Архитектурный факультет и кафедра сельскохозяйственной архитектуры были созданы в 1964 году, когда назрела необходимость в выпуске специалистов по проектированию объектов для сельскохозяйственной отрасли, обладающих дополнительными междисциплинарными знаниями.
Постепенно мы перешли к подготовке специалистов более широкого профиля, которые способны проектировать различные по типологии объекты – от жилых комплексов и школ до технопарков и космодромов. Сегодня кафедра архитектуры ведет деятельность по трем уровням подготовки высшей школы: бакалавриат, магистратура и аспирантура, по основным направлениям «Архитектура», «Ландшафтная архитектура», «Дизайн среды».
Мы сохраняем традиционную для вуза междисциплинарность в подготовке студентов, ведь архитектор – синтетическая профессия, развивающаяся на стыке искусства и точных наук. В настоящее время архитектору необходимы знания в сфере экологии, энергоэффективности, кадастра, а также юридическая и экономическая грамотность. В учебной программе нашего факультета есть такие предметы как фотограмметрия, правовой режим территорий, типология объектов недвижимости. На факультете ландшафтной архитектуры ребята изучают дендрологию, почвоведение, растениеводство.
Кроме того, на кафедре имеется несколько собственных направлений проектирования. Первое – это культовая архитектура. В нем наши студенты регулярно выигрывают профессиональные конкурсы и участвуют в реализации проектов, кроме того, совместные студенческие отряды работают в Ярославской епархии над восстановлением храмов. Второе – развитие городской среды. Речь идет о зонах исторической застройки, которую, с одной стороны, нужно сохранить, а с другой – сделать живой и комфортной. У нас есть преподаватели с большим опытом работы в сфере реставрации и реконструкции исторических объектов, которые хорошо понимают специфику сохранения наследия, но осознают, что город живой организм, и невозможно законсервировать его центр, наоборот – его нужно развивать, не разрушая. Третье направление – это экология и устойчивое развитие территории. Возможно, его нельзя назвать уникальным, но у нас, благодаря специфике вуза, оно очень развито. У наших преподавателей и студентов есть научные разработки и патенты на изобретения в сфере обеспечения энергоэффективности зданий и их защиты от стихийных бедствий. Мы вообще поддерживаем высокую планку общечеловеческих ценностей и считаем, что беречь планету – наш единственный путь.
Многие студенты нашей кафедры работают над проектами развития производственных комплексов, объектов агротуризма – темой, которая снова становится очень актуальной в современной России. Это дает ребятам возможность на стадии обучения проявлять себя в отраслевых конкурсах, агропромышленных форумах и выставках, организуемых Министерством сельского хозяйства или региональными властями.
Кто приходит к вам учиться, и кого вы выпускаете?
Мы государственный вуз, поэтому образовательная программа составлена в соответствии с требованиями Болонской конвенции и рекомендациями федерального Учебно-методического объединения.
К нам, в основном, приходят студенты, которые хотят получить классическое архитектурное образование. Требования к подготовке абитуриентов на факультете достаточно высокие, вступительный экзамен формально не отличается от того, который сдают в МАРХИ: два рисунка (капитель вместо композиции), черчение, русский язык, математика. Хотя оценка вступительных работ у нас, может быть, несколько демократичнее, это компенсируется меньшим количеством бюджетных мест. В этом году, чтобы пройти на бюджет, в среднем нужно было набирать около 80 баллов на каждом испытании.
Также у нас традиционно много студентов из Подмосковья и регионов, от Калининграда до Владивостока.
В университете есть возможность получать параллельно второе образование по направлению землеустройства и кадастров, экономике, юриспруденции. Некоторые студенты по окончании 4-5 лет обучения получают сразу два диплома. Так что мы даем широкую палитру знаний, которых может не быть в сугубо архитектурных вузах, а тем не менее они востребованы в профессии. Конечно, абитуриенты нередко смутно представляют, что они будут делать после получения диплома, но уже студенты старших курсов видят свои профессиональные перспективы и преимущества.
Думаю, главное в архитектурном образовании – погрузить студента в основы профессии, объяснить методологию, механизмы формирования среды, комфортной для жизни людей. «Польза, прочность, красота» по-прежнему актуальны. И если чувство «красоты» зачастую зависит от таланта, то грамотному проектированию с точки зрения функциональности, экологичности и обеспечения устойчивого развития среды обучить возможно.
Наша задача – заложить у студента прочную базу профессиональных знаний широкого спектра, которая позволит ему стать успешным в архитектуре, а возможно и в какой-либо смежной сфере. В узком смысле – это знание основных норм проектирования, развитый эстетический вкус и владение современными компьютерными программами проектирования.
Что, по вашему мнению, мешает образовательному процессу?
У нас довольно большие группы на бакалавриате, а в творческих профессиях важны отношения «мастер-ученик» и, насколько это возможно, индивидуальный подход. Но мы все равно стараемся исходить из особенностей каждого студента.
Как я уже говорила, профессия становится все более разноплановой, в процессе обучения, помимо передачи базовых знаний, мы стараемся выявлять и развивать сильные стороны студентов – кто-то концептуалист, кто-то хороший проектировщик, градостроитель или объемщик, кто-то явный лидер команды. Мы помогаем студентам проявлять себя вне учебных дисциплин, поддерживаем при участии в конкурсных проектах, научно-практических конференциях. Конкурсы бывают на самую различную тематику: от организации городской среды, реконструкции и реставрации, до разработки отдельных элементов интерьера. У студента есть возможность все попробовать и понять, к чему «лежит душа». Нередко студенты привлекаются к реальному проектированию. Так, например, были реализованы архитектурные предложения наших студентов при благоустройстве территории внутреннего двора университета.
Отдельная тема «Открытого города» – взаимодействие заказчика в лице города, девелопера, частного лица и архитекторов. Учат ли навыкам переговоров и отстаиванию идей в архитектурных вузах, в частности, в вашем?
Действительно, практическая подготовка выпускников вузов, и не только архитектурных, не всегда соответствует требованиям современного рынка. Хотя, если спросить у 10 работодателей, чего им не хватает в молодых специалистах, возможно, мы получим 10 разных ответов. В этом плане «Открытый город» – очень правильная и нужная площадка, где мы, производители образования, и представители рынка можем встретиться и начать обсуждение, как адаптировать подготовку специалистов к современным реалиям.
Со своей стороны, мы стараемся меняться сообразно тенденциям времени. В последние годы в учебной программе увеличено количество часов на практические блоки. В рамках ряда дисциплин, таких как «методология проектирования», «организация архитектурного проектирования и строительства», студенты постигают азы самопрезентации, руководства творческими группами и организации деятельности проектных бюро.
Нередко творческие люди, какими безусловно являются наши студенты, по природе интроверты, а профессия требует от них активно работать в команде и коммуницировать с заказчиком, поэтому преподаватели ставят перед собой задачу раскрыть ребят, разговорить, научить защищать свой проект. Еще одна проблема – тотальная компьютеризация и общение через социальные сети приводят к тому, что живое общение у ребят часто сводится к минимуму. А значит любое собеседование, любая словесная презентация превращается для них в реальный стресс. С переходом в мессенджеры утрачиваются навыки структурного письменного изложения. А ведь архитектор должен в коротком резюме презентовать свой объект, выбрать самое главное и отразить его плюсы. Для тренировки этих навыков мы привлекаем ребят к написанию научных статей и выступлению на конференциях. Хочется, чтобы школьное сочинение было не последним их структурированным текстом. Возможно, неплохо было бы ввести в учебную программу отдельный предмет вроде риторики.
Студенты архитектурных вузов имеют сегодня возможность еще учась работать на реальных проектах. Как вы считаете, что приобретается, а что, возможно, теряется при таком подходе?
Как бы мы ни старались вводить в программу практикумы, высшее образование предусматривает фундаментальную теоретическую подготовку, а не просто обучение ремеслу. Поэтому, конечно, большинство ребят выбирают работу по специальности, чтобы не просто заработать денег, но и получить практические навыки. Плюсы схемы «работа+учеба» понятны, минусов может и не быть. У нас есть студенты, успешно работающие и оканчивающие университет с красным дипломом. Но я бы просила ребят внимательнее подходить к выбору работодателя. Чувствуется, когда студент нашел мудрого наставника в лице шефа, и этот тандем идет на пользу обучению. Но, к сожалению, часто приходиться наблюдать, как работа мешает уделять достаточно времени курсовым проектам, самостоятельному проектированию, то есть тому, чему студент пришел учиться. У студентов проблемы с тайм-менеджментом, на работе время – деньги в прямом смысле слова, это соблазнительно. Призываю ребят все же смотреть на перспективу и выбирать не только деньги, но и знания. Механическая наработка навыков черчения не должна быть в ущерб развитию архитектурного мышления. И я рекомендую идти в магистратуру – там больше возможностей для индивидуальной работы, и соответственно, профессионального совершенствования.
***
Материал предоставлен пресс-службой конференции «Открытый город».
Конференция «Открытый город» пройдет в Москве 27-28 сентября. В программе мероприятия: воркшопы от ведущих архитектурных бюро, сессии по актуальным вопросам российского архитектурного образования, тематическая выставка, Portfolio Review – презентация студенческих портфолио перед ведущими архитекторами и девелоперами Москвы – и многое другое