентифицируя и интерпретируя. Некоммерческие стенды тоже многочисленны и обширны. Может быть когда-то они и жались по углам, а теперь грозят затопить центр, причем некоторые бравируют «отвязностью»: то радужный флаг, то белорусский корабль, то гроб, – как, впрочем, и полагается артистическим инсталляциям. Но фланирование между вполне официальными стендами областей и вполне вольными, равно как и вполне загадочными, открытыми для интерпретаций, кораблями, – показывает разнообразие нашего мира, множество границ и пограничных сюжетов, равных перед лицом вечности.

Куратор не был бы издателем, если бы уже не издал каталог, «написанный кровью куратора». Понять его можно.

11 Ноября 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Жизнь в трещинах асфальта
В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Градсовет Петербурга 24.08.2022
Второй вариант ЖК «Морская Резиденция», в котором восстанавливается недавно снесенное здание Давида Бурышкина, а также дом рядом с Мурино, который похож на общежитие.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Технологии и материалы
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Сейчас на главной
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.