«Серп и молот»: результаты конкурса

Проекты всех пяти команд с картинками, описаниями и комментариями жюри.

mainImg
0 Как мы уже сообщали, составленный членами жюри рейтинг проектов международного конкурса на архитектурно-градостроительную концепцию территории завода «Серп и молот» был объявлен 25 апреля. Результаты голосования жюри, заседание которого состоялось накануне, собравшимся объявил Сергей Кузнецов, подчеркнув, что и на этот раз организаторы использовали уже отработанную схему – когда жюри составляет рейтинг, который носит рекомендательный характер; окончательного победителя определит заказчик конкурса, «Дон-Строй Инвест», через месяц. Таким образом – подчеркнул Сергей Кузнецов, – все пять команд, невзирая на распределение мест, по-прежнему остаются претендентами на окончательную победу (и подписание контракта на проектирование), но у проекта, занявшего первое место, шансов все-таки больше, поскольку рейтинг – самая качественная и объективная оценка. Сам конкурс, по мнению главного архитектора, стал одним из лучших среди всех проведенных в последнее время в Москве, отличившись очень сильным составом участников, жюри и экспертов.

По словам главы института Генплана Каримы Нигматуллиной, вопрос реновации промзон сегодня стоит очень остро, поэтому проведенный конкурс имеет большое значение не только для данного участка, но для всех московских промзон. В данном случае институт Генплана выступал в качестве организатора, занимался составлением технического задания, формулировал цели и задачи и обеспечивал чистоту процедуры. На этапе реализации именно институт Генплана займется подготовкой проектов планировки. Главный архитектор института Андрей Гнездилов заметил, что для победы в конкурсе нужны яркие и запоминающиеся идеи, однако на этапе реализации не все из них оказывается возможным воплотить в жизнь. Проект придется адаптировать и «приземлять», поэтому результаты конкурса – это только начало пути. Впереди – огромная и продолжительная работа по реализации проекта, которая, по предварительным оценкам Алены Дерябиной, займет от 5 до 10 лет.

Первое место* / MVRDV
/ Сохраняя романтику индустриального наследия
*в рейтинге жюри
Карима Нигматулина. Фотография А.Павликовой
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB
За проект команды MVRDV из Нидерландов отдало свои голоса абсолютное большинство членов жюри.

Его главное отличие – чрезвычайно бережное отношение к наследию завода «Серп и молот», его «духу места»: всё производство с территории будет убрано, но архитекторы сохраняют и развивают сетку улиц, а также часть заводских зданий и конструкций, в частности, (по словам Сергея Кузнецова), «заброшенные железнодорожные ветки авторы проекта превратили в интереснейшие элементы городской среды, создав уникальный кольцевой парк с встроенными в него культурными и инфраструктурными объектами».

Другой важной целью проекта, по словам его авторов, было защитить его жителей от шума и загрязнения: поэтому по периметру участка, вдоль проспекта завода «Серп и молот» и шоссе Энтузиастов, они разместили общественную и техническую зоны, а дома расположили в центральной части.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот»
© MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB

Жюри о проекте MVRDV:
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«Главное преимущество этой работы – деликатность подхода к существующим на территории завода объектам. Несмотря на то, что в отличие от ЗиЛа, эта площадка не изобилует памятниками архитектуры и объектами культурного наследия, архитекторы продемонстрировали максимально бережное и уважительное отношение к памяти места. Например, они учли имеющуюся планировку территории, нашли интересные решения по включению в ткань нового района сохранившихся заводских корпусов.

Немаловажным фактором при оценке проекта стала его экономическая составляющая и разумное предложение по очередности строительства. По предварительным подсчетам девелопер намеревался инвестировать в проект примерно 140 млрд. рублей, и концепция MVRDV учитывала эти цифры».
 
Андрей Гнездилов, главный архитектор НИ и ПИ Генплана Москвы:
«На мой взгляд, авторы проекта-победителя сумели найти очень яркий образ. Основные принципы данной работы – сохранение существующей застройки и среды. Их идеи безумно интересны, хотя некоторые не совсем реальны для воплощения в жизнь. Как конкурсные идеи, как драйверы проекта они вполне могут быть. Любая конкурсная работа – это во многом лозунг, обозначающий основополагающие принципы и направления развития. Однако на этапе реализации институту Генплана придется адаптировать и приземлять этот проект, а некоторые захватывающие предложения делать проще и прагматичнее».
 
Рикардо Бофилл младший, архитектор-градостроитель, вице-президент архитектурной мастерской Рикардо Бофилла (RBTA):
«Я бы сказал, авторам проекта, занявшего первое место, удалось сохранить ДНК завода – производство с территории «Серпа и Молота», конечно, будет полностью выведено, но дух места останется. Создавая новое, архитекторы MVRDV не стирают прошлое, а интегрируют его в настоящее. Я уверен, что в случае реализации этого проекта заводская площадка превратится в новый центр притяжения. Помимо создания многофункционального пространства для жизни, отдыха, работы, совершения покупок и т.д., концепция предполагает огромное количество зелени и парков, а также предусматривает связь города с рекой Яузой».
 
Петр Лоренс, вице-президент Международного сообщества городских и региональных планировщиков ISOCARP, декан факультета городского дизайна и регионального планирования Гданьского технологического университета:
«На мой взгляд, был выбран действительно лучший проект. Единственный из всех представленных на суд жюри, который внимательно и очень бережно отнесся к промышленному наследию территории завода».
 
Ханс Штиманн,член Архитектурного совета Москвы, член Союза московских архитекторов, бывший главный архитектор Берлина:
«Жизнеспособность этого участка Москва напрямую зависит от сбалансированности функций, и, как мне кажется, проект, занявший первое место, с этой задачей прекрасно справился. Однако еще важнее то, что его авторы не просто наполнили район новыми функциями, но смогли при этом сохранить индустриальную «ауру» места».
 
Оливер Шульце, ведущий датский урбанист, бюро Schulze + Grassov (Копенгаген) и Citymakers (Москва):
«Проект MVRDV стал безусловным лидером голосования благодаря тому, что эти архитекторы сделали ставку не только на традиционные для такого жанра парки, скверы и дворики, но также переосмысли градостроительную роль улиц. Улицы нового района будут предназначены не только и не столько для машин, сколько для пешеходов, вернут себе роль не только транзитных артерий, но и пространств повседневной коммуникации, и, как мне кажется, именно в этом ключ к высокому качеству жизни в городе».
***
 
Второе место / Ateliers Lion associés / На оси парка
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Авторы предлагают увеличить крытую часть Третьего кольца и построить на территории, «выигранной» у магистрали путем удлинения туннеля, «Центральный парк», который разделит территорию на два малых треугольника и станет частью «зеленой артерии» – непрерывной линии зелени от Краснокурсантского сквера на севере к Рогожскому кладбищу на юге. Архитекторы рассматривают отведенную территорию широко, их проект во второй очереди «выходит за рамки периметра», обращая внимание на прилегающую часть шоссе Энтузиастов и площадь Ильича. Третий этап обустройства вообще должен быть посвящен, по убеждению архитекторов, только работе вне периметра рассматриваемой территории, его цель – обеспечение коммуникаций с застройкой, расположенной к северо-востоку от нового района.

Ateliers Lion associés (также как и авторы проекта, занявшего первое место) сохраняют существующую структуру улиц и отделяют жилые дома от магистралей полосой построек торгового и офисного назначения. Но сетка кварталов в их версии организована плотнее.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«Проект Ateliers Lion Associés продемонстрировал применение четкой структуры улиц. Здесь сделан акцент на проницаемость территории и формирование строго квартальной системы. Однако в этой чрезмерной проницаемости таится некая опасность, поскольку мы бы не хотели иметь на территории выраженный транзит. Наверное, этот фактор и помешал французской команде подняться на первое место. Но предложенная структура с точки зрения городской ткани была очень правильной».
 ***
 
Третье место  / LDA Design / Город-сад
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
В проекте LDA Design преобладает идея зеленого пространства: архитекторы видят всю территорию как парк, внутри которого расставлены здания и даже задумываются о возобновлении внутри района биологического разнообразия – в равной степени с «возобновлением систем энергообеспечения». Идее природного ландшафта подчинены и свободная структура улиц (вкупе с множеством пересекающихся дорожек), и бионические обтекаемые формы общественных зданий.

На территории бывшего завода «Серп и молот» авторы предлагают разместить три «городских пика», представляющих разные функции: культурный центр, центр досуга и деловой центр. «Пики» планируется выделить плавным увеличением этажности зданий, также постепенно повышая в этих точках и высоту зелени парка.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«В этом проекте все члены жюри обратили внимание на очень яркое предложение по созданию многофункционального культурного центра в сердце участка».
***
 
Четвертое место / Проект Меганом / «Зеленая река»
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Меганом проложил зеленую ось района в своем варианте проекта не вертикально, как Lion associés, а в поперечном направлении, с востока на запад. Ось, которую архитекторы называют «Зеленая река», вписана в структуру значительно более масштабной идеи Юрия Григоряна: бульвар «Серпа и молота» мог бы (в глобальной перспективе) соединить Лосиный остров с зелеными массивами московского юго-запада. На ось «Зеленой реки» нанизаны центральный парк, общественные здания, коммерческий и деловой центр. Такая структура, по убеждению авторов, притянет ресурсы в деловой центр, не позволяя проектируемой территории стать спальным районом в центре города.

Жилые кварталы при этом расположены несколько в стороне: дома образуют периметр с зелеными рекреационными зонами внутри. Таким образом создается баланс между активным общественным центром «Зеленой реки» и тихой и спокойной жилой зоной района.

zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«В концепции «Проект Меганом» нашла отражение идея, которую Юрий Григорян давно исследует и продвигает на теоретическом уровне. Это концепция «зеленой реки» и соединения северо-восточного (Лосиный остров) и юго-западного клиньев Москвы. Вдоль реки возникают всевозможные общественные пространства и культурные кластеры. Большое внимание в проекте уделено интеграции нового района в общее пространство Москвы».
***
 
Пятое место / de Architekten Cie/ Оживленный район
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
De Architekten Cie видят свою версию района «Серпа и молота» как «один из наиболее оживленных и космополитичных центров Московского столичного региона». Неудивительно, что здесь большое внимание уделено развитию рекреационных и общественных территорий. В нижнем остром углу треугольника участка команда de Architekten Cie расположила развитую общественную зону с форумом, от которого отходит пешеходная аллея. Территория завода разделена на две неравные части «зеленым поясом» – спортивным парком, с расположенными в нем школами и спортивными площадками. Другой крупной зеленой зоной стал бульвар, своеобразный «портал», берущий свое начало в верхней, северной, вершине треугольника участка.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«Компания De Architekten CIE из Нидерландов разработала довольно четкую структурную часть, но нам она показалась излишне механистичной. При этом хочу подчеркнуть, что это очень сильная работа, которая вполне могла бы быть реализована, если бы не столь сильный состав участников и столь серьезная конкуренция».
***

Жюри о конкурсе:
Алена Дерябина. Фотография А.Павликовой
Алена Дерябина, генеральный директор ЗАО «Дон-Строй Инвест»:
«Изначально мы наделись, что конкурс позволит нам консолидировать международные креативные идеи, а также получить экспертное заключение от достаточно широкого круга специалистов – по экологии, транспорту, урбанистике. Однако результаты конкурса превзошли все наши ожидания. Профессиональный уровень представленных на конкурс работ нас приятно поразил. Глубина проработки каждого проекта такова, что любой из них можно использовать как готовое решение. Работ, представленных набором стандартных решений, просто не было: в каждом проекте можно отметить те или иные уникальные особенности».
Рикардо Бофилл на объявлении результатов конкурса 25 апреля. Фотография А.Павликовой
Рикардо Бофилл младший, архитектор-градостроитель, вице-президент архитектурной мастерской Рикардо Бофилла (RBTA):
«Прежде всего, хочу поблагодарить Правительство Москвы и лично Главного архитектора Москвы за те изменения, которые сегодня переживает ваш город. Я помню Москву десятилетней давности – город, в котором мы пытались начинать работать, и это был совсем другой город. Сегодняшняя Москва подходит к вопросам градостроительного развития куда более взвешенно и осознанно, и результаты такого подхода мы можем наблюдать уже сегодня. Территория «Серпа и молота» похожа на сценическую площадку, она имеет не просто градостроительное, но огромное символическое значение. Мне чрезвычайно импонирует, что город намерен комплексно развивать эту территорию, осваивая ее в рамках единой концепции, которая к тому же выбирается в ходе международного архитектурного конкурса с привлечением лучших бюро мира».

Петр Лоренс, вице-президент Международного сообщества городских и региональных планировщиков ISOCARP, декан факультета городского дизайна и регионального планирования Гданьского технологического университета:
«Возможно, ваш город еще даже не совсем готов к реализации подобного проекта, так как не до конца удовлетворены потребности людей в жилье и рабочих местах нового поколения, но это прекрасный проект на вырост. Я сужу по Польше: 10 лет назад тема развития общественных пространств там тоже мало кого волновала, но сегодня она стала одной из самых актуальных и востребованных.

Данный конкурс получился очень интересным еще и потому, что каждая из пяти команд предложила свой собственный сценарий развития территории. Знаете, ведь очень часто бывает, что конкурсанты практически совпадают в своем видении будущего того или иного участка, и жюри вынуждено выбирать из практически одинаковых схем, разве что раскрашенных по-разному. В данном случае, к счастью, все сложилось иначе: у членов жюри был реальный выбор. И как мне кажется, выбор был сделан правильный».
 
Ханс Штиманн, член Архитектурного совета Москвы, член Союза московских архитекторов, бывший главный архитектор Берлина:
«Состоявшийся конкурс показался мне чрезвычайно интересным и важным, причем не только для Москвы, которая найдет его результатам практическое применение, но и в общеевропейском смысле. Ведь это совершенно уникальная история – комплексная реорганизация территории такой внушительной площади и столь стратегически важно расположенной. Относительная близость к центру и крупным транспортным магистралям позволяет говорить о том, что у территории завода есть все шансы стать неотъемлемой частью Москвы, а ее колоссальная площадь позволяет говорить о создании города в городе. Ну, в общем, в масштабе Европы это и был бы отдельный город».
 
Оливер Шульце, ведущий датский урбанист, бюро Schulze + Grassov (Копенгаген) и Citymakers (Москва):
«Мне кажется, проведенный конкурс и его результаты наглядно иллюстрируют те изменения, которые сегодня переживает Москва. Раньше мы знали этот город как колоссальное сосредоточение мест жительства и мест работы, жители которого постоянно курсировали из точки А в точку Б, наполняя мегаполис транзитными потоками, которые во многом и определяли его характер и лицо. Теперь ситуация меняется: Москва начинает уделять внимание общественным пространствам, задаваясь вопросом, как и что может объединить места жизни и работы в единый дееспособный организм, могут ли они сосуществовать и что именно может служить для них «соединительной тканью». И в этом смысле заявленная стратегия развития территории завода «Серп и Молот» кажется очень правильной: это будет район мультиформатной застройки, в котором центральная роль будет отведена именно общественным пространствам. Общественные пространства, их качество и количество были одним из основных критериев оценки  представленных на конкурс проектов».
 
***
Конкурс стартовал в сентябре 2013 года, в конце ноября жюри выбрало пять команд, которые продолжили борьбу во втором туре соревнования. Ими стали: LDA Design (Великобритания), Ateliers Lion Associés (Франция), De Architekten CIE (Нидерланды), MVRDV (Нидерланды) и Проект Меганом (Россия). Конкурсантам необходимо было разработать проект ревитализации территории бывшего завода «Серп и молот», создав на предлагаемом для проектирования участке городскую среду с многофункциональной застройкой – район, включающий в себя жилые кварталы, офисные и торговые центры, рекреационные и общественные пространства. Заказчиками конкурса, напомним, выступила компания «Донстрой», организаторами – ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы».
 

29 Апреля 2014

Алла Павликова Анна Мартовицкая

Авторы текста:

Алла Павликова, Настя Маврина, Анна Мартовицкая
Похожие статьи
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Nunc est bibendum*
В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.
WAF Inside 2022: идти на свет
Премия WAF Inside отмечает интерьеры, способные менять общество. В этом году гран-при взял проект детской библиотеки в китайской деревушке – жюри оценило возрождение плотницких техник и объединяющий характер этой работы.
WAF 2022: строить мосты
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Выбор жюри указывает на важность взаимодействия людей друг с другом и опытом прошлого: победила реконструкция офисной башни, маршрут-мост и программа восстановления традиционного ландшафта. Рассказываем о проектах, взявших гран-при, а также приводим комментарии очевидцев, добравшихся до фестиваля.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Точка сборки
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию общественно-делового кластера и жилых кварталов с парком впечатлений в Химках, показываем выбранный проект.
Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
Платок Марьям
Специальный приз международного конкурса на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии, получили студенты Казанского архитектурно-строительного университета. Их предложение отсылает к традиционной татарской архитектуре.
Пресса: Проект планировки территории завода «Серп и Молот»...
Компания «Донстрой» в целом согласовала с LDA Design и UHA London, которые победили в конкурсе на архконцепцию реорганизуемой территории завода «Серп и Молот» в Москве, схему генерального плана застройки этой территории.
Пресса: «Серп и Молот»: интеграция в мегаполис
25 апреля состоялось официальное подведение итогов международного конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Серп и Молот», проведенного при поддержке Москомархитектуры и Стройкомплекса столицы. Речь идет об одной из самых обширных московских промышленных зон, расположившейся на площади 87 га к юго-востоку от исторического центра столицы в непосредственном соседстве с историческими районами Лефортово и Рогожской слободы.
Пресса: Строительство на территории промзоны «Серп и молот»...
В конкурсе концепций освоения территории завода «Серп и молот» победил проект команды архитекторов из Нидерландов, предложивший сохранить в новой застройке элементы стальных конструкций промзоны. Концепцию ждет доработка, а к строительству приступят не ранее 2015 года.
Пресса: Жюри конкурса на реконструкцию завода «Серп и молот»...
Сегодня были объявлены результаты Международного конкурса на архитектурно-планировочную концепцию территории завода «Серп и Молот». По решению жюри победителем стал проект, представленный знаменитым нидерландским бюро MVRDV из Нидерландов. Однако, решение не окончательное.
Пресса: На месте промзоны «Серп и молот» появятся парки и...
В пятницу, 25 апреля, станет известен победитель международного архитектурного конкурса на концепцию развития промзоны «Серп и молот» - на ее месте появится новый жилой квартал с офисами, парками и всей необходимой инфраструктурой.
Пресса: Как закалялась сталь «Серпа и молота»
Через несколько лет одно из старейших промышленных предприятий Москвы металлургический завод «Серп и молот» исчезнет с карты города, уступив место новому городскому кварталу. «Ъ» проник за охраняемую проходную завода, прошелся по заброшенным цехам и узнал, как выплавлялась сталь. Последние дни завода – в репортаже «Ъ».
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.