Тимур Абдуллаев: «Миссия проекта – создать правильное понимание ценностей городского развития»

На фестивале «Зодчество» главный архитектор Екатеринбурга с 2015 по 2017 Тимур Абдуллаев представит итоги работы «Школы главного архитектора", основанной им год назад.

Беседовала:
Алла Павликова

02 Октября 2017
mainImg
Архи.ру:
– «Школа главного архитектора» была организована в августе 2016 г. в Екатеринбурге. С какой целью она создавалась?

Тимур Абдуллаев:
– Проектом «Школа главного архитектора» я начал заниматься еще во период своей работы в должности главного архитектора г. Екатеринбурга. Идея организации «Школы» пришла как ответ на необходимость выстраивания диалога между застройщиками, администрацией и экспертным сообществом. Практика работы главным архитектором города показала, что зачастую такого диалога просто не происходит, потому что для него не созданы условия. Девелопер продвигая свои проекты не слышит контраргументов, администрация не пытается зайти в диалог, а профессиональные компетенции экспертов не задействованы. Поменять ход развития многих историй в тот момент, когда происходит согласование проекта, оказывается очень сложно или даже поздно, так как проектные решения уже разработаны, затраты понесены, кредиты оформлены и время на исходе. Такая ситуация, думаю, абсолютно типична для любого российского города. А в итоге все жители становятся заложниками неудачных и непродуманных проектных решений, которые вызывают массовое осуждение населения.

Принципиально важно начинать процесс обсуждения проектных кейсов на самых ранних этапах, когда определяется идеология и подходы к проектированию. Необходимо создать для этого подходящий механизм. Другой важной задачей, на мой взгляд, является воспитание правильного отношения к миссии и роли архитектора в современном обществе у молодых специалистов, когда важно работать с городом не просто как с материальной средой, а как с совокупностью социальных, культурных и экономических процессов, где в центре внимания всегда стоит человек.
«Школа главного архитектора». Фотография © Евгений Савин, Geomenria.ru
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев

Таким образом, «Школа» – не просто современная образовательная программа для молодых специалистов, но и уникальная коммуникационная платформа, на которой все участники процесса могут вести совместную работу по поиску правильных решений для развития городской среды и определения общего понимания ценностей городского развития. В «Школе» организуется полидисциплинарное взаимодействие между специалистами различных областей: архитекторами, маркетологами, экономистами, социологами, строителями для совместного поиска инновационных проектных решений. Особое значение имеет вовлеченность девелоперского сообщества, так как только в процессе совместной работы удается найти новые нестандартные подходы, которые становятся также интересными с экономической точки зрения и могут быть претворены в жизнь.

16–24 сентября 2017 в Екатеринбурге на площадке Президентского центра имени Бориса Ельцина прошла уже третья по счету «Школа главного архитектора». При этом кейсы разрабатываемые в «Школе» – это всегда реальные проектные задачи от ведущих девелоперских компаний. Экспертами «Школы» выступили ведущие российские и зарубежные специалисты в области архитектуры, урбанизма и городской экономики. Мы сотрудничаем с ведущими образовательными институциями – такими как Высшая школа урбанистики, Фонд «Сколково», Союз архитекторов России, Международная академия архитектуры, Фонд имени Якова Чернихова. Стратегическим образовательным партнером «Школы» является также Международная ассоциация городских и региональных планировщиков ISOCARP.

Кроме того, за год, прошедший с момента начала работы первой «Школы главного архитектора», проект уже приобрел статус не только общероссийского, но и международного. На участие во второй «Школе главного архитектора» было подано более 700 заявок из 40 городов страны, а в сентябре 2017 принять участие в Школе захотели эксперты и молодые специалисты из более чем 10 стран – в том числе, из Бразилии, США, ЮАР, Индии, Индонезии, Великобритании, Франции, Голландии, Польши, Эстонии и Сербии.
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев

За время проведения проекта в Екатеринбурге его партнерами стали практически все крупнейшие девелоперские компании региона, а также федеральные – такие как «Кортрос» и «ЛСР». Но проект продолжает динамично развиваться, в том числе, и географически, поскольку данная платформа может быть успешно использована и в других крупнейших городах России, которые сталкиваются с похожими вызовами.

Развитие города – это всегда поиск баланса между частными и общественными интересами. Насколько открыто и конструктивно мы готовы это обсуждать? Миссия нашего проекта – создать правильное понимание ценностей городского развития среди всех участников процесса.
«Школа главного архитектора». Фотография © Тимур Абдуллаев

– Какую программу – выставочную и событийную – школа предложит посетителям фестиваля «Зодчества»?

– На фестивале «Зодчество» мы представляем экспозицию с отчётными работами по итогам двух сезонов проекта, и демонстрируем видео-дневники «Школы главного архитектора», позволяющие погрузиться в атмосферу проекта и почувствовать драйв, всегда царящий на нашей рабочей площадке. Это настоящая синергия, в ней рождаются нестандартные решения, которые несомненно окажут влияние на жизнь города в будущем.

Также мы планируем небольшую презентацию проекта «Школа главного архитектора – как механизм развития городской среды». 7 октября в 13:45 в Гостином дворе пройдет круглый стол на тему «Развитие города – поиск баланса между частными и общественными интересами». Вопросы, которые мы хотим вынести на обсуждение, касаются взаимоотношений девелоперов с обществом, роли в этом процессе архитекторов и позиции административных органов. Несмотря на то что проекту всего год, мы уже получили большое число приглашений провести проектные сессии в других городах. Это показывает, что подобная платформа актуальна в масштабах страны. Со своей стороны, мы также заинтересованы в масштабировании проекта и в продвижении максимально открытого и конструктивного подхода к вопросам городского развития. Поэтому к участию в круглом столе мы приглашаем не только экспертов, но и представителей девелоперского сообщества – из числа тех, кто уже имел опыт работы в проекте «Школа главного архитектора» и тех, кому это просто могло бы быть полезно и интересно.
zooming
«Школа главного архитектора». Фотография © Александр Животинский, Geomenria.ru

– Как будет звучать тема будущего воркшопа? В каком формате он будет проходить и кто сможет принять в нем участие?

– Следующая «Школа» планируется на март 2018 года, и нам бы хотелось максимальной вовлеченности как талантливой молодежи, так и прогрессивного бизнес-сообщества. Формат проведения – девятидневный интенсив с полным погружением в реальные кейсы. К участию приглашаются архитекторы, градостроители, экономисты, маркетологи, социологи, инженеры. Для участия традиционно будет объявлен общероссийский конкурс. Я думаю, что мы обязательно будем развивать активное международное сотрудничество – как на экспертном уровне, так и на уровне участников.

При выборе тем для воркшопа мы каждый раз производим индивидуальный отбор 4-5 задач от компаний-партнеров. Задачи всегда разноплановые и разносторонние, но все они объединены своим социальным и общественно значимым контекстом. По каждой теме работают три полидисциплинарные команды по 5-6 человек. Так что это еще и конкурс лучших идей. В конечном счете все выносят из этого пользу: партнеры открывают новое видение и возможности, эксперты делятся своими компетенциями, студенты получают интересный старт-ап, а городская администрация – открытый и транспарентный проектный процесс с высоким уровнем вовлеченности со стороны населения.

Школа учит всех нас совместно находить правильные пути для решения различных проектных задач. В командах идет совместная работа молодых специалистов, партнеров и экспертов. Приятно отметить заинтересованность партнеров и их желание претворять в жизнь интересные идеи. Каждая финальная презентация проектов – это не завершение процесса, а только начало реальной работы по многим направлениям.

02 Октября 2017

Беседовала:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Пресса: Профессиональная герметичность: ее причины и пути...
В этом году так случилось, что в графике командировок "Парадного квартала" два топовых профессиональных мероприятия (Forum Russia 100+ и Зодчество`17) практически совпали во времени. И вот, прилетая из Екатеринбурга в Москву на заключительный день Зодчества, попадаем на удивительно интересную дискуссию архитекторов, оперирующих удивительными словами: сервильность, герметичность. Разговор получился откровенным, эмоции сильными, мысли альтернативными... Для наших читателей мы решили подать этот материал в виде своеобразного "цитатника". Вся дискуссия была безумно интересной, но мы постарались выбрать то, что нам показалось самым-самым.
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Илья Заливухин: «Необходимо увеличение плотности...
Куратор проекта «Москва Высотная» Илья Заливухин рассказал о проблемах растущего населения российской столицы, перспективах развития Москвы вверх и проектах прошлого, которые могут стать нашим будущим. Все это можно будет увидеть в начале октября на фестивале «Зодчество».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Илья Заливухин: «Необходимо увеличение плотности...
Куратор проекта «Москва Высотная» Илья Заливухин рассказал о проблемах растущего населения российской столицы, перспективах развития Москвы вверх и проектах прошлого, которые могут стать нашим будущим. Все это можно будет увидеть в начале октября на фестивале «Зодчество».
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.