Тимур Абдуллаев: «Миссия проекта – создать правильное понимание ценностей городского развития»

На фестивале «Зодчество» главный архитектор Екатеринбурга с 2015 по 2017 Тимур Абдуллаев представит итоги работы «Школы главного архитектора", основанной им год назад.

mainImg
Архи.ру:
– «Школа главного архитектора» была организована в августе 2016 г. в Екатеринбурге. С какой целью она создавалась?

Тимур Абдуллаев:
– Проектом «Школа главного архитектора» я начал заниматься еще во период своей работы в должности главного архитектора г. Екатеринбурга. Идея организации «Школы» пришла как ответ на необходимость выстраивания диалога между застройщиками, администрацией и экспертным сообществом. Практика работы главным архитектором города показала, что зачастую такого диалога просто не происходит, потому что для него не созданы условия. Девелопер продвигая свои проекты не слышит контраргументов, администрация не пытается зайти в диалог, а профессиональные компетенции экспертов не задействованы. Поменять ход развития многих историй в тот момент, когда происходит согласование проекта, оказывается очень сложно или даже поздно, так как проектные решения уже разработаны, затраты понесены, кредиты оформлены и время на исходе. Такая ситуация, думаю, абсолютно типична для любого российского города. А в итоге все жители становятся заложниками неудачных и непродуманных проектных решений, которые вызывают массовое осуждение населения.

Принципиально важно начинать процесс обсуждения проектных кейсов на самых ранних этапах, когда определяется идеология и подходы к проектированию. Необходимо создать для этого подходящий механизм. Другой важной задачей, на мой взгляд, является воспитание правильного отношения к миссии и роли архитектора в современном обществе у молодых специалистов, когда важно работать с городом не просто как с материальной средой, а как с совокупностью социальных, культурных и экономических процессов, где в центре внимания всегда стоит человек.
«Школа главного архитектора». Фотография © Евгений Савин, Geomenria.ru
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев

Таким образом, «Школа» – не просто современная образовательная программа для молодых специалистов, но и уникальная коммуникационная платформа, на которой все участники процесса могут вести совместную работу по поиску правильных решений для развития городской среды и определения общего понимания ценностей городского развития. В «Школе» организуется полидисциплинарное взаимодействие между специалистами различных областей: архитекторами, маркетологами, экономистами, социологами, строителями для совместного поиска инновационных проектных решений. Особое значение имеет вовлеченность девелоперского сообщества, так как только в процессе совместной работы удается найти новые нестандартные подходы, которые становятся также интересными с экономической точки зрения и могут быть претворены в жизнь.

16–24 сентября 2017 в Екатеринбурге на площадке Президентского центра имени Бориса Ельцина прошла уже третья по счету «Школа главного архитектора». При этом кейсы разрабатываемые в «Школе» – это всегда реальные проектные задачи от ведущих девелоперских компаний. Экспертами «Школы» выступили ведущие российские и зарубежные специалисты в области архитектуры, урбанизма и городской экономики. Мы сотрудничаем с ведущими образовательными институциями – такими как Высшая школа урбанистики, Фонд «Сколково», Союз архитекторов России, Международная академия архитектуры, Фонд имени Якова Чернихова. Стратегическим образовательным партнером «Школы» является также Международная ассоциация городских и региональных планировщиков ISOCARP.

Кроме того, за год, прошедший с момента начала работы первой «Школы главного архитектора», проект уже приобрел статус не только общероссийского, но и международного. На участие во второй «Школе главного архитектора» было подано более 700 заявок из 40 городов страны, а в сентябре 2017 принять участие в Школе захотели эксперты и молодые специалисты из более чем 10 стран – в том числе, из Бразилии, США, ЮАР, Индии, Индонезии, Великобритании, Франции, Голландии, Польши, Эстонии и Сербии.
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев

За время проведения проекта в Екатеринбурге его партнерами стали практически все крупнейшие девелоперские компании региона, а также федеральные – такие как «Кортрос» и «ЛСР». Но проект продолжает динамично развиваться, в том числе, и географически, поскольку данная платформа может быть успешно использована и в других крупнейших городах России, которые сталкиваются с похожими вызовами.

Развитие города – это всегда поиск баланса между частными и общественными интересами. Насколько открыто и конструктивно мы готовы это обсуждать? Миссия нашего проекта – создать правильное понимание ценностей городского развития среди всех участников процесса.
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев

– Какую программу – выставочную и событийную – школа предложит посетителям фестиваля «Зодчества»?

– На фестивале «Зодчество» мы представляем экспозицию с отчётными работами по итогам двух сезонов проекта, и демонстрируем видео-дневники «Школы главного архитектора», позволяющие погрузиться в атмосферу проекта и почувствовать драйв, всегда царящий на нашей рабочей площадке. Это настоящая синергия, в ней рождаются нестандартные решения, которые несомненно окажут влияние на жизнь города в будущем.

Также мы планируем небольшую презентацию проекта «Школа главного архитектора – как механизм развития городской среды». 7 октября в 13:45 в Гостином дворе пройдет круглый стол на тему «Развитие города – поиск баланса между частными и общественными интересами». Вопросы, которые мы хотим вынести на обсуждение, касаются взаимоотношений девелоперов с обществом, роли в этом процессе архитекторов и позиции административных органов. Несмотря на то что проекту всего год, мы уже получили большое число приглашений провести проектные сессии в других городах. Это показывает, что подобная платформа актуальна в масштабах страны. Со своей стороны, мы также заинтересованы в масштабировании проекта и в продвижении максимально открытого и конструктивного подхода к вопросам городского развития. Поэтому к участию в круглом столе мы приглашаем не только экспертов, но и представителей девелоперского сообщества – из числа тех, кто уже имел опыт работы в проекте «Школа главного архитектора» и тех, кому это просто могло бы быть полезно и интересно.
zooming
«Школа главного архитектора». Фотография © Александр Животинский, Geomenria.ru

– Как будет звучать тема будущего воркшопа? В каком формате он будет проходить и кто сможет принять в нем участие?

– Следующая «Школа» планируется на март 2018 года, и нам бы хотелось максимальной вовлеченности как талантливой молодежи, так и прогрессивного бизнес-сообщества. Формат проведения – девятидневный интенсив с полным погружением в реальные кейсы. К участию приглашаются архитекторы, градостроители, экономисты, маркетологи, социологи, инженеры. Для участия традиционно будет объявлен общероссийский конкурс. Я думаю, что мы обязательно будем развивать активное международное сотрудничество – как на экспертном уровне, так и на уровне участников.

При выборе тем для воркшопа мы каждый раз производим индивидуальный отбор 4-5 задач от компаний-партнеров. Задачи всегда разноплановые и разносторонние, но все они объединены своим социальным и общественно значимым контекстом. По каждой теме работают три полидисциплинарные команды по 5-6 человек. Так что это еще и конкурс лучших идей. В конечном счете все выносят из этого пользу: партнеры открывают новое видение и возможности, эксперты делятся своими компетенциями, студенты получают интересный старт-ап, а городская администрация – открытый и транспарентный проектный процесс с высоким уровнем вовлеченности со стороны населения.

Школа учит всех нас совместно находить правильные пути для решения различных проектных задач. В командах идет совместная работа молодых специалистов, партнеров и экспертов. Приятно отметить заинтересованность партнеров и их желание претворять в жизнь интересные идеи. Каждая финальная презентация проектов – это не завершение процесса, а только начало реальной работы по многим направлениям.

02 Октября 2017

Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Пресса: Профессиональная герметичность: ее причины и пути...
В этом году так случилось, что в графике командировок "Парадного квартала" два топовых профессиональных мероприятия (Forum Russia 100+ и Зодчество`17) практически совпали во времени. И вот, прилетая из Екатеринбурга в Москву на заключительный день Зодчества, попадаем на удивительно интересную дискуссию архитекторов, оперирующих удивительными словами: сервильность, герметичность. Разговор получился откровенным, эмоции сильными, мысли альтернативными... Для наших читателей мы решили подать этот материал в виде своеобразного "цитатника". Вся дискуссия была безумно интересной, но мы постарались выбрать то, что нам показалось самым-самым.
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Илья Заливухин: «Необходимо увеличение плотности...
Куратор проекта «Москва Высотная» Илья Заливухин рассказал о проблемах растущего населения российской столицы, перспективах развития Москвы вверх и проектах прошлого, которые могут стать нашим будущим. Все это можно будет увидеть в начале октября на фестивале «Зодчество».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Илья Заливухин: «Необходимо увеличение плотности...
Куратор проекта «Москва Высотная» Илья Заливухин рассказал о проблемах растущего населения российской столицы, перспективах развития Москвы вверх и проектах прошлого, которые могут стать нашим будущим. Все это можно будет увидеть в начале октября на фестивале «Зодчество».
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.