03.10.2017
беседовала: Алла Павликова

Дмитрий Михейкин: «Актуальность идей, заложенных в генплан и архитектуру Пицунды, с каждым годом растет»

Архитектор Дмитрий Михейкин рассказал Архи.ру о своем кураторском проекте «Пицунде – 50: качество сейчас», который будет представлен в рамках фестиваля «Зодчество».

информация:

Дмитрий Михейкин. Фотография предоставлена Дмитрием Михейкиным
Дмитрий Михейкин. Фотография предоставлена Дмитрием Михейкинымоткрыть большое изображение

Архи.ру:
– Проект «Пицунде – 50: качество сейчас» приурочен к 50-летнему юбилею советского курорта. Что и как Вы планируете рассказать об этом городе в рамках фестиваля «Зодчество»?

Дмитрий Михейкин:
– Экспозиция будет составлена из одиннадцати планшетов с моими фотографиями города-курорта, сделанными в 2012 и 2016 годах. Девять из них репрезентируют всю палитру основных образов архитектуры конца 1950-х, 1960-х. Одно изображение – один образ – один «текст». Итого девять «текстов», составляющих единую «ткань» архитектуры 1960-х, которая имеет определяющее влияние на современную архитектуру и, по большому счету, мало от нее отличима. При этом я сфокусирую внимание зрителя на малоизвестных зданиях и сооружениях, которые не попадали в поле зрения обзорных альбомов по Пицунде. Не будет «копии» фотоотчета конца 1960-х, 1970-х: башен в ряд, башен средним и крупным планом, не будет известных ракурсов – ничего подобного. Я предложу смотреть на Пицунду так, как будто вы там первый раз и толком ничего не знаете о предыстории и деталях. Знаете, что есть башни в лесу, что это М.В. Посохин, В.А. Свирский, М.А. Мдоянц и другие… Так, как Пицунда открывалась мне. И это важно – убрать контекст «известной истории», которая, порой, стирает восприятие главного – ту идею, которой на самом деле суждено остаться в памяти навсегда, так как за ней «объемный» опыт, пережитый в пространственно-временной среде, созданной авторами, а не иллюзия проекции.
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение

– В чем ценность и уникальность этого города?

– В том, что Пицунда была создана на «одном дыхании», как единая целостность, которая развивалась и расцветала в 1970-е в русле первоначальной концепции. Хотя могло бы быть совсем иначе: если вспомнить историю со штормом 1969 года, который размыл набережную, или проект новой прибрежной эстакады, который мог перечеркнуть концепцию города. Этот проект серьезно лоббировали вплоть до махинаций со сметами при сравнении проектных предложений по защите от сильных волн. Но город уцелел практически в первозданном виде до сегодняшнего дня: сохранность крайне высокая, вплоть до оригинальных интерьеров, хотя, конечно, есть и серьезные потери. Но учитывая то, что сохранилось и эксплуатируется по сей день по назначению, можно сказать точно: первоначальные идеи, заложенные в генплан и архитектуру города не только живы, они работают и они актуальны. И их актуальность с каждым годом только растет, на что указывает название проекта «Пицунде – 50: качество сейчас». Я заимствовал кураторский манифест «качество сейчас», чтобы актуализировать проект и указать: экспозиция не просто посвящена годовщине, а демонстрирует, что то качество, которое было заложено более 50 лет назад, не просто не потеряно, как на функциональном, так и идейном уровнях, это качество актуально сейчас как никогда в контексте развития современной архитектуры. Поэтому остро встает вопрос сохранения архитектурных ценностей Пицунды и их целостности.
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение

– Предлагает ли проект свои сценарии сохранения архитектурного наследия Пицунды и дальнейшего ее развития?

– Пока проект предполагает ревизию и выявление всех существующих архитектурных и историко-культурных ценностей. Совершенно ясно, что концептуальное ядро города находится в плоскости архитектуры 1960-х. В конечном счете, насколько мне известно, древние памятники Пицунды уже являются объектами охраны историко-культурного наследия республики Абхазия. Теперь есть предложение по созданию обширной охранной зоны, включающей все градообразующие здания и объекты, а также разнообразные малые формы. Этим вопросам будет посвящено мое смежное мероприятие на «Зодчестве-2017» – круглый стол «Сохранение историко-культурного наследия города-курорта Пицунда», который пройдет 5 октября с 13:00 до 14:15. Почетным гостем будет заместитель министра культуры и охраны историко-культурного наследия республики Абхазия, начальник департамента по культурному наследию Батал Самсонович Кобахия, который расскажет о вызовах и перспективах сохранения архитектурного наследия Пицунды.
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение

– Как Вы определяете главную задачу и миссию данного проекта?

– Надеюсь, что проект поможет увидеть действительную ценность уникальной архитектурной среды Пицунды, которую можно и нужно сохранить ради будущего самого города. Около 60 лет назад новый город проектировали и строили одни из лучших архитекторов и строителей страны. Пустить их бесценные плоды под ковш бульдозера – полная бессмыслица. Что мы получим взамен: во-первых, экологическую катастрофу (ведь в город интегрирован заповедник – реликтовая сосновая роща), во-вторых, копию, условно говоря, обычного курортного побережья других стран черноморского бассейна, зачастую лишенного целостного архитектурного облика, тем более, такого высокого и достаточно современного уровня. А зачем, если такое «обычное» побережье уже есть? А второй Пицунды – нет нигде и никогда не будет. Таким образом, Пицунда может лишится и конкурентного преимущества, и высочайшего потенциала для развития. Необходимо сохранить уникальность и идентичность курорта, имеющего собственную и уже реализованную стратегию, заложенную еще в конце 1950–1960-х. Ее требуется поддерживать, вдумчиво и аккуратно развивать. Только в этом случае можно будет надеяться на то, что у города есть будущее.
беседовала: Алла Павликова
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Олег Карлсон
  • Владимир Плоткин
  • Анатолий Столярчук
  • Наталия Зайченко
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Селивохин
  • Рустам Керимов
  • Владимир Биндеман
  • Александр Бровкин
  • Юлий Борисов
  • Никита Явейн
  • Алексей Гинзбург
  • Екатерина Грень
  • Карен Сапричян
  • Евгений Герасимов
  • Антон Бондаренко
  • Николай Миловидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Кузнецов
  • Павел Андреев
  • Антон Лукомский
  • Антон Барклянский
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Чобан
  • Марк Сафронов
  • Алексей Курков
  • Иван Кожин
  • Андрей Гнездилов
  • Юлия Тряскина
  • Левон Айрапетов
  • Антон Ладыгин
  • Даниил Лоренц
  • Александр Асадов
  • Станислав Белых
  • Сергей Орешкин
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Труханов
  • Владимир Ковалёв
  • Василий Крапивин
  • Константин Ходнев
  • Олег Шапиро
  • Михаил Канунников
  • Илья Уткин
  • Арсений Леонович
  • Андрей Асадов
  • Полина Воеводина
  • Дмитрий Ликин
  • Никита Токарев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Скуратов
  • Роман Леонидов
  • Сергей Сенкевич
  • Зураб Басария
  • Илья Машков
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Романов
  • Александр Попов
  • Александра Кузьмина
  • Валерия Преображенская
  • Вера Бутко
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Скокан
  • Игорь Шварцман
  • Юрий Сафронов
  • Антон Надточий
  • Наталия Шилова
  • Валерий Лукомский
  • Никита Бирюков

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи