English version

Сергей Чобан: «Объекты спортивной архитектуры всегда адресны и индивидуальны»

По завершении ЧМ, главной ареной которого стала реконструированная Большая спортивная арена в Лужниках, говорим с Сергеем Чобаном об особенностях проекта реконструкции, а также об отношении архитектора к спорту и специфике спортивных объектов.

Юлия Тарабарина

Беседовала:
Юлия Тарабарина

06 Сентября 2018
mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
Россия, Москва, Лужнецкая набережная, 24

Авторский коллектив:
Авторский коллектив: Сергей Чобан, Николай Гордюшин
ГАП: Алексей Шубкин

2013 / 2017

Заказчик: КП БСА Лужники
Генпроектировщик: «Мосинжпроект»
Конструктивный / инженерный разделы: ООО «Метрополис»
SPEECH работал с Большой спортивной ареной Лужников с 2013 года или подключился позже? 

C 2013 года. Компания «Мосинжпроект» проводила конкурс на выбор проектировщика, и мы в нем победили. И дальше под руководством Стройкомплекса Москвы, главного архитектора города и компании «Мосинжпроект» делали разделы «Архитектура», «Технология», «Генплан», а также вели авторский надзор за реализацией проекта реконструкции БСА. Кроме того, именно SPEECH работал над реконструкцией объектов инфраструктуры «Лужников» – в общей сложности этот проект насчитывает 16 объектов. В их число входят кассовые, входные и сервисные павильоны, контрольно-пропускные пункты, тренировочные поля со встроенными трибунами, детская спортивная зона, сервисный центр уличных видов спорта.
zooming
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов

В описании проекта сказано о сохранении пластики кровли – кровля новая?

Кровля прежняя. Она как была выполнена из поликарбоната, так и осталась такой, единственное, теперь используется поликарбонат, соответствующий новым пожарным требованиям Г-1. Но по нашему проекту был надстроен козырек, обеспечивший зрителям больший комфорт как в солнечные дни, так и в дождь.

Правильно ли я понимаю, что ради оптимизации видимости с трибун и увеличения числа мест до 81 000 вам пришлось заменить всю «начинку», кроме внешнего контура стен? С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе и как удалось их решить?

Да, старый стадион не соответствовал требованиям FIFA. В частности, имел недостаточную вместимость, недостаточную ширину рядов, недостаточное количество санузлов и буфетов. Кроме того, слишком большое количество мест на трибунах имели ограниченный обзор, а мест для маломобильных групп населения было очень мало. Поэтому ключевой задачей реконструкции было, с одной стороны сохранение внешнего облика стадиона как иконы отечественного спорта – исторической стены и кровли стадиона, с другой стороны выполнение всех требований FIFA по площадям и вместимости. Иными словами, перед нами стояла задача вместить в существующую геометрию все необходимые новые функции. Это и было самым сложным.

Если помните, в 2013 году даже всерьез обсуждалась идея о сносе стадиона и строительстве на его месте абсолютно новой арены – огромной заслугой города Москвы и его руководства явилось то, что историческое здание было сохранено. Историческая значимость этого сооружения, этого памятника спорту перевесила все прочие аргументы. И наш проект был разработан именно с таким расчетом, чтобы доказать: выполнение всех требований FIFA возможно и в историческом контуре стадиона. При этом кроме исторических стен и кровли стадиона было демонтировано абсолютно все – изнутри это абсолютно новый стадион.

Тот факт, что трибуны приближены к полю и увеличен градус их наклона, фигурирует во всех новостях. Это действительно главное техническое новшество в осуществленном проекте? И если да, то все равно – есть ли что-то еще?

Прежде всего, уровень поля необходимо было оставить прежним из-за близости грунтовых вод. Для обеспечения необходимой вместимости в 81 000 зрителей и площадей для различных групп зрителей трибуны пришлось выдвинуть ближе к полю – это удалось сделать за счет ликвидации беговых и легкоатлетических дорожек, ранее окружающих футбольное поле по периметру. Вместо одного яруса трибун было спроектировано три яруса, причем кольцо среднего яруса отдано под места скайбоксов – сто мест с вместимостью 1950 человек, а также 300 VIP-мест. А в разрыве между нижней и средней трибуной были размещены 300 мест для маломобильных групп населения.

Основным средством перемещения зрителей внутри стадиона стали каскадные лестницы, которые от исторической стены отделены внутренней улицей, благодаря которой, кстати, сам фасад «Лужников» теперь воспринимается не только снаружи, но и изнутри. Лестницы приводят зрителей в том числе и на распределительную галерею на высоте 23 метров от земли – это пространство одновременно служит панорамной смотровой площадкой, с которой открываются прекрасные виды на центр города и квартал небоскребов «Москва-сити».
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов

Графический дизайн фриза аттиковой части принадлежит студии Артемия Лебедева. Впервые ли вы работаете совместно и как оцениваете опыт?

Это был наш первый опыт сотрудничества, по итогам которого я предложил студию Артемия Лебедева на два других наших проекта. Иными словами, опыт совместной работы оцениваем как положительный.
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов

Фриз существовал изначально – как элемент, который облицовывает внешнее опорное кольцо кровли. Но он был выполнен из металлокассет, которые к 2014 году пришли в абсолютно негодное состояние. Эстетически фриз был очень непривлекателен. Но при этом было понятно, что он необходим. И мы довольно долго думали над образом этого элемента и его исполнением. В итоге родилась идея сделать его не сплошным, а перфорированным, причем методом перфорации нанести не просто отверстия, но изображения спортсменов, символизирующих разные виды спорта, которые имели отношение к этому стадиону, в том числе в ходе Олимпиады-80.
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция. Разрез по трибунам.
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов
***

Вы болели когда-нибудь за какую-нибудь команду, или строительство стадионов для вас дело только архитектурного и технического мастерства?

Я очень болел за российскую команду на Чемпионате Европы 2008 года. Они стали бронзовыми призерами Чемпионата Европы. Я очень хорошо помню, как мы приехали в какой-то огромный ресторан в Берлине и болели, я сорвал себе голос буквально. Но у меня нет команд-фаворитов и фанатом в классическом понимании этого слова я не являюсь.

Хорошо известны Дворец водных видов спорта, стадион Динамо, краснодарский стадион и БСА, как в некотором роде вершина, на данный момент, списка спортивных объектов SPEECH. Могу ли я попросить вас вернуться в начало и вспомнить, с какого объекта вы начали работу с типологией спортивных сооружений?

Именно Дворец водных видов спорта в Казани и был для нас самым первым спортивным объектом.

Что бы вы назвали главной сложностью работы с большим стадионом: конструктив, требование яркой образности, организация потоков, что-то еще?

Объекты спортивной архитектуры всегда очень адресны и индивидуальны. Если вы строите офисное здание, вы знаете про него лишь то, что туда после сдачи в эксплуатацию заедет некий арендатор. Или арендаторы. А вот спортивные сооружения всегда проектируются для конкретных команд или для проведения конкретных мероприятий, причем их график, как правило, уже расписан на годы вперед. И это задает самую высокую планку требований, ставит перед архитекторами амбициозные задачи, связанные с конструктивными решениями, ориентированными не на сегодняшний, а на завтрашний день. И, конечно, в отличие от других функций, стадион – это всегда архитектура большой формы. Там, как правило, может быть меньшее количество один раз принятых решений, но эти решения должны быть очень точно реализованы в натуре, поскольку у них большая степень повторяемости.

Архитектура краснодарского стадиона, скажем так, латентно-классическая в духе 1930-х, Большая спортивная арена, построенная в 1950-е годы, тоже вполне классична, чем-то они даже перекликаются. Чего ждать дальше? Супер-современного стадиона-иконы или вы предпочли бы, в случае новых сюжетов, работать в классической парадигме Colosseum-a? 

Все зависит от контекста. Сегодня, на мой взгляд, полностью ушел подход к архитектуре как к штампу – я имею в виду ситуацию, когда архитектор делает какой-то один тип сооружений и затем старается этот тип воспроизвести в разных точках земного шара и в разных ситуациях. Такие зодчие есть, но их единицы, тогда как в массе своей современные архитекторы все же с гораздо большим вниманием относятся к тому контексту, в котором создают свои проекты. И лично я убежден в том, что если думать о следующих сооружениях, в том числе и спортивных, то их облик будет в первую очередь зависеть от того, где они будут находиться и для кого проектироваться. В любом случае это должна быть архитектура, которая продумана и качественно реализована до последней детали.
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция. Схема плана на отметке +5400, режим FIFA
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция. План на отметке +16,800 м, режим FIFA
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция. Разрез
© SPEECH

Поставщики, технологии

Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
Россия, Москва, Лужнецкая набережная, 24

Авторский коллектив:
Авторский коллектив: Сергей Чобан, Николай Гордюшин
ГАП: Алексей Шубкин

2013 / 2017

Заказчик: КП БСА Лужники
Генпроектировщик: «Мосинжпроект»
Конструктивный / инженерный разделы: ООО «Метрополис»

06 Сентября 2018

Юлия Тарабарина

Беседовала:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Тимур Башкаев: «Ради формирования высококачественных...
Новое видео из серии Генплан. Диалоги: разговор Виталия Лутца с Тимуром Башкаевым – об образе реновации, каркасе общественных пространств, о предчувствии новых технологий и будущем возрождении дерева как материала. С полной расшифровкой.
Белые башни
Жилой комплекс Y-Loft City в городе Чанчжи по проекту пекинского бюро Superimpose Architecture предназначен для поколения Y.
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.