Подход к окраинам
Ни в одном другом городе периферийная застройка не вызывает такого раздражения, какое непроизвольно возникает у путешественника, въезжающего через новые районы в Санкт-Петербург. Качество строительства и архитектуры на активно застраиваемых окраинах российских городов редко бывает на высоте, но на контрасте с рафинированным и одухотворенным центром Петербурга хаотичность и аляповатость полей эконом/комфорт/бизнес-жилья кажутся особенно вопиющими. Жаль, что жесткие требования и жаркие баталии градсоветов за каждый новый проект в историческом центре не слишком распространяются на окраинные территории. Тем значимее каждый новый проект, сделанный для периферии города ведущими петербургскими бюро из тех, что не позволяют себе ронять планку качества и стремятся найти выразительные и оригинальные решения даже в застройке не-элитного класса. Может быть, такой подход позволит появиться давно ожидаемой новой архитектурной традиции или даже школе Петербурга.Ярмарка тщеславия
Новый проект «Студии 44» расположен на улице Типанова – протяженной, оживленной магистрали, изогнутой большой дугой. Улица начинается от тыльного фасада построенного в 1941 Дома Советов и в советские времена застраивалась по микрорайонному принципу. Свободно расставленные многосекционные дома перемежались панельными башнями и промышленными предприятиями. В последние годы освобождающиеся промзоны и свободные от «панелек» участки начали занимать коммерческие проекты: сетевые мега-моллы и высотные жилые комплексы. Весьма пестрый набор стилистик и приемов последних продиктован стремлением девелоперов угадать вкусы состоятельного покупателя, но никак не попыткой градостроительно упорядочить хаотичную застройку. На углу Типанова и проспекта Космонавтов вырос ЖК «Доминанта» из четырех 25-этажных башен на общем стилобате, замкнутых подковой многосекционного дома в стиле «слава голубому стеклу». Рядом уже утверждены еще два комплекса: «Кремлевские звезды» (!) – в лучших традициях лужковской поры, и «На Типанова, 21» – очередное стеклянное 25-этажное полукружье с четырьмя дополнительными корпусами-лучами. Среди этой пестрой «ярмарки тщеславия» «Студии 44» представился шанс сказать свое слово на тему современной жилой архитектуры.Назад в будущее
Почти половину территории электроподстанции «Чесменская», ограниченной на севере улицей Типанова, а на западе проспектом Гагарина, в 2014 году было решено застроить жильем. Реализацией проекта занялась компания ООО «Бизнес Сити», входящая в холдинг «Лидер Групп». Потенциал участка, сочетающего большую площадь (6,2 га) с престижностью расположения, заставил застройщика пересмотреть свою стратегию и замахнуться на более высокий класс жилья, чем обычно. Для разработки проекта была приглашена «Студия 44», за последнее время сделавшая несколько крупных концепций жилой застройки для Петебурга и ближайших пригородов.Идти от контекста в данном случае не представлялось возможным. Скорее требовалось некое сильное и притом цельное, самодостаточное решение, способное своей строгостью и ясностью, внутренней системой и четко выстроенной композицией противостоять царящему вокруг хаосу. Интересно, что источником вдохновения для авторов стали не дворцы и знаменитые доходные дома Санкт-Петербурга. Слишком уж не-питерское вокруг выстраивалось окружение. Сам Никита Явейн так комментирует ход своих ассоциаций: «Мы попытались представить такую гипотетическую ситуацию, как бы рассуждал и проектировал петербургский архитектор, приехавший в Москву в 1930-е годы, попавший в другой масштаб, другое измерение и другие требования. Ведь сегодняшний окраинный Петербург – это совсем другой город, этакая Нью-Москва». В качестве источника вдохновения архитекторы выбрали работы Ивана Александровича Фомина: дом общества «Динамо» и конкурсный проект Наркомтяжпрома с его гипертрофированным масштабом, гигантскими арками и мерным ритмом горизонтальных и вертикальных членений. Отталкиваясь от его образного и композиционного строя «Студия 44» предложила уникальную для современной жилой архитектуры композицию, в которой максимально используется театральный или, если угодно, канонический принцип построения центричной композиции с ярко выраженным пространственным развитием в глубину, несколькими дополнительными осями и четко прослеживаемыми визуальными картинами.
Иерархия пространств и объемов
Участок, предназначенный для строительства жилого комплекса, по пропорциям приближается к квадрату; одной стороной он примыкает к улице Типанова. Перпендикулярно улице проложена главная ось, на которую нанизаны две части комплекса. Первая выполняет роль парадных пропилей: она образована четырьмя корпусами (max отметка ±79 м), два из которых на высоте 53 метров объединены 6-этажными мостами с пролетом 36,6 метров. Вторая – пониженный корпус (max. отметка ±50,4 м), в виде правильного каре, с четырьмя узкими проемами в центре каждой стороны. Благодаря этим проемам, точнее узким прямоугольным аркам, перекрытым тонкими перемычками в уровне карниза, вдоль центральной оси комплекс просматривается на всю глубину. Дополнительные оси, параллельные главной, фиксируют центры гигантских арок. Еще одна, на этот раз перпендикулярная им, ось проходит через середину внутреннего проезда между двумя частями комплекса.Достаточно сложная организация жилого комплекса не ограничивается игрой с осями и замкнутыми и разомкнутыми корпусами. «Пропилеи» и «каре» объединяет стилобат, в котором сосредоточены все необходимые для ЖК бизнес- и комфорт-класса общественные функции: торговые, развлекательные и спортивные. Парадный фасад образует подобие гостиного двора с открытыми галереями по всему фронту. Более приватные сервисы: рестораны, фитнес-центры, расположены в глубине стилобата, вход в который осуществляется через парадную площадь, окруженную легкой ажурной колоннадой.
Благодаря дополнительной многоуровневой системе из стилобата, эксплуатируемой кровли, подземных паркингов, дворов, проездов и переходов, организующих сквозное и адресное перемещение для жильцов, их гостей, а также посетителей торговых комплексов, формируется четкая иерархия общественных (подземных или расположенных на уровне земли) и приватных (приподнятых над землей) пространств. Потоки распределяются таким образом, чтобы минимально пересекаться, гарантируя жителям высокий уровень безопасности.
Точная и ясная пространственная режиссура напоминает храмы Луксора и Карнака, – эта архаическая нота не впервые встречается в проектах Никиты Явейна. Не исключено, что в день летнего солнцестояния лучи солнца, стоящего в зените, будут падать на особый камень вмонтированный в крышу стилобата, подвигая юных любителей приключенческого кино к поисками сокровищ в духе Индианы Джонса.
Зрителю предложены четко выстроенные картины, причем не только фронтальные, обыгрывающие осевые прострелы, но и учитывающие обзор с различных ракурсов, в том числе с различных сторон вдоль широкой улицы Типанова. В этом случае масштаб гигантских арок и разрывов между корпусами работает столь же эффектно и мощно за счет воздушной перспективы, равно как игры света и тени. Пространственность комплекса, редкая в современной архитектуре вообще, а в жилой особенно, столь сильна, что производит большое впечатление при любом угле обзора.
Дифференциация привилегий
Двухчастная композиция с парадными «пропилеями» и функциональным «каре» определила класс ЖК и специфику планировочных решений на всех уровнях: от решения входов в подъезды до состава и метража квартир. В первой части, расположенной вдоль магистрали, сосредоточены квартиры более высокого уровня комфорта, лучшие из них – в «мостах», перекинутых между основными корпусами. Эти «парящие» на высоте 60 метров шесть этажей, фактически формирующие образ комплекса, стали возможны благодаря монолитным железобетонным конструкциям и тщательным расчетам. Для «мостовых» квартир предусмотрены отдельные лестнично-лифтовые холлы. Также рассматривается вопрос объединения квартиры на верхнем 22 этаже в пентхаусы по 700 м2.Корпуса передней части комплекса заполнены в основном двух- и трехкомнатными квартирами, скомпонованными вокруг коммуникационного узла с четырьмя лифтами и двумя лестницами. Меридиональная ориентация этих корпусов с парадным фасадом, выходящим точно на север, несколько осложнила для архитекторов решение вопросов инсоляции, ради которых даже пришлось срезать внутренние южные углы спаренных корпусов.
В 16-этажном корпусе «каре» представлен более широкий диапазон квартир. Преобладающим типоразмером остаются двухкомнатные квартиры. Кроме того, помимо «трешек» покупателям предлагаются «однушки» около 45 м2 и популярные у петербурских яппи квартиры-студии. Внутренний двор «каре», расположенный над полуподземным двухэтажным паркингом, будет свободен от личного транспорта.
Впервые в отечественной практике на стилобате закладывается слой грунта толщиной 2 метра, который позволит выполнить полноценное озеленение внутреннего двора. Оно запланировано в неоклассическом регулярном стиле с партерами и боскетами, органично продолжая тему парадных проходов через колоннады под пропилеями с фонтанами и широкими лестницами, ведущими во внутренний двор.
Фасадный метод
В духе «красной дорики» Фомина фасады жилого комплекса одеты в подобие ордерной системы, но не классической или даже модернизированной, а максимально упрощенной, сведенной до своего прототипа – стоечно-балочной системы в виде внешнего каркаса с ясно выделенными горизонтальными тягами и сбитым от уровня к уровню ритмом вертикальных стоек. Горизонтальные уровни различаются по высоте. Часть из них объединяет по два этажа, часть по три, верхний уровень – как настоящий аттик – воздушен и облегчен, так что здесь объединены сразу четыре этажа. Для каждого уровня найдены пропорции внешних круглых колонн. Самые высокие отмечены сдвоенными тонкими столбами, те, что пониже, поддерживаются приземистыми колоннами, словно придавленными тяжестью вышележащих конструкций. Соответственно высоте стоек подобран их шаг, так что возникает ощущение, что каждый уровень отсчитывает свой ритм. На самом деле это не так, и примерно у половины уровней оси колонн совпадают. Но вряд ли в жизни кто-то сможет старательно высчитывать стойки. Так что, фасад комплекса рискует стать самым легкомысленным в контексте строгого к соблюдению ордерных канонов Петербурга.На парадном фасаде, выходящем на улицу Типанова, использование внешнего каркаса, отнесенного от стены наподобие ордерного декора, для придания ей трехмерности, доведено до апогея. Здесь архитекторы заложили три наружных слоя: первый – внешняя каркасная система с легкими лентами стеклянных ограждений; второй – сплошное холодное остекление и третий – теплый контур. Визуально работают все три слоя, придавая выходящему на север фасаду особенную глубину и пластичность. Общая толщина всех трех слоев фасада составляет три метра. Эта площадь используется, преимущественно, в качестве лоджий при кабинетах, столовых и общих зонах. Кроме того, система работает и как шумозащита, что немаловажно, учитывая близость оживленной магистрали.
К историческим прототипам восходит еще одно фасадное решение. Как и в 1930-е годы прошлого века, когда стремление к парадности еще сдерживалось экономической целесообразностью, в отделке разных уровней фасадов будут использоваться разные материалы, сменяющие друг друга по мере нарастания высоты. От натурального камня в аркадах и нижней части «каре» до терракотовой плитки или качественных крупноразмерных плит на вышележащих уровнях и заканчивая керамогранитом в отделке внутренних фасадов.
Потенциал развития
Идеи и принципы, заложенные в проект жилого комплекса, рассчитаны на осмысление и дальнейшее развитие. Авторы сами говорят о двух перспективных векторах.Первый вектор – это поиски нового петербургского стиля, который объединит традиции и ценности богатейшего архитектурного наследия «Северной столицы» и новый масштаб строящихся городских районов.
Второй вектор – скорее утилитарный или градостроительный. Он состоит в более осмысленном и, в то же время, расчетливом подходе к формированию застройки за счет использования осевых композиций, упорядочивающих ткань города, подчиняющих ее жестким правилам, которые можно выполнять, находя внутри достаточно свободы для самовыражения. Единственный момент, который необходимо будет решить – ориентиры для осей. В классическом градостроительстве эту роль берут на себя доминанты города: колокольни, соборы или дворцы. Современный город тянется вверх всей своей массой, так что найти достойную доминанту непросто.
Применительно к комплексу на улице Типанова «Студия 44» видит перспективу в дальнейшем продолжении начатого ансамбля вглубь бывшей промышленной зоны. Никита Явейн так комментирует потенциал предложенной идеи: «Осевая схема выстраивает, упорядочивает всю градостроительную ситуацию, в противовес «ярмарке тщеславия». Мы, по-своему, еще более тщеславны, мы выстраиваем не точечный дом, а смысловую ось, которая воплощает некую волю в море хаотической застройки, имеющей множественные начала и концы. В этом проекте мы показываем начало, которое в нашей работе никогда не завершится».