В ближайшее время здание и участок будут снова выставлены на торги, но на этот раз есть заинтересованные: к аукциону застройщики готовят предпроектные предложения, одним из которых и является концепция бюро ОСА.
Перед архитекторами стояла задача превратить участок с заброшенной больницей в жилой квартал, чему сопутствовал ряд сложностей. Во-первых, пожеланием заказчика было 75 000 м2 жилой площади, разместить которые в пределах участка оказалось непросто, потому что здание памятника располагается в его центре и «разветвляется» многочисленными корпусами.
Во-вторых, архитекторы сами поставили перед собой ограничение – сохранить камерный масштаб памятника и не заслонить его новой архитектурой. Наконец, в этой части города отсутствует необходимая для жилых домов инфраструктура: детские сады, школы, нормальные дороги и проезды. Вместо них будущие дома будут соседствовать с медицинскими учреждениями, хозяйственными постройками и глухим забором, который собирается соорудить Новотихвинский монастырь, когда выкупит несколько зданий. По признанию архитекторов, они сами до конца не уверены – выдержит ли город резкий «вброс» жилья в этом месте. Однако предлагают комплексное и обоснованное решение для всех перечисленных задач.
Памятник
От памятника, в сущности, сохранились только фасады, которые и надлежит сохранить, внутри все разрушено. Поэтому планировка полностью изменится, архитекторы адаптируют контуры здания под новую жилую функцию. ОСА искали любые возможности уплотнения и в какой-то момент даже планировали несколько пристроек к старому зданию – в том же масштабе, но с нейтральными, «фоновыми» фасадами.Но поскольку фасады трогать нельзя, «лазейка» осталась только одна: в северной части здания есть пристройка 1990-х годов, которая не имеет ценности, ее хорошо видно на снимке с высоты птичьего полета. Если пристройку снести, то на ее месте вполне правомочно было бы «дорастить» памятник новым корпусом. Это не только даст дополнительные квадратные метры, но и позволит завершить композицию здания, получив систему камерных дворовых пространств.
Новая архитектура
Помимо исторического здания, приспособленного к новой функции, на участке появятся еще два типа новых жилых зданий – высотные башни и, как их называют сами архитекторы, «урбан-виллы».Башни берут на себя основные нагрузки по ТЭПам, позволяя сохранить исторический масштаб на всем остальном участке. Поэтому для них выбрали северо-западный угол – дальний от сквера, но ближний к дорогам и другим городским башням. Перебирая объемно-планировочные варианты, архитекторы пришли к массиву из трех «сросшихся» секций, составленных из больших блоков-пластин, между которыми сохраняются довольно большие пространства.
Первые пять этажей, которые по высоте соответствуют корпусам больницы, облицованы светлым камнем. Все, что выше, – стремится быть легким, ненавязчивым, раствориться в воздухе. На этот эффект работают «струны» ламелей, за которыми прячется сплошное остекление, а также прорези с перевернутыми арками, в которых можно разместить террасы и зимние сады. Те же арки связывают новое здание с историческим, откликаясь на выразительные ряды термальных окон, а кроме того наделяют его метафоричностью – на ум быстро приходят небесные врата, порталы соборов, изгибы арфы и метафизика Де Кирико. Они поддерживают ауру таинственности, которой несомненно обладает здание больницы: как место не только заброшенное, но и сохранившее память о том, что здесь когда-то жизнь встречалась со смертью. Больше всего интригует арка-портал внушительной высоты, которая оформляет место стыковки со зданием больницы и открывает вход во внутренние дворики.
Третий тип жилья – урбан-виллы высотой от четырех до семи этажей, которые с одной стороны выходят окнами на сквер имени Большакова, а с другой – на новую пешеходную улицу и корпуса памятника. Для урбан-вилл архитекторы разработали два варианта фасадных решений: их можно полностью облицевать светлым камнем, который подчеркнет более высокий статус этого сегмента жилья, либо использовать те же ламели, что и в башнях, которые придадут зданиям сходство с парковыми павильонами. В каждом случае во главу угла ставится старое здание бывшей больницы – новая архитектура не должна его «перебивать».
Для той же цели раскрытия памятника между урбан-виллами сделаны просветы – перекрытия по второму этажу, которые создают обособленные от пешеходной улицы дворовые пространства – крытые и открытые, с входом через коридоры вторых этажей. «Прогалы» сделаны с ориентацией на круглую площадь в сквере, архитекторы использовали ее как главную ось, с которой видны самые красивые ракурсы больницы, и с которой можно попасть на пешеходную улицу.
В первых этажах всех зданий разместятся коммерческие помещения, в одной из урбан-вилл откроется детский садик.
Между архитектурой
Чтобы встроить новый жилой комплекс в городскую жизнь, архитекторы предлагают несколько решений. С северной стороны можно выкупить соседние участки, которые сейчас заняты хозяйственными постройками. Если их снести, перед высотным массивом можно будет организовать площадь и сделать разворотное кольцо, поработать с проездами, поскольку это место – единственная связь комплекса с городом. Также с севера располагается комплекс Новотихвинского монастыря. Там можно было бы сделать еще одну пешеходную улицу с видом на храмовую архитектуру, о чем бюро ОСА вело переговоры, но монастырь тем не менее хочет отгородиться от суеты крупного жилого комплекса забором.Важная часть концепции – пешеходная улица, которая протянется между урбан-виллами и бывшей больницей. Архитекторы отмечают, что «фасад исторического здания был спроектирован не для фронтального восприятия, а для скользящего взгляда пешехода. Улица позволяет не спеша и по достоинству оценить здание с лучших ракурсов».
Пространство улицы не простое, у нее есть несколько уровней: приподнятый променад и несколько двориков, которые каскадом спускаются до подземного паркинга. Улица, как и паркинг, доступны для все желающих, не только для жильцов комплекса.
Вариант нового фрагмента городского пространства, предложенный архитекторами ОСА Екатеринбургу, получился плотным и очень разнообразным, насыщенным функциями, ракурсами, смыслами. Здесь свободно сосуществуют, не обделяя друг друга, старое и новое, приватное и общественное, статусное и демократичное, даже подземное и наземное. Место, которое – если проект реализуют – возможно, будет способно привлекать людей, притягивать необычностью структуры и неодномерностью сюжета, заключенного в его городском пространстве. Пример, пожалуй, редкий не только для Екатеринбурга, но и для всей страны.