Новый терминал аэропорта Томска проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают работать с идентичностью и в поисках образов отталкиваются от изобретений Николая Камова, именем которого назван аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как и всегда, летяще.
Аэропорт Томска располагается в паре десятков километров от города, неподалеку от села Богашёво. Строительство международного терминала планировалось еще в 2004 году, когда город праздновал свое 400-летие, но тогда удалось только модернизировать здание аэровокзала и прилегающую площадь. В другие страны самолеты из Томска начали летать в 2013 году, с тех пор неуклонно рос пассажиропоток: в одной Томской городской агломерации проживает почти 800 тысяч человек, но аэропорт обслуживает и другие города. В 2019 наконец начались масштабные работы: реконструкция взлетно-посадочной полосы, ремонт подъездных путей и строительство нового терминала по проекту бюро Asadov. Планируемая площадь нового корпуса – 7000 м2, после завершения строительства общая площадь двух терминалов Томска составит 17300 м2.
Заказчик терминала – компания «Новапорт», крупнейшая сеть региональных аэропортов, с ней бюро Asadov реализовало объекты в Перми и Кемерове.
Региональный аэропорт – та типология, в которой сейчас принято «докручивать» идентичность до высоких показателей, даром что терминалы чаще всего располагаются в поле или промышленной зоне – отсутствие непосредственного контекста как раз дает чуть больше свободы для акцентов. Здесь уместно гостю – рассказать, а жителю – напомнить о том важном, что есть у города.
В Томске архитекторы отталкивались от названия аэропорта: в 2018 ему было присвоено имя Николая Камова – авиаконструктора, основателя советского вертолетостроения, который ввел в обиход само слово «вертолет» вместо слова «геликоптер», кальки с английского. Под руководством Николая Камова и Михаила Миля началось производство известных всему миру «Ка» и «Ми». В Томске Николай Камов учился, он поступил в технологический институт в 16 лет. Нельзя сказать, что разработки инженера отражены в здании как-то буквально, – и в то же время кажется очевидным, что они послужили источником для вдохновения.
Новый терминал располагается слева от старого здания аэровокзала и в плане имеет форму, приближенную к квадрату – объем обусловлен «технологией» и был задан заранее, так что бюро ASADOV работало над приданием исходному параллелепипеду архитектурного качества.
Здесь можно вспомнить, что главной особенностью вертолетов Николая Камова стала двухвинтовая соосная схема, при которой пара винтов, установленных параллельно, вращается в противоположных направлениях на общей геометрической оси. Кажется, что в решении главного фасада можно увидеть отзвуки рефлексии этого изобретения – не буквальные, но все же считываемые: крылья, воздушные потоки, оси и винты, определенно, занимают существенное место в образном решении.
Энергичным движением, снизу вверх и от краев к центру, перед главным фасадом сходятся две крупные веретенообразные опоры. Весь фасад подчинен их симметричному порыву: как будто навстречу входящим пассажирам «проклюнулся» гигантский летательный аппарат. Развернул золотистое «крыло» козырька, отразившееся в стекле фасада. В то же время ряд ламелей внизу плавно склоняется – как трава под раскручивающимися лопастями; аналогию подкрепляют изображения вертолетов на их металлических поверхностях. То ли дельтаплан, то ли винтокрылый самолет.
Сбоку козырек особенно похож на крыло дельтаплана, линии – просты и лаконичны, в порыве «вперед и вверх», видится не только вполне обоснованная в данном случае тема полета, но и какая-то ретро-нота, напоминание о «Рабочем и колхознице» и даже переклички с со сдержанной и легкой стилисткой советских терминалов.
Посмотрим на буквы названия – «Камов» – их тонкий шрифт похож на тот, что был у аэропорта в советское время. Столь же тонко в проекте написано и название города Томск, со стороны взлетно-посадочных полос и телетрапов.
В данный момент неизвестно, какими в конечном счете станут интерьеры терминала, но в рамках проекта принцип взаимосвязи внешнего и внутреннего решения был соблюден полностью. За золотистым козырьком в светящихся волнах внутри – того же оттенка потолок с круглыми отверстиями световых фонарей, в которые встроены винты-вентиляторы. Они напоминают и об артхаусном кино, но больше, конечно, о вертолетах. Плавные волны подвешенных к потолку акустических лент визуализируют «движимые винтами» потоки воздуха, и, одновременно поглощая шум, маскируют от взглядов конструкции перекрытий – и вполне экономичными средствами формируют живую и нелинейную, и в то же время позитивную, светящуюся желтовато-золотистой теплотой, глубокую поверхность. Это экономно, уютно и позитивно, благодаря желтому цвету – даже радостно. Будем наблюдать, вдруг и интерьер тоже реализуют.
Световые фонари на кровле тоже продолжают тему модернистских истоков и простой «оттепельной» выразительности: они выдвинуты цилиндрами наверх и сверху выглядят как кнопки на пульте – так что «пятый фасад» терминала, временами видимый из окна самолета, тоже продуман. И в то же время сходство фонарей-«кнопок» с большими световыми «грибами» питерского Пулково-1 кажется достаточно очевидным.
Со старым терминалом новый соединяет крытая галерея. Архитекторы ASADOV предложили вариант переоблицовки фасадов аэровокзала: в нем тоже преобладают светлый серый и теплый желтый, а в старом вокзале тоже есть похожий на крыло козырек, так что здания должны превратиться в цельный комплекс.