«Серп и молот»: результаты конкурса

Проекты всех пяти команд с картинками, описаниями и комментариями жюри.

mainImg
Как мы уже сообщали, составленный членами жюри рейтинг проектов международного конкурса на архитектурно-градостроительную концепцию территории завода «Серп и молот» был объявлен 25 апреля. Результаты голосования жюри, заседание которого состоялось накануне, собравшимся объявил Сергей Кузнецов, подчеркнув, что и на этот раз организаторы использовали уже отработанную схему – когда жюри составляет рейтинг, который носит рекомендательный характер; окончательного победителя определит заказчик конкурса, «Дон-Строй Инвест», через месяц. Таким образом – подчеркнул Сергей Кузнецов, – все пять команд, невзирая на распределение мест, по-прежнему остаются претендентами на окончательную победу (и подписание контракта на проектирование), но у проекта, занявшего первое место, шансов все-таки больше, поскольку рейтинг – самая качественная и объективная оценка. Сам конкурс, по мнению главного архитектора, стал одним из лучших среди всех проведенных в последнее время в Москве, отличившись очень сильным составом участников, жюри и экспертов.

По словам главы института Генплана Каримы Нигматуллиной, вопрос реновации промзон сегодня стоит очень остро, поэтому проведенный конкурс имеет большое значение не только для данного участка, но для всех московских промзон. В данном случае институт Генплана выступал в качестве организатора, занимался составлением технического задания, формулировал цели и задачи и обеспечивал чистоту процедуры. На этапе реализации именно институт Генплана займется подготовкой проектов планировки. Главный архитектор института Андрей Гнездилов заметил, что для победы в конкурсе нужны яркие и запоминающиеся идеи, однако на этапе реализации не все из них оказывается возможным воплотить в жизнь. Проект придется адаптировать и «приземлять», поэтому результаты конкурса – это только начало пути. Впереди – огромная и продолжительная работа по реализации проекта, которая, по предварительным оценкам Алены Дерябиной, займет от 5 до 10 лет.

Первое место* / MVRDV
/ Сохраняя романтику индустриального наследия
*в рейтинге жюри
Карима Нигматулина. Фотография А.Павликовой
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB
За проект команды MVRDV из Нидерландов отдало свои голоса абсолютное большинство членов жюри.

Его главное отличие – чрезвычайно бережное отношение к наследию завода «Серп и молот», его «духу места»: всё производство с территории будет убрано, но архитекторы сохраняют и развивают сетку улиц, а также часть заводских зданий и конструкций, в частности, (по словам Сергея Кузнецова), «заброшенные железнодорожные ветки авторы проекта превратили в интереснейшие элементы городской среды, создав уникальный кольцевой парк с встроенными в него культурными и инфраструктурными объектами».

Другой важной целью проекта, по словам его авторов, было защитить его жителей от шума и загрязнения: поэтому по периметру участка, вдоль проспекта завода «Серп и молот» и шоссе Энтузиастов, они разместили общественную и техническую зоны, а дома расположили в центральной части.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот»
© MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB

Жюри о проекте MVRDV:
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«Главное преимущество этой работы – деликатность подхода к существующим на территории завода объектам. Несмотря на то, что в отличие от ЗиЛа, эта площадка не изобилует памятниками архитектуры и объектами культурного наследия, архитекторы продемонстрировали максимально бережное и уважительное отношение к памяти места. Например, они учли имеющуюся планировку территории, нашли интересные решения по включению в ткань нового района сохранившихся заводских корпусов.

Немаловажным фактором при оценке проекта стала его экономическая составляющая и разумное предложение по очередности строительства. По предварительным подсчетам девелопер намеревался инвестировать в проект примерно 140 млрд. рублей, и концепция MVRDV учитывала эти цифры».
 
Андрей Гнездилов, главный архитектор НИ и ПИ Генплана Москвы:
«На мой взгляд, авторы проекта-победителя сумели найти очень яркий образ. Основные принципы данной работы – сохранение существующей застройки и среды. Их идеи безумно интересны, хотя некоторые не совсем реальны для воплощения в жизнь. Как конкурсные идеи, как драйверы проекта они вполне могут быть. Любая конкурсная работа – это во многом лозунг, обозначающий основополагающие принципы и направления развития. Однако на этапе реализации институту Генплана придется адаптировать и приземлять этот проект, а некоторые захватывающие предложения делать проще и прагматичнее».
 
Рикардо Бофилл младший, архитектор-градостроитель, вице-президент архитектурной мастерской Рикардо Бофилла (RBTA):
«Я бы сказал, авторам проекта, занявшего первое место, удалось сохранить ДНК завода – производство с территории «Серпа и Молота», конечно, будет полностью выведено, но дух места останется. Создавая новое, архитекторы MVRDV не стирают прошлое, а интегрируют его в настоящее. Я уверен, что в случае реализации этого проекта заводская площадка превратится в новый центр притяжения. Помимо создания многофункционального пространства для жизни, отдыха, работы, совершения покупок и т.д., концепция предполагает огромное количество зелени и парков, а также предусматривает связь города с рекой Яузой».
 
Петр Лоренс, вице-президент Международного сообщества городских и региональных планировщиков ISOCARP, декан факультета городского дизайна и регионального планирования Гданьского технологического университета:
«На мой взгляд, был выбран действительно лучший проект. Единственный из всех представленных на суд жюри, который внимательно и очень бережно отнесся к промышленному наследию территории завода».
 
Ханс Штиманн,член Архитектурного совета Москвы, член Союза московских архитекторов, бывший главный архитектор Берлина:
«Жизнеспособность этого участка Москва напрямую зависит от сбалансированности функций, и, как мне кажется, проект, занявший первое место, с этой задачей прекрасно справился. Однако еще важнее то, что его авторы не просто наполнили район новыми функциями, но смогли при этом сохранить индустриальную «ауру» места».
 
Оливер Шульце, ведущий датский урбанист, бюро Schulze + Grassov (Копенгаген) и Citymakers (Москва):
«Проект MVRDV стал безусловным лидером голосования благодаря тому, что эти архитекторы сделали ставку не только на традиционные для такого жанра парки, скверы и дворики, но также переосмысли градостроительную роль улиц. Улицы нового района будут предназначены не только и не столько для машин, сколько для пешеходов, вернут себе роль не только транзитных артерий, но и пространств повседневной коммуникации, и, как мне кажется, именно в этом ключ к высокому качеству жизни в городе».
***
 
Второе место / Ateliers Lion associés / На оси парка
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Авторы предлагают увеличить крытую часть Третьего кольца и построить на территории, «выигранной» у магистрали путем удлинения туннеля, «Центральный парк», который разделит территорию на два малых треугольника и станет частью «зеленой артерии» – непрерывной линии зелени от Краснокурсантского сквера на севере к Рогожскому кладбищу на юге. Архитекторы рассматривают отведенную территорию широко, их проект во второй очереди «выходит за рамки периметра», обращая внимание на прилегающую часть шоссе Энтузиастов и площадь Ильича. Третий этап обустройства вообще должен быть посвящен, по убеждению архитекторов, только работе вне периметра рассматриваемой территории, его цель – обеспечение коммуникаций с застройкой, расположенной к северо-востоку от нового района.

Ateliers Lion associés (также как и авторы проекта, занявшего первое место) сохраняют существующую структуру улиц и отделяют жилые дома от магистралей полосой построек торгового и офисного назначения. Но сетка кварталов в их версии организована плотнее.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«Проект Ateliers Lion Associés продемонстрировал применение четкой структуры улиц. Здесь сделан акцент на проницаемость территории и формирование строго квартальной системы. Однако в этой чрезмерной проницаемости таится некая опасность, поскольку мы бы не хотели иметь на территории выраженный транзит. Наверное, этот фактор и помешал французской команде подняться на первое место. Но предложенная структура с точки зрения городской ткани была очень правильной».
 ***
 
Третье место  / LDA Design / Город-сад
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
В проекте LDA Design преобладает идея зеленого пространства: архитекторы видят всю территорию как парк, внутри которого расставлены здания и даже задумываются о возобновлении внутри района биологического разнообразия – в равной степени с «возобновлением систем энергообеспечения». Идее природного ландшафта подчинены и свободная структура улиц (вкупе с множеством пересекающихся дорожек), и бионические обтекаемые формы общественных зданий.

На территории бывшего завода «Серп и молот» авторы предлагают разместить три «городских пика», представляющих разные функции: культурный центр, центр досуга и деловой центр. «Пики» планируется выделить плавным увеличением этажности зданий, также постепенно повышая в этих точках и высоту зелени парка.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«В этом проекте все члены жюри обратили внимание на очень яркое предложение по созданию многофункционального культурного центра в сердце участка».
***
 
Четвертое место / Проект Меганом / «Зеленая река»
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Меганом проложил зеленую ось района в своем варианте проекта не вертикально, как Lion associés, а в поперечном направлении, с востока на запад. Ось, которую архитекторы называют «Зеленая река», вписана в структуру значительно более масштабной идеи Юрия Григоряна: бульвар «Серпа и молота» мог бы (в глобальной перспективе) соединить Лосиный остров с зелеными массивами московского юго-запада. На ось «Зеленой реки» нанизаны центральный парк, общественные здания, коммерческий и деловой центр. Такая структура, по убеждению авторов, притянет ресурсы в деловой центр, не позволяя проектируемой территории стать спальным районом в центре города.

Жилые кварталы при этом расположены несколько в стороне: дома образуют периметр с зелеными рекреационными зонами внутри. Таким образом создается баланс между активным общественным центром «Зеленой реки» и тихой и спокойной жилой зоной района.

zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«В концепции «Проект Меганом» нашла отражение идея, которую Юрий Григорян давно исследует и продвигает на теоретическом уровне. Это концепция «зеленой реки» и соединения северо-восточного (Лосиный остров) и юго-западного клиньев Москвы. Вдоль реки возникают всевозможные общественные пространства и культурные кластеры. Большое внимание в проекте уделено интеграции нового района в общее пространство Москвы».
***
 
Пятое место / de Architekten Cie/ Оживленный район
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
De Architekten Cie видят свою версию района «Серпа и молота» как «один из наиболее оживленных и космополитичных центров Московского столичного региона». Неудивительно, что здесь большое внимание уделено развитию рекреационных и общественных территорий. В нижнем остром углу треугольника участка команда de Architekten Cie расположила развитую общественную зону с форумом, от которого отходит пешеходная аллея. Территория завода разделена на две неравные части «зеленым поясом» – спортивным парком, с расположенными в нем школами и спортивными площадками. Другой крупной зеленой зоной стал бульвар, своеобразный «портал», берущий свое начало в верхней, северной, вершине треугольника участка.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«Компания De Architekten CIE из Нидерландов разработала довольно четкую структурную часть, но нам она показалась излишне механистичной. При этом хочу подчеркнуть, что это очень сильная работа, которая вполне могла бы быть реализована, если бы не столь сильный состав участников и столь серьезная конкуренция».
***

Жюри о конкурсе:
Алена Дерябина. Фотография А.Павликовой
Алена Дерябина, генеральный директор ЗАО «Дон-Строй Инвест»:
«Изначально мы наделись, что конкурс позволит нам консолидировать международные креативные идеи, а также получить экспертное заключение от достаточно широкого круга специалистов – по экологии, транспорту, урбанистике. Однако результаты конкурса превзошли все наши ожидания. Профессиональный уровень представленных на конкурс работ нас приятно поразил. Глубина проработки каждого проекта такова, что любой из них можно использовать как готовое решение. Работ, представленных набором стандартных решений, просто не было: в каждом проекте можно отметить те или иные уникальные особенности».
Рикардо Бофилл на объявлении результатов конкурса 25 апреля. Фотография А.Павликовой
Рикардо Бофилл младший, архитектор-градостроитель, вице-президент архитектурной мастерской Рикардо Бофилла (RBTA):
«Прежде всего, хочу поблагодарить Правительство Москвы и лично Главного архитектора Москвы за те изменения, которые сегодня переживает ваш город. Я помню Москву десятилетней давности – город, в котором мы пытались начинать работать, и это был совсем другой город. Сегодняшняя Москва подходит к вопросам градостроительного развития куда более взвешенно и осознанно, и результаты такого подхода мы можем наблюдать уже сегодня. Территория «Серпа и молота» похожа на сценическую площадку, она имеет не просто градостроительное, но огромное символическое значение. Мне чрезвычайно импонирует, что город намерен комплексно развивать эту территорию, осваивая ее в рамках единой концепции, которая к тому же выбирается в ходе международного архитектурного конкурса с привлечением лучших бюро мира».

Петр Лоренс, вице-президент Международного сообщества городских и региональных планировщиков ISOCARP, декан факультета городского дизайна и регионального планирования Гданьского технологического университета:
«Возможно, ваш город еще даже не совсем готов к реализации подобного проекта, так как не до конца удовлетворены потребности людей в жилье и рабочих местах нового поколения, но это прекрасный проект на вырост. Я сужу по Польше: 10 лет назад тема развития общественных пространств там тоже мало кого волновала, но сегодня она стала одной из самых актуальных и востребованных.

Данный конкурс получился очень интересным еще и потому, что каждая из пяти команд предложила свой собственный сценарий развития территории. Знаете, ведь очень часто бывает, что конкурсанты практически совпадают в своем видении будущего того или иного участка, и жюри вынуждено выбирать из практически одинаковых схем, разве что раскрашенных по-разному. В данном случае, к счастью, все сложилось иначе: у членов жюри был реальный выбор. И как мне кажется, выбор был сделан правильный».
 
Ханс Штиманн, член Архитектурного совета Москвы, член Союза московских архитекторов, бывший главный архитектор Берлина:
«Состоявшийся конкурс показался мне чрезвычайно интересным и важным, причем не только для Москвы, которая найдет его результатам практическое применение, но и в общеевропейском смысле. Ведь это совершенно уникальная история – комплексная реорганизация территории такой внушительной площади и столь стратегически важно расположенной. Относительная близость к центру и крупным транспортным магистралям позволяет говорить о том, что у территории завода есть все шансы стать неотъемлемой частью Москвы, а ее колоссальная площадь позволяет говорить о создании города в городе. Ну, в общем, в масштабе Европы это и был бы отдельный город».
 
Оливер Шульце, ведущий датский урбанист, бюро Schulze + Grassov (Копенгаген) и Citymakers (Москва):
«Мне кажется, проведенный конкурс и его результаты наглядно иллюстрируют те изменения, которые сегодня переживает Москва. Раньше мы знали этот город как колоссальное сосредоточение мест жительства и мест работы, жители которого постоянно курсировали из точки А в точку Б, наполняя мегаполис транзитными потоками, которые во многом и определяли его характер и лицо. Теперь ситуация меняется: Москва начинает уделять внимание общественным пространствам, задаваясь вопросом, как и что может объединить места жизни и работы в единый дееспособный организм, могут ли они сосуществовать и что именно может служить для них «соединительной тканью». И в этом смысле заявленная стратегия развития территории завода «Серп и Молот» кажется очень правильной: это будет район мультиформатной застройки, в котором центральная роль будет отведена именно общественным пространствам. Общественные пространства, их качество и количество были одним из основных критериев оценки  представленных на конкурс проектов».
 
***
Конкурс стартовал в сентябре 2013 года, в конце ноября жюри выбрало пять команд, которые продолжили борьбу во втором туре соревнования. Ими стали: LDA Design (Великобритания), Ateliers Lion Associés (Франция), De Architekten CIE (Нидерланды), MVRDV (Нидерланды) и Проект Меганом (Россия). Конкурсантам необходимо было разработать проект ревитализации территории бывшего завода «Серп и молот», создав на предлагаемом для проектирования участке городскую среду с многофункциональной застройкой – район, включающий в себя жилые кварталы, офисные и торговые центры, рекреационные и общественные пространства. Заказчиками конкурса, напомним, выступила компания «Донстрой», организаторами – ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы».
 

29 Апреля 2014

Похожие статьи
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Пресса: Проект планировки территории завода «Серп и Молот»...
Компания «Донстрой» в целом согласовала с LDA Design и UHA London, которые победили в конкурсе на архконцепцию реорганизуемой территории завода «Серп и Молот» в Москве, схему генерального плана застройки этой территории.
Пресса: «Серп и Молот»: интеграция в мегаполис
25 апреля состоялось официальное подведение итогов международного конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Серп и Молот», проведенного при поддержке Москомархитектуры и Стройкомплекса столицы. Речь идет об одной из самых обширных московских промышленных зон, расположившейся на площади 87 га к юго-востоку от исторического центра столицы в непосредственном соседстве с историческими районами Лефортово и Рогожской слободы.
Пресса: Строительство на территории промзоны «Серп и молот»...
В конкурсе концепций освоения территории завода «Серп и молот» победил проект команды архитекторов из Нидерландов, предложивший сохранить в новой застройке элементы стальных конструкций промзоны. Концепцию ждет доработка, а к строительству приступят не ранее 2015 года.
Пресса: Жюри конкурса на реконструкцию завода «Серп и молот»...
Сегодня были объявлены результаты Международного конкурса на архитектурно-планировочную концепцию территории завода «Серп и Молот». По решению жюри победителем стал проект, представленный знаменитым нидерландским бюро MVRDV из Нидерландов. Однако, решение не окончательное.
Пресса: На месте промзоны «Серп и молот» появятся парки и...
В пятницу, 25 апреля, станет известен победитель международного архитектурного конкурса на концепцию развития промзоны «Серп и молот» - на ее месте появится новый жилой квартал с офисами, парками и всей необходимой инфраструктурой.
Пресса: Как закалялась сталь «Серпа и молота»
Через несколько лет одно из старейших промышленных предприятий Москвы металлургический завод «Серп и молот» исчезнет с карты города, уступив место новому городскому кварталу. «Ъ» проник за охраняемую проходную завода, прошелся по заброшенным цехам и узнал, как выплавлялась сталь. Последние дни завода – в репортаже «Ъ».
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.