Дмитрий Михейкин: «Актуальность идей, заложенных в генплан и архитектуру Пицунды, с каждым годом растет»

Архитектор Дмитрий Михейкин рассказал Архи.ру о своем кураторском проекте «Пицунде – 50: качество сейчас», который будет представлен в рамках фестиваля «Зодчество».

Беседовала:
Алла Павликова

03 Октября 2017
mainImg
Архи.ру:
– Проект «Пицунде – 50: качество сейчас» приурочен к 50-летнему юбилею советского курорта. Что и как Вы планируете рассказать об этом городе в рамках фестиваля «Зодчество»?

Дмитрий Михейкин:
– Экспозиция будет составлена из одиннадцати планшетов с моими фотографиями города-курорта, сделанными в 2012 и 2016 годах. Девять из них репрезентируют всю палитру основных образов архитектуры конца 1950-х, 1960-х. Одно изображение – один образ – один «текст». Итого девять «текстов», составляющих единую «ткань» архитектуры 1960-х, которая имеет определяющее влияние на современную архитектуру и, по большому счету, мало от нее отличима. При этом я сфокусирую внимание зрителя на малоизвестных зданиях и сооружениях, которые не попадали в поле зрения обзорных альбомов по Пицунде. Не будет «копии» фотоотчета конца 1960-х, 1970-х: башен в ряд, башен средним и крупным планом, не будет известных ракурсов – ничего подобного. Я предложу смотреть на Пицунду так, как будто вы там первый раз и толком ничего не знаете о предыстории и деталях. Знаете, что есть башни в лесу, что это М.В. Посохин, В.А. Свирский, М.А. Мдоянц и другие… Так, как Пицунда открывалась мне. И это важно – убрать контекст «известной истории», которая, порой, стирает восприятие главного – ту идею, которой на самом деле суждено остаться в памяти навсегда, так как за ней «объемный» опыт, пережитый в пространственно-временной среде, созданной авторами, а не иллюзия проекции.
Дмитрий Михейкин. Фотография предоставлена Дмитрием Михейкиным
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин

– В чем ценность и уникальность этого города?

– В том, что Пицунда была создана на «одном дыхании», как единая целостность, которая развивалась и расцветала в 1970-е в русле первоначальной концепции. Хотя могло бы быть совсем иначе: если вспомнить историю со штормом 1969 года, который размыл набережную, или проект новой прибрежной эстакады, который мог перечеркнуть концепцию города. Этот проект серьезно лоббировали вплоть до махинаций со сметами при сравнении проектных предложений по защите от сильных волн. Но город уцелел практически в первозданном виде до сегодняшнего дня: сохранность крайне высокая, вплоть до оригинальных интерьеров, хотя, конечно, есть и серьезные потери. Но учитывая то, что сохранилось и эксплуатируется по сей день по назначению, можно сказать точно: первоначальные идеи, заложенные в генплан и архитектуру города не только живы, они работают и они актуальны. И их актуальность с каждым годом только растет, на что указывает название проекта «Пицунде – 50: качество сейчас». Я заимствовал кураторский манифест «качество сейчас», чтобы актуализировать проект и указать: экспозиция не просто посвящена годовщине, а демонстрирует, что то качество, которое было заложено более 50 лет назад, не просто не потеряно, как на функциональном, так и идейном уровнях, это качество актуально сейчас как никогда в контексте развития современной архитектуры. Поэтому остро встает вопрос сохранения архитектурных ценностей Пицунды и их целостности.
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин

– Предлагает ли проект свои сценарии сохранения архитектурного наследия Пицунды и дальнейшего ее развития?

– Пока проект предполагает ревизию и выявление всех существующих архитектурных и историко-культурных ценностей. Совершенно ясно, что концептуальное ядро города находится в плоскости архитектуры 1960-х. В конечном счете, насколько мне известно, древние памятники Пицунды уже являются объектами охраны историко-культурного наследия республики Абхазия. Теперь есть предложение по созданию обширной охранной зоны, включающей все градообразующие здания и объекты, а также разнообразные малые формы. Этим вопросам будет посвящено мое смежное мероприятие на «Зодчестве-2017» – круглый стол «Сохранение историко-культурного наследия города-курорта Пицунда», который пройдет 5 октября с 13:00 до 14:15. Почетным гостем будет заместитель министра культуры и охраны историко-культурного наследия республики Абхазия, начальник департамента по культурному наследию Батал Самсонович Кобахия, который расскажет о вызовах и перспективах сохранения архитектурного наследия Пицунды.
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин

– Как Вы определяете главную задачу и миссию данного проекта?

– Надеюсь, что проект поможет увидеть действительную ценность уникальной архитектурной среды Пицунды, которую можно и нужно сохранить ради будущего самого города. Около 60 лет назад новый город проектировали и строили одни из лучших архитекторов и строителей страны. Пустить их бесценные плоды под ковш бульдозера – полная бессмыслица. Что мы получим взамен: во-первых, экологическую катастрофу (ведь в город интегрирован заповедник – реликтовая сосновая роща), во-вторых, копию, условно говоря, обычного курортного побережья других стран черноморского бассейна, зачастую лишенного целостного архитектурного облика, тем более, такого высокого и достаточно современного уровня. А зачем, если такое «обычное» побережье уже есть? А второй Пицунды – нет нигде и никогда не будет. Таким образом, Пицунда может лишится и конкурентного преимущества, и высочайшего потенциала для развития. Необходимо сохранить уникальность и идентичность курорта, имеющего собственную и уже реализованную стратегию, заложенную еще в конце 1950–1960-х. Ее требуется поддерживать, вдумчиво и аккуратно развивать. Только в этом случае можно будет надеяться на то, что у города есть будущее.
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин

03 Октября 2017

Беседовала:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Пресса: Профессиональная герметичность: ее причины и пути...
В этом году так случилось, что в графике командировок "Парадного квартала" два топовых профессиональных мероприятия (Forum Russia 100+ и Зодчество`17) практически совпали во времени. И вот, прилетая из Екатеринбурга в Москву на заключительный день Зодчества, попадаем на удивительно интересную дискуссию архитекторов, оперирующих удивительными словами: сервильность, герметичность. Разговор получился откровенным, эмоции сильными, мысли альтернативными... Для наших читателей мы решили подать этот материал в виде своеобразного "цитатника". Вся дискуссия была безумно интересной, но мы постарались выбрать то, что нам показалось самым-самым.
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Илья Заливухин: «Необходимо увеличение плотности...
Куратор проекта «Москва Высотная» Илья Заливухин рассказал о проблемах растущего населения российской столицы, перспективах развития Москвы вверх и проектах прошлого, которые могут стать нашим будущим. Все это можно будет увидеть в начале октября на фестивале «Зодчество».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Илья Заливухин: «Необходимо увеличение плотности...
Куратор проекта «Москва Высотная» Илья Заливухин рассказал о проблемах растущего населения российской столицы, перспективах развития Москвы вверх и проектах прошлого, которые могут стать нашим будущим. Все это можно будет увидеть в начале октября на фестивале «Зодчество».
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Технологии и материалы
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.