АРХИWOOD: первая пятилетка

Экспертный совет премии АРХИWOOD определил шорт-лист 2014 года. О том, какие тенденции он отражает, размышляет куратор премии Николай Малинин.

mainImg
В этом году премии исполняется 5 лет, но юбилей, как завещал один не закопанный политик, не праздник, а повод задуматься о недостатках.

Например, нас ругают за увеличение количества номинаций. А в этом году к пяти постоянным добавились еще четыре: «Интерьер», «Дерево в отделке», «Реставрация», «Предметный дизайн». Говорят, что мы теперь как «Зодчество»: всем сестрам по серьгам, никому не обидно. Да, тут есть риск размывания мэссиджа, но мы страшно мучились каждый год, понимая, как нечестно сводить в одной номинации большое и маленькое, дешевое и дорогое. Поэтому в этот раз постарались соорудить максимально полную и четкую структуру, хотя и тут не без издержек: например, в одной номинации сошлись спортивный дворец в Казани и скромный хостел в Никола-Ленивце...
Стул FULLMOON, ARCHPOLE. Фотография: Анна Сажино

Много нареканий вызвало и появление номинации «Предметный дизайн»: мол, у вас же архитектура, зачем эта дешевая попытка расширить аудиторию? Но ее возникновение продиктовано логикой развития премии: в лонг-листе часто появлялись прекрасные интерьерные объекты, которым приходилось соревноваться с городской мебелью. Но мы не просто добавили номинацию, но и пригласили ее куратором Юлию Пешкову, одного из ведущих экспертов в этой сфере. И с ходу собрали 62 дизайнерских объекта из дерева! Конечно, о степени заимствованности многих их идей споры на Экспертном совете разгорелись острые, тем не менее, приятно, что новые имена русского дизайна узнают теперь не только Милан и Кельн. Из тех, кто сделал ставку именно на дерево, наиболее активно  московское бюро «АРХПОЛЕ», и логично, что их стул FOOLMOON оказался в шорт-листе премии. Здесь же – сразу две работы молодого петербургского дизайнера Ярослава Мисонжникова.
Светильник «Угол», Ярослав Мисонжников. Фотография: Ксения Мальгина
Серия мебели «90 х 90», BIO-architects, Иван Овчинников

Экспертный совет не мог не оценить наиболее «архитектурные» из дизайнерских объектов, поэтому в финал прошла брутальная мебель Ивана Овчинникова, собранная без единого гвоздя. Но автор ее известен и как создатель фестиваля «Города» – три объекта с последнего феста, в 2013 году проходившего в Москве, украсили номинацию «Дизайн городской среды»: это «Микролофт», «Яйцо» и «Микростудия». Посоперничают с ними в этой номинации вологодская «Модульная ярмарка» Михаила Приемышева и ярославская «Библиотека на бульваре». Сложенная из европоддонов для свободного обмена книгами, она должны была стать хэдлайнером фестиваля «Социальная революция», но в ночь накануне открытия была наполовину сожжена злоумышленниками. Что, впрочем, не помешало ей стать еще более актуальным местом и центром фестивальных событий, а теперь и номинантом всероссийской премии.
Яйцо в кубе. Москва, парк «Музеон», фестиваль «Микродом». Алексей Мельников, Тимур Арсланов. Фотография: Иван Овчинников
Модульная ярмарка. Вологда. Михаил Приемышев. Фотография: Юлия Зинкевич
«Куб-Ka’bah-Cube». Казань, Кремль. Алексей Лазарев (архитектор), Анна Найшуль (сопутствующий дизайн), Гузель Файзрахманова (куратор)

Помимо Ярославля и Вологды (ставшей, кстати, в прошлом году абсолютным триумфатором премии), городские фестивали прошли в Казани, а в шорт-лист вышел «Куб-Ka′bah-Cube», располагавшийся непосредственно в казанском кремле и декларировавший европейские ценности современного искусства. Казань впервые прошла в шорт-лист, но зато сразу в трех номинациях! Это реставрация Троицкой церкви в Свияжске и Дворец водных видов спорта, построенный, впрочем, московскими звездами – Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым.
zooming
STACK IT (библиотека на бульваре). Ярославль, сквер на улице Чайковского, архитектурный фестиваль «Социальная революция». Бюро MORGENWIRDBESSER
Дворец водных видов спорта. SPEECH Чобан & Кузнецов. Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов; архитекторы: Н. Гордюшин, Т. Варюхина, Г. Глебов, А. Шубкин, Т. Логунова Республика Татарстан, Казань, Ново-Савиновский район, улица Чистопольская. Фотография: Алексей Народицкий

Правда, снаружи этот суперсовременный объект трудно заподозрить в использовании супердревнего материала, но стоит оказаться внутри, чтобы восхититься тем, как конструкции из клееной древесины способны одухотворить пространство. Другой спортзал – от бюро «Атриум» – значительно меньше размерами, но зато его деревянная конструктивная основа ярче выявлена на фасадах. В этой же номинации («Общественное пространство») – многофункциональный павильон в Сочи, демонстрирующий, как дереву может идти умело сделанная раскраска; элегантное белоснежное кафе в горячо любимом Киеве и самый необычный во всем шорт-листе объект – шоу-рум компании «НЛК-Домостроение» на Art-Play. Его волнистые стены набраны из самого обычного бруса, что прекрасно демонстрирует неисчерпанные возможности такого, казалось бы, безнадежно привычного материала.
Павильон Microsoft в Олимпийском парке. Сочи, Олимпийский парк. Nowadays. Ната Татунашвили, Наталья Масталерж, Анна Ивянская. Фотография: Илья Иванов
Гастрокафе «Тарелка». Украина, Киев, улица Гришко, 9. SHAR PROJECT. Сандро Шеренц, Олег Иванов-Штофман. Фотография: SHAR PROJECT
«Дом на крыше» (офис и шоу-рум компании НЛК-Домостроение). Москва, улица Нижняя Сыромятническая, 10. Центр дизайна ARTPLAY. НЛК-Домостроение. Максим Низов, Мария Суркова, конструктор Алексей Князев. Фотография: Семен Гоглев

Красоту иного цвета, черного, утверждает стильная «Казарма» в Никола-Ленивце (Сергей Сыренов), там же – гостевые домики «Клевер», фишка которых в возможности разной их компоновки (бюро MEL). «Архферма», привычный конкурент «Архстояния», безвременно почила в бозе, что не помешало ее основателю Ивану Овчинникову создать бюро BIO-Architects и громко заявить о себе «Дубль-Домом». Это, пожалуй, наиболее актуальный в шорт-листе премии объект: серийный дом с заранее проведенными коммуникациями. Качественно изготовленный в заводских условиях, он перевозится на машине и за один день устанавливается на любом загородном участке, легко подключаясь к сетям.
Гостевые домики «Клевер». Калужская область, деревня Никола-Ленивец. Бюро МЕЛ Федор Дубинников, Павел Чаунин. Фотография: Иван Овчинников
ДубльДом. BIO-architects. Иван Овчинников. Фотография: Иван Овчинников

В номинации «Загородный дом» с ним будут конкурировать «Светлячок» Тотана Кузембаева, ироническая неоампирная усадьба Николая Белоусова и дом бюро Le Atelier, остроумно использующий все ресурсы крохотного участка и смутно напоминающий Алвара Аалто. Кстати, фирменные вазы Аалто будут в этом году вручаться победителям, символизируя связь природы, дерева, архитектуры и, конечно, финской традиции, за которую отвечает компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA) – неизменный генеральный партнер и организатор премии.
zooming
Охотничье имение. Архитектурная мастерская Белоусова Н.В. Николай Белоусов, Николай Соловьев. Рязанская область. Фотография: Алексей Народицкий

На редкость экстравагантно выглядит Deco Pattern House Петра Костелова. Двукратный лауреат АРХИWOOD снова экспериментирует с отделкой, превращая фасады простенького жилого параллелепипеда в сплошной узор, вызывающий в памяти резные наличники, но явно пропущенные через компьютер. Неожиданно прорвался в шорт-лист и представитель совсем уж «русского стиля» – баня Егора Соловьева. Вроде бы традиционные технологии, узлы и детали, но пропорциями и расположением окон она недвусмысленно проговаривается, что сделана все-таки в модернистский век.
Deco Pattern House. Тверская область, Конаковский район. Пётр Костёлов. Фотография: Зинон Разутдинов

Продолжает тему эстетский дом Федора Опарина под Питером (это уже номинация «Дерево в отделке»): привычный образ коттеджа ломают состаренная неструганая доска и сдвижные ставни. Куда более скромную роль играет дерево в эффектной беседке Тотана Кузембаева, но без него монументальность архитектуры была бы избыточна на небольшом дачном участке. В той же номинации – беседки для барбекю Максима Степаненко во Владимире: этот старый русский город впервые появляется на карте премии, да еще с такой «либескиндовщинкой».
Черный дом на горе. Ленинградская область, Верхняя Бронна. Федор А. Опарин. Фотография: Егор Рогалев
Фанерная квартира. Москва. Мастерская Алексея Розенберга. Алексей Розенберг. Фотография: Виктор Чернышев

В номинации «Арт-объект» зажигает команда «Бубля» (иркутский фестиваль «Бухарт» снова в шорт-листе премии!), трогает Кирилл Баир («Медведя Жерара» собирали из брусочков сочинские дети), тревожит многозначительностью Алла Урбан («Разговор со спиралью»). Меняет привычный регистр разговора об уходящем наследии выставка в нижегородском Центре современного искусства. Тающая на глазах деревянная застройка города представлена волшебными фотографиями Владислава Ефимова и обломками подлинных зданий. Куратор Алиса Савицкая аранжировала выставку комнатными цветами, тонко намекая на сугубо домашнюю прелесть этой архитектуры.
«выСОТЫ». Иркутск, Байкал. Команда «БуБля»
Инсталляция «Живой уголок». Нижний Новгород, Кремль, Арсенал. Приволжский филиал ГЦСИ Владислав Ефимов (художник), Алиса Савицкая (куратор). Фотография: Владислав Ефимов

Это проект логично предваряет еще одну новую номинацию премии – «Реставрация». Вообще-то в шорт-листе премии объекты реставрации два раза уже присутствовали: церковь в Цыпино и церковь из деревни Бородава (обе – работы лучшего отечественного реставратора Александра Попова). Но они так и оставались номинантами, поскольку конкурировать им было попросту не с кем. Но тяжелое состояние отрасли заставило Оргкомитет взяться за дело с утроенной энергией и собрать-таки в лонг-листе премии шесть номинантов. Правда, не все они помечены 2013 годом, но ради такой темы решено было сделать исключение и представить мини-ретроспективу реставрационных успехов за последние пять лет.

Правда, назвать их «успехами» сложно. Привлеченные Оргкомитетом эксперты (Александр Попов, Игорь Шургин, Андрей Бодэ, Ольга Севан, Андрей Баталов, Антон Мальцев, Александр Бокарёв и др.) в своих оценках этих работ разошлись решительно. Особенно остро это проявилось в оценке реставрации Никольской церкви в Ворзогорах. Сделанная без проекта и без аутентичного инструмента, не самыми умелыми руками – это, конечно, компрометация профессиональной составляющей самого слова «реставрация». Но, с другой стороны, если бы не было общественного движения «Общее дело», которое шестой год ремонтирует и консервирует северные храмы усилиями добровольцев, то и храмов бы этих, скорее всего, уже не было.

Впрочем, не менее яростные споры вызвали подходы и методы, имевшие место на других объектах, что говорит о трагическом отсутствии какого бы то ни было профессионального согласия, но в то же время – и об острой   необходимости этого разговора. Чему премия, надеемся, может поспособствовать. Опираясь на оценки специалистов, Экспертный совет рискнул все же представить в шорт-листе три объекта: Георгиевскую церковь, перевезенную в Коломенское с Северной Двины, кижскую часовню из деревни Кавгора и Троицкую церковь в Свияжске.
zooming
Реставрация Георгиевской церкви. Архангельская область, Верхнетоемский район, село Семеновское; с 2010 года – в Музее-заповеднике «Коломенское» (Москва). ПРК «Карэнси». А.В. Никитин (главный архитектор проекта), П.Н. Омельницкий (главный инженер проекта), Т.В. Барсова, А.В. Маркелов, И.Н. Шургин (историко-архивные изыскания), О.А. Герасимова, В.Ю. Попов, О.И. Никитина, Т.В. Кошкина, И.Н. Белоусова, М.А. Романова

И совершенно другую сторону деревянной архитектуры – солнечную, современную, уверенную в себе – можно будет увидеть на третьем этаже ЦДХ, где пройдет выставка партнера проекта АРХИWOOD – австрийского архитектурного сообщества SEEWOOD. Главным ее героем станет современная деревянная архитектура Штирии. В этом австрийском регионе из дерева строят не только частные дома, но и самые разные общественные сооружения: школы, детские сады, офисы и даже тюрьмы. Сопроводит экспозицию дискуссия с австрийскими мастерами, запланированная на 23 мая.

Место же проведения выставки номинантов премии остается неизменным: павильон «Периптер» у входа в ЦДХ. Каталог премии будет издан также постоянным партнером проекта – издательством TATLIN. В профессиональное жюри премии в этом году вошли архитекторы Александр Скокан и Карл-Хайнц Бойгер (Австрия), победители премии разных лет Григорий Дайнов и Степан Липгарт, дизайнер Стас Жицкий, глава ТДВ-Треста Василий Носов и критик Юлия Тарабарина. «Народное голосование» пройдет с 12 по 22 мая на сайте премии www.arhiwood.com. Торжественная церемония награждения состоится 23 мая в конференц-зале ЦДХ.

 

28 Апреля 2014

Похожие статьи
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Технологии и материалы
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Сейчас на главной
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.