English version

Смена образа

Бюро ОСА создало новый вариант высотных башен для «перезапуска» екатеринбургского недостроя и постаралось сделать сверхплотное жилье как можно более комфортным.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

12 Декабря 2018
mainImg
Проект:
ЖК «Николаевский»
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Белых Станислав, Зульхарнеева Татьяна, Ковда Юлия (руководитель проекта). Архитекторы: Крапивин Василий, Цайзер Ростислав, Мехонцева Вера, Гущин Андрей, Генеральный план: Царев Мария, Ксения Принц

2017

Заказчик: Проектное бюро «Р1», компания «Принцип»
Три башни, объединенные стилобатом, – новая версия развития грандиозного по своим масштабам жилого комплекса «Первый Николаевский», который строится на севере Екатеринбурга. К этому объекту архитекторы бюро ОСА подключились, когда была завершена первая очередь строительства – два протяженных корпуса по 14 и 25 этажей. Согласно первоначальному проекту, дополнить их должны были два небоскреба со шпилями в духе сталинского ампира и еще две стометровые «свечки». Но застройщик, НП «Уралэнергостройкомплекс», разорился. Стройку продолжила компания Prinzip и их партнеры, проектное бюро «Р1». Новые застройщики решили изменить концепцию и обратились к архитектурному бюро «ОСА», поскольку Prinzip, в частности, уже имела опыт работы с этими архитекторами над ЖК «Малевич». Николаевский версии 2.0 маркетологи переименовали в «Татлин», по ассоциации с башней III Интернационала. После обнародования концепции на городских форумах стали писать, что комплекс «из гадкого утенка превратился в лебедя», однако и противники сверхплотной застройки остались при своем мнении, вспоминая о «муравейниках».

Перед архитекторами поставили непростую задачу: сохранить число квартир, их минимальную площадь, не выйти за высотную отметку 100 м (при том, что высота предшествующих «сталинских башен» была под 150-200 м), а также избежать ракурсов «окно в окно». Архитекторы дополнили список собственным принципом – сделать все, чтобы сверхплотное жилье стало комфортным для обитателей комплекса.
Вид сверху
© Архитектурное Бюро ОСА
ЖК «Николаевский»
© Архитектурное Бюро ОСА

Композиционных вариантов было несколько. Квартальная застройка ввысотой 35 этажей дала бы большой обособленный двор и «воздух» между корпусами. «Полугалерейные» башни отличали запоминающиеся фасады и самые высокие технико-экономическиме показатели. Но заказчик выбрал башни «формата XXL» с максимальным количеством квартир на этаже. Между ними сохраняются широкие просветы, поэтому нет ощущения «стены», силуэт остается узнаваемым.
Вариант 1. Уникальный квартал
© Архитектурное Бюро ОСА
Вариант 3. Уникальный квартал
© Архитектурное Бюро ОСА
Вариант 2. Уникальные башни
© Архитектурное Бюро ОСА

Башни строятся на пересечении улиц Готвальда и Черепанова. Трапециевидные в плане, они «раскрываются» на окраины – склады, железную дорогу и Завокзальный микрорайон. Но большинство окон так или иначе выходят на центральные части города, из многих будет видна Исеть и Городской пруд.

Из-за пробок добираться до центра что на машине, что пешком – около двадцати минут. После ввода домов в эксплуатацию движение, вероятно, станет еще более плотным. С этой точки зрения очень симпатична концепция стилобата, который объединяет башни. Помимо привычного ритейла, кафе и фитнес-центра, в нем также разместятся общественно-деловые пространства: будет переговорная комната, коворкинг, лекторий для семинаров и тренингов. Кому-то из жильцов не придется ехать на работу в центр города в пиковые часы, а возможно, немного перераспределится и весь поток – кто-то захочет приехать в «обратном» направлении, поработать в башнях «Татлина».
План 1 этажа
© Архитектурное Бюро ОСА

Снаружи башни разные: у каждой своя ось, план и фасад. Застройщик подчеркивает эту индивидуальность отделкой общественных помещений: в каждой башне будет доминировать определенный материал – золото, платина или бронза. Но принцип организации пространства везде одинаковый. Квинтэссенцией всех приемов стала средняя башня, в которой виден отклик на «галерейный» вариант, поскольку ее мощные «крылья» начинают чуть расходиться под нагрузкой ТЭПов, подобно литосферным плитам. Сразу стоит отметить, что окна в глубине этого «разлома» относятся к лестнично-лифтовым площадкам, а торцы прорезаны узкими окнами санузлов.
ЖК «Николаевский»
© Архитектурное Бюро ОСА

В сердце трапеции – лестнично-лифтовые узлы и коммуникации, по периметру – квартиры, на каждом этаже по 18. Чтобы жильцы не ждали слишком долго свою очередь на спуск и подъем, коридоры поделены на четыре отрезка, которые ведут в два лестнично-лифтовых холла.
Дом 3.2
© Архитектурное Бюро ОСА

У каждой башни три входа: два парадных, которые выходят на улицу или во дворик-сад, и один хозяйственный со стороны внутриквартального проезда. То есть если жильцы и встречаются с погрузкой-разгрузкой мебели или стройматериалов, то не во дворе, предназначенном для отдыха и общения, а только на площадке у лифта. Такое разграничение потоков есть и в других проектах ОСА, но здесь бюро сделало его максимально явным и даже декларативным.
Схема генерального плана + 1 этаж
© Архитектурное Бюро ОСА

На первом этаже также есть лобби, объединяющее все три входа, место для колясок и велосипедов, туалет, специальное помещение, где можно помыть собаке лапы после прогулки. С колясками просто – во двор, свободный от машин, из лобби идешь без порогов и препятствий. Трехуровневый подземный паркинг вмещает 1350 машин, вход в него расположен во дворе.
ЖК «Николаевский»
© Архитектурное Бюро ОСА

Башни в итоге чуть превысили отметку 100 метров, по желанию заказчиков бюро ОСА «дорастило» их с 33 этажей до 35. Расстояние между ними – 40-45 метров, поэтому даже если окна смотрят в стену соседней башни, то все равно захватывают еще немного воздуха и неба. Это позволило застройщику, например, продавать студии площадью от 28 м2 впридачу «с видом на закат». Площадь одно-, двух- и трехкомнатных квартир варьируется от 40 до 100 м2.
ЖК «Николаевский»
© Архитектурное Бюро ОСА

Простенки и межэтажные перекрытия расчерчивают фасады на простые и ясные, мощные блоки: в «торцах» они ориентированы вертикально, на протяженных плоскостях – горизонтально. В «плотных» местах сделаны «засечки» на высоту с 28 по 35 этажи, которые также помогают избежать монотонности
Типовой план 28-35 этажей
© Архитектурное Бюро ОСА
Дом 3.1
© Архитектурное Бюро ОСА

Архитектор Василий Крапивин рассказывает: «Как и во многих других комплексах, мы старались, чтобы ткань фасада не была главной, но повторяла и усиливала пропорции и силуэт. Фасадная ткань проста, геометрична и работает на ракурсное восприятие. Из центра города и на дальних панорамах комплекс рисует нетривиальный для нашего города силуэт, а с ближних ракурсов он создает динамическую скульптурную композицию: какая-то башня выступает, какая-то прячется назад. Мы также сыграли на цветах – рыжий оттенок центральной башни разливается по всему стилобату и переходит на одну из соседних башен, объединяя все строения в единый комплекс».

Строить башни будут по очереди, первую планируют сдать в 2020 году.
 
Проект:
ЖК «Николаевский»
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Белых Станислав, Зульхарнеева Татьяна, Ковда Юлия (руководитель проекта). Архитекторы: Крапивин Василий, Цайзер Ростислав, Мехонцева Вера, Гущин Андрей, Генеральный план: Царев Мария, Ксения Принц

2017

Заказчик: Проектное бюро «Р1», компания «Принцип»

12 Декабря 2018

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Архитектурное Бюро ОСА: другие проекты
Стена и башня
Архитекторы ОСА в поисках решений, которые можно противопоставить среде малоэтажной застройки в центре Хабаровска, а также возможности вставить новое слово в разговор о массовом жилье.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Пограничные миры
Поиск новых подходов к уплотнению жилья, развитие идей для фоновой архитектуры и работа с негативным пространством – в концепции жилого комплекса от бюро ОСА для участка с заброшенным памятником архитектуры.
Ворота Тушина
Бывший знаменитый московский аэродром, а теперь уже лет двадцать как площадка архитектурных экспериментов – Тушино, может пополниться комплексом башен со стороны Волоколамского шоссе по проекту екатеринбургского бюро ОСА. Они заметны, но благородно сдержанны.
От города к саду
Архитектурное бюро ОСА представило концепцию застройки ЖК «Палникс». В ней предлагается новая для Екатеринбурга типология жилья– разомкнутые кварталы, собранные из невысотных домов, окруженных зеленью.
Нереволюционные перемены
Работая для девелопера «Брусника» с кварталами массового жилья, архитекторы бюро «ОСА» создали среду, выходящую за рамки подобного класса, во всяком случае – для Екатеринбурга.
Карандаши Малевича
Высотный жилой комплекс «Малевич» в Екатеринбурге формирует вокруг себя подобие комфортного оазиса в жестком, индустриальном городе. Уверенная, заметная со многих важных точек архитектура бюро «ОСА» смогла побороть все наследственные проблемы места и кардинально изменить его.
Транзитные потоки «Каменного ручья»
Жилой комплекс в Екатеринбурге должен был стать заслоном между горнолыжной базой и водоемом. Архитекторы сумели найти решение, которое позволило соблюсти при этом интересы горожан.
Похожие статьи
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Цвет в бетоне и кирпиче
Жилой дом 11-19 Jane Street в Нью-Йорке по проекту бюро Дэвида Чипперфильда развивает архитектурные мотивы исторического района Гринвич-Виллидж.
Курдонеры и конструктивизм
Рассматриваем второй квартал «города в городе» Ligovsky City, построенный по проекту бюро «А.Лен» и сочетающий несколько тенденций, характерных для современной архитектуры города.
Внутри рисованной сетки
При проектировании комплекса апартаментов PLAY в Даниловской слободе архитекторы бюро ADM сделали ставку на образность постройки. Наиболее ярко она проявилась в сложносочиненной сетке фасадов.
Своды и лестницы
В Филадельфии завершилась реконструкция Музея искусств по проекту Фрэнка Гери. Материал исторических и новых частей здания одинаков: золотистый известняк.
Ярусная композиция
Немного Нью-Йорка в Одессе: апарт-комплекс по проекту «Архиматики» с башнями и таунхаусами, площадью и бассейнами.
На соевой траве
Площадь Линкольн-центра в Нью-Йорке превратилась в лужайку из эко-газона: новое общественное пространство станет «главной сценой» для постепенного открытия Метрополитен-оперы, New York City Ballet и Филармонии после карантина.
Белые башни
Жилой комплекс Y-Loft City в городе Чанчжи по проекту пекинского бюро Superimpose Architecture предназначен для поколения Y.
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Технологии и материалы
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.