Противостояние хаосу

Проект жилого комплекса «Студии 44» на улице Типанова демонстрирует не только традиционное для бюро высокое качество архитектурных решений, но и поиск уникального питерского стиля

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Жилой комплекс на ул. Типанова
Россия, Санкт-Петербург, ул. Типанова, уч. 1

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. И. Бурмистрова, В. А. Зенкевич

11.2016

Подход к окраинам
Ни в одном другом городе периферийная застройка не вызывает такого раздражения, какое непроизвольно возникает у путешественника, въезжающего через новые районы в Санкт-Петербург. Качество строительства и архитектуры на активно застраиваемых окраинах российских городов редко бывает на высоте, но на контрасте с рафинированным и одухотворенным центром Петербурга хаотичность и аляповатость полей эконом/комфорт/бизнес-жилья кажутся особенно вопиющими. Жаль, что жесткие требования и жаркие баталии градсоветов за каждый новый проект в историческом центре не слишком распространяются на окраинные территории. Тем значимее каждый новый проект, сделанный для периферии города ведущими петербургскими бюро из тех, что не позволяют себе ронять планку качества и стремятся найти выразительные и оригинальные решения даже в застройке не-элитного класса. Может быть, такой подход позволит появиться давно ожидаемой новой архитектурной традиции или даже школе Петербурга.
Вид на Жилой комплекс со стороны ул. Типанова. © Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова
© Студия 44

 
Ярмарка тщеславия
Новый проект «Студии 44» расположен на улице Типанова – протяженной, оживленной магистрали, изогнутой большой дугой. Улица начинается от тыльного фасада построенного в 1941 Дома Советов и в советские времена застраивалась по микрорайонному принципу. Свободно расставленные многосекционные дома перемежались панельными башнями и промышленными предприятиями. В последние годы освобождающиеся промзоны и свободные от «панелек» участки начали занимать коммерческие проекты: сетевые мега-моллы и высотные жилые комплексы. Весьма пестрый набор стилистик и приемов последних продиктован стремлением девелоперов угадать вкусы состоятельного покупателя, но никак не попыткой градостроительно упорядочить хаотичную застройку. На углу Типанова и проспекта Космонавтов вырос ЖК «Доминанта» из четырех 25-этажных башен на общем стилобате, замкнутых подковой многосекционного дома в стиле «слава голубому стеклу». Рядом уже утверждены еще два комплекса: «Кремлевские звезды» (!) – в лучших традициях лужковской поры, и «На Типанова, 21» – очередное стеклянное 25-этажное полукружье с четырьмя дополнительными корпусами-лучами. Среди этой пестрой «ярмарки тщеславия» «Студии 44» представился шанс сказать свое слово на тему современной жилой архитектуры.
Жилой комплекс на ул. Типанова
© Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44

 
Назад в будущее
Почти половину территории электроподстанции «Чесменская», ограниченной на севере улицей Типанова, а на западе проспектом Гагарина, в 2014 году было решено застроить жильем. Реализацией проекта занялась компания ООО «Бизнес Сити», входящая в холдинг «Лидер Групп». Потенциал участка, сочетающего большую площадь (6,2 га) с престижностью расположения, заставил застройщика пересмотреть свою стратегию и замахнуться на более высокий класс жилья, чем обычно. Для разработки проекта была приглашена «Студия 44», за последнее время сделавшая несколько крупных концепций жилой застройки для Петебурга и ближайших пригородов.
Вид на Жилой комплекс со стороны ул. Типанова. © Студия 44

Идти от контекста в данном случае не представлялось возможным. Скорее требовалось некое сильное и притом цельное, самодостаточное решение, способное своей строгостью и ясностью, внутренней системой и четко выстроенной композицией противостоять царящему вокруг хаосу. Интересно, что источником вдохновения для авторов стали не дворцы и знаменитые доходные дома Санкт-Петербурга. Слишком уж не-питерское вокруг выстраивалось окружение. Сам Никита Явейн так комментирует ход своих ассоциаций: «Мы попытались представить такую гипотетическую ситуацию, как бы рассуждал и проектировал петербургский архитектор, приехавший в Москву в 1930-е годы, попавший в другой масштаб, другое измерение и другие требования. Ведь сегодняшний окраинный Петербург – это совсем другой город, этакая Нью-Москва». В качестве источника вдохновения архитекторы выбрали работы Ивана Александровича Фомина: дом общества «Динамо» и конкурсный проект Наркомтяжпрома с его гипертрофированным масштабом, гигантскими арками и мерным ритмом горизонтальных и вертикальных членений. Отталкиваясь от его образного и композиционного строя «Студия 44» предложила уникальную для современной жилой архитектуры композицию, в которой максимально используется театральный или, если угодно, канонический принцип построения центричной композиции с ярко выраженным пространственным развитием в глубину, несколькими дополнительными осями и четко прослеживаемыми визуальными картинами.
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова
© Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова
© Студия 44

 
Иерархия пространств и объемов
Участок, предназначенный для строительства жилого комплекса, по пропорциям приближается к квадрату; одной стороной он примыкает к улице Типанова. Перпендикулярно улице проложена главная ось, на которую нанизаны две части комплекса. Первая выполняет роль парадных пропилей: она образована четырьмя корпусами (max отметка ±79 м), два из которых на высоте 53 метров объединены 6-этажными мостами с пролетом 36,6 метров. Вторая – пониженный корпус (max. отметка ±50,4 м), в виде правильного каре, с четырьмя узкими проемами в центре каждой стороны. Благодаря этим проемам, точнее узким прямоугольным аркам, перекрытым тонкими перемычками в уровне карниза, вдоль центральной оси комплекс просматривается на всю глубину. Дополнительные оси, параллельные главной, фиксируют центры гигантских арок. Еще одна, на этот раз перпендикулярная им, ось проходит через середину внутреннего проезда между двумя частями комплекса.
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44

Достаточно сложная организация жилого комплекса не ограничивается игрой с осями и замкнутыми и разомкнутыми корпусами. «Пропилеи» и «каре» объединяет стилобат, в котором сосредоточены все необходимые для ЖК бизнес- и комфорт-класса общественные функции: торговые, развлекательные и спортивные. Парадный фасад образует подобие гостиного двора с открытыми галереями по всему фронту. Более приватные сервисы: рестораны, фитнес-центры, расположены в глубине стилобата, вход в который осуществляется через парадную площадь, окруженную легкой ажурной колоннадой.
Благодаря дополнительной многоуровневой системе из стилобата, эксплуатируемой кровли, подземных паркингов, дворов, проездов и переходов, организующих сквозное и адресное перемещение для жильцов, их гостей, а также посетителей торговых комплексов, формируется четкая иерархия общественных (подземных или расположенных на уровне земли) и приватных (приподнятых над землей) пространств. Потоки распределяются таким образом, чтобы минимально пересекаться, гарантируя жителям высокий уровень безопасности.
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44

Точная и ясная пространственная режиссура напоминает храмы Луксора и Карнака, – эта архаическая нота не впервые встречается в проектах Никиты Явейна. Не исключено, что в день летнего солнцестояния лучи солнца, стоящего в зените, будут падать на особый камень вмонтированный в крышу стилобата, подвигая юных любителей приключенческого кино к поисками сокровищ в духе Индианы Джонса.
Жилой комплекс на ул. Типанова. Разрез 1-1
© Студия 44

Зрителю предложены четко выстроенные картины, причем не только фронтальные, обыгрывающие осевые прострелы, но и учитывающие обзор с различных ракурсов, в том числе с различных сторон вдоль широкой улицы Типанова. В этом случае масштаб гигантских арок и разрывов между корпусами работает столь же эффектно и мощно за счет воздушной перспективы, равно как игры света и тени. Пространственность комплекса, редкая в современной архитектуре вообще, а в жилой особенно, столь сильна, что производит большое впечатление при любом угле обзора.
Жилой комплекс на ул. Типанова. План на отметке -3 000
© Студия 44

 
Дифференциация привилегий
Двухчастная композиция с парадными «пропилеями» и функциональным «каре» определила класс ЖК и специфику планировочных решений на всех уровнях: от решения входов в подъезды до состава и метража квартир. В первой части, расположенной вдоль магистрали, сосредоточены квартиры более высокого уровня комфорта, лучшие из них – в «мостах», перекинутых между основными корпусами. Эти «парящие» на высоте 60 метров шесть этажей, фактически формирующие образ комплекса, стали возможны благодаря монолитным железобетонным конструкциям и тщательным расчетам. Для «мостовых» квартир предусмотрены отдельные лестнично-лифтовые холлы. Также рассматривается вопрос объединения квартиры на верхнем 22 этаже в пентхаусы по 700 м2.

Корпуса передней части комплекса заполнены в основном двух- и трехкомнатными квартирами, скомпонованными вокруг коммуникационного узла с четырьмя лифтами и двумя лестницами. Меридиональная ориентация этих корпусов с парадным фасадом, выходящим точно на север, несколько осложнила для архитекторов решение вопросов инсоляции, ради которых даже пришлось срезать внутренние южные углы спаренных корпусов.
Жилой комплекс на ул. Типанова. План 1 этажа
© Студия 44

В 16-этажном корпусе «каре» представлен более широкий диапазон квартир. Преобладающим типоразмером остаются двухкомнатные квартиры. Кроме того, помимо «трешек» покупателям предлагаются «однушки» около 45 м2 и популярные у петербурских яппи квартиры-студии. Внутренний двор «каре», расположенный над полуподземным двухэтажным паркингом, будет свободен от личного транспорта.

Впервые в отечественной практике на стилобате закладывается слой грунта толщиной 2 метра, который позволит выполнить полноценное озеленение внутреннего двора. Оно запланировано в неоклассическом регулярном стиле с партерами и боскетами, органично продолжая тему парадных проходов через колоннады под пропилеями с фонтанами и широкими лестницами, ведущими во внутренний двор.
Жилой комплекс на ул. Типанова. План типового этажа
© Студия 44
Фасадный метод
В духе «красной дорики» Фомина фасады жилого комплекса одеты в подобие ордерной системы, но не классической или даже модернизированной, а максимально упрощенной, сведенной до своего прототипа – стоечно-балочной системы в виде внешнего каркаса с ясно выделенными горизонтальными тягами и сбитым от уровня к уровню ритмом вертикальных стоек. Горизонтальные уровни различаются по высоте. Часть из них объединяет по два этажа, часть по три, верхний уровень – как настоящий аттик – воздушен и облегчен, так что здесь объединены сразу четыре этажа. Для каждого уровня найдены пропорции внешних круглых колонн. Самые высокие отмечены сдвоенными тонкими столбами, те, что пониже, поддерживаются приземистыми колоннами, словно придавленными тяжестью вышележащих конструкций. Соответственно высоте стоек подобран их шаг, так что возникает ощущение, что каждый уровень отсчитывает свой ритм. На самом деле это не так, и примерно у половины уровней оси колонн совпадают. Но вряд ли в жизни кто-то сможет старательно высчитывать стойки. Так что, фасад комплекса рискует стать самым легкомысленным в контексте строгого к соблюдению ордерных канонов Петербурга.
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44

На парадном фасаде, выходящем на улицу Типанова, использование внешнего каркаса, отнесенного от стены наподобие ордерного декора, для придания ей трехмерности, доведено до апогея. Здесь архитекторы заложили три наружных слоя: первый – внешняя каркасная система с легкими лентами стеклянных ограждений; второй – сплошное холодное остекление и третий – теплый контур. Визуально работают все три слоя, придавая выходящему на север фасаду особенную глубину и пластичность. Общая толщина всех трех слоев фасада составляет три метра. Эта площадь используется, преимущественно, в качестве лоджий при кабинетах, столовых и общих зонах. Кроме того, система работает и как шумозащита, что немаловажно, учитывая близость оживленной магистрали.
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44

К историческим прототипам восходит еще одно фасадное решение. Как и в 1930-е годы прошлого века, когда стремление к парадности еще сдерживалось экономической целесообразностью, в отделке разных уровней фасадов будут использоваться разные материалы, сменяющие друг друга по мере нарастания высоты. От натурального камня в аркадах и нижней части «каре» до терракотовой плитки или качественных крупноразмерных плит на вышележащих уровнях и заканчивая керамогранитом в отделке внутренних фасадов.
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44

 
Потенциал развития
Идеи и принципы, заложенные в проект жилого комплекса, рассчитаны на осмысление и дальнейшее развитие. Авторы сами говорят о двух перспективных векторах.

Первый вектор – это поиски нового петербургского стиля, который объединит традиции и ценности богатейшего архитектурного наследия «Северной столицы» и новый масштаб строящихся городских районов.

Второй вектор – скорее утилитарный или градостроительный. Он состоит в более осмысленном и, в то же время, расчетливом подходе к формированию застройки за счет использования осевых композиций, упорядочивающих ткань города, подчиняющих ее жестким правилам, которые можно выполнять, находя внутри достаточно свободы для самовыражения. Единственный момент, который необходимо будет решить – ориентиры для осей. В классическом градостроительстве эту роль берут на себя доминанты города: колокольни, соборы или дворцы. Современный город тянется вверх всей своей массой, так что найти достойную доминанту непросто.

Применительно к комплексу на улице Типанова «Студия 44» видит перспективу в дальнейшем продолжении начатого ансамбля вглубь бывшей промышленной зоны. Никита Явейн так комментирует потенциал предложенной идеи: «Осевая схема выстраивает, упорядочивает всю градостроительную ситуацию, в противовес «ярмарке тщеславия». Мы, по-своему, еще более тщеславны, мы выстраиваем не точечный дом, а смысловую ось, которая воплощает некую волю в море хаотической застройки, имеющей множественные начала и концы. В этом проекте мы показываем начало, которое в нашей работе никогда не завершится».
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова. Разрез 2-2
© Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова. План 17-21 этажа
© Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова. План 22 этажа
© Студия 44
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Жилой комплекс на ул. Типанова
Россия, Санкт-Петербург, ул. Типанова, уч. 1

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. И. Бурмистрова, В. А. Зенкевич

11.2016

28 Июня 2017

Студия 44: другие проекты
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Трехчастная задача: Мытный двор
Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Жизнь железа
Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Стереометрическое построение
Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.