04.10.2017
беседовала: Елена Петухова

Николай Шумаков: «Самая качественная архитектура в метро – это перегоны со станции на станцию»

Цикл видео-интервью в рамках проекта Архи.ру «Эталон качества» открывает интервью с главным архитектором «Метрогипротранса», президентом САР и СМА Николаем Шумаковым.

информация:

Николай Шумаков, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс», президент САР и СМА

Николай Шумаков,
главный архитектор ОАО «Метрогипротранс»,
президент САР и СМА

 
После избрания Николая Шумакова на пост сначала президента СМА в 2012 год, а потом и САР в 2016, его профессиональная практика как-то отошла на второй план. Приходится отвечать на вопросы о градостроительной и архитектурной политике, деятельности профессионального сообщества, комментировать громкие, а иногда и скандальные проекты. Что отчасти жаль, потому что Николай Шумаков – талантливый художник и архитектор, в чьем портфолио – более двух десятков построек, большая часть которых относится к транспортной инфраструктуре. Это и станции метро, и аэропорты, и мосты – сложнейшие проекты, требующие особой ответственности и внимания к качеству. Не удивительно, что Николай Шумаков стал первым российским архитектором, удостоенным международной премии Огюста Перре.

Представляем ответы Николая Шумакова на основные вопросы нашего спецпроекта «Эталон качества»:
– Что для вас качество в архитектуре?
– Какие критерии – ключевые?
– На что вы обращаете особое внимание в своих проектах?
– Как можно добиться архитектурного качества в современных российских условиях?
Видеосъемка и монтаж: Сергей Кузьмин

Видео


Николай Шумаков,
главный архитектор ОАО «Метрогипротранс», президент САР и СМА:

«Качество архитектуры и качество в архитектуре – вопрос, не имеющий ответа. По крайней мере, в российских реалиях. Потому что если мы говорим о качестве строительства, то оно практически отсутствует на всех объектах, даже если это суперобъект, которые строят иностранные компании – и то к качеству можно придраться буквально на каждом шагу. Здесь ситуация сложнее, и я своим сотрудникам говорю одно и то же: делайте качественный проект. В голову качественно вложите, выдайте качественный продукт от идеи до последнего чертежа, и пусть ваш качественный проект станет во главу этой пирамидки, чтобы качество строительства не помешало качеству конечного продукта. Как только появляется качественный продукт, который изначально становится выше плохого качества строительства, – это и будет качество в архитектуре. Если изначально в голове качество – и в результате тоже будет качество. А если мы изначально будем любой проект рассчитывать на идеальное воспроизведение вашей бумаги в натуре, это будет сплошное разочарование. И для клиента, для зрителя, для потребителя это будет полная катастрофа.

Архитектура вряд ли от детали может пойти. Она идёт от общего к частному, а от частного к общему не получается. Поэтому всем изначально говорю: не ориентируйтесь на материалы. И каждый раз, к сожалению, оказываюсь прав. Не надо закладывать ни то, ни то – давайте идею, которая вынесет всё.

Формы, пространства – они и дают, в конце концов, результат. Я в последнее время для себя придумал такую идею – графика в архитектуре, графичная архитектура. Это жёсткая графика; компьютер чертит прямые линии, ясно осознанные, какие-то геометрические фигуры. А если линия идет от другой части тела – от желудка, от сердца – я всегда вижу, что результата не будет. Потому что не будет качества.

Я в основном занимаюсь объектами транспорта, и из этого транспорта вычленена одна такая маленькая составляющая – подземная архитектура, метрополитен. И самое качественное из всего, что я делал, это перегоны между одной станции на другую. Вот перегоны сделаны всегда качественно. Их как ни собирай, они все равно получаются качественно, потому что идея хороша. Весь метрополитен – это перегоны. Это не те беспомощные пространства под названием платформенный участок или вестибюль. И могу сказать, что я построил километры качественной архитектуры. Так что ответ такой простой, прямолинейный и главное – правдивый. Я убежден, что там есть качество. А рельсы какие? Это как раз есть архитектура. Вот это всё по-настоящему, это по-человечески. А всё остальное – от лукавого.

Нет архитектурной политики в стране. И не знаю, когда в ближайшее время появится. Надеюсь, на следующий год будет закон об архитектуре. Но как все законы в России, он не будет выполняться. Политика архитектурная, градостроительная отсутствует, просто играют кто во что горазд. Но урон от отсутствия градостроительной архитектурной политики великий. И когда во всей архитектуре довлеет панель, та самая, которая под острый нож реновации попала [...] панель никогда не даст качества.

Оправдываем себя отсутствием политики. Что такое в головах? Изначально были бы головы не только у архитекторов, но и у ряда других профессий. [Но] голов нет, а жить хочется. Кушать хочется, и проблему качества перекрывает это желание каждый день.

Давай говорить тогда об общем падении культуры. Это действительно состоялось. Раз это есть, то почему бы вдруг архитектуре вырваться в лидеры с красным знаменем на боевом коне? Этого же не может быть. Хотя кто-то из [архитекторов] и представляет, что они элита общества; это, возможно, и было когда-то, когда были Буанаротти и Да Винчи. И непонятно, как они жили. Это вопрос широкий, глубокий, тонкий. Я думаю, размытость вообще позиции, отсутствие позиции [...] как всегда: «чего изволите», «ляжем под любого заказчика». У нас же – по всей Москве, в огромном нашем сообществе архитекторов – единицы людей, которые имеют свою позицию. Это постыдная ситуация. Вот тоннели делать мы умеем, тут мы не подведем. А остальное всё спорно и не совсем качественно».
 
беседовала: Елена Петухова

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Зураб Басария
  • Антон Надточий
  • Левон Айрапетов
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Романов
  • Евгений Герасимов
  • Владимир Ковалёв
  • Михаил Канунников
  • Карен Сапричян
  • Андрей Гнездилов
  • Олег Шапиро
  • Арсений Леонович
  • Николай Переслегин
  • Никита Бирюков
  • Александр Бровкин
  • Петр Фонфара
  • Юлий Борисов
  • Андрей Асадов
  • Сергей Кузнецов
  • Валерий Лукомский
  • Сергей  Орешкин
  • Антон Лукомский
  • Екатерина Кузнецова
  • Дмитрий Ликин
  • Николай Миловидов
  • Полина Воеводина
  • Лукаш Качмарчик
  • Юлия Тряскина
  • Павел Андреев
  • Илья Машков
  • Олег Мединский
  • Всеволод Медведев
  • Никита Явейн
  • Владимир Биндеман
  • Анатолий Столярчук
  • Даниил Лоренц
  • Георгий Трофимов
  • Наталия Шилова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Попов
  • Роман Леонидов
  • Дмитрий Васильев
  • Наталья Сидорова
  • Константин Ходнев
  • Илья Уткин
  • Игорь Шварцман
  • Александр Скокан
  • Сергей Чобан
  • Сергей Труханов
  • Магда Чихонь
  • Никита Токарев
  • Вера Бутко
  • Станислав Белых
  • Магда Кмита
  • Владимир Плоткин
  • Валерия Преображенская
  • Александра Кузьмина
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Переслегин
  • Шимон Матковски
  • Алексей Иванов
  • Олег Карлсон
  • Александр Асадов
  • Екатерина Грень

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект многофункционального жилого квартала Homelands
  • Дом в Мельникове
  • Дом в Привалове
  • Проект дома из клееного бруса СП-250
  • Проект дома из клееного бруса СП-265
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи