06.10.2017
беседовала: Елена Петухова

Никита Явейн: «Изобретательность без школы – дурной тон»

Цикл видео-интервью участников проекта «Эталон качества» продолжает Никита Явейн с комментарием о важности школы, но и образа проекта; опасности «чистого» творчества. И дает советы по работе с заказчиком.

информация:

Никита Явейн, творческий руководитель «Студии 44»

Никита Явейн,
творческий руководитель «Студии 44»

 
Никита Явейн – один из самых титулованных российских архитекторов, за последние несколько лет он стал обладателем ряда как российских, так и иностранных премий. В 2015 году на Всемирном архитектурном фестивале WAF, комплекс Академии танца под руководством Бориса Эйфмана стал победителем в категории Школа раздела Постройки, а проект развития исторического центра Калининграда занял первое место в категории Мастер-план раздела Будущий проект. В следующем 2016 году Никита Явейн был признан «Архитектором года» на Арх Москве; его выставка стала одной из самых содержательных по степени насыщенности проектными материалами: коллекция макетов поражала широтой типологического охвата, грандиозными масштабами, разнообразием приемов и подходов к решению образных и функциональных задач. В каждом из проектов Никита Явейн и его команда ставили перед собой цель добиться максимально возможного качества и успешно достигали ее.
Объект Никиты Явейна: Концепция проекта реконструкции дворца «Жастар» и прилегающего пешеходного бульвара / проект "Эталон качества / Зодчество 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект Никиты Явейна: Концепция проекта реконструкции дворца «Жастар» и прилегающего пешеходного бульвара / проект "Эталон качества / Зодчество 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение

Представляем ответы Никиты Явейна на основные вопросы нашего спецпроекта «Эталон качества»:
– Что для вас качество в архитектуре?
– Какие критерии являются ключевыми?
– На что в своих проектах вы обращаете особое внимание?
– Как можно добиться архитектурного качества в современных российских условиях?
Видеосъемка и монтаж: Сергей Кузьмин



Никита Явейн,
творческий руководитель «Студии 44»:
«Качество в архитектуре – понятие достаточно сложное. Я бы его разделил на два момента. Первое – это школа. Как обязательная программа в художественной гимнастике или в фигурном катании. Понимание того, что можно, что нельзя и некое понятие стиля, места. Кроме того это просто грамотность, профессионализм, я бы так сказал.

Как-то раньше, по молодости, я больше ценил второй критерий – некую изобретательность, что мы называем творчеством в таком чистом виде. Но сегодня я считаю, что второе без первого – это тоже дурной тон. Увы, у нас сегодня, к сожалению, с этим профессионализмом, по-моему, большая беда. И некие стилистические смешения, эклектика в худшем виде, непонимание элементарных правил приличия, стало общим местом и встречается гораздо чаще, чем понимание этих правил игры. Поэтому для меня, наверное, сегодня главное – школа, и только, если есть какой-то уровень школы, какой-то уровень профессионализма – тогда я могу следить за собственно творческой составляющей архитектуры, за неким изобретением, приемом, за тем, что мастера 1920-х годов больше всего ценили в архитектуре. То есть некая самостоятельность – то, чем этот дом отличается от ранее сделанных, и так далее... То, что называется творчеством.

Хотя, с другой стороны, когда листаешь журналы, то школу-то пролистываешь, она должна быть чем-то само собой разумеющимся. В журналах смотришь только на изобретения. Так что тут сложно. Смотришь изобретения, какие-то приемы, которых не было, какой-то другой подход к общепринятому. Так что, тут сложно, что главное. Для реальной жизни, конечно, если нет школы, то уже и изобретение можно не изобретать. Иногда бывает только хуже от того, что есть какие-то изобретения при отсутствии понимания стиля, понимания хорошего тона, хорошего вкуса, это только хуже.

[…] У меня уже было много каких-то интервью и в английских книжках, и в последнем Татлине, по-моему, я всегда говорил, что у проекта должен быть некий ключ, то, что раньше называли приемом, стержень, вокруг которого накручивается собственно жизнь этого архитектурного произведения. Вокруг которого формируется облик, образ и так далее. Если этого исходного ключа нет, то у меня, как правило, все разваливается дальше, получается бесформенное и малоинтересное. Слава богу, в последних проектах, мне кажется, мы, как правило, находим этот ключ, прием – то ли в общей культуре, то ли в каких-то планировочных или архитектурных традициях, то ли еще в чем-то. Как правило, прием должен быть таким, чтобы человек мог объяснить этот проект без его описания. То есть должен быть некий образ, который складывается в голове. А чтобы такой образ сегодня отложился в голове, нужен очень четкий, понятный, логичный прием, очень образный и сильный.

Отдельный вопрос – ситуация с качеством архитектуры в российских условиях. Во-первых, российские условия всюду разные. Где-нибудь в Вологде они одни, в Петербурге – другие, в Москве – третьи. С одним заказчиком одни проблемы, с другим – другие, с третьим – третьи. В целом, я бы выделил наш опыт.

Во-первых, в России надо жить долго. Жить надо долго, чтобы выйти на какую-то репутацию, при которой тебя, как минимум, начинают слушать, ценить; как минимум, понимают, что даже если с тобой не согласны, то тут же тебя послать и взять нового архитектора – это не совсем правильно. И даже у такого заказчика, наиболее уверенного в себе, а у нас они все уверены в себе, должна возникать мысль: а вдруг он прав. Потому что обычно заказчик всегда сам прав, и то, что он говорит, ты должен исполнять – как лакей бежать рисовать.

Это первое условие – жить долго и всегда наращивать свою репутацию, не проваливаться. Второе условие – работать много. Я уверен, что у нас можно построить что-то приличное при двух условиях. Первое, что ты давно знаешь заказчика, и он тебя знает, и он тебе верит. И второе, если ты в постоянном контакте с этим заказчиком, ты должен, как в боксе, ни на секунду его не отпускать. Если ты отпустил заказчика, все, бой потерян, бой проигран. Так и стройка, если ты ее отпустил на короткий момент, и проектирование, считай, это уже очки против проекта. Потому что тут же начинается самодеятельность, тут же начинаются поиски, как сделать лучше или как сделать дешевле, или как сделать наоборот дороже. Как только ты даешь некую самодеятельность заказчику – все, конец. Ты должен держать его плотно, в объятиях, душить, целовать, любить, но ни на секунду не отпускать».
 
беседовала: Елена Петухова

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Скокан
  • Владимир Плоткин
  • Тотан Кузембаев
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Асадов
  • Николай Переслегин
  • Вера Бутко
  • Роман Леонидов
  • Магда Чихонь
  • Александр Бровкин
  • Валерия Преображенская
  • Михаил Канунников
  • Никита Бирюков
  • Дмитрий Ликин
  • Николай Миловидов
  • Зураб Басария
  • Валерий Лукомский
  • Шимон Матковски
  • Станислав Белых
  • Илья Машков
  • Сергей Чобан
  • Алексей Гинзбург
  • Константин Ходнев
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Явейн
  • Левон Айрапетов
  • Антон Лукомский
  • Сергей  Орешкин
  • Андрей Гнездилов
  • Олег Карлсон
  • Антон Надточий
  • Сергей Труханов
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Переслегин
  • Александра Кузьмина
  • Наталия Шилова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Наталья Сидорова
  • Владимир Биндеман
  • Лукаш Качмарчик
  • Юлия Тряскина
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Попов
  • Сергей Скуратов
  • Всеволод Медведев
  • Дмитрий Васильев
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Кузнецов
  • Никита Токарев
  • Олег Шапиро
  • Андрей Романов
  • Карен Сапричян
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Грень
  • Павел Андреев
  • Олег Мединский
  • Илья Уткин
  • Арсений Леонович
  • Алексей Иванов
  • Андрей Асадов
  • Игорь Шварцман
  • Полина Воеводина
  • Петр Фонфара
  • Георгий Трофимов
  • Магда Кмита

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция пешеходного моста в Московском зоопарк
  • Благоустройство набережной в квартале «Ривер Парк»
  • Проект «Физкультура»
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной
  • ЖК «Царская столица»
  • Детский хоспис «Дом с маяком»
  • Жилой комплекс «Александровский»
  • Проект реконструкции Тульской набережной
  • Дилерский центр для Mercedes-Benz и Audi на территории ЗИЛ

Технологии:

13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
03.10.2017

Низкие потолки: как слабые стороны помещения можно превратить в преимущество?

Что делать с низким потолком? Компания Paper Design®, предлагает рассмотреть варианты решений оформления низких потолков.
Paper Design®
27.09.2017

Алгоритм идеального монтажа

Контроль, высокая квалификация сотрудников и выверенная технология гарантируют неизменно высокое качество монтажа кровель из керамической черепицы от компании «Красные Крыши».
Компания «Красные крыши»
другие статьи