На берегу очень тихой реки

ЖК, спроектированный Никитой Явейном для Пскова – прямо проект-мечта: тут и реставрация конструктивизма, и лофт у реки, и малоэтажное жильё, и современная архитектура. Он объединяет идеал тихой жизни среднерусского города с идеей комфортного-оживлённого городского пространства современной урбанистики.

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
ЖК «ТЭЦ на Великой»
Россия, Псков, Участок между ул. Советской – ул. Детской – наб. реки Великой

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, Г. В. Иванов, В. А. Романцев, У. В. Сулимова, Е. М. Богомаз, Е.С. Фёдорова;
Конструкторы: И. Н. Ляшко, Н. В. Просветова, С. С. Богданов

2016 — 2016 / 2018

Заказчик: ООО «СтройДЦ» (Псков)
ТЭЦ-18 расположена в самом центре Пскова, рядом с Мстиславской башней Окольного города. В 1920-е для того, чтобы её построить, разобрали прясло средневековой стены; теперь здание ТЭЦ – объект культурного наследия регионального значения. Здание не типовое, авторское, его построил ленинградский архитектор Андрей Оль. Но охранный статус электростанция получила вовсе не за принадлежность архитектуре конструктивизма, а потому, что во время войны здесь функционировала антифашистская ячейка Степана Никифорова и Михаила Семёнова. В 1960-е электростанцию перестраивали, в 2000-е забросили, и она, обмотанная колючей проволокой, долго гнила прямо на набережной. Затем набережную благоустроили, а про ТЭЦ долго ходили разные слухи. И вот наконец представлен проект: она должна превратиться в недешёвое жильё для творческих людей; специализированные СМИ уже определили, что такое жильё подойдёт для состоятельных людей из Москвы и Петербурга.
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

Выбор петербургского архитектора Никиты Явейна для работы с таким проектом надо признать точным решением. Во-первых, он обладает опытом реконструкций памятников уровня Главного штаба, во-вторых, его отец Игорь Явейн – один из мастеров ленинградского авангарда; Явейнов смело можно считать известной архитектурной династией XX века. Кому ещё работать с реконструкцией памятника авангарда, пусть и регионального, а не федерального значения, да и ещё и расположенного на северо-востоке, в «зоне влияния» Петербурга.

Место и впрямь ответственное. Несмотря на то, что Псков город фрагментированный и контрастный, одновременно музейный и промышленный, в своей старой части он сохраняет остатки исторической среды, и, как минимум, в основном двухэтажен. Поблизости, к северу – церковь Одигитрии на Печерском подворье, странный для Пскова памятник конца XVII века, впрочем ужасно заброшенный. Также совсем рядом – Псковский госуниверситет в «дворцовом» здании бывшей духовной семинарии. В двух шагах знаменитые церкви Николы со Усохи и Василия на Горке, XVI века, последняя окружена обильно заросшим сквером Красных партизан; рядом детский парк. Вот и зелень для будущих жильцов. Прекрасное место, крайне привлекательная территория для элитного жилья: и древности, и река, и окружено зеленью. И тихо.
Вид с высоты птичьего полета. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

Не вся территория бывшей ТЭЦ отведена под жилой комплекс: примерно треть юго-восточной части, с мелкими постройками (среди домик Жуковского в стиле модерн), архитекторы не рассматривают. В их распоряжении – здание старой ТЭЦ и вся незастроенная часть территории вокруг. Она ближе к реке, что хорошо. Её северная часть, за башней, прикрыта сохранившимся пряслом стены, что романтично. В сторону же, противоположную реке, к Советской улице тянется узкий перешеек – в проекте он заканчивается КПП и служит восточным входом-въездом на территорию.
Ситуационный план. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

К реке комплекс раскрыт небольшой площадью между зданием ТЭЦ и Мстиславской башней; она начинается от променада и ориентирована на ось существующей лестницы спуска к реке. Эта площадь – его главное общественное пространство, «городская» часть. Здесь задуманы кафе, стоящая посередине сохранённая труба электростанции добавит актуального шика, свойственного реорганизуемым промзонам. Контрастное мощение штрихами черного-серого камня и кубические скамейки-табуретки предваряют широкую лестницу – выпрямленный амфитеатр, чьи широкие ступени располагают к тому, чтобы сидеть на них и наблюдать за площадью и рекой.
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

«Его можно использовать и для импровизированных представлений», – поясняет Никита Явейн. Вход на мини-площадь с набережной обрамляют справа здание ТЭЦ, слева бывший корпус администрации, в 1930-е годы поставленный прямо впритык к древней башне. Его поздний верхний этаж разберут и оставят 4 конструктивистских этажа. Навесной переход 1960-х между ТЭЦ и административным зданием разберут и заменят похожим, но стеклянно-металлическим. Что, с одной стороны, позволит сохранить исторические характеристики места, а с другой стороны – оформить вход на площадь: он получит горизонтальную перемычку, сопоставимую с элементом крупного техногенного портала (такие горизонтальные балки с фермами – один из любимых приёмов Никиты Явейна, но здесь он дан, скажем так, в миниатюре). Площадь, таким образом, не будет очень-то открытой, она больше похожа на крупный портал и для гуляющих по набережной будет скорее закоулком, куда, вероятно, можно зайти.
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

Второй вход со стороны набережной и вторая миниплощадь расположились южнее: здесь перед фасадом ТЭЦ тоже появляется чёрно-серая вымостка, а правее вдоль здания вверх ведёт протяжённый «ступопандус». Вглубь территории можно подняться по диагонали, и, миновав гостевую парковку в самой середине, выйти через КПП на Советскую улицу. Так у комплекса образуется сквозная пешеходная ось, ведущая от реки в город. Впрочем её доступность для горожан – вопрос, который ещё дискутируется. Пока что на презентации проекта прозвучало, что внутрь территории комплекса горожан будут «иногда пускать». Но если раскрытие территории действительно состоится, то появление такого ЖК-не-за-забором в центре Пскова действительно сможет оживить его набережную и станет небольшим шагом к окультуриванию этого города, пока ещё довольно пыльного и неуютного в туристическом смысле.

Вторая ось – внутренняя автомобильная улица – пересекает территорию продольно, связывая обрывки улиц, 80 лет назад разорванные промышленной территорией электростанции.

Но вернемся к зданию ТЭЦ – собственно предмету реставрации и реконструкции, корпусу №1 будущего ЖК. На схемах архитекторы подробно показали два основных строительных периода.
zooming
Схема. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

К разборке намечены 2-3 низкоэтажные пристройки 1960-х годов; остальное сохраняется и реставрируется. И вот ещё что интересно: угловой, самый заметный сейчас с набережной, объём – поздний, хотя и был в 1960-е, по-видимому, немного стилизован под авангард. Он, как и все другие элементы 1960-х, будет покрыт серо-коричневым кирпичом со вставками керамических изразцов. И кирпич, и изразцы – ручной работы и местного псковского производства – рифмуются с камнем городской стены и средневековой архитектурой города в целом (забегая вперёд скажу, что такие же отделочные материалы используются и на фасадах новых домов). По отношению к поздним пристройкам ТЭЦ архитекторы позволяют себе и другие вольности: их окна обрамлены выступающими чёрными металлическими рамками, внизу появилось круглое окно, угловой выступ получил выступающий стеклянный эркер – несложно заметить, что все вносимые «правки» приближают объемы 1960-х к стилистике авангарда. Возникает любопытный парадокс: дилетант, скорее всего, уж точно сочтёт всё здание памятником авангарда. С другой стороны, всё сделано по канонам Венецианской хартии: разновременные части, как минимум, размежёваны цветом.
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Фасад. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Фасад. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

Итак, здание ТЭЦ стало жилым домом. Главный печной зал архитекторы превратили в просторный атриум высотой около 15 метров. Свет попадает внутрь через исторические шедовые фонари и через большие окна в северной стене, куда прямое солнце проникнет только летом на закате. Зато вечером светящиеся изнутри окна гигантского вестибюля приятно подсветят площадь. Внутри образуется эффектный, благодаря конструкциям 1930-х, крытый внутренний двор, внутри которого архитекторы запланировали даже деревья.
Жилой комплекс с реставрацией и приспособлением для современного использования объекта культурного наследия «Электростанция тепловая (ТЭЦ)». Интерьер. Проект, 2016 © Студия 44
Интерьер. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
План 3 этажа дома 2. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

В атриум, почти как на улицу, выходят окна гостиных квартир южной части здания – решение нечастое, обычно во внутренние световые колодцы обращают лестницы. Но вестибюль достаточно светел, чтобы осветить гостиные, и достаточно интересен для того, чтобы туда смотреть из окна. Эффект такого взгляда будет непривычным – это будет взгляд из окна не на улицу, а в промежуточное пространство вестибюля.
Разрез. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Разрез. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Сечение. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

Вдоль восточной и западной стен атриума размещены лестницы; их будет хорошо видно через большие окна, а запланированные рядом лоджии позволят любоваться двором сверху. Лифты спрятаны в северных концах коридоров; и еще два лестнично-лифтовых блока встроены в середину южной половины конструктивистского здания. Ни один фасад и ни одна старая перемычка здания не пострадали от лифтов – уверяют архитекторы. Квартиры в здании ТЭЦ почти все трёхкомнатные, 2 спальни и гостиная. Только в узком объёме-пенале 1930-х годов постройки, вытянутом в юго-западной части вдоль набережной, уместилась одна четырехкомнатная квартира с множеством окон на реку. Зато потолки повсеместно – 3,8 м, очень высокие. Промышленные здания, как правило, обеспечивают простор устроенным в них квартирам.

Участок расположен на высоком берегу реки Великой, не зря здесь построили крепость. Перепад высот – около 8 м, так что в западной части первый этаж корпуса №1 полностью открыт к набережной: именно в нём могут появиться кафе. Первый этаж восточного фасада полностью поглощён склоном. Зато дальше архитекторы запланировали двухъярусную парковку внутри холма: её нижний ярус расположен в уровне первого этажа дома-ТЭЦ, так что из парковки можно будет войти в дом.
Сечение. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Корпус №3. Жилой комплекс с реставрацией и приспособлением для современного использования объекта культурного наследия «Электростанция тепловая (ТЭЦ)». Проект, 2016 © Студия 44

ТЭЦ дополнят два совершенно новых трёхэтажных жилых дома: один расположился в глубине, восточнее парковки и представляет собой узкое каре, «смотрящее» на реку (чуть наискосок, через площадь). Второй дом, квадратный и с совершенно замкнутым внутренним двором, спрятался за пряслом стены и Мстиславской башней. Они похожи: оба напоминают дом, построенный «Студией 44» в Кронштадте и продолжают поиски в области недоступного большинству россиян идеала – малоэтажного жилья. Лифтов нет. Зато в подвале есть кладовки и вход в них снаружи. Это вариант тихой полугородской жизни, которая так хорошо подходит центру Пскова, ведь она и ушла оттуда ещё не окончательно, несмотря на усилия промышленных окраин. ЖК ТЭЦ-18 возрождает этот почти утраченный образ жизни на новом современном уровне, заново прививает его городу, который сто лет назад весь именно так и жил.
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Корпус №3.Фасад, разрез дома 2. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Корпус №3. План 2 этажа дома 1 (курдонер). ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Корпус №3. Жилой комплекс с реставрацией и приспособлением для современного использования объекта культурного наследия «Электростанция тепловая (ТЭЦ)». Проект, 2016 © Студия 44
Корпус №2. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

Между современностью и историческими аллюзиями в архитектуре двух домов намечена игра. Квадратный дом напоминает пирамиду со срезанной вершиной и крестообразно прорезанными на четыре стороны входами во двор. Внутри перистиль: в первом этаже вокруг двора обходит крытая галерея на столбах. Такая монументальная даже в сравнительно малом объёме стереометрия – часть авторского языка Никиты Явейна, вполне современного. Разнокалиберные окна – тоже актуальный приём архитектуры конца XX и начала XXI века, сейчас они встречаются реже, а в данном случае мотивированы историческим контекстом: ведь известно, что в современной архитектуре их нередко ассоциируют с древней псковской архитектурой, со средневековыми палатами и стенами (хотя, конечно, никакая средневековая стена не проявляла такой степени вольности и не могла позволить себе столько окон, так что приём, скорее – стилизация в квадрате, отклик на наши представления о средневековой архитектуре, а не на неё саму).
Корпус №2. Фасад, разрез дома 1. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Корпус №2. План 2 этажа дома 1 (патио). ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Корпус №2. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

Лишённые карниза простенки в верхнем этаже П-образного корпуса похожи на крепостные зубцы, что созвучно стене и даже как будто бы восполняет собой – при взгляде издали, с реки – её утраченное прясло. А вот скатные кровли и вентвыходы, оформленные в виде труб – скажем так, служат для того, чтобы вписаться в силуэт старого города. Издали они сольются с контурами вальмовых кровель, о которых так много говорят градозащитники.

Вообще говоря, такой дом, вернее жилой комплекс – мечта во многих отношениях. Жить в древнем городе, в 10 минутах от Кремля и множества памятников, у реки, прямо за стеной XVI века, да еще и в старой конструктивистской электростанции. С точки зрения архитектора это тоже мечта: исполнить многие заветы правильной реставрации, а может быть, во многом даже «раскрыть» для людей здание 1930-х, подать его, подчеркнуть. «Закрутить» вокруг него некий узел пространства набережной, добавить городу то, чего у него не было минимум несколько веков – полуплощадь, полудвор с кафе, с амфитеатром ступеней на склоне. Предложить старой ТЭЦ новую сценографию жизни и взаимодействия с городом. Все эти интереснейшие задачи здесь решены комплексно, умно и деликатно. Да ещё и малоэтажное жильё – просто-таки редкость, почти никто из архитекторов в России не работает с ним всерьёз. А у Никиты Явейна – уже как минимум второй пример в портфолио. 
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
ЖК «ТЭЦ на Великой»
Россия, Псков, Участок между ул. Советской – ул. Детской – наб. реки Великой

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, Г. В. Иванов, В. А. Романцев, У. В. Сулимова, Е. М. Богомаз, Е.С. Фёдорова;
Конструкторы: И. Н. Ляшко, Н. В. Просветова, С. С. Богданов

2016 — 2016 / 2018

Заказчик: ООО «СтройДЦ» (Псков)

30 Марта 2017

Студия 44: другие проекты
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Трехчастная задача: Мытный двор
Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Жизнь железа
Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Стереометрическое построение
Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.