Проект развивается с 2014 года и для своего времени и расположения, да что уж там – для Петербурга в целом – имеет ряд прогрессивных решений. Например, все дома – с кирпичными наружными стенами, в них нет студий – площадь квартир начинается с 35 м2, высота не превышает 12 этажей, а в мастер-план, разработанный архитектурной студией «М4», помимо детских садов и школ, заложена еще и общественная жизнь – линейный парк на несколько километров, бизнес-центр и физкультурно-оздоровительный комплекс. Первые дома строились также по проекту «М4», а в последних очередях застройщик пошел еще дальше – разделил участки на лоты и стал приглашать к проектированию разных архитекторов.
Заказ на проект лота под номером 12 ушел к бюро Futura-Architects, чему предшествовала довольно длительная история. Работать в «New Питер» архитекторы начали в 2014 году с бульвара Белых ночей – линейного парка, который соединит все очереди комплекса. Часть бульвара уже построена, а его начало отмечено абстрактной фигурой въездного знака – уже узнаваемого «росчерка» Futura-Architects. В 2017 году бульвар получил Серебряный знак «Зодчества», после чего архитекторы получили заказ на физкультурно-оздоровительный комплекс и бизнес-центр – оба объекта сейчас находятся на разных стадиях готовности.
В 2019 Futura-Architects сделали для выставки «Манифест», проходившей в рамках Петербургской архитектурной биеннале, инсталляцию, которая произвела на девелопера впечатление и стала основой будущего дома.
В структуре микрорайона лот 12 занимает значимое место – он располагается на пересечении Невской улицы и бульвара Белых ночей, хорошо просматривается с главной площади и дальних точек парка-бульвара. Это побудило архитекторов решать дом как акцент. Но поскольку высотные параметры и габариты практически у всех лотов одинаковые, решать эту задачу пришлось с помощью цвета и пластики.
Олег Манов, творческий руководитель мастерской Futura-Architects
Идея сделать «самое кирпичное» здание в квартале понравилась заказчику сразу. Терракотовый цвет, ясные простые формы эркеров, облицованных кирпичом, и рандомное расположение белых кирпичей на фасаде, напоминающих падающий снег, позволило оторвать объект от контекста и сделать его более заметным и более дерзким.
Основой для пластических решений послужила та самая инсталляция с выставки «Манифест». Сходство между ней и домом, надо признать, неочевидное, но все же общий прием считывается довольно ясно. Сопряжение тонкой башни и консоли, напоминающей горизонтальный небоскреб, трансформировалось в контраст между приземистой кирпичной «тельностью» и устремленными вверх белыми каскадами эркеров и лоджий. Разнообразные в инсталляции ячейки квартир до определенной степени унифицировались, но их отзвук остался в тех же каскадах, выступающих из общего объема на разную глубину.
Сравнение инсталляции и готового дома искушает шутить в духе картинок с подписью «ожидание vs реальность»: мол, вот что бывает с мечтами архитектора, когда он сталкивается с суровым рынком. Шутка такая, впрочем, будет недальновидной, поскольку в проекте и последующей реализации нет речи о какой-либо непредвиденной случайности, наивности или недостатке опыта. Столкнувшись с задачей «жилье комфорт-класса в Новоселье» авторы воплотили в реальность то, к чему внутренне стремились. В архитектуре, как в театре, не должно быть маленьких ролей – каждому проекту стоит отдавать что-то сокровенное.
Отсутствие случайностей демонстрирует сравнение рендера и готового дома. Видно, что ушла «танцующая» сдвижка эркеров и выраженная «ячеистость» лоджий, видна и борьба за каскады, которые вполне могли встать в одну плоскость, в целом же изображения довольно схожи.
В плане здание представляет каре, раскрытое белым нутром двора на юг – в сторону будущего детского сада. Объемы эркеров и лоджий, а также ниши и повышение одной из секций с восьми до девяти этажей делают все три уличных фасада «рабочими» и чуть различными по структуре. Торец со стороны Бульвара белых ночей где-то в городе мог бы трактоваться как брандмауэр, здесь же превратился в фактурный «разлом», заставляющий вспомнить концепцию метаболизма – его открытость и обращенность вовне неизбежно заведет диалог с соседним зданием.
В работе с ракурсами и материалом чувствуется приверженность завету «старой школы»: здание должно быть привлекательным с 200, 20 и 2 метров. С дальних перспектив бульвара дом привлекает цветом, каскадным силуэтом и массой, не измельченной горизонтальными членениями – все это отличает его от окружения. С площади у Невской улицы дом раскрывается на всю ширину и интригует устройством эркеров и лоджий, становятся заметными вкрапления белого кирпича, перекликающиеся с рисунком брусчатки.
Перейдя улицу, зритель увидит затейливый рисунок терракотового кирпича: у него своя, не баварская и не хаотичная, не тычковая и не ложковая, – особенная – логика.
Олег Манов, творческий руководитель мастерской Futura-Architects
Каменщикам были выданы подробные технологические карты по укладке красных кирпичей, но при этом допускалась возможность от них отходить. Таким образом, на каждом следующем этаже и новой секции каменщикам удалось создать свой неповторимый характер. В кладке можно заметить растягивание рисунка по горизонтали, или, наоборот, очень частую смену цвета и местами даже древний кельтский рисунок с ромбами и крестами. Кто-то может увидеть в этих рисунках символы, кто-то – отражение живой природы, но одно можно сказать наверняка – второго такого здания построить нельзя. Рисунок настолько разнообразен, насколько разнообразно наше общество. Таким образом строители приняли полноценное участие в формировании по-настоящему аутентичного объекта.
«Обнажение» белого цвета в теле здания дает ему второй слой, но не материальный, а скорее умозрительный. Если кирпич воспринимается как кожа или оболочка, то белая штукатурка – по-разному, в зависимости от ракурса: снаружи – как выход древних геологических пород на поверхность или как живые ткани, готовые расти дальше, изнутри же – как мякоть или подклад.
Дворы в «New Питере» закрытые и отличаются друг от друга – по замыслу девелопера, это должно побуждать жильцов разных кварталов знакомиться и ходить друг к другу в гости. Особенность лота 12– небольшой сад камней с шезлонгами, беседка и коммунальный стол под навесом. Квартиры первого этажа, выходящие во двор, располагают довольно просторными террасами. Снаружи контур здания занимают коммерческие помещения. Со второго по девятый этажи располагаются 1-3 комнатные квартиры площадью от 35 до 82 м2.