Выход за пределы

Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

09 Октября 2020
mainImg
Проект:
Жилой квартал в центре города
Россия

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Ольга Михайленко
Архитекторы: Станислав Белых, Василий Крапивин, Александр Самарин, Ксения Принц, Валерий Зуев

2020 — 2020
По требованию заказчика локация объекта не раскрывается. Участок расположен в историческом районе крупного города, но чуть в стороне от основных достопримечательностей. Недостатка в разнообразии, впрочем, здесь нет: в соседях у будущего жилого комплекса отметился и постмодернистского вида театр, и 24-этажный жилой комплекс, и вереница подновленных особняков из прошлого столетия, и даже урбан-вилла, спроектированная при участии испанского архитектора. Именно она и стала точкой опоры для нового жилого комплекса в этом по-восточному пестром окружении – подобную типологию бюро ОСА давно исследует в своих проектах.
Жилой квартал в центре города
© Архитектурное Бюро ОСА

Несмотря на то, что ограничений по высоте нет, а напротив участка уже заселен упомянутый высотный комплекс, заказчик поставил кажущееся невероятным ограничение в восемь этажей. Как признается главный архитектор проекта Василий Крапивин, жилье комфортного для человека масштаба – редкая удача, которая позволяет более сложную и интересную работу с фасадом и пропорциями.

Уже известно, что проект не будет реализован, однако для архитекторов он остается ценным, поскольку в процессе творческих поисков удалось поэкспериментировать и найти нетривиальные и в то же время жизнеспособные решения: «свободные» фасады и сложное многоуровневое пространство, соответствующее как требованиям пожарной безопасности, так и прочим действующим нормам.
Жилой квартал в центре города
© Архитектурное Бюро ОСА

Плотная улично-дорожная сеть и малый модуль кварталов – сохранившееся напоминание о слободском прошлом этой части города. Архитекторы поддерживают это историческое измерение, разделяя участок на три небольших проницаемых квартала. «Сердцевина» комплекса – точечные дома, которые реагируют на масштаб «испанской» урбан-виллы и особняков, расположенных вдоль параллельной улицы. Два секционных дома соотносятся со зданиями большего масштаба и «уголками» закрывают квартал.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    2 / 4
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    3 / 4
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    4 / 4
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА

Корпуса в каждом квартале связывает особая вариация стилобата: он формируется за счет одноэтажных объемов, к которым перекинуты «мостики» от первых жилых этажей. На верхнем уровне стилобата располагаются приватные зоны со всеми необходимыми площадками и озеленением. Нижний же уровень – продолжение городской улицы, с кафе, магазинами и офисами, разнообразными крытыми и открытыми благоустроенными участками, въездами в подземный паркинг. Таким способом архитекторы мягко включают комплекс в городскую повседневность, а также добиваются большей прозрачности границ между разными частями зданий: из окон квартир можно наблюдать уличную жизнь нижних уровней, а снизу открыты виды не только на висячие сады, но и на достойные изучения фасады.
Жилой квартал в центре города
© Архитектурное Бюро ОСА
Жилой квартал в центре города
© Архитектурное Бюро ОСА

По изначальному замыслу архитекторов, в каждый квартал можно зайти или заехать со всех четырех сторон. Однако, несмотря на то, что приподнятый уровень естественным образом обособляет «дворы» от случайных посетителей, заказчик попросил ограничить вход во внутреннее пространство пропускной системой.
Жилой квартал в центре города
© Архитектурное Бюро ОСА

«Островное» положение домов и достаточно большие расстояния между ними сделали каждую сторону квартала лицевой. Фасады приобрели особое значение, и архитекторы также подошли к ним изобретательно.

Прежде всего лестнично-лифтовой узел, что более характерно для современных европейских домов, помещается в центр корпуса – это позволяет не расходовать на него площадь фасада. Также благодаря смещенному конструктиву планировки квартир делаются свободными: всю мебель и оборудование архитекторы предлагают расставлять вдоль внутренних стен или в центре комнат, вдоль окон оставляя свободное «анфиладное» пространство. Это решение не только позволяет не зависеть от конструктивного шага и метрики окон – в данном случае можно делать хоть сплошное витражное остекление, но и придает пространству комнат особое «звучание» – обычно свободно подойти к окну можно разве что в очень большой квартире. Эти два приема позволяют реализовать практически любые фасады.
Жилой квартал в центре города
© Архитектурное Бюро ОСА

Учитывая многоголосие контекста, в котором невозможно вычленить доминирующий мотив, ОСА предлагает все три квартала своего комплекса сделать разными, что поможет избежать монотонности и добиться «сродства» с окружающей застройкой. На примере малого квартала архитекторы разработали шесть довольно сильно отличающихся фасадных тем, для каждой из которых есть свои подварианты, основанные на выборе материала. Как отмечено в презентации, бюро «удалось создать условия для свободного творчества и взвешенных решений архитектора и девелопера».
Жилой квартал в центре города
© Архитектурное Бюро ОСА

Девелопер остановился на варианте «Традиция» – наиболее безопасном и понятном, но из-за упомянутых приемов всё еще не скучном: разных размеров окна и угловые террасы на «бесшовном» фоне с кирпичной фактурой создают нерегулярный паттерн и заставляют изучать поверхность, блуждая по ней взглядом и не находя повторений. Для того, чтобы пластику не нарушали случайные «включения» кондиционеров, предусмотрены технические лоджии для установки систем климат-контроля. Контрастные оттенки кирпича наделяют каждый из корпусов собственной индивидуальностью.
  • zooming
    1 / 3
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    2 / 3
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    3 / 3
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА

Василий Крапивин рассказывает, что воплощение в жизнь идеи многоуровневого двора и свободных фасадов было похоже на сложную шахматную партию, в которой соперник – это, конечно же, действующие нормы с их тактикой изматывания противника. Однако при всей пространственной сложности, чистоте линий и пропорций все необходимые требования удалось соблюсти. Шах и мат пожарным пандусам – не это ли признак мастерства?
  • zooming
    1 / 5
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    2 / 5
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    3 / 5
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    4 / 5
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    5 / 5
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА


Проект:
Жилой квартал в центре города
Россия

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Ольга Михайленко
Архитекторы: Станислав Белых, Василий Крапивин, Александр Самарин, Ксения Принц, Валерий Зуев

2020 — 2020

09 Октября 2020

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».