WAF 2019: в ожидании финала

Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.

mainImg
В шорт-лист WAF 2019 вышли 16 проектов российских бюро. Некоторые финалисты участвуют в фестивале впервые, другие – уже не раз участвовали и даже добивались победы в своих номинациях. Мы попросили и тех, и других рассказать о том, почему они решили принять участие в WAF, как выбрали тот или иной проект и на чем планируют сделать акцент в его презентации.

zooming

Никита Явейн,
руководитель и главный архитектор «Студия 44»

Мы подали на WAF-2019 два проекта и одну реализацию. Все они прошли в шорт-лист. Но сказать, что у нас оптимистичные ожидания от конкурса в этом году, нельзя. Особенно, если сравнивать с прошлым WAF, когда мы показывали Музей обороны и блокады, победили в своей номинации «Культура. Проекты» и надеялись на победу в финале.

Впрочем, каждый из наших проектов, вышедших в финал, достаточно интересен и при правильно расставленных акцентах может произвести сильное впечатление на жюри. Как всегда, многое будет зависеть от презентации. И мы планируем подготовить к декабрю новые материалы, в первую очередь, по псковскому проекту жилого комплекса на берегу реки Великой.
Жилой комплекс на берегу реки Великой, Псков. «Студия 44»
© «Студия 44»

Есть сложность в представлении иностранным архитекторам российских проектов. Те моменты и вопросы, над решением которых мы бьемся, там вообще не воспринимаются как нечто значимое. Например, то, что в Пскове много усилий было нами потрачено на соответствие нормативам и решение вопросов с инсоляцией, там никого не заинтересует, как и поиски национального стиля с отсылкой к средневековью и развитию его тем в современном ключе. Без понимания контекста, без прослеживания корней этой архитектуры, им будет сложно оценить наш проект.
Новое здание гимназии имени Е.М.Примакова, Москва. «Студия 44»
© «Студия 44»

Проект гимназии имени Е.М. Примакова в Подмосковье, как мне кажется, имеет больше шансов привлечь к себе внимание, так как мы не просто идем в русле самых актуальных тенденций проектирования образовательных комплексов, но во многом их опережаем, например, нашим многофункциональным общим пространством.
Центральный музей Октябрьской железной дороги, Санкт-Петербург. «Студия 44»
© «Студия 44»

Центральный музей Октябрьской железной дороги номинирован в разделе «Display» и в этом есть своя специфика. Здесь очень важно показать формообразование здания как производную от доставки и перемещения таких громоздких экспонатов как паровозы и вагоны. Иными словами, в данном случае, чтобы понять архитектуру, нужно увидеть паровоз в движении на трансбордере или поворотном круге. Мы постараемся снять об этом коротенький фильм и включить его в презентацию для членов жюри.
 
zooming

Владимир Плоткин,
главный архитектор ТПО «Резерв»

Мое знакомство с WAF насчитывает уже больше десяти лет. Мы принимали участие в самом первом фестивале в 2008 году и вышли тогда в шорт-лист со зданием Арбитражного суда. Кроме того, я был членом жюри на первом и втором фестивалях. Так что я хорошо знаю эту систему с обеих сторон. Но после первых опытов мы не выставляли наши проекты и постройки и не планировали это делать до нынешнего года.

Но успех парка и концертного зала «Зарядье» на MIPIM вдохновил нас подать заявку на WAF в номинации «Постройки. Объекты культуры».
Концертный зал «Зарядье».
© ТПО «Резерв». Фотография Алексей Народицкий

В этом разделе всегда очень сильная конкуренция и 2019 год – не исключение. Но мне кажется, что у нас есть шанс побороться за победу, в первую очередь, благодаря сильной изначальной концепции здания, интегрированного в ландшафт и формирующего при помощи огромной стеклянной кровли зоны повышенного комфорта.
Концертный зал «Зарядье».
© ТПО «Резерв». Фотография Илья Иванов

Большим плюсом нашего проекта концертного зала является его значение для города как статусной культурной площадки и нового общественного пространства в самом центре Москвы. Все остальные компоненты проекта: архитектурный образ и конструктивные решения, акустика и дизайн интерьеров, взаимодействие внутреннего и внешнего пространств, доступность и культурно-рекреационные возможности – усиливают и дополняют главную тему, на которой мы сделаем акцент в нашей презентации в Амстердаме.
Медицинский кластер в Коммунарке, Москва. ТПО «Резерв»
© ТПО «Резерв»

Администрация ТИНАО выдвинула наш проект Медицинского кластера в Коммунарке в номинации «Постройки. Медицина» и он также прошел в шорт-лист. С этим проектом будет чуть сложнее. Там нет такой wow-архитектуры, но при этом он отвечает сразу нескольким тенденциям, которые, как показывает опыт последних лет, чрезвычайно значимы для организаторов и членов жюри WAF. Это социально-ориентированный объект, насыщенный различными функциями и имеющий большое значение для всего района. Благодаря соседству с Префектурой Новой Москвы, большому парку, который строится рядом, и планируемому здесь же выставочному комплексу, он станет частью общественного центра Коммунарки и ключевым градостроительным элементом застройки всей зоны, отделяющей жилые кварталы от Калужского шоссе. Кроме социальных аспектов в проекте большое внимание уделено вопросам энергоэффективности и экологичности.
Медицинский кластер в Коммунарке, Москва. ТПО «Резерв»
© ТПО «Резерв».

 

zooming

Наталья Сидорова,
партнер бюро DNK ag

В прошлом году мы посетили WAF в первый раз и в качестве гостей. Было очень интересно слушать презентации коллег в разных номинациях. Мы жалели только об одном – что невозможно оказаться в нескольких местах одновременно, так как нередко интересные для нас защиты проходили в одно время и приходилось выбирать что-то одно. WAF оставил хорошее впечатление высоким профессиональным уровнем и проектов, и их обсуждения.

Решение об участии в WAF 2019 мы приняли достаточно спонтанно, буквально в последний день подачи заявок. Одним из решающих факторов стала недавно введенная номинация «New and Old», посвященная реконструкциям и приспособлению исторических зданий под новые функции. Это одна из важных для нашего бюро тем и мы посчитали, что будет очень полезно и интересно поместить наши работы в один контекст с другими проектами со всего мира, вынести волнующие нас проблемы в общую дискуссию на эту тему.

Сравнивать проекты сложно, каждый опыт работы в исторической среде уникален, каждый проект – это оригинальная методика анализа исходной ситуации и поиска возможных вариантов ответа на поставленную задачу и оригинальная комбинация и взаимного баланса нового и старого, авторского и общего. И в этой уникальности – единство всех проектов реконструкции вне зависимости от страны, в которой они сделаны.
Рассвет LOFT* Studio, Москва. DNK ag
© DNK ag

Мы подали на конкурс проект «Рассвет Loft*studio», в который мы вложили очень много сил, эмоций и энергии, поэтому очень рады, что он вышел в финал конкурса. Здания изначально сильно диссонировали с исторической средой. Благодаря акцентированию значимых элементов контекста нам удалось создать «Новое», но органично вырастающее из характера места. Поэтому «Новое и Старое» в этом проекте мы рассматриваем шире, не ограничиваясь только самими зданиями. Будет интересно, посмотреть, как это все прозвучит и будет считано аудиторией на фестивале в декабре.

 
zooming

Антон Надточий,
руководитель архитектурного бюро «Атриум»

Мы уже несколько раз ездили на WAF в качестве гостей. Смотрели что и как там происходит. Каждый фестиваль, каждый конкурс – это своя концепция, свои правила и своя атмосфера. У каждого есть свои плюсы и свои минусы. Идеальных конкурсов и фестивалей не бывает. Нужно разобраться в специфике конкретного и понять, что он дает тебе как профессионалу и нужно ли тебе в нем участвовать, готов ли ты играть по заданным правилам. В целом я не могу сказать, что меня устраивает, как на WAF все организовано. Но, учитывая международный статус фестиваля и конкурса, смысла игнорировать его нет. Мы решили занять более конструктивную позицию, чем скептическое созерцание и критика и подали на конкурс проект «Парка будущих поколений» в Якутии. В этом проекте сочетаются уникальная задача и нестандартные решения, а кроме того, в нем хорошо прослеживается наш авторский подход к архитектуре. Поэтому мы решили выбрать именно его для первой попытки участвовать в конкурсе WAF и очень приятно, что мы сразу вышли в шорт-лист.
Парк будущих поколений Саха_Z, Якутск. ATRIUM
© ATRIUM

К сожалению, в номинациях «Ландшафт» и «Общественные пространства» соревнуются только реализации, поэтому мы решили выставить наш проект в разделе «Образование», что вполне обосновано, учитывая большую образовательную программу с различными функциональными сценариями, ориентацию на работу с молодежью и соседство будущего парка с Университетом. Кроме того, хотя он называется «парк», он представляет собой в большей степени архитектурное сооружение, так как климатическая специфика Якутии требует строительства сооружений для создания искусственного микроклимата, обеспечивающего комфортное пребывание людей и жизнь растений.
Парк будущих поколений Саха_Z, Якутск. ATRIUM
© ATRIUM

Интересно, что мы будем конкурировать в этой номинации с проектом гимназии «Студии 44». Наше бюро тоже участвовало в конкурсе на определение проектировщика «Школой Примакова». Будет интересно посмотреть на презентацию питерских коллег. Нам в свою очередь, мы надеемся, поможет опыт блиц-защиты проекта «Парка будущих поколений» в финале якутского конкурса. Там также выделялись только 7 минут для рассказа о наиболее значимых проектных решениях. Так что, думаю, мы справимся.

 
zooming

Дина Дридзе,
креативный директор, главный архитектор компании RTDA

В прошлом году мы впервые приняли участие в WAF и остались очень довольны этим опытом. Поэтому перед нами не стоял вопрос подавать или не подавать заявку, тем более что в этом году тема не менее интересная, чем в прошлом. Мы вместе с британскими коллегами бюро «Allies and Morrison» выполнили уникальную работу для Университета ИТМО – разработали концепцию будущего кампуса «ИТМО Хайпарк», которая уже получила премию «A Design Award&Competition 2019».
Мастер-план кампуса университета ИТМО, Санкт-Петербург. Фото с макета. RTDA
© RTDA

Университет довольно долго готовился к запуску проекта. Проводились различные опросы и исследования, результаты которых легли в основу функциональной программы Кампуса. Войдя в проект, мы присоединились к исследовательской работе. Изучили лучшие мировые практики и, конечно, использовали наш предыдущий опыт. Это позволило нам совместно с бюро «Allies and Morrison» сформировать общее стратегическое видение развития Университета, как сложной многоплановой структуры.

Университет охотно делился результатами собственных наработок. Такое бывает очень редко. Чаще всего академические структуры не так активно сотрудничают с архитекторами и делятся информацией, но тут и ректорат во главе с ректором, и преподавательский состав приняли самое активное участие в разработке концепции и функционального наполнения будущего центра.

Были продуманы все моменты относительно того, из чего должна состоять инфраструктура, предназначенная для студентов, преподавателей и ученых, и как должны быть выстроены взаимосвязи между ее частями, чтобы сотрудничество и взаимодействие происходило естественным образом. В результате, мы смогли разработать гармоничную, эффективную и достаточно гибкую градостроительную структуру.

В проект заложен ряд непростых, но как нам кажется очень важных решений, например, минимизация автомобильного трафика на территории. Максимум внимания уделено альтернативному транспорту и пешеходной инфраструктуре.

Коммуникация – основополагающий принцип развития, поэтому мы уделили особое внимание проектированию общественных пространств, для общения ученых разных специальностей. Мы понимаем, что крупномасштабные градостроительные структуры не могут быть статичными, их нельзя спроектировать раз и навсегда. Поэтому, мы создали стратегию, которая предусматривает возможность дальнейшего развития и корректировок, которые неизбежны в жизни любой сложной системы.
Будущий кампус университета ИТМО, Санкт-Петербург. RTDA
© RTDA

Именно на этих качествах: концепции нового образовательного центра и тщательно проработанной, рациональной и при этом во многом новаторской градостроительной структуры, в которую будет потом встраиваться авторские архитектурные решения; мы хотим сделать акцент в презентации на фестивале в декабре. Мы очень рассчитываем на то, что жюри услышит и оценит суть нашей идеи, которая во многих аспектах перекликается с актуальными для современной архитектуры тенденциями и темами, озвученными организаторами WAF в 2017.

 
zooming

Александр Цимайло и Николай Ляшенко,
со-основатели бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры»

Наше бюро часто принимает участие в конкурсах, как правило это закрытые архитектурные тендеры, ориентированные на получение проекта. Формат же смотра-конкурса, когда премии присуждаются за проект и построенные объекты, никогда не был нашей целью. WAF – особый случай. На наш взгляд WAF серьезный, заслуживающий особого внимания профессиональный конкурс. Проект презентуется перед международным экспертным сообществом архитекторов и таким образом заостряет внимание на роли архитектора. Поскольку заявку на участие в WAF подала компания Vesper, выход в шорт-лист стал для нас неожиданным сюрпризом. Безусловно нас обрадовала возможность представить бюро и проект дома Brodsky на международной арене. Нам интересно испытать себя, донести свое видение и быть услышанными и оценёнными нашими коллегами – архитекторами.
Дом Brodsky, Москва. «Цимайло, Ляшенко и Партнеры»
© Vesper

Как нам кажется, особенно в последние годы важно показывать современную российскую архитектуру международному профессиональному сообществу, стараться добиваться признания, поскольку это может позитивно повлиять на отношение к архитекторам в России. Даже в Москве широкой публике имена ведущих российских архитекторов практически не известны и общее восприятие того, чем занимается наш цех, скорее негативное. Профессия серьезно дискредитирована в глазах общественности и не без оснований: очень много содеяно варварства и построено плохой архитектуры. Поэтому каждый успех на мировой арене – это возможность выйти за границы стереотипов, перезагрузить восприятие профессии. Очевидно что это не может произойти в одночасье, это долгий накопительный процесс. Но, мы считаем, с чего-то нужно начинать и очень здорово, что российские архитекторы – наши коллеги участвуют в таких событиях как WAF и побеждают в них.
Дом Brodsky, Москва. «Цимайло, Ляшенко и Партнеры»
© Vesper
 

Пресс-служба компании Vesper
Главными критериями выбора конкурса для компании являются прозрачные правила проведения и понятные критерии оценки проектов. В прошлом году мы подавали заявку на WAF, но, к сожалению, в шорт-лист не вышли. В этом году мы приняли решение представить на конкурс проект дома Brodsky и очень рады, что он попал в финал.

Это очень эффектный и необычный для Москвы проект, вызывающий большой интерес у всех иностранных экспертов. О нем уже писал ArchDaily, а созданием рендеров занималась норвежская компания MIR, которая крайне избирательно выбирает проекты для работы, и дом Brodsky стал первым российским проектом в их портфолио.
Дом Brodsky, Москва. «Цимайло, Ляшенко и Партнеры»
© Vesper

07 Августа 2019

Похожие статьи
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Пять вредных вопросов
Интернет-издание Fast Company попыталось выяснить, какие вопросы лучше не задавать самому себе, чтобы не растерять свой творческий потенциал. К разговору о проблеме подключились специалисты, которые исследуют творчество или работу мозга.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.