English version

Штаб-квартира «Гаража»

Публикуем одну из глав книги, посвященной реконструкции штаб-квартиры музея «Гараж» в парке Горького и исследованию этого многослойного здания. Авторы реконструкции – бюро FORM.

mainImg
Мастерская:
FORM http://formbureau.co.uk/
Проект:
Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
Россия, Москва, Крымский Вал 9/45

Авторский коллектив:
Ольга Трейвас, Вера Одынь, Полина Литвиненко, Мария Злобина, Криспайн Ван Сас, Наталия Самохина

2012 / 2017

Заказчик: Музей современного искусства «Гараж»
0 Здание на границе парка Горького у Крымского моста, справа от главного входа в парк или слева от входа в него по набережной не привлекает особенного внимания; в какой-то момент, в начале реконструкции парка, его даже планировали снести ради расширения Садового кольца. Между тем после того, как здание отдали под штаб-квартиру переехавшего из Бахметьевского гаража музея современного искусства «Гараж», а музей, в свою очередь, пригласил для реконструкции бюро FORM и здание начали исследовать – выяснилось, что постройка многослойная, с примерно девятью периодами развития. Здание появилось в конце XIX века как часть судоремонтного завода Бромлея, было перестроено в павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, затем служило клубом работников ГОЗНАКа, одним из первых звуковых кинотеатров, баней, складом и магазином сантехники.
«Крымский Вал 9/45. Неизвестный памятник Парка Горького». М., 2018
© ABCdesign
Трансформации здания: история. Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
© FORM

Архитекторы при поддержке музея не только превратили часть здания в офис «Гаража», но и детально исследовали его – работа была показана полтора года назад на Арх Москве 2017. Параллельно с исследованием и проектированием писали книгу, целиком посвященную зданию по адресу Крымский вал, 9/45. Публикуем одну из глав книги, над которой работали архитекторы FORM, историки Марианна Евстратова и Сергей Колузаков, издательская группа ABCdesign, издательство «Кучково поле» и команда Музея современного искусства «Гараж». Подробнее о книге.
«Крымский Вал 9/45. Неизвестный памятник Парка Горького». М., 2018
© ABCdesign


Крымский Вал 9/45.
Неизвестный памятник Парка Горького. М., 2018

Ольга Трейвас, Вера Одынь, Полина Патимова, Полина Литвиненко, Алина Ярошенко, Кристина Тимчук, Идрис Сулиман, Светлана Дудина, Константин Ким, Михаил Микадзе.
 
 
Глава 7. Администрация парка. Офис Музея современного искусства «Гараж». Архитектурное бюро FORM

«В 2011-м году директором ЦПКиО им. Горького стал Сергей Капков. С этого момента началось масштабное изменение Парка, которое вызвало горячие споры. За полгода исчез весь самострой, были демонтированы почти все аттракционы – на это болезненно отреагировали и посетители, и владельцы шашлычных, заполонивших парк, но перемены продолжались.

В этот же момент Сергей Капков говорил о сносе административного крыла у Крымского моста. Предполагалось сделать дорожную развязку и решить проблему пробок возле Парка Горького, однако из-за бесперспективности этой идеи от нее быстро отказались.

В 2012-м году Музей современного искусства «Гараж» готовился к переезду в Парк Горького и нуждался в штаб-квартире. Администрация ЦПКиО предложила музею занять левую половину здания у Крымского моста – ту самую, в которой продавали сантехническое оборудование. В качестве архитекторов директор «Гаража» Антон Белов пригласил бюро FORM.
Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
Фотография © Юрий Пальмин. Проект © FORM
Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
Фотография © Юрий Пальмин. Проект © FORM
«Крымский Вал 9/45. Неизвестный памятник Парка Горького». М., 2018
© ABCdesign

Первое знакомство со зданием, и особенно с интерьером, совсем не воодушевляло: обитые вагонкой стены, мозаичные панно и даже чаша джакузи, доставшиеся по наследству от салона сантехники. Все пространство было загромождено крошечными комнатами, одна из лестниц и вовсе была зашита ради организации дополнительных офисных помещений. Трудно было предположить, что за всем этим прячется удивительно просторное, наполненное светом пространство. Но после изучения планов БТИ стало ясно, что здание имеет ясную и интересную структуру, которая не ощущается из-за ремонтов 1980‒2000-х годов.

Несмотря на то, что снаружи административное здание имеет вполне целостный вид, больше полувека оно существует как два отдельных объема с руиной кинотеатра по центру. Руину видно только изнутри здания – от города ее отделяют два глухих фасада. Железобетонные стойки и балки кинотеатра, уцелевшие после бомбежки, по-прежнему находятся под открытым небом. По инициативе «Гаража» деревья, появившиеся внутри руины за полвека, проредили, но сохранили.
Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького. Руина кинотеатра в центре здания
Фотография © Юрий Пальмин
Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького. Руина кинотеатра в центре здания
Фотография © Юрий Пальмин. Проект © FORM
Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького. Руина кинотеатра в центре здания
Фотография © Юрий Пальмин. Проект © FORM
Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького. Руина кинотеатра в центре здания
Фотография © Юрий Пальмин. Проект © FORM

Работая со зданием, архитекторы FORM решили раскрыть пространство, очистить его от временных наслоений и приспособить планировку кинотеатра под офис музея, открыв историческую кирпичную кладку.

Техническая экспертиза показала, что несущие конструкции сильно разрушены, поэтому кирпичные колонны внутри здания и некоторые проемы укрепили металлическими скобами. Кровлю здания собрали заново: первоначальные деревянные фермы не были цельными, они состояли из досок и деревяшек разного размера и были деформированы, к тому же одна из ферм сильно обгорела во время бомбардировки в период Великой Отечественной войны. Новые конструкции, форма которых идентична прежним, сделаны из клееного бруса. Нынешняя утепленная кровля позволила использовать подкровельное пространство как дополнительный этаж: две появившихся антресоли соединены с остальным пространством новыми лестницами, прямой и винтовой. В ходе работы были восстановлены два заложенных окна на фасаде, выходящем в парк, и несколько небольших окон-иллюминаторов.
Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
Фотография © Юрий Пальмин. Проект © FORM
Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
Фотография © Юрий Пальмин. Проект © FORM
Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
Фотография © Юрий Пальмин. Проект © FORM

Четыре этажа штаб-квартиры легко просматриваются: несколько открытых рабочих пространств расположены на разных уровнях.

С приходом Музея «Гараж» здание привлекло много внимания. Сюда приглашают гостей, здесь собираются представители творческой среды со всего мира, в том числе многие знаменитые архитекторы и художники.
«Крымский Вал 9/45. Неизвестный памятник Парка Горького». М., 2018
© ABCdesign
«Крымский Вал 9/45. Неизвестный памятник Парка Горького». М., 2018
© ABCdesign

Судьба руины – пока незавершенная история. Возможно, разрушенный фрагмент здания обретет новую, отдельную функцию или же будет присоединен к одной из функционирующих частей. Несколько московских архитектурных бюро предлагали проекты-концепции, чтобы понять, во что можно преобразовать руину, но ни один из них пока не воплотился в жизнь.

Большое исследование, проделанное авторами этой книги, позволяет архитекторам продолжить свою работу, используя обширные знания об историческом контексте и о месте этого уникального здания в нем».
 
Мастерская:
FORM http://formbureau.co.uk/
Проект:
Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
Россия, Москва, Крымский Вал 9/45

Авторский коллектив:
Ольга Трейвас, Вера Одынь, Полина Литвиненко, Мария Злобина, Криспайн Ван Сас, Наталия Самохина

2012 / 2017

Заказчик: Музей современного искусства «Гараж»

22 Ноября 2018

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Партизанские указатели
Публикуем главу из новой книги Strelka Press «Тактический урбанизм» Энтони Гарсиа и Майка Лайдона: о самодельных указателях с расстоянием до важных объектов и временем, чтобы дойти туда пешком, побудивших жителей города Роли меньше пользоваться автомобилями.
Город-музей
Город-музей возникает, когда «в утопию перестают верить, а от традиции открещиваются»: фрагмент из книги «Город-коллаж» – хрестоматийного труда Колина Роу и Фреда Кеттера, изданного на русском языке издательством Strelka Press.
Технологии и материалы
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр встраивается в среду московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой древесины. Наличники окон, разработанные по историческим аналогам из различных регионов России, дополняют образ.
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Инновационная сантехника. Новинки подвесных монолитных...
Последняя революция в сантехнике произошла недавно, когда оборудование для ванных комнат приобрело монолитную форму. Следуя мировым трендам, специалисты Cersanit создали новые модели подвесных унитазов CREA SQUARE и CITY OVAL. Спрятали крепления и колено под корпус, добились ещё большей эстетики, гигиеничности и простоты в уходе. Что ещё нужно знать дизайнеру о новинках?
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Знак качества
Регулярно в мире проходят тысячи архитектурных конкурсов, но не более десятка являются авторитетными площадками демонстрации или проводниками новых идей. В их числе – A+Awards, которую присуждает архитектурный портал Architizer. Среди лауреатов Девятой премии – сразу два проекта, в которых используются фиброцементные панели EQUITONE.
Андрей Кузьменков, Digital Guru: «С общественным мнением...
Агентство Digital Guru занимается управлением репутацией и исследованиями пользовательских мнений в социальных медиа – так называемым social listening, а также геоаналитическими исследованиями. О том, как эти методы могут использоваться архитекторами и застройщиками на стадии подготовки и планирования общественно значимых проектов, мы поговорили с директором Digital Guru – Андреем Кузьменковым.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Коллекция светодиодного искусства
Выбрать идеальный светильник под определенный интерьер легко! Главное, влюбиться в светильник с первого взгляда и представить его в интерьере своей гостиной, кухни, спальни или офиса.
Потолки-фрагменты – ключ к адаптивным пространствам
Они позволяют ощутить проницаемость поверхности и высоту пространства, сохраняя звукоизолирующие свойства, и гибко зонировать помещение, что сейчас особенно актуально. Потолки-фрагменты Armstrong от Knauf Ceiling Solutions – адаптивное и современное решение.
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Сейчас на главной
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстаивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Двор для «Неба»
Проект двора ЖК «Небо» разработала британская компания Gillespies. Авторы сделали акцент на равномерном сочетании развитого озеленения и строгих выгородок, что вполне соответствует духу самого комплекса.
Космические амбиции
Бюро MVRDV обнародовало концепцию эко-долины вокруг поселка «Гагарин» в Армении. Вини Маас уверен — самому первому космонавту их проект бы наверняка понравился.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Проницаемые структуры
В башне Zuiderzicht в Антверпене по проекту архитекторов KCAP и evr-architecten жильцы сами решают, что будет в выбранной квартире: балкон, остекленная или открытая терраса.
Москва зеленая и тихая
Разрабатывая концепцию малоэтажной застройки в Новой Москве, бюро GAFA попыталось сформулировать новую для России типологию загородного жилья: с разноформатными домами, развитой инфраструктурой и привлекательными сценариями повседневной жизни.
Большая волна в Гаосюне
В Тайване открылся центр поп-музыки стоимостью более 100 млн евро. Автор проекта, испанский архитектор Мануэль Монтесерин Лаос, эксплуатирует морские мотивы и сотовую структуру детской мозаики.
Промежуточная типология
В норвежском Ульвике по проекту мастерской Rever & Drage построили гостевой дом-«сарай». Этим минималистичным коттеджем архитекторы попытались выразить свою признательность «архитектуре проселочных дорог».
Арктический код
Опубликован дизайн-код арктических поселений – комплекс стандартов и сводов правил, регулирующих внешний облик городской среды в Арктике. Он доступен как в виде книги, так и в сети.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Балтийский эскапизм
Успевший стать знаменитым спа-комплекс в Янтарном расширяется – рядом появятся гостевые домики, придуманные в коллаборации с норвежцем Рейульфом Рамстадом.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Мечта мальчика Кая
Архитекторы Zone of Utopia и Mathieu Forest Architecte вспомнили детскую игру и сложили культурно-выставочный центр в китайском Синьсяне из девяти полностью стеклянных «замороженных» кубов.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Надежда на историю будущего
В конце декабря была презентована научно обоснованная 3D и AR модель палат Ван дер Гульстов, известных как «дом Анны Монс», последнего, если не считать дворца Лефорта, сохранившегося каменного дома Немецкой слободы конца XVII века. Рассказываем о модели, судьбе и значении дома, также как и о надеждах открыть его для обозрения и отреставрировать.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Поднимаясь над окружением
Бюро А4 придумало новую типологию благоустройства – городской балкон. Небольшая смотровая площадка позволяет по-новому взглянуть на привычные городские панорамы. Первые три балкона появились на московских набережных напротив Кремля и Зарядья.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.
Приятный вид
Небольшая смотровая площадка в Красноярске стала новой точкой притяжения: панорамы города, Енисея и тайги дополнили минималистичные дорожки, амфитеатр и удобная парковка.
Стряхнуть пыль
Реконструкция доходного дома в Краснодаре от бюро ARD: творческое переосмысление не только сохранило обаяние старой постройки, но и позволило ей уверенно занять свое место на улице современного города.
Зеркало супрематиста
Рассматриваем парк Малевича на Рублевке: проект, осуществленный в 2020 году, и реальность через год после открытия. Общий вердикт – метафизическая основа пополнилась цветом, также как и непосредственно-нарративными элементами. То есть он развивается как сам Малевич, от абстракции к фигуративности. Впрочем, парк по-прежнему свеж.
Ближе к лету
Две центральные набережные Сочи, обновленные по проекту архитекторов ab2.0, меняют образ курорта, переключая фокус с торговых точек и кафе на любование морем и небом.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.