English version

АТОМ аг: «Провокация, инновация, красота»

АТОМ Группа Архитекторов – новое междисциплинарное объединение, основанное Рустамом Керимовым, Юрием и Марком Сафроновыми и Наталией Зайченко на основе бюро А-ГА, АМ Проектус и NZgroup. Выясняем, чем будет заниматься новая группа – а планы обширные: участие в конкурсах, разработка новых фасадных материалов, образовательные проекты, урбанистика и дизайн выставок. Но главное – разработка и ведение проектов разного масштаба «под ключ».

mainImg
Мастерская:
АТОМ га
Недавно сильная команда конструкторов из мастерской №22 АО «Моспроект» под руководством Михаила Алексеева перешла в ООО ПРОЕКТУС. Практически одновременно – этим летом – бюро «А-ГА» Рустама Керимова вместе со старым другом Марком Сафроновым из ПРОЕКТУСа организовали бюро АТОМ. АМ ПРОЕКТУС будет вести большие проекты, стадии П и РД, а ассоциированный с ним АТОМ – заниматься идеями, концепциями, конкурсами, выставками и еще очень много чем, представляя креативную часть команды. В результате образуется компания полного цикла, способная вести проект от идеи до реализации, не теряя, как архитекторы надеются, по дороге все самое ценное. Разбираемся, что к чему, какие планы и каков контекст этого преобразования.
 
Юрий Сафронов, Марк Сафронов, Рустам Керимов. Фотография: АТОМ аг
Юрий Сафронов, Марк Сафронов, Рустам Керимов. Фотография: АТОМ аг
Юрий Сафронов 
Работал в мастерской №22 АО «Моспроект», более известной как мастерская Меерсона, до 2000 года, после чего ушел и основал АМ «ПРОЕКТУС», но дружеские отношения с Андреем Меерсоном, который оставался в мастерской до 2006, сохранил. Работал в составе бригады в компании ABD architects Бориса Левянта, впоследствии много сотрудничал с Павлом Андреевым. Руководит АМ ПРОЕКТУС, преподает на кафедре ЖОЗ в МАРХИ.
 
zooming
Марк Сафронов
Сын Юрия Сафронова.
Учился в школе EDAS Владислава Кирпичева. В выпускной работе исследовал методы превращения «интуитивного» параметрического поля в форму, в том числе с помощью компьютерной программы медицинской специальности.
zooming

Увлечен урбанистикой, новыми технологиями, нелинейным и параметрическим проектированием, программированием. Посещает хакатоны программистов, считает их формат продуктивным для архитектурного обсуждения. Работает в АМ ПРОЕКТУС, где ему принадлежат идеи сотрудничества с LAP Landscape & Urban design Сандера Лапа, ряд конкурсных проектов и образовательных инициатив.
 
Марк Сафронов. Интуитивное поле. Иллюстрация к исследованию, проведенному в рамках школы EDAS Владислава Кирпичева © Марк Сафронов
Рустам Керимов
​Известен участием в фестивале «Архстояние». Основатель бюро А-ГА, в портфолио проекты от арт-объектов до крупных жилых комплексов и общественных зданий. Для мастерской №22 АО «Моспроект» со своей командой работал над конкурсными проектами, дополняя ее преимущественно классицизирующую архитектуру модернистскими предложениями. Проект здания Краснодарской негосударственной экспертизы стал одним из финалистов премии Приметы городов.

Рустам и Марк учились вместе на кафедре ЖОЗ. Оба с теплотой вспоминают стажировку в Японии, где работой стажеров руководил со стороны МАРХИ Василий Ауров, а с японской стороны ученик Айзенмана деконструктивист Хироми Фуджи. В начале 2000-х Марк и Рустам некоторое время работали совместно, том числе над проектами по благоустройству и общепита для Парка Горького.

Полицентричность
АТОМ не аббревиатура, а скорее знак, призванный подчеркнуть разнонаправленность задач, объединенных вокруг общего центра – проекта: «Мы видим АТОМ как группу междисциплинарных специалистов, которая будет заниматься не только проектированием зданий и участвовать в архитектурных конкурсах, поле ее деятельности будет шире – ландшафт, выставочные музейные проекты. В круг интересов АТОМа войдут образовательные кейсы, связанные с градостроительством. Еще нам интересна разработка новых фасадных материалов. Планируем выйти на международный уровень; да мы и сейчас уже немало работаем с иностранными коллегами», – говорят архитекторы.

Конкурсы
Сейчас АТОМ планирует участвовать в двенадцати конкурсах в год. Идею заронил Дзюнья Ишигами, который участвует в двадцати конкурсах в год с высоким коэффициентом побед, – с Ишигами Марк Сафронов много общался, работая над адаптацией его проекта реконструкции Политехнического музея; тогда «Проектус» был субпроектировщиком 14 мастерской «Моспроекта-2» Павла Андеева.

Опыт участия в конкурсах, в том числе крупных, имеется. Конкурс реновации территории «Дорхимзавода» на Бережковской набережной в 2012 и конкурс на павильон Росатома в 2015. В соавторстве с LAP Landscape & Urban design – конкурс на реконструкцию Даниловского рынка с предложением очистить его от поздних наслоений, организовать внутри увлекающее посетителей спиральное пространство и акцентировать купол Нодара Канчели шпалерной развеской лайтбоксов. С ними же, и в том же 2015 – конкурс на благоустройство завода «Кристалл», где проект, главной составляющей которого был Форум – открытая, но защищенная навесом площадь, – получил третье место.
zooming
zooming
Благоустройство территории завода Кристалл © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Благоустройство территории завода Кристалл © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Даниловский рынок, конкурсный проект, 2015 © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB

В 2013-2014 году концепция реновации завода «Серп и молот», разработанная ПРОЕКТУСом в консорциуме с MVRDV и LAP Landscape & Urban design, заняла первое место в конкурсе на концепцию редевелопмента завода «Серп и молот» по мнению жюри. Внимание экспертов проект привлек деликатностью по отношению к индустриальной эстетике и «духу места»: «Мы видели свою задачу в том, чтобы показать – промзона это не некий «провал» в городе, а сложившаяся территория со своей структурой, характером, памятниками, путями. В любой такой территории найдется то, что стоило бы сохранить; мы сохраняли часть конструкций. Парцелляцию кварталов вписали в пятна заводских корпусов. Кроме того, проект был хорошим по экономике, мы рассчитали все так, чтобы заказчик мог не строить сразу, а работать с корпусами завода поочередно». Заказчик выбрал для реализации другой проект, с тех пор о сохранении очарования прома речь не шла.
zooming
Даниловский рынок, конкурсный проект, 2015 © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот»
© MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB

Один из конкурсных вариантов от Моспроект-1 для конкурса 2015 года на здание Парламентского центра в Мневниковской пойме разработала группа А-ГА со Степаном Липгартом: импозантное здание с крупными внутренними дворами в духе электростанций первых пятилеток. Там было два варианта образного решения на одной планировочной структуре: один в духе любимой Степаном архитектуры 1930-х, другой наш – совершенно модернистский. Год назад А-ГА участвовали в конкурсе на вторую очередь «Золотого острова-2», наравне с такими бюро, как SPEECH, Сергей Скуратов architects, Цимайло, Ляшенко и партнеры.
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Варинат 2 © А-ГА
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Варинат 2 © А-ГА
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 2 © ОАО Моспроект & А-ГА
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 1 © ОАО Моспроект & А-ГА

Урбанистика
Из перечисленных конкурсных проектов большая часть – урбанистические: извилистый путь по Даниловскому рынку, Форум на Кристалле, сохранение промышленной ауры «Серпа и молота». Еще один конкурсный проект, также совместный с LAP, – квартал в Белгороде, здесь основной темой стали «возможность дальнейшего развития» и уплотнения застройки, также как и разделение частных и общественных пространств. В центре квартала – окруженная застройкой крупная зеленая площадь с геопластикой.
zooming
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 1 © ОАО Моспроект & А-ГА
zooming
Конкурсное предложение застройки жилого квартала в г. Белгород © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
zooming
Конкурсное предложение застройки жилого квартала в г. Белгород © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
Волга Виста – Сити Парк © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС

Сейчас, уже после образования группы АТОМ, архитекторы работают с проектом развития территории гостиничных комплексов на побережье в Анапе.

Из принципов подхода АТОМа к урбанистическим задачам: ощущение безопасности и связность частей должны быть присущи не только закрытому пространству одного здания, но и в открытому городскому пространству. Уплотнение среды архитекторы считают позитивной тенденцией – они уверены, что высокотехнологичные производства надо не выводить, а интегрировать в городскую среду.

Новые фасадные материалы
Один из интересов Рустама Керимова – соединение проектирования с родом технического творчества, посвященным осмыслению и адаптации материалов, новых и не очень. «Экономическая ситуация в России подталкивает нас к тому, чтобы вместо закупки дорогих импортных материалов предлагать собственные варианты решений, более технологичные и инновационные. Наши принципы: провокация, инновация, красота».

К примеру для офиса «Краснодарской экспертизы» А-ГА разработали кассеты: согнули сталь, перфорировали, наполнили подсветкой. Та же компания, которая изготовила кассеты, сертифицировала их вместе с облицовочной системой – получился продукт, который имеет определенную стоимость и может быть использован в других зданиях. К слову, скрипт для рисунка перфорации там написал Максим Малеин.
Волга Виста – Сити Парк © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
Здание компании «Краснодарская Межрегиональная Негосударственная Экспертиза». Краснодар, ул. Гаражная. 2017 © А-ГА

Сейчас для Краснодара же архитекторы делают фасады офисного здания, применяя там ламели с параметрическими свойствами, они будут менять изображение в зависимости от угла зрения.
zooming
Здание компании «Краснодарская Межрегиональная Негосударственная Экспертиза» © А-ГА

«В Ярославле строим ЖК около Яковлевского бора, – рассказывает Рустам Керимов, – мы придумали для этого проекта профилированные листы и панели в сочетании с облицовочным клинкером. Оба материала «заиграли», а с металлическими кассетами на 50% поверхности экономика получается приемлемой».

Что строится сейчас
ЖК у Яковлевского бора отливают в бетоне. В Воронеже почти закончен дом на Гродненской улице, на данный момент одно из самых высоких жилых зданий в городе, 28 этажей. Строится дом на Дмитровском шоссе.
БЦ «Екатерининский» в Краснодаре © АТОМ аг
zooming
ЖК на Гродненской улице в Воронеже, 2016-2018 © А-ГА & АТОМ аг

ПРОЕКТУС, в соавторстве с Павлом Андреевым, строит ЖК «Достояние» для компании ГАЛС; начинаются работы компании «Донстрой» по району Раменки, градостроительная концепция которого принадлежит британским архитекторам LDA, ПРОЕКТУСу– сопровождение.

Брендинг
И нейминг, дизайнерская составляющая проекта входит в круг тем, которые будет разрабатывать АТОМ. В этом АТОМу будет помогать дизайнерская компания Pixies, они же делают обновленную версию сайта АМ ПРОЕКТУС.

Малый масштаб
Продуктивное увлечение Рустама Керимова, поддержанное Марком и Юрием Сафроновыми: «работа с малыми формами обязательно нужна, только она поддерживает профессионализм и ответственность». Понимая в широком контексте, малые формы – это многое, от частных интерьеров и домов до фестивальных арт-объектов.

Растущий дом: невысокий деревянный дом, выполненный в парадигме открытого развития. Вначале летнюю кухню пристроили к старому срубу бани из столетнего кедра, затем постепенно добавились гостевые, комната для йоги, все соединилось переходом, а сруб бани в конечном счете полностью включили в состав дома, он оказался внутри.
Апартаменты на Дмитровском шоссе © А-ГА

Недавно достроена вилла под Казанью – деревянный модернистский дом-параллелепипед; строятся две виллы в Сочи.

Дом-дровница: жилище для строителей виллы на участке, миниатюрный домик, фасад которого трактован как поленница. Дрова приносят и уносят, фасад постоянно меняется, «живет». Главный дом-вилла так и не был построен, а дом-дровница прославился как лауреат премии АрхиWOOD.
Растущий дом
© АБ «А-ГА»

Кибитка: «дом на колесах для труппы артистов режиссера Юрия Муравицкого, выступавшей на «Архстоянии». Это был тотальный театр, они были экспонатом, поскольку жили за стеклом, одна стена стеклянная, а сам дом – сцена. Получилось даже интереснее, чем спектакль. Он был реализован на базе автобусика ПАЗ 32053. Автобус пришлось укрепить, сделать стальной каркас, использовать только легкие материалы, чтобы подвеска с колесами не ушла в землю. Все получилось, он ездит, в Кибитке можно жить, как в отеле. Когда сжигали «Готику» Полисского, он был настоящим арт-каром, в нем сидел диджей, из него неслась музыка».
Мини дом дровница © Рустам Керимов, А-ГА
Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017» © АБ «А-ГА»

Преподавание
Образовательный проект Марка Сафронова, который стартует в следующем году – совместный со Светланой Серебряковой: «Она занималась проектами для Перми и ВДНХ, стояла у истоков Урбан Форума и обладает огромным опытом в области градостроительного планирования. Курс рассчитан на специалистов уровня руководителей мастерских, он состоит из пяти-шести модулей по три дня каждый, с полным погружением – формат, подобный хакатону. Задача – расширить компетенции: чтобы архитектор мог выступать как грамотный заказчик исследования территорий. Сейчас территория нередко «сваливается» на архитектора с уже готовыми параметрами, функцией и площадями – мы хотим им помочь принимать более активное участие в процессе еще на уровне формирования идеи».

Недавно закончилось обустройство интерьера детского технопарка – «Наукограда» МАСИ на Профсоюзной улице, спроектированного Рустамом Керимовым совместно с графическим дизайнером Анной Зерновой, художником Лилией Борес и проректором МАСИ Светланой Забелиной: «там студентов и школьников обучают современным технологиям; есть классы робототехники, архитектуры, дизайна, графического дизайна, 3D-моделирования. Стоят принтеры, есть лекционные пространства, кинолекторий, музей техники и коворкинг».
Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017» © А-ГА. Фотография © Алексей Народицкий
Детский технопарк МАСИ «Наукоград», интерьер, 2016-2017 © А-ГА

Рустама и Марка пригласили преподавать в Наукограде, в планах цикл семинаров «Города будущего» – результатом должен стать прототип дома будущего, который установят на территории технопарка.

Выставки
Коллега Рустама и Марка Наталия Зайченко, участвовавшая в ранних проектах А-ГА: в частности, в работе над экономным, но бодрым домом «Патриот» с треугольными балконами на кирпичных стенах, и в работе над проектом реконструкции здания телецентра «Останкино», реализованного в виде его раскраски в цвета настроечной таблицы, – теперь, с 2013 года, занимается дизайном выставок.
Детский технопарк МАСИ «Наукоград», интерьер, 2016-2017 © А-ГА
«Мне всегда хотелось междисциплинарности и драйва – особенно после пяти лет опыта с рабочей документацией. В 2014 году я закончила институт «Стрелка», результатом которого был перформанс и выставка – это была моя первая спроектированная экспозиция. Мне очень нравится создавать концептуальный элегантный фон для разного контента и разных масштабов, поскольку современному человеку требуется комфортная атмосфера, усиливающая качество восприятия визуального ряда и информации. Я называю это экспозиционным урбанизмом».
zooming
Выставка Интермузей-2015, дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Интермузей
Выставка Cosmoscow-2018, дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Александр Ковальчук
Музей русского импрессионизма, выставка "Импрессионизм в авангарде". Дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография (с) Музей русского импрессионизма

Наталии принадлежит дизайн уже пяти ярмарок современного искусства cosmoscow, прием-открытие года Катара в московском Манеже, несколько форумов Агенства Стратегических Инициатив.Она работает и в более камерном формате – к примеру, с дизайном экспозиции Музея русского импрессионизма и Политехническим музеем. В планах создание модульной системы выставочных пространств. Наталия Зайченко будет руководить выставочным подразделением АТОМа.

«Провокация, инновация, красота»
Когда спрашиваешь Марка Сафронова и Рустама Керимова об их принципах, ответ примерно таким (смотри выше). Комментарии, думаю, излишни. 
Форум стратегических инициатив, 2016. Дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Илья Иванов
Мастерская:
АТОМ га

01 Октября 2018

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.