Архитекторы из бюро Станислава Горшунова ГОРА решали две задачи: сохранить и подчеркнуть эстетику брутализма, а также увеличить вместимость примерно вдвое.
Внешне здание практически не изменилось, лишь стало аккуратнее. Фасады расчистили от поздних наслоений, заменили всю оконную систему, восстановили исторический тамбур. Барельеф «Маркс-Энгельс-Ленин» решили сохранить как характерный для своего времени элемент, только теперь его фланкируют два медиаэкрана.
Концертный зал «Юпитер»
© Архитектурное бюро С. Горшунова
Концертный зал «Юпитер»
© Архитектурное бюро С. Горшунова
Внутри же преобразования более значительные. В основном зале появился балкон, на третьем этаже – универсальная зона для конференций, мастер-классов и закрытых мероприятий, холлы и коридоры приспособили для проведения выставок. Таким образом, технически здание превратилось в многофункциональное, вместимость увеличилась до 1,5 тысяч человек, что сделало «Юпитер» одной из крупнейших профильных площадок города.
Интерьеры здания работают скорее на показатель «посещаемости» – это простая, но эффектная вариация на тему советской эстетики, которая делает площадку привлекательной не только для зрителей, но и организаторов мероприятий, а также случайных посетителей, зашедших в ресторан, на лекцию или презентацию. Надо отметить, что интерьеры бюро удаются – в портфолио они представлены наравне с архитектурой, многие отмечены премиями.
У каждого этажа своя особенность. Первый – белое пространство, в которое «встроен» деревянный бокс гардероба. Внимание привлекает кессоннированный потолок, который ощутимо увеличил высоту и пространство в целом, так как раньше конструктивные балки располагались на нижнем уровне «ячеек». В помещениях по бокам от вестибюля уже открылись два ресторана и кафе.
На втором этаже зону буфета формируют угловатые черные модули, которые контрастируют со светлыми стенами и полом из широкоформатных керамических плит «под мрамор».
Третий этаж более камерный, здесь основной материал – дерево. Также архитекторы играют со светом, сталкивают прямые углы с окружностями, сохраняют перегородки из стеклоблоков. Пространства всех этажей объединяют две монументальные лестницы, которые хорошо видны с улицы.
Сам концертный зал облицевали панелями, которые разработали для этого объекта вместе со специалистами по акустике. Сначала их напечатали на 3D принтере, а после изготовили матрицу, в которой и отливали панели. Черный цвет помогает зрителям полностью сконцентрироватья на сцене, а ячеистая структура материала и контрастная светотень создает эффект «мягких» стен и создает образ звукозаписывающей студии.
В будущем по проекту бюро также благоустроят площадку перед концертным залом: исторический фонтан восстановят, появятся небольшие зоны рекреации.
Проект реконструкции получил золотой диплом конкурса Архновация 2019.