Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

Власть – советам

На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.

Дискуссия была посвящена в значительной части опыту согласования АГО – архитектурно-градостроительного облика, зданий в Московской области. Часть спикеров, участвовавших в обсуждении, – глава АБ «Мезонпроект» Илья Машков, руководитель «Лаборатории виртуальной архитектуры» Станислав Кулиш и руководитель АБ «Ампир» Михаил Тумаркин – входят в рабочую группу архитектурной комиссии МО, а главный архитектор ТПО «Резерв» Владимир Плоткин и соучредитель «Остоженки» Андрей Гнездилов – в состав архитектурной комиссии и, кроме того, архсовета Москвы. Главный архитектор МО Александра Кузьмина руководит как рабочей группой, так и архитектурной комиссией Подмосковья. Таким образом, участники разговора не понаслышке знакомы с процедурой обсуждения и согласования проектов, причем, конечно же, в обеих ипостасях, как авторов, так и экспертов.
zooming
Дискуссия «Создавая будущее: инструмент влияния на облик города», 12.11.2020
Фотография: предоставлена пресс-службой Союза архитекторов России.

В кратком вступительном слове Илья Машков предложил задуматься над тем, кто и как влияет на архитектурный облик городов: архитекторы, девелоперы, строители, согласовательные инстанции, жители? Как достигается баланс между творчеством и регулированием ради достижения наилучшего результата?

Затем Илья Машков, подчеркнув, что Московская область сейчас – едва ли не самый активный в архитектурно-строительном отношении, известный в том числе показательными решениями в области регулирования, передал слово главному архитектору МО Александре Кузьминой.


Александра Кузьмина: АГО как инструмент защиты авторского замысла

Александра Кузьмина, главный архитектор Московской области, свою презентацию начала с того, что от главных архитекторов городов и регионов ожидают регулирования, влияния на облик городов, но с законодательной точки зрения инструментов нет. Александра Кузьмина рассказала об опыте МО: «Наша задача – авторский замысел, фиксированный в АГО, обеспечивающий качественную реализацию».
zooming
Дискуссия «Создавая будущее: инструмент влияния на облик города», 12.11.2020
Фотография: предоставлена пресс-службой Союза архитекторов России.

На сегодняшний день авторский замысел архитектора не защищен от сторонних изменений ничем, кроме АГО, – подчеркнула главный архитектор области. Опираясь на существующий перечень процедур, на который есть ссылка в Градкодексе, в Московской области выпустили «Постановление Правительства об утверждении положения о рассмотрении АГО», что позволило зафиксировать четкий административный регламент принятия решений во всех инстанциях.
  • zooming
    1 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    2 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    3 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    4 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    5 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    6 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    7 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
  • zooming
    8 / 8
    Фрагменты презентации Александры Кузьминой. Инструменты влияния на облик городов: АГО
    Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области

Цели АГО: фиксирование внешнего вида объекта, комплексного благоустройства, пешеходной и транспортной доступности, плюс для объектов, финансируемых из бюджета, – оценка рациональности планировок. Визуальные характеристики рассматриваются на архитектурной комиссии, в открытом формате, автор представляет свой проект. После обсуждения с архитектором и заказчиком тут же, на комиссии, принимается решение. «Мы исключили ощущение, что есть какая-то тайна, которая творится за закрытыми дверями», – подчеркнула главный архитектор МО, закончив выводом о том, что АГО – необходимый инструмент защиты авторского замысла. Далее Александра Кузьмина привела примеры того, как рекомендации архкомиссии МО без смены архитектора объекта привели к лучшему качеству проектов. Несколько примеров, свительствующих о таких удачных корректировках проектов, можно увидеть ниже:
Пример изменения проекта по рекомендациям рабочей группы при архитектурной комиссии МО. Психоневрологический интернат в Егорьевске, Полбино
Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
Пример изменения проекта по рекомендациям рабочей группы при архитектурной комиссии МО. Школа с общежитием в Коломне
Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области
Пример изменения проекта по рекомендациям рабочей группы при архитектурной комиссии МО. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, Королев, ул. Кирова, 91
Предоставлено Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области


Андрей Гнездилов: Вернуть стадию концепции в законодательство

По словам Андрея Гнездилова, ему случалось быть «свидетелем побед», когда на архсоветах удавалось «развернуть» проект неудачный, но, казалось бы, готовый: «Казалось бы, крейсер не может ходить галсами, он сейчас разобьет причальную стенку... Но я был свидетелем нескольких случаев, когда повернуть удавалось».
zooming
Дискуссия «Создавая будущее: инструмент влияния на облик города», 12.11.2020
Фотография: предоставлена пресс-службой Союза архитекторов России.

Хотелось бы, чтобы проекты приходили на комиссию в более ранних стадиях, – подчеркнул Андрей Гнездилов: «Если бы решение по объему и финансированию проекта рождалось из концепции, а концепция для начала все же рассматривалась на совете, – тогда, может быть, у нас было бы больше возможностей раньше включить фильтр качества».

«То есть на той стадии, которая на данный момент исключена из законодательства, поскольку законодательство у нас стало постадийным, и архитектурно-градостроительная концепция исчезла из закона как класс», – заметила на это Александра Кузьмина. «Если мы сейчас находимся на общественном форуме, то мы обязаны высказать нашу позицию: мы хотим, чтобы это было внесено в закон», – подчеркнул Андрей Гнездилов.
Итак, подчеркнем – в закон необходимо вернуть понятие эскизной концепции, так же как и возможность ее рассмотрения на советах, – одна из важных позиций, высказанных во время дискуссии.


Затем Илья Машков обратился к Владимиру Плоткину с провокационным вопросом (вообще говоря, Илья Машков позиционировал практически все свои вопросы на данной сессии как провокационные) – не становится ли критика архсовет притеснением творчества коллег?


Владимир Плоткин: Советы как инструмент

Владимир Плоткин, отметив некоторую досаду, которая временами возникает у архитектора при вынесении его собственного проекта на рассмотрение совета или рабочей группы: «...я ничего не нарушил, все регламенты соблюдены, всё, что осталось – это мое видение, так какого черта?» – признал однако пользу от арх- и градсоветов. С одной стороны, сама по себе рекомендация каждого конкретного коллеги вещь совещательная, но замечение может оказаться и полезным, заставив автора о чем-то задуматься.

С другой стороны, солидарная позиция членов архсовета способна дать проекту аргументированное одобрение (или осуждение, впрочем) той или иной авторской позиции, – продолжил Владимир Плоткин. К примеру, автор может выйти на совет с проектом, предполагающим изменение регламента на участке, увеличения или уменьшения предельной высотности, или получить (или не получить) поддержку. Таким образом обсуждение на совете может наделить автора инструментом для дальнейшего диалога с заказчиком и с городом.

Хотя, заметил Владимир Плоткин, в Нью-Йорке, если все ограничения и требования регламента соблюдены, никаких дополнительных обсуждений и рекомендаций не требуется. За исключением уникальных случаев, объектов, запланированных в самых важных местах или способных оказать исключительное воздействие на панорамы.

Ведущий Илья Машков продолжил взятую на себя роль сомневающегося и обратился к следующему спикеру с вопросом, не является ли необходимость утверждать АГО недоверием по отношению к автору.


Станислав Кулиш: Совет для заказчика

Основатель «Лаборатории виртуальной архитектуры» к слову вспомнил историю согласования знаменитого Центра Помпиду в Париже: проект удалось утвердить только после смены министра культуры. Станислав Кулиш также заметил, что в международной практике большое значение имеет не только профессиональное согласование, но и согласование с жителями.
zooming
Дискуссия «Создавая будущее: инструмент влияния на облик города», 12.11.2020
Фотография: предоставлена пресс-службой Союза архитекторов России.

В целом в архитектурной комиссии Станислав Кулиш видит положительный смысл, так как «для автора совет дает картину восприятия объекта с разных сторон». Кроме того, иногда единственный способ защититься от диктата заказчика – это вынести объект на суд других профессионалов.

Илья Машков поддержал коллегу: действительно, доверие заказчика к архитектору, автору проекта, часто возрастает после архсовета и знакомства с мнением других архитекторов, и он соглашается с автором в спорных пунктах.


Михаил Тумаркин: Консультативно-санитарная работа

Выступление Михаила Тумаркина, главы фирмы «Ампир», члена архкомиссии МО и представителя неоклассического направления, Илья Машков предварил вопросом, не мешает ли ему, автору дворца для султана, то, что почти все обсуждаемые на комиссии проекты сделаны в модернизме. Михаил Тумаркин ответил, что он, конечно, в девяти случаях из десяти сделал бы классику. Но в целом ему нравится открытый профессиональный разговор. Архитектор подчеркнул, что на рабочей группе архкомиссии они смотрят на 95 процентов рутину, но именно она и формирует среду. Это полезная консультативно-санитарная работа: проекты становятся лучше, это заметно.


Этическая позиция

Затем дискуссия продолжилась с участием слушателей. В числе прочих у архитектора из Воронежа возник вопрос этического характера: что делать, если члены градсовета начинают за спиной у автора проекта вступать в переговоры с его заказчиком? На что Илья Машков ответил с позиции председателя правления Ассоциации проектировщиков МО: «У нас в Ассоциации 60 организаций. И, считайте меня наивным, но – да, получается. Когда заказчики мне звонят как председателю Ассоциации в поисках проектировщика, я никогда не предлагаю свою организацию в качестве исполнителя. Более того, я бы сказал, что это можно считать рецептом правильного решения: ни в коем случае не брать в такой ситуации работу, а найти других авторов, передать работу коллегам. У нас были такие случаи, и в итоге получались отличные проекты. В рабочей группе Архитектурной комиссии нет непорядочных людей». Александра Кузьмина продолжила: «Я не хочу сказать, что у нас все безупречно, но я ни секунды не стыжусь ни одного из эпизодов рассмотрения проектов на рабочей группе и на архитектурной комиссии. Я бесконечно благодарна членам комиссии, которые тратят целый день в неделю, помогая нам принимать эти, зачастую непростые, решения. В любом случае, при построении работы моим выбором была открытость. Нужно все проговаривать. Живой открытый диалог. Отсутствие каких-то решений, принятых за закрытыми дверями. У нас не было случаев, чтобы кто-то из членов комиссии попытался выйти на застройщика и увести работу у коллеги». Александра Кузьмина сравнила подходы к жизни Адама Смита, который считал, что человек делает мир лучше, делая лучше себе – и математика Джона Неша, по теории которого если каждый делает вклад в общее благо, то его жизнь становится в конечном счете лучше: «мне равновесие по Нешу ближе», – заключила Александра Кузьмина.

По словам Андрея Гнездилова, «мы зря сейчас жалуемся на сложность согласований». В гражданском обществе они проходят дольше и сложнее, особенно согласования с общественностью. Андрей Гнездилов также подчеркнул, что ситуации с переманиванием проектов членами советов – следствие незрелости общественных отношений. И напомнил о жесткой работе комиссии по профессиональной этике под руководством Александра Ларина в девяностые годы в Москве. «Понятия морали и нравственности не издаются книжками. Они впитываются людьми с детства и усваиваются за время профессиональной практики. К этому надо относиться как к болезни роста».

Затем участники разговора перешли к обсуждению условий, от которых зависит появление шедевра. Это градостроительная ситуация, лояльный заказчик, бюджет, методология и что-то свыше – по мнению Владимира Плоткина; это хорошее базовое образование и профессиональная «насмотренность» вместо распространившихся в последнее время кратких курсов – по мнению Александры Кузьминой.

Михаил Тумаркин перевел разговор в совсем уж общее измерение, сослашись на культуру нашего общества в целом: «...сколько бы нам не хотелось говорить о том, что архитектор хороший, а заказчик или чиновник испортил проект, на самом деле архитектор так же хорош, как и заказчик, и они образуют просто-таки гармоничную пару. Это просто наше общество. У нас такие города, потому что мы такие. Потому что мы позволили размыть ценности. Согласились с тем, что ансамбль – это ерунда, происходящая от высоколобых переучившихся людей, – чего, конечно, делать не следовало. Думаю, сейчас единственный выход – отстаивать в каждом конкретном случае».


Юлий Борисов: Не дать ввести в эксплуатацию здание, не соответствующее АГО

В заключение Илья Машков зачитал сообщение Юлия Борисова, который не смог очно присутствовать на дискуссии, хотя следил за ней удаленно. В послании сказано, что АГО – необходимый документ для создания гармоничной среды, но для проектировщика важно иметь возможность предварительной консультации с комиссией. А самое главное – иметь реально действующий механизм контроля построенного здания на соответствие АГО. Пару раз создать прецедент – не дать ввести здание в эксплуатацию в силу несоответствия АГО. Это существенно увеличило бы КПД данного инструмента. Илья Машков полностью согласился с идеей Юлия Борисова.

***

Напоследок Александра Кузьмина поделилась ноу-хау Московской области: «реквизиты и материалы свидетельства АГО «вшиваются» в проектную документацию, которая идет в экспертизу. Тогда для Госстройнадзора [совместно с региональным подразделением которого был разработан этот сюжет, – прим. авт.] они становятся частью проектной документации и предметом контроля».

27 Ноября 2020

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.