Впрочем, когда история поселка «Андерсен» только начиналась, о грядущем расширении Москвы никто и не подозревал. Территория площадью двадцать гектаров в 11 километрах от МКАД по Калужскому шоссе на берегу Десны представлялась прекрасным местом для загородного поселка, состоящего из таунхаусов и коттеджей. Соответственно рассчитывалась и плотность застройки, и когда после присоединения этих земель к Москве типология жилья была закономерно изменена на малоэтажную городскую застройку, архитекторам пришлось вписываться в уже утвержденный генплан. Условный полукруг, дуга которого повторяет изгиб Десны, а хорда обращена в сторону шоссе, разделен на две неравные части сегментом леса; оговоримся, что сейчас речь идет только о застройке бóльшего по площади участка, судьба же меньшего пока не совсем ясна.
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Генеральный план, 2014 © Архитектуриум
Территория разделена на равные по площади кварталы, образованные тремя сходящимися к северному въезду продольными улицами, которые пересекают более короткие поперечные, направленные к набережной. Ширина улиц – 15-17 м, размер дворовых квадратов – примерно 20 на 20. Что адекватно для загородного поселка, тесновато для города, а для малоэтажного предместья, при условии грамотных градостроительных решений, – достаточно гармонично и пропорционально. И это первый, вполне оптимистичный вывод.
С самого начала одной из главных задач, которые ставила перед собой мастерская, было обеспечение визуального разнообразия застройки. Как выяснилось на практике, это тоже вполне возможно, причем с не слишком широкой палитрой средств. При наличии всего лишь одиннадцати типовых секций и нескольких типах кварталов, состоящих из двух Г-образных домов, либо из трех прямых в виде буквы «П», либо из одного Г-образного и одного односекционного, – среди них нет повторов. Результат достигнут исключительно благодаря фасадным решениям: чередованию красного и светлого кирпича, сдвижке пилонов, вставкам алюмокомпозитных и металлосайдинговых панелей, выбору белых или серых оконных рам. Так что теперь в «Андерсене» есть кварталы «белые», есть «красные» с белыми окнами и вкраплениями темно-зеленых панелей, есть «мозаичные», а есть «полосатые» – как модный вязаный свитер. Это ведь хоть и Новая, а все же Москва, так что некоторая степень пестроты ей к лицу.
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
«Можно сказать – то, что мы задумывали с точки зрения создания архитектурной среды, тоже вполне удалось», – говорит Владимир Биндеман. Действительно, несложно заметить, что новоселы обживают пространство уже вполне по-хозяйски: устанавливают на балконных решетках цветочные ящики, разбивают клумбы, выставляют под окнами забавные вазоны… Создается ощущение небольшого, уютного европейского городка, достаточно демократичного, без ограничений по перемещению и деления на классы. Но при этом, что интересно, к развитию комьюнити как таковой жители «Андерсена» пока как-то не стремятся – вплоть до того, что из предложенных проектировщиками планов благоустройства попросили удалить все внутриквартальные дорожки и скамейки и засеять квадраты дворов сплошным газоном. Какие выводы делать из этого факта и делать ли вообще – вопрос открытый, но задуматься стоит.
Впрочем, с пространством для общения в «Андерсене» проблем не будет: вдоль высокого берега Десны обустраивается протяженная набережная с променадом, велодорожками, спортивными и детскими площадками и прочими атрибутами современной коммунальной жизни. С набережной, как и из окон домов первой линии, виды открываются совершенно природные: за рекой стеной стоит лесной массив, который закрывает от глаз следующий участок застройки Новой Москвы. Надо сказать, что и с противоположной стороны «Андерсен» защищен от шума и пыли: поле, которое отделяет от поселка Калужское шоссе, находится чуть выше по рельефу. Там, впрочем, запланировано строительство большого жилого района этажностью повыше, но для «Андерсена» и в этом есть свои преимущества: жители поселка получат возможность пользоваться тамошними коммунальными благами, потому что в самом поселке из соцкультбыта запланированы только детский сад на месте нынешнего перелеска и минимальный набор ретейла при въезде.
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016 © Архитектуриум
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016 © Архитектуриум
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016 © Архитектуриум
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016 © Архитектуриум
Вечную проблему паркинга, усугубившуюся с дружным отказом градостроителей загромождать автомобилями внутридомовые территории, в проекте «Андерсена» планировали решить неординарно, отдав под парковки три этажа общественного центра, который должен был стать «визитной карточкой» поселка. Однако теперь известно, что общественный центр в первоначально задуманном виде построен не будет: на его месте появится восьмиэтажный жилой дом с небольшим ретейлом на первом этаже. Машины тем не менее куда-то ставить надо, и архитекторы с ювелирной точностью, соблюдая, естественно, нормативные отступы, выгадывали то там, то здесь участки под торцевые парковки на пять-десять машин. Плюс параллельные стоянки вдоль улиц. В результате никакой катастрофы не произошло – похоже, места всем хватает. Следовательно, даже с учетом плотного генплана в подобных малоэтажных комплексах можно обойтись без дорогостоящих подземных паркингов.
Жилой комплекс «Андерсен». Проект общественного центра, 2013 © Архитектуриум
А вот то, что не будет воплощен в жизнь проект общественного центра, – конечно, серьезная потеря. Динамичная и изобретательная архитектура этого здания придавала «Андерсену» оттенок острой современности, сочетая в себе решение практических задач с ярким эстетическим высказыванием. «Ну что ж, – печально констатирует Владимир Биндеман, – материальное в очередной раз победило идеальное». Но даже несмотря на эту утрату поселок, удостоенный нескольких профессиональных наград, может служить образцом современной субурбии, какой она востребована сегодня у нас в стране и особенно, по известным причинам, в столице: экономичной, комфортной, демократичной – и при этом, что особенно ценно, обладающей собственным неповторимым лицом. Это пока редкость, но, как показывает пример «Андерсена», вполне достижимая. Было бы желание.
Жилой комплекс «Андерсен». Планы 1 и типового этажей © Архитектуриум
Жилой комплекс «Андерсен». Планы 1 и типового этажей © Архитектуриум
Жилой комплекс «Андерсен». Разрез 1-1 © Архитектуриум
Жилой комплекс «Андерсен». Разрез © Архитектуриум
Жилой комплекс «Андерсен». Разрез 1-1 © Архитектуриум