Зодчество опять в Гостином

Открылась экспозиция юбилейного 25 фестиваля «Зодчество».

mainImg
Юбилей стал важной интригой – именно из-за него фестиваль, в прошлом году перемещенный кураторами Андреем и Никитой Асадовыми в реконструированное еще не вполне, и оттого пыльное, но романтичное пространство Трехгорной мануфактуры, вновь переехал в Гостиный двор – не такой пафосный, конечно, как Манеж, но не намного скромнее. Впрочем, в нем «Зодчество» уже проводили, место привычное.
«Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На сей раз братья Асадовы разгородили пространство под известной стеклянной кровлей мэра Юрия Лужкова, превратив его в подобие коробки-лабиринта. Ведь как известно, главная проблема экспозиции фестиваля – обилие разнонаправленных, иногда просто-таки с трудом уживающихся рядом стендов: некоммерческих проектов, выставки претендентов на «Хрустального Дедала», стендов областей и производителей. Все это представляет собой довольно гремучую смесь, и кураторы, по их собственному признанию, в этом году организовали выставку кругами. Снаружи, вне стен – некоммерческие проекты, им досталось больше простора; внутри стен образовалось два внушительных коридора – здесь в основном планшеты, как основного смотра-конкурса, так и соседних, студенческих, или к примеру один длинный прогон занимает впервые появившаяся на «Зодчестве» выставка интерьеров. Глубже, внутри, нашлось место для областей РФ и производителей материалов; они к тому же образуют некую ось, начинаясь от входа традиционно главными Москвой, Подмосковьем и Петербургом, и заканчиваясь ближе к амфитеатру пестрой эллиптической выгородкой Татарстана; критик Мария Фадеева отозвалась о нем как о самом креативном на фестивале… Стенд, действительно, нетипичен для республиканской или областной выставки: ни обычного светящегося макета, ни даже стола с консультантом. Внутри овала можно спокойно гулять, рассматривая небольшие, впрочем, фотографии.
Экспозиция Татарстана. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Справа от основной «коробки» входящего встречает экспозиция проекта Архи.ру «Эталон качества»; куратор – Елена Петухова, при поддержке СМА. На мой взгляд, выставка получилась. Не только потому, что единственная из всех прямо и довольно-таки дотошно раскрывает тему фестиваля – в разных формах, вербальной и пластической, размышляя над проблемами качества в архитектуре – вещью неуловимой, трудно- или вообще неопределимой. Но такой актуальной, что все архитекторы постоянно говорят о качестве: начиная от понятного строительного – здесь все начинают тихо, и иногда громко стонать и вскоре заключают, что тут и говорить-то не о чем, оно либо есть, либо, и жалко, что чаще нет. И заканчивая едва уловимым качеством идей, концепций, замысла.
Экспозиция проекта «Эталон качества», куратор Елена Петухова, Архи.ру. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Звуковая инсталляция бюро ТОТЕМЕНТ /PAPER. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выставка пространственно активна, помимо интервью она состоит из очень разнообразных, подчас – крупных и эффектных объектов пятнадцати архитекторов. Мои фавориты, пожалуй – звуковая инсталляция Левона Айрапетова и Валерии Преображенской, постулирующая неопределимость категории качества, крылатый сарай Натальи Воиновой и Ильи Мукосея, также и пресказуемый, но идеальный мраморный шар, подаренный Андреем Савиным Владимиру Плоткину. Надо думать, он еще и обозначает некий акт (символической?) передачи стереометрического идеала от одного архитектора другому. С этой «точки» начинается экспозиция. Впрочем, интересны все объекты, достаточно разнообразные по составу: два кирпича, старый и новый, от АБ Асадова, контуры проволочной непредсказуемой формы бюро Веры Бутко и Антона Надточия, рисунок Лебеуса Вудса из коллекции Сергея Чобана… Выставку замыкает красный куб с миниатюрным светящимся макетом бассейна в Лужниках UNK Project. Мы планируем подробнее рассказать обо всех экспонатах.
Звуковая инсталляция бюро ТОТЕМЕНТ /PAPER. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
"Крылатый сарай Натальи Воиновой и Ильи Мукосея. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект бюро «Атриум». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект Владимира Плоткина, ТПО «Резерв». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рядом разместилась выставка проекта «Идеальный город», интенсивно развивающегося исследования довольно-таки абстрактной, хотя светлой и многообещающей темы. Проект «Приметы городов», без устали собирающий успешные девелоперские практики по всей стране, показывает 62 номинанта, вошедших в шорт-лист (победителей объявят уже после «Зодчества» в конце октября), рядом проект «Открытого города» «Точка роста» показывает на треугольных стендах разномастный набор перспективных, в той или иной мере образовательных, практик. К примеру детский архитектурный клуб «Кони на балконе» – их инсталляция из картонных коробок помогла посвященной небоскребам экспозиции журнала «Проект Россия» осмыслить выставочное пространство и – пространство города между высотными башнями. Рядом, то есть с противоположной стороны большой коробки «Зодчества», расположилась еще одна выставка про небоскребы – Ильи Заливухина; в ней есть маленький эскиз небоскреба для Москвы от самого Уильяма Олсопа. Это все – если обходить вокруг.
Проект «Точка роста». Организаторы: «Открытый город», Москомархитектуры, CityMakers. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Экспозиция «Небоскребы», куратор Юлия Шишалова и «Проект Россия». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Инсталляция детской студии «Кони на балконе» при экспозиции «Небоскребы». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка исследовательского проекта «Идеальный город». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если же идти по прямой внутрь, то справа нас встретит экспозиция Москомархитектуры – легкая, решенная – идею подсказал Анатолий Белов – в виде «криминального расследования»: на пробковые стенды, как в кино, наколото множество записок и фотографий, соединенных характерными цветными нитями. Исследуют пять знаковых московских проектов: ЗИЛ, Лужники, Зарядье, Триумфальную площадь, и – объект-не-объект, скорее сюжет – обновление домостроительных комбинатов. Каждую тему иллюстрирует артефакт: Триумфальную – дерево с красными ягодами, ЗИЛ – глазурованные кирпичи ЛСР.
Стенд Москомархитектуры. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выставка Московской области напротив – серия арочных «акведуков» с ярко-желтыми откосами, демонстрирует группы достижений в части благоустройства и строительства социальных объектов.
Стенд Подмосковья. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Петербург выгородил внутри конструкции подобный ей серо-черный лабиринт, поменьше. Здесь представлено несколько недавних проектов, в частности конкурс-исследование «серого пояса», но лидирует, определенно, проект «Глоракс Голден Сити» консорциума KCAP Holding B.V. & Orange Architects и бюро «А.Лен» Сергея Орешкина.
Голден-Сити, макет, выставка Петербурга. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, кураторам удалось устроить все так, что в объеме выставки лидируют все же планшеты. К их обилию и плотности представленной информации надо привыкнуть – но ведь посетители «Зодчества» давно знают, что не особенно-то их будут здесь развлекать. Сейчас дополнительных серий планшетов очень много, сложновато даже вычленить состав смотра-конкурса. Подсказываю: проекты, не попавшие в претенденты на главные лауреаты, разместились на внутренней части внешней стены справа. Здесь особенно хорош учебный проект группы МАРХИ Андрея Некрасова, посвященный реконструкции калининградского района Альтштадт в рамках победившей в конкурсе концепции Никиты Явейна. И концепция была красива, и студенческие предложения, в основном по части встраивания стеклянных фахверков между шипцами бюргерских фасадов – очаровательны, к тому же подкреплены большим макетом.
Макет студии Андрея Некрасова. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Попытка оценивать срез российской архитектуры по составу смотра-конкурса заведомо провальна; участвуют не все и, как всегда, не так много москвичей. Сергей Скуратов и Сергей Орешкин участвуют в экспозиции фестиваля стендами бюро, но не подали проектов на конкурс. Но в конкурсе участвуют обладатель «золота» прошлого года Эрик Валеев – с проектом селекционно-генетического центра в городе Орел. Олег Романов – в проектом реконструкции кронштадтского форта. Или, скажем, среди лауреатов значатся Рустам Керимов с проектом крупной виллы, Артем Нагавицын с конкурсным проектом павильона Росатома, уже довольно давним.

Никита Явейн, в прошлом году получивший на «Зодчестве» золотой диплом за томский Музей науки и техники, сейчас в числе названных лауреатов с двумя проектами: ЖК на улице Типанова и микрорайоном в Царском селе / Пушкине, и одной реализацией – учебным корпусом Высшей школы менеджмента СПбГУ в здании «Михайловской дачи». Планшеты построек, претендующих на Дедал, размешены на внутренней поверхности дальней торцевой стены – нужно пройти до конца, чтобы встретиться с ними. Здесь, помимо Школы менеджмента, московский Wine house Владимира Плоткина и Сергея Чобана. Две реализации, отмеченные весной на «Золотом сечении»: комплекс апартаментов Re-Form на улице Хромова проектного бюро БАДР5 и группа станций метро Люблинской линии от Бутырской до Петровско-Разумовской Николая Шумакова. Вспоминаю, что Николай Шумаков весной стал президентом не только СМА, но и САР, то есть сейчас он глава организации, устраивающей фестиваль.
Вид на Жилой комплекс со стороны ул. Типанова.
© Студия 44
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ)
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Жилой комплекс Wine House
© Дмитрий Чебаненко

Помимо названных за обладание Дедалом борются нижкоэтажный ЖК «Андерсен» Владимира Биндемана, гольф-клуб бюро АрхГрупп, ЖК «Тихая роща» в Уфе, три реставрации, три благоустройства, включая «Бульвар «Белых ночей» Олега Манова. И кроме того – сразу три постройки бюро Ингмара Витвицкого: синий спорткомплекс на Бычьем острове в Петербурге, красный спорткомплекс в Улан-Удэ и совершенно иной, орнаментально-сосновый дом для семьи из пяти человек в Финляндии. Еще несколько – около 4–5, проектов Витвицкого, выставлены среди участников смотра-конкурса, не попавших в число лауреатов, кажется, это бюро представлено объемнее других.
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков

Словом, фестиваль похож на себя, он не может быть не похож, 25 лет все-таки, серебряная свадьба. Здесь как всегда встречаются проекты и удивительно декорированные, и удивительно сказочные. Но в этом году, кажется, ощутимо меньше церквей (все уже построили?) и как будто чуть больше благоустройства, хотя все самые звучные проекты этой сферы, к примеру, работы КБ «Стрелка», существуют в параллельном пространстве и не выставляются. Напротив, несмотря на то, что некий круг известных московских архитекторов в конкурсе «Зодчества» как правило не участвует, на фестивале теперь с регулярностью присутствует бюро SPEECH и целый ряд относительно-молодых и уже довольно известных архитекторов. На фестивале множество конференц-площадок, где обсуждают, надо думать, почти все актуальные проблемы современной российской архитектуры; сейчас вот – реновацию, потом – Зарядье. Перед амфитеатром установлены скамейки с встроенной зарядкой для телефонов. Все развивается. Победителей смотра-конкурса Союза архитекторов и обладателей «Хрустального Дедала» и «Татлина» объявят в субботу, 7 октября, в период с 15:00 до 18:00, на главной сцене.
 

06 Октября 2017

Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Пресса: Профессиональная герметичность: ее причины и пути...
В этом году так случилось, что в графике командировок "Парадного квартала" два топовых профессиональных мероприятия (Forum Russia 100+ и Зодчество`17) практически совпали во времени. И вот, прилетая из Екатеринбурга в Москву на заключительный день Зодчества, попадаем на удивительно интересную дискуссию архитекторов, оперирующих удивительными словами: сервильность, герметичность. Разговор получился откровенным, эмоции сильными, мысли альтернативными... Для наших читателей мы решили подать этот материал в виде своеобразного "цитатника". Вся дискуссия была безумно интересной, но мы постарались выбрать то, что нам показалось самым-самым.
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Илья Заливухин: «Необходимо увеличение плотности...
Куратор проекта «Москва Высотная» Илья Заливухин рассказал о проблемах растущего населения российской столицы, перспективах развития Москвы вверх и проектах прошлого, которые могут стать нашим будущим. Все это можно будет увидеть в начале октября на фестивале «Зодчество».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Наталия Воинова, Илья Мукосей: «Скрижалей нет и быть...
В своем интервью для проекта «Эталон качества» Наталия Воинова и Илья Мукосей категорически протестуют против использования понятия «эталон» в сфере архитектуры, считая, что жесткие критерии оценки бесполезны.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Сергей Чобан: «Качество зависит от каждодневного...
Разговор о качестве в архитектуре продолжает интервью Сергея Чобана, который на собственном опыте доказал, что качественная архитектура и строительство – вопрос не географии или ментальности, а профессионализма и настойчивости архитектора.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Юлий Борисов: «Наша главная проблема – время»
Для Юлия Борисова нет секрета в том, что такое качество. Об этом все сказано у Витрувия и в стандарте ИСО 8402-86. Но как сделать качественную архитектуру, а значит архитектуру, приносящую добро людям, – вот это вопрос, решением которого и занимается бюро UNK project.
DNK ag: «Параметров оценки очень много»
Разговор с Даниилом Лоренцем, Натальей Сидоровой и Константином Ходневым: о комплексности, уместности, поиске баланса и совместной работе, – продолжает цикл интервью проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Сейчас на главной
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.