Юрий Сафронов
Работал в мастерской №22 АО «Моспроект», более известной как мастерская Меерсона, до 2000 года, после чего ушел и основал АМ «ПРОЕКТУС», но дружеские отношения с Андреем Меерсоном, который оставался в мастерской до 2006, сохранил. Работал в составе бригады в компании ABD architects Бориса Левянта, впоследствии много сотрудничал с Павлом Андреевым. Руководит АМ ПРОЕКТУС, преподает на кафедре ЖОЗ в МАРХИ.Марк Сафронов
Сын Юрия Сафронова.Учился в школе EDAS Владислава Кирпичева. В выпускной работе исследовал методы превращения «интуитивного» параметрического поля в форму, в том числе с помощью компьютерной программы медицинской специальности.
Увлечен урбанистикой, новыми технологиями, нелинейным и параметрическим проектированием, программированием. Посещает хакатоны программистов, считает их формат продуктивным для архитектурного обсуждения. Работает в АМ ПРОЕКТУС, где ему принадлежат идеи сотрудничества с LAP Landscape & Urban design Сандера Лапа, ряд конкурсных проектов и образовательных инициатив.
Рустам Керимов
Известен участием в фестивале «Архстояние». Основатель бюро А-ГА, в портфолио проекты от арт-объектов до крупных жилых комплексов и общественных зданий. Для мастерской №22 АО «Моспроект» со своей командой работал над конкурсными проектами, дополняя ее преимущественно классицизирующую архитектуру модернистскими предложениями. Проект здания Краснодарской негосударственной экспертизы стал одним из финалистов премии Приметы городов.Рустам и Марк учились вместе на кафедре ЖОЗ. Оба с теплотой вспоминают стажировку в Японии, где работой стажеров руководил со стороны МАРХИ Василий Ауров, а с японской стороны ученик Айзенмана деконструктивист Хироми Фуджи. В начале 2000-х Марк и Рустам некоторое время работали совместно, том числе над проектами по благоустройству и общепита для Парка Горького.
Полицентричность
АТОМ не аббревиатура, а скорее знак, призванный подчеркнуть разнонаправленность задач, объединенных вокруг общего центра – проекта: «Мы видим АТОМ как группу междисциплинарных специалистов, которая будет заниматься не только проектированием зданий и участвовать в архитектурных конкурсах, поле ее деятельности будет шире – ландшафт, выставочные музейные проекты. В круг интересов АТОМа войдут образовательные кейсы, связанные с градостроительством. Еще нам интересна разработка новых фасадных материалов. Планируем выйти на международный уровень; да мы и сейчас уже немало работаем с иностранными коллегами», – говорят архитекторы.
Конкурсы
Сейчас АТОМ планирует участвовать в двенадцати конкурсах в год. Идею заронил Дзюнья Ишигами, который участвует в двадцати конкурсах в год с высоким коэффициентом побед, – с Ишигами Марк Сафронов много общался, работая над адаптацией его проекта реконструкции Политехнического музея; тогда «Проектус» был субпроектировщиком 14 мастерской «Моспроекта-2» Павла Андеева.Опыт участия в конкурсах, в том числе крупных, имеется. Конкурс реновации территории «Дорхимзавода» на Бережковской набережной в 2012 и конкурс на павильон Росатома в 2015. В соавторстве с LAP Landscape & Urban design – конкурс на реконструкцию Даниловского рынка с предложением очистить его от поздних наслоений, организовать внутри увлекающее посетителей спиральное пространство и акцентировать купол Нодара Канчели шпалерной развеской лайтбоксов. С ними же, и в том же 2015 – конкурс на благоустройство завода «Кристалл», где проект, главной составляющей которого был Форум – открытая, но защищенная навесом площадь, – получил третье место.
В 2013-2014 году концепция реновации завода «Серп и молот», разработанная ПРОЕКТУСом в консорциуме с MVRDV и LAP Landscape & Urban design, заняла первое место в конкурсе на концепцию редевелопмента завода «Серп и молот» по мнению жюри. Внимание экспертов проект привлек деликатностью по отношению к индустриальной эстетике и «духу места»: «Мы видели свою задачу в том, чтобы показать – промзона это не некий «провал» в городе, а сложившаяся территория со своей структурой, характером, памятниками, путями. В любой такой территории найдется то, что стоило бы сохранить; мы сохраняли часть конструкций. Парцелляцию кварталов вписали в пятна заводских корпусов. Кроме того, проект был хорошим по экономике, мы рассчитали все так, чтобы заказчик мог не строить сразу, а работать с корпусами завода поочередно». Заказчик выбрал для реализации другой проект, с тех пор о сохранении очарования прома речь не шла.
Один из конкурсных вариантов от Моспроект-1 для конкурса 2015 года на здание Парламентского центра в Мневниковской пойме разработала группа А-ГА со Степаном Липгартом: импозантное здание с крупными внутренними дворами в духе электростанций первых пятилеток. Там было два варианта образного решения на одной планировочной структуре: один в духе любимой Степаном архитектуры 1930-х, другой наш – совершенно модернистский. Год назад А-ГА участвовали в конкурсе на вторую очередь «Золотого острова-2», наравне с такими бюро, как SPEECH, Сергей Скуратов architects, Цимайло, Ляшенко и партнеры.
Урбанистика
Из перечисленных конкурсных проектов большая часть – урбанистические: извилистый путь по Даниловскому рынку, Форум на Кристалле, сохранение промышленной ауры «Серпа и молота». Еще один конкурсный проект, также совместный с LAP, – квартал в Белгороде, здесь основной темой стали «возможность дальнейшего развития» и уплотнения застройки, также как и разделение частных и общественных пространств. В центре квартала – окруженная застройкой крупная зеленая площадь с геопластикой.Сейчас, уже после образования группы АТОМ, архитекторы работают с проектом развития территории гостиничных комплексов на побережье в Анапе.
Из принципов подхода АТОМа к урбанистическим задачам: ощущение безопасности и связность частей должны быть присущи не только закрытому пространству одного здания, но и в открытому городскому пространству. Уплотнение среды архитекторы считают позитивной тенденцией – они уверены, что высокотехнологичные производства надо не выводить, а интегрировать в городскую среду.
Новые фасадные материалы
Один из интересов Рустама Керимова – соединение проектирования с родом технического творчества, посвященным осмыслению и адаптации материалов, новых и не очень. «Экономическая ситуация в России подталкивает нас к тому, чтобы вместо закупки дорогих импортных материалов предлагать собственные варианты решений, более технологичные и инновационные. Наши принципы: провокация, инновация, красота».К примеру для офиса «Краснодарской экспертизы» А-ГА разработали кассеты: согнули сталь, перфорировали, наполнили подсветкой. Та же компания, которая изготовила кассеты, сертифицировала их вместе с облицовочной системой – получился продукт, который имеет определенную стоимость и может быть использован в других зданиях. К слову, скрипт для рисунка перфорации там написал Максим Малеин.
Сейчас для Краснодара же архитекторы делают фасады офисного здания, применяя там ламели с параметрическими свойствами, они будут менять изображение в зависимости от угла зрения.
«В Ярославле строим ЖК около Яковлевского бора, – рассказывает Рустам Керимов, – мы придумали для этого проекта профилированные листы и панели в сочетании с облицовочным клинкером. Оба материала «заиграли», а с металлическими кассетами на 50% поверхности экономика получается приемлемой».
Что строится сейчас
ЖК у Яковлевского бора отливают в бетоне. В Воронеже почти закончен дом на Гродненской улице, на данный момент одно из самых высоких жилых зданий в городе, 28 этажей. Строится дом на Дмитровском шоссе.ПРОЕКТУС, в соавторстве с Павлом Андреевым, строит ЖК «Достояние» для компании ГАЛС; начинаются работы компании «Донстрой» по району Раменки, градостроительная концепция которого принадлежит британским архитекторам LDA, ПРОЕКТУСу– сопровождение.
Брендинг
И нейминг, дизайнерская составляющая проекта входит в круг тем, которые будет разрабатывать АТОМ. В этом АТОМу будет помогать дизайнерская компания Pixies, они же делают обновленную версию сайта АМ ПРОЕКТУС.
Малый масштаб
Продуктивное увлечение Рустама Керимова, поддержанное Марком и Юрием Сафроновыми: «работа с малыми формами обязательно нужна, только она поддерживает профессионализм и ответственность». Понимая в широком контексте, малые формы – это многое, от частных интерьеров и домов до фестивальных арт-объектов.Растущий дом: невысокий деревянный дом, выполненный в парадигме открытого развития. Вначале летнюю кухню пристроили к старому срубу бани из столетнего кедра, затем постепенно добавились гостевые, комната для йоги, все соединилось переходом, а сруб бани в конечном счете полностью включили в состав дома, он оказался внутри.
Недавно достроена вилла под Казанью – деревянный модернистский дом-параллелепипед; строятся две виллы в Сочи.
Дом-дровница: жилище для строителей виллы на участке, миниатюрный домик, фасад которого трактован как поленница. Дрова приносят и уносят, фасад постоянно меняется, «живет». Главный дом-вилла так и не был построен, а дом-дровница прославился как лауреат премии АрхиWOOD.
Кибитка: «дом на колесах для труппы артистов режиссера Юрия Муравицкого, выступавшей на «Архстоянии». Это был тотальный театр, они были экспонатом, поскольку жили за стеклом, одна стена стеклянная, а сам дом – сцена. Получилось даже интереснее, чем спектакль. Он был реализован на базе автобусика ПАЗ 32053. Автобус пришлось укрепить, сделать стальной каркас, использовать только легкие материалы, чтобы подвеска с колесами не ушла в землю. Все получилось, он ездит, в Кибитке можно жить, как в отеле. Когда сжигали «Готику» Полисского, он был настоящим арт-каром, в нем сидел диджей, из него неслась музыка».
Преподавание
Образовательный проект Марка Сафронова, который стартует в следующем году – совместный со Светланой Серебряковой: «Она занималась проектами для Перми и ВДНХ, стояла у истоков Урбан Форума и обладает огромным опытом в области градостроительного планирования. Курс рассчитан на специалистов уровня руководителей мастерских, он состоит из пяти-шести модулей по три дня каждый, с полным погружением – формат, подобный хакатону. Задача – расширить компетенции: чтобы архитектор мог выступать как грамотный заказчик исследования территорий. Сейчас территория нередко «сваливается» на архитектора с уже готовыми параметрами, функцией и площадями – мы хотим им помочь принимать более активное участие в процессе еще на уровне формирования идеи».Недавно закончилось обустройство интерьера детского технопарка – «Наукограда» МАСИ на Профсоюзной улице, спроектированного Рустамом Керимовым совместно с графическим дизайнером Анной Зерновой, художником Лилией Борес и проректором МАСИ Светланой Забелиной: «там студентов и школьников обучают современным технологиям; есть классы робототехники, архитектуры, дизайна, графического дизайна, 3D-моделирования. Стоят принтеры, есть лекционные пространства, кинолекторий, музей техники и коворкинг».
Рустама и Марка пригласили преподавать в Наукограде, в планах цикл семинаров «Города будущего» – результатом должен стать прототип дома будущего, который установят на территории технопарка.
Выставки
Коллега Рустама и Марка Наталия Зайченко, участвовавшая в ранних проектах А-ГА: в частности, в работе над экономным, но бодрым домом «Патриот» с треугольными балконами на кирпичных стенах, и в работе над проектом реконструкции здания телецентра «Останкино», реализованного в виде его раскраски в цвета настроечной таблицы, – теперь, с 2013 года, занимается дизайном выставок.Наталии принадлежит дизайн уже пяти ярмарок современного искусства cosmoscow, прием-