«Выходить за рамки»

Архитекторы из регионов, учившиеся в столице и заграницей – о возможностях роста и работы в родном городе. Репортаж с примерами с конференции «Открытого города».

mainImg
Весь сентябрь в преддверии «Открытого города» в московских вузах проходили публичные мероприятия, где практикующие архитекторы рассказывали студентам и начинающим коллегам о том, с какими вызовами и как приходится справляться профессионалу на пути к успеху. Один из круглых столов, прошедший в МИИГАиК, был посвящен ситуации с архитектурой в регионах. Во встрече участвовали архитекторы «новой волны» – так назвали их ведущие: достаточно молодые, но уже добившиеся немалого в профессии, и представляющие разные города страны.

Каждый из участников на примерах из собственной практики постарался рассказать о том, какова специфика работы и как развивается ситуация с трудоустройством и поиском заказов в различных регионах. Разговор шел о том, как молодым достичь успеха среди «родных стен», не бросать родину ради столицы или заграницы. Опыт, рецепты, представления и потребности у всех них – разные, по-разному складываются отношения на региональных архитектурно-строительных рынках, в местных профессиональных сообществах. Но опыт каждого из участников встречи доказывал, что достижение успеха во многом зависит от настойчивости, готовности к саморазвитию и к изменениям, а также к активной позиции во взаимоотношениях с представителями рынка и городских властей.
Круглый стол «Архитектурная практика в регионах» в рамках подготовки к ежегодной конференции «Открытый город». 11 сентября 2018 г. МИИГАиК. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Олег Манов, архитектор, руководитель бюро «FUTURA ARCHITECTS», Санкт-Петербург. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Олег Манов из Петербурга считает, что здание по проекту его мастерской – КПП в Кудрово – построено в полном соответствии с традициями города. Но не потому, что из-за технологических сложностей при строительстве заказчик назвал эту архитектурную инсталляцию «яйцом Фаберже». По мнению Олега, сейчас Петербург – один из самых консервативных городов России, и эта ситуация не соответствует традициям: город основан вопреки природным условиям, за все предшествующие периоды своего существования застраивался актуальной и современной для своего времени архитектурой. Его основная традиция – быть вне контекста, быть вопреки. И КПП-инсталляция только на 10% практически полезна, главное – она создана ради искусства, украшает новый жилой квартал, где каждый метр использован предельно рационально. Такое артистическое высказывание соответствуют genius loci Петербурга, но не контексту коммерческой застройки. Хотя контекстуальные связи другого уровня для этого объекта можно найти среди работ зарубежных архитекторов.
Архитектурная инсталляция КПП. Санкт-Петербург, п. Кудрово Заказчик: АО «Строительный трест» Генпроектировщик: FUTURA-ARCHITECTS Авторский коллектив: О. Манов, А.Зуева, Г. Шевченко, Ю. Аксенова, С. Кухарский, А. Черейская Общая площадь – 9,87 кв. м. Проектирование 2014-2016 гг. Реализация: 2015-2016 гг. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Олег Манов, архитектор, руководитель бюро «FUTURA ARCHITECTS», Санкт-Петербург. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Помимо всего важно то, что заказчик принял эти рассуждения архитекторов. «Нам повезло, – сказал Олег Манов, – у нас есть два-три заказчика, которые нас слышат».
Зоя Рюрикова, архитектор, руководитель бюро «DA», Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»


Аккуратное вторжение
Гостевой дом нижегородского проектного бюро «ДА», которое возглавляет Зоя Рюрикова, построен только в этом году. Но он уже вошел в число лучших объектов города по результатам местного регулярного конкурса – Рейтинга архитектуры, и по конкурсной традиции получил неформальное название – Броненосец Родион. Действительно, с виду дом напоминает броненосца, стоит на улице Родионова, в ряду, заставленном самыми разнообразными фантазиями по частным заказам. Встраивать новый объект в этот ряд, подыгрывая вкусам соседей – занятие странное и совсем не оправданное с точки зрения ведения бизнеса: даже мини-отель должен быть сразу заметен. Зоя объясняет, что выбор архитектурного решения основан исключительно на ее индивидуальных ощущениях «нижегородского стиля». Форма стыкует представления о параметризме с дачным региональным наивом.
Частный, гостевой дом Нижний Новгород, ул. Родионова Авторский коллектив: Зоя Рюрикова, Ольга Грачева, Анаит Огаджанян, Михаил Ногинов. Фотография предоставлена «Открытым городом»

По словам Зои Рюриковой, она пытается делать региональную архитектуру, опираясь на некую локальную идентичность.
Зоя Рюрикова, архитектор, руководитель бюро «DA», Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»

И другая постройка ее бюро также отличается теплом и чудаковатостью. Многоквартирный дом также был победителем одного из Рейтингов архитектуры Нижнего Новгорода, напоминает сильно увеличенный в размерах домик для птиц и называется «Скворушка».

Образ дома складывался из размышлений об индустриальном и купеческом городе, конвейерном и ремесленном производстве, упорядоченности и хаосе в природе Нижнего Новгорода. Масштаб дома значительно превышает параметры окружающей застройки, однако он не выглядит чужеродно и громоздко.
Многоквартирный жилой дом Нижний Новгород, ул. Красносельская Авторский коллектив: Зоя Рюрикова, Михаил Ногинов, Юлия Данилова Проект 2008 г Реализация 2014 г. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Антон Барклянский – родом из Перми, уже работал в британской и голландской архитектурной компаниях, в мастерской Сергея Скуратова, открыл в Москве собственное бюро, проектирует для разных городов.
Антон Барклянский, архитектор, руководитель бюро Synchrotecture, Москва, Пермь. Фотография предоставлена «Открытым городом»

«Аккуратное вторжение» – определение из описания к его проекту кампуса в сосновом лесу, где на центральную пешеходную ось «нанизываются» малоэтажные дома. Фокус в том, что непринужденная расстановка объемов с оживленными островками между ними рассчитана так, что кубики собраны в целое, будто намагниченные, а расстояния между ними заданы комфортной плотностью застройки. Консультантом проекта была известная голландская компания KCAP, базирующаяся в Роттердаме – строительство в лесу требует европейских подходов. Антон считает подобное сотрудничество необходимым – для повышения качества проекта, и советует «всем студентам, пока есть такая возможность, а сейчас возможностей – миллион, поехать в любую компанию мира, которая вам нравится, и получить актуальный опыт».
Кампус в лесу Заказчик: Пермский национальный исследовательский политехнический университет ПНИПУ Авторский коллектив: Антон Барклянский, Станислав Ширяев, Илья Илюхин, Марина Букина Проектирование: 2011-2015 Реализация: 2016. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Элитный жилой комплекс ASTRA Барклянский построил в историческом центре Перми. И сделал это так убедительно, что объект получил несколько наград, в том числе – как лучший реализованный девелоперский проект в номинации «Наследие. Реставрация», национального этапа всемирного конкурса FIABCI «Prix d’Exellence Awards» – 2017. Строительство жилья сопровождалось реконструкцией торговых пассажей XIX века, которые вместе с новым объектом полагалось включить в активную городскую жизнь. Получилась периметральная застройка с закрытым зеленым двором и коммерческими улицами с внешней стороны. Но прежде всего комплекс привлекает внимание силуэтом с остроугольными крышами, завершающими фасад общим контуром, напоминающим что-то альпийское.
Элитный жилой комплекс и реконструкция торговых пассажей 19-го века Пермь, квартал 46 центрального района Заказчик: ГК “КОРТРОС” Авторский коллектив: Антон Барклянский, Станислав Ширяев, Михаил Федотов, Марина Букина Проектирование 2011-2015 Реализация 2016. Фотография предоставлена «Открытым городом»

 

Конкурсы. Сила отстраненности
Кстати, Антон Барклянский ценит силу отстраненности. Она бывает у тех, кто сохранил возможность проектировать в родном городе даже после того, как его покинул. Такой архитектор, помимо обретения нового опыта и знаний, перестает оглядываться на известные ему мнения, становится смелее и решительнее. И воспринимается в родном городе более весомо, чем до отъезда. Возможно, это наблюдение трактуется известным выражением про «пророка в своем отечестве», но как принцип срабатывает и по другой схеме, когда архитекторам достаются проекты в городах, проводивших какой-нибудь конкурс.
Станислав Горшунов, архитектор, руководитель бюро GORA, Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Так, например, бюро нижегородца Стаса Горшунова сделало интерьеры двух хостелов в Великобритании. Дарья Толовенкова до того, как стать заместителем главного архитектора Казани, прошла стажировку у Эрика ван Эгерата. А Антон Белов из пензенского бюро «ВЕЩЬ!» рассказал, как город Кузнецк стал победителем конкурса Минстроя по малым городам и выиграл сто миллионов на реализацию их проекта. Никита Маликов, архитектор из Твери, после стажировки в Германии активно ищет заказы в разных городах, сейчас работает в Белгороде, где участвует в разработке локальных градостроительных стандартов Белгородской области.
Фрагмент фасада ТЦ «Жар-птица» Нижний Новгород Архитектура – бюро GORA, Стас Горшунов. Фотография предоставлена «Открытым городом»

 

Благоустройство.
Лошадь, имеющая наибольшие шансы на первенство
Евгений Кутай и Антон Белов, АБ «ВЕЩЬ!», Москва, Пенза и Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Как рассказали Евгений Кутай и Антон Белов, тема благоустройства увлекла их серьезно, больше, чем прежде занимали весьма успешные арт-объекты. Бюро по своей инициативе оформило несколько небольших предложений для города, и оказалось под пристальным вниманием крупного пензенского застройщика. «Фаворит» – лошадь, имеющая наибольшие шансы на первенство, – эта фраза легла в основу идеи благоустройства дворовых пространств ЖК «Фаворит», построенного на месте бывшего ипподрома. Архитекторы бюро «ВЕЩЬ!» Евгений Кутай и Антон Белов придумали, как обыграть образ коня в виде арт-объектов и элементов благоустройства так, что дворовое пространство, созданное по их проекту, стало первым нестандартным в Пензе, вошло в федеральный реестр лучших практик, сформированный Минстроем РФ. Проект содержал оригинальные малые архитектурные формы, новые для Пензы типы детского игрового оборудования, геопластику. Этот опыт расширил горизонты молодого бюро: оно уже участвовало в проектировании по программе «Стрелки», укрепило свою профессиональную репутацию, получило заказы на другие проекты – уже по рекомендациям .
Дворовые пространства ЖК «Фаворит», Пенза. Архитекторы Антон Белов, Евгений Кутай, бюро «Вещь». Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дворовые пространства ЖК «Фаворит», Пенза. Архитекторы Антон Белов, Евгений Кутай, бюро «Вещь». Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дворовые пространства ЖК «Фаворит», Пенза. Архитекторы Антон Белов, Евгений Кутай, бюро «Вещь». Фотография предоставлена «Открытым городом»

Разработка проектов по благоустройству – в рамках федеральных программ или по желанию частного заказчика – стала той нишей на рынке, которую молодые архитекторы используют для развития и роста собственных компаний. Олег Манов заметил, что крупные опытные мастерские не выделяют благоустройство в отдельные проекты: «Благоустройство – для них это просто часть рабочей документации, отдельно они этим заниматься не будут». Молодые – занимаются, и весьма успешно. Так FUTURA ARCHITECTS Манова проектируют бульвар Белых ночей, и в прошлом году закончился первый этап его строительства.
Бульвар «Белых ночей» ЖК «NEWПИТЕР». Ленинградская область, пос. Новоселье Заказчик: АО «Строительный Трест» Генпроектировщик: FUTURA-ARCHITECTS Архитекторы: Манов О., Банникова Е., Лурье А., Сас Л., Шевченко Г., Ямборисов А. Проект: 2015-2017 гг. Реализация: 2017-2020 гг. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Бульвар «Белых ночей» ЖК «NEWПИТЕР». Ленинградская область, пос. Новоселье Заказчик: АО «Строительный Трест» Генпроектировщик: FUTURA-ARCHITECTS Архитекторы: Манов О., Банникова Е., Лурье А., Сас Л., Шевченко Г., Ямборисов А. Проект: 2015-2017 гг. Реализация: 2017-2020 гг. Фотография предоставлена «Открытым городом»

По мере продвижения вглубь бульвара колористическое решение меняется от темного к светлому, меняется тип покрытия и озеленения, раскрываются новые зоны для тихого и активного отдыха. Зоны связаны переходными тротуарами и сквозной двухполосной велодорожкой с велопарковками в начале и конце бульвара.
Дарья Толовенкова, заместитель главного архитектора г.Казани. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Дарья Толовёнкова, заместитель главного архитектора города Казани уже после круглого стола открывала очередной новый объект в Казани – бульвар по улице Фучика.
Бульвар по ул. Фучика, Казань. Общая площадь: 32745,2 кв. м. Площадь озеленения 18 500 кв.м. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Бульвар по ул. Фучика, Казань. Общая площадь: 32745,2 кв. м. Площадь озеленения 18 500 кв.м. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Двор Лукина, Казань Авторский коллектив: Дарья Толовенкова, Екатерина Андреева, Константин Самарцев, Наталия Яблонская, Эльвина Ахметсагирова, Лилия Еникеева, Рузаль Фархуллин, Вадим Убейкин, Эльвира Рахмеева. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Двор Лукина в Казани – один из самых сложных и необычных дворов города – треугольной формы с большим числом хаотичных транзитных дорожек, по краю которого ходит трамвай. Главной задачей проекта стало формирование зонирования для всех групп пользователей.
Парк «Весна», Казань Авторский коллектив: Дарья Толовенкова, Рузаль Фархуллин, Лиля Гиззятова. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Парк «Весна» находится в подтапливаемой весенними водами зоне реки Нокса. Течение воды стало ключевой идеей для парка. Были сформированы заводи с существующими большими деревьями, на возвышенных солнечных зонах разместились детские площадки, зоны для отдыха. Парк – пример эффективного экологического решения, без вмешательства в естественную природную среду.
Дарья Толовенкова, заместитель главного архитектора г.Казани. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Сейчас кажется странным, что полтора года после института Дарья не могла найти работу – по ее портфолио ей советовали иллюстрировать детские книги. После собеседования ее приняли в творческую группу при мэре города – тогда и началась работа с улицами, дворами и парками.
 

Урбанистика. Взаимодействие с социумом
Один из выводов, сделанных Дарьей Толовенковой из личной практики работы в проектах по благоустройству, она изложила на круглом столе: «Мы поняли – общаться с горожанами не страшно, это прекрасно, они очень позитивные, и нужно их слушать. Если все принимать в штыки, ничего не получится. Нужно договариваться».

Самарский архитектор Мария Храмова развивает мысль дальше:
«Необходимо менять отношение общественности к архитектору. Молодым архитекторам, студентам не надо останавливаться на том традиционном образовании, которое дают даже уже и «Стрелка», и МАРШ. Надо выходить в город, участвовать в каких-то маленьких или больших проектах с реальными людьми, с жителями, со стейкхолдерами, с властью, с экспертами в различных областях. Это ни в коей мере не исключает традиционного образования, но идет с ним параллельно».

Дмитрий и Мария Храмовы показали проект музея Эльдара Рязанова в Самаре. Здесь создается выставочное пространство и кинозал на 100 мест, где будут демонстрироваться фильмы Рязанова, планируется воссоздать интерьеры легендарных фильмов.
Дмитрий и Мария Храмовы, архитекторы, руководители бюро «АРТПОЛИС», Самара. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дмитрий Храмов, архитектор, руководитель бюро «АРТПОЛИС», Самара. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Музей Эльдара Рязанова. Самара, 2018 Проект:«Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Елена Табаева. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Музей Эльдара Рязанова. Самара, 2018 Проект:«Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Елена Табаева. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Как оказалось, Дмитрий и Мария Храмовы развивали в Самаре урбанистику еще с девяностых, связывая свою работу непосредственно с исследованием городских процессов, коммуникацией с жителями. Разработали свою образовательную программу, организовали мастерскую «Артполис» – с многочисленными разнообразными воркшопами на актуальные темы, – провели ту работу, которая только разворачивается сейчас в других городах.

«Не держите себя в традиционных рамках, как образования, так и творчества, – считает Дмитрий. –Пробуйте выходить за рамки профессии, быть политиками, девелоперами, активными горожанами, тогда у вас будет все получаться».

Храмовых поддерживает Зоя Рюрикова, открывшая в Нижнем Новгороде филиал Центра прикладной урбанистики: «Можно закончить аспирантуру МАРХИ, как сделала я, можно получить еще несколько профессий, но, я считаю, в первую очередь, нужно обязательно участвовать в жизни города и быть горожанином».
 

Реконструкция и реновация.
Научиться работать малыми средствами
В выступлениях Стаса Горшунова и Никиты Маликова звучали слова о том, что архитекторам не надо бояться ни скромных бюджетов, ни простых приемов, ни малых средств. «Да, так вы вряд ли создадите какую-то супервыдающуюся архитектуру в регионах, но я вам скажу честно, в Москве ее у многих архитекторов получается создавать? Только у «топовых». А как стать «топовым»? Надо сначала научиться работать – регионы для этого просто идеальное место», – эти рассуждения Маликова – еще один вариант возможного развития для молодых архитекторов.
Никита Маликов, архитектор, руководитель бюро Никиты Маликова, Тверь. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Здание бывшего пожарного депо постройки начала XX века располагается в старом промышленном центре Твери. Во время войны оно было сильно разрушено, восстановлено под склады. Современный собственник здания хотел облагородить внешний вид и пригласил студию для поиска решений. В итоге разработанный план включал полный уход от навесного фасада без изменения бюджета. Под слоями штукатурки и краски была обнаружена чудом сохранившаяся старинная кладка. Бюджет не позволял восстановить первоначальный облик. Тогда было решено «вытащить кладку на свет» и законсервировать. Чтобы подчеркнуть историю здания, все советские надстройки покрыты контрастным материалом – черным профилированным листом. Контрастное решение позволяет разглядеть судьбу сооружения, поладить с окружением, и в тоже время сохраняется возможность вернуть исходный старинный облик, если начнётся комплексная реконструкция квартала.
zooming
Лофт 107. Тверь Проект реновации. Архитектор Никита Маликов. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Лофт 107. Тверь. Архитектор Никита Маликов. Фотография предоставлена Никитой Маликовым

Тактический урбанизм – улучшения пространства быстрыми, недорогими средствами, без капитальных изменений – также хорошая возможность для приобретения опыта и профессионального веса. Никита Маликов рассказывает: «Мы разрабатываем проект набережной вместе с голландским бюро «Окра», уже готовим рабочую документацию. Так что вполне возможно, мы будем делать парк у Речного вокзала… Этот проект у всех на слуху, и мне пришли заявки от тверских предпринимателей еще сразу на две площадки».

«Подснежник» бюро Дмитрия Храмова, на первый взгляд, рассказывает не об ограниченных средствах, а, напротив – хороших возможностях развернуться фантазиям архитектора. Но сюжет этого проекта «загнан» в рамки реконструкции – сгоревшего бывшего спортивного комплекса, который требовалось соединить с остовом недостроенного – в течение десяти лет – административного блока.
Дома из черновых материалов (каркас- дерево, оделочный материал – ЦСП+ необрезная доска) Нижегородская область. Бюро Горшунова GORA. Авторский коллектив: С. Горшунов, А. Шишкин, А. Феоктистова​. Срок проектирование и реализации – 3 месяца 2016-2017. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дома из черновых материалов (каркас- дерево, оделочный материал – ЦСП+ необрезная доска) Нижегородская область. Бюро Горшунова GORA. Авторский коллектив: С. Горшунов, А. Шишкин, А. Феоктистова​. Срок проектирование и реализации – 3 месяца 2016-2017. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дом отдыха «Подснежник», Тольятти Самарской области. Проект: «Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП) Проектирование, реализация- 2011-2017 Общая площадь – 4022 м2 Спортивный корпус – 1403м2 Бассейн и спа-комплекс – 1681м2 Административно-бытовой корпус – 939 м2. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Поэтому спортивно-оздоровительный комплекс изначально получал трехчастную структуру – административно-бытовой корпус с коммуникационным каркасом, бассейн и спортивный зал. Но и соединение двух частей старого в одно новое было лишь частью задачи. От архитекторов требовалось создать новый по своему назначению для этого места многофункционального центр, который стал бы основной доминантой территории.
 
Дом отдыха «Подснежник», Тольятти Самарской области. Проект: «Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП) Проектирование, реализация- 2011-2017 Общая площадь – 4022 м2 Спортивный корпус – 1403м2 Бассейн и спа-комплекс – 1681м2 Административно-бытовой корпус – 939 м2. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дом отдыха «Подснежник», Тольятти Самарской области. Проект: «Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП) Проектирование, реализация- 2011-2017 Общая площадь – 4022 м2 Спортивный корпус – 1403м2 Бассейн и спа-комплекс – 1681м2 Административно-бытовой корпус – 939 м2. Фотография предоставлена «Открытым городом»

23 Октября 2018

Похожие статьи
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Сергей Кузнецов: «Архитектура – мягкая сила для продвижения...
О карьере молодых архитекторов, том, как развивать новый профессиональный ландшафт и о главных препятствиях при реализации проектов главный архитектор Москвы рассказал на лекции, прошедшей в рамках образовательного проекта «Открытый город» на площадке МИТУ-МАСИ. На лекции собралось более 300 студентов из разных профильных вузов и архитектурных факультетов столицы.
Евгений Асс: «Трудно быть в архитектуре человеком,...
Основатель архитектурной школы МАРШ в преддверии конференции «Открытый город» рассказывает о том, почему критическое отношение – одно из обязательных условий любого творчества, в том числе и архитектурного, и что позволяет архитектуре оставаться культурной деятельностью, имеющей общечеловеческий смысл.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.