Противостояние хаосу

Проект жилого комплекса «Студии 44» на улице Типанова демонстрирует не только традиционное для бюро высокое качество архитектурных решений, но и поиск уникального питерского стиля

Елена Петухова

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Жилой комплекс на ул. Типанова
Россия, Санкт-Петербург, ул. Типанова, уч. 1

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. И. Бурмистрова, В. А. Зенкевич

11.2016

Подход к окраинам
Ни в одном другом городе периферийная застройка не вызывает такого раздражения, какое непроизвольно возникает у путешественника, въезжающего через новые районы в Санкт-Петербург. Качество строительства и архитектуры на активно застраиваемых окраинах российских городов редко бывает на высоте, но на контрасте с рафинированным и одухотворенным центром Петербурга хаотичность и аляповатость полей эконом/комфорт/бизнес-жилья кажутся особенно вопиющими. Жаль, что жесткие требования и жаркие баталии градсоветов за каждый новый проект в историческом центре не слишком распространяются на окраинные территории. Тем значимее каждый новый проект, сделанный для периферии города ведущими петербургскими бюро из тех, что не позволяют себе ронять планку качества и стремятся найти выразительные и оригинальные решения даже в застройке не-элитного класса. Может быть, такой подход позволит появиться давно ожидаемой новой архитектурной традиции или даже школе Петербурга.
Вид на Жилой комплекс со стороны ул. Типанова. © Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова
© Студия 44

 
Ярмарка тщеславия
Новый проект «Студии 44» расположен на улице Типанова – протяженной, оживленной магистрали, изогнутой большой дугой. Улица начинается от тыльного фасада построенного в 1941 Дома Советов и в советские времена застраивалась по микрорайонному принципу. Свободно расставленные многосекционные дома перемежались панельными башнями и промышленными предприятиями. В последние годы освобождающиеся промзоны и свободные от «панелек» участки начали занимать коммерческие проекты: сетевые мега-моллы и высотные жилые комплексы. Весьма пестрый набор стилистик и приемов последних продиктован стремлением девелоперов угадать вкусы состоятельного покупателя, но никак не попыткой градостроительно упорядочить хаотичную застройку. На углу Типанова и проспекта Космонавтов вырос ЖК «Доминанта» из четырех 25-этажных башен на общем стилобате, замкнутых подковой многосекционного дома в стиле «слава голубому стеклу». Рядом уже утверждены еще два комплекса: «Кремлевские звезды» (!) – в лучших традициях лужковской поры, и «На Типанова, 21» – очередное стеклянное 25-этажное полукружье с четырьмя дополнительными корпусами-лучами. Среди этой пестрой «ярмарки тщеславия» «Студии 44» представился шанс сказать свое слово на тему современной жилой архитектуры.
Жилой комплекс на ул. Типанова
© Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44

 
Назад в будущее
Почти половину территории электроподстанции «Чесменская», ограниченной на севере улицей Типанова, а на западе проспектом Гагарина, в 2014 году было решено застроить жильем. Реализацией проекта занялась компания ООО «Бизнес Сити», входящая в холдинг «Лидер Групп». Потенциал участка, сочетающего большую площадь (6,2 га) с престижностью расположения, заставил застройщика пересмотреть свою стратегию и замахнуться на более высокий класс жилья, чем обычно. Для разработки проекта была приглашена «Студия 44», за последнее время сделавшая несколько крупных концепций жилой застройки для Петебурга и ближайших пригородов.
Вид на Жилой комплекс со стороны ул. Типанова. © Студия 44

Идти от контекста в данном случае не представлялось возможным. Скорее требовалось некое сильное и притом цельное, самодостаточное решение, способное своей строгостью и ясностью, внутренней системой и четко выстроенной композицией противостоять царящему вокруг хаосу. Интересно, что источником вдохновения для авторов стали не дворцы и знаменитые доходные дома Санкт-Петербурга. Слишком уж не-питерское вокруг выстраивалось окружение. Сам Никита Явейн так комментирует ход своих ассоциаций: «Мы попытались представить такую гипотетическую ситуацию, как бы рассуждал и проектировал петербургский архитектор, приехавший в Москву в 1930-е годы, попавший в другой масштаб, другое измерение и другие требования. Ведь сегодняшний окраинный Петербург – это совсем другой город, этакая Нью-Москва». В качестве источника вдохновения архитекторы выбрали работы Ивана Александровича Фомина: дом общества «Динамо» и конкурсный проект Наркомтяжпрома с его гипертрофированным масштабом, гигантскими арками и мерным ритмом горизонтальных и вертикальных членений. Отталкиваясь от его образного и композиционного строя «Студия 44» предложила уникальную для современной жилой архитектуры композицию, в которой максимально используется театральный или, если угодно, канонический принцип построения центричной композиции с ярко выраженным пространственным развитием в глубину, несколькими дополнительными осями и четко прослеживаемыми визуальными картинами.
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова
© Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова
© Студия 44

 
Иерархия пространств и объемов
Участок, предназначенный для строительства жилого комплекса, по пропорциям приближается к квадрату; одной стороной он примыкает к улице Типанова. Перпендикулярно улице проложена главная ось, на которую нанизаны две части комплекса. Первая выполняет роль парадных пропилей: она образована четырьмя корпусами (max отметка ±79 м), два из которых на высоте 53 метров объединены 6-этажными мостами с пролетом 36,6 метров. Вторая – пониженный корпус (max. отметка ±50,4 м), в виде правильного каре, с четырьмя узкими проемами в центре каждой стороны. Благодаря этим проемам, точнее узким прямоугольным аркам, перекрытым тонкими перемычками в уровне карниза, вдоль центральной оси комплекс просматривается на всю глубину. Дополнительные оси, параллельные главной, фиксируют центры гигантских арок. Еще одна, на этот раз перпендикулярная им, ось проходит через середину внутреннего проезда между двумя частями комплекса.
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44

Достаточно сложная организация жилого комплекса не ограничивается игрой с осями и замкнутыми и разомкнутыми корпусами. «Пропилеи» и «каре» объединяет стилобат, в котором сосредоточены все необходимые для ЖК бизнес- и комфорт-класса общественные функции: торговые, развлекательные и спортивные. Парадный фасад образует подобие гостиного двора с открытыми галереями по всему фронту. Более приватные сервисы: рестораны, фитнес-центры, расположены в глубине стилобата, вход в который осуществляется через парадную площадь, окруженную легкой ажурной колоннадой.
Благодаря дополнительной многоуровневой системе из стилобата, эксплуатируемой кровли, подземных паркингов, дворов, проездов и переходов, организующих сквозное и адресное перемещение для жильцов, их гостей, а также посетителей торговых комплексов, формируется четкая иерархия общественных (подземных или расположенных на уровне земли) и приватных (приподнятых над землей) пространств. Потоки распределяются таким образом, чтобы минимально пересекаться, гарантируя жителям высокий уровень безопасности.
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44

Точная и ясная пространственная режиссура напоминает храмы Луксора и Карнака, – эта архаическая нота не впервые встречается в проектах Никиты Явейна. Не исключено, что в день летнего солнцестояния лучи солнца, стоящего в зените, будут падать на особый камень вмонтированный в крышу стилобата, подвигая юных любителей приключенческого кино к поисками сокровищ в духе Индианы Джонса.
Жилой комплекс на ул. Типанова. Разрез 1-1
© Студия 44

Зрителю предложены четко выстроенные картины, причем не только фронтальные, обыгрывающие осевые прострелы, но и учитывающие обзор с различных ракурсов, в том числе с различных сторон вдоль широкой улицы Типанова. В этом случае масштаб гигантских арок и разрывов между корпусами работает столь же эффектно и мощно за счет воздушной перспективы, равно как игры света и тени. Пространственность комплекса, редкая в современной архитектуре вообще, а в жилой особенно, столь сильна, что производит большое впечатление при любом угле обзора.
Жилой комплекс на ул. Типанова. План на отметке -3 000
© Студия 44

 
Дифференциация привилегий
Двухчастная композиция с парадными «пропилеями» и функциональным «каре» определила класс ЖК и специфику планировочных решений на всех уровнях: от решения входов в подъезды до состава и метража квартир. В первой части, расположенной вдоль магистрали, сосредоточены квартиры более высокого уровня комфорта, лучшие из них – в «мостах», перекинутых между основными корпусами. Эти «парящие» на высоте 60 метров шесть этажей, фактически формирующие образ комплекса, стали возможны благодаря монолитным железобетонным конструкциям и тщательным расчетам. Для «мостовых» квартир предусмотрены отдельные лестнично-лифтовые холлы. Также рассматривается вопрос объединения квартиры на верхнем 22 этаже в пентхаусы по 700 м2.

Корпуса передней части комплекса заполнены в основном двух- и трехкомнатными квартирами, скомпонованными вокруг коммуникационного узла с четырьмя лифтами и двумя лестницами. Меридиональная ориентация этих корпусов с парадным фасадом, выходящим точно на север, несколько осложнила для архитекторов решение вопросов инсоляции, ради которых даже пришлось срезать внутренние южные углы спаренных корпусов.
Жилой комплекс на ул. Типанова. План 1 этажа
© Студия 44

В 16-этажном корпусе «каре» представлен более широкий диапазон квартир. Преобладающим типоразмером остаются двухкомнатные квартиры. Кроме того, помимо «трешек» покупателям предлагаются «однушки» около 45 м2 и популярные у петербурских яппи квартиры-студии. Внутренний двор «каре», расположенный над полуподземным двухэтажным паркингом, будет свободен от личного транспорта.

Впервые в отечественной практике на стилобате закладывается слой грунта толщиной 2 метра, который позволит выполнить полноценное озеленение внутреннего двора. Оно запланировано в неоклассическом регулярном стиле с партерами и боскетами, органично продолжая тему парадных проходов через колоннады под пропилеями с фонтанами и широкими лестницами, ведущими во внутренний двор.
Жилой комплекс на ул. Типанова. План типового этажа
© Студия 44
Фасадный метод
В духе «красной дорики» Фомина фасады жилого комплекса одеты в подобие ордерной системы, но не классической или даже модернизированной, а максимально упрощенной, сведенной до своего прототипа – стоечно-балочной системы в виде внешнего каркаса с ясно выделенными горизонтальными тягами и сбитым от уровня к уровню ритмом вертикальных стоек. Горизонтальные уровни различаются по высоте. Часть из них объединяет по два этажа, часть по три, верхний уровень – как настоящий аттик – воздушен и облегчен, так что здесь объединены сразу четыре этажа. Для каждого уровня найдены пропорции внешних круглых колонн. Самые высокие отмечены сдвоенными тонкими столбами, те, что пониже, поддерживаются приземистыми колоннами, словно придавленными тяжестью вышележащих конструкций. Соответственно высоте стоек подобран их шаг, так что возникает ощущение, что каждый уровень отсчитывает свой ритм. На самом деле это не так, и примерно у половины уровней оси колонн совпадают. Но вряд ли в жизни кто-то сможет старательно высчитывать стойки. Так что, фасад комплекса рискует стать самым легкомысленным в контексте строгого к соблюдению ордерных канонов Петербурга.
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44

На парадном фасаде, выходящем на улицу Типанова, использование внешнего каркаса, отнесенного от стены наподобие ордерного декора, для придания ей трехмерности, доведено до апогея. Здесь архитекторы заложили три наружных слоя: первый – внешняя каркасная система с легкими лентами стеклянных ограждений; второй – сплошное холодное остекление и третий – теплый контур. Визуально работают все три слоя, придавая выходящему на север фасаду особенную глубину и пластичность. Общая толщина всех трех слоев фасада составляет три метра. Эта площадь используется, преимущественно, в качестве лоджий при кабинетах, столовых и общих зонах. Кроме того, система работает и как шумозащита, что немаловажно, учитывая близость оживленной магистрали.
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44

К историческим прототипам восходит еще одно фасадное решение. Как и в 1930-е годы прошлого века, когда стремление к парадности еще сдерживалось экономической целесообразностью, в отделке разных уровней фасадов будут использоваться разные материалы, сменяющие друг друга по мере нарастания высоты. От натурального камня в аркадах и нижней части «каре» до терракотовой плитки или качественных крупноразмерных плит на вышележащих уровнях и заканчивая керамогранитом в отделке внутренних фасадов.
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44

 
Потенциал развития
Идеи и принципы, заложенные в проект жилого комплекса, рассчитаны на осмысление и дальнейшее развитие. Авторы сами говорят о двух перспективных векторах.

Первый вектор – это поиски нового петербургского стиля, который объединит традиции и ценности богатейшего архитектурного наследия «Северной столицы» и новый масштаб строящихся городских районов.

Второй вектор – скорее утилитарный или градостроительный. Он состоит в более осмысленном и, в то же время, расчетливом подходе к формированию застройки за счет использования осевых композиций, упорядочивающих ткань города, подчиняющих ее жестким правилам, которые можно выполнять, находя внутри достаточно свободы для самовыражения. Единственный момент, который необходимо будет решить – ориентиры для осей. В классическом градостроительстве эту роль берут на себя доминанты города: колокольни, соборы или дворцы. Современный город тянется вверх всей своей массой, так что найти достойную доминанту непросто.

Применительно к комплексу на улице Типанова «Студия 44» видит перспективу в дальнейшем продолжении начатого ансамбля вглубь бывшей промышленной зоны. Никита Явейн так комментирует потенциал предложенной идеи: «Осевая схема выстраивает, упорядочивает всю градостроительную ситуацию, в противовес «ярмарке тщеславия». Мы, по-своему, еще более тщеславны, мы выстраиваем не точечный дом, а смысловую ось, которая воплощает некую волю в море хаотической застройки, имеющей множественные начала и концы. В этом проекте мы показываем начало, которое в нашей работе никогда не завершится».
Жилой комплекс на ул. Типанова © Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова. Разрез 2-2
© Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова. План 17-21 этажа
© Студия 44
Жилой комплекс на ул. Типанова. План 22 этажа
© Студия 44
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Жилой комплекс на ул. Типанова
Россия, Санкт-Петербург, ул. Типанова, уч. 1

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, В. И. Бурмистрова, В. А. Зенкевич

11.2016

28 Июня 2017

Елена Петухова

Автор текста:

Елена Петухова
Студия 44: другие проекты
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Никита Явейн о Главном штабе
Видео-лекция – около часа – о проекте реконструкции восточного крыла Главного штаба, который стал основным сюжетом юбилейной выставки архитекторов «Студии 44», на youtube Государственного Эрмитажа.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Поиск стиля
В стремлении найти ответ на давний вопрос о петербургском стиле «Студия 44» соединила контекстуальные аллюзии, современный парафраз северной неоклассики и альтернативный подход к квартальной застройке. Получилось крупно и цельно.
Игорь Явейн. Архитектор транспортных потоков
Олег и Никита Явейны создали сайт про отца – Игоря Явейна: он дает возможность изучить полный архив проектов мастера авангарда, основоположника опередившей свое время теории транспортно-пересадочных узлов, автора книги об архитектуре потоков, актуальной до сих пор.
Театр-город
Вторая очередь Академии танца Бориса Эйфмана выстроена вокруг здания театра, а «крутится» ее пространство вокруг архитектурной сценографии городка-атриума. Получается матрешка: театр в городе, город в театре, и все это школа. Очень эффективный вариант использования пространства.
Как сохранить деревянное: Петербург
«Студия-44» разработала для Санкт-Петербурга Концепцию сохранения памятников деревянной архитектуры. Особенно интересна в ней методика определения ценности зданий, а также параметрическая модель, которая наглядно показывает, что нужно спасать в первую очередь.
Вереница впечатлений
Парк-ожерелье для первой линии намыва Васильевского острова насыщен современными функциями, но обладает регулярной структурой и отсылками к классическим петербургским садам. Проект победил в конкурсе, его планируется реализовать.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Владимир Фролов: «Стремление к абсолютному комфорту...
В преддверии фестиваля «Зодчество`18» главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов рассказал о своем кураторском проекте – выставке «Идеал и норма», которую можно будет увидеть в «Манеже» с 19 по 21 ноября
Невидимые города
Какими архитекторы видят идеальные города будущего и что требуется для достижения идеала? Репортаж с выставки «Идеал и норма» и сопровождавшей ее открытие конференции с участием скандинавских архитекторов.
Никита Явейн: «Мы работаем над архитектурой потоков»
Венецианская биеннале длится полгода, до 25 ноября, так что думаю не поздно поговорить и о российском павильоне. Мы выбрали две его экспозиции для более пристального рассмотрения и беседуем с почетным, как оказалось, железнодорожником Никитой Явейном.
WAF: российские проекты
В шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2018 вошли тринадцать российских проектов от семи архитектурных бюро. Мы поговорили со всеми номинантами о проектах и о том, зачем им фестиваль.
Судьба Апраксина двора
Совет по культурному наследию Петербурга поддержал концепцию реновации «Апраксина двора», разработанную «Студией 44». Она предполагает многофункциональность и пешеходное пространство с заездом из-под земли. И основана на поэтапной тактике работы с многочисленными собственниками.
Постиндустриальная тяга
В Музее железных дорог России архитекторы «Студии 44» смогли создать сильное и эффектное пространство для коллекции из более чем 100 исторических паровозов и локомотивов.
Похожие статьи
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Сейчас на главной
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.