Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

16.12.2022

От винта

Алёна Кузнецова
Объект:
Аэропорт Томск имени Николая Камова
Адрес:
Россия, Томск.
Архитектор:
Андрей Асадов
Александр Асадов
Мастерская:
Архитектурное бюро ASADOV
Авторский коллектив:
А.Р. Асадов, А.А. Асадов, В. Шкуро, С. Соболев

Новый терминал аэропорта Томска проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают работать с идентичностью и в поисках образов отталкиваются от изобретений Николая Камова, именем которого назван аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как и всегда, летяще.

Аэропорт Томска располагается в паре десятков километров от города, неподалеку от села Богашёво. Строительство международного терминала планировалось еще в 2004 году, когда город праздновал свое 400-летие, но тогда удалось только модернизировать здание аэровокзала и прилегающую площадь. В другие страны самолеты из Томска начали летать в 2013 году, с тех пор неуклонно рос пассажиропоток: в одной Томской городской агломерации проживает почти 800 тысяч человек, но аэропорт обслуживает и другие города. В 2019 наконец начались масштабные работы: реконструкция взлетно-посадочной полосы, ремонт подъездных путей и строительство нового терминала по проекту бюро Asadov. Планируемая площадь нового корпуса – 7000 м2, после завершения строительства общая площадь двух терминалов Томска составит 17300 м2.

Заказчик терминала – компания «Новапорт», крупнейшая сеть региональных аэропортов, с ней бюро Asadov реализовало объекты в Перми и Кемерове
 


Региональный аэропорт – та типология, в которой сейчас принято «докручивать» идентичность до высоких показателей, даром что терминалы чаще всего располагаются в поле или промышленной зоне – отсутствие непосредственного контекста как раз дает чуть больше свободы для акцентов. Здесь уместно гостю – рассказать, а жителю – напомнить о том важном, что есть у города.

В Томске архитекторы отталкивались от названия аэропорта: в 2018 ему было присвоено имя Николая Камова – авиаконструктора, основателя советского вертолетостроения, который ввел в обиход само слово «вертолет» вместо слова «геликоптер», кальки с английского. Под руководством Николая Камова и Михаила Миля началось производство известных всему миру «Ка» и «Ми». В Томске Николай Камов учился, он поступил в технологический институт в 16 лет. Нельзя сказать, что разработки инженера отражены в здании как-то буквально, – и в то же время кажется очевидным, что они послужили источником для вдохновения.

Новый терминал располагается слева от старого здания аэровокзала и в плане имеет форму, приближенную к квадрату – объем обусловлен «технологией» и был задан заранее, так что бюро ASADOV работало над приданием исходному параллелепипеду архитектурного качества.
Аэропорт Томск имени Николая Камова
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV

Здесь можно вспомнить, что главной особенностью вертолетов Николая Камова стала двухвинтовая соосная схема, при которой пара винтов, установленных параллельно, вращается в противоположных направлениях на общей геометрической оси. Кажется, что в решении главного фасада можно увидеть отзвуки рефлексии этого изобретения – не буквальные, но все же считываемые: крылья, воздушные потоки, оси и винты, определенно, занимают существенное место в образном решении.

Энергичным движением, снизу вверх и от краев к центру, перед главным фасадом сходятся две крупные веретенообразные опоры. Весь фасад подчинен их симметричному порыву: как будто навстречу входящим пассажирам «проклюнулся» гигантский летательный аппарат. Развернул золотистое «крыло» козырька, отразившееся в стекле фасада. В то же время ряд ламелей внизу плавно склоняется – как трава под раскручивающимися лопастями; аналогию подкрепляют изображения вертолетов на их металлических поверхностях. То ли дельтаплан, то ли винтокрылый самолет. 
Аэропорт Томск имени Николая Камова
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт Томск имени Николая Камова
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV

Сбоку козырек особенно похож на крыло дельтаплана, линии – просты и лаконичны, в порыве «вперед и вверх», видится не только вполне обоснованная в данном случае тема полета, но и какая-то ретро-нота, напоминание о «Рабочем и колхознице» и даже переклички с со сдержанной и легкой стилисткой советских терминалов. 

Посмотрим на буквы названия – «Камов» – их тонкий шрифт похож на тот, что был у аэропорта в советское время. Столь же тонко в проекте написано и название города Томск, со стороны взлетно-посадочных полос и телетрапов. 
Аэропорт Томск имени Николая Камова
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт Томск имени Николая Камова
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV

В данный момент неизвестно, какими в конечном счете станут интерьеры терминала, но в рамках проекта принцип взаимосвязи внешнего и внутреннего решения был соблюден полностью. За золотистым козырьком в светящихся волнах внутри – того же оттенка потолок с круглыми отверстиями световых фонарей, в которые встроены винты-вентиляторы. Они напоминают и об артхаусном кино, но больше, конечно, о вертолетах. Плавные волны подвешенных к потолку акустических лент визуализируют «движимые винтами» потоки воздуха, и, одновременно поглощая шум, маскируют от взглядов конструкции перекрытий – и вполне экономичными средствами формируют живую и нелинейную, и в то же время позитивную, светящуюся желтовато-золотистой теплотой, глубокую поверхность. Это экономно, уютно и позитивно, благодаря желтому цвету – даже радостно. Будем наблюдать, вдруг и интерьер тоже реализуют. 
Аэропорт Томск имени Николая Камова
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт Томск имени Николая Камова
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV

Световые фонари на кровле тоже продолжают тему модернистских истоков и простой «оттепельной» выразительности: они выдвинуты цилиндрами наверх и сверху выглядят как кнопки на пульте – так что «пятый фасад» терминала, временами видимый из окна самолета, тоже продуман. И в то же время сходство фонарей-«кнопок» с большими световыми «грибами» питерского Пулково-1 кажется достаточно очевидным. 
Аэропорт Томск имени Николая Камова
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт Томск имени Николая Камова
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV

Со старым терминалом новый соединяет крытая галерея. Архитекторы ASADOV предложили вариант переоблицовки фасадов аэровокзала: в нем тоже преобладают светлый серый и теплый желтый, а в старом вокзале тоже есть похожий на крыло козырек, так что здания должны превратиться в цельный комплекс. 
Аэропорт Томск имени Николая Камова
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV
 
Аэропорт Томск имени Николая Камова
Аэропорт Томск имени Николая Камова
© Архитектурное бюро ASADOV