«Выходить за рамки»

Архитекторы из регионов, учившиеся в столице и заграницей – о возможностях роста и работы в родном городе. Репортаж с примерами с конференции «Открытого города».

Автор текста:
Арина Пирожкова

mainImg
0 Весь сентябрь в преддверии «Открытого города» в московских вузах проходили публичные мероприятия, где практикующие архитекторы рассказывали студентам и начинающим коллегам о том, с какими вызовами и как приходится справляться профессионалу на пути к успеху. Один из круглых столов, прошедший в МИИГАиК, был посвящен ситуации с архитектурой в регионах. Во встрече участвовали архитекторы «новой волны» – так назвали их ведущие: достаточно молодые, но уже добившиеся немалого в профессии, и представляющие разные города страны.

Каждый из участников на примерах из собственной практики постарался рассказать о том, какова специфика работы и как развивается ситуация с трудоустройством и поиском заказов в различных регионах. Разговор шел о том, как молодым достичь успеха среди «родных стен», не бросать родину ради столицы или заграницы. Опыт, рецепты, представления и потребности у всех них – разные, по-разному складываются отношения на региональных архитектурно-строительных рынках, в местных профессиональных сообществах. Но опыт каждого из участников встречи доказывал, что достижение успеха во многом зависит от настойчивости, готовности к саморазвитию и к изменениям, а также к активной позиции во взаимоотношениях с представителями рынка и городских властей.
Круглый стол «Архитектурная практика в регионах» в рамках подготовки к ежегодной конференции «Открытый город». 11 сентября 2018 г. МИИГАиК. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Олег Манов, архитектор, руководитель бюро «FUTURA ARCHITECTS», Санкт-Петербург. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Олег Манов из Петербурга считает, что здание по проекту его мастерской – КПП в Кудрово – построено в полном соответствии с традициями города. Но не потому, что из-за технологических сложностей при строительстве заказчик назвал эту архитектурную инсталляцию «яйцом Фаберже». По мнению Олега, сейчас Петербург – один из самых консервативных городов России, и эта ситуация не соответствует традициям: город основан вопреки природным условиям, за все предшествующие периоды своего существования застраивался актуальной и современной для своего времени архитектурой. Его основная традиция – быть вне контекста, быть вопреки. И КПП-инсталляция только на 10% практически полезна, главное – она создана ради искусства, украшает новый жилой квартал, где каждый метр использован предельно рационально. Такое артистическое высказывание соответствуют genius loci Петербурга, но не контексту коммерческой застройки. Хотя контекстуальные связи другого уровня для этого объекта можно найти среди работ зарубежных архитекторов.
Архитектурная инсталляция КПП. Санкт-Петербург, п. Кудрово Заказчик: АО «Строительный трест» Генпроектировщик: FUTURA-ARCHITECTS Авторский коллектив: О. Манов, А.Зуева, Г. Шевченко, Ю. Аксенова, С. Кухарский, А. Черейская Общая площадь – 9,87 кв. м. Проектирование 2014-2016 гг. Реализация: 2015-2016 гг. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Олег Манов, архитектор, руководитель бюро «FUTURA ARCHITECTS», Санкт-Петербург. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Помимо всего важно то, что заказчик принял эти рассуждения архитекторов. «Нам повезло, – сказал Олег Манов, – у нас есть два-три заказчика, которые нас слышат».
Зоя Рюрикова, архитектор, руководитель бюро «DA», Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»


Аккуратное вторжение
Гостевой дом нижегородского проектного бюро «ДА», которое возглавляет Зоя Рюрикова, построен только в этом году. Но он уже вошел в число лучших объектов города по результатам местного регулярного конкурса – Рейтинга архитектуры, и по конкурсной традиции получил неформальное название – Броненосец Родион. Действительно, с виду дом напоминает броненосца, стоит на улице Родионова, в ряду, заставленном самыми разнообразными фантазиями по частным заказам. Встраивать новый объект в этот ряд, подыгрывая вкусам соседей – занятие странное и совсем не оправданное с точки зрения ведения бизнеса: даже мини-отель должен быть сразу заметен. Зоя объясняет, что выбор архитектурного решения основан исключительно на ее индивидуальных ощущениях «нижегородского стиля». Форма стыкует представления о параметризме с дачным региональным наивом.
Частный, гостевой дом Нижний Новгород, ул. Родионова Авторский коллектив: Зоя Рюрикова, Ольга Грачева, Анаит Огаджанян, Михаил Ногинов. Фотография предоставлена «Открытым городом»

По словам Зои Рюриковой, она пытается делать региональную архитектуру, опираясь на некую локальную идентичность.
Зоя Рюрикова, архитектор, руководитель бюро «DA», Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»

И другая постройка ее бюро также отличается теплом и чудаковатостью. Многоквартирный дом также был победителем одного из Рейтингов архитектуры Нижнего Новгорода, напоминает сильно увеличенный в размерах домик для птиц и называется «Скворушка».

Образ дома складывался из размышлений об индустриальном и купеческом городе, конвейерном и ремесленном производстве, упорядоченности и хаосе в природе Нижнего Новгорода. Масштаб дома значительно превышает параметры окружающей застройки, однако он не выглядит чужеродно и громоздко.
Многоквартирный жилой дом Нижний Новгород, ул. Красносельская Авторский коллектив: Зоя Рюрикова, Михаил Ногинов, Юлия Данилова Проект 2008 г Реализация 2014 г. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Антон Барклянский – родом из Перми, уже работал в британской и голландской архитектурной компаниях, в мастерской Сергея Скуратова, открыл в Москве собственное бюро, проектирует для разных городов.
Антон Барклянский, архитектор, руководитель бюро Synchrotecture, Москва, Пермь. Фотография предоставлена «Открытым городом»

«Аккуратное вторжение» – определение из описания к его проекту кампуса в сосновом лесу, где на центральную пешеходную ось «нанизываются» малоэтажные дома. Фокус в том, что непринужденная расстановка объемов с оживленными островками между ними рассчитана так, что кубики собраны в целое, будто намагниченные, а расстояния между ними заданы комфортной плотностью застройки. Консультантом проекта была известная голландская компания KCAP, базирующаяся в Роттердаме – строительство в лесу требует европейских подходов. Антон считает подобное сотрудничество необходимым – для повышения качества проекта, и советует «всем студентам, пока есть такая возможность, а сейчас возможностей – миллион, поехать в любую компанию мира, которая вам нравится, и получить актуальный опыт».
Кампус в лесу Заказчик: Пермский национальный исследовательский политехнический университет ПНИПУ Авторский коллектив: Антон Барклянский, Станислав Ширяев, Илья Илюхин, Марина Букина Проектирование: 2011-2015 Реализация: 2016. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Элитный жилой комплекс ASTRA Барклянский построил в историческом центре Перми. И сделал это так убедительно, что объект получил несколько наград, в том числе – как лучший реализованный девелоперский проект в номинации «Наследие. Реставрация», национального этапа всемирного конкурса FIABCI «Prix d’Exellence Awards» – 2017. Строительство жилья сопровождалось реконструкцией торговых пассажей XIX века, которые вместе с новым объектом полагалось включить в активную городскую жизнь. Получилась периметральная застройка с закрытым зеленым двором и коммерческими улицами с внешней стороны. Но прежде всего комплекс привлекает внимание силуэтом с остроугольными крышами, завершающими фасад общим контуром, напоминающим что-то альпийское.
Элитный жилой комплекс и реконструкция торговых пассажей 19-го века Пермь, квартал 46 центрального района Заказчик: ГК “КОРТРОС” Авторский коллектив: Антон Барклянский, Станислав Ширяев, Михаил Федотов, Марина Букина Проектирование 2011-2015 Реализация 2016. Фотография предоставлена «Открытым городом»

 

Конкурсы. Сила отстраненности
Кстати, Антон Барклянский ценит силу отстраненности. Она бывает у тех, кто сохранил возможность проектировать в родном городе даже после того, как его покинул. Такой архитектор, помимо обретения нового опыта и знаний, перестает оглядываться на известные ему мнения, становится смелее и решительнее. И воспринимается в родном городе более весомо, чем до отъезда. Возможно, это наблюдение трактуется известным выражением про «пророка в своем отечестве», но как принцип срабатывает и по другой схеме, когда архитекторам достаются проекты в городах, проводивших какой-нибудь конкурс.
Станислав Горшунов, архитектор, руководитель бюро GORA, Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Так, например, бюро нижегородца Стаса Горшунова сделало интерьеры двух хостелов в Великобритании. Дарья Толовенкова до того, как стать заместителем главного архитектора Казани, прошла стажировку у Эрика ван Эгерата. А Антон Белов из пензенского бюро «ВЕЩЬ!» рассказал, как город Кузнецк стал победителем конкурса Минстроя по малым городам и выиграл сто миллионов на реализацию их проекта. Никита Маликов, архитектор из Твери, после стажировки в Германии активно ищет заказы в разных городах, сейчас работает в Белгороде, где участвует в разработке локальных градостроительных стандартов Белгородской области.
Фрагмент фасада ТЦ «Жар-птица» Нижний Новгород Архитектура – бюро GORA, Стас Горшунов. Фотография предоставлена «Открытым городом»

 

Благоустройство.
Лошадь, имеющая наибольшие шансы на первенство
Евгений Кутай и Антон Белов, АБ «ВЕЩЬ!», Москва, Пенза и Нижний Новгород. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Как рассказали Евгений Кутай и Антон Белов, тема благоустройства увлекла их серьезно, больше, чем прежде занимали весьма успешные арт-объекты. Бюро по своей инициативе оформило несколько небольших предложений для города, и оказалось под пристальным вниманием крупного пензенского застройщика. «Фаворит» – лошадь, имеющая наибольшие шансы на первенство, – эта фраза легла в основу идеи благоустройства дворовых пространств ЖК «Фаворит», построенного на месте бывшего ипподрома. Архитекторы бюро «ВЕЩЬ!» Евгений Кутай и Антон Белов придумали, как обыграть образ коня в виде арт-объектов и элементов благоустройства так, что дворовое пространство, созданное по их проекту, стало первым нестандартным в Пензе, вошло в федеральный реестр лучших практик, сформированный Минстроем РФ. Проект содержал оригинальные малые архитектурные формы, новые для Пензы типы детского игрового оборудования, геопластику. Этот опыт расширил горизонты молодого бюро: оно уже участвовало в проектировании по программе «Стрелки», укрепило свою профессиональную репутацию, получило заказы на другие проекты – уже по рекомендациям .
Дворовые пространства ЖК «Фаворит», Пенза. Архитекторы Антон Белов, Евгений Кутай, бюро «Вещь». Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дворовые пространства ЖК «Фаворит», Пенза. Архитекторы Антон Белов, Евгений Кутай, бюро «Вещь». Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дворовые пространства ЖК «Фаворит», Пенза. Архитекторы Антон Белов, Евгений Кутай, бюро «Вещь». Фотография предоставлена «Открытым городом»

Разработка проектов по благоустройству – в рамках федеральных программ или по желанию частного заказчика – стала той нишей на рынке, которую молодые архитекторы используют для развития и роста собственных компаний. Олег Манов заметил, что крупные опытные мастерские не выделяют благоустройство в отдельные проекты: «Благоустройство – для них это просто часть рабочей документации, отдельно они этим заниматься не будут». Молодые – занимаются, и весьма успешно. Так FUTURA ARCHITECTS Манова проектируют бульвар Белых ночей, и в прошлом году закончился первый этап его строительства.
Бульвар «Белых ночей» ЖК «NEWПИТЕР». Ленинградская область, пос. Новоселье Заказчик: АО «Строительный Трест» Генпроектировщик: FUTURA-ARCHITECTS Архитекторы: Манов О., Банникова Е., Лурье А., Сас Л., Шевченко Г., Ямборисов А. Проект: 2015-2017 гг. Реализация: 2017-2020 гг. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Бульвар «Белых ночей» ЖК «NEWПИТЕР». Ленинградская область, пос. Новоселье Заказчик: АО «Строительный Трест» Генпроектировщик: FUTURA-ARCHITECTS Архитекторы: Манов О., Банникова Е., Лурье А., Сас Л., Шевченко Г., Ямборисов А. Проект: 2015-2017 гг. Реализация: 2017-2020 гг. Фотография предоставлена «Открытым городом»

По мере продвижения вглубь бульвара колористическое решение меняется от темного к светлому, меняется тип покрытия и озеленения, раскрываются новые зоны для тихого и активного отдыха. Зоны связаны переходными тротуарами и сквозной двухполосной велодорожкой с велопарковками в начале и конце бульвара.
Дарья Толовенкова, заместитель главного архитектора г.Казани. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Дарья Толовёнкова, заместитель главного архитектора города Казани уже после круглого стола открывала очередной новый объект в Казани – бульвар по улице Фучика.
Бульвар по ул. Фучика, Казань. Общая площадь: 32745,2 кв. м. Площадь озеленения 18 500 кв.м. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Бульвар по ул. Фучика, Казань. Общая площадь: 32745,2 кв. м. Площадь озеленения 18 500 кв.м. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Двор Лукина, Казань Авторский коллектив: Дарья Толовенкова, Екатерина Андреева, Константин Самарцев, Наталия Яблонская, Эльвина Ахметсагирова, Лилия Еникеева, Рузаль Фархуллин, Вадим Убейкин, Эльвира Рахмеева. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Двор Лукина в Казани – один из самых сложных и необычных дворов города – треугольной формы с большим числом хаотичных транзитных дорожек, по краю которого ходит трамвай. Главной задачей проекта стало формирование зонирования для всех групп пользователей.
Парк «Весна», Казань Авторский коллектив: Дарья Толовенкова, Рузаль Фархуллин, Лиля Гиззятова. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Парк «Весна» находится в подтапливаемой весенними водами зоне реки Нокса. Течение воды стало ключевой идеей для парка. Были сформированы заводи с существующими большими деревьями, на возвышенных солнечных зонах разместились детские площадки, зоны для отдыха. Парк – пример эффективного экологического решения, без вмешательства в естественную природную среду.
Дарья Толовенкова, заместитель главного архитектора г.Казани. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Сейчас кажется странным, что полтора года после института Дарья не могла найти работу – по ее портфолио ей советовали иллюстрировать детские книги. После собеседования ее приняли в творческую группу при мэре города – тогда и началась работа с улицами, дворами и парками.
 

Урбанистика. Взаимодействие с социумом
Один из выводов, сделанных Дарьей Толовенковой из личной практики работы в проектах по благоустройству, она изложила на круглом столе: «Мы поняли – общаться с горожанами не страшно, это прекрасно, они очень позитивные, и нужно их слушать. Если все принимать в штыки, ничего не получится. Нужно договариваться».

Самарский архитектор Мария Храмова развивает мысль дальше:
«Необходимо менять отношение общественности к архитектору. Молодым архитекторам, студентам не надо останавливаться на том традиционном образовании, которое дают даже уже и «Стрелка», и МАРШ. Надо выходить в город, участвовать в каких-то маленьких или больших проектах с реальными людьми, с жителями, со стейкхолдерами, с властью, с экспертами в различных областях. Это ни в коей мере не исключает традиционного образования, но идет с ним параллельно».

Дмитрий и Мария Храмовы показали проект музея Эльдара Рязанова в Самаре. Здесь создается выставочное пространство и кинозал на 100 мест, где будут демонстрироваться фильмы Рязанова, планируется воссоздать интерьеры легендарных фильмов.
Дмитрий и Мария Храмовы, архитекторы, руководители бюро «АРТПОЛИС», Самара. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дмитрий Храмов, архитектор, руководитель бюро «АРТПОЛИС», Самара. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Музей Эльдара Рязанова. Самара, 2018 Проект:«Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Елена Табаева. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Музей Эльдара Рязанова. Самара, 2018 Проект:«Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Елена Табаева. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Как оказалось, Дмитрий и Мария Храмовы развивали в Самаре урбанистику еще с девяностых, связывая свою работу непосредственно с исследованием городских процессов, коммуникацией с жителями. Разработали свою образовательную программу, организовали мастерскую «Артполис» – с многочисленными разнообразными воркшопами на актуальные темы, – провели ту работу, которая только разворачивается сейчас в других городах.

«Не держите себя в традиционных рамках, как образования, так и творчества, – считает Дмитрий. –Пробуйте выходить за рамки профессии, быть политиками, девелоперами, активными горожанами, тогда у вас будет все получаться».

Храмовых поддерживает Зоя Рюрикова, открывшая в Нижнем Новгороде филиал Центра прикладной урбанистики: «Можно закончить аспирантуру МАРХИ, как сделала я, можно получить еще несколько профессий, но, я считаю, в первую очередь, нужно обязательно участвовать в жизни города и быть горожанином».
 

Реконструкция и реновация.
Научиться работать малыми средствами
В выступлениях Стаса Горшунова и Никиты Маликова звучали слова о том, что архитекторам не надо бояться ни скромных бюджетов, ни простых приемов, ни малых средств. «Да, так вы вряд ли создадите какую-то супервыдающуюся архитектуру в регионах, но я вам скажу честно, в Москве ее у многих архитекторов получается создавать? Только у «топовых». А как стать «топовым»? Надо сначала научиться работать – регионы для этого просто идеальное место», – эти рассуждения Маликова – еще один вариант возможного развития для молодых архитекторов.
Никита Маликов, архитектор, руководитель бюро Никиты Маликова, Тверь. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Здание бывшего пожарного депо постройки начала XX века располагается в старом промышленном центре Твери. Во время войны оно было сильно разрушено, восстановлено под склады. Современный собственник здания хотел облагородить внешний вид и пригласил студию для поиска решений. В итоге разработанный план включал полный уход от навесного фасада без изменения бюджета. Под слоями штукатурки и краски была обнаружена чудом сохранившаяся старинная кладка. Бюджет не позволял восстановить первоначальный облик. Тогда было решено «вытащить кладку на свет» и законсервировать. Чтобы подчеркнуть историю здания, все советские надстройки покрыты контрастным материалом – черным профилированным листом. Контрастное решение позволяет разглядеть судьбу сооружения, поладить с окружением, и в тоже время сохраняется возможность вернуть исходный старинный облик, если начнётся комплексная реконструкция квартала.
zooming
Лофт 107. Тверь Проект реновации. Архитектор Никита Маликов. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Лофт 107. Тверь. Архитектор Никита Маликов. Фотография предоставлена Никитой Маликовым

Тактический урбанизм – улучшения пространства быстрыми, недорогими средствами, без капитальных изменений – также хорошая возможность для приобретения опыта и профессионального веса. Никита Маликов рассказывает: «Мы разрабатываем проект набережной вместе с голландским бюро «Окра», уже готовим рабочую документацию. Так что вполне возможно, мы будем делать парк у Речного вокзала… Этот проект у всех на слуху, и мне пришли заявки от тверских предпринимателей еще сразу на две площадки».

«Подснежник» бюро Дмитрия Храмова, на первый взгляд, рассказывает не об ограниченных средствах, а, напротив – хороших возможностях развернуться фантазиям архитектора. Но сюжет этого проекта «загнан» в рамки реконструкции – сгоревшего бывшего спортивного комплекса, который требовалось соединить с остовом недостроенного – в течение десяти лет – административного блока.
Дома из черновых материалов (каркас- дерево, оделочный материал – ЦСП+ необрезная доска) Нижегородская область. Бюро Горшунова GORA. Авторский коллектив: С. Горшунов, А. Шишкин, А. Феоктистова​. Срок проектирование и реализации – 3 месяца 2016-2017. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дома из черновых материалов (каркас- дерево, оделочный материал – ЦСП+ необрезная доска) Нижегородская область. Бюро Горшунова GORA. Авторский коллектив: С. Горшунов, А. Шишкин, А. Феоктистова​. Срок проектирование и реализации – 3 месяца 2016-2017. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дом отдыха «Подснежник», Тольятти Самарской области. Проект: «Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП) Проектирование, реализация- 2011-2017 Общая площадь – 4022 м2 Спортивный корпус – 1403м2 Бассейн и спа-комплекс – 1681м2 Административно-бытовой корпус – 939 м2. Фотография предоставлена «Открытым городом»

Поэтому спортивно-оздоровительный комплекс изначально получал трехчастную структуру – административно-бытовой корпус с коммуникационным каркасом, бассейн и спортивный зал. Но и соединение двух частей старого в одно новое было лишь частью задачи. От архитекторов требовалось создать новый по своему назначению для этого места многофункционального центр, который стал бы основной доминантой территории.
 
Дом отдыха «Подснежник», Тольятти Самарской области. Проект: «Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП) Проектирование, реализация- 2011-2017 Общая площадь – 4022 м2 Спортивный корпус – 1403м2 Бассейн и спа-комплекс – 1681м2 Административно-бытовой корпус – 939 м2. Фотография предоставлена «Открытым городом»
Дом отдыха «Подснежник», Тольятти Самарской области. Проект: «Архитектурное бюро Храмова». Авторский коллектив: Дмитрий Храмов (ГАП), Вениамин Дьячков, Оксана Дьячкова, Антон Гуреев, Александр Пищулев (ГИП) Проектирование, реализация- 2011-2017 Общая площадь – 4022 м2 Спортивный корпус – 1403м2 Бассейн и спа-комплекс – 1681м2 Административно-бытовой корпус – 939 м2. Фотография предоставлена «Открытым городом»

23 Октября 2018

Автор текста:

Арина Пирожкова
Похожие статьи
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Сцена и графика
Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Сгорание
В воскресенье в Никола-Ленивце сожгли объект молодого архитектора Екатерины Поляковой, Вавилонскую башню. Решение о том, чтобы не отменять готовое действо, было принято не без труда; согласно заявлению организаторов, Масленица 2022 года – не праздник, а невеселое художественное высказывание, призыв к прощению и примирению.
Стирание
В четверг (или в среду?) в Анфиладе Музея архитектуры открылась выставка Валерия Кошлякова Domus Maxima. Открытие началось с обсуждения возможности открывать выставку в кризисные времена вообще – но сама живопись, пожалуй, дает ответ на этот вопрос. Выставка очень красивая, ее даже можно понять как вариант истории архитектурной культуры, увиденной через призму личного взгляда художника.
Суметь посметь
Выставка в галерее «Беляево» объединяет советское и современное монументальное искусство – и стрит-арт, поднимая тему их сходств и отличий, в которых, если подумать, не все так просто, как кажется.
Ценность подлинности
Музей Третьяковых в 1-м Голутвином переулке – пример нестандартного подхода к формированию экспозиции там, где невозможна мемориальная обстановка дома-музея. Другая особенность – проект реставрации вырос из дизайна экспозиции, и оба нацелены на демонстрацию подлинности и акцентирование аутентичности. Такое сращение экспозиции и проекта реставрации возможно только при очень последовательной работе от идеи к воплощению. Показываем, рассказываем, беседуем с автором проекта Наринэ Тютчевой.
Градсовет Петербурга 26.01.2022
Парадокс с сохранением дореволюционной застройки, Покрас Лампас и правило брандмауэра: эксперты повторно рассмотрели проекты санатория в Репино и гостиницы на Уральской улице.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстраивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Осознание Москвы
Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.
Маленькое нефтяное подсознание
«Музей подсознания Москвы» Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски, дополненный виртуальрной реальностью от Immerse Lab и спектаклем Дмитрия Мелкина «Солярис», представляет подсознание российской столицы как Нефтяриса, нефтяного океана, генерирующего образы, созвучные шаблонному мышлению. Нейросеть Алиса в другой части выставки шепчет про кроссовки.
Скажи мне, птица
Выставку «Вещественные доказательства» архитектора-художника Александра Бродского можно посмотреть в Гоголь-Центре до 23 января, а благоустроенное им же фойе театра, к которому приурочена выставка, – и после. Это часть проекта «Гоголь-арт», который курирует Евгения Гершкович. Представленные «улики» развивают тему, давно представленную в творчестве Бродского, но выставку и амфитеатры, как мы считаем, надо воспринимать целостно, как тонкую работу с пространством Гоголь-центра.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Сергей Кузнецов: «Архитектура – мягкая сила для продвижения...
О карьере молодых архитекторов, том, как развивать новый профессиональный ландшафт и о главных препятствиях при реализации проектов главный архитектор Москвы рассказал на лекции, прошедшей в рамках образовательного проекта «Открытый город» на площадке МИТУ-МАСИ. На лекции собралось более 300 студентов из разных профильных вузов и архитектурных факультетов столицы.
Евгений Асс: «Трудно быть в архитектуре человеком,...
Основатель архитектурной школы МАРШ в преддверии конференции «Открытый город» рассказывает о том, почему критическое отношение – одно из обязательных условий любого творчества, в том числе и архитектурного, и что позволяет архитектуре оставаться культурной деятельностью, имеющей общечеловеческий смысл.
Технологии и материалы
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Сейчас на главной
Народный театр XXI века
На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств по проекту OMA. Здание рассчитано на смелые эксперименты и иную, чем обычно, социальную позицию театра.
Выше супремума
Максим Кашин разместил в своей мастерской пространственную инсталляцию, посвященную супрематизму, но на него не похожую – авторы исследуют границы и возможности направления, декларированного Малевичем. Свой супрематизм они называют новым.
Энергия искусства вместо электричества
В Ташкенте представлен проект реновации здания электростанции, где располагается Центр современного искусства, а также проекты арт-резиденций в Старом городе. Автором выступило французское бюро Studio KO.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Уйти в книги
Издательство «Поляндрия» открыло представительство на первом этаже романтического доходного дома в центре Москвы. Пространство Letters, наполненное авторской мебелью, светом и музыкой, совмещает книжную лавку и кофейню.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.