English version

АТОМ аг: «Провокация, инновация, красота»

АТОМ Группа Архитекторов – новое междисциплинарное объединение, основанное Рустамом Керимовым, Юрием и Марком Сафроновыми и Наталией Зайченко на основе бюро А-ГА, АМ Проектус и NZgroup. Выясняем, чем будет заниматься новая группа – а планы обширные: участие в конкурсах, разработка новых фасадных материалов, образовательные проекты, урбанистика и дизайн выставок. Но главное – разработка и ведение проектов разного масштаба «под ключ».

mainImg
Мастерская:
АТОМ га
Недавно сильная команда конструкторов из мастерской №22 АО «Моспроект» под руководством Михаила Алексеева перешла в ООО ПРОЕКТУС. Практически одновременно – этим летом – бюро «А-ГА» Рустама Керимова вместе со старым другом Марком Сафроновым из ПРОЕКТУСа организовали бюро АТОМ. АМ ПРОЕКТУС будет вести большие проекты, стадии П и РД, а ассоциированный с ним АТОМ – заниматься идеями, концепциями, конкурсами, выставками и еще очень много чем, представляя креативную часть команды. В результате образуется компания полного цикла, способная вести проект от идеи до реализации, не теряя, как архитекторы надеются, по дороге все самое ценное. Разбираемся, что к чему, какие планы и каков контекст этого преобразования.
 
Юрий Сафронов, Марк Сафронов, Рустам Керимов. Фотография: АТОМ аг
Юрий Сафронов, Марк Сафронов, Рустам Керимов. Фотография: АТОМ аг
Юрий Сафронов 
Работал в мастерской №22 АО «Моспроект», более известной как мастерская Меерсона, до 2000 года, после чего ушел и основал АМ «ПРОЕКТУС», но дружеские отношения с Андреем Меерсоном, который оставался в мастерской до 2006, сохранил. Работал в составе бригады в компании ABD architects Бориса Левянта, впоследствии много сотрудничал с Павлом Андреевым. Руководит АМ ПРОЕКТУС, преподает на кафедре ЖОЗ в МАРХИ.
 
zooming
Марк Сафронов
Сын Юрия Сафронова.
Учился в школе EDAS Владислава Кирпичева. В выпускной работе исследовал методы превращения «интуитивного» параметрического поля в форму, в том числе с помощью компьютерной программы медицинской специальности.
zooming

Увлечен урбанистикой, новыми технологиями, нелинейным и параметрическим проектированием, программированием. Посещает хакатоны программистов, считает их формат продуктивным для архитектурного обсуждения. Работает в АМ ПРОЕКТУС, где ему принадлежат идеи сотрудничества с LAP Landscape & Urban design Сандера Лапа, ряд конкурсных проектов и образовательных инициатив.
 
Марк Сафронов. Интуитивное поле. Иллюстрация к исследованию, проведенному в рамках школы EDAS Владислава Кирпичева © Марк Сафронов
Рустам Керимов
​Известен участием в фестивале «Архстояние». Основатель бюро А-ГА, в портфолио проекты от арт-объектов до крупных жилых комплексов и общественных зданий. Для мастерской №22 АО «Моспроект» со своей командой работал над конкурсными проектами, дополняя ее преимущественно классицизирующую архитектуру модернистскими предложениями. Проект здания Краснодарской негосударственной экспертизы стал одним из финалистов премии Приметы городов.

Рустам и Марк учились вместе на кафедре ЖОЗ. Оба с теплотой вспоминают стажировку в Японии, где работой стажеров руководил со стороны МАРХИ Василий Ауров, а с японской стороны ученик Айзенмана деконструктивист Хироми Фуджи. В начале 2000-х Марк и Рустам некоторое время работали совместно, том числе над проектами по благоустройству и общепита для Парка Горького.

Полицентричность
АТОМ не аббревиатура, а скорее знак, призванный подчеркнуть разнонаправленность задач, объединенных вокруг общего центра – проекта: «Мы видим АТОМ как группу междисциплинарных специалистов, которая будет заниматься не только проектированием зданий и участвовать в архитектурных конкурсах, поле ее деятельности будет шире – ландшафт, выставочные музейные проекты. В круг интересов АТОМа войдут образовательные кейсы, связанные с градостроительством. Еще нам интересна разработка новых фасадных материалов. Планируем выйти на международный уровень; да мы и сейчас уже немало работаем с иностранными коллегами», – говорят архитекторы.

Конкурсы
Сейчас АТОМ планирует участвовать в двенадцати конкурсах в год. Идею заронил Дзюнья Ишигами, который участвует в двадцати конкурсах в год с высоким коэффициентом побед, – с Ишигами Марк Сафронов много общался, работая над адаптацией его проекта реконструкции Политехнического музея; тогда «Проектус» был субпроектировщиком 14 мастерской «Моспроекта-2» Павла Андеева.

Опыт участия в конкурсах, в том числе крупных, имеется. Конкурс реновации территории «Дорхимзавода» на Бережковской набережной в 2012 и конкурс на павильон Росатома в 2015. В соавторстве с LAP Landscape & Urban design – конкурс на реконструкцию Даниловского рынка с предложением очистить его от поздних наслоений, организовать внутри увлекающее посетителей спиральное пространство и акцентировать купол Нодара Канчели шпалерной развеской лайтбоксов. С ними же, и в том же 2015 – конкурс на благоустройство завода «Кристалл», где проект, главной составляющей которого был Форум – открытая, но защищенная навесом площадь, – получил третье место.
zooming
zooming
Благоустройство территории завода Кристалл © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Благоустройство территории завода Кристалл © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Даниловский рынок, конкурсный проект, 2015 © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB

В 2013-2014 году концепция реновации завода «Серп и молот», разработанная ПРОЕКТУСом в консорциуме с MVRDV и LAP Landscape & Urban design, заняла первое место в конкурсе на концепцию редевелопмента завода «Серп и молот» по мнению жюри. Внимание экспертов проект привлек деликатностью по отношению к индустриальной эстетике и «духу места»: «Мы видели свою задачу в том, чтобы показать – промзона это не некий «провал» в городе, а сложившаяся территория со своей структурой, характером, памятниками, путями. В любой такой территории найдется то, что стоило бы сохранить; мы сохраняли часть конструкций. Парцелляцию кварталов вписали в пятна заводских корпусов. Кроме того, проект был хорошим по экономике, мы рассчитали все так, чтобы заказчик мог не строить сразу, а работать с корпусами завода поочередно». Заказчик выбрал для реализации другой проект, с тех пор о сохранении очарования прома речь не шла.
zooming
Даниловский рынок, конкурсный проект, 2015 © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот»
© MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB

Один из конкурсных вариантов от Моспроект-1 для конкурса 2015 года на здание Парламентского центра в Мневниковской пойме разработала группа А-ГА со Степаном Липгартом: импозантное здание с крупными внутренними дворами в духе электростанций первых пятилеток. Там было два варианта образного решения на одной планировочной структуре: один в духе любимой Степаном архитектуры 1930-х, другой наш – совершенно модернистский. Год назад А-ГА участвовали в конкурсе на вторую очередь «Золотого острова-2», наравне с такими бюро, как SPEECH, Сергей Скуратов architects, Цимайло, Ляшенко и партнеры.
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Варинат 2 © А-ГА
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Варинат 2 © А-ГА
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 2 © ОАО Моспроект & А-ГА
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 1 © ОАО Моспроект & А-ГА

Урбанистика
Из перечисленных конкурсных проектов большая часть – урбанистические: извилистый путь по Даниловскому рынку, Форум на Кристалле, сохранение промышленной ауры «Серпа и молота». Еще один конкурсный проект, также совместный с LAP, – квартал в Белгороде, здесь основной темой стали «возможность дальнейшего развития» и уплотнения застройки, также как и разделение частных и общественных пространств. В центре квартала – окруженная застройкой крупная зеленая площадь с геопластикой.
zooming
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 1 © ОАО Моспроект & А-ГА
zooming
Конкурсное предложение застройки жилого квартала в г. Белгород © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
zooming
Конкурсное предложение застройки жилого квартала в г. Белгород © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
Волга Виста – Сити Парк © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС

Сейчас, уже после образования группы АТОМ, архитекторы работают с проектом развития территории гостиничных комплексов на побережье в Анапе.

Из принципов подхода АТОМа к урбанистическим задачам: ощущение безопасности и связность частей должны быть присущи не только закрытому пространству одного здания, но и в открытому городскому пространству. Уплотнение среды архитекторы считают позитивной тенденцией – они уверены, что высокотехнологичные производства надо не выводить, а интегрировать в городскую среду.

Новые фасадные материалы
Один из интересов Рустама Керимова – соединение проектирования с родом технического творчества, посвященным осмыслению и адаптации материалов, новых и не очень. «Экономическая ситуация в России подталкивает нас к тому, чтобы вместо закупки дорогих импортных материалов предлагать собственные варианты решений, более технологичные и инновационные. Наши принципы: провокация, инновация, красота».

К примеру для офиса «Краснодарской экспертизы» А-ГА разработали кассеты: согнули сталь, перфорировали, наполнили подсветкой. Та же компания, которая изготовила кассеты, сертифицировала их вместе с облицовочной системой – получился продукт, который имеет определенную стоимость и может быть использован в других зданиях. К слову, скрипт для рисунка перфорации там написал Максим Малеин.
Волга Виста – Сити Парк © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
Здание компании «Краснодарская Межрегиональная Негосударственная Экспертиза». Краснодар, ул. Гаражная. 2017 © А-ГА

Сейчас для Краснодара же архитекторы делают фасады офисного здания, применяя там ламели с параметрическими свойствами, они будут менять изображение в зависимости от угла зрения.
zooming
Здание компании «Краснодарская Межрегиональная Негосударственная Экспертиза» © А-ГА

«В Ярославле строим ЖК около Яковлевского бора, – рассказывает Рустам Керимов, – мы придумали для этого проекта профилированные листы и панели в сочетании с облицовочным клинкером. Оба материала «заиграли», а с металлическими кассетами на 50% поверхности экономика получается приемлемой».

Что строится сейчас
ЖК у Яковлевского бора отливают в бетоне. В Воронеже почти закончен дом на Гродненской улице, на данный момент одно из самых высоких жилых зданий в городе, 28 этажей. Строится дом на Дмитровском шоссе.
БЦ «Екатерининский» в Краснодаре © АТОМ аг
zooming
ЖК на Гродненской улице в Воронеже, 2016-2018 © А-ГА & АТОМ аг

ПРОЕКТУС, в соавторстве с Павлом Андреевым, строит ЖК «Достояние» для компании ГАЛС; начинаются работы компании «Донстрой» по району Раменки, градостроительная концепция которого принадлежит британским архитекторам LDA, ПРОЕКТУСу– сопровождение.

Брендинг
И нейминг, дизайнерская составляющая проекта входит в круг тем, которые будет разрабатывать АТОМ. В этом АТОМу будет помогать дизайнерская компания Pixies, они же делают обновленную версию сайта АМ ПРОЕКТУС.

Малый масштаб
Продуктивное увлечение Рустама Керимова, поддержанное Марком и Юрием Сафроновыми: «работа с малыми формами обязательно нужна, только она поддерживает профессионализм и ответственность». Понимая в широком контексте, малые формы – это многое, от частных интерьеров и домов до фестивальных арт-объектов.

Растущий дом: невысокий деревянный дом, выполненный в парадигме открытого развития. Вначале летнюю кухню пристроили к старому срубу бани из столетнего кедра, затем постепенно добавились гостевые, комната для йоги, все соединилось переходом, а сруб бани в конечном счете полностью включили в состав дома, он оказался внутри.
Апартаменты на Дмитровском шоссе © А-ГА

Недавно достроена вилла под Казанью – деревянный модернистский дом-параллелепипед; строятся две виллы в Сочи.

Дом-дровница: жилище для строителей виллы на участке, миниатюрный домик, фасад которого трактован как поленница. Дрова приносят и уносят, фасад постоянно меняется, «живет». Главный дом-вилла так и не был построен, а дом-дровница прославился как лауреат премии АрхиWOOD.
Растущий дом
© АБ «А-ГА»

Кибитка: «дом на колесах для труппы артистов режиссера Юрия Муравицкого, выступавшей на «Архстоянии». Это был тотальный театр, они были экспонатом, поскольку жили за стеклом, одна стена стеклянная, а сам дом – сцена. Получилось даже интереснее, чем спектакль. Он был реализован на базе автобусика ПАЗ 32053. Автобус пришлось укрепить, сделать стальной каркас, использовать только легкие материалы, чтобы подвеска с колесами не ушла в землю. Все получилось, он ездит, в Кибитке можно жить, как в отеле. Когда сжигали «Готику» Полисского, он был настоящим арт-каром, в нем сидел диджей, из него неслась музыка».
Мини дом дровница © Рустам Керимов, А-ГА
Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017» © АБ «А-ГА»

Преподавание
Образовательный проект Марка Сафронова, который стартует в следующем году – совместный со Светланой Серебряковой: «Она занималась проектами для Перми и ВДНХ, стояла у истоков Урбан Форума и обладает огромным опытом в области градостроительного планирования. Курс рассчитан на специалистов уровня руководителей мастерских, он состоит из пяти-шести модулей по три дня каждый, с полным погружением – формат, подобный хакатону. Задача – расширить компетенции: чтобы архитектор мог выступать как грамотный заказчик исследования территорий. Сейчас территория нередко «сваливается» на архитектора с уже готовыми параметрами, функцией и площадями – мы хотим им помочь принимать более активное участие в процессе еще на уровне формирования идеи».

Недавно закончилось обустройство интерьера детского технопарка – «Наукограда» МАСИ на Профсоюзной улице, спроектированного Рустамом Керимовым совместно с графическим дизайнером Анной Зерновой, художником Лилией Борес и проректором МАСИ Светланой Забелиной: «там студентов и школьников обучают современным технологиям; есть классы робототехники, архитектуры, дизайна, графического дизайна, 3D-моделирования. Стоят принтеры, есть лекционные пространства, кинолекторий, музей техники и коворкинг».
Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017» © А-ГА. Фотография © Алексей Народицкий
Детский технопарк МАСИ «Наукоград», интерьер, 2016-2017 © А-ГА

Рустама и Марка пригласили преподавать в Наукограде, в планах цикл семинаров «Города будущего» – результатом должен стать прототип дома будущего, который установят на территории технопарка.

Выставки
Коллега Рустама и Марка Наталия Зайченко, участвовавшая в ранних проектах А-ГА: в частности, в работе над экономным, но бодрым домом «Патриот» с треугольными балконами на кирпичных стенах, и в работе над проектом реконструкции здания телецентра «Останкино», реализованного в виде его раскраски в цвета настроечной таблицы, – теперь, с 2013 года, занимается дизайном выставок.
Детский технопарк МАСИ «Наукоград», интерьер, 2016-2017 © А-ГА
«Мне всегда хотелось междисциплинарности и драйва – особенно после пяти лет опыта с рабочей документацией. В 2014 году я закончила институт «Стрелка», результатом которого был перформанс и выставка – это была моя первая спроектированная экспозиция. Мне очень нравится создавать концептуальный элегантный фон для разного контента и разных масштабов, поскольку современному человеку требуется комфортная атмосфера, усиливающая качество восприятия визуального ряда и информации. Я называю это экспозиционным урбанизмом».
zooming
Выставка Интермузей-2015, дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Интермузей
Выставка Cosmoscow-2018, дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Александр Ковальчук
Музей русского импрессионизма, выставка "Импрессионизм в авангарде". Дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография (с) Музей русского импрессионизма

Наталии принадлежит дизайн уже пяти ярмарок современного искусства cosmoscow, прием-открытие года Катара в московском Манеже, несколько форумов Агенства Стратегических Инициатив.Она работает и в более камерном формате – к примеру, с дизайном экспозиции Музея русского импрессионизма и Политехническим музеем. В планах создание модульной системы выставочных пространств. Наталия Зайченко будет руководить выставочным подразделением АТОМа.

«Провокация, инновация, красота»
Когда спрашиваешь Марка Сафронова и Рустама Керимова об их принципах, ответ примерно таким (смотри выше). Комментарии, думаю, излишни. 
Форум стратегических инициатив, 2016. Дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Илья Иванов
Мастерская:
АТОМ га

01 Октября 2018

Похожие статьи
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.