Арх Москва 2022: награды

Наград Арх Москвы, как всегда, много, на сей раз даже очень много. Рассказываем, кого за что отметили, вспоминаем прошедшую выставку. Важно: звание лучших архитекторов NEXT и обязанность делать экспозицию молодого архитектора получило бюро Надежды и Ильи Кореневых KRNV – за объект «Экзистенция».

13 Июня 2022
mainImg
0 Арх Москва, как любая большая выставка, проходит шумно и быстро, от стендов и инсталляций остаются воспоминания и дипломы. Так что неудивительно, что их принято вручать достаточно много, а репортаж с награждения, по традиции, позволяет еще раз вспомнить выставку. Тем более что по словам главы Экспо-Парка Василия Бычкова, выставка 2022 года оказалась одной из самых больших, представительных, а стенды отличались красотой и разнообразием. 
Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

О том, кто будет готовить экспозицию Архитектора года на следующей Арх Москве, было объявлено еще на «Завтраке архитектора»: новыми главными стали «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». 

Молодого архитектора года – по результатам судейства программы NEXT!, которую в этом году курировало бюро GAFA, – объявили 10 июня на награждении. «Главным молодым» стало бюро KRNV Надежды и Ильи Кореневых.
zooming
KRVN получает звание Архитектора года NEXT. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
zooming
Григориос Гавалидис, GAFA, награждает Архитекторов года NEXT!. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В момент вручения было много сказано о том, что все и каждый участники выставки NEXT! молодцы, и это действительно так, экспозиция получилась одной из самых ярких – и между тем с мнением жюри архитекторов надо согласиться: инсталляция KRNV оказалась отличной от других. Ее название – ни много, ни мало, а Экзистенция. Цитируют Хайдеггера и Мэя. По словам авторов, их объект делает ядром экспозиции самого человека, предлагая «раскрытие устойчивости личности через выбор». Таким образом, из трех путей интерпретации темы Устойчивости – главной темы нынешней Арх Москвы – KRNV выбирает самую сложную, устойчивость человека: психологическую, эмоциональную, философскую – «внутреннюю устойчивость в соприкосновении с трудностями изменчивого мира».

Зрителям-посетителям выставки авторы предлагали войти в зеркальный куб с подвижными створками с каждой из четырех сторон, зеркальным потолком и полом. Внутри можно увидеть себя практически со всех сторон – впрочем, это разглядывание постоянно прерывается поворотом створок, входом кого-то другого, выставочной суетой. Словом, любопытно и подвижно. Нельзя сказать, что зеркальных ящиков не делали раньше, это один из распространенных выставочных приемов, но не так часто нам предлагают подобный объект как, пусть и условный, триггер самопознания.
  • zooming
    1 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV
  • zooming
    2 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV
  • zooming
    3 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV
  • zooming
    4 / 4
    Экзистенция. Инсталляция KRNV в рамках программы NEXT! Схема. Арх Москва 2022
    Предоставлено: KRNV

Помимо победителя программы NEXT! 2022 года, также был определен новый объект для установки во дворе Музея архитектуры – этот выбор сделала директор музея Елизавета Лихачева. Кирпично-решетчатый цилиндр от DNK ag в прошлом году переехал во двор музея спонтанно, но идея понравилась и сразу было объявлено, что объекты будут менять раз в год, так что теперь нового героя выбирали целенаправленно. Им стал юбилейный объект Blank architects – по стечению обстоятельств и та, и другая инсталляция приурочены к 20-летию своих бюро, примерно одинаковы по размеру и даже в Гостином дворе занимали один и тот же угол. «Я очень надеюсь, что она всесезонная», – прокомментировала свой выбор 2022 года Елизавета Лихачева. 
Объект Blank architects. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В этом году жюри проявило недюжинную смекалку и фантазию в придумывании названий для дипломов крупных стендов. Так, юбилейную выставку, посвященную 35-летию ТПО «Резерв» – на ней были показаны неизвестные проекты бюро – наградили дипломом «За вскрытые резервы и возможность заглянуть в «Неизвестное». Стенд Москомархитектуры, представлявший проекты велопешеходных мостов инсталляцией из картонных арок, отметили «За конструктивную легкость, актуальность и экологичность». Кинотеатр Института Генплана – «За оригинальный подход к решению профессиональных задач». Дискуссионной площадке «Дома А-класса» – «За А-ктуальность, А-ктивность и умение всегда быть в А-вангарде». Словом, в следующем году жюри Арх Москвы, похоже, будет писать стихи. 
Выставка ТПО «Резерв». Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд Москомархитектуры. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Сергей Кузнецов ведет мастер-класс по акварели на стенде Института Генлпана. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка Мосстратегии. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд ГлавАПУ. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Диплом «За веру в будущее!» получили бессменные кураторы проекта «Послезавтра», посвященного архитектурному образованию и самым молодым участникам архитектурного процесса, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин.
В этом году в проекте участвовали 10 архитектурных вузов. По признанию кураторов, этот материал «представляются, возможно, тем единственным в своем роде, взглядом в будущее, который хоть как-то сегодня еще можно оценить с позитивистской позиции, реагируя на окружающие  события. Глядя на творчество студентов – будущих архитекторов, – хочется верить, что уж у них все может быть сложится менее болезненно и возможно получится красиво».

Далее переходим к базовым, основным номинациям Арх Москвы – дипломам за стенды и раскрытие темы выставки. 

Лучшим кураторским проектом признан NEXT!, который курировал, напомним, Григориос Гавалидис и его бюро GAFA. Вполне заслуженно. Лучшим исследованием признали проект «Значимо: Периферия» Ильи Мукосея и Юлии Бычковой. 

За раскрытие темы выставки – «Устойчивость» – наградили два проекта. Первый – «Экологическая платформа. Устойчивость 4D»: именно здесь посетителям предлагали рассортировать мусор, чтобы потом попасть в цветущий сад, устроенный Ильей Мочаловым на кровле павильона. 
Экологическая платформа. Устойчивость 4D. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Второй – инсталляция Studio-TA Тиграна Бадаляна, еще одного юбиляра выставки, с 15-летним стажем. Авторы воплотили идею устойчивости в платформе-балансире с плечами разной ширины и высотности «застройки»: маленькие домики на широкой части и параллелепипед, обозначающий высотку, на узкой. Причем центральный шарнир подвижен во всех плоскостях и вращается вокруг оси, буквально-таки стимулируя выработку радости в организме катающегося на этих качелях-каруселях. Неудивительно, что объект стал одним из самых популярных на выставке. Он создан при поддержке компании «Профметалл» и после Арх Москвы будет перемещен на площадку перед ее офисом на Ленинском проспекте. 
Studio-TA. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектурные высказывания:
Антитезы и Арх Каталог
Из высказываний проекта «Антитезы» жюри выбрало ржавую стальную трубу Сергея Падалко / «Витрувий и сыновья». Труба – представитель проекта музея металла, над которым Падалко работает совместно с Никитой Явейном и «Студией 44»; планируется, что музей будет весь состоять из стальных периптеров, ржавеющих на природе. По словам Василия Бычкова, трубу диаметром около 1,5 метров было непросто доставить в зал Гостиного двора – ведущие церемонии в шутку предупредили авторов, что грамоту они получат только после того, как заберут свою трубу. 
Сергей Падалко. Высказывание Польза / Прочность в проекте Антитезы. Если посмотреть в дырочки, просверленные в трубе, можно было увидеть ржавые колонны проекта музея. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В Арх Каталоге наградили Тотана Кузембаева за высказывание в том смысле, что архитекторы бывают пьющие и устойчивые. Не возникло особенных сомнений в том, что пробки, нанизанные на фрагмент спирали, отдаленно напоминающей спираль днк, принадлежат бутылкам, которые архитектор открыл и выпил лично, ну, может быть, в компании друзей. Со сцены Тотан призвал архитекторов не пить, сколько он сам, и быть устойчивыми: «Творите! Когда нет творчества, люди спиваются», – сказал архитектор, предложив таким образом еще один, не лишенный парадоксальности, путь раскрытия идеи устойчивости.
Вручение диплома Тотану Кузембаеву. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще одним лучшим высказыванием Арх Каталога жюри назвало экспозицию АБ ATRIUM. Архитекторы представили два объекта: «Волну» – звукопоглощающий барельеф из обрезков ковролина, и «Реку», где устойчивость передана через upcycle. Форма и функция неразрывно слиты: складки ковролина поглощают звук и одновременно, по словам архитекторов, изображают этот процесс. Второй объект – табурет из фанеры, конструктивные детали которого нарисованы по мотивам  парка «Зеленая река» в ЖК «Символ», который, в свою очередь, воспроизводит сетку дельты рек. Табуреты архитекторы предлагают использовать не только самостоятельно, но в качестве элементов более масштабных композиций, стеллажей или перегородок.
Арх Каталог, высказывание АБ ATRIUM. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставки раздела Архитектура
В традициях Арх Москвы архитекторы бывают представлены не только к каталоге и кураторских проектах, но и представляют свои собственные выставки, стенды бюро. Диплом первой степени получил в этом году стенд GAFA – Григориос Гавалидис, заметим, выходил на сцену много раз, став настоящим героем нынешней Арх Москвы. Бюро GAFA представляла композиция двух изогнутых стенок из стеклянных кирпичей от компании Архитайл – красивая конструкция, в сущности самонесущая, то есть она могла бы быть самонесущей, но для безопасности выставки кирпичи на всякий случай склеили между собой. 
Григориос Гавалидис получает диплом за I место в разделе Архитектура. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стеклянные кирпичи на стенде GAFA. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

II место присудили компании Москапстройпроект за перформанс с 3D-принтером, печатавшим обобщенный макет строящихся зданий кластера «Ломоносов» прямо на выставке. 

Диплом III степени достался платформе-сороконожке от грузинского бюро AD1369105. Опора из множества метровых кусков арматуры поддерживала платформу с песком, на котором были расставлены макеты минималистичных проектов бюро. «В этом мире нет ничего постоянного, – говорят архитекторы. – Мы непрерывно вращаемся на планете, несущейся в пространстве, какая тут может быть устойчивость?». На просьбу ведущих церемонии расшифровать название бюро, архитекторы сообщили, что за символами скрыты некие «сакральные цифры, которые мы связываем с архитектурой», так и не раскрыв загадку полностью.
AD1369105 получают диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд AD1369105. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитекторы и материализация
В этом году на выставке оказалось неожиданно много стендов-объектов, созданных архитекторами для представительств компаний-производителей. Организаторы особо отметили, что всячески поощряют такого рода сотрудничество в рамках Арх Москвы. 

Лучшим был назван стенд компании MADE/ARCHSKIN, придуманный Валерией Преображенской из TOTEMENT/PAPER. На керамику был нанесен специально разработанный орнамент "¾". Он складывается из квадратных плиток, на белом фоне каждой ー четверть вписанного черного круга. При этом квадраты разного размера, а закрашенная часть повернута под разным углом, так что из элементарной базовой единицы складывается причудливый узор, элегантно прорезанный в объеме на углу. Диплом получала дочь Валерии Анна Преображенская. Она рассказала, что геометрический орнамент – разработка ее дедушки, инженера, и это первая проба этого узора. А главная основа устойчивости, как написано на самом стенде – это красота.
Анна Преображенская получает диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд MADE/ARCHSKIN. Автор Валерия Преображенская. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд MADE/ARCHSKIN. Автор Валерия Преображенская. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Диплом второй степени получил стенд компании Art de vivre – с коврами, а дипломом III степени отметили стенд компании Кирилл: круглый в плане, с поясом ребристой «пилы» образцов кирпичной кладки и зеркальным «колодцем» по центру. 
Стенд компании Кирилл. Дизайн – Николай Сочилин. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд компании Кирилл. Дизайн – Николай Сочилин. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Представители компании Кирилл и автор стенда Николай Сочилин получают диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Концептуальность подачи материала
Здесь дипломов оказалось целых пять.

Первой степени удостоились два заметных стенда – конструкция архитекторов Megabudka для Laminam и сооружение, реализованное компанией Surface Laboratory совместно с ТПО «Прайд». 

Первый, по словам представителя компании Laminam, проектировался «с оглядкой на дворик музея архитектуры» – то есть с надеждой, что его выберут. Архитекторы Мегабудки предложили, действительно, любопытное решение: своего рода игрушечный замок с троном на одном из «фасадов» и возможностью подняться на верхний ярус, выше всех других сооружений Арх Москвы, попутно разглядев всю изнанку рекламируемых панелей и изучив особенности из крепления. 
Объект Laminam совместный с Megabudka. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Кирилл Губернаторов, Megabudka, получает диплом. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В периптере ТПО «Прайд», названном Атенеум, была подвешена металлическая конструкция, вдохновленная контурами площади кампуса МГТУ, который эта компания проектирует в соавторстве в главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым. 
Объект Surface Laboratory совместно с ТПО «Прайд». Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Диплом II степени в разделе Материализации достался архитектурному бюро Диалектика от инжиниринговой группы Спектрум. Они сконструировали «гнездо» внутри объемной структуры, составленной из стандартных конструкций выставочной застройки, но напоминающих «ногу», которая поддерживает вынос кровли аэропорта в Геленджике. Аэропорт строят по проекту Максимилиана Фуксаса, а российским сопровождением занимается компания Спектрум.
Стенд АБ Диалектика от Спектрум. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще один диплом II степени получил объект компании Cladding Solutions.

Третье место за лучшую концептуальную подачу материалов получил стенд мебельной компании «Бюро» «Мебель как архитектура». В самой середине конструкции из МДФ все 4 дня здесь собирали «облако» из нанизанных на леску древесных стружек. В конечном счете они приобрели контуры то ли фортепьяно, то ли, собственно, бюро – в честь названия фирмы. 
Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

13 Июня 2022

Наталья Володина Юлия Тарабарина

Авторы текста:

Наталья Володина, Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Сохранить спонтанное?
О том, как эксперты Нижнего Новгорода обсуждали судьбу Караваихи – городского района, сложившегося в 1920-е – 1950-е годы, а сейчас ставшего территорией КРТ.
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Сцена и графика
Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Сгорание
В воскресенье в Никола-Ленивце сожгли объект молодого архитектора Екатерины Поляковой, Вавилонскую башню. Решение о том, чтобы не отменять готовое действо, было принято не без труда; согласно заявлению организаторов, Масленица 2022 года – не праздник, а невеселое художественное высказывание, призыв к прощению и примирению.
Стирание
В четверг (или в среду?) в Анфиладе Музея архитектуры открылась выставка Валерия Кошлякова Domus Maxima. Открытие началось с обсуждения возможности открывать выставку в кризисные времена вообще – но сама живопись, пожалуй, дает ответ на этот вопрос. Выставка очень красивая, ее даже можно понять как вариант истории архитектурной культуры, увиденной через призму личного взгляда художника.
Суметь посметь
Выставка в галерее «Беляево» объединяет советское и современное монументальное искусство – и стрит-арт, поднимая тему их сходств и отличий, в которых, если подумать, не все так просто, как кажется.
Ценность подлинности
Музей Третьяковых в 1-м Голутвином переулке – пример нестандартного подхода к формированию экспозиции там, где невозможна мемориальная обстановка дома-музея. Другая особенность – проект реставрации вырос из дизайна экспозиции, и оба нацелены на демонстрацию подлинности и акцентирование аутентичности. Такое сращение экспозиции и проекта реставрации возможно только при очень последовательной работе от идеи к воплощению. Показываем, рассказываем, беседуем с автором проекта Наринэ Тютчевой.
Градсовет Петербурга 26.01.2022
Парадокс с сохранением дореволюционной застройки, Покрас Лампас и правило брандмауэра: эксперты повторно рассмотрели проекты санатория в Репино и гостиницы на Уральской улице.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстраивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Осознание Москвы
Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.
Маленькое нефтяное подсознание
«Музей подсознания Москвы» Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски, дополненный виртуальрной реальностью от Immerse Lab и спектаклем Дмитрия Мелкина «Солярис», представляет подсознание российской столицы как Нефтяриса, нефтяного океана, генерирующего образы, созвучные шаблонному мышлению. Нейросеть Алиса в другой части выставки шепчет про кроссовки.
Скажи мне, птица
Выставку «Вещественные доказательства» архитектора-художника Александра Бродского можно посмотреть в Гоголь-Центре до 23 января, а благоустроенное им же фойе театра, к которому приурочена выставка, – и после. Это часть проекта «Гоголь-арт», который курирует Евгения Гершкович. Представленные «улики» развивают тему, давно представленную в творчестве Бродского, но выставку и амфитеатры, как мы считаем, надо воспринимать целостно, как тонкую работу с пространством Гоголь-центра.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Сейчас на главной
Чувство ритма
Новое здание Института Леонардо да Винчи в парижском деловом квартале Дефанс по проекту бюро LAN.
Своевольные стены
XRANGE Architects использовали сложный природный и социальный контекст участка на побережье Тайваня как основу для экспрессивного проекта бутик-отеля.
Просвещение в горах
Центр просвещения Luminary в горном селе сам по себе является познавательным объектом: традиционная архитектура Дагестана сочетается с модернизмом, фонтан во дворе питает ветряк, а собственную обсерваторию дополняют солнечные батаери, которые обеспечивают бесперебойный интернет.
Формула жилья
Гигантский квартал социального жилья «Байцзывань» по соседству с Центральным деловым районом Пекина для звездного китайского бюро MAD стал первым проектом подобного типа.
Приют цифрового кочевника
Апарт-гостиница, спроектированная бюро GAFA для центрального округа Москвы, предлагает гостям проживать привычную рутину через новый пространственный опыт, а также претендует на статус художественной доминанты.
Вторая, лучшая жизнь
Бюро Powerhouse Company, Atelier Oslo и Lundhagem выиграли конкурс на проект реконструкции Центральной библиотеки в Роттердаме. Они планируют не только приспособить ее к современным требованиям, но и ликвидировать последствия экономии бюджета во время изначального строительства.
Белый пароход
Лицей Ла-Провиданс в бретонском Сен-Мало по проекту бюро ALTA соединил местные традиции и ресурсоэффективность.
Множество террас
Музей Циньтай по проекту бюро Atelier Deshaus вписался в прибрежный ландшафт, имитируя плавную неровность рельефа.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Внутри смартфона
Офис компании VLP в Санкт-Петербурге напоминает современный гаджет – компактный, минималистичный и контрастный. Из других особенностей: зонирование с помощью растений и кабинет руководителей рядом с общей кухней.
Просьба не беспокоить
Secret Boutique Hotel, открывшийся в деловом квартале «Московский шелк», предлагает своим гостям камерность и приватность. Бюро Archpoint сделало каждый номер в чем-то особеным, а также продумало пространства для деловых или очень неформальных встреч.
Лесная шкатулка
Храм Вознесения Господня, построенный под Выборгом на фундаменте финской усадьбы, встраивается в пейзаж, достойный кисти Ивана Шишкина или Исаака Левитана. Внутреннее убранство храма одновременно минималистично и наполнено отсылками к истории места.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Один большой плюс
Для новой фабрики норвежской мебельной компании Vestre бюро BIG выбрало простую, но функционально оправданную и многозначную форму в виде огромного знака плюс посреди лесного массива.
Душой и телом
Частный спа-комплекс, напоминающий галерею искусств: барельефы из переработанного пластика в зоне бассейна, NFT-искусство в баре и антикварная мебель в комнатах отдыха.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Атриум для жизни
Историческая штаб-квартира Голландской железнодорожной компании теперь вместила амстердамский филиал международной юридической фирмы. Авторы трансформации – архитекторы KCAP и дизайнеры интерьера Fokkema & Partners.
Неоновая трансформация
Устаревший сингапурский молл 1990-х превращен бюро SPARK в яркий молодежный аттракцион. Кроме перепланировки, архитекторы занимались «содержательной» стороной и большую роль отвели инфографике и указателям, в том числе неоновым.
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Горская гавань
Конкурс на концепцию развития территории «Горская» завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus, однако проект, вероятно, реализован не будет. Рассказываем о причинах и публикуем предложения победителей.
История вопроса
Эрик Валеев и бюро IQ разработали экспозиционный дизайн для выставки «Россия. Дорогами цивилизаций» в Историческом музее.
Под лаской пледа
Для семейной кондитерской в спальном районе Минска ZROBIM Architects создавали уютный интерьер без налета старомодности с помощью разнообразных фактур, штучной мебели и продуманного освещения.