«Серп и молот»: результаты конкурса

Проекты всех пяти команд с картинками, описаниями и комментариями жюри.

mainImg
0 Как мы уже сообщали, составленный членами жюри рейтинг проектов международного конкурса на архитектурно-градостроительную концепцию территории завода «Серп и молот» был объявлен 25 апреля. Результаты голосования жюри, заседание которого состоялось накануне, собравшимся объявил Сергей Кузнецов, подчеркнув, что и на этот раз организаторы использовали уже отработанную схему – когда жюри составляет рейтинг, который носит рекомендательный характер; окончательного победителя определит заказчик конкурса, «Дон-Строй Инвест», через месяц. Таким образом – подчеркнул Сергей Кузнецов, – все пять команд, невзирая на распределение мест, по-прежнему остаются претендентами на окончательную победу (и подписание контракта на проектирование), но у проекта, занявшего первое место, шансов все-таки больше, поскольку рейтинг – самая качественная и объективная оценка. Сам конкурс, по мнению главного архитектора, стал одним из лучших среди всех проведенных в последнее время в Москве, отличившись очень сильным составом участников, жюри и экспертов.

По словам главы института Генплана Каримы Нигматуллиной, вопрос реновации промзон сегодня стоит очень остро, поэтому проведенный конкурс имеет большое значение не только для данного участка, но для всех московских промзон. В данном случае институт Генплана выступал в качестве организатора, занимался составлением технического задания, формулировал цели и задачи и обеспечивал чистоту процедуры. На этапе реализации именно институт Генплана займется подготовкой проектов планировки. Главный архитектор института Андрей Гнездилов заметил, что для победы в конкурсе нужны яркие и запоминающиеся идеи, однако на этапе реализации не все из них оказывается возможным воплотить в жизнь. Проект придется адаптировать и «приземлять», поэтому результаты конкурса – это только начало пути. Впереди – огромная и продолжительная работа по реализации проекта, которая, по предварительным оценкам Алены Дерябиной, займет от 5 до 10 лет.

Первое место* / MVRDV
/ Сохраняя романтику индустриального наследия
*в рейтинге жюри
Карима Нигматулина. Фотография А.Павликовой
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB
За проект команды MVRDV из Нидерландов отдало свои голоса абсолютное большинство членов жюри.

Его главное отличие – чрезвычайно бережное отношение к наследию завода «Серп и молот», его «духу места»: всё производство с территории будет убрано, но архитекторы сохраняют и развивают сетку улиц, а также часть заводских зданий и конструкций, в частности, (по словам Сергея Кузнецова), «заброшенные железнодорожные ветки авторы проекта превратили в интереснейшие элементы городской среды, создав уникальный кольцевой парк с встроенными в него культурными и инфраструктурными объектами».

Другой важной целью проекта, по словам его авторов, было защитить его жителей от шума и загрязнения: поэтому по периметру участка, вдоль проспекта завода «Серп и молот» и шоссе Энтузиастов, они разместили общественную и техническую зоны, а дома расположили в центральной части.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот»
© MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & АМ ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV & ПРОЕКТУС & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB

Жюри о проекте MVRDV:
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«Главное преимущество этой работы – деликатность подхода к существующим на территории завода объектам. Несмотря на то, что в отличие от ЗиЛа, эта площадка не изобилует памятниками архитектуры и объектами культурного наследия, архитекторы продемонстрировали максимально бережное и уважительное отношение к памяти места. Например, они учли имеющуюся планировку территории, нашли интересные решения по включению в ткань нового района сохранившихся заводских корпусов.

Немаловажным фактором при оценке проекта стала его экономическая составляющая и разумное предложение по очередности строительства. По предварительным подсчетам девелопер намеревался инвестировать в проект примерно 140 млрд. рублей, и концепция MVRDV учитывала эти цифры».
 
Андрей Гнездилов, главный архитектор НИ и ПИ Генплана Москвы:
«На мой взгляд, авторы проекта-победителя сумели найти очень яркий образ. Основные принципы данной работы – сохранение существующей застройки и среды. Их идеи безумно интересны, хотя некоторые не совсем реальны для воплощения в жизнь. Как конкурсные идеи, как драйверы проекта они вполне могут быть. Любая конкурсная работа – это во многом лозунг, обозначающий основополагающие принципы и направления развития. Однако на этапе реализации институту Генплана придется адаптировать и приземлять этот проект, а некоторые захватывающие предложения делать проще и прагматичнее».
 
Рикардо Бофилл младший, архитектор-градостроитель, вице-президент архитектурной мастерской Рикардо Бофилла (RBTA):
«Я бы сказал, авторам проекта, занявшего первое место, удалось сохранить ДНК завода – производство с территории «Серпа и Молота», конечно, будет полностью выведено, но дух места останется. Создавая новое, архитекторы MVRDV не стирают прошлое, а интегрируют его в настоящее. Я уверен, что в случае реализации этого проекта заводская площадка превратится в новый центр притяжения. Помимо создания многофункционального пространства для жизни, отдыха, работы, совершения покупок и т.д., концепция предполагает огромное количество зелени и парков, а также предусматривает связь города с рекой Яузой».
 
Петр Лоренс, вице-президент Международного сообщества городских и региональных планировщиков ISOCARP, декан факультета городского дизайна и регионального планирования Гданьского технологического университета:
«На мой взгляд, был выбран действительно лучший проект. Единственный из всех представленных на суд жюри, который внимательно и очень бережно отнесся к промышленному наследию территории завода».
 
Ханс Штиманн,член Архитектурного совета Москвы, член Союза московских архитекторов, бывший главный архитектор Берлина:
«Жизнеспособность этого участка Москва напрямую зависит от сбалансированности функций, и, как мне кажется, проект, занявший первое место, с этой задачей прекрасно справился. Однако еще важнее то, что его авторы не просто наполнили район новыми функциями, но смогли при этом сохранить индустриальную «ауру» места».
 
Оливер Шульце, ведущий датский урбанист, бюро Schulze + Grassov (Копенгаген) и Citymakers (Москва):
«Проект MVRDV стал безусловным лидером голосования благодаря тому, что эти архитекторы сделали ставку не только на традиционные для такого жанра парки, скверы и дворики, но также переосмысли градостроительную роль улиц. Улицы нового района будут предназначены не только и не столько для машин, сколько для пешеходов, вернут себе роль не только транзитных артерий, но и пространств повседневной коммуникации, и, как мне кажется, именно в этом ключ к высокому качеству жизни в городе».
***
 
Второе место / Ateliers Lion associés / На оси парка
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Авторы предлагают увеличить крытую часть Третьего кольца и построить на территории, «выигранной» у магистрали путем удлинения туннеля, «Центральный парк», который разделит территорию на два малых треугольника и станет частью «зеленой артерии» – непрерывной линии зелени от Краснокурсантского сквера на севере к Рогожскому кладбищу на юге. Архитекторы рассматривают отведенную территорию широко, их проект во второй очереди «выходит за рамки периметра», обращая внимание на прилегающую часть шоссе Энтузиастов и площадь Ильича. Третий этап обустройства вообще должен быть посвящен, по убеждению архитекторов, только работе вне периметра рассматриваемой территории, его цель – обеспечение коммуникаций с застройкой, расположенной к северо-востоку от нового района.

Ateliers Lion associés (также как и авторы проекта, занявшего первое место) сохраняют существующую структуру улиц и отделяют жилые дома от магистралей полосой построек торгового и офисного назначения. Но сетка кварталов в их версии организована плотнее.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«Проект Ateliers Lion Associés продемонстрировал применение четкой структуры улиц. Здесь сделан акцент на проницаемость территории и формирование строго квартальной системы. Однако в этой чрезмерной проницаемости таится некая опасность, поскольку мы бы не хотели иметь на территории выраженный транзит. Наверное, этот фактор и помешал французской команде подняться на первое место. Но предложенная структура с точки зрения городской ткани была очень правильной».
 ***
 
Третье место  / LDA Design / Город-сад
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
В проекте LDA Design преобладает идея зеленого пространства: архитекторы видят всю территорию как парк, внутри которого расставлены здания и даже задумываются о возобновлении внутри района биологического разнообразия – в равной степени с «возобновлением систем энергообеспечения». Идее природного ландшафта подчинены и свободная структура улиц (вкупе с множеством пересекающихся дорожек), и бионические обтекаемые формы общественных зданий.

На территории бывшего завода «Серп и молот» авторы предлагают разместить три «городских пика», представляющих разные функции: культурный центр, центр досуга и деловой центр. «Пики» планируется выделить плавным увеличением этажности зданий, также постепенно повышая в этих точках и высоту зелени парка.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«В этом проекте все члены жюри обратили внимание на очень яркое предложение по созданию многофункционального культурного центра в сердце участка».
***
 
Четвертое место / Проект Меганом / «Зеленая река»
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Меганом проложил зеленую ось района в своем варианте проекта не вертикально, как Lion associés, а в поперечном направлении, с востока на запад. Ось, которую архитекторы называют «Зеленая река», вписана в структуру значительно более масштабной идеи Юрия Григоряна: бульвар «Серпа и молота» мог бы (в глобальной перспективе) соединить Лосиный остров с зелеными массивами московского юго-запада. На ось «Зеленой реки» нанизаны центральный парк, общественные здания, коммерческий и деловой центр. Такая структура, по убеждению авторов, притянет ресурсы в деловой центр, не позволяя проектируемой территории стать спальным районом в центре города.

Жилые кварталы при этом расположены несколько в стороне: дома образуют периметр с зелеными рекреационными зонами внутри. Таким образом создается баланс между активным общественным центром «Зеленой реки» и тихой и спокойной жилой зоной района.

zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект Меганом
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«В концепции «Проект Меганом» нашла отражение идея, которую Юрий Григорян давно исследует и продвигает на теоретическом уровне. Это концепция «зеленой реки» и соединения северо-восточного (Лосиный остров) и юго-западного клиньев Москвы. Вдоль реки возникают всевозможные общественные пространства и культурные кластеры. Большое внимание в проекте уделено интеграции нового района в общее пространство Москвы».
***
 
Пятое место / de Architekten Cie/ Оживленный район
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
De Architekten Cie видят свою версию района «Серпа и молота» как «один из наиболее оживленных и космополитичных центров Московского столичного региона». Неудивительно, что здесь большое внимание уделено развитию рекреационных и общественных территорий. В нижнем остром углу треугольника участка команда de Architekten Cie расположила развитую общественную зону с форумом, от которого отходит пешеходная аллея. Территория завода разделена на две неравные части «зеленым поясом» – спортивным парком, с расположенными в нем школами и спортивными площадками. Другой крупной зеленой зоной стал бульвар, своеобразный «портал», берущий свое начало в верхней, северной, вершине треугольника участка.

Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«Компания De Architekten CIE из Нидерландов разработала довольно четкую структурную часть, но нам она показалась излишне механистичной. При этом хочу подчеркнуть, что это очень сильная работа, которая вполне могла бы быть реализована, если бы не столь сильный состав участников и столь серьезная конкуренция».
***

Жюри о конкурсе:
Алена Дерябина. Фотография А.Павликовой
Алена Дерябина, генеральный директор ЗАО «Дон-Строй Инвест»:
«Изначально мы наделись, что конкурс позволит нам консолидировать международные креативные идеи, а также получить экспертное заключение от достаточно широкого круга специалистов – по экологии, транспорту, урбанистике. Однако результаты конкурса превзошли все наши ожидания. Профессиональный уровень представленных на конкурс работ нас приятно поразил. Глубина проработки каждого проекта такова, что любой из них можно использовать как готовое решение. Работ, представленных набором стандартных решений, просто не было: в каждом проекте можно отметить те или иные уникальные особенности».
Рикардо Бофилл на объявлении результатов конкурса 25 апреля. Фотография А.Павликовой
Рикардо Бофилл младший, архитектор-градостроитель, вице-президент архитектурной мастерской Рикардо Бофилла (RBTA):
«Прежде всего, хочу поблагодарить Правительство Москвы и лично Главного архитектора Москвы за те изменения, которые сегодня переживает ваш город. Я помню Москву десятилетней давности – город, в котором мы пытались начинать работать, и это был совсем другой город. Сегодняшняя Москва подходит к вопросам градостроительного развития куда более взвешенно и осознанно, и результаты такого подхода мы можем наблюдать уже сегодня. Территория «Серпа и молота» похожа на сценическую площадку, она имеет не просто градостроительное, но огромное символическое значение. Мне чрезвычайно импонирует, что город намерен комплексно развивать эту территорию, осваивая ее в рамках единой концепции, которая к тому же выбирается в ходе международного архитектурного конкурса с привлечением лучших бюро мира».

Петр Лоренс, вице-президент Международного сообщества городских и региональных планировщиков ISOCARP, декан факультета городского дизайна и регионального планирования Гданьского технологического университета:
«Возможно, ваш город еще даже не совсем готов к реализации подобного проекта, так как не до конца удовлетворены потребности людей в жилье и рабочих местах нового поколения, но это прекрасный проект на вырост. Я сужу по Польше: 10 лет назад тема развития общественных пространств там тоже мало кого волновала, но сегодня она стала одной из самых актуальных и востребованных.

Данный конкурс получился очень интересным еще и потому, что каждая из пяти команд предложила свой собственный сценарий развития территории. Знаете, ведь очень часто бывает, что конкурсанты практически совпадают в своем видении будущего того или иного участка, и жюри вынуждено выбирать из практически одинаковых схем, разве что раскрашенных по-разному. В данном случае, к счастью, все сложилось иначе: у членов жюри был реальный выбор. И как мне кажется, выбор был сделан правильный».
 
Ханс Штиманн, член Архитектурного совета Москвы, член Союза московских архитекторов, бывший главный архитектор Берлина:
«Состоявшийся конкурс показался мне чрезвычайно интересным и важным, причем не только для Москвы, которая найдет его результатам практическое применение, но и в общеевропейском смысле. Ведь это совершенно уникальная история – комплексная реорганизация территории такой внушительной площади и столь стратегически важно расположенной. Относительная близость к центру и крупным транспортным магистралям позволяет говорить о том, что у территории завода есть все шансы стать неотъемлемой частью Москвы, а ее колоссальная площадь позволяет говорить о создании города в городе. Ну, в общем, в масштабе Европы это и был бы отдельный город».
 
Оливер Шульце, ведущий датский урбанист, бюро Schulze + Grassov (Копенгаген) и Citymakers (Москва):
«Мне кажется, проведенный конкурс и его результаты наглядно иллюстрируют те изменения, которые сегодня переживает Москва. Раньше мы знали этот город как колоссальное сосредоточение мест жительства и мест работы, жители которого постоянно курсировали из точки А в точку Б, наполняя мегаполис транзитными потоками, которые во многом и определяли его характер и лицо. Теперь ситуация меняется: Москва начинает уделять внимание общественным пространствам, задаваясь вопросом, как и что может объединить места жизни и работы в единый дееспособный организм, могут ли они сосуществовать и что именно может служить для них «соединительной тканью». И в этом смысле заявленная стратегия развития территории завода «Серп и Молот» кажется очень правильной: это будет район мультиформатной застройки, в котором центральная роль будет отведена именно общественным пространствам. Общественные пространства, их качество и количество были одним из основных критериев оценки  представленных на конкурс проектов».
 
***
Конкурс стартовал в сентябре 2013 года, в конце ноября жюри выбрало пять команд, которые продолжили борьбу во втором туре соревнования. Ими стали: LDA Design (Великобритания), Ateliers Lion Associés (Франция), De Architekten CIE (Нидерланды), MVRDV (Нидерланды) и Проект Меганом (Россия). Конкурсантам необходимо было разработать проект ревитализации территории бывшего завода «Серп и молот», создав на предлагаемом для проектирования участке городскую среду с многофункциональной застройкой – район, включающий в себя жилые кварталы, офисные и торговые центры, рекреационные и общественные пространства. Заказчиками конкурса, напомним, выступила компания «Донстрой», организаторами – ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы».
 

29 Апреля 2014

Алла Павликова Анна Мартовицкая

Авторы текста:

Алла Павликова, Настя Маврина, Анна Мартовицкая
Похожие статьи
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Nunc est bibendum*
В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.
WAF Inside 2022: идти на свет
Премия WAF Inside отмечает интерьеры, способные менять общество. В этом году гран-при взял проект детской библиотеки в китайской деревушке – жюри оценило возрождение плотницких техник и объединяющий характер этой работы.
WAF 2022: строить мосты
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Выбор жюри указывает на важность взаимодействия людей друг с другом и опытом прошлого: победила реконструкция офисной башни, маршрут-мост и программа восстановления традиционного ландшафта. Рассказываем о проектах, взявших гран-при, а также приводим комментарии очевидцев, добравшихся до фестиваля.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Пресса: Проект планировки территории завода «Серп и Молот»...
Компания «Донстрой» в целом согласовала с LDA Design и UHA London, которые победили в конкурсе на архконцепцию реорганизуемой территории завода «Серп и Молот» в Москве, схему генерального плана застройки этой территории.
Пресса: «Серп и Молот»: интеграция в мегаполис
25 апреля состоялось официальное подведение итогов международного конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Серп и Молот», проведенного при поддержке Москомархитектуры и Стройкомплекса столицы. Речь идет об одной из самых обширных московских промышленных зон, расположившейся на площади 87 га к юго-востоку от исторического центра столицы в непосредственном соседстве с историческими районами Лефортово и Рогожской слободы.
Пресса: Строительство на территории промзоны «Серп и молот»...
В конкурсе концепций освоения территории завода «Серп и молот» победил проект команды архитекторов из Нидерландов, предложивший сохранить в новой застройке элементы стальных конструкций промзоны. Концепцию ждет доработка, а к строительству приступят не ранее 2015 года.
Пресса: Жюри конкурса на реконструкцию завода «Серп и молот»...
Сегодня были объявлены результаты Международного конкурса на архитектурно-планировочную концепцию территории завода «Серп и Молот». По решению жюри победителем стал проект, представленный знаменитым нидерландским бюро MVRDV из Нидерландов. Однако, решение не окончательное.
Пресса: На месте промзоны «Серп и молот» появятся парки и...
В пятницу, 25 апреля, станет известен победитель международного архитектурного конкурса на концепцию развития промзоны «Серп и молот» - на ее месте появится новый жилой квартал с офисами, парками и всей необходимой инфраструктурой.
Пресса: Как закалялась сталь «Серпа и молота»
Через несколько лет одно из старейших промышленных предприятий Москвы металлургический завод «Серп и молот» исчезнет с карты города, уступив место новому городскому кварталу. «Ъ» проник за охраняемую проходную завода, прошелся по заброшенным цехам и узнал, как выплавлялась сталь. Последние дни завода – в репортаже «Ъ».
Технологии и материалы
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Новые тренды вентилируемых фасадов от компании SIBALUX
В рамках Art-Techno форума 2023 компания SIBALUX представила уникальную технологию цифровой печати тематических фасадов и новые цветовые решения в коллекциях METAL, BRUSH и RUSTY. А также познакомила проектировщиков с комплексным подходом в реализации объектов, который обеспечивает полное соответствие фасада – проекту.
Евгений Циулин: «Мы взяли формат легко читаемой брошюры...
Segezha Group – компания, которая не только производит CLT-панели, но и активно продвигает ценности деревянного домостроения, – выпустила несколько брошюр-руководств для инженеров и архитекторов по проектированию деревянных зданий. Беседуем с руководителем проектного направления о принципах работы с деревом, его пожароустойчивости, об уникальных проектах из дерева и первом доме под Вологдой, а также о новых проектах Segezha на Крайнем Севере.
Как на картине
Скамейка – будничный предмет, который нередко встречается на полотнах художников. На нем, бывает, сидят поэты и композиторы, но чаще обычные люди: читают книги, беседуют, надевают коньки или играют в шахматы. Мы сопоставили картины с ассортиментом компании «Хоббика», нашли много сходств, а также выяснили, что жизнь на скамейках за сто лет изменилась не так уж сильно.
Микрорайон
«Новая Елизаветка»:
новая жизнь краснодарского...
Формат загородной жизни сегодня востребован как никогда раньше. Проект «Новая Елизаветка» от ГК «ИНСИТИ» в Прикубанском округе Краснодара – это полноценный микрорайон столицы Кубани, в котором сочетаются преимущества жизни в городе и за городом.
Cтудия дизайна Dulux: жизнь в новом цвете
Цвет в архитектуре имеет значение. И, выбирая цвета, архитекторы прежде всего думают об эстетике, но, когда дело доходит до выбора краски для конкретных задач, то тут необходимо подумать и о практической стороне дела – защите материала, влагостойкости, истираемости. Cтудия дизайна Dulux была создана специально для профессионалов – дизайнеров и архитекторов, чтобы помочь им сделать правильный выбор.
Проба на вечность: в Екатеринбурге возвели мемориал...
32 тонны атмосферостойкой стали Forcera производства «Северстали» были использованы для монументальной стелы «Город трудовой доблести», торжественно открытой в центре Екатеринбурга в рамках III Всероссийского форума городов трудовой доблести «Рубежи победы»
15 лет «МасТТех»: итоги и перспективы
Сегодня системы Masttech известны среди ведущих девелоперов России. Компания активно сотрудничает с архитектурными мастерскими и проектными институтами: «СПИЧ», «Атриум», «Олимпроект», «ТПО Резерв», «Моспроект» и другими, а все системы остекления Masttech сертифицированы и прошли испытания в НИИСФ РААСН
Ресторан MUME – китайская слива расцвела
в «Башне...
Муме, или мейхуа, – это дикая китайская слива, цветение которой с древних времен художники запечатлевали на гравюрах, а поэты – в хокку. Сегодня на одном из верхних этажей «Башни Федерации» в Москве-Сити можно найти еще одно произведение искусства, которое создано в честь этого прекрасного явления, – ресторан китайской кухни MUME.
INFINITY SYSTEM
Световая система с механическим (запатентованным) немагнитным фиксатором светильника в треке, позволяет устанавливать новые светильники в будущем, в отличие от других систем, для которых невозможно обновить светильники через несколько лет.
Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться
Следуя за трендом на фасады из темного кирпича, компания BRAER – один из ведущих отечественных производителей кирпича и тротуарной плитки – в этом году выпустила новые коллекции кирпича и обновила уже завоевавшие популярность серии, представив в них модели темных оттенков.
Блеск металла
Декор из металла популярен в интерьерном дизайне благодаря уникальному сочетанию цвета, идеальной поверхности и тактильных ощущений. Рассказываем о продукции Homapal, ведущего мирового производителя металлизированных HPL пластиков
Эстетика порождает этику
От восприятия человека, не обладающего специальными познаниями в области строительства и ремонта, могут быть скрыты определяющее детали интерьера, но общее эстетическое восприятие позволит различить шаблонный проект от оригинального.
Малые, но большие
К малым архитектурным формам относятся в том числе достаточно крупные объекты: беседки, перголы, въездные знаки и контейнерные площадки – без них сложно представить современный парк или двор жилого комплекса. В ассортименте компании «Хоббика» представлено большое разнообразие крупноформатных МАФ, предлагаем краткий обзор-навигатор.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Микрорайон «Любимово» в Краснодаре: город в городе
Микрорайон «Любимово» в Краснодаре от компании «ИНСИТИ» стал первым опытом проектирования и строительства отдельного микрорайона с развитой инфраструктурой – социальной и транспортной, не только для столицы Кубани, но и для всего юга России.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Сейчас на главной
Согретый камень
Жилой комплекс в Зеленогорске архитектурное бюро «Маяк» интерпретирует как россыпь камней. Нестандартный абрис пятиугольных в плане домов не только помог с образной частью проекта, но и во многом облегчил работу с плотностью застройки и инсоляцией квартир.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Четвертая четверть
Бюро Benthem Crouwel Architects и OVA выиграли конкурс на последний незастроенный сектор вокруг площади Победы (Витезне Намнести) в Праге.
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
Бамбуковый листопад
В китайском уезде Аньцзи началось строительство масштабного Центра культуры и искусства по проекту бюро MAD. Его архитектура отражает специфику уезда, славящегося бамбуковыми рощами и плантациями белого чая.
На все времена
Модульная технология, соединенная с конструктивом из клееной древесины, позволяет бюро Rhizome создавать гостиницы, которые быстро возводятся, нравятся посетителям и получают высокие отценки от архитектурного сообщества: на прошлой неделе новый отель «Времена года. Игора» взял сразу три премии. Рассказываем об этом проекте подробнее.
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
«Собор спорта»
В Бордо завершено строительство спортивного центра UCPA по проекту бюро NP2F. Это сооружение предлагает горожанам компромиссный вариант между занятиями спортом в помещении и на открытом воздухе.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Новое сердце
Архитекторы UNStudio выиграли конкурс на проект жилой и офисной башен в Дюссельдорфе, дополненных общественным центром.
Лиственница с елкой
Микродом для семьи архитектора Кати Сванидзе с видом на луг и лес, незапланированной елкой на террасе, а также артефактами, добытыми в Переславле-Залесском.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Семь видений
Студия дизайна Елены Крыловой, которая работала над пространствами Mriya Resort&spa, оформила интерьеры пятизвездочного отеля, расположенного в границах старых кварталов Еревана. Национальный колорит авторы объединяют с современными технологиями: в атриуме, например, проходят цирковые и театральные представления.
Красный камень
Фасад коворкинга в индийском городе Пуна закрыт ящиками с растениями, выполненными из местного охристо-красного песчаника. Авторы проекта – PMA madhushala.
Башня-петля
У пролива Дарданеллы-Чанаккале в Турции открылась для публики телебашня по проекту бюро IND [Inter.National.Design] и Powerhouse Company. Она задумана не только как техническое, но и как общественное сооружение.
Море, дюны, кортен
Мария Яско спроектировала для комплекса Nordic Spa, одной из самых популярных туристических локаций Калининградской области, винную гостиную. Новый объект развивает стилистику, заданную предыдущими авторами, а также привносит новые веяния: прежде всего, монооболочку из кортеновской стали.
Кофе в консерватории
Команда архитекторов переосмыслила кафе в Екатеринбурге с двадцатилетней историей, которое работает в одном из самых старых зданий города. Сводчатые залы дополнила винтажная мебель, мозаичное панно из колотой плитки, а также более продуманные посадочные места.
Дом для дизайна
Новый интерьер и экспозиция Музея прикладных искусств в Брно созданы силами лучших чешских дизайнеров, причем только из местных материалов.
Дом с головокружением
Студия ELASTICOFarm реконструировала для молодого шеф-повара дом 1970-х годов в пригороде Турина Камбьяно. Свой проект архитекторы назвали «Дыра с домом вокруг».
Фонтанная площадь в Пущино
Сегодняшние проекты благоустройства нередко затрагивают исторические районы городов, внося ноту современности в традиционную застройку. Недавно открытая Фонтанная площадь в подмосковном Пущино, научном центре, или как сейчас принято говорить наукограде, – пример возрождения городских традиций через архитектуру в чисто модернистской среде
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Соединение несовместимого
Проект Института черной металлургии в Ахене, разработанный бюро HENN, включает два разных типа конструкции: для семинарских аудиторий и для лабораторий и мастерских по работе с металлом.