Дмитрий Михейкин: «Актуальность идей, заложенных в генплан и архитектуру Пицунды, с каждым годом растет»

Архитектор Дмитрий Михейкин рассказал Архи.ру о своем кураторском проекте «Пицунде – 50: качество сейчас», который будет представлен в рамках фестиваля «Зодчество».

Беседовала:
Алла Павликова

03 Октября 2017
mainImg
Архи.ру:
– Проект «Пицунде – 50: качество сейчас» приурочен к 50-летнему юбилею советского курорта. Что и как Вы планируете рассказать об этом городе в рамках фестиваля «Зодчество»?

Дмитрий Михейкин:
– Экспозиция будет составлена из одиннадцати планшетов с моими фотографиями города-курорта, сделанными в 2012 и 2016 годах. Девять из них репрезентируют всю палитру основных образов архитектуры конца 1950-х, 1960-х. Одно изображение – один образ – один «текст». Итого девять «текстов», составляющих единую «ткань» архитектуры 1960-х, которая имеет определяющее влияние на современную архитектуру и, по большому счету, мало от нее отличима. При этом я сфокусирую внимание зрителя на малоизвестных зданиях и сооружениях, которые не попадали в поле зрения обзорных альбомов по Пицунде. Не будет «копии» фотоотчета конца 1960-х, 1970-х: башен в ряд, башен средним и крупным планом, не будет известных ракурсов – ничего подобного. Я предложу смотреть на Пицунду так, как будто вы там первый раз и толком ничего не знаете о предыстории и деталях. Знаете, что есть башни в лесу, что это М.В. Посохин, В.А. Свирский, М.А. Мдоянц и другие… Так, как Пицунда открывалась мне. И это важно – убрать контекст «известной истории», которая, порой, стирает восприятие главного – ту идею, которой на самом деле суждено остаться в памяти навсегда, так как за ней «объемный» опыт, пережитый в пространственно-временной среде, созданной авторами, а не иллюзия проекции.
Дмитрий Михейкин. Фотография предоставлена Дмитрием Михейкиным
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин

– В чем ценность и уникальность этого города?

– В том, что Пицунда была создана на «одном дыхании», как единая целостность, которая развивалась и расцветала в 1970-е в русле первоначальной концепции. Хотя могло бы быть совсем иначе: если вспомнить историю со штормом 1969 года, который размыл набережную, или проект новой прибрежной эстакады, который мог перечеркнуть концепцию города. Этот проект серьезно лоббировали вплоть до махинаций со сметами при сравнении проектных предложений по защите от сильных волн. Но город уцелел практически в первозданном виде до сегодняшнего дня: сохранность крайне высокая, вплоть до оригинальных интерьеров, хотя, конечно, есть и серьезные потери. Но учитывая то, что сохранилось и эксплуатируется по сей день по назначению, можно сказать точно: первоначальные идеи, заложенные в генплан и архитектуру города не только живы, они работают и они актуальны. И их актуальность с каждым годом только растет, на что указывает название проекта «Пицунде – 50: качество сейчас». Я заимствовал кураторский манифест «качество сейчас», чтобы актуализировать проект и указать: экспозиция не просто посвящена годовщине, а демонстрирует, что то качество, которое было заложено более 50 лет назад, не просто не потеряно, как на функциональном, так и идейном уровнях, это качество актуально сейчас как никогда в контексте развития современной архитектуры. Поэтому остро встает вопрос сохранения архитектурных ценностей Пицунды и их целостности.
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин

– Предлагает ли проект свои сценарии сохранения архитектурного наследия Пицунды и дальнейшего ее развития?

– Пока проект предполагает ревизию и выявление всех существующих архитектурных и историко-культурных ценностей. Совершенно ясно, что концептуальное ядро города находится в плоскости архитектуры 1960-х. В конечном счете, насколько мне известно, древние памятники Пицунды уже являются объектами охраны историко-культурного наследия республики Абхазия. Теперь есть предложение по созданию обширной охранной зоны, включающей все градообразующие здания и объекты, а также разнообразные малые формы. Этим вопросам будет посвящено мое смежное мероприятие на «Зодчестве-2017» – круглый стол «Сохранение историко-культурного наследия города-курорта Пицунда», который пройдет 5 октября с 13:00 до 14:15. Почетным гостем будет заместитель министра культуры и охраны историко-культурного наследия республики Абхазия, начальник департамента по культурному наследию Батал Самсонович Кобахия, который расскажет о вызовах и перспективах сохранения архитектурного наследия Пицунды.
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин

– Как Вы определяете главную задачу и миссию данного проекта?

– Надеюсь, что проект поможет увидеть действительную ценность уникальной архитектурной среды Пицунды, которую можно и нужно сохранить ради будущего самого города. Около 60 лет назад новый город проектировали и строили одни из лучших архитекторов и строителей страны. Пустить их бесценные плоды под ковш бульдозера – полная бессмыслица. Что мы получим взамен: во-первых, экологическую катастрофу (ведь в город интегрирован заповедник – реликтовая сосновая роща), во-вторых, копию, условно говоря, обычного курортного побережья других стран черноморского бассейна, зачастую лишенного целостного архитектурного облика, тем более, такого высокого и достаточно современного уровня. А зачем, если такое «обычное» побережье уже есть? А второй Пицунды – нет нигде и никогда не будет. Таким образом, Пицунда может лишится и конкурентного преимущества, и высочайшего потенциала для развития. Необходимо сохранить уникальность и идентичность курорта, имеющего собственную и уже реализованную стратегию, заложенную еще в конце 1950–1960-х. Ее требуется поддерживать, вдумчиво и аккуратно развивать. Только в этом случае можно будет надеяться на то, что у города есть будущее.
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин


03 Октября 2017

Беседовала:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Зодчество 2017

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Илья Заливухин: «Необходимо увеличение плотности...
Куратор проекта «Москва Высотная» Илья Заливухин рассказал о проблемах растущего населения российской столицы, перспективах развития Москвы вверх и проектах прошлого, которые могут стать нашим будущим. Все это можно будет увидеть в начале октября на фестивале «Зодчество».
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.