Выход за пределы

Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

09 Октября 2020
mainImg
Проект:
Жилой квартал в центре города
Россия

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Ольга Михайленко
Архитекторы: Станислав Белых, Василий Крапивин, Александр Самарин, Ксения Принц, Валерий Зуев

2020 — 2020
По требованию заказчика локация объекта не раскрывается. Участок расположен в историческом районе крупного города, но чуть в стороне от основных достопримечательностей. Недостатка в разнообразии, впрочем, здесь нет: в соседях у будущего жилого комплекса отметился и постмодернистского вида театр, и 24-этажный жилой комплекс, и вереница подновленных особняков из прошлого столетия, и даже урбан-вилла, спроектированная при участии испанского архитектора. Именно она и стала точкой опоры для нового жилого комплекса в этом по-восточному пестром окружении – подобную типологию бюро ОСА давно исследует в своих проектах.
Жилой квартал в центре города
© Архитектурное Бюро ОСА

Несмотря на то, что ограничений по высоте нет, а напротив участка уже заселен упомянутый высотный комплекс, заказчик поставил кажущееся невероятным ограничение в восемь этажей. Как признается главный архитектор проекта Василий Крапивин, жилье комфортного для человека масштаба – редкая удача, которая позволяет более сложную и интересную работу с фасадом и пропорциями.

Уже известно, что проект не будет реализован, однако для архитекторов он остается ценным, поскольку в процессе творческих поисков удалось поэкспериментировать и найти нетривиальные и в то же время жизнеспособные решения: «свободные» фасады и сложное многоуровневое пространство, соответствующее как требованиям пожарной безопасности, так и прочим действующим нормам.
Жилой квартал в центре города
© Архитектурное Бюро ОСА

Плотная улично-дорожная сеть и малый модуль кварталов – сохранившееся напоминание о слободском прошлом этой части города. Архитекторы поддерживают это историческое измерение, разделяя участок на три небольших проницаемых квартала. «Сердцевина» комплекса – точечные дома, которые реагируют на масштаб «испанской» урбан-виллы и особняков, расположенных вдоль параллельной улицы. Два секционных дома соотносятся со зданиями большего масштаба и «уголками» закрывают квартал.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    2 / 4
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    3 / 4
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    4 / 4
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА

Корпуса в каждом квартале связывает особая вариация стилобата: он формируется за счет одноэтажных объемов, к которым перекинуты «мостики» от первых жилых этажей. На верхнем уровне стилобата располагаются приватные зоны со всеми необходимыми площадками и озеленением. Нижний же уровень – продолжение городской улицы, с кафе, магазинами и офисами, разнообразными крытыми и открытыми благоустроенными участками, въездами в подземный паркинг. Таким способом архитекторы мягко включают комплекс в городскую повседневность, а также добиваются большей прозрачности границ между разными частями зданий: из окон квартир можно наблюдать уличную жизнь нижних уровней, а снизу открыты виды не только на висячие сады, но и на достойные изучения фасады.
Жилой квартал в центре города
© Архитектурное Бюро ОСА
Жилой квартал в центре города
© Архитектурное Бюро ОСА

По изначальному замыслу архитекторов, в каждый квартал можно зайти или заехать со всех четырех сторон. Однако, несмотря на то, что приподнятый уровень естественным образом обособляет «дворы» от случайных посетителей, заказчик попросил ограничить вход во внутреннее пространство пропускной системой.
Жилой квартал в центре города
© Архитектурное Бюро ОСА

«Островное» положение домов и достаточно большие расстояния между ними сделали каждую сторону квартала лицевой. Фасады приобрели особое значение, и архитекторы также подошли к ним изобретательно.

Прежде всего лестнично-лифтовой узел, что более характерно для современных европейских домов, помещается в центр корпуса – это позволяет не расходовать на него площадь фасада. Также благодаря смещенному конструктиву планировки квартир делаются свободными: всю мебель и оборудование архитекторы предлагают расставлять вдоль внутренних стен или в центре комнат, вдоль окон оставляя свободное «анфиладное» пространство. Это решение не только позволяет не зависеть от конструктивного шага и метрики окон – в данном случае можно делать хоть сплошное витражное остекление, но и придает пространству комнат особое «звучание» – обычно свободно подойти к окну можно разве что в очень большой квартире. Эти два приема позволяют реализовать практически любые фасады.
Жилой квартал в центре города
© Архитектурное Бюро ОСА

Учитывая многоголосие контекста, в котором невозможно вычленить доминирующий мотив, ОСА предлагает все три квартала своего комплекса сделать разными, что поможет избежать монотонности и добиться «сродства» с окружающей застройкой. На примере малого квартала архитекторы разработали шесть довольно сильно отличающихся фасадных тем, для каждой из которых есть свои подварианты, основанные на выборе материала. Как отмечено в презентации, бюро «удалось создать условия для свободного творчества и взвешенных решений архитектора и девелопера».
Жилой квартал в центре города
© Архитектурное Бюро ОСА

Девелопер остановился на варианте «Традиция» – наиболее безопасном и понятном, но из-за упомянутых приемов всё еще не скучном: разных размеров окна и угловые террасы на «бесшовном» фоне с кирпичной фактурой создают нерегулярный паттерн и заставляют изучать поверхность, блуждая по ней взглядом и не находя повторений. Для того, чтобы пластику не нарушали случайные «включения» кондиционеров, предусмотрены технические лоджии для установки систем климат-контроля. Контрастные оттенки кирпича наделяют каждый из корпусов собственной индивидуальностью.
  • zooming
    1 / 3
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    2 / 3
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    3 / 3
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА

Василий Крапивин рассказывает, что воплощение в жизнь идеи многоуровневого двора и свободных фасадов было похоже на сложную шахматную партию, в которой соперник – это, конечно же, действующие нормы с их тактикой изматывания противника. Однако при всей пространственной сложности, чистоте линий и пропорций все необходимые требования удалось соблюсти. Шах и мат пожарным пандусам – не это ли признак мастерства?
  • zooming
    1 / 5
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    2 / 5
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    3 / 5
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    4 / 5
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА
  • zooming
    5 / 5
    Жилой квартал в центре города
    © Архитектурное Бюро ОСА


Проект:
Жилой квартал в центре города
Россия

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Ольга Михайленко
Архитекторы: Станислав Белых, Василий Крапивин, Александр Самарин, Ксения Принц, Валерий Зуев

2020 — 2020

09 Октября 2020

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.