Арх Москва 2022: награды

Наград Арх Москвы, как всегда, много, на сей раз даже очень много. Рассказываем, кого за что отметили, вспоминаем прошедшую выставку. Важно: звание лучших архитекторов NEXT и обязанность делать экспозицию молодого архитектора получило бюро Надежды и Ильи Кореневых KRNV – за объект «Экзистенция».

mainImg
Арх Москва, как любая большая выставка, проходит шумно и быстро, от стендов и инсталляций остаются воспоминания и дипломы. Так что неудивительно, что их принято вручать достаточно много, а репортаж с награждения, по традиции, позволяет еще раз вспомнить выставку. Тем более что по словам главы Экспо-Парка Василия Бычкова, выставка 2022 года оказалась одной из самых больших, представительных, а стенды отличались красотой и разнообразием. 
Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

О том, кто будет готовить экспозицию Архитектора года на следующей Арх Москве, было объявлено еще на «Завтраке архитектора»: новыми главными стали «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». 

Молодого архитектора года – по результатам судейства программы NEXT!, которую в этом году курировало бюро GAFA, – объявили 10 июня на награждении. «Главным молодым» стало бюро KRNV Надежды и Ильи Кореневых.
zooming
KRVN получает звание Архитектора года NEXT. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
zooming
Григориос Гавалидис, GAFA, награждает Архитекторов года NEXT!. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В момент вручения было много сказано о том, что все и каждый участники выставки NEXT! молодцы, и это действительно так, экспозиция получилась одной из самых ярких – и между тем с мнением жюри архитекторов надо согласиться: инсталляция KRNV оказалась отличной от других. Ее название – ни много, ни мало, а Экзистенция. Цитируют Хайдеггера и Мэя. По словам авторов, их объект делает ядром экспозиции самого человека, предлагая «раскрытие устойчивости личности через выбор». Таким образом, из трех путей интерпретации темы Устойчивости – главной темы нынешней Арх Москвы – KRNV выбирает самую сложную, устойчивость человека: психологическую, эмоциональную, философскую – «внутреннюю устойчивость в соприкосновении с трудностями изменчивого мира».

Зрителям-посетителям выставки авторы предлагали войти в зеркальный куб с подвижными створками с каждой из четырех сторон, зеркальным потолком и полом. Внутри можно увидеть себя практически со всех сторон – впрочем, это разглядывание постоянно прерывается поворотом створок, входом кого-то другого, выставочной суетой. Словом, любопытно и подвижно. Нельзя сказать, что зеркальных ящиков не делали раньше, это один из распространенных выставочных приемов, но не так часто нам предлагают подобный объект как, пусть и условный, триггер самопознания.
  • zooming
    1 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV
  • zooming
    2 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV
  • zooming
    3 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV
  • zooming
    4 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Схема. Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV

Помимо победителя программы NEXT! 2022 года, также был определен новый объект для установки во дворе Музея архитектуры – этот выбор сделала директор музея Елизавета Лихачева. Кирпично-решетчатый цилиндр от DNK ag в прошлом году переехал во двор музея спонтанно, но идея понравилась и сразу было объявлено, что объекты будут менять раз в год, так что теперь нового героя выбирали целенаправленно. Им стал юбилейный объект Blank architects – по стечению обстоятельств и та, и другая инсталляция приурочены к 20-летию своих бюро, примерно одинаковы по размеру и даже в Гостином дворе занимали один и тот же угол. «Я очень надеюсь, что она всесезонная», – прокомментировала свой выбор 2022 года Елизавета Лихачева. 
Объект Blank architects. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В этом году жюри проявило недюжинную смекалку и фантазию в придумывании названий для дипломов крупных стендов. Так, юбилейную выставку, посвященную 35-летию ТПО «Резерв» – на ней были показаны неизвестные проекты бюро – наградили дипломом «За вскрытые резервы и возможность заглянуть в «Неизвестное». Стенд Москомархитектуры, представлявший проекты велопешеходных мостов инсталляцией из картонных арок, отметили «За конструктивную легкость, актуальность и экологичность». Кинотеатр Института Генплана – «За оригинальный подход к решению профессиональных задач». Дискуссионной площадке «Дома А-класса» – «За А-ктуальность, А-ктивность и умение всегда быть в А-вангарде». Словом, в следующем году жюри Арх Москвы, похоже, будет писать стихи. 
Выставка ТПО «Резерв». Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд Москомархитектуры. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Сергей Кузнецов ведет мастер-класс по акварели на стенде Института Генлпана. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка Мосстратегии. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд ГлавАПУ. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Диплом «За веру в будущее!» получили бессменные кураторы проекта «Послезавтра», посвященного архитектурному образованию и самым молодым участникам архитектурного процесса, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин.
В этом году в проекте участвовали 10 архитектурных вузов. По признанию кураторов, этот материал «представляются, возможно, тем единственным в своем роде, взглядом в будущее, который хоть как-то сегодня еще можно оценить с позитивистской позиции, реагируя на окружающие  события. Глядя на творчество студентов – будущих архитекторов, – хочется верить, что уж у них все может быть сложится менее болезненно и возможно получится красиво».

Далее переходим к базовым, основным номинациям Арх Москвы – дипломам за стенды и раскрытие темы выставки. 

Лучшим кураторским проектом признан NEXT!, который курировал, напомним, Григориос Гавалидис и его бюро GAFA. Вполне заслуженно. Лучшим исследованием признали проект «Значимо: Периферия» Ильи Мукосея и Юлии Бычковой. 

За раскрытие темы выставки – «Устойчивость» – наградили два проекта. Первый – «Экологическая платформа. Устойчивость 4D»: именно здесь посетителям предлагали рассортировать мусор, чтобы потом попасть в цветущий сад, устроенный Ильей Мочаловым на кровле павильона. 
Экологическая платформа. Устойчивость 4D. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Второй – инсталляция Studio-TA Тиграна Бадаляна, еще одного юбиляра выставки, с 15-летним стажем. Авторы воплотили идею устойчивости в платформе-балансире с плечами разной ширины и высотности «застройки»: маленькие домики на широкой части и параллелепипед, обозначающий высотку, на узкой. Причем центральный шарнир подвижен во всех плоскостях и вращается вокруг оси, буквально-таки стимулируя выработку радости в организме катающегося на этих качелях-каруселях. Неудивительно, что объект стал одним из самых популярных на выставке. Он создан при поддержке компании «Профметалл» и после Арх Москвы будет перемещен на площадку перед ее офисом на Ленинском проспекте. 
Studio-TA. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектурные высказывания:
Антитезы и Арх Каталог
Из высказываний проекта «Антитезы» жюри выбрало ржавую стальную трубу Сергея Падалко / «Витрувий и сыновья». Труба – представитель проекта музея металла, над которым Падалко работает совместно с Никитой Явейном и «Студией 44»; планируется, что музей будет весь состоять из стальных периптеров, ржавеющих на природе. По словам Василия Бычкова, трубу диаметром около 1,5 метров было непросто доставить в зал Гостиного двора – ведущие церемонии в шутку предупредили авторов, что грамоту они получат только после того, как заберут свою трубу. 
Сергей Падалко. Высказывание Польза / Прочность в проекте Антитезы. Если посмотреть в дырочки, просверленные в трубе, можно было увидеть ржавые колонны проекта музея. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В Арх Каталоге наградили Тотана Кузембаева за высказывание в том смысле, что архитекторы бывают пьющие и устойчивые. Не возникло особенных сомнений в том, что пробки, нанизанные на фрагмент спирали, отдаленно напоминающей спираль днк, принадлежат бутылкам, которые архитектор открыл и выпил лично, ну, может быть, в компании друзей. Со сцены Тотан призвал архитекторов не пить, сколько он сам, и быть устойчивыми: «Творите! Когда нет творчества, люди спиваются», – сказал архитектор, предложив таким образом еще один, не лишенный парадоксальности, путь раскрытия идеи устойчивости.
Вручение диплома Тотану Кузембаеву. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще одним лучшим высказыванием Арх Каталога жюри назвало экспозицию АБ ATRIUM. Архитекторы представили два объекта: «Волну» – звукопоглощающий барельеф из обрезков ковролина, и «Реку», где устойчивость передана через upcycle. Форма и функция неразрывно слиты: складки ковролина поглощают звук и одновременно, по словам архитекторов, изображают этот процесс. Второй объект – табурет из фанеры, конструктивные детали которого нарисованы по мотивам  парка «Зеленая река» в ЖК «Символ», который, в свою очередь, воспроизводит сетку дельты рек. Табуреты архитекторы предлагают использовать не только самостоятельно, но в качестве элементов более масштабных композиций, стеллажей или перегородок.
Арх Каталог, высказывание АБ ATRIUM. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставки раздела Архитектура
В традициях Арх Москвы архитекторы бывают представлены не только к каталоге и кураторских проектах, но и представляют свои собственные выставки, стенды бюро. Диплом первой степени получил в этом году стенд GAFA – Григориос Гавалидис, заметим, выходил на сцену много раз, став настоящим героем нынешней Арх Москвы. Бюро GAFA представляла композиция двух изогнутых стенок из стеклянных кирпичей от компании Архитайл – красивая конструкция, в сущности самонесущая, то есть она могла бы быть самонесущей, но для безопасности выставки кирпичи на всякий случай склеили между собой. 
Григориос Гавалидис получает диплом за I место в разделе Архитектура. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стеклянные кирпичи на стенде GAFA. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

II место присудили компании Москапстройпроект за перформанс с 3D-принтером, печатавшим обобщенный макет строящихся зданий кластера «Ломоносов» прямо на выставке. 

Диплом III степени достался платформе-сороконожке от грузинского бюро AD1369105. Опора из множества метровых кусков арматуры поддерживала платформу с песком, на котором были расставлены макеты минималистичных проектов бюро. «В этом мире нет ничего постоянного, – говорят архитекторы. – Мы непрерывно вращаемся на планете, несущейся в пространстве, какая тут может быть устойчивость?». На просьбу ведущих церемонии расшифровать название бюро, архитекторы сообщили, что за символами скрыты некие «сакральные цифры, которые мы связываем с архитектурой», так и не раскрыв загадку полностью.
AD1369105 получают диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд AD1369105. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитекторы и материализация
В этом году на выставке оказалось неожиданно много стендов-объектов, созданных архитекторами для представительств компаний-производителей. Организаторы особо отметили, что всячески поощряют такого рода сотрудничество в рамках Арх Москвы. 

Лучшим был назван стенд компании MADE/ARCHSKIN, придуманный Валерией Преображенской, соруководителем бюро TOTEMENT/PAPER. На керамику был нанесен специально разработанный орнамент "¾". Он складывается из квадратных плиток, на белом фоне каждой ー четверть вписанного черного круга. При этом квадраты разного размера, а закрашенная часть повернута под разным углом, так что из элементарной базовой единицы складывается причудливый узор, элегантно прорезанный в объеме на углу. Диплом получала дочь Валерии Анна Преображенская. Она рассказала, что геометрический орнамент – разработка ее дедушки, инженера, и это первая проба этого узора. А главная основа устойчивости, как написано на самом стенде – это красота.
Анна Преображенская получает диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд MADE/ARCHSKIN. Автор Валерия Преображенская. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд MADE/ARCHSKIN. Автор Валерия Преображенская. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Диплом второй степени получил стенд компании Art de vivre – с коврами, а дипломом III степени отметили стенд компании Кирилл: круглый в плане, с поясом ребристой «пилы» образцов кирпичной кладки и зеркальным «колодцем» по центру. 
Стенд компании Кирилл. Дизайн – Николай Сочилин. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд компании Кирилл. Дизайн – Николай Сочилин. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Представители компании Кирилл и автор стенда Николай Сочилин получают диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Концептуальность подачи материала
Здесь дипломов оказалось целых пять.

Первой степени удостоились два заметных стенда – конструкция архитекторов Megabudka для Laminam и сооружение, реализованное компанией Surface Laboratory совместно с ТПО «Прайд». 

Первый, по словам представителя компании Laminam, проектировался «с оглядкой на дворик музея архитектуры» – то есть с надеждой, что его выберут. Архитекторы Мегабудки предложили, действительно, любопытное решение: своего рода игрушечный замок с троном на одном из «фасадов» и возможностью подняться на верхний ярус, выше всех других сооружений Арх Москвы, попутно разглядев всю изнанку рекламируемых панелей и изучив особенности из крепления. 
Объект Laminam совместный с Megabudka. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Кирилл Губернаторов, Megabudka, получает диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В периптере ТПО «Прайд», названном Атенеум, была подвешена металлическая конструкция, вдохновленная контурами площади кампуса МГТУ, который эта компания проектирует в соавторстве в главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым. 
Объект Surface Laboratory совместно с ТПО «Прайд». Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Диплом II степени в разделе Материализации достался архитектурному бюро Диалектика от инжиниринговой группы Спектрум. Они сконструировали «гнездо» внутри объемной структуры, составленной из стандартных конструкций выставочной застройки, но напоминающих «ногу», которая поддерживает вынос кровли аэропорта в Геленджике. Аэропорт строят по проекту Максимилиана Фуксаса, а российским сопровождением занимается компания Спектрум.
Стенд АБ Диалектика от Спектрум. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще один диплом II степени получил объект компании Cladding Solutions.

Третье место за лучшую концептуальную подачу материалов получил стенд мебельной компании «Бюро» «Мебель как архитектура». В самой середине конструкции из МДФ все 4 дня здесь собирали «облако» из нанизанных на леску древесных стружек. В конечном счете они приобрели контуры то ли фортепьяно, то ли, собственно, бюро – в честь названия фирмы. 
Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

13 Июня 2022

Похожие статьи
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Сейчас на главной
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.