01.10.2018
беседовала: Юлия Тарабарина

АТОМ аг: «Провокация, инновация, красота»

АТОМ Группа Архитекторов – новое междисциплинарное объединение, основанное Рустамом Керимовым, Юрием и Марком Сафроновыми и Наталией Зайченко на основе бюро А-ГА, АМ Проектус и NZgroup. Выясняем, чем будет заниматься новая группа – а планы обширные: участие в конкурсах, разработка новых фасадных материалов, образовательные проекты, урбанистика и дизайн выставок. Но главное – разработка и ведение проектов разного масштаба «под ключ».

информация:

Юрий Сафронов, Марк Сафронов, Рустам Керимов. Фотография: АТОМ аг
Юрий Сафронов, Марк Сафронов, Рустам Керимов. Фотография: АТОМ аготкрыть большое изображение

Недавно сильная команда конструкторов из мастерской №22 АО «Моспроект» под руководством Михаила Алексеева перешла в ООО ПРОЕКТУС. Практически одновременно – этим летом – бюро «А-ГА» Рустама Керимова вместе со старым другом Марком Сафроновым из ПРОЕКТУСа организовали бюро АТОМ. АМ ПРОЕКТУС будет вести большие проекты, стадии П и РД, а ассоциированный с ним АТОМ – заниматься идеями, концепциями, конкурсами, выставками и еще очень много чем, представляя креативную часть команды. В результате образуется компания полного цикла, способная вести проект от идеи до реализации, не теряя, как архитекторы надеются, по дороге все самое ценное. Разбираемся, что к чему, какие планы и каков контекст этого преобразования.
 
Юрий Сафронов 
Работал в мастерской №22 АО «Моспроект», более известной как мастерская Меерсона, до 2000 года, после чего ушел и основал АМ «ПРОЕКТУС», но дружеские отношения с Андреем Меерсоном, который оставался в мастерской до 2006, сохранил. Работал в составе бригады в компании ABD architects Бориса Левянта, впоследствии много сотрудничал с Павлом Андреевым. Руководит АМ ПРОЕКТУС, преподает на кафедре ЖОЗ в МАРХИ.
 
Марк Сафронов
Сын Юрия Сафронова.
Учился в школе EDAS Владислава Кирпичева. В выпускной работе исследовал методы превращения «интуитивного» параметрического поля в форму, в том числе с помощью компьютерной программы медицинской специальности.
Марк Сафронов. Интуитивное поле. Иллюстрация к исследованию, проведенному в рамках школы EDAS Владислава Кирпичева © Марк Сафронов
Марк Сафронов. Интуитивное поле. Иллюстрация к исследованию, проведенному в рамках школы EDAS Владислава Кирпичева © Марк Сафроновоткрыть большое изображение

Увлечен урбанистикой, новыми технологиями, нелинейным и параметрическим проектированием, программированием. Посещает хакатоны программистов, считает их формат продуктивным для архитектурного обсуждения. Работает в АМ ПРОЕКТУС, где ему принадлежат идеи сотрудничества с LAP Landscape & Urban design Сандера Лапа, ряд конкурсных проектов и образовательных инициатив.
 
Рустам Керимов
​Известен участием в фестивале «Архстояние». Основатель бюро А-ГА, в портфолио проекты от арт-объектов до крупных жилых комплексов и общественных зданий. Для мастерской №22 АО «Моспроект» со своей командой работал над конкурсными проектами, дополняя ее преимущественно классицизирующую архитектуру модернистскими предложениями. Проект здания Краснодарской негосударственной экспертизы стал одним из финалистов премии Приметы городов.

Рустам и Марк учились вместе на кафедре ЖОЗ. Оба с теплотой вспоминают стажировку в Японии, где работой стажеров руководил со стороны МАРХИ Василий Ауров, а с японской стороны ученик Айзенмана деконструктивист Хироми Фуджи. В начале 2000-х Марк и Рустам некоторое время работали совместно, том числе над проектами по благоустройству и общепита для Парка Горького.

Полицентричность
АТОМ не аббревиатура, а скорее знак, призванный подчеркнуть разнонаправленность задач, объединенных вокруг общего центра – проекта: «Мы видим АТОМ как группу междисциплинарных специалистов, которая будет заниматься не только проектированием зданий и участвовать в архитектурных конкурсах, поле ее деятельности будет шире – ландшафт, выставочные музейные проекты. В круг интересов АТОМа войдут образовательные кейсы, связанные с градостроительством. Еще нам интересна разработка новых фасадных материалов. Планируем выйти на международный уровень; да мы и сейчас уже немало работаем с иностранными коллегами», – говорят архитекторы.

Конкурсы
Сейчас АТОМ планирует участвовать в двенадцати конкурсах в год. Идею заронил Дзюнья Ишигами, который участвует в двадцати конкурсах в год с высоким коэффициентом побед, – с Ишигами Марк Сафронов много общался, работая над адаптацией его проекта реконструкции Политехнического музея; тогда «Проектус» был субпроектировщиком 14 мастерской «Моспроекта-2» Павла Андеева.

Опыт участия в конкурсах, в том числе крупных, имеется. Конкурс реновации территории «Дорхимзавода» на Бережковской набережной в 2012 и конкурс на павильон Росатома в 2015. В соавторстве с LAP Landscape & Urban design – конкурс на реконструкцию Даниловского рынка с предложением очистить его от поздних наслоений, организовать внутри увлекающее посетителей спиральное пространство и акцентировать купол Нодара Канчели шпалерной развеской лайтбоксов. С ними же, и в том же 2015 – конкурс на благоустройство завода «Кристалл», где проект, главной составляющей которого был Форум – открытая, но защищенная навесом площадь, – получил третье место.
Благоустройство территории завода Кристалл © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Благоустройство территории завода Кристалл © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Благоустройство территории завода Кристалл © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Благоустройство территории завода Кристалл © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Даниловский рынок, конкурсный проект, 2015 © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Даниловский рынок, конкурсный проект, 2015 © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Даниловский рынок, конкурсный проект, 2015 © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Даниловский рынок, конкурсный проект, 2015 © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB

В 2013-2014 году концепция реновации завода «Серп и молот», разработанная ПРОЕКТУСом в консорциуме с MVRDV и LAP Landscape & Urban design, заняла первое место в конкурсе на концепцию редевелопмента завода «Серп и молот» по мнению жюри. Внимание экспертов проект привлек деликатностью по отношению к индустриальной эстетике и «духу места»: «Мы видели свою задачу в том, чтобы показать – промзона это не некий «провал» в городе, а сложившаяся территория со своей структурой, характером, памятниками, путями. В любой такой территории найдется то, что стоило бы сохранить; мы сохраняли часть конструкций. Парцелляцию кварталов вписали в пятна заводских корпусов. Кроме того, проект был хорошим по экономике, мы рассчитали все так, чтобы заказчик мог не строить сразу, а работать с корпусами завода поочередно». Заказчик выбрал для реализации другой проект, с тех пор о сохранении очарования прома речь не шла.
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLABоткрыть большое изображение
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLABоткрыть большое изображение

Один из конкурсных вариантов от Моспроект-1 для конкурса 2015 года на здание Парламентского центра в Мневниковской пойме разработала группа А-ГА со Степаном Липгартом: импозантное здание с крупными внутренними дворами в духе электростанций первых пятилеток. Там было два варианта образного решения на одной планировочной структуре: один в духе любимой Степаном архитектуры 1930-х, другой наш – совершенно модернистский. Год назад А-ГА участвовали в конкурсе на вторую очередь «Золотого острова-2», наравне с такими бюро, как SPEECH, Сергей Скуратов architects, Цимайло, Ляшенко и партнеры.
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Варинат 2 © А-ГА
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Варинат 2 © А-ГАоткрыть большое изображение
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Варинат 2 © А-ГА
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Варинат 2 © А-ГАоткрыть большое изображение
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 2 © ОАО Моспроект & А-ГА
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 2 © ОАО Моспроект & А-ГА открыть большое изображение
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 1 © ОАО Моспроект & А-ГА
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 1 © ОАО Моспроект & А-ГА открыть большое изображение
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 1 © ОАО Моспроект & А-ГА
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 1 © ОАО Моспроект & А-ГА

Урбанистика
Из перечисленных конкурсных проектов большая часть – урбанистические: извилистый путь по Даниловскому рынку, Форум на Кристалле, сохранение промышленной ауры «Серпа и молота». Еще один конкурсный проект, также совместный с LAP, – квартал в Белгороде, здесь основной темой стали «возможность дальнейшего развития» и уплотнения застройки, также как и разделение частных и общественных пространств. В центре квартала – окруженная застройкой крупная зеленая площадь с геопластикой.
Конкурсное предложение застройки жилого квартала в г. Белгород © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
Конкурсное предложение застройки жилого квартала в г. Белгород © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
Конкурсное предложение застройки жилого квартала в г. Белгород © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
Конкурсное предложение застройки жилого квартала в г. Белгород © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
Волга Виста – Сити Парк © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
Волга Виста – Сити Парк © LAPLAB & AM ПРОЕКТУСоткрыть большое изображение
Волга Виста – Сити Парк © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
Волга Виста – Сити Парк © LAPLAB & AM ПРОЕКТУСоткрыть большое изображение

Сейчас, уже после образования группы АТОМ, архитекторы работают с проектом развития территории гостиничных комплексов на побережье в Анапе.

Из принципов подхода АТОМа к урбанистическим задачам: ощущение безопасности и связность частей должны быть присущи не только закрытому пространству одного здания, но и в открытому городскому пространству. Уплотнение среды архитекторы считают позитивной тенденцией – они уверены, что высокотехнологичные производства надо не выводить, а интегрировать в городскую среду.

Новые фасадные материалы
Один из интересов Рустама Керимова – соединение проектирования с родом технического творчества, посвященным осмыслению и адаптации материалов, новых и не очень. «Экономическая ситуация в России подталкивает нас к тому, чтобы вместо закупки дорогих импортных материалов предлагать собственные варианты решений, более технологичные и инновационные. Наши принципы: провокация, инновация, красота».

К примеру для офиса «Краснодарской экспертизы» А-ГА разработали кассеты: согнули сталь, перфорировали, наполнили подсветкой. Та же компания, которая изготовила кассеты, сертифицировала их вместе с облицовочной системой – получился продукт, который имеет определенную стоимость и может быть использован в других зданиях. К слову, скрипт для рисунка перфорации там написал Максим Малеин.
Здание компании «Краснодарская Межрегиональная Негосударственная Экспертиза». Краснодар, ул. Гаражная. 2017 © А-ГА
Здание компании «Краснодарская Межрегиональная Негосударственная Экспертиза». Краснодар, ул. Гаражная. 2017 © А-ГАоткрыть большое изображение
Здание компании «Краснодарская Межрегиональная Негосударственная Экспертиза» © А-ГА
Здание компании «Краснодарская Межрегиональная Негосударственная Экспертиза» © А-ГА

Сейчас для Краснодара же архитекторы делают фасады офисного здания, применяя там ламели с параметрическими свойствами, они будут менять изображение в зависимости от угла зрения.
БЦ «Екатерининский» в Краснодаре © АТОМ аг
БЦ «Екатерининский» в Краснодаре © АТОМ аготкрыть большое изображение

«В Ярославле строим ЖК около Яковлевского бора, – рассказывает Рустам Керимов, – мы придумали для этого проекта профилированные листы и панели в сочетании с облицовочным клинкером. Оба материала «заиграли», а с металлическими кассетами на 50% поверхности экономика получается приемлемой».

Что строится сейчас
ЖК у Яковлевского бора отливают в бетоне. В Воронеже почти закончен дом на Гродненской улице, на данный момент одно из самых высоких жилых зданий в городе, 28 этажей. Строится дом на Дмитровском шоссе.
ЖК на Гродненской улице в Воронеже, 2016-2018 © А-ГА & АТОМ аг
ЖК на Гродненской улице в Воронеже, 2016-2018 © А-ГА & АТОМ аг
Апартаменты на Дмитровском шоссе © А-ГА
Апартаменты на Дмитровском шоссе © А-ГАоткрыть большое изображение

ПРОЕКТУС, в соавторстве с Павлом Андреевым, строит ЖК «Достояние» для компании ГАЛС; начинаются работы компании «Донстрой» по району Раменки, градостроительная концепция которого принадлежит британским архитекторам LDA, ПРОЕКТУСу– сопровождение.

Брендинг
И нейминг, дизайнерская составляющая проекта входит в круг тем, которые будет разрабатывать АТОМ. В этом АТОМу будет помогать дизайнерская компания Pixies, они же делают обновленную версию сайта АМ ПРОЕКТУС.

Малый масштаб
Продуктивное увлечение Рустама Керимова, поддержанное Марком и Юрием Сафроновыми: «работа с малыми формами обязательно нужна, только она поддерживает профессионализм и ответственность». Понимая в широком контексте, малые формы – это многое, от частных интерьеров и домов до фестивальных арт-объектов.

Растущий дом: невысокий деревянный дом, выполненный в парадигме открытого развития. Вначале летнюю кухню пристроили к старому срубу бани из столетнего кедра, затем постепенно добавились гостевые, комната для йоги, все соединилось переходом, а сруб бани в конечном счете полностью включили в состав дома, он оказался внутри.
Растущий дом © А-ГА
Растущий дом © А-ГАоткрыть большое изображение

Недавно достроена вилла под Казанью – деревянный модернистский дом-параллелепипед; строятся две виллы в Сочи.

Дом-дровница: жилище для строителей виллы на участке, миниатюрный домик, фасад которого трактован как поленница. Дрова приносят и уносят, фасад постоянно меняется, «живет». Главный дом-вилла так и не был построен, а дом-дровница прославился как лауреат премии АрхиWOOD.
Мини дом дровница © Рустам Керимов, А-ГА
Мини дом дровница © Рустам Керимов, А-ГАоткрыть большое изображение

Кибитка: «дом на колесах для труппы артистов режиссера Юрия Муравицкого, выступавшей на «Архстоянии». Это был тотальный театр, они были экспонатом, поскольку жили за стеклом, одна стена стеклянная, а сам дом – сцена. Получилось даже интереснее, чем спектакль. Он был реализован на базе автобусика ПАЗ 32053. Автобус пришлось укрепить, сделать стальной каркас, использовать только легкие материалы, чтобы подвеска с колесами не ушла в землю. Все получилось, он ездит, в Кибитке можно жить, как в отеле. Когда сжигали «Готику» Полисского, он был настоящим арт-каром, в нем сидел диджей, из него неслась музыка».
Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017» © АБ «А-ГА»
Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017» © АБ «А-ГА»открыть большое изображение
Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017» © А-ГА. Фотография © Алексей Народицкий
Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017» © А-ГА. Фотография © Алексей Народицкийоткрыть большое изображение

Преподавание
Образовательный проект Марка Сафронова, который стартует в следующем году – совместный со Светланой Серебряковой: «Она занималась проектами для Перми и ВДНХ, стояла у истоков Урбан Форума и обладает огромным опытом в области градостроительного планирования. Курс рассчитан на специалистов уровня руководителей мастерских, он состоит из пяти-шести модулей по три дня каждый, с полным погружением – формат, подобный хакатону. Задача – расширить компетенции: чтобы архитектор мог выступать как грамотный заказчик исследования территорий. Сейчас территория нередко «сваливается» на архитектора с уже готовыми параметрами, функцией и площадями – мы хотим им помочь принимать более активное участие в процессе еще на уровне формирования идеи».

Недавно закончилось обустройство интерьера детского технопарка – «Наукограда» МАСИ на Профсоюзной улице, спроектированного Рустамом Керимовым совместно с графическим дизайнером Анной Зерновой, художником Лилией Борес и проректором МАСИ Светланой Забелиной: «там студентов и школьников обучают современным технологиям; есть классы робототехники, архитектуры, дизайна, графического дизайна, 3D-моделирования. Стоят принтеры, есть лекционные пространства, кинолекторий, музей техники и коворкинг».
Детский технопарк МАСИ «Наукоград», интерьер, 2016-2017 © А-ГА
Детский технопарк МАСИ «Наукоград», интерьер, 2016-2017 © А-ГАоткрыть большое изображение
Детский технопарк МАСИ «Наукоград», интерьер, 2016-2017 © А-ГА
Детский технопарк МАСИ «Наукоград», интерьер, 2016-2017 © А-ГАоткрыть большое изображение

Рустама и Марка пригласили преподавать в Наукограде, в планах цикл семинаров «Города будущего» – результатом должен стать прототип дома будущего, который установят на территории технопарка.

Выставки
Коллега Рустама и Марка Наталия Зайченко, участвовавшая в ранних проектах А-ГА: в частности, в работе над экономным, но бодрым домом «Патриот» с треугольными балконами на кирпичных стенах, и в работе над проектом реконструкции здания телецентра «Останкино», реализованного в виде его раскраски в цвета настроечной таблицы, – теперь, с 2013 года, занимается дизайном выставок.
«Мне всегда хотелось междисциплинарности и драйва – особенно после пяти лет опыта с рабочей документацией. В 2014 году я закончила институт «Стрелка», результатом которого был перформанс и выставка – это была моя первая спроектированная экспозиция. Мне очень нравится создавать концептуальный элегантный фон для разного контента и разных масштабов, поскольку современному человеку требуется комфортная атмосфера, усиливающая качество восприятия визуального ряда и информации. Я называю это экспозиционным урбанизмом».
Выставка Интермузей-2015, дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Интермузей
Выставка Интермузей-2015, дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Интермузейоткрыть большое изображение
Выставка Cosmoscow-2018, дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Александр Ковальчук
Выставка Cosmoscow-2018, дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Александр Ковальчукоткрыть большое изображение
Музей русского импрессионизма, выставка "Импрессионизм в авангарде". Дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография (с) Музей русского импрессионизма
Музей русского импрессионизма, выставка "Импрессионизм в авангарде". Дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография (с) Музей русского импрессионизмаоткрыть большое изображение
Форум стратегических инициатив, 2016. Дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Илья Иванов
Форум стратегических инициатив, 2016. Дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Илья Ивановоткрыть большое изображение

Наталии принадлежит дизайн уже пяти ярмарок современного искусства cosmoscow, прием-открытие года Катара в московском Манеже, несколько форумов Агенства Стратегических Инициатив.Она работает и в более камерном формате – к примеру, с дизайном экспозиции Музея русского импрессионизма и Политехническим музеем. В планах создание модульной системы выставочных пространств. Наталия Зайченко будет руководить выставочным подразделением АТОМа.

«Провокация, инновация, красота»
Когда спрашиваешь Марка Сафронова и Рустама Керимова об их принципах, ответ примерно таким (смотри выше). Комментарии, думаю, излишни. 
беседовала: Юлия Тарабарина

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Андрей Романов
  • Никита Явейн
  • Дмитрий Ликин
  • Зураб Басария
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Асадов
  • Сергей Орешкин
  • Илья Машков
  • Андрей Асадов
  • Николай Миловидов
  • Валерия Преображенская
  • Вера Бутко
  • Олег Шапиро
  • Рустам Керимов
  • Карен Сапричян
  • Сергей Чобан
  • Валерий Лукомский
  • Наталья Сидорова
  • Павел Андреев
  • Антон Барклянский
  • Олег Карлсон
  • Сергей Труханов
  • Игорь Шварцман
  • Наталия Зайченко
  • Юлий Борисов
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Токарев
  • Иван Кожин
  • Екатерина Кузнецова
  • Роман Леонидов
  • Евгений Герасимов
  • Тотан Кузембаев
  • Станислав Белых
  • Александра Кузьмина
  • Всеволод Медведев
  • Василий Крапивин
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Скуратов
  • Антон Лукомский
  • Владимир Биндеман
  • Юрий Сафронов
  • Алексей Гинзбург
  • Олег Мединский
  • Левон Айрапетов
  • Арсений Леонович
  • Даниил Лоренц
  • Марк Сафронов
  • Юлия Тряскина
  • Константин Ходнев
  • Никита Бирюков
  • Наталия Шилова
  • Илья Уткин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Надточий
  • Михаил Канунников
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Сенкевич
  • Александр Скокан
  • Иван Рубежанский
  • Екатерина Грень
  • Андрей Гнездилов
  • Полина Воеводина
  • Александр Попов
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Бровкин
  • Владимир Плоткин

Постройки и проекты (новые записи):

  • CO_Loft
  • Кампус МГУ
  • Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса в Сетуньском проезде
  • Многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой на Киевской улице
  • Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
  • ЖК «Николаевский»
  • Загородный жилой дом P-House
  • СКК «Арена»
  • Квартал «Преображение»

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
другие статьи