В 2007 году территория будущего города была поделена между несколькими инвесторами-застройщиками. Самый большой участок, расположенный между продолжением улицы Дыбенко и торговым комплексом «ИКЕА–Мега», достался девелоперской компании Setl City, которая организовала международный закрытый архитектурный конкурс на лучший генеральный план будущего жилого района. В нем участвовали NBBG, Sweco, Arup и творческий тандем Герасимов – Чобан. Проект последних был признан наиболее детально проработанным и перспективным.
Работу над генпланом Евгений Герасимов и Сергей Чобан начали с функционального зонирования территории. Архитекторы здраво рассудили: раз на южной границе участка имеется крупный торгово-развлекательный центр, расположенный к тому же у самой дороги, вдоль нее логичнее всего сформировать нежилые зоны, которые, с одной стороны, смогут быть доступны не только жителям района, но и всем горожанам, а с другой послужат своеобразным шумозащитным буфером для жилых кварталов. На севере же будущее жилье от менее шумной трассы отделяет река Оккервиль, и в ее пойме архитекторы решили разбить большой ландшафтный парк со всевозможными культурно-спортивными объектами и зонами активного отдыха. Два этих острова общественной активности связываются двумя параллельными транспортными магистралями, а между ними архитекторы прокладывают пешеходную зону, трактованную как главная планировочная ось всего района.
Район Кудрово под Санкт-Петербургом
© SPEECH
Ситуационный план
Она проходит с севера на юг, начинаясь за улицей Дыбенко и связывая надземным переходом расположенный там еще один ареал новостроек и проектируемый район. Далее ось пересекает ландшафтный парк, ныряет в подземный переход и вновь выходит на поверхность уже не скромной дорожкой, посыпанной гравием, но просторным благоустроенным бульваром, который на южной границе участка завершается площадью, раскрытой к кварталу офисно-развлекательного центра. За счет многочисленных встроенных автостоянок пешеходная зона имеет довольно активный вертикальный рельеф, который обыгрывается многочисленными лестницами самых разных конфигураций и пандусами, в том числе озелененными. Этот нехитрый прием чрезвычайно разнообразит пейзаж бульвара, избавляя главную улицу района от ощущения монотонности и скрадывая ее истинную протяженность. Динамично решена и застройка по обеим его сторонам – вдоль всего променада располагаются торгово-развлекательные объекты, и архитекторы, проектируя объемы одинаковой этажности и площади (стилобаты для высотных жилых зданий), стремились всячески разнообразить пластику и декор их фасадов.
По обе стороны от пешеходной зоны расположены жилые микрорайоны, а между ними устроены зеленые рекреации со школами, детскими садами и службами быта. Микрорайоны, которых всего семь, и один офисный квартал нанизаны на основную ось попарно, а с рекреационными зонами соединены подземными переходами. И хотя на стадии разработки генплана и концепции вопросы собственно архитектуры рассматриваются лишь в первом приближении, Герасимов и Чобан отлично понимали, что столь масштабное строительство жилья неминуемо грозит обернуться если не однообразием, но повторяемостью визуальной среды, и вопрос о том, как не допустить этого, волновал их с самого начала. Сразу было решено проектировать каждый микрорайон по отдельности и фактически создать семь разных генпланов, гарантирующих даже в случае типовой застройки (она, конечно, здесь не планируется, но чего только не случается в кризис) разнообразие панорам и перспектив. И вслед за этим решением почти сразу возникла идея превратить кварталы в реплики западноевропейского градостроительства. Так и были нарисованы для Кудрово сначала «Барселона» с характерными перпендикулярными улицами, скошенными углами домов и внутренними двориками, затем «Париж» с центральной площадью в виде звезды и «Рим», в плане напоминающий форум. Предсказуема структура и других «именных» микрорайонов: «Амстердам» – это непременно система внутренних каналов, «Берлин» – отдельно стоящие дома, «Лондон» – линеарная застройка в виде отдельных трапециевидных клиньев, а «Мадрид» – увеличенная Плаза Майор с плотными кварталами по периметру.
«Рим»
«Амстердам»
«Париж»
Нужно сказать, что сама эта идея – воспроизводить в миниатюре европейские города – не нова и давно доказала свою экономическую состоятельность в сегменте загородных поселков. Правда, используя известные географические названия в качестве беспроигрышных брендов, девелоперы, как правило, ограничиваются несколькими поверхностными архитектурными цитатами. В Кудрово ситуация прямо противоположная – досконально воспроизводя проверенную столетиями структуру исторических центров европейских столиц, авторы проекта сознательно отказываются от каких-либо стилизаций в архитектуре. Евгений Герасимов убежден, что такими минимальными средствами, как планировка и пропорции отдельных объемов, можно создать интересный ассоциативный ряд, отсылающий к традициям того или иного города, и как следствие получить пространство с ярким индивидуальным характером.
«Мадрид»
«Берлин»
«Барселона»