Юлия Шишалова: «Высотное строительство – данность»

Куратор проекта «Небоскребы» журнала Проект Россия Юлия Шишалова рассказала Архи.ру о том, что планируется показать на фестивале «Зодчество».

Беседовала:
Алла Павликова

mainImg
Архи.ру:
– Кто подсказал тему «Небоскребы»?

Юлия Шишалова:
– Жизнь подсказала. Я, например, уже третий год с интересом слежу за форумом высотного строительства 100+ в Екатеринбурге. В этот раз он, к великому сожалению, совпадает с «Зодчеством» – не удастся туда попасть. Так вот форум, простите за каламбур, растет на глазах: на нем представляют все больше уникальных проектов со всей России и из-за рубежа, приезжают архитекторы из бюро Нормана Фостера, Захи Хадид, Ренцо Пьяно. Сколько было планов у Москвы вместе с Фостером – а по иронии судьбы первая его реализация будет в столице Урала, где меньше чем через два года достроится штаб-квартира «Уральской медной компании». Хотя и всего 87 метров высотой: по меркам Екатеринбурга – совсем не небоскреб. Он после Москвы чуть ли не единственный из всех российских городов запустил программу строительства высотных доминант под общим названием «Екатеринбург-Сити»: там уже пять завершенных домов свыше 120 метров. А в ближайшие 3-4 года, вслед за Уралом, свои первые небоскребы получат Дальний Восток и Сибирь. Я уже не говорю про такие нашумевшие и многим знакомые проекты, как «Москва-Сити», «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге и «Ахмат-Тауэр» в Грозном.
Юлия Шишалова. Фотография предоставлена Юлией Шишаловой
Шахматы Skyline Chess New York Edition. Предоставлено Юлией Шишаловой

– Насколько эта тема актуальна применительно к нашей стране?

– Как мы видим, очень даже применима. Но мы выбрали ее не только поэтому. Захотелось самим для себя разобраться – а что происходит в этой отрасли в России по сравнению с остальным миром? Какие перспективы? Чем сейчас руководствуются архитекторы и девелоперы? У нас ведь принято на эту тему высказываться в основном применительно к конкретному проекту. И высказываться критически, толком не вникая. А начинаешь вникать – и совсем уже не такими «монстрами» представляются современные небоскребы. Спорных моментов хватает, но есть и масса положительных, показывающих, что суммарное благо в их случае может таки перевесить суммарное «напряжение». Именно такие проекты мы выбирали – и для нового номера журнала «ПРОЕКТ РОССИЯ», посвященного небоскребам (его премьера тоже состоится 5 октября), и для нашей экспозиции на «Зодчестве». Кроме того, всеми любопытнейшими беседами, которые нам довелось провести в процессе подготовки, тоже с удовольствием поделимся с посетителями нашего стенда.
Обложка нового номера журнала «Проект Россия». Предоставлено Юлией Шишаловой

– С какой высоты на ваш взгляд начинается небоскреб? 100 этажей? 300 метров?

– Есть общемировой стандарт: небоскреб – от 150 метров. А если говорить об инженерии и технологиях, то самые сложные «навороты» начинаются метров от 180. И там уже, как считают сами проектировщики, существенной разницы нет – 200 или 400. «Лахту-центр», например, строят те же люди, что и Бурж-Халифу в Дубае (самое высокое в мире сооружение – 828 м вместе со шпилем). И хотя петербургский небоскреб вдвое ниже, задачу это им нисколько не облегчает. Да и, по правде говоря, все эти «супервысотки», если снять с них шпили, станут вполне себе «рядовыми» небоскребами. Шпиль Бурж-Халифы – 280 метров – по сути еще один небоскреб, только «необитаемый». Поэтому и придумали этой «псевдовысоте» меткий термин – vanity height. Дословно можно перевести и как «высота полости», и как «высота тщеславия». Тщеславие, амбиции, символы власти – небоскребы всегда были с этим связаны.
Проект гостичного комплекса «Юрий Долгорукий» для «Москва-Сити» © Zaha Hadid Architects. Визуализация предоставлена Музеем Москва-Сити
Вид на сцену на новой городской площади City Time Plaza в Москва-Сити © «Горпроект»

– Расскажите, какой будет экспозиция?

– Прежде всего это компактно упакованная в планшеты и видео информация о высотном строительстве в России, которую мы собрали за несколько месяцев. Сначала была идея показать макеты всех самых свежих российских небоскребов. Но потом мы поняли, что тогда главная идея будет утрачена. Ведь по сути самая громкая претензия к небоскребам – не к их архитектуре, а к тому, что они ухудшают качество городской среды: портят панорамы, перегружают дороги и т.д. Тем более сейчас, когда все больше высотных зданий обретают жилую, а не офисную функции. Мы, меж тем, хотим доказать обратное. Так что в итоге в центре нашей экспозиции – среда, пространство между небоскребами, которое мы вместе с детским архитектурным клубом «Кони на балконе» все три дня фестиваля будем обживать. У гостей будет выбор: зависнуть в нашей лаунж-зоне, слушая интервью или смотря отрывки из фантастических фильмов, либо поучаствовать в активной программе, проложив в городе высоток новый маршрут или просто оставив свое впечатление – каково это, жить в небоскребе.
Один из первых макетов Москва-Сити с гигантским парком в центре © Музей Москва-Сити

– В чем основная цель проекта? Каких результатов вы ждете?

– Результатом трехдневных мастер-классов должно стать вполне цельное высказывание о жизни среди башен. Что важно для нас – автором этого высказывания выступит молодое поколение, которое в принципе иначе воспринимает и использует городское пространство.

С другой стороны, наша цель – поднять вопрос о взаимодействии небоскребов с городом среди профессиональной общественности. 6 октября по этому поводу мы устраиваем большой круглый стол. На нем будут присутствовать не только архитекторы и девелоперы, но и, например, сотрудники недавно открывшегося Музея Москва-Сити, или «имидж-мейкеры» высотных комплексов – уж они-то знают все про то, как донести позитивный месседж до массовой аудитории. Высотное строительство – данность. И с его помощью действительно можно формировать комфортную и гуманную среду.

02 Октября 2017

Беседовала:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Пресса: Профессиональная герметичность: ее причины и пути...
В этом году так случилось, что в графике командировок "Парадного квартала" два топовых профессиональных мероприятия (Forum Russia 100+ и Зодчество`17) практически совпали во времени. И вот, прилетая из Екатеринбурга в Москву на заключительный день Зодчества, попадаем на удивительно интересную дискуссию архитекторов, оперирующих удивительными словами: сервильность, герметичность. Разговор получился откровенным, эмоции сильными, мысли альтернативными... Для наших читателей мы решили подать этот материал в виде своеобразного "цитатника". Вся дискуссия была безумно интересной, но мы постарались выбрать то, что нам показалось самым-самым.
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Илья Заливухин: «Необходимо увеличение плотности...
Куратор проекта «Москва Высотная» Илья Заливухин рассказал о проблемах растущего населения российской столицы, перспективах развития Москвы вверх и проектах прошлого, которые могут стать нашим будущим. Все это можно будет увидеть в начале октября на фестивале «Зодчество».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Илья Заливухин: «Необходимо увеличение плотности...
Куратор проекта «Москва Высотная» Илья Заливухин рассказал о проблемах растущего населения российской столицы, перспективах развития Москвы вверх и проектах прошлого, которые могут стать нашим будущим. Все это можно будет увидеть в начале октября на фестивале «Зодчество».
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Казимир из Кемерова
Проект филиала Русского музея для Сибирского кластера искусств основан на идеях супрематизма: первофигурах, динамизме цвета и формы.
«Технологический оптимизм»
Бюро AL_A представило проект первой в мире электростанции на термоядерном синтезе: она заработает недалеко от Оксфорда в 2025. Технология разработана канадской компанией General Fusion.
Предчувствие дома
Предметы искусства, ирония, мрамор и природные аллюзии – четыре запоминающихся лобби в московских жилых комплексах.
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Крыша «фестонами»
Бюро BIG представило проект транспортного узла для шведского города Вестерос: он свяжет разделенные железнодорожными путями части города.
Арктические опыты
СПбГАСУ совместно с Университетом Хоккайдо провел Международную летнюю архитектурную школу, посвященную Арктике. Показываем проекты, придуманные участниками для Териберки, Земли Франца-Иосифа и Кировска.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.