Власть – советам

На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.

Дискуссия была посвящена в значительной части опыту согласования АГО – архитектурно-градостроительного облика, зданий в Московской области. Часть спикеров, участвовавших в обсуждении, – глава АБ «Мезонпроект» Илья Машков, руководитель «Лаборатории виртуальной архитектуры» Станислав Кулиш и руководитель АБ «Ампир» Михаил Тумаркин – входят в рабочую группу архитектурной комиссии МО, а главный архитектор ТПО «Резерв» Владимир Плоткин и соучредитель «Остоженки» Андрей Гнездилов – в состав архитектурной комиссии и, кроме того, архсовета Москвы. Главный архитектор МО Александра Кузьмина руководит как рабочей группой, так и архитектурной комиссией Подмосковья. Таким образом, участники разговора не понаслышке знакомы с процедурой обсуждения и согласования проектов, причем, конечно же, в обеих ипостасях, как авторов, так и экспертов.
zooming
Дискуссия «Создавая будущее: инструмент влияния на облик города», 12.11.2020
Фотография: предоставлена пресс-службой Союза архитекторов России.

В кратком вступительном слове Илья Машков предложил задуматься над тем, кто и как влияет на архитектурный облик городов: архитекторы, девелоперы, строители, согласовательные инстанции, жители? Как достигается баланс между творчеством и регулированием ради достижения наилучшего результата?

Затем Илья Машков, подчеркнув, что Московская область сейчас – едва ли не самый активный в архитектурно-строительном отношении, известный в том числе показательными решениями в области регулирования, передал слово главному архитектору МО Александре Кузьминой.


Александра Кузьмина: АГО как инструмент защиты авторского замысла

Александра Кузьмина, главный архитектор Московской области, свою презентацию начала с того, что от главных архитекторов городов и регионов ожидают регулирования, влияния на облик городов, но с законодательной точки зрения инструментов нет. Александра Кузьмина рассказала об опыте МО: «Наша задача – авторский замысел, фиксированный в АГО, обеспечивающий качественную реализацию».
zooming
Дискуссия «Создавая будущее: инструмент влияния на облик города», 12.11.2020
Фотография: предоставлена пресс-службой Союза архитекторов России.

На сегодняшний день авторский замысел архитектора не защищен от сторонних изменений ничем, кроме АГО, – подчеркнула главный архитектор области. Опираясь на существующий перечень процедур, на который есть ссылка в Градкодексе, в Московской области выпустили «Постановление Правительства об утверждении положения о рассмотрении АГО», что позволило зафиксировать четкий административный регламент принятия решений во всех инстанциях.
  • zooming
    1 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    2 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    3 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    4 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    5 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    6 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    7 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    8 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области

Цели АГО: фиксирование внешнего вида объекта, комплексного благоустройства, пешеходной и транспортной доступности, плюс для объектов, финансируемых из бюджета, – оценка рациональности планировок. Визуальные характеристики рассматриваются на архитектурной комиссии, в открытом формате, автор представляет свой проект. После обсуждения с архитектором и заказчиком тут же, на комиссии, принимается решение. «Мы исключили ощущение, что есть какая-то тайна, которая творится за закрытыми дверями», – подчеркнула главный архитектор МО, закончив выводом о том, что АГО – необходимый инструмент защиты авторского замысла. Далее Александра Кузьмина привела примеры того, как рекомендации архкомиссии МО без смены архитектора объекта привели к лучшему качеству проектов. Несколько примеров, свительствующих о таких удачных корректировках проектов, можно увидеть ниже:
Пример изменения проекта по рекомендациям рабочей группы при архитектурной комиссии МО. Психоневрологический интернат в Егорьевске, Полбино
Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
Пример изменения проекта по рекомендациям рабочей группы при архитектурной комиссии МО. Школа с общежитием в Коломне
Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
Пример изменения проекта по рекомендациям рабочей группы при архитектурной комиссии МО. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, Королев, ул. Кирова, 91
Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области


Андрей Гнездилов: Вернуть стадию концепции в законодательство

По словам Андрея Гнездилова, ему случалось быть «свидетелем побед», когда на архсоветах удавалось «развернуть» проект неудачный, но, казалось бы, готовый: «Казалось бы, крейсер не может ходить галсами, он сейчас разобьет причальную стенку... Но я был свидетелем нескольких случаев, когда повернуть удавалось».
zooming
Дискуссия «Создавая будущее: инструмент влияния на облик города», 12.11.2020
Фотография: предоставлена пресс-службой Союза архитекторов России.

Хотелось бы, чтобы проекты приходили на комиссию в более ранних стадиях, – подчеркнул Андрей Гнездилов: «Если бы решение по объему и финансированию проекта рождалось из концепции, а концепция для начала все же рассматривалась на совете, – тогда, может быть, у нас было бы больше возможностей раньше включить фильтр качества».

«То есть на той стадии, которая на данный момент исключена из законодательства, поскольку законодательство у нас стало постадийным, и архитектурно-градостроительная концепция исчезла из закона как класс», – заметила на это Александра Кузьмина. «Если мы сейчас находимся на общественном форуме, то мы обязаны высказать нашу позицию: мы хотим, чтобы это было внесено в закон», – подчеркнул Андрей Гнездилов.
Итак, подчеркнем – в закон необходимо вернуть понятие эскизной концепции, так же как и возможность ее рассмотрения на советах, – одна из важных позиций, высказанных во время дискуссии.


Затем Илья Машков обратился к Владимиру Плоткину с провокационным вопросом (вообще говоря, Илья Машков позиционировал практически все свои вопросы на данной сессии как провокационные) – не становится ли критика архсовет притеснением творчества коллег?


Владимир Плоткин: Советы как инструмент

Владимир Плоткин, отметив некоторую досаду, которая временами возникает у архитектора при вынесении его собственного проекта на рассмотрение совета или рабочей группы: «...я ничего не нарушил, все регламенты соблюдены, всё, что осталось – это мое видение, так какого черта?» – признал однако пользу от арх- и градсоветов. С одной стороны, сама по себе рекомендация каждого конкретного коллеги вещь совещательная, но замечение может оказаться и полезным, заставив автора о чем-то задуматься.

С другой стороны, солидарная позиция членов архсовета способна дать проекту аргументированное одобрение (или осуждение, впрочем) той или иной авторской позиции, – продолжил Владимир Плоткин. К примеру, автор может выйти на совет с проектом, предполагающим изменение регламента на участке, увеличения или уменьшения предельной высотности, или получить (или не получить) поддержку. Таким образом обсуждение на совете может наделить автора инструментом для дальнейшего диалога с заказчиком и с городом.

Хотя, заметил Владимир Плоткин, в Нью-Йорке, если все ограничения и требования регламента соблюдены, никаких дополнительных обсуждений и рекомендаций не требуется. За исключением уникальных случаев, объектов, запланированных в самых важных местах или способных оказать исключительное воздействие на панорамы.

Ведущий Илья Машков продолжил взятую на себя роль сомневающегося и обратился к следующему спикеру с вопросом, не является ли необходимость утверждать АГО недоверием по отношению к автору.


Станислав Кулиш: Совет для заказчика

Основатель «Лаборатории виртуальной архитектуры» к слову вспомнил историю согласования знаменитого Центра Помпиду в Париже: проект удалось утвердить только после смены министра культуры. Станислав Кулиш также заметил, что в международной практике большое значение имеет не только профессиональное согласование, но и согласование с жителями.
zooming
Дискуссия «Создавая будущее: инструмент влияния на облик города», 12.11.2020
Фотография: предоставлена пресс-службой Союза архитекторов России.

В целом в архитектурной комиссии Станислав Кулиш видит положительный смысл, так как «для автора совет дает картину восприятия объекта с разных сторон». Кроме того, иногда единственный способ защититься от диктата заказчика – это вынести объект на суд других профессионалов.

Илья Машков поддержал коллегу: действительно, доверие заказчика к архитектору, автору проекта, часто возрастает после архсовета и знакомства с мнением других архитекторов, и он соглашается с автором в спорных пунктах.


Михаил Тумаркин: Консультативно-санитарная работа

Выступление Михаила Тумаркина, главы фирмы «Ампир», члена архкомиссии МО и представителя неоклассического направления, Илья Машков предварил вопросом, не мешает ли ему, автору дворца для султана, то, что почти все обсуждаемые на комиссии проекты сделаны в модернизме. Михаил Тумаркин ответил, что он, конечно, в девяти случаях из десяти сделал бы классику. Но в целом ему нравится открытый профессиональный разговор. Архитектор подчеркнул, что на рабочей группе архкомиссии они смотрят на 95 процентов рутину, но именно она и формирует среду. Это полезная консультативно-санитарная работа: проекты становятся лучше, это заметно.


Этическая позиция

Затем дискуссия продолжилась с участием слушателей. В числе прочих у архитектора из Воронежа возник вопрос этического характера: что делать, если члены градсовета начинают за спиной у автора проекта вступать в переговоры с его заказчиком? На что Илья Машков ответил с позиции председателя правления Ассоциации проектировщиков МО: «У нас в Ассоциации 60 организаций. И, считайте меня наивным, но – да, получается. Когда заказчики мне звонят как председателю Ассоциации в поисках проектировщика, я никогда не предлагаю свою организацию в качестве исполнителя. Более того, я бы сказал, что это можно считать рецептом правильного решения: ни в коем случае не брать в такой ситуации работу, а найти других авторов, передать работу коллегам. У нас были такие случаи, и в итоге получались отличные проекты. В рабочей группе Архитектурной комиссии нет непорядочных людей». Александра Кузьмина продолжила: «Я не хочу сказать, что у нас все безупречно, но я ни секунды не стыжусь ни одного из эпизодов рассмотрения проектов на рабочей группе и на архитектурной комиссии. Я бесконечно благодарна членам комиссии, которые тратят целый день в неделю, помогая нам принимать эти, зачастую непростые, решения. В любом случае, при построении работы моим выбором была открытость. Нужно все проговаривать. Живой открытый диалог. Отсутствие каких-то решений, принятых за закрытыми дверями. У нас не было случаев, чтобы кто-то из членов комиссии попытался выйти на застройщика и увести работу у коллеги». Александра Кузьмина сравнила подходы к жизни Адама Смита, который считал, что человек делает мир лучше, делая лучше себе – и математика Джона Неша, по теории которого если каждый делает вклад в общее благо, то его жизнь становится в конечном счете лучше: «мне равновесие по Нешу ближе», – заключила Александра Кузьмина.

По словам Андрея Гнездилова, «мы зря сейчас жалуемся на сложность согласований». В гражданском обществе они проходят дольше и сложнее, особенно согласования с общественностью. Андрей Гнездилов также подчеркнул, что ситуации с переманиванием проектов членами советов – следствие незрелости общественных отношений. И напомнил о жесткой работе комиссии по профессиональной этике под руководством Александра Ларина в девяностые годы в Москве. «Понятия морали и нравственности не издаются книжками. Они впитываются людьми с детства и усваиваются за время профессиональной практики. К этому надо относиться как к болезни роста».

Затем участники разговора перешли к обсуждению условий, от которых зависит появление шедевра. Это градостроительная ситуация, лояльный заказчик, бюджет, методология и что-то свыше – по мнению Владимира Плоткина; это хорошее базовое образование и профессиональная «насмотренность» вместо распространившихся в последнее время кратких курсов – по мнению Александры Кузьминой.

Михаил Тумаркин перевел разговор в совсем уж общее измерение, сослашись на культуру нашего общества в целом: «...сколько бы нам не хотелось говорить о том, что архитектор хороший, а заказчик или чиновник испортил проект, на самом деле архитектор так же хорош, как и заказчик, и они образуют просто-таки гармоничную пару. Это просто наше общество. У нас такие города, потому что мы такие. Потому что мы позволили размыть ценности. Согласились с тем, что ансамбль – это ерунда, происходящая от высоколобых переучившихся людей, – чего, конечно, делать не следовало. Думаю, сейчас единственный выход – отстаивать в каждом конкретном случае».


Юлий Борисов: Не дать ввести в эксплуатацию здание, не соответствующее АГО

В заключение Илья Машков зачитал сообщение Юлия Борисова, который не смог очно присутствовать на дискуссии, хотя следил за ней удаленно. В послании сказано, что АГО – необходимый документ для создания гармоничной среды, но для проектировщика важно иметь возможность предварительной консультации с комиссией. А самое главное – иметь реально действующий механизм контроля построенного здания на соответствие АГО. Пару раз создать прецедент – не дать ввести здание в эксплуатацию в силу несоответствия АГО. Это существенно увеличило бы КПД данного инструмента. Илья Машков полностью согласился с идеей Юлия Борисова.

***

Напоследок Александра Кузьмина поделилась ноу-хау Московской области: «реквизиты и материалы свидетельства АГО «вшиваются» в проектную документацию, которая идет в экспертизу. Тогда для Госстройнадзора [совместно с региональным подразделением которого был разработан этот сюжет, – прим. авт.] они становятся частью проектной документации и предметом контроля».

27 Ноября 2020

Похожие статьи
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.