Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга

Топология непрерывности: проект-победитель конкурса на концепцию развития исторического центра Калининграда

/ Topology of continuity: the winning project of the contest for the best concept of developing Kaliningrad′s city center.

информация:

Никита Явейн

Никита Явейн /

Nikita Yavein / Россия
Иван Кожин

Иван Кожин /

Ivan Kozhin / Россия
Студия 44

Студия 44 /

Studio 44 / Россия

Институт Территориального Развития /

/ Россия
авторский коллектив
Авторы проекта: Никита Явейн, Илья Григорьев, Иван Кожин, Ксения Счастливцева
Визуализация: Алексей Веткин, Андрей Патрикеев
Аннотация к проекту: Людмила Лихачева
Раздел «Транспорт»: Геннадий Шелухин (Институт территориального развития)

партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: Правительство Калининградской области
Организатор конкурса: НП «Градостроительное бюро «Центр города» при содействии Администрации городского округа «Город Калининград»

Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место. Проект, 2014 © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга

Архи.ру об этом объекте:

11.11.2016

Елена Петухова. WAF 2016: обратный отсчёт

Представляем краткую аннотацию фестиваля и комментарии участников нынешнего и прошлых WAF: о том, чем он интересен и важен.

Осталось пять дней до начала очередного Всемирного архитектурного фестиваля WAF 2016. В Берлине соберутся ведущие архитекторы мира для того, чтобы лично представить членам жюри свои проекты и постройки. По итогам презентаций планируется выбрать побе...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга

описание:

KÖNIGSBERG | КАЛИНИНГРАД:
ТОПОЛОГИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ


Топология (от др.-греч. Τόπος – место и λόγος – слово, учение), в XVIII-XIX в.в. – геометрия размещения (лат. geometria situs) или анализ размещения (лат. analysis situs) – наука, изучающая в самом общем виде явление непрерывности, в частности свойства пространства, которые остаются неизменными при непрерывных деформациях, например, связность, компактность, ориентируемость, многообразия.

1. Непрерывность. Избегая палимпсеста 

В 1944–1946 годах Кенигсберг был стерт с лица земли. Поверх соскобленного текста был написан новый, отражавший иную модель жизнеустройства.
Моделям жизнеустройства свойственно меняться, но еще ни разу попытки переписать историю с чистого листа (тем более, градостроительную историю) не приводили к положительным результатам. Утраченное отзывается фантомной болью. Не говоря уже о том, что по-настоящему рачительный хозяин предпочтет дать вторую жизнь старым вещам, а не сбрасывать их за борт с корабля современности.
Мы не сносим ни одного советского панельного дома и не взрываем Дом Советов. Они – такие же свидетельства истории, как фундаменты кенигсбергских зданий, погребенные под слоем обломков. После реновации они еще послужат людям.

2. Связность. Синтаксис и морфология

Многие города, подвергшиеся разрушениям во время войны, решали для себя вопрос, как восстановить порванную связь времен. Во второй половине XX века идеология восстановления совершила определенную эволюцию. В первые послевоенные годы скрупулезно воссоздавали по исторической иконографии целые кварталы (Варшава, Польша) и даже небольшие города (Сен-Мало, Франция). В 1950-х на смену буквальным историческим реконструкциям пришли стилевые реминисценции (Люблин, Польша; Ленинград, Россия), иногда весьма искусные, иногда – грубоватые. 1960-е годы ознаменовались по-модернистски вольным обращением со средовыми характеристиками восстанавливаемых кварталов: в них появились здания, чужеродные среде по своему масштабу и образу. Тенденция достигла своего апогея в период с 1970-го по 1987 год, и ее самым ярким проявлением стала застройка центра Роттердама, не просто индифферентная к вернакуляру, но словно бравирующая своим несходством с ним. В 1990-х разочарование в модернистской парадигме выдвинуло на первый план средовой подход. На наш взгляд, наиболее убедительным и вдохновляющим примером его практического применения стала масштабная реконструкция кварталов в Восточном Берлине (в районе Потсдамерплатц, Фридрихштрассе и др.), где воспроизводились масштаб и характер исторической застройки, а не ее формальные стилевые признаки.
Язык архитектуры не может не обновляться – в противном случае он будет звучать фальшиво. В то же время город как гипертекст нуждается в структурной, смысловой и коммуникативной связности. Эта связность, как и в живой речи, обеспечивается за счет преемственности архитектурного синтаксиса и морфологии – то есть, создания новых форм на базе и в рамках исторической структуры и архитектоники.
В нашем предложении стратегия восстановления связности варьируется в зависимости от территории и включает несколько градаций.

АЛЬТШТАДТ
– зона археологических исследований и самого строгого регламента

Вскрытие старых улиц
Старые улицы и площади Альтштадта освобождаются от укрывающего их культурного слоя. Мощение их проезжих частей и тротуаров реставрируется.
Погружение в старый квартал
В старых кварталах производятся археологические раскопки, расчистка и реставрация сохранившихся подвалов зданий, усиление фундаментов, а также выемка грунта на внутренних незастроенных территориях до уровня пола самого глубокого подвала («Новый ноль»).
Новые площади внутри старых кварталов
На незастроенных территориях внутри кварталов производится мощение и благоустройство. Они превращаются в новые общественные пространства города.
Новый дом на старом фундаменте
На стены сохранившихся подвальных и цокольных этажей опираются новые стены зданий. Новый город вырастает на руинах старого.
Частичное сохранение существующей зелени
Фрагменты зелени, расположенные на существующих отметках дневной поверхности, сохраняются; перепад уровней оформляется подпорной стенкой.
Сохранение осколков
Строительный материал и артефакты, обнаруженные при археологических раскопках, остаются там, где они найдены, и употребляются для мощения площадей, строительства лестниц и элементов благоустройства, а также в качестве декоративных деталей новых зданий.
«Новое Средневековье» 
В Новом Альтштадте создаются условия для реинкарнации традиционного уклада жизни: малые производства и коммерция – в нижних этажах зданий, жилье – в верхних.

ЛАСТАДИИ И ЗАПАДНЫЙ ФОРШТАДТ (НАБЕРЕЖНАЯ БОЛЬШИХ КРАНОВ)
– восстановление исторической планировочной структуры, регламентация застройки по высоте, силуэту и отделочным материалам

Участки в Ластадиях и Западном Форштадте соответствуют историческим пятнам портовых складов – шпайхеров. Возводимые здесь здания своим масштабом, силуэтом и материалами обозначают принадлежность месту.

ВОСТОЧНЫЙ ФОРШТАДТ (ГАЛЕРЕЙНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ)
– объемно-пространственное решение, модуль, силуэт, габариты и характер застройки апеллируют к историческим прототипам

Застройка набережной поддерживает своим выходящим на воду фасадным фронтом здание Биржи, образовывая при этом пространство крытой галереи вдоль реки.

ЛОМЗЕ
– планировочная структура и застройка в духе периферийных районов старого Кенигсберга

Район Ломзе воспроизводит в переосмысленном виде принципы формирования кварталов периферийных районов Кенигсберга (Россгартен, Трагхайм, Закхайм и собственно Ломзе), которые характеризуются большой площадью квартала, плотным замкнутым уличным фронтом и обширными пустотами внутри. Участки разбиты таким образом, что внутри квартала образуется незастроенная общественная территория – фрагмент сельского ландшафта внутри городской ткани.

«НОВЫЙ УРБАНИЗМ» 
(кварталы, примыкающие к Альтштадту и Королевской горе с запада и с востока)
– воссоздание планировочной структуры с укрупнением масштаба застройки


Новые здания строятся в пятне исторических кварталов по принципу: 1 исторический квартал = 1 современный дом. Новые здания не превышают по высоте Дом Советов.

КНАЙПХОФ
– воспроизведение структуры исторических кварталов в планировке парка

На острове Кнайпхоф разбивается парк. Дорожки парка трассируются по планировочной сетке некогда существовавших здесь кварталов. На отдельных участках средствами ландшафтной архитектуры воспроизводится рисунок фундаментов утраченных зданий.
Здание Кафедрального собора освобождается от поздних диссонирующих элементов, реставрируется и приспосабливается под концертный зал.

СЕМЬ МОСТОВ КЕНИГСБЕРГА
Знаменитая математическая задача о семи кенигсбергских мостах и ее решение Леонардом Эйлером, положившее начало теории графов и топологии, с нашей точки зрения, заслуживают материализации в городском ландшафте. В нашем предложении планировочный каркас нового ядра города базируется на семи мостах.

Так как с развитием транспортной инфраструктуры в городе появилось немало новых мостов, необходимо формально и функционально выделить нашу семерку из этого множества. В нашей трактовке в эту группу входят:
•два сохранившихся моста – Деревянный и Медовый;
•четыре воссозданных моста – Лавочный, Кузнечный, Зеленый и Потроховый;
•вновь возводимый мост между островом Ломзе и Передним Форштадтом. На наш взгляд, этот седьмой мост мог бы иметь подчеркнуто современный дизайн и носить имя Эйлера. (Исторически седьмым считался Высокий мост, находящийся на значительном расстоянии от центра).

Семь мостов предназначены для пешеходного движения и, в отдельных случаях, – для общественного транспорта. Все они либо ведут на остров Кнайпхоф, либо находятся в непосредственной близости от него. Они соединяют части нового центра и расположены внутри его акватории. Через их принадлежность центру как единой пространственной структуре обозначено их собственное единство.

3. Компактность, ориентируемость. Визуальный бассейн ядра города
Компактность центрального ядра Кенигсберга предопределена самой его топографией и природным ландшафтом. Старая и Новая Преголя сливаются воедино, обрамляя водными лентами зеленый остров Кнайпхоф. На северном берегу возвышается терраса Королевской горы.

Градостроительное значение этого места трудно переоценить. Это ключевое пространство города, его главная площадь, подобная главной водной площади Санкт-Петербурга у Петропавловской крепости и Стрелки Васильевского острова.
Мы подчеркиваем уникальность этого ландшафта, разбивая парк на острове Кнайпхоф: зеленый остров с единственной доминантой готического собора в самом сердце города – высшая роскошь, которую только можно себе позволить. Такого нет ни в одном городе мира.

Мы формируем застройку каскадом, с нарастанием ее высоты и масштабных характеристик от акватории вглубь материка. За новой камерной застройкой, расположенной по берегам реки, встают стеной микрорайоны советского периода. Рельеф в зонах «Нового урбанизма» плавно повышается от возвращенных на прежнюю отметку улиц Альтштадта («Старый ноль») до отметок существующих городских магистралей («Калининградский ноль»). Таким образом в центре Калининграда образуется своего рода «котловина» с широким раскрытием панорам, длинными перспективами, перекличкой доминант и живописной суперпозицией визуальных связей.

4. Многообразие. Средовые контрасты и синергия
Архитектурная полифония центра Калининграда строится на многообразии средовых переживаний. Квартал Ломзе выходит на берег Новой Преголи комплексом Выставочного центра: дощатая площадь с деревянными конструкциями–шедами – воспоминание о некогда находившейся здесь Лесной бирже. Набережная Западного Форштадта, как встарь, уставлена большими портовыми кранами. Контрапунктом им служат причудливая лента американских горок и гигантская окружность Колеса обозрения – элементов Парка развлечений, расположенного за островерхими кровлями Ластадий.

К западу и к востоку от игрушечных домиков Нового Альтштадта высятся стеклянные призмы кварталов «Нового Урбанизма». Но доминирует в городском ландшафте, как и прежде, Королевская гора. Здесь образы истории и современности смешиваются в наиболее насыщенной концентрации. Новый общественно-деловой и развлекательно-культурный комплекс на Королевской горе – мегаструктура, содержащая в себе театр и музей, конференц-центр и магазины, офисы, выставочные залы и медиатеку. Сквозь платформу 15-метровой высоты, наполненную самыми разными функциями, «прорастают» объемы Дома Советов и нового Театра. Театр возводится во дворе Королевского замка, занимает всю его площадь, но не касается исторических стен. Окружающий новое театральное здание цокольный этаж замка накрывается стеклянной кровлей и вмещает Музей истории Калининграда. Внешний слой полупрозрачных фасадов театра выполнен из трубок тонированного стекла, благодаря чему здание будет выглядеть по-разному в разное время суток, при внешней и внутренней подсветке и в ее отсутствие.

В здании многофункционального комплекса на Королевской горе расположены (с запада на восток):

Уровень +5.000 м: вход в Музей истории Калининграда со стороны Ленинского проспекта от остановок всех видов городского транспорта; галереи Музея; технические помещения театра (внутри музейного контура, во бывшем дворе Замка); историческая видовая терраса Королевской горы перед южным фасадом Замка; внутренний дворик с главным входом в музей с востока; мультиплекс, трансформируемый в конференц-центр; фойе конференц-центра с освещением верхним дневным светом; новая видовая терраса с лестницей-спуском на отм. ±0.000; вход в комплекс с востока, от остановок трамвая и такси.

Уровень +10.000 м: загрузка и служебная часть театра; главный вход в театр со стороны Московского проспекта; фойе театра с видом на Новый Альштадт и укрытые прозрачной кровлей галереи Музея; зрительный зал театра; двухуровневая торговая галерея по северному фасаду комплекса вдоль Московского проспекта; двухуровневый паркинг.
Уровень +17.000 м: супермаркет над транспортным «хабом»; рестораны с видом на центр города и реку Преголя; эскалатор для подъема на эксплуатируемую кровлю театра (отм. +40.000 м); офисы театральных работников; офисы сотрудников музея; временная экспозиция Музея и дополнительный вход в Музей; мост-переход над Московским проспектом, ведущий к озеру и зеленой зоне; офисы в бывшем Доме Советов; залы Галереи современного искусства и выход на ее эксплуатируемую кровлю (отм. +25.000); Медиатека с большим лекционным залом.

Уровень +40.000 м: эксплуатируемая кровля Театра – видовая площадь размером 60х90 м – во время проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года может использоваться как фан-зона с экранами и другим оборудованием.

Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга

пресса:

Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Набережная. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Территория бывшего порта. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Район Ломзе. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Остров Кнайпхоф. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Районы «нового урбанизма». Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Альтштадт. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Район Ломзе. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
План комплекса музея, театра, Дома Советов и общественно-торгового центра. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Парцелляция Альтштадта. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Регламент для Альтштадта. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Регламент для Альтштадта. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Регламент для Форштадта и Ластадий. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Схема осмысления парка на острове Кнайпхоф. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Районы «нового урбанизма». Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
Схема откапывания Альтштадта. Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место © Архитектурное бюро «Студия 44» и Институт территориального развития Санкт-Петербурга

Никита Явейн,

другие постройки:
  • Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, 2 очередь, Санкт-Петербург
  • Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь, Одинцово
  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы, Санкт-Петербург
  • Жилой микрорайон в Пушкине, Пушкин
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда», Санкт-Петербург
  • Район Царицыно, Москва
  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)», Санкт-Петербург
  • Центральный музей Октябрьской железной дороги, Санкт-Петербург
  • Жилой комплекс на территории комбината «Петмол», Санкт-Петербург

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталья Сидорова
  • Иван Рубежанский
  • Наталия Порошкина
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Чобан
  • Николай Миловидов
  • Вероника Дубовик
  • Антон Надточий
  • Евгений Герасимов
  • Евгений Подгорнов
  • Андрей Гнездилов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Попов
  • Никита Явейн
  • Александр Скокан
  • Сергей Орешкин
  • Александр Асадов
  • Александра Кузьмина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Асадов
  • Михаил Канунников
  • Арсений Леонович
  • Валерия Преображенская
  • Александр Порошкин
  • Всеволод Медведев
  • Катерина Грень
  • Сергей Кузнецов
  • Илья Машков
  • Дмитрий Реутт
  • Роман Леонидов
  • Игорь Шварцман
  • Наталия Шилова
  • Константин Ходнев
  • Василий Крапивин
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Романов
  • Карен Сапричян
  • Полина Воеводина
  • Анатолий Столярчук
  • Юлия Тряскина
  • Зураб Басария
  • Кристина Павлова
  • Левон Айрапетов
  • Анастасия Абашева
  • Никита Токарев
  • Даниил Лоренц
  • Владимир Плоткин
  • Алексей Гинзбург
  • Вера Бутко
  • Павел Андреев
  • Антон Лукомский
  • Сергей Скуратов
  • Станислав Белых
  • Юлий Борисов
  • Олег Мединский
  • Иван Кожин
  • Валерий Лукомский
  • Олег Шапиро
  • Сергей Труханов
  • Екатерина Кузнецова
  • Дмитрий Васильев

Проект из каталога (случайный выбор)

Дом в Голицыно
Олег Карлсон, 2010 – 2011
Дом в Голицыно

Постройки и проекты (новые записи):

  • Набережная Европы, г. Санкт-Петербург. Проект мастерской Михаила Филиппова
  • ЖК «Дом Бакст»
  • Площадь «Ворота Якутска» / Башня Тыгына
  • Апарт-отель в Малом Козихинском переулке
  • Проект размещения многофункционального рекреационного комплекса на набережной Москвы-реки между 3-м транспортным кольцом и железнодорожным мостом.
  • Жилой комплекс «Бунин»
  • Национальный космический центр
  • Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп
  • Концептуальный проект зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан старших возрастных групп

Новости российской архитектуры:

Технологии:

07.11.2019

Японские технологии на родине дымковской игрушки

В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России, Архстройдизайн АСД
01.11.2019

Переплетение и контраст

Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
EQUITONE
28.10.2019

Вентиляционная створка Venta – современное решение для естественного проветривания помещений

Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
Архитектурные системы «Реалит»
22.10.2019

Группа Isopan приглашает к участию в архитектурном конкурсе «Железнодорожный вокзал в Сиане»

В состав жюри премии вошли ведущие мировые архитекторы: Patrik Schumacher, Ben Van Berkel, Stefano Boeri и другие.
ISOPAN
другие статьи