Участок для конкурса действительно подобран с большим визионерским потенциалом. Главная его особенность заключается в том, что он оказывается внутри двух тщательно проработанных мастер-планов: самой Экспо-2017, которую проектировали Эдриан Смит и Гордон Гилл – авторы «Бурдж Халифа» и «Масдара» соответственно, а также всей столицы – генеральный план тогда еще Астаны разработал в 1998 году Кисё Курокава. План Курокавы заложил линейную систему зонирования со множеством центров, связанных друг с другом, одним из них и стала Экспо-2017.
Комплекс всемирной выставки располагается на одной из главных градостроительных осей города, которая собирает ряд доминант: монумент Байтерек – символ города, священное дерево с гнездом птицы семрук, ЖК Abu Dabi Plaza residence – пока что самый высокий объект города, центральный павильон Экспо в виде шара-небоскреба, далее строится мечеть, которая обещает стать самой большой в Центральной Азии.
На панорамном снимке 2018 года хорошо видна эта ось.
А это вид в противоположную от павильона «Нур Алем» сторону, на участок проектирования, который сейчас занимают парковки, и на будущую мечеть.
Экспо располагается в южной части города, рядом с Университетом Назарбаева и аэропортом. Согласно последнему мастер-плану, определяющему развитие столицы до 2030 года, в этой части Нур-Султана сконцентрируются высокотехнологичные, образовательные и медицинские кластеры. Сама выставка, как и было задумано, превращается в развитую инфраструктуру жилых кварталов, которые возводят на бывших парковках и технических зонах – на территории Экспо сейчас есть отель, торгово-развлекательный центр, конгресс-холл, музей, офисы, исследовательские центры. Поскольку транспортная схема и социальные объекты уже заложены, авторы смогли сосредоточиться на собственно архитектуре.
Участок, а точнее два участка, с которыми работало бюро ОСА, – это парковки по обе стороны от южного входа в Экспо, между которыми как раз проходит упомянутая градостроительная ось. Поскольку техническое задание было относительно свободным и без жестких технико-экономических показателей, архитекторы решили играть по ранее установленным правилам и поддержать ось еще одной высотной доминантой, а геометричный мастер-план – еще одним паттерном.
Авторы «набирают» жилой комплекс из двух типологий, противоположных по сути, но тесно связанных в рамках проекта: стометровых башен и плотных городских кварталов, укрытых в их тени.
Башни, масштаб которых соответствует и гигантским объектам выставки, и широким открытым площадям, размещаются на ближайшей к Экспо границе участка: в процессе компоновки архитекторы «вырезают» их из двух больших клиньев, расходящихся от центра к периферии. Таким образом широкий бульвар отмечают пропилеи из двух тонких башен, а со стороны улиц комплекс замыкают более широкие объемы.
Форма башен отсылает к традиционным культовым сооружениям – менгирам, а также характерным для казахской культуры мазарам, напоминающим вытянутые пирамиды. Широкие у основания, башни постепенно истончаются, сокращая к верхним этажам количество квартир на этаже от четырех до одной-единственной. Изменение площади этажа позволяет добиться разнообразия планировок и предложить городу новые форматы жилья – к примеру, «парящие» в пространстве двусторонние квартиры.
Выходящие на радиус Экспо фасады призваны сделать комплекс заметным в масштабах города: они облицованы золотистой медью, а верхние этажи представляют собой огромные «экраны», обращенные к центру Нур-Султана – такие материалы будут отражать солнце, устраивая перекличку с другими доминантами. Противоположная сторона намеренно нейтральна, ее гладкая наклонная поверхность напоминает мощный контрфорс, усиливая впечатление крепостной стены, которое создают у зрителя башни несмотря на открытые пространства между ними. Торцы, облицованные светлым клинкером, благодаря россыпи окон напоминают мишрабии – еще один характерный для восточной культуры элемент.
Участок, а точнее два участка, с которыми работало бюро ОСА, – это парковки по обе стороны от южного входа в Экспо, между которыми как раз проходит упомянутая градостроительная ось. Поскольку техническое задание было относительно свободным и без жестких технико-экономических показателей, архитекторы решили играть по ранее установленным правилам и поддержать ось еще одной высотной доминантой, а геометричный мастер-план – еще одним паттерном.
Авторы «набирают» жилой комплекс из двух типологий, противоположных по сути, но тесно связанных в рамках проекта: стометровых башен и плотных городских кварталов, укрытых в их тени.
Башни, масштаб которых соответствует и гигантским объектам выставки, и широким открытым площадям, размещаются на ближайшей к Экспо границе участка: в процессе компоновки архитекторы «вырезают» их из двух больших клиньев, расходящихся от центра к периферии. Таким образом широкий бульвар отмечают пропилеи из двух тонких башен, а со стороны улиц комплекс замыкают более широкие объемы.
Форма башен отсылает к традиционным культовым сооружениям – менгирам, а также характерным для казахской культуры мазарам, напоминающим вытянутые пирамиды. Широкие у основания, башни постепенно истончаются, сокращая к верхним этажам количество квартир на этаже от четырех до одной-единственной. Изменение площади этажа позволяет добиться разнообразия планировок и предложить городу новые форматы жилья – к примеру, «парящие» в пространстве двусторонние квартиры.
Выходящие на радиус Экспо фасады призваны сделать комплекс заметным в масштабах города: они облицованы золотистой медью, а верхние этажи представляют собой огромные «экраны», обращенные к центру Нур-Султана – такие материалы будут отражать солнце, устраивая перекличку с другими доминантами. Противоположная сторона намеренно нейтральна, ее гладкая наклонная поверхность напоминает мощный контрфорс, усиливая впечатление крепостной стены, которое создают у зрителя башни несмотря на открытые пространства между ними. Торцы, облицованные светлым клинкером, благодаря россыпи окон напоминают мишрабии – еще один характерный для восточной культуры элемент.
Внутренние улицы с магазинами и кафе ориентируются на башни и соседние кварталы, что создает проницаемость и связь между пространствами. Приватность квартир сохраняется за счет приподнятого верхнего этажа и двориков на крышах.
Играя с архетипом башни и старого города, ОСА помогает выстраивать нарратив Нур-Султана – города, который формирует свою идентичность здесь и сейчас. Искусственность и мегалитичность этого города завораживает: в нем, в числе прочего, соединены огромный шатер, пирамида и сфера, так что контраст башни до небес и плотной медины у ее подножия никого не шокирует. Вместе с тем предложение ОСА тонко откликается на особенности местной традиции, переживая ее как опыт, а не набор стереотипов и абстрактных символов.