English version

АТОМ аг: «Провокация, инновация, красота»

АТОМ Группа Архитекторов – новое междисциплинарное объединение, основанное Рустамом Керимовым, Юрием и Марком Сафроновыми и Наталией Зайченко на основе бюро А-ГА, АМ Проектус и NZgroup. Выясняем, чем будет заниматься новая группа – а планы обширные: участие в конкурсах, разработка новых фасадных материалов, образовательные проекты, урбанистика и дизайн выставок. Но главное – разработка и ведение проектов разного масштаба «под ключ».

author pht

Беседовала:
Юлия Тарабарина

mainImg
Мастерская:
АТОМ га
Недавно сильная команда конструкторов из мастерской №22 АО «Моспроект» под руководством Михаила Алексеева перешла в ООО ПРОЕКТУС. Практически одновременно – этим летом – бюро «А-ГА» Рустама Керимова вместе со старым другом Марком Сафроновым из ПРОЕКТУСа организовали бюро АТОМ. АМ ПРОЕКТУС будет вести большие проекты, стадии П и РД, а ассоциированный с ним АТОМ – заниматься идеями, концепциями, конкурсами, выставками и еще очень много чем, представляя креативную часть команды. В результате образуется компания полного цикла, способная вести проект от идеи до реализации, не теряя, как архитекторы надеются, по дороге все самое ценное. Разбираемся, что к чему, какие планы и каков контекст этого преобразования.
 
Юрий Сафронов, Марк Сафронов, Рустам Керимов. Фотография: АТОМ аг
Юрий Сафронов, Марк Сафронов, Рустам Керимов. Фотография: АТОМ аг
Юрий Сафронов 
Работал в мастерской №22 АО «Моспроект», более известной как мастерская Меерсона, до 2000 года, после чего ушел и основал АМ «ПРОЕКТУС», но дружеские отношения с Андреем Меерсоном, который оставался в мастерской до 2006, сохранил. Работал в составе бригады в компании ABD architects Бориса Левянта, впоследствии много сотрудничал с Павлом Андреевым. Руководит АМ ПРОЕКТУС, преподает на кафедре ЖОЗ в МАРХИ.
 
zooming
Марк Сафронов
Сын Юрия Сафронова.
Учился в школе EDAS Владислава Кирпичева. В выпускной работе исследовал методы превращения «интуитивного» параметрического поля в форму, в том числе с помощью компьютерной программы медицинской специальности.
zooming

Увлечен урбанистикой, новыми технологиями, нелинейным и параметрическим проектированием, программированием. Посещает хакатоны программистов, считает их формат продуктивным для архитектурного обсуждения. Работает в АМ ПРОЕКТУС, где ему принадлежат идеи сотрудничества с LAP Landscape & Urban design Сандера Лапа, ряд конкурсных проектов и образовательных инициатив.
 
Марк Сафронов. Интуитивное поле. Иллюстрация к исследованию, проведенному в рамках школы EDAS Владислава Кирпичева © Марк Сафронов
Рустам Керимов
​Известен участием в фестивале «Архстояние». Основатель бюро А-ГА, в портфолио проекты от арт-объектов до крупных жилых комплексов и общественных зданий. Для мастерской №22 АО «Моспроект» со своей командой работал над конкурсными проектами, дополняя ее преимущественно классицизирующую архитектуру модернистскими предложениями. Проект здания Краснодарской негосударственной экспертизы стал одним из финалистов премии Приметы городов.

Рустам и Марк учились вместе на кафедре ЖОЗ. Оба с теплотой вспоминают стажировку в Японии, где работой стажеров руководил со стороны МАРХИ Василий Ауров, а с японской стороны ученик Айзенмана деконструктивист Хироми Фуджи. В начале 2000-х Марк и Рустам некоторое время работали совместно, том числе над проектами по благоустройству и общепита для Парка Горького.

Полицентричность
АТОМ не аббревиатура, а скорее знак, призванный подчеркнуть разнонаправленность задач, объединенных вокруг общего центра – проекта: «Мы видим АТОМ как группу междисциплинарных специалистов, которая будет заниматься не только проектированием зданий и участвовать в архитектурных конкурсах, поле ее деятельности будет шире – ландшафт, выставочные музейные проекты. В круг интересов АТОМа войдут образовательные кейсы, связанные с градостроительством. Еще нам интересна разработка новых фасадных материалов. Планируем выйти на международный уровень; да мы и сейчас уже немало работаем с иностранными коллегами», – говорят архитекторы.

Конкурсы
Сейчас АТОМ планирует участвовать в двенадцати конкурсах в год. Идею заронил Дзюнья Ишигами, который участвует в двадцати конкурсах в год с высоким коэффициентом побед, – с Ишигами Марк Сафронов много общался, работая над адаптацией его проекта реконструкции Политехнического музея; тогда «Проектус» был субпроектировщиком 14 мастерской «Моспроекта-2» Павла Андеева.

Опыт участия в конкурсах, в том числе крупных, имеется. Конкурс реновации территории «Дорхимзавода» на Бережковской набережной в 2012 и конкурс на павильон Росатома в 2015. В соавторстве с LAP Landscape & Urban design – конкурс на реконструкцию Даниловского рынка с предложением очистить его от поздних наслоений, организовать внутри увлекающее посетителей спиральное пространство и акцентировать купол Нодара Канчели шпалерной развеской лайтбоксов. С ними же, и в том же 2015 – конкурс на благоустройство завода «Кристалл», где проект, главной составляющей которого был Форум – открытая, но защищенная навесом площадь, – получил третье место.
zooming
zooming
Благоустройство территории завода Кристалл © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Благоустройство территории завода Кристалл © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Даниловский рынок, конкурсный проект, 2015 © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB

В 2013-2014 году концепция реновации завода «Серп и молот», разработанная ПРОЕКТУСом в консорциуме с MVRDV и LAP Landscape & Urban design, заняла первое место в конкурсе на концепцию редевелопмента завода «Серп и молот» по мнению жюри. Внимание экспертов проект привлек деликатностью по отношению к индустриальной эстетике и «духу места»: «Мы видели свою задачу в том, чтобы показать – промзона это не некий «провал» в городе, а сложившаяся территория со своей структурой, характером, памятниками, путями. В любой такой территории найдется то, что стоило бы сохранить; мы сохраняли часть конструкций. Парцелляцию кварталов вписали в пятна заводских корпусов. Кроме того, проект был хорошим по экономике, мы рассчитали все так, чтобы заказчик мог не строить сразу, а работать с корпусами завода поочередно». Заказчик выбрал для реализации другой проект, с тех пор о сохранении очарования прома речь не шла.
zooming
Даниловский рынок, конкурсный проект, 2015 © АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB

Один из конкурсных вариантов от Моспроект-1 для конкурса 2015 года на здание Парламентского центра в Мневниковской пойме разработала группа А-ГА со Степаном Липгартом: импозантное здание с крупными внутренними дворами в духе электростанций первых пятилеток. Там было два варианта образного решения на одной планировочной структуре: один в духе любимой Степаном архитектуры 1930-х, другой наш – совершенно модернистский. Год назад А-ГА участвовали в конкурсе на вторую очередь «Золотого острова-2», наравне с такими бюро, как SPEECH, Сергей Скуратов architects, Цимайло, Ляшенко и партнеры.
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Варинат 2 © А-ГА
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Варинат 2 © А-ГА
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 2 © ОАО Моспроект & А-ГА
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 1 © ОАО Моспроект & А-ГА

Урбанистика
Из перечисленных конкурсных проектов большая часть – урбанистические: извилистый путь по Даниловскому рынку, Форум на Кристалле, сохранение промышленной ауры «Серпа и молота». Еще один конкурсный проект, также совместный с LAP, – квартал в Белгороде, здесь основной темой стали «возможность дальнейшего развития» и уплотнения застройки, также как и разделение частных и общественных пространств. В центре квартала – окруженная застройкой крупная зеленая площадь с геопластикой.
zooming
Парламентский центр, конкурсный проект, 2015. Вариант 1 © ОАО Моспроект & А-ГА
zooming
Конкурсное предложение застройки жилого квартала в г. Белгород © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
zooming
Конкурсное предложение застройки жилого квартала в г. Белгород © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
Волга Виста – Сити Парк © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС

Сейчас, уже после образования группы АТОМ, архитекторы работают с проектом развития территории гостиничных комплексов на побережье в Анапе.

Из принципов подхода АТОМа к урбанистическим задачам: ощущение безопасности и связность частей должны быть присущи не только закрытому пространству одного здания, но и в открытому городскому пространству. Уплотнение среды архитекторы считают позитивной тенденцией – они уверены, что высокотехнологичные производства надо не выводить, а интегрировать в городскую среду.

Новые фасадные материалы
Один из интересов Рустама Керимова – соединение проектирования с родом технического творчества, посвященным осмыслению и адаптации материалов, новых и не очень. «Экономическая ситуация в России подталкивает нас к тому, чтобы вместо закупки дорогих импортных материалов предлагать собственные варианты решений, более технологичные и инновационные. Наши принципы: провокация, инновация, красота».

К примеру для офиса «Краснодарской экспертизы» А-ГА разработали кассеты: согнули сталь, перфорировали, наполнили подсветкой. Та же компания, которая изготовила кассеты, сертифицировала их вместе с облицовочной системой – получился продукт, который имеет определенную стоимость и может быть использован в других зданиях. К слову, скрипт для рисунка перфорации там написал Максим Малеин.
Волга Виста – Сити Парк © LAPLAB & AM ПРОЕКТУС
Здание компании «Краснодарская Межрегиональная Негосударственная Экспертиза». Краснодар, ул. Гаражная. 2017 © А-ГА

Сейчас для Краснодара же архитекторы делают фасады офисного здания, применяя там ламели с параметрическими свойствами, они будут менять изображение в зависимости от угла зрения.
zooming
Здание компании «Краснодарская Межрегиональная Негосударственная Экспертиза» © А-ГА

«В Ярославле строим ЖК около Яковлевского бора, – рассказывает Рустам Керимов, – мы придумали для этого проекта профилированные листы и панели в сочетании с облицовочным клинкером. Оба материала «заиграли», а с металлическими кассетами на 50% поверхности экономика получается приемлемой».

Что строится сейчас
ЖК у Яковлевского бора отливают в бетоне. В Воронеже почти закончен дом на Гродненской улице, на данный момент одно из самых высоких жилых зданий в городе, 28 этажей. Строится дом на Дмитровском шоссе.
БЦ «Екатерининский» в Краснодаре © АТОМ аг
zooming
ЖК на Гродненской улице в Воронеже, 2016-2018 © А-ГА & АТОМ аг

ПРОЕКТУС, в соавторстве с Павлом Андреевым, строит ЖК «Достояние» для компании ГАЛС; начинаются работы компании «Донстрой» по району Раменки, градостроительная концепция которого принадлежит британским архитекторам LDA, ПРОЕКТУСу– сопровождение.

Брендинг
И нейминг, дизайнерская составляющая проекта входит в круг тем, которые будет разрабатывать АТОМ. В этом АТОМу будет помогать дизайнерская компания Pixies, они же делают обновленную версию сайта АМ ПРОЕКТУС.

Малый масштаб
Продуктивное увлечение Рустама Керимова, поддержанное Марком и Юрием Сафроновыми: «работа с малыми формами обязательно нужна, только она поддерживает профессионализм и ответственность». Понимая в широком контексте, малые формы – это многое, от частных интерьеров и домов до фестивальных арт-объектов.

Растущий дом: невысокий деревянный дом, выполненный в парадигме открытого развития. Вначале летнюю кухню пристроили к старому срубу бани из столетнего кедра, затем постепенно добавились гостевые, комната для йоги, все соединилось переходом, а сруб бани в конечном счете полностью включили в состав дома, он оказался внутри.
Апартаменты на Дмитровском шоссе © А-ГА

Недавно достроена вилла под Казанью – деревянный модернистский дом-параллелепипед; строятся две виллы в Сочи.

Дом-дровница: жилище для строителей виллы на участке, миниатюрный домик, фасад которого трактован как поленница. Дрова приносят и уносят, фасад постоянно меняется, «живет». Главный дом-вилла так и не был построен, а дом-дровница прославился как лауреат премии АрхиWOOD.
Растущий дом
© АБ «А-ГА»

Кибитка: «дом на колесах для труппы артистов режиссера Юрия Муравицкого, выступавшей на «Архстоянии». Это был тотальный театр, они были экспонатом, поскольку жили за стеклом, одна стена стеклянная, а сам дом – сцена. Получилось даже интереснее, чем спектакль. Он был реализован на базе автобусика ПАЗ 32053. Автобус пришлось укрепить, сделать стальной каркас, использовать только легкие материалы, чтобы подвеска с колесами не ушла в землю. Все получилось, он ездит, в Кибитке можно жить, как в отеле. Когда сжигали «Готику» Полисского, он был настоящим арт-каром, в нем сидел диджей, из него неслась музыка».
Мини дом дровница © Рустам Керимов, А-ГА
Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017» © АБ «А-ГА»

Преподавание
Образовательный проект Марка Сафронова, который стартует в следующем году – совместный со Светланой Серебряковой: «Она занималась проектами для Перми и ВДНХ, стояла у истоков Урбан Форума и обладает огромным опытом в области градостроительного планирования. Курс рассчитан на специалистов уровня руководителей мастерских, он состоит из пяти-шести модулей по три дня каждый, с полным погружением – формат, подобный хакатону. Задача – расширить компетенции: чтобы архитектор мог выступать как грамотный заказчик исследования территорий. Сейчас территория нередко «сваливается» на архитектора с уже готовыми параметрами, функцией и площадями – мы хотим им помочь принимать более активное участие в процессе еще на уровне формирования идеи».

Недавно закончилось обустройство интерьера детского технопарка – «Наукограда» МАСИ на Профсоюзной улице, спроектированного Рустамом Керимовым совместно с графическим дизайнером Анной Зерновой, художником Лилией Борес и проректором МАСИ Светланой Забелиной: «там студентов и школьников обучают современным технологиям; есть классы робототехники, архитектуры, дизайна, графического дизайна, 3D-моделирования. Стоят принтеры, есть лекционные пространства, кинолекторий, музей техники и коворкинг».
Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017» © А-ГА. Фотография © Алексей Народицкий
Детский технопарк МАСИ «Наукоград», интерьер, 2016-2017 © А-ГА

Рустама и Марка пригласили преподавать в Наукограде, в планах цикл семинаров «Города будущего» – результатом должен стать прототип дома будущего, который установят на территории технопарка.

Выставки
Коллега Рустама и Марка Наталия Зайченко, участвовавшая в ранних проектах А-ГА: в частности, в работе над экономным, но бодрым домом «Патриот» с треугольными балконами на кирпичных стенах, и в работе над проектом реконструкции здания телецентра «Останкино», реализованного в виде его раскраски в цвета настроечной таблицы, – теперь, с 2013 года, занимается дизайном выставок.
Детский технопарк МАСИ «Наукоград», интерьер, 2016-2017 © А-ГА
«Мне всегда хотелось междисциплинарности и драйва – особенно после пяти лет опыта с рабочей документацией. В 2014 году я закончила институт «Стрелка», результатом которого был перформанс и выставка – это была моя первая спроектированная экспозиция. Мне очень нравится создавать концептуальный элегантный фон для разного контента и разных масштабов, поскольку современному человеку требуется комфортная атмосфера, усиливающая качество восприятия визуального ряда и информации. Я называю это экспозиционным урбанизмом».
zooming
Выставка Интермузей-2015, дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Интермузей
Выставка Cosmoscow-2018, дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Александр Ковальчук
Музей русского импрессионизма, выставка "Импрессионизм в авангарде". Дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография (с) Музей русского импрессионизма

Наталии принадлежит дизайн уже пяти ярмарок современного искусства cosmoscow, прием-открытие года Катара в московском Манеже, несколько форумов Агенства Стратегических Инициатив.Она работает и в более камерном формате – к примеру, с дизайном экспозиции Музея русского импрессионизма и Политехническим музеем. В планах создание модульной системы выставочных пространств. Наталия Зайченко будет руководить выставочным подразделением АТОМа.

«Провокация, инновация, красота»
Когда спрашиваешь Марка Сафронова и Рустама Керимова об их принципах, ответ примерно таким (смотри выше). Комментарии, думаю, излишни. 
Форум стратегических инициатив, 2016. Дизайн экспозиции: Наталья Зайченко. Фотография © Илья Иванов


Мастерская:
АТОМ га

01 Октября 2018

author pht

Беседовала:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля, а также изначального «Шереметеьево-2», ныне терминала F, в Москве.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО