12.08.2009

Дома на набережной. Часть первая: форт

В этом году, почти одновременно, Сергей Скуратов закончил строительство двух офисных зданий, расположенных на набережных: Пречистенской и Новоданиловской. У них много общего – в частности то, что их архитектура реагирует на соседство реки, хотя автор и не выстраивает никаких «реальных» мостов в ее сторону.

информация:

«Даниловский форт». Сергей Скуратов architects. Фотография: Ю.Пальмин
«Даниловский форт». Сергей Скуратов architects. Фотография: Ю.Пальминоткрыть большое изображение

Состоявшийся недавно конкурс «Москва-река в Москве» вновь продемонстрировал – требуется еще немало усилий для того, чтобы полюбить эту реку. В Москве ее любят не очень – обходят, объезжают, не замечают. И архитектура, которой довелось быть рядом с водой, относится также – возвышается, отгораживается, игнорирует. Что у нас на реке? Первая электростанция; а также иофановский «Дом на набережной», который только по названию на набережной, а по архитектуре это мало чувствуется – он мог бы быть ровно таким же, даже и не стой он на реке – ни на воду, ни на набережную, он никак не реагирует. Были, конечно, попытки как-то отрефлексировать московскую воду – одна из самых известных это здание ЦДХ, наш местный «дворец Дожей»… Но ведь не похож. Мало кто глядя на него подумает о сходстве с Венецией, если специально об этом не знать. Так что приречной архитектуры в Москве как будто бы и нет, хотя река – есть.
Впрочем, рефлексировать на тему воды в наших условиях непросто: во-первых, большую часть года здесь холодно, что не располагает к водным прогулкам, а во-вторых, Москва-река почти повсеместно отрезана от города напряженной автотрассой, которую и перейти-то не везде легко. Кроме того, вдоль речных берегов тянутся промзоны – заводы и фабрики.

В последние годы, однако, стала намечаться обратная динамика. Многие европейские города сейчас открывают свои улицы – к реке или к морю. В Москве пока нет последовательной градостроительной программы на этот счет, но о реке начинают говорить, а кое-что даже делается в рамках той же – популярной в наше время – идеи. Береговые промзоны постепенно превращают в лофты, их застраивают офисами и  жильем – и новая архитектура, возникающая у реки, уже не столь индифферентна к ней. Среди первых «ласточек» этого процесса – два офисных здания Сергея Скуратова. Оба закончены в этом году и оба – по случайному совпадению, конечно – расположены на набережных. Напрашивается сравнение.

Оба здания офисные, оба отделены от реки автомобильными дорогами, которые проходят у нас вдоль реки почти повсеместно и напрочь отделяют ее от города. Но несмотря на эти сложности, оба новых здания выстраивают отношения с водой – не впрямую, потому что не возводят никаких мостов, а художественно или даже сюжетно. Причина понятна – постройки Сергея Скуратова как правило очень чувствительны к контексту. В данном случае река становится частью ближайших окрестностей, и архитектор реагирует на нее также, как и на другие составляющие окружения.

В зависимости от местоположения и от замысла здания получились разными. Одно названо «Даниловским фортом» и действительно напоминает укрепление – три башни на подходе к городу. Вспоминается определение из старых московских путеводителей «монастыри-сторожи» – как раз в этой части Москвы расположено несколько монастырей (Донской, Данилов, Симонов), про которые известно, что они служили (очень давно) также и крепостями, защищая столицу от напастей с юга. Очень отдаленно – покровом красного кирпича и лаконизмом форм – офисные корпуса Сергея Скуратова напоминают массивы крепостных стен. Только стены вырастали из земли, а «Даниловский форт» по-конструктивистски приподнят на стеклянной плоскости первого этажа и на бетонных ножках.

Крепости – самая отдаленная и абстрактная, историческая часть контекста «форта». Значительно ближе ему старые, тоже кирпичные фабрики XIX века, а особенно – стоящая рядом «Даниловская мануфактура», которую сейчас поступательно превращают в офисный лофт. А ведь заводы и фабрики это самая обширная часть застройки набережных – река служила для них и дорогой, и ресурсом воды – промзон вдоль реки по-прежнему больше всего. Парадоксальным образом две темы, старой фабрики и древней крепости, пересекаются между собой: архитектура заводских корпусов периода историзма нередко обращалась к мотивам средневековых замков. Тут и машикули, и бойницы, и декоративные турели – стоит взглянуть хотя бы на ту же «Даниловскую мануфактуру». «Форт» Сергея Скуратова, правда, средневекового буквализма не наследует, но зато использует тему.

Самое очевидное отражение этой темы – кирпичная фактура фасадов, покрывающая ровной терракотовой рябью все внешние стены. Было задумано больше – Сергей Скуратов предполагал сделать кирпичными плоскости потолков внутри (такой прием он использовал раньше в Бутиковском переулке) и выстилку сквера не кровле первого яруса. Если бы это получилось, кирпич действительно ощущался бы как часть тела здания. Но сложные и непривычные виды облицовки пали жертвой удешевления строительного процесса и от замысла осталась, образно говоря, только «шкура». Впрочем, все равно достаточно впечатляющая сама по себе, покрытая орнаментом, имитирующим естественное разноцветье старого кирпича, обожженного в печи с разной интенсивностью. Это что-то среднее между фактурой и декором, живописная часть здания. Кстати говоря, из-за этого здание сложно фотографировать, его цвет становится неуловимым и камера выдает, например, ярко-алый тогда как глаза видят коричневый.

Другая часть замысла – скульптурная – более очевидна. Парадный фасад обращен к набережной, и с этой стороны стены двух корпусов плавно прогибаются, а из эпицентра углублений вырастают глубокие консоли с конструктивистскими ленточными окнами. Можно подумать, что два корпуса расступились к стороны, салютуя друг другу гигантскими выступами. В консолях – залы для переговоров, а длинные окна обеспечивают панорамный вид на реку. Получается скульптурно, стены корпусов как будто бы слегка примяли, а в ответ на кровле первого яруса вспучилось – появился каменный холм. Как будто бы дом немного живой, то ли вдохнул, то ли выдохнул. Или прогнулся от ветра с реки, или выветрился. К изгибам «стекаются» асимметрично-живописные окна – материя стен здесь таким образом истончается дважды.

Этим здание отличается от форта – его парадный фасад не закрыт, а напротив, расступается, раскрываясь навстречу непривычному для города речному простору. В отличие от двух своих прототипов – фабрики и крепости (которые используют реку, но при этом отгораживаются от нее и индифферентно возвышаются над ней), «Даниловский форт» оказывается более чутким к водному пространству и делает его полноправной третьей составляющей своего контекста. Отсюда возникает еще одна ассоциация, уже немосковская – с башнями венецианского Арсенала, между которыми можно проплыть. «Форт» Сергея Скуратова похож на ворота некоей (никогда не существовавшей) гавани, водного укрепления на подходе к городу; это как будто бы очень обобщенная фантазия на тему древних укреплений.

Продолжение следует.

Многофункциональный офисный центр на Новоданиловской набережной, вл. 8. «Даниловский форт». Постройка, 2008. Фотография © Юрий Пальмин
Многофункциональный офисный центр на Новоданиловской набережной, вл. 8. «Даниловский форт». Постройка, 2008. Фотография © Юрий Пальминоткрыть большое изображение
Фотография: Ю.Пальмин
Фотография: Ю.Пальминоткрыть большое изображение
Даниловская мануфактура в процессе реконструкции под офисный лофт. Фотография Ю. Тарабариной
Даниловская мануфактура в процессе реконструкции под офисный лофт. Фотография Ю. Тарабаринойоткрыть большое изображение
Фотография: Ю.Пальмин
Фотография: Ю.Пальминоткрыть большое изображение
БЦ «Даниловский форт» Фото © Ю.Пальмин, Сергей Скуратов Architects
БЦ «Даниловский форт» Фото © Ю.Пальмин, Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Фотография: Ю.Пальмин
Фотография: Ю.Пальминоткрыть большое изображение
Фотография: Ю.Пальмин
Фотография: Ю.Пальминоткрыть большое изображение
Фотография: Ю.Пальмин
Фотография: Ю.Пальминоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Алексей Гинзбург
  • Василий Крапивин
  • Станислав Белых
  • Александр Попов
  • Дмитрий Селивохин
  • Зураб Басария
  • Олег Шапиро
  • Иван Кожин
  • Александра Кузьмина
  • Наталья Сидорова
  • Михаил Канунников
  • Антон Лукомский
  • Николай Миловидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Надточий
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Грень
  • Валерий Лукомский
  • Арсений Леонович
  • Никита Бирюков
  • Сергей Скуратов
  • Роман Леонидов
  • Вера Бутко
  • Сергей Орешкин
  • Владимир Биндеман
  • Наталия Зайченко
  • Антон Ладыгин
  • Тотан Кузембаев
  • Павел Андреев
  • Андрей Романов
  • Никита Явейн
  • Юлий Борисов
  • Алексей Курков
  • Карен Сапричян
  • Илья Машков
  • Сергей Сенкевич
  • Владимир Ковалёв
  • Рустам Керимов
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Чобан
  • Андрей Асадов
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Ликин
  • Наталия Шилова
  • Полина Воеводина
  • Олег Карлсон
  • Олег Мединский
  • Илья Уткин
  • Всеволод Медведев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юрий Сафронов
  • Никита Токарев
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Александр Бровкин
  • Александр Скокан
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Труханов
  • Владимир Плоткин
  • Антон Барклянский
  • Марк Сафронов
  • Левон Айрапетов
  • Анатолий Столярчук
  • Константин Ходнев
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Кузнецов
  • Даниил Лоренц

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи