Зеленая промзона
Район Ржевка, где планируют строить кварталы, сейчас представляет собой «глубокую» промзону. Петербургский искусствовед Александр Степанов описывает эту часть города как промышленно-транспортно-складской пояс, к которому примыкают кладбища и окраины, постепенно переходящие в ландшафт. Впрочем, скоро эту территорию ждут перемены. Производства переезжают за черту города в более современные и приспособленные здания, освобождая место для новых городских сценариев.
Не так далеко открылся Музей уличного искусства, родившийся из редевелопмента Завода слоистых пластиков. Выше по разливу, на территории бывшего предприятия «Ручьи», строят миллионный ЖК «Цветной город». Кварталы бюро «Евгений Герасимов и партнеры» и SPEECH предлагают для этой территории совсем другую типологию и возможный образец для дальнейшей застройки.
Участок, с которым работали бюро – это разделенные Охтинским разливом площадки заводов «Химволокно» и «Пластполимер», преемников порохового завода, основанного здесь еще указом Петра I. Оригинальное производство остановилось в 1920-е годы, – тогда завод перешел на выпуск более актуальной для молодой республики химической промышленности. Здесь производили кинопленку, нитроцеллулоидный лак для машин и так далее. Несколько лет назад землю «консолидировал» и приобрел девелопер УК «Теорема». На сегодняшний день большая часть производств закрыта либо выведена с территории.
Какое-то время пришлось ждать, пока в генплане поменяют назначение участка с промышленного на среднеэтажную жилую застройку. Пока ждали, успели построить бизнес-центр H2O – по проекту немецкого бюро Tchoban Voss Architekten, которым руководит Сергей Чобан, соавтор и рассматриваемого проекта. Это эффектное здание, составленное из четырех башен, с напечатанными на стекле стилизованными изображениями стихий (огонь, вода, земля и воздух), стоит сейчас среди складов и пустырей как предвестник будущих изменений.
Территория, оставшаяся после заводов, уникальна. Во-первых, здесь жив дух истории – то, что смело можно назвать гением места: сохранились исторические проезды, краснокирпичные здания разных периодов, плотина с каменными жерновами, которые перемалывали порох. Во-вторых, остался нетронутым уникальный ландшафт, отчасти рукотворный: река с живописными порогами, обилие зелени по всей территории, естественная береговая линия разлива со своей экосистемой. Архитекторы задались целью по максимуму подчеркнуть, сохранить и использовать эти особенности, что и легло в основу разработанной ими концепции.
Линии истории
Две территории по разным берегам Охты решили развивать как единый организм. Отправной точкой при проектировании стали сохранившиеся проезды, которые архитекторы объединили и местами расширили. Дорожка вдоль набережной на территории «Пластополимера» и безымянная улица, продолжающая шоссе Революции, стали композиционными осями, которые подчинили себе всю застройку правого берега. На левом берегу ось начинается от городского сквера, тянется через пешеходный мост и заканчивается набережной.По словам руководителя группы архитекторов, работавших над концепцией, Анны Штепа, «логика в планировке участка изначально была заложена железная, нужно было только уловить и усилить ее, чтобы организовать жилую застройку».
Невозможно было игнорировать и особую атмосферу этого места, которую создают краснокирпичные заводские корпуса. Объектами культурного наследия, помимо самой акватории разлива, признаны 12 построек, относящиеся к комплексу Охтинского порохового завода. Архитекторы решили сохранить и другие дореволюционные здания, которые придают месту индивидуальность и определяют характер будущей застройки, – всего около десятка. Их планируют приспособить под школы, детские сады, магазины и рестораны.
Рассыпанные по всей территории исторические здания стали точками притяжения, ядрами, вокруг которых сформировались площади и общественные пространства, от которых в свою очередь выстроились пешеходные связи.
Новые кварталы
Сейчас участок ограничивают оживленные магистрали – Капсюльное шоссе, улица Красина и улица Коммуны, в которую вливается шоссе Революции. Согласно генплану, вдоль правого берега разлива Капсюльное шоссе будет продолжено до соединения с улицей Химиков.Новые проезды и улицы местного значения рисуют традиционную для исторического Петербурга регулярную сетку кварталов (или урбан-блоков, как их теперь называют в Москве), которая формируется согласно двум принципам: проницаемость среды для пешеходов и свободные от машин дворы. Отличие от канона в том, что каждый квартал составляется из разновысотных секций в 12, 10 и 8 этажей, фасады которых могут быть по-разному оформлены. Таким образом микрорайон приобретает силуэт и выразительность, а большинство квартир – солнечный свет и красивые виды.
Восточнее пешеходного моста на нижнем участке располагаются 14-этажные точечные корпуса. Их расположение продумано таким образом, чтобы проектируемый район получил своего рода «ожерелье» высотных доминант – знаковых ориентиров каждого из кварталов, на выразительные силуэты и фасады которых впоследствии можно будет провести отдельные архитектурные конкурсы. Дома «первой линии», в которых запланированы видовые квартиры большого метража, расставлены в проекте таким образом, чтобы не загораживать вид на реку для «второй линии»; они также не помешают жителям кварталов свободно проходить к реке.
Первые этажи всех зданий отданы под всевозможные общественные функции, которые обеспечивают жизнь квартала. Парковаться можно вдоль продолжения Капсюльного шоссе или улицы Красина, которые скорее всего станут торговыми, либо в подземных и наземных паркингах. Проезд и парковка автомобилей внутри кварталов урбан-дворов проектом не предусмотрены – разумеется, кроме спецтехники.
Добрососедство
Важнейшее внимание в проекте уделено социально-культурным сценариям жизни будущего района. Большое количество и типологическое разнообразие общественных пространства, сеть продуманных пешеходных и велосипедных маршрутов, а также уже упомянутые общественные первые этажи жилых домов призваны инициировать формирование единого коммьюнити.Самая большая рекреационная зона – полуостров в разливе, на котором сохранились исторические пороховые склады. Архитекторы видят здесь «местную версию Новой Голландии» – парк с фестивалями, праздниками и воскресными рынками. Попасть на полуостров можно по пешеходному мосту, который выполняет сразу несколько функций: он, как артерия, символически объединяет кварталы в единый «организм», в то же время обеспечивая кратчайший путь между ними и являясь частью большого прогулочного маршрута.
Протяженная набережная нижнего участка, утопающая в зелени, остается в первозданном виде: берег лишь укрепят и дополнят деревянными настилами. Вдоль второй продольной оси участка – продолжения шоссе Революции – сформирован широкий бульвар с пешеходным променадом и велодорожкой.
Зеленые зоны формируются, кроме того, вокруг сохраняемых исторических зданий и внутри каждой закрытой квартальной секции. Таким образом, из сообщающихся островков складывается большая территория для прогулок, свободная от машин.