Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

Власть – советам

На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.

0 Дискуссия была посвящена в значительной части опыту согласования АГО – архитектурно-градостроительного облика, зданий в Московской области. Часть спикеров, участвовавших в обсуждении, – глава АБ «Мезонпроект» Илья Машков, руководитель «Лаборатории виртуальной архитектуры» Станислав Кулиш и руководитель АБ «Ампир» Михаил Тумаркин – входят в рабочую группу архитектурной комиссии МО, а главный архитектор ТПО «Резерв» Владимир Плоткин и соучредитель «Остоженки» Андрей Гнездилов – в состав архитектурной комиссии и, кроме того, архсовета Москвы. Главный архитектор МО Александра Кузьмина руководит как рабочей группой, так и архитектурной комиссией Подмосковья. Таким образом, участники разговора не понаслышке знакомы с процедурой обсуждения и согласования проектов, причем, конечно же, в обеих ипостасях, как авторов, так и экспертов.
zooming
Дискуссия «Создавая будущее: инструмент влияния на облик города», 12.11.2020
Фотография: предоставлена пресс-службой Союза архитекторов России.

В кратком вступительном слове Илья Машков предложил задуматься над тем, кто и как влияет на архитектурный облик городов: архитекторы, девелоперы, строители, согласовательные инстанции, жители? Как достигается баланс между творчеством и регулированием ради достижения наилучшего результата?

Затем Илья Машков, подчеркнув, что Московская область сейчас – едва ли не самый активный в архитектурно-строительном отношении, известный в том числе показательными решениями в области регулирования, передал слово главному архитектору МО Александре Кузьминой.


Александра Кузьмина: АГО как инструмент защиты авторского замысла

Александра Кузьмина, главный архитектор Московской области, свою презентацию начала с того, что от главных архитекторов городов и регионов ожидают регулирования, влияния на облик городов, но с законодательной точки зрения инструментов нет. Александра Кузьмина рассказала об опыте МО: «Наша задача – авторский замысел, фиксированный в АГО, обеспечивающий качественную реализацию».
zooming
Дискуссия «Создавая будущее: инструмент влияния на облик города», 12.11.2020
Фотография: предоставлена пресс-службой Союза архитекторов России.

На сегодняшний день авторский замысел архитектора не защищен от сторонних изменений ничем, кроме АГО, – подчеркнула главный архитектор области. Опираясь на существующий перечень процедур, на который есть ссылка в Градкодексе, в Московской области выпустили «Постановление Правительства об утверждении положения о рассмотрении АГО», что позволило зафиксировать четкий административный регламент принятия решений во всех инстанциях.
  • zooming
    1 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    2 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    3 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    4 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    5 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    6 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    7 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    8 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области

Цели АГО: фиксирование внешнего вида объекта, комплексного благоустройства, пешеходной и транспортной доступности, плюс для объектов, финансируемых из бюджета, – оценка рациональности планировок. Визуальные характеристики рассматриваются на архитектурной комиссии, в открытом формате, автор представляет свой проект. После обсуждения с архитектором и заказчиком тут же, на комиссии, принимается решение. «Мы исключили ощущение, что есть какая-то тайна, которая творится за закрытыми дверями», – подчеркнула главный архитектор МО, закончив выводом о том, что АГО – необходимый инструмент защиты авторского замысла. Далее Александра Кузьмина привела примеры того, как рекомендации архкомиссии МО без смены архитектора объекта привели к лучшему качеству проектов. Несколько примеров, свительствующих о таких удачных корректировках проектов, можно увидеть ниже:
Пример изменения проекта по рекомендациям рабочей группы при архитектурной комиссии МО. Психоневрологический интернат в Егорьевске, Полбино
Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
Пример изменения проекта по рекомендациям рабочей группы при архитектурной комиссии МО. Школа с общежитием в Коломне
Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
Пример изменения проекта по рекомендациям рабочей группы при архитектурной комиссии МО. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, Королев, ул. Кирова, 91
Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области


Андрей Гнездилов: Вернуть стадию концепции в законодательство

По словам Андрея Гнездилова, ему случалось быть «свидетелем побед», когда на архсоветах удавалось «развернуть» проект неудачный, но, казалось бы, готовый: «Казалось бы, крейсер не может ходить галсами, он сейчас разобьет причальную стенку... Но я был свидетелем нескольких случаев, когда повернуть удавалось».
zooming
Дискуссия «Создавая будущее: инструмент влияния на облик города», 12.11.2020
Фотография: предоставлена пресс-службой Союза архитекторов России.

Хотелось бы, чтобы проекты приходили на комиссию в более ранних стадиях, – подчеркнул Андрей Гнездилов: «Если бы решение по объему и финансированию проекта рождалось из концепции, а концепция для начала все же рассматривалась на совете, – тогда, может быть, у нас было бы больше возможностей раньше включить фильтр качества».

«То есть на той стадии, которая на данный момент исключена из законодательства, поскольку законодательство у нас стало постадийным, и архитектурно-градостроительная концепция исчезла из закона как класс», – заметила на это Александра Кузьмина. «Если мы сейчас находимся на общественном форуме, то мы обязаны высказать нашу позицию: мы хотим, чтобы это было внесено в закон», – подчеркнул Андрей Гнездилов.
Итак, подчеркнем – в закон необходимо вернуть понятие эскизной концепции, так же как и возможность ее рассмотрения на советах, – одна из важных позиций, высказанных во время дискуссии.


Затем Илья Машков обратился к Владимиру Плоткину с провокационным вопросом (вообще говоря, Илья Машков позиционировал практически все свои вопросы на данной сессии как провокационные) – не становится ли критика архсовет притеснением творчества коллег?


Владимир Плоткин: Советы как инструмент

Владимир Плоткин, отметив некоторую досаду, которая временами возникает у архитектора при вынесении его собственного проекта на рассмотрение совета или рабочей группы: «...я ничего не нарушил, все регламенты соблюдены, всё, что осталось – это мое видение, так какого черта?» – признал однако пользу от арх- и градсоветов. С одной стороны, сама по себе рекомендация каждого конкретного коллеги вещь совещательная, но замечение может оказаться и полезным, заставив автора о чем-то задуматься.

С другой стороны, солидарная позиция членов архсовета способна дать проекту аргументированное одобрение (или осуждение, впрочем) той или иной авторской позиции, – продолжил Владимир Плоткин. К примеру, автор может выйти на совет с проектом, предполагающим изменение регламента на участке, увеличения или уменьшения предельной высотности, или получить (или не получить) поддержку. Таким образом обсуждение на совете может наделить автора инструментом для дальнейшего диалога с заказчиком и с городом.

Хотя, заметил Владимир Плоткин, в Нью-Йорке, если все ограничения и требования регламента соблюдены, никаких дополнительных обсуждений и рекомендаций не требуется. За исключением уникальных случаев, объектов, запланированных в самых важных местах или способных оказать исключительное воздействие на панорамы.

Ведущий Илья Машков продолжил взятую на себя роль сомневающегося и обратился к следующему спикеру с вопросом, не является ли необходимость утверждать АГО недоверием по отношению к автору.


Станислав Кулиш: Совет для заказчика

Основатель «Лаборатории виртуальной архитектуры» к слову вспомнил историю согласования знаменитого Центра Помпиду в Париже: проект удалось утвердить только после смены министра культуры. Станислав Кулиш также заметил, что в международной практике большое значение имеет не только профессиональное согласование, но и согласование с жителями.
zooming
Дискуссия «Создавая будущее: инструмент влияния на облик города», 12.11.2020
Фотография: предоставлена пресс-службой Союза архитекторов России.

В целом в архитектурной комиссии Станислав Кулиш видит положительный смысл, так как «для автора совет дает картину восприятия объекта с разных сторон». Кроме того, иногда единственный способ защититься от диктата заказчика – это вынести объект на суд других профессионалов.

Илья Машков поддержал коллегу: действительно, доверие заказчика к архитектору, автору проекта, часто возрастает после архсовета и знакомства с мнением других архитекторов, и он соглашается с автором в спорных пунктах.


Михаил Тумаркин: Консультативно-санитарная работа

Выступление Михаила Тумаркина, главы фирмы «Ампир», члена архкомиссии МО и представителя неоклассического направления, Илья Машков предварил вопросом, не мешает ли ему, автору дворца для султана, то, что почти все обсуждаемые на комиссии проекты сделаны в модернизме. Михаил Тумаркин ответил, что он, конечно, в девяти случаях из десяти сделал бы классику. Но в целом ему нравится открытый профессиональный разговор. Архитектор подчеркнул, что на рабочей группе архкомиссии они смотрят на 95 процентов рутину, но именно она и формирует среду. Это полезная консультативно-санитарная работа: проекты становятся лучше, это заметно.


Этическая позиция

Затем дискуссия продолжилась с участием слушателей. В числе прочих у архитектора из Воронежа возник вопрос этического характера: что делать, если члены градсовета начинают за спиной у автора проекта вступать в переговоры с его заказчиком? На что Илья Машков ответил с позиции председателя правления Ассоциации проектировщиков МО: «У нас в Ассоциации 60 организаций. И, считайте меня наивным, но – да, получается. Когда заказчики мне звонят как председателю Ассоциации в поисках проектировщика, я никогда не предлагаю свою организацию в качестве исполнителя. Более того, я бы сказал, что это можно считать рецептом правильного решения: ни в коем случае не брать в такой ситуации работу, а найти других авторов, передать работу коллегам. У нас были такие случаи, и в итоге получались отличные проекты. В рабочей группе Архитектурной комиссии нет непорядочных людей». Александра Кузьмина продолжила: «Я не хочу сказать, что у нас все безупречно, но я ни секунды не стыжусь ни одного из эпизодов рассмотрения проектов на рабочей группе и на архитектурной комиссии. Я бесконечно благодарна членам комиссии, которые тратят целый день в неделю, помогая нам принимать эти, зачастую непростые, решения. В любом случае, при построении работы моим выбором была открытость. Нужно все проговаривать. Живой открытый диалог. Отсутствие каких-то решений, принятых за закрытыми дверями. У нас не было случаев, чтобы кто-то из членов комиссии попытался выйти на застройщика и увести работу у коллеги». Александра Кузьмина сравнила подходы к жизни Адама Смита, который считал, что человек делает мир лучше, делая лучше себе – и математика Джона Неша, по теории которого если каждый делает вклад в общее благо, то его жизнь становится в конечном счете лучше: «мне равновесие по Нешу ближе», – заключила Александра Кузьмина.

По словам Андрея Гнездилова, «мы зря сейчас жалуемся на сложность согласований». В гражданском обществе они проходят дольше и сложнее, особенно согласования с общественностью. Андрей Гнездилов также подчеркнул, что ситуации с переманиванием проектов членами советов – следствие незрелости общественных отношений. И напомнил о жесткой работе комиссии по профессиональной этике под руководством Александра Ларина в девяностые годы в Москве. «Понятия морали и нравственности не издаются книжками. Они впитываются людьми с детства и усваиваются за время профессиональной практики. К этому надо относиться как к болезни роста».

Затем участники разговора перешли к обсуждению условий, от которых зависит появление шедевра. Это градостроительная ситуация, лояльный заказчик, бюджет, методология и что-то свыше – по мнению Владимира Плоткина; это хорошее базовое образование и профессиональная «насмотренность» вместо распространившихся в последнее время кратких курсов – по мнению Александры Кузьминой.

Михаил Тумаркин перевел разговор в совсем уж общее измерение, сослашись на культуру нашего общества в целом: «...сколько бы нам не хотелось говорить о том, что архитектор хороший, а заказчик или чиновник испортил проект, на самом деле архитектор так же хорош, как и заказчик, и они образуют просто-таки гармоничную пару. Это просто наше общество. У нас такие города, потому что мы такие. Потому что мы позволили размыть ценности. Согласились с тем, что ансамбль – это ерунда, происходящая от высоколобых переучившихся людей, – чего, конечно, делать не следовало. Думаю, сейчас единственный выход – отстаивать в каждом конкретном случае».


Юлий Борисов: Не дать ввести в эксплуатацию здание, не соответствующее АГО

В заключение Илья Машков зачитал сообщение Юлия Борисова, который не смог очно присутствовать на дискуссии, хотя следил за ней удаленно. В послании сказано, что АГО – необходимый документ для создания гармоничной среды, но для проектировщика важно иметь возможность предварительной консультации с комиссией. А самое главное – иметь реально действующий механизм контроля построенного здания на соответствие АГО. Пару раз создать прецедент – не дать ввести здание в эксплуатацию в силу несоответствия АГО. Это существенно увеличило бы КПД данного инструмента. Илья Машков полностью согласился с идеей Юлия Борисова.

***

Напоследок Александра Кузьмина поделилась ноу-хау Московской области: «реквизиты и материалы свидетельства АГО «вшиваются» в проектную документацию, которая идет в экспертизу. Тогда для Госстройнадзора [совместно с региональным подразделением которого был разработан этот сюжет, – прим. авт.] они становятся частью проектной документации и предметом контроля».

27 Ноября 2020

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
Похожие статьи
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Технологии и материалы
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало бывший дом Чжана Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три необычных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.