Юбилейная выставка графических работ, приуроченная к 70-летию Тотана Кузембаева. Арх Москва 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Андрей Иванов смотрит на выставку под чуть иным ракурсом – публикуем его текст, посвященный новой серии графики Тотана Кузембаева:
Представим. 70 (ну 69 пока – подождем до августа) лет назад посреди бескрайней казахской степи маленький Тотан – в колыбельке. Над ним шанырак – черная дыра в куполе юрты, в коей движутся звезды на ночном небосводе, вторя золотому очагу у земли. А по утрам – разрывающий теперь уже черный свод юрты (потухший очаг больше не отсвечивает) ярко-голубой круг со стремительными росчерками самолетов-космолетов…
И так день за днем, ночь за ночью.
Поначалу день победил.
В графике Тотана белого всегда было больше. На снежном фоне проступали фантастические города, проявлялись сказочные архитектурные миры.
Но вот, при всей любви его к белому черное, очевидно, стало для Тотана важным не менее. Или, точнее сказать – стало необходимым на этом этапе его развития. День, длившийся, слава Богу, не дольше века, закономерно заканчивается. Маятник тотанова творчества докачнулся до черного – и автор, кажется, сам этому удивлен.
Белое здесь все еще пронизано мириадом тончайших линий, значков, закорючек и точек (архитектурные сны), изысканно, сюрреалистично. Черное менее проработано. Иногда – просто грубо намазано. Это не то светоносное пульсирующее марево плотного штриха, что на офортах Моранди. Скорей эти мазки и разводы (а порой просто пролитая тушь) напоминают «сверхчерный» магический космос Пьера Сулажа или даже плохо протертые графитные доски – фоны для «почеркушек» Сая Твомбли. Но его уже не отменить. Это – нужно. Ему и нам. Почернев, тотанова графика стала богаче, сложнее, глубже – земнее. И – современнее…
Зато теперь, обязательно, – Тотан никогда долго не держится на достигнутом – его маятник качнется в другую сторону. В синь? В золото? В кошениль? Узнаем на следующих выставках.