«Выходить за рамки»

Архитекторы из регионов, учившиеся в столице и заграницей – о возможностях роста и работы в родном городе. Репортаж с примерами с конференции «Открытого города».

mainImg
Весь сентябрь в преддверии «Открытого города» в московских вузах проходили публичные мероприятия, где практикующие архитекторы рассказывали студентам и начинающим коллегам о том, с какими вызовами и как приходится справляться профессионалу на пути к успеху. Один из круглых столов, прошедший в МИИГАиК, был посвящен ситуации с архитектурой в регионах. Во встрече участвовали архитекторы «новой волны» – так назвали их ведущие: достаточно молодые, но уже добившиеся немалого в профессии, и представляющие разные города страны.

Каждый из участников на примерах из собственной практики постарался рассказать о том, какова специфика работы и как развивается ситуация с трудоустройством и поиском заказов в различных регионах. Разговор шел о том, как молодым достичь успеха среди «родных стен», не бросать родину ради столицы или заграницы. Опыт, рецепты, представления и потребности у всех них – разные, по-разному складываются отношения на региональных архитектурно-строительных рынках, в местных профессиональных сообществах. Но опыт каждого из участников встречи доказывал, что достижение успеха во многом зависит от настойчивости, готовности к саморазвитию и к изменениям, а также к активной позиции во взаимоотношениях с представителями рынка и городских властей.
Круглый стол «Архитектурная практика в регионах» в рамках подготовки к ежегодной конференции «Открытый город». 11 сентября 2018 г. МИИГАиК. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Олег Манов, архитектор, руководитель бюро «FUTURA ARCHITECTS», Санкт-Петербург. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Олег Манов из Петербурга считает, что здание по проекту его мастерской – КПП в Кудрово – построено в полном соответствии с традициями города. Но не потому, что из-за технологических сложностей при строительстве заказчик назвал эту архитектурную инсталляцию «яйцом Фаберже». По мнению Олега, сейчас Петербург – один из самых консервативных городов России, и эта ситуация не соответствует традициям: город основан вопреки природным условиям, за все предшествующие периоды своего существования застраивался актуальной и современной для своего времени архитектурой. Его основная традиция – быть вне контекста, быть вопреки. И КПП-инсталляция только на 10% практически полезна, главное – она создана ради искусства, украшает новый жилой квартал, где каждый метр использован предельно рационально. Такое артистическое высказывание соответствуют genius loci Петербурга, но не контексту коммерческой застройки. Хотя контекстуальные связи другого уровня для этого объекта можно найти среди работ зарубежных архитекторов.
Архитектурная инсталляция КПП. Санкт-Петербург, п. Кудрово Заказчик: АО «Строительный трест» Генпроектировщик: FUTURA-ARCHITECTS Авторский коллектив: О. Манов, А.Зуева, Г. Шевченко, Ю. Аксенова, С. Кухарский, А. Черейская Общая площадь – 9,87 кв. м. Проектирование 2014-2016 гг. Реализация: 2015-2016 гг. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Олег Манов, архитектор, руководитель бюро «FUTURA ARCHITECTS», Санкт-Петербург. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Помимо всего важно то, что заказчик принял эти рассуждения архитекторов. «Нам повезло, – сказал Олег Манов, – у нас есть два-три заказчика, которые нас слышат».
Зоя Рюрикова, архитектор, руководитель бюро «DA», Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»


Аккуратное вторжение
Гостевой дом нижегородского проектного бюро «ДА», которое возглавляет Зоя Рюрикова, построен только в этом году. Но он уже вошел в число лучших объектов города по результатам местного регулярного конкурса – Рейтинга архитектуры, и по конкурсной традиции получил неформальное название – Броненосец Родион. Действительно, с виду дом напоминает броненосца, стоит на улице Родионова, в ряду, заставленном самыми разнообразными фантазиями по частным заказам. Встраивать новый объект в этот ряд, подыгрывая вкусам соседей – занятие странное и совсем не оправданное с точки зрения ведения бизнеса: даже мини-отель должен быть сразу заметен. Зоя объясняет, что выбор архитектурного решения основан исключительно на ее индивидуальных ощущениях «нижегородского стиля». Форма стыкует представления о параметризме с дачным региональным наивом.
Частный, гостевой дом Нижний Новгород, ул. Родионова Авторский коллектив: Зоя Рюрикова, Ольга Грачева, Анаит Огаджанян, Михаил Ногинов. Фотография предоставлена «Открытым городом»

По словам Зои Рюриковой, она пытается делать региональную архитектуру, опираясь на некую локальную идентичность.
Зоя Рюрикова, архитектор, руководитель бюро «DA», Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»

И другая постройка ее бюро также отличается теплом и чудаковатостью. Многоквартирный дом также был победителем одного из Рейтингов архитектуры Нижнего Новгорода, напоминает сильно увеличенный в размерах домик для птиц и называется «Скворушка».

Образ дома складывался из размышлений об индустриальном и купеческом городе, конвейерном и ремесленном производстве, упорядоченности и хаосе в природе Нижнего Новгорода. Масштаб дома значительно превышает параметры окружающей застройки, однако он не выглядит чужеродно и громоздко.
Многоквартирный жилой дом Нижний Новгород, ул. Красносельская Авторский коллектив: Зоя Рюрикова, Михаил Ногинов, Юлия Данилова Проект 2008 г Реализация 2014 г. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Антон Барклянский – родом из Перми, уже работал в британской и голландской архитектурной компаниях, в мастерской Сергея Скуратова, открыл в Москве собственное бюро, проектирует для разных городов.
Антон Барклянский, архитектор, руководитель бюро Synchrotecture, Москва, Пермь. Фотография предоставлена «Открытым городом»

«Аккуратное вторжение» – определение из описания к его проекту кампуса в сосновом лесу, где на центральную пешеходную ось «нанизываются» малоэтажные дома. Фокус в том, что непринужденная расстановка объемов с оживленными островками между ними рассчитана так, что кубики собраны в целое, будто намагниченные, а расстояния между ними заданы комфортной плотностью застройки. Консультантом проекта была известная голландская компания KCAP, базирующаяся в Роттердаме – строительство в лесу требует европейских подходов. Антон считает подобное сотрудничество необходимым – для повышения качества проекта, и советует «всем студентам, пока есть такая возможность, а сейчас возможностей – миллион, поехать в любую компанию мира, которая вам нравится, и получить актуальный опыт».
Кампус в лесу Заказчик: Пермский национальный исследовательский политехнический университет ПНИПУ Авторский коллектив: Антон Барклянский, Станислав Ширяев, Илья Илюхин, Марина Букина Проектирование: 2011-2015 Реализация: 2016. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Элитный жилой комплекс ASTRA Барклянский построил в историческом центре Перми. И сделал это так убедительно, что объект получил несколько наград, в том числе – как лучший реализованный девелоперский проект в номинации «Наследие. Реставрация», национального этапа всемирного конкурса FIABCI «Prix d’Exellence Awards» – 2017. Строительство жилья сопровождалось реконструкцией торговых пассажей XIX века, которые вместе с новым объектом полагалось включить в активную городскую жизнь. Получилась периметральная застройка с закрытым зеленым двором и коммерческими улицами с внешней стороны. Но прежде всего комплекс привлекает внимание силуэтом с остроугольными крышами, завершающими фасад общим контуром, напоминающим что-то альпийское.
Элитный жилой комплекс и реконструкция торговых пассажей 19-го века Пермь, квартал 46 центрального района Заказчик: ГК “КОРТРОС” Авторский коллектив: Антон Барклянский, Станислав Ширяев, Михаил Федотов, Марина Букина Проектирование 2011-2015 Реализация 2016. Фотография предоставлена «Открытым городом»

 

Конкурсы. Сила отстраненности
Кстати, Антон Барклянский ценит силу отстраненности. Она бывает у тех, кто сохранил возможность проектировать в родном городе даже после того, как его покинул. Такой архитектор, помимо обретения нового опыта и знаний, перестает оглядываться на известные ему мнения, становится смелее и решительнее. И воспринимается в родном городе более весомо, чем до отъезда. Возможно, это наблюдение трактуется известным выражением про «пророка в своем отечестве», но как принцип срабатывает и по другой схеме, когда архитекторам достаются проекты в городах, проводивших какой-нибудь конкурс.
Станислав Горшунов, архитектор, руководитель бюро GORA, Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Так, например, бюро нижегородца Стаса Горшунова сделало интерьеры двух хостелов в Великобритании. Дарья Толовенкова до того, как стать заместителем главного архитектора Казани, прошла стажировку у Эрика ван Эгерата. А Антон Белов из пензенского бюро «ВЕЩЬ!» рассказал, как город Кузнецк стал победителем конкурса Минстроя по малым городам и выиграл сто миллионов на реализацию их проекта. Никита Маликов, архитектор из Твери, после стажировки в Германии активно ищет заказы в разных городах, сейчас работает в Белгороде, где участвует в разработке локальных градостроительных стандартов Белгородской области.
Фрагмент фасада ТЦ «Жар-птица» Нижний Новгород Архитектура – бюро GORA, Стас Горшунов. Фотография предоставлена «Открытым городом»

 

Благоустройство.
Лошадь, имеющая наибольшие шансы на первенство
Евгений Кутай и Антон Белов, АБ «ВЕЩЬ!», Москва, Пенза и Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Как рассказали Евгений Кутай и Антон Белов, тема благоустройства увлекла их серьезно, больше, чем прежде занимали весьма успешные арт-объекты. Бюро по своей инициативе оформило несколько небольших предложений для города, и оказалось под пристальным вниманием крупного пензенского застройщика. «Фаворит» – лошадь, имеющая наибольшие шансы на первенство, – эта фраза легла в основу идеи благоустройства дворовых пространств ЖК «Фаворит», построенного на месте бывшего ипподрома. Архитекторы бюро «ВЕЩЬ!» Евгений Кутай и Антон Белов придумали, как обыграть образ коня в виде арт-объектов и элементов благоустройства так, что дворовое пространство, созданное по их проекту, стало первым нестандартным в Пензе, вошло в федеральный реестр лучших практик, сформированный Минстроем РФ. Проект содержал оригинальные малые архитектурные формы, новые для Пензы типы детского игрового оборудования, геопластику. Этот опыт расширил горизонты молодого бюро: оно уже участвовало в проектировании по программе «Стрелки», укрепило свою профессиональную репутацию, получило заказы на другие проекты – уже по рекомендациям .
Дворовые пространства ЖК «Фаворит», Пенза. Архитекторы Антон Белов, Евгений Кутай, бюро «Вещь». Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дворовые пространства ЖК «Фаворит», Пенза. Архитекторы Антон Белов, Евгений Кутай, бюро «Вещь». Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дворовые пространства ЖК «Фаворит», Пенза. Архитекторы Антон Белов, Евгений Кутай, бюро «Вещь». Фотография предоставлена «Открытым городом»

Разработка проектов по благоустройству – в рамках федеральных программ или по желанию частного заказчика – стала той нишей на рынке, которую молодые архитекторы используют для развития и роста собственных компаний. Олег Манов заметил, что крупные опытные мастерские не выделяют благоустройство в отдельные проекты: «Благоустройство – для них это просто часть рабочей документации, отдельно они этим заниматься не будут». Молодые – занимаются, и весьма успешно. Так FUTURA ARCHITECTS Манова проектируют бульвар Белых ночей, и в прошлом году закончился первый этап его строительства.
Бульвар «Белых ночей» ЖК «NEWПИТЕР». Ленинградская область, пос. Новоселье Заказчик: АО «Строительный Трест» Генпроектировщик: FUTURA-ARCHITECTS Архитекторы: Манов О., Банникова Е., Лурье А., Сас Л., Шевченко Г., Ямборисов А. Проект: 2015-2017 гг. Реализация: 2017-2020 гг. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Бульвар «Белых ночей» ЖК «NEWПИТЕР». Ленинградская область, пос. Новоселье Заказчик: АО «Строительный Трест» Генпроектировщик: FUTURA-ARCHITECTS Архитекторы: Манов О., Банникова Е., Лурье А., Сас Л., Шевченко Г., Ямборисов А. Проект: 2015-2017 гг. Реализация: 2017-2020 гг. Фотография предоставлена «Открытым городом»

По мере продвижения вглубь бульвара колористическое решение меняется от темного к светлому, меняется тип покрытия и озеленения, раскрываются новые зоны для тихого и активного отдыха. Зоны связаны переходными тротуарами и сквозной двухполосной велодорожкой с велопарковками в начале и конце бульвара.
Дарья Толовенкова, заместитель главного архитектора г.Казани. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Дарья Толовёнкова, заместитель главного архитектора города Казани уже после круглого стола открывала очередной новый объект в Казани – бульвар по улице Фучика.
Бульвар по ул. Фучика, Казань. Общая площадь: 32745,2 кв. м. Площадь озеленения 18 500 кв.м. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Бульвар по ул. Фучика, Казань. Общая площадь: 32745,2 кв. м. Площадь озеленения 18 500 кв.м. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Двор Лукина, Казань Авторский коллектив: Дарья Толовенкова, Екатерина Андреева, Константин Самарцев, Наталия Яблонская, Эльвина Ахметсагирова, Лилия Еникеева, Рузаль Фархуллин, Вадим Убейкин, Эльвира Рахмеева. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Двор Лукина в Казани – один из самых сложных и необычных дворов города – треугольной формы с большим числом хаотичных транзитных дорожек, по краю которого ходит трамвай. Главной задачей проекта стало формирование зонирования для всех групп пользователей.
Парк «Весна», Казань Авторский коллектив: Дарья Толовенкова, Рузаль Фархуллин, Лиля Гиззятова. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Парк «Весна» находится в подтапливаемой весенними водами зоне реки Нокса. Течение воды стало ключевой идеей для парка. Были сформированы заводи с существующими большими деревьями, на возвышенных солнечных зонах разместились детские площадки, зоны для отдыха. Парк – пример эффективного экологического решения, без вмешательства в естественную природную среду.
Дарья Толовенкова, заместитель главного архитектора г.Казани. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Сейчас кажется странным, что полтора года после института Дарья не могла найти работу – по ее портфолио ей советовали иллюстрировать детские книги. После собеседования ее приняли в творческую группу при мэре города – тогда и началась работа с улицами, дворами и парками.
 

Урбанистика. Взаимодействие с социумом
Один из выводов, сделанных Дарьей Толовенковой из личной практики работы в проектах по благоустройству, она изложила на круглом столе: «Мы поняли – общаться с горожанами не страшно, это прекрасно, они очень позитивные, и нужно их слушать. Если все принимать в штыки, ничего не получится. Нужно договариваться».

Самарский архитектор Мария Храмова развивает мысль дальше:
«Необходимо менять отношение общественности к архитектору. Молодым архитекторам, студентам не надо останавливаться на том традиционном образовании, которое дают даже уже и «Стрелка», и МАРШ. Надо выходить в город, участвовать в каких-то маленьких или больших проектах с реальными людьми, с жителями, со стейкхолдерами, с властью, с экспертами в различных областях. Это ни в коей мере не исключает традиционного образования, но идет с ним параллельно».

Дмитрий и Мария Храмовы показали проект музея Эльдара Рязанова в Самаре. Здесь создается выставочное пространство и кинозал на 100 мест, где будут демонстрироваться фильмы Рязанова, планируется воссоздать интерьеры легендарных фильмов.
Дмитрий и Мария Храмовы, архитекторы, руководители бюро «АРТПОЛИС», Самара. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дмитрий Храмов, архитектор, руководитель бюро «АРТПОЛИС», Самара. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Музей Эльдара Рязанова. Самара, 2018 Проект:«Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Елена Табаева. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Музей Эльдара Рязанова. Самара, 2018 Проект:«Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Елена Табаева. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Как оказалось, Дмитрий и Мария Храмовы развивали в Самаре урбанистику еще с девяностых, связывая свою работу непосредственно с исследованием городских процессов, коммуникацией с жителями. Разработали свою образовательную программу, организовали мастерскую «Артполис» – с многочисленными разнообразными воркшопами на актуальные темы, – провели ту работу, которая только разворачивается сейчас в других городах.

«Не держите себя в традиционных рамках, как образования, так и творчества, – считает Дмитрий. –Пробуйте выходить за рамки профессии, быть политиками, девелоперами, активными горожанами, тогда у вас будет все получаться».

Храмовых поддерживает Зоя Рюрикова, открывшая в Нижнем Новгороде филиал Центра прикладной урбанистики: «Можно закончить аспирантуру МАРХИ, как сделала я, можно получить еще несколько профессий, но, я считаю, в первую очередь, нужно обязательно участвовать в жизни города и быть горожанином».
 

Реконструкция и реновация.
Научиться работать малыми средствами
В выступлениях Стаса Горшунова и Никиты Маликова звучали слова о том, что архитекторам не надо бояться ни скромных бюджетов, ни простых приемов, ни малых средств. «Да, так вы вряд ли создадите какую-то супервыдающуюся архитектуру в регионах, но я вам скажу честно, в Москве ее у многих архитекторов получается создавать? Только у «топовых». А как стать «топовым»? Надо сначала научиться работать – регионы для этого просто идеальное место», – эти рассуждения Маликова – еще один вариант возможного развития для молодых архитекторов.
Никита Маликов, архитектор, руководитель бюро Никиты Маликова, Тверь. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Здание бывшего пожарного депо постройки начала XX века располагается в старом промышленном центре Твери. Во время войны оно было сильно разрушено, восстановлено под склады. Современный собственник здания хотел облагородить внешний вид и пригласил студию для поиска решений. В итоге разработанный план включал полный уход от навесного фасада без изменения бюджета. Под слоями штукатурки и краски была обнаружена чудом сохранившаяся старинная кладка. Бюджет не позволял восстановить первоначальный облик. Тогда было решено «вытащить кладку на свет» и законсервировать. Чтобы подчеркнуть историю здания, все советские надстройки покрыты контрастным материалом – черным профилированным листом. Контрастное решение позволяет разглядеть судьбу сооружения, поладить с окружением, и в тоже время сохраняется возможность вернуть исходный старинный облик, если начнётся комплексная реконструкция квартала.
zooming
Лофт 107. Тверь Проект реновации. Архитектор Никита Маликов. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Лофт 107. Тверь. Архитектор Никита Маликов. Фотография предоставлена Никитой Маликовым

Тактический урбанизм – улучшения пространства быстрыми, недорогими средствами, без капитальных изменений – также хорошая возможность для приобретения опыта и профессионального веса. Никита Маликов рассказывает: «Мы разрабатываем проект набережной вместе с голландским бюро «Окра», уже готовим рабочую документацию. Так что вполне возможно, мы будем делать парк у Речного вокзала… Этот проект у всех на слуху, и мне пришли заявки от тверских предпринимателей еще сразу на две площадки».

«Подснежник» бюро Дмитрия Храмова, на первый взгляд, рассказывает не об ограниченных средствах, а, напротив – хороших возможностях развернуться фантазиям архитектора. Но сюжет этого проекта «загнан» в рамки реконструкции – сгоревшего бывшего спортивного комплекса, который требовалось соединить с остовом недостроенного – в течение десяти лет – административного блока.
Дома из черновых материалов (каркас- дерево, оделочный материал – ЦСП+ необрезная доска) Нижегородская область. Бюро Горшунова GORA. Авторский коллектив: С. Горшунов, А. Шишкин, А. Феоктистова​. Срок проектирование и реализации – 3 месяца 2016-2017. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дома из черновых материалов (каркас- дерево, оделочный материал – ЦСП+ необрезная доска) Нижегородская область. Бюро Горшунова GORA. Авторский коллектив: С. Горшунов, А. Шишкин, А. Феоктистова​. Срок проектирование и реализации – 3 месяца 2016-2017. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дом отдыха «Подснежник», Тольятти Самарской области. Проект: «Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП) Проектирование, реализация- 2011-2017 Общая площадь – 4022 м2 Спортивный корпус – 1403м2 Бассейн и спа-комплекс – 1681м2 Административно-бытовой корпус – 939 м2. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Поэтому спортивно-оздоровительный комплекс изначально получал трехчастную структуру – административно-бытовой корпус с коммуникационным каркасом, бассейн и спортивный зал. Но и соединение двух частей старого в одно новое было лишь частью задачи. От архитекторов требовалось создать новый по своему назначению для этого места многофункционального центр, который стал бы основной доминантой территории.
 
Дом отдыха «Подснежник», Тольятти Самарской области. Проект: «Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП) Проектирование, реализация- 2011-2017 Общая площадь – 4022 м2 Спортивный корпус – 1403м2 Бассейн и спа-комплекс – 1681м2 Административно-бытовой корпус – 939 м2. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дом отдыха «Подснежник», Тольятти Самарской области. Проект: «Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП) Проектирование, реализация- 2011-2017 Общая площадь – 4022 м2 Спортивный корпус – 1403м2 Бассейн и спа-комплекс – 1681м2 Административно-бытовой корпус – 939 м2. Фотография предоставлена «Открытым городом»

23 Октября 2018

Похожие статьи
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Сергей Кузнецов: «Архитектура – мягкая сила для продвижения...
О карьере молодых архитекторов, том, как развивать новый профессиональный ландшафт и о главных препятствиях при реализации проектов главный архитектор Москвы рассказал на лекции, прошедшей в рамках образовательного проекта «Открытый город» на площадке МИТУ-МАСИ. На лекции собралось более 300 студентов из разных профильных вузов и архитектурных факультетов столицы.
Евгений Асс: «Трудно быть в архитектуре человеком,...
Основатель архитектурной школы МАРШ в преддверии конференции «Открытый город» рассказывает о том, почему критическое отношение – одно из обязательных условий любого творчества, в том числе и архитектурного, и что позволяет архитектуре оставаться культурной деятельностью, имеющей общечеловеческий смысл.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.