06.09.2018
беседовала: Юлия Тарабарина

Сергей Чобан: «Объекты спортивной архитектуры всегда адресны и индивидуальны»

По завершении ЧМ, главной ареной которого стала реконструированная Большая спортивная арена в Лужниках, говорим с Сергеем Чобаном об особенностях проекта реконструкции, а также об отношении архитектора к спорту и специфике спортивных объектов.

информация:

Сергей Чобан / SPEECH

SPEECH работал с Большой спортивной ареной Лужников с 2013 года или подключился позже? 

C 2013 года. Компания «Мосинжпроект» проводила конкурс на выбор проектировщика, и мы в нем победили. И дальше под руководством Стройкомплекса Москвы, главного архитектора города и компании «Мосинжпроект» делали разделы «Архитектура», «Технология», «Генплан», а также вели авторский надзор за реализацией проекта реконструкции БСА. Кроме того, именно SPEECH работал над реконструкцией объектов инфраструктуры «Лужников» – в общей сложности этот проект насчитывает 16 объектов. В их число входят кассовые, входные и сервисные павильоны, контрольно-пропускные пункты, тренировочные поля со встроенными трибунами, детская спортивная зона, сервисный центр уличных видов спорта.
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Ивановоткрыть большое изображение

В описании проекта сказано о сохранении пластики кровли – кровля новая?

Кровля прежняя. Она как была выполнена из поликарбоната, так и осталась такой, единственное, теперь используется поликарбонат, соответствующий новым пожарным требованиям Г-1. Но по нашему проекту был надстроен козырек, обеспечивший зрителям больший комфорт как в солнечные дни, так и в дождь.

Правильно ли я понимаю, что ради оптимизации видимости с трибун и увеличения числа мест до 81 000 вам пришлось заменить всю «начинку», кроме внешнего контура стен? С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе и как удалось их решить?

Да, старый стадион не соответствовал требованиям FIFA. В частности, имел недостаточную вместимость, недостаточную ширину рядов, недостаточное количество санузлов и буфетов. Кроме того, слишком большое количество мест на трибунах имели ограниченный обзор, а мест для маломобильных групп населения было очень мало. Поэтому ключевой задачей реконструкции было, с одной стороны сохранение внешнего облика стадиона как иконы отечественного спорта – исторической стены и кровли стадиона, с другой стороны выполнение всех требований FIFA по площадям и вместимости. Иными словами, перед нами стояла задача вместить в существующую геометрию все необходимые новые функции. Это и было самым сложным.

Если помните, в 2013 году даже всерьез обсуждалась идея о сносе стадиона и строительстве на его месте абсолютно новой арены – огромной заслугой города Москвы и его руководства явилось то, что историческое здание было сохранено. Историческая значимость этого сооружения, этого памятника спорту перевесила все прочие аргументы. И наш проект был разработан именно с таким расчетом, чтобы доказать: выполнение всех требований FIFA возможно и в историческом контуре стадиона. При этом кроме исторических стен и кровли стадиона было демонтировано абсолютно все – изнутри это абсолютно новый стадион.

Тот факт, что трибуны приближены к полю и увеличен градус их наклона, фигурирует во всех новостях. Это действительно главное техническое новшество в осуществленном проекте? И если да, то все равно – есть ли что-то еще?

Прежде всего, уровень поля необходимо было оставить прежним из-за близости грунтовых вод. Для обеспечения необходимой вместимости в 81 000 зрителей и площадей для различных групп зрителей трибуны пришлось выдвинуть ближе к полю – это удалось сделать за счет ликвидации беговых и легкоатлетических дорожек, ранее окружающих футбольное поле по периметру. Вместо одного яруса трибун было спроектировано три яруса, причем кольцо среднего яруса отдано под места скайбоксов – сто мест с вместимостью 1950 человек, а также 300 VIP-мест. А в разрыве между нижней и средней трибуной были размещены 300 мест для маломобильных групп населения.

Основным средством перемещения зрителей внутри стадиона стали каскадные лестницы, которые от исторической стены отделены внутренней улицей, благодаря которой, кстати, сам фасад «Лужников» теперь воспринимается не только снаружи, но и изнутри. Лестницы приводят зрителей в том числе и на распределительную галерею на высоте 23 метров от земли – это пространство одновременно служит панорамной смотровой площадкой, с которой открываются прекрасные виды на центр города и квартал небоскребов «Москва-сити».
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Ивановоткрыть большое изображение
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Ивановоткрыть большое изображение
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Ивановоткрыть большое изображение
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Ивановоткрыть большое изображение

Графический дизайн фриза аттиковой части принадлежит студии Артемия Лебедева. Впервые ли вы работаете совместно и как оцениваете опыт?

Это был наш первый опыт сотрудничества, по итогам которого я предложил студию Артемия Лебедева на два других наших проекта. Иными словами, опыт совместной работы оцениваем как положительный.
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Ивановоткрыть большое изображение

Фриз существовал изначально – как элемент, который облицовывает внешнее опорное кольцо кровли. Но он был выполнен из металлокассет, которые к 2014 году пришли в абсолютно негодное состояние. Эстетически фриз был очень непривлекателен. Но при этом было понятно, что он необходим. И мы довольно долго думали над образом этого элемента и его исполнением. В итоге родилась идея сделать его не сплошным, а перфорированным, причем методом перфорации нанести не просто отверстия, но изображения спортсменов, символизирующих разные виды спорта, которые имели отношение к этому стадиону, в том числе в ходе Олимпиады-80.
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Ивановоткрыть большое изображение
Разрез по трибунам. Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018 © SPEECH
Разрез по трибунам. Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018 © SPEECHоткрыть большое изображение
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Ивановоткрыть большое изображение
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Ивановоткрыть большое изображение
***

Вы болели когда-нибудь за какую-нибудь команду, или строительство стадионов для вас дело только архитектурного и технического мастерства?

Я очень болел за российскую команду на Чемпионате Европы 2008 года. Они стали бронзовыми призерами Чемпионата Европы. Я очень хорошо помню, как мы приехали в какой-то огромный ресторан в Берлине и болели, я сорвал себе голос буквально. Но у меня нет команд-фаворитов и фанатом в классическом понимании этого слова я не являюсь.

Хорошо известны Дворец водных видов спорта, стадион Динамо, краснодарский стадион и БСА, как в некотором роде вершина, на данный момент, списка спортивных объектов SPEECH. Могу ли я попросить вас вернуться в начало и вспомнить, с какого объекта вы начали работу с типологией спортивных сооружений?

Именно Дворец водных видов спорта в Казани и был для нас самым первым спортивным объектом.

Что бы вы назвали главной сложностью работы с большим стадионом: конструктив, требование яркой образности, организация потоков, что-то еще?

Объекты спортивной архитектуры всегда очень адресны и индивидуальны. Если вы строите офисное здание, вы знаете про него лишь то, что туда после сдачи в эксплуатацию заедет некий арендатор. Или арендаторы. А вот спортивные сооружения всегда проектируются для конкретных команд или для проведения конкретных мероприятий, причем их график, как правило, уже расписан на годы вперед. И это задает самую высокую планку требований, ставит перед архитекторами амбициозные задачи, связанные с конструктивными решениями, ориентированными не на сегодняшний, а на завтрашний день. И, конечно, в отличие от других функций, стадион – это всегда архитектура большой формы. Там, как правило, может быть меньшее количество один раз принятых решений, но эти решения должны быть очень точно реализованы в натуре, поскольку у них большая степень повторяемости.

Архитектура краснодарского стадиона, скажем так, латентно-классическая в духе 1930-х, Большая спортивная арена, построенная в 1950-е годы, тоже вполне классична, чем-то они даже перекликаются. Чего ждать дальше? Супер-современного стадиона-иконы или вы предпочли бы, в случае новых сюжетов, работать в классической парадигме Colosseum-a? 

Все зависит от контекста. Сегодня, на мой взгляд, полностью ушел подход к архитектуре как к штампу – я имею в виду ситуацию, когда архитектор делает какой-то один тип сооружений и затем старается этот тип воспроизвести в разных точках земного шара и в разных ситуациях. Такие зодчие есть, но их единицы, тогда как в массе своей современные архитекторы все же с гораздо большим вниманием относятся к тому контексту, в котором создают свои проекты. И лично я убежден в том, что если думать о следующих сооружениях, в том числе и спортивных, то их облик будет в первую очередь зависеть от того, где они будут находиться и для кого проектироваться. В любом случае это должна быть архитектура, которая продумана и качественно реализована до последней детали.
беседовала: Юлия Тарабарина
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Ивановоткрыть большое изображение
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Ивановоткрыть большое изображение
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018. SPEECH. Фотография © Илья Ивановоткрыть большое изображение
Схема плана на отметке +5400, режим FIFA. Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2017 © SPEECH
Схема плана на отметке +5400, режим FIFA. Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2017 © SPEECHоткрыть большое изображение
План на отметке +16,800 м, режим FIFA. Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018 © SPEECH
План на отметке +16,800 м, режим FIFA. Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018 © SPEECHоткрыть большое изображение
Разрез. Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018 © SPEECH
Разрез. Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция 2015-2018 © SPEECHоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталия Зайченко
  • Антон Бондаренко
  • Илья Машков
  • Антон Лукомский
  • Юлий Борисов
  • Олег Карлсон
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Грень
  • Антон Барклянский
  • Екатерина Кузнецова
  • Константин Ходнев
  • Полина Воеводина
  • Роман Леонидов
  • Никита Токарев
  • Александр Скокан
  • Олег Шапиро
  • Владимир Биндеман
  • Николай Миловидов
  • Наталия Шилова
  • Сергей Труханов
  • Александр Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Павел Андреев
  • Андрей Асадов
  • Даниил Лоренц
  • Антон Надточий
  • Владимир Плоткин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Скуратов
  • Станислав Белых
  • Никита Бирюков
  • Олег Мединский
  • Юлия Тряскина
  • Александра Кузьмина
  • Валерий Лукомский
  • Арсений Леонович
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Романов
  • Андрей Гнездилов
  • Тотан Кузембаев
  • Всеволод Медведев
  • Анатолий Столярчук
  • Юрий Сафронов
  • Михаил Канунников
  • Александр Попов
  • Сергей Орешкин
  • Карен Сапричян
  • Василий Крапивин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Кузнецов
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Ковалёв
  • Иван Кожин
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Сенкевич
  • Левон Айрапетов
  • Дмитрий Ликин
  • Илья Уткин
  • Дмитрий Васильев
  • Никита Явейн
  • Александр Бровкин
  • Рустам Керимов
  • Зураб Басария
  • Марк Сафронов
  • Вера Бутко
  • Сергей Чобан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Штаб-квартира фармацевтической компании
  • Рекреационный комплекс «Геленджик-Марина»на Тонком мысе в городе-курорте Геленджик
  • Эскизный проект курортного комплекса в Геленджике
  • Гостиница на Ленинградском шоссе
  • Многофункциональный комплекс «Технопарк   «Холодильник»
  • «Квартал Квартет»
  • Офис креативного коммуникационного агентства DPG
  • Многофункциональный комплекс на Софийской
  • Проект остановки общественного транспорта

Технологии:

09.11.2018

Солнечные блики

Фиброцементные панели EQUITONE [pictura] – яркий акцент в комплексе апартаментов «Ландыши» в московском Тропарево.
EQUITONE
07.11.2018

Инновационные решения ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб»: воплощение в BIM-моделях

За первый квартал 2018 года компания «ПЕНОПЛЭКС СПб» вошла в ТОП 10 наиболее популярных BIM библиотек производителей.
ПЕНОПЛЭКС
07.11.2018

Цинковая башня

Жилая башня, построенная по проекту бюро Zecc Architecten в Утрехте, благодаря своей форме и облицовке цинковыми панелями RHEINZINK одновременно отдает дань фабричному прошлому территории и являет собой пример остросовременной архитектуры.
RHEINZINK
25.10.2018

Сила света

Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
VELUX (Велюкс)
24.10.2018

Современный, комфортный, качественный дом по типовому проекту

В голове у всякого жителя нашей страны прочно укоренилось мнение, что типовое жилье значит – маленькое, неудобное, низкого качества. Разрушить стереотип взялись в компании GOOD WOOD, придумав линейки типовых домов для индивидуального строительства.
Good Wood
другие статьи