Тимур Абдуллаев: «Миссия проекта – создать правильное понимание ценностей городского развития»

На фестивале «Зодчество» главный архитектор Екатеринбурга с 2015 по 2017 Тимур Абдуллаев представит итоги работы «Школы главного архитектора", основанной им год назад.

Беседовала:
Алла Павликова

02 Октября 2017
mainImg
Архи.ру:
– «Школа главного архитектора» была организована в августе 2016 г. в Екатеринбурге. С какой целью она создавалась?

Тимур Абдуллаев:
– Проектом «Школа главного архитектора» я начал заниматься еще во период своей работы в должности главного архитектора г. Екатеринбурга. Идея организации «Школы» пришла как ответ на необходимость выстраивания диалога между застройщиками, администрацией и экспертным сообществом. Практика работы главным архитектором города показала, что зачастую такого диалога просто не происходит, потому что для него не созданы условия. Девелопер продвигая свои проекты не слышит контраргументов, администрация не пытается зайти в диалог, а профессиональные компетенции экспертов не задействованы. Поменять ход развития многих историй в тот момент, когда происходит согласование проекта, оказывается очень сложно или даже поздно, так как проектные решения уже разработаны, затраты понесены, кредиты оформлены и время на исходе. Такая ситуация, думаю, абсолютно типична для любого российского города. А в итоге все жители становятся заложниками неудачных и непродуманных проектных решений, которые вызывают массовое осуждение населения.

Принципиально важно начинать процесс обсуждения проектных кейсов на самых ранних этапах, когда определяется идеология и подходы к проектированию. Необходимо создать для этого подходящий механизм. Другой важной задачей, на мой взгляд, является воспитание правильного отношения к миссии и роли архитектора в современном обществе у молодых специалистов, когда важно работать с городом не просто как с материальной средой, а как с совокупностью социальных, культурных и экономических процессов, где в центре внимания всегда стоит человек.
«Школа главного архитектора». Фотография © Евгений Савин, Geomenria.ru
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев

Таким образом, «Школа» – не просто современная образовательная программа для молодых специалистов, но и уникальная коммуникационная платформа, на которой все участники процесса могут вести совместную работу по поиску правильных решений для развития городской среды и определения общего понимания ценностей городского развития. В «Школе» организуется полидисциплинарное взаимодействие между специалистами различных областей: архитекторами, маркетологами, экономистами, социологами, строителями для совместного поиска инновационных проектных решений. Особое значение имеет вовлеченность девелоперского сообщества, так как только в процессе совместной работы удается найти новые нестандартные подходы, которые становятся также интересными с экономической точки зрения и могут быть претворены в жизнь.

16–24 сентября 2017 в Екатеринбурге на площадке Президентского центра имени Бориса Ельцина прошла уже третья по счету «Школа главного архитектора». При этом кейсы разрабатываемые в «Школе» – это всегда реальные проектные задачи от ведущих девелоперских компаний. Экспертами «Школы» выступили ведущие российские и зарубежные специалисты в области архитектуры, урбанизма и городской экономики. Мы сотрудничаем с ведущими образовательными институциями – такими как Высшая школа урбанистики, Фонд «Сколково», Союз архитекторов России, Международная академия архитектуры, Фонд имени Якова Чернихова. Стратегическим образовательным партнером «Школы» является также Международная ассоциация городских и региональных планировщиков ISOCARP.

Кроме того, за год, прошедший с момента начала работы первой «Школы главного архитектора», проект уже приобрел статус не только общероссийского, но и международного. На участие во второй «Школе главного архитектора» было подано более 700 заявок из 40 городов страны, а в сентябре 2017 принять участие в Школе захотели эксперты и молодые специалисты из более чем 10 стран – в том числе, из Бразилии, США, ЮАР, Индии, Индонезии, Великобритании, Франции, Голландии, Польши, Эстонии и Сербии.
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев

За время проведения проекта в Екатеринбурге его партнерами стали практически все крупнейшие девелоперские компании региона, а также федеральные – такие как «Кортрос» и «ЛСР». Но проект продолжает динамично развиваться, в том числе, и географически, поскольку данная платформа может быть успешно использована и в других крупнейших городах России, которые сталкиваются с похожими вызовами.

Развитие города – это всегда поиск баланса между частными и общественными интересами. Насколько открыто и конструктивно мы готовы это обсуждать? Миссия нашего проекта – создать правильное понимание ценностей городского развития среди всех участников процесса.
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев

– Какую программу – выставочную и событийную – школа предложит посетителям фестиваля «Зодчества»?

– На фестивале «Зодчество» мы представляем экспозицию с отчётными работами по итогам двух сезонов проекта, и демонстрируем видео-дневники «Школы главного архитектора», позволяющие погрузиться в атмосферу проекта и почувствовать драйв, всегда царящий на нашей рабочей площадке. Это настоящая синергия, в ней рождаются нестандартные решения, которые несомненно окажут влияние на жизнь города в будущем.

Также мы планируем небольшую презентацию проекта «Школа главного архитектора – как механизм развития городской среды». 7 октября в 13:45 в Гостином дворе пройдет круглый стол на тему «Развитие города – поиск баланса между частными и общественными интересами». Вопросы, которые мы хотим вынести на обсуждение, касаются взаимоотношений девелоперов с обществом, роли в этом процессе архитекторов и позиции административных органов. Несмотря на то что проекту всего год, мы уже получили большое число приглашений провести проектные сессии в других городах. Это показывает, что подобная платформа актуальна в масштабах страны. Со своей стороны, мы также заинтересованы в масштабировании проекта и в продвижении максимально открытого и конструктивного подхода к вопросам городского развития. Поэтому к участию в круглом столе мы приглашаем не только экспертов, но и представителей девелоперского сообщества – из числа тех, кто уже имел опыт работы в проекте «Школа главного архитектора» и тех, кому это просто могло бы быть полезно и интересно.
zooming
«Школа главного архитектора». Фотография © Александр Животинский, Geomenria.ru

– Как будет звучать тема будущего воркшопа? В каком формате он будет проходить и кто сможет принять в нем участие?

– Следующая «Школа» планируется на март 2018 года, и нам бы хотелось максимальной вовлеченности как талантливой молодежи, так и прогрессивного бизнес-сообщества. Формат проведения – девятидневный интенсив с полным погружением в реальные кейсы. К участию приглашаются архитекторы, градостроители, экономисты, маркетологи, социологи, инженеры. Для участия традиционно будет объявлен общероссийский конкурс. Я думаю, что мы обязательно будем развивать активное международное сотрудничество – как на экспертном уровне, так и на уровне участников.

При выборе тем для воркшопа мы каждый раз производим индивидуальный отбор 4-5 задач от компаний-партнеров. Задачи всегда разноплановые и разносторонние, но все они объединены своим социальным и общественно значимым контекстом. По каждой теме работают три полидисциплинарные команды по 5-6 человек. Так что это еще и конкурс лучших идей. В конечном счете все выносят из этого пользу: партнеры открывают новое видение и возможности, эксперты делятся своими компетенциями, студенты получают интересный старт-ап, а городская администрация – открытый и транспарентный проектный процесс с высоким уровнем вовлеченности со стороны населения.

Школа учит всех нас совместно находить правильные пути для решения различных проектных задач. В командах идет совместная работа молодых специалистов, партнеров и экспертов. Приятно отметить заинтересованность партнеров и их желание претворять в жизнь интересные идеи. Каждая финальная презентация проектов – это не завершение процесса, а только начало реальной работы по многим направлениям.

02 Октября 2017

Беседовала:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Зодчество 2017

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Илья Заливухин: «Необходимо увеличение плотности...
Куратор проекта «Москва Высотная» Илья Заливухин рассказал о проблемах растущего населения российской столицы, перспективах развития Москвы вверх и проектах прошлого, которые могут стать нашим будущим. Все это можно будет увидеть в начале октября на фестивале «Зодчество».
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.