03.10.2017
беседовала: Алла Павликова

Дмитрий Михейкин: «Актуальность идей, заложенных в генплан и архитектуру Пицунды, с каждым годом растет»

Архитектор Дмитрий Михейкин рассказал Архи.ру о своем кураторском проекте «Пицунде – 50: качество сейчас», который будет представлен в рамках фестиваля «Зодчество».

информация:

Дмитрий Михейкин. Фотография предоставлена Дмитрием Михейкиным
Дмитрий Михейкин. Фотография предоставлена Дмитрием Михейкинымоткрыть большое изображение

Архи.ру:
– Проект «Пицунде – 50: качество сейчас» приурочен к 50-летнему юбилею советского курорта. Что и как Вы планируете рассказать об этом городе в рамках фестиваля «Зодчество»?

Дмитрий Михейкин:
– Экспозиция будет составлена из одиннадцати планшетов с моими фотографиями города-курорта, сделанными в 2012 и 2016 годах. Девять из них репрезентируют всю палитру основных образов архитектуры конца 1950-х, 1960-х. Одно изображение – один образ – один «текст». Итого девять «текстов», составляющих единую «ткань» архитектуры 1960-х, которая имеет определяющее влияние на современную архитектуру и, по большому счету, мало от нее отличима. При этом я сфокусирую внимание зрителя на малоизвестных зданиях и сооружениях, которые не попадали в поле зрения обзорных альбомов по Пицунде. Не будет «копии» фотоотчета конца 1960-х, 1970-х: башен в ряд, башен средним и крупным планом, не будет известных ракурсов – ничего подобного. Я предложу смотреть на Пицунду так, как будто вы там первый раз и толком ничего не знаете о предыстории и деталях. Знаете, что есть башни в лесу, что это М.В. Посохин, В.А. Свирский, М.А. Мдоянц и другие… Так, как Пицунда открывалась мне. И это важно – убрать контекст «известной истории», которая, порой, стирает восприятие главного – ту идею, которой на самом деле суждено остаться в памяти навсегда, так как за ней «объемный» опыт, пережитый в пространственно-временной среде, созданной авторами, а не иллюзия проекции.
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение

– В чем ценность и уникальность этого города?

– В том, что Пицунда была создана на «одном дыхании», как единая целостность, которая развивалась и расцветала в 1970-е в русле первоначальной концепции. Хотя могло бы быть совсем иначе: если вспомнить историю со штормом 1969 года, который размыл набережную, или проект новой прибрежной эстакады, который мог перечеркнуть концепцию города. Этот проект серьезно лоббировали вплоть до махинаций со сметами при сравнении проектных предложений по защите от сильных волн. Но город уцелел практически в первозданном виде до сегодняшнего дня: сохранность крайне высокая, вплоть до оригинальных интерьеров, хотя, конечно, есть и серьезные потери. Но учитывая то, что сохранилось и эксплуатируется по сей день по назначению, можно сказать точно: первоначальные идеи, заложенные в генплан и архитектуру города не только живы, они работают и они актуальны. И их актуальность с каждым годом только растет, на что указывает название проекта «Пицунде – 50: качество сейчас». Я заимствовал кураторский манифест «качество сейчас», чтобы актуализировать проект и указать: экспозиция не просто посвящена годовщине, а демонстрирует, что то качество, которое было заложено более 50 лет назад, не просто не потеряно, как на функциональном, так и идейном уровнях, это качество актуально сейчас как никогда в контексте развития современной архитектуры. Поэтому остро встает вопрос сохранения архитектурных ценностей Пицунды и их целостности.
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение

– Предлагает ли проект свои сценарии сохранения архитектурного наследия Пицунды и дальнейшего ее развития?

– Пока проект предполагает ревизию и выявление всех существующих архитектурных и историко-культурных ценностей. Совершенно ясно, что концептуальное ядро города находится в плоскости архитектуры 1960-х. В конечном счете, насколько мне известно, древние памятники Пицунды уже являются объектами охраны историко-культурного наследия республики Абхазия. Теперь есть предложение по созданию обширной охранной зоны, включающей все градообразующие здания и объекты, а также разнообразные малые формы. Этим вопросам будет посвящено мое смежное мероприятие на «Зодчестве-2017» – круглый стол «Сохранение историко-культурного наследия города-курорта Пицунда», который пройдет 5 октября с 13:00 до 14:15. Почетным гостем будет заместитель министра культуры и охраны историко-культурного наследия республики Абхазия, начальник департамента по культурному наследию Батал Самсонович Кобахия, который расскажет о вызовах и перспективах сохранения архитектурного наследия Пицунды.
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение

– Как Вы определяете главную задачу и миссию данного проекта?

– Надеюсь, что проект поможет увидеть действительную ценность уникальной архитектурной среды Пицунды, которую можно и нужно сохранить ради будущего самого города. Около 60 лет назад новый город проектировали и строили одни из лучших архитекторов и строителей страны. Пустить их бесценные плоды под ковш бульдозера – полная бессмыслица. Что мы получим взамен: во-первых, экологическую катастрофу (ведь в город интегрирован заповедник – реликтовая сосновая роща), во-вторых, копию, условно говоря, обычного курортного побережья других стран черноморского бассейна, зачастую лишенного целостного архитектурного облика, тем более, такого высокого и достаточно современного уровня. А зачем, если такое «обычное» побережье уже есть? А второй Пицунды – нет нигде и никогда не будет. Таким образом, Пицунда может лишится и конкурентного преимущества, и высочайшего потенциала для развития. Необходимо сохранить уникальность и идентичность курорта, имеющего собственную и уже реализованную стратегию, заложенную еще в конце 1950–1960-х. Ее требуется поддерживать, вдумчиво и аккуратно развивать. Только в этом случае можно будет надеяться на то, что у города есть будущее.
беседовала: Алла Павликова
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкин
Пицунда. Фотография © Дмитрий Михейкиноткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Игорь Шварцман
  • Станислав Белых
  • Зураб Басария
  • Наталия Шилова
  • Левон Айрапетов
  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Скокан
  • Александра Кузьмина
  • Олег Мединский
  • Даниил Лоренц
  • Александр Попов
  • Александр Бровкин
  • Андрей Романов
  • Екатерина Кузнецова
  • Юлий Борисов
  • Арсений Леонович
  • Полина Воеводина
  • Алексей Гинзбург
  • Олег Шапиро
  • Павел Андреев
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Надточий
  • Лукаш Качмарчик
  • Сергей Чобан
  • Николай Переслегин
  • Валерия Преображенская
  • Алексей Иванов
  • Петр Фонфара
  • Иван Кожин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Шимон Матковски
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Асадов
  • Магда Кмита
  • Николай Миловидов
  • Евгений Герасимов
  • Карен Сапричян
  • Владимир Плоткин
  • Сергей  Орешкин
  • Георгий Трофимов
  • Никита Токарев
  • Константин Ходнев
  • Илья Уткин
  • Тотан Кузембаев
  • Никита Явейн
  • Антон Лукомский
  • Олег Карлсон
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Переслегин
  • Екатерина Грень
  • Анатолий Столярчук
  • Юлия Тряскина
  • Вера Бутко
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Скуратов
  • Илья Машков
  • Андрей Асадов
  • Никита Бирюков
  • Всеволод Медведев
  • Роман Леонидов
  • Сергей Труханов
  • Владимир Биндеман
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Яр-Скрябин
  • Магда Чихонь

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»

Технологии:

14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
другие статьи