Арх Москва реновации

Главным сюжетом первого дня работы выставки стало объявление конкурса на реновацию. Самое интересное выступление вчерашнего дня о реновации – Алексея Новикова. А главной экспозицией хочется назвать отчет «архитектора года» Никиты Явейна.

mainImg
Надо признать, что за прошедшие 22 года, прошедшие с первой Арх Москвы, выставка основательно устоялась: ее составные части и логика достаточно ясны. Пожалуй, растет число мероприятий и площадок для их проведения, выставка же сохраняет свои основные «ядра». Впрочем, в подземном зале ДНК появился раздел, посвященный предметному дизайну.

По традиции одна из самых заметных экспозиций – стенд архитектора года, расположенный на перекрестье всех путей ЦДХ при входе на второй этаж. Эти стены много лет как крупны и эффектны, но первый архитектор года из Петербурга Никита Явейн, превзошел их все, поскольку привез в Москву множество макетов, составивших полноценный творческий отчет «Студии 44» за 25 лет работы, плюс даже более ранние проекты, к примеру «дом для семей трех поколений» предложенный Явейном для ташкентского конкурса в 1978 (!) году. Получается почти сорок лет (39). Собственно экспозиция напоминает выставку в Датском павильоне на венецианской биеннале 2016 года: фрагмент строительных лесов с лестницей, позволяющей войти на второй ярус – отличный пространственный аттракцион, погружающий зрителя в разглядывание и фотографирование макетов, многие из которых пришлось отреставрировать перед отправкой в Москву.
ЦДХ, вид с Пречистенской наб. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Дом для семей трех поколений», конкурсный проект, 1978. Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка архитектора года Никиты Явейна. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Что может быть увлекательнее на архитектурной выставке, чем макеты – эти объемные «кукольные домики» профессионалов, самые наглядные, помимо собственно зданий, следы работы архитектора. Но Никита Явейн привез еще каталог проектов за последние 4 года, а также – кто бы мог подумать – собственный рабочий стол внушительных размеров.

Далее все разворачивается, как уже было сказано, по хорошо отработанный схеме (как «анекдот №71» из известного анекдота). На первом этаже – ярко-красный Архкаталог, где избранные-приглашенные архитекторы показывают свои работы на тему «будущее города». Из 25 приглашенных выставились 18, заняв 20 планшетов (не явились Борис Бернаскони, Сергей Скуратов, Николай Лызлов…). Зато каждое бюро представлено не только небольших размеров стендом, но и слайд-шоу.

Многие выставили по реальному проекту, что собственно и предполагает формат каталога, другие – как бюро «Рождественка» и Wall – показали грустные размышления о нашем будущем в мини-квартирах муравейников-человейников, вполне себе антиутопии. Уже строят квартиры по 15 м2 – сказал мне на открытии Рубен Аракелян. Его антиутопия – клетчатая, подозрительно напоминает «Аэробус» Владимира Плоткина; антиутопия «Рождественки» основана на фантазии Александра Можаева, здесь вопрос не в клетках снаружи, а в том, что внутри квартира составляет 4 м2, и совмещена с санузлом, разумеется. На фасадах же, наоборот ­– арки.
Архкаталог. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект бюро Wall. Архкаталог. Арх Москва 2017. Фотография © Рубен Аракелян
Архкаталог. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рядом с Архкаталогом – просторные стенды учебных заведений: Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ с объектом на тему городского шума, МАРШа и наравне с ними – интернатуры бюро Wowhaus.
Стенд ВШУ НИУ ВШЭ. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд ВШУ НИУ ВШЭ. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На такой выставке, как Арх Москва, принято «искать архитектуру». Так вот, помимо двух упомянутых экспозиций, третья – выставка собственно программы Next – молодых архитекторов – на третьем этаже, собранная посредством проведенного Еленой Гонсалес (и Рубена Аракеляна) конкурса: приглашенные авторы представили проекты, выигравшие составили шорт-лист, представленный в зале №17, то есть тоже на обычном месте. Здесь участников 20, представлены они вольнее, каждый стенд инсталляция. Макет бюро А20М, к примеру, засунут в металлическую трубу. Futura привезли очень тяжелый, по словам архитектора Олега Манова, макет костистого козырька, похожего на терминал ВТЦ Сантьяго Калатравы (что-то архитекторы из Петербурга склоняются к перевозу основательных крупногабаритных экспонатов). GAFA architects показывают модульный-модульный дом, приложив кубики Лего как прототип.
Зал Next! Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зал Next! Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зал Next! Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зал Next! Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зал Next! Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зал Next! Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зал Next! Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

По итогам выставки Next жюри определит лучшее молодое бюро 2017. Надо заметить, что некоторые участники прежних Next-ов уже отлично чувствуют себя на первом этаже в Архкаталоге, так что движение из молодых в зрелые – ну, во всяком случае в рамках выставок Арх Москвы – присутствует.

Совершенно иной способ участия архитекторов в выставке: на втором этаже компания Lumi, производитель мебели, показывает скамейки, спроектированные знаменитостями начиная от Александра Бродского, Веры Бутко и Антона Наточия, Тотана Кузембаева. Скамейка Бродского – обычная городская, но со столиком для распития. За лавки можно голосовать на выставке, выбранную запустят в производство.
Лавка Александра Бродского. «Лавка архитектора». Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Лавка ATRIUM. «Лавка архитектора». Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Лавка Тотана Кузембаева. «Лавка архитектора». Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Лавка Владимира Кузьмина и Николая Калошина. «Лавка архитектора». Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Другой постоянный участник Арх Москвы на постоянном месте постоянно прекрасен: куратор Екатерина Шалина показывает архитектурную графику – место эскапизма архитектора от будничных забот и этического выбора. На сей раз атмосферу зала №15 формирует бледно-фиолетовая стена.
Архиграфика. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Проект «Приметы городов» показывает новый материал в устойчивом прежнем дизайне со скетчами на фонарях.
Экспозиция «Приметы городов». Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Экспозиция «Приметы городов». Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кольцо залов на третьем этаже, как всегда отведенное под выставки образовательного плана о европейской архитектуре, на сей раз посвящено в основном Скандинавии, причем три выставки из четырех: лауреатов премии Шведской деревянной архитектуры, top-10 Норвегии и лучшие здания по мнению Архдейли курирует Анна Мартовицкая и журнал speech:. Выставку 10 молодых бюро Финляндии организовало посольство. Из круга немного выбивается «Великолепная изба» (Izba magnifique), где сравнивают Асташевский терем с Парижским, и показывают проекты их реставрации.
Soumi seven, выставка финского музея архитектуры. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Soumi seven, выставка финского музея архитектуры. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Norway: top-10. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Woodland and Swedish Wood Prize. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Woodland and Swedish Wood Prize. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
l′izba magnifique. R 300-летию русско-французских дипломатических отношений. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
l′izba magnifique. R 300-летию русско-французских дипломатических отношений. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но главное в другом. Сотрудничать с Москомархитектуры Арх Москва начала еще в последние годы руководства Александра Кузьмина. Тогда, надо признать, стенды комитета несколько выбивались из общего строя выставки; теперь в дизайнерском отношении они убедительны.
Стенд Москомархитектуры. Тележурналисты ждут прихода Марата Хуснуллина. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд Москомархитектуры. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руафия © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд Москомархитектуры. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руафия © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Уже лет семь стенд Москомархитектуры – один из самых крупных и «основательных». За ним, опять же традиционно – тянется цепочка стендов крупных девелоперов с их проектами. Они тоже формируют ядро Арх Москвы.
Стенд компании ADG. Макеты 39 кинотеатров подвешены на леске. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В этом году экспозиция МКА посвящена новым градостроительным нормативам – Точнее РГНП – региональным нормативам градостроительного проектирования, разрабатываемым ведомством для Москвы.

Экспозиция лаконична, красива и ничего толком пока не показывает, хотя видно, что старые нормы ориентированы на микрорайонную застройку, а новые на квартальную, а также – на многофункциональность, разнообразие архитектуры, достаточность инфраструктуры, в том числе магазинов, ресторанов, кафе. «Время безликих «машин для жилья», механически расставленных посреди неблагоустроенных пустырей, обитатели которых обречены проводить свой досуг в одном и том же мегамолле, по всей видимости, подходит к концу», – говорится на стенде МКА.
Стенд Москомархитектуры. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руафия © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Там же обозначено, что средняя этажность по существующим нормативам – 5-17, по новым 8-18. Что «бесхозное» озеленение предполагается окультурить, превратить в зелень либо приватных дворов, либо общественных пространств. Что процент жилой застройки и территории проездов и парковок не изменяется, но немного уменьшаются территории школ и детских садов: с 19% до 17%.

Пояснения дал Сергей Кузнецов на конференции, прошедшей вчера вечером в главной аудитории ЦДХ. Аудитория была полна, в основном архитекторами, но также и сторонниками/противниками программы реновации. Вот, очень коротко, о чем шла речь. Работа над новыми РГНП для Москвы идет уже больше года с начала 2016. Завершить планируется к концу текущего года – и следовательно принять новые нормы, которые в числе прочего будут использованы и при реновации (по-видимому, это означает, реновация не «отменит» нормативы, а будет использовать новые, хотя здесь, вероятно, много нюансов). В новых, пока еще только разрабатываемых нормативах, помимо понятия микрорайона, который в старых нормах иногда подменятется «кварталом», три понятия: наименьшая единица – urban block, это, фактически дом с двором, свободным от машин. Единица крупнее – квартал, это группа урбан блоков с внутриквартальными проездами, обеспечивающими 20% проницаемости, а также детским садом. Микрорайон, по словам Дины Дридзе – расчетная единица, то есть он рассчитывается исходя из количества жителей и радиуса доступности. По словам разработчиков РГНП, они с уважением относятся к старым нормам и стремятся сохранить все позитивное, что в них было, добавив проницаемость и избавившись от «рыхлости» общественных пространств.
Круглый стол «Принципы реновации...». Проблемы и пути их решения из доклада Сергея Кузнецова. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Одним из самых интересных было выступление декана ВШУ НИУ ВШЭ Алексея Новикова. По его словам, НИУ готовит доклад по международному опыту проектов реновации. На общем фоне Москва – один из самых плотных и в то же время «рыхлых» городов, и такое сочетание для города очень неудачно, так что «город обречен на реновацию еще лет на сто». Однако, по убеждению Новикова, законопроект о реновации, который сейчас рассматривает Госдума, необходимо отозвать и пересмотреть, и достаточно радикально. Во-первых, там должны появиться критерии необходимости реновации. Во-вторых, требуется добавить вариативность принципов компенсации, чтобы собственник мог выбирать, как минимум, между компенсацией площадями или деньгами. Экономику территории нужно считать не от стоимости квадратных метров на территории, как это делается сейчас, а от дохода с территории в целом, в том числе «третьей функции»: кафе, магазинов. Реновацией не должна заниматься одна строительная компания, регулировать можно только «настройку» деятельности разных строительных компаний. Кроме того, по словам Алексея Новикова, неструктурированных территорий, нуждающихся в реновации, в Москве намного больше, чем рассматривается сейчас, и не следует ограничиваться пятиэтажками. Но программу реновации декан ВШУ НИУ ВШЭ рекомендовал не ускорять, что происходит сейчас, а наоборот замедлять. А также не слишком увеличивать этажность и обратить внимание на концепцию «адаптивного города», крайне популярную сейчас в мире.
Неструктурированные территории из доклада Алексея Новикова. Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но самым важным, надо думать, стало то, что Сергей Кузнецов – для чего и была созвана конференция – объявил о старте конкурса на реновацию. Теперь, до 24 июня на сайте архсовета можно подать заявку. Рассматривать будут портфолио, однако учтя высказанные позавчера пожелания Союза архитекторов, вероятно, будет рассмотрена возможность «творческого предложения» – впрочем как будет устроена эта часть конкурса, пока неясно.
Круглый стол «Принципы реновации...». Арх Москва 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На встрече присутствовали активисты, причем с обеих сторон: одни потребовали включить 32 микрорайон Измайлово в программу реновации, другие выступили резко против реновации вообще, но прямо скажем – тема острая, и получилось чересчур эмоционально, мгновенно родился мем «живите сами в своих урбан блоках», который уже путешествует по сети в самом нелицеприятном виде. Хотя казалось бы, чем провинился убран блок – это всего лишь мельчайшая единица деления городской застройки, которая, по идее, должна стать основой для более внимательной и детальной работы с городским пространством. Намного более болезненный вопрос собственности затронула Елена Гонсалес – Сергей Кузнецов парировал, что данная встреча посвящена объявлению конкурса и сосредоточена на вопросах архитектурных.

Словом, горящая сейчас для Москвы тема реновации неизбежно, надо думать, станет главной на нынешней Арх Москве. Во всяком случае, конкурс объявлен. 

25 Мая 2017

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Kleinewelt Architekten: «Слово «идеальный» – это инструмент...
На фестивале «Зодчество» будут представлены промежуточные результаты проекта-исследования «Идеальный город». В преддверии выставки мы поговорили с партнером бюро Kleinewelt Architekten Сергеем Переслегиным и преподавателем школы МАРШ Александром Острогорским о проекте «Идеальный город», а также о том, возможно ли сделать всех людей счастливыми с помощью архитектуры.
Пресса: Иностранные архитекторы — о программе реновации
Зарубежные архитекторы и эксперты, принявшие участие в круглом столе «Принципы реновации. Создание комфортной жилой среды», который прошел в рамках Международной выставки АРХ Москва NEXT! 24 мая, поделились мнением о программе реновации жилищного фонда Москвы.
Пресса: Дина Дридзе — о проекте новых градостроительных нормативов...
В этом году Москомархитектура выступила на АРХ Москве NEXT! с темой Региональных нормативов градостроительного проектирования жилых территорий. Как РНГП позволят регулировать проницаемость и доступность, а также высотность застройки, порталу Архсовета рассказала креативный директор и главный архитектор разработчиков РНГП — проектного бюро «БРТ РУС» — Дина Дридзе.
Пресса: На Завтраке архитектора обсудили перспективы реновации...
На традиционном Завтраке архитектора в рамках Международной выставки АРХ Москва NEXT! 26 мая состоялась дискуссия о перспективах программы реновации в Москве, с учетом показателей плотности и высотности застройки.
Пресса: Московские архитекторы занялись проектированием...
Масштабный проект-исследование «Идеальный город», придуманный архитектурным бюро Kleinewelt Architekten, стартовал 25 мая в рамках выставки архитектуры и дизайна Арх Москва. Работа над созданием виртуального города займет полгода — на конец декабря запланированы презентация, выставка и публикация результатов законченного проекта.
Архи-события: 22–28 мая
Дискуссии и мастер-классы Арх Москвы, выставка в честь 200-летия Манежа, архитектурный форум «Пальмира, которой нет…».
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.