На берегу очень тихой реки

ЖК, спроектированный Никитой Явейном для Пскова – прямо проект-мечта: тут и реставрация конструктивизма, и лофт у реки, и малоэтажное жильё, и современная архитектура. Он объединяет идеал тихой жизни среднерусского города с идеей комфортного-оживлённого городского пространства современной урбанистики.

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
ЖК «ТЭЦ на Великой»
Россия, Псков, Участок между ул. Советской – ул. Детской – наб. реки Великой

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, Г. В. Иванов, В. А. Романцев, У. В. Сулимова, Е. М. Богомаз, Е.С. Фёдорова;
Конструкторы: И. Н. Ляшко, Н. В. Просветова, С. С. Богданов

2016 — 2016 / 2018

Заказчик: ООО «СтройДЦ» (Псков)
ТЭЦ-18 расположена в самом центре Пскова, рядом с Мстиславской башней Окольного города. В 1920-е для того, чтобы её построить, разобрали прясло средневековой стены; теперь здание ТЭЦ – объект культурного наследия регионального значения. Здание не типовое, авторское, его построил ленинградский архитектор Андрей Оль. Но охранный статус электростанция получила вовсе не за принадлежность архитектуре конструктивизма, а потому, что во время войны здесь функционировала антифашистская ячейка Степана Никифорова и Михаила Семёнова. В 1960-е электростанцию перестраивали, в 2000-е забросили, и она, обмотанная колючей проволокой, долго гнила прямо на набережной. Затем набережную благоустроили, а про ТЭЦ долго ходили разные слухи. И вот наконец представлен проект: она должна превратиться в недешёвое жильё для творческих людей; специализированные СМИ уже определили, что такое жильё подойдёт для состоятельных людей из Москвы и Петербурга.
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

Выбор петербургского архитектора Никиты Явейна для работы с таким проектом надо признать точным решением. Во-первых, он обладает опытом реконструкций памятников уровня Главного штаба, во-вторых, его отец Игорь Явейн – один из мастеров ленинградского авангарда; Явейнов смело можно считать известной архитектурной династией XX века. Кому ещё работать с реконструкцией памятника авангарда, пусть и регионального, а не федерального значения, да и ещё и расположенного на северо-востоке, в «зоне влияния» Петербурга.

Место и впрямь ответственное. Несмотря на то, что Псков город фрагментированный и контрастный, одновременно музейный и промышленный, в своей старой части он сохраняет остатки исторической среды, и, как минимум, в основном двухэтажен. Поблизости, к северу – церковь Одигитрии на Печерском подворье, странный для Пскова памятник конца XVII века, впрочем ужасно заброшенный. Также совсем рядом – Псковский госуниверситет в «дворцовом» здании бывшей духовной семинарии. В двух шагах знаменитые церкви Николы со Усохи и Василия на Горке, XVI века, последняя окружена обильно заросшим сквером Красных партизан; рядом детский парк. Вот и зелень для будущих жильцов. Прекрасное место, крайне привлекательная территория для элитного жилья: и древности, и река, и окружено зеленью. И тихо.
Вид с высоты птичьего полета. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

Не вся территория бывшей ТЭЦ отведена под жилой комплекс: примерно треть юго-восточной части, с мелкими постройками (среди домик Жуковского в стиле модерн), архитекторы не рассматривают. В их распоряжении – здание старой ТЭЦ и вся незастроенная часть территории вокруг. Она ближе к реке, что хорошо. Её северная часть, за башней, прикрыта сохранившимся пряслом стены, что романтично. В сторону же, противоположную реке, к Советской улице тянется узкий перешеек – в проекте он заканчивается КПП и служит восточным входом-въездом на территорию.
Ситуационный план. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

К реке комплекс раскрыт небольшой площадью между зданием ТЭЦ и Мстиславской башней; она начинается от променада и ориентирована на ось существующей лестницы спуска к реке. Эта площадь – его главное общественное пространство, «городская» часть. Здесь задуманы кафе, стоящая посередине сохранённая труба электростанции добавит актуального шика, свойственного реорганизуемым промзонам. Контрастное мощение штрихами черного-серого камня и кубические скамейки-табуретки предваряют широкую лестницу – выпрямленный амфитеатр, чьи широкие ступени располагают к тому, чтобы сидеть на них и наблюдать за площадью и рекой.
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

«Его можно использовать и для импровизированных представлений», – поясняет Никита Явейн. Вход на мини-площадь с набережной обрамляют справа здание ТЭЦ, слева бывший корпус администрации, в 1930-е годы поставленный прямо впритык к древней башне. Его поздний верхний этаж разберут и оставят 4 конструктивистских этажа. Навесной переход 1960-х между ТЭЦ и административным зданием разберут и заменят похожим, но стеклянно-металлическим. Что, с одной стороны, позволит сохранить исторические характеристики места, а с другой стороны – оформить вход на площадь: он получит горизонтальную перемычку, сопоставимую с элементом крупного техногенного портала (такие горизонтальные балки с фермами – один из любимых приёмов Никиты Явейна, но здесь он дан, скажем так, в миниатюре). Площадь, таким образом, не будет очень-то открытой, она больше похожа на крупный портал и для гуляющих по набережной будет скорее закоулком, куда, вероятно, можно зайти.
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

Второй вход со стороны набережной и вторая миниплощадь расположились южнее: здесь перед фасадом ТЭЦ тоже появляется чёрно-серая вымостка, а правее вдоль здания вверх ведёт протяжённый «ступопандус». Вглубь территории можно подняться по диагонали, и, миновав гостевую парковку в самой середине, выйти через КПП на Советскую улицу. Так у комплекса образуется сквозная пешеходная ось, ведущая от реки в город. Впрочем её доступность для горожан – вопрос, который ещё дискутируется. Пока что на презентации проекта прозвучало, что внутрь территории комплекса горожан будут «иногда пускать». Но если раскрытие территории действительно состоится, то появление такого ЖК-не-за-забором в центре Пскова действительно сможет оживить его набережную и станет небольшим шагом к окультуриванию этого города, пока ещё довольно пыльного и неуютного в туристическом смысле.

Вторая ось – внутренняя автомобильная улица – пересекает территорию продольно, связывая обрывки улиц, 80 лет назад разорванные промышленной территорией электростанции.

Но вернемся к зданию ТЭЦ – собственно предмету реставрации и реконструкции, корпусу №1 будущего ЖК. На схемах архитекторы подробно показали два основных строительных периода.
zooming
Схема. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

К разборке намечены 2-3 низкоэтажные пристройки 1960-х годов; остальное сохраняется и реставрируется. И вот ещё что интересно: угловой, самый заметный сейчас с набережной, объём – поздний, хотя и был в 1960-е, по-видимому, немного стилизован под авангард. Он, как и все другие элементы 1960-х, будет покрыт серо-коричневым кирпичом со вставками керамических изразцов. И кирпич, и изразцы – ручной работы и местного псковского производства – рифмуются с камнем городской стены и средневековой архитектурой города в целом (забегая вперёд скажу, что такие же отделочные материалы используются и на фасадах новых домов). По отношению к поздним пристройкам ТЭЦ архитекторы позволяют себе и другие вольности: их окна обрамлены выступающими чёрными металлическими рамками, внизу появилось круглое окно, угловой выступ получил выступающий стеклянный эркер – несложно заметить, что все вносимые «правки» приближают объемы 1960-х к стилистике авангарда. Возникает любопытный парадокс: дилетант, скорее всего, уж точно сочтёт всё здание памятником авангарда. С другой стороны, всё сделано по канонам Венецианской хартии: разновременные части, как минимум, размежёваны цветом.
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Фасад. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Фасад. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

Итак, здание ТЭЦ стало жилым домом. Главный печной зал архитекторы превратили в просторный атриум высотой около 15 метров. Свет попадает внутрь через исторические шедовые фонари и через большие окна в северной стене, куда прямое солнце проникнет только летом на закате. Зато вечером светящиеся изнутри окна гигантского вестибюля приятно подсветят площадь. Внутри образуется эффектный, благодаря конструкциям 1930-х, крытый внутренний двор, внутри которого архитекторы запланировали даже деревья.
Жилой комплекс с реставрацией и приспособлением для современного использования объекта культурного наследия «Электростанция тепловая (ТЭЦ)». Интерьер. Проект, 2016 © Студия 44
Интерьер. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
План 3 этажа дома 2. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

В атриум, почти как на улицу, выходят окна гостиных квартир южной части здания – решение нечастое, обычно во внутренние световые колодцы обращают лестницы. Но вестибюль достаточно светел, чтобы осветить гостиные, и достаточно интересен для того, чтобы туда смотреть из окна. Эффект такого взгляда будет непривычным – это будет взгляд из окна не на улицу, а в промежуточное пространство вестибюля.
Разрез. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Разрез. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Сечение. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

Вдоль восточной и западной стен атриума размещены лестницы; их будет хорошо видно через большие окна, а запланированные рядом лоджии позволят любоваться двором сверху. Лифты спрятаны в северных концах коридоров; и еще два лестнично-лифтовых блока встроены в середину южной половины конструктивистского здания. Ни один фасад и ни одна старая перемычка здания не пострадали от лифтов – уверяют архитекторы. Квартиры в здании ТЭЦ почти все трёхкомнатные, 2 спальни и гостиная. Только в узком объёме-пенале 1930-х годов постройки, вытянутом в юго-западной части вдоль набережной, уместилась одна четырехкомнатная квартира с множеством окон на реку. Зато потолки повсеместно – 3,8 м, очень высокие. Промышленные здания, как правило, обеспечивают простор устроенным в них квартирам.

Участок расположен на высоком берегу реки Великой, не зря здесь построили крепость. Перепад высот – около 8 м, так что в западной части первый этаж корпуса №1 полностью открыт к набережной: именно в нём могут появиться кафе. Первый этаж восточного фасада полностью поглощён склоном. Зато дальше архитекторы запланировали двухъярусную парковку внутри холма: её нижний ярус расположен в уровне первого этажа дома-ТЭЦ, так что из парковки можно будет войти в дом.
Сечение. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Корпус №3. Жилой комплекс с реставрацией и приспособлением для современного использования объекта культурного наследия «Электростанция тепловая (ТЭЦ)». Проект, 2016 © Студия 44

ТЭЦ дополнят два совершенно новых трёхэтажных жилых дома: один расположился в глубине, восточнее парковки и представляет собой узкое каре, «смотрящее» на реку (чуть наискосок, через площадь). Второй дом, квадратный и с совершенно замкнутым внутренним двором, спрятался за пряслом стены и Мстиславской башней. Они похожи: оба напоминают дом, построенный «Студией 44» в Кронштадте и продолжают поиски в области недоступного большинству россиян идеала – малоэтажного жилья. Лифтов нет. Зато в подвале есть кладовки и вход в них снаружи. Это вариант тихой полугородской жизни, которая так хорошо подходит центру Пскова, ведь она и ушла оттуда ещё не окончательно, несмотря на усилия промышленных окраин. ЖК ТЭЦ-18 возрождает этот почти утраченный образ жизни на новом современном уровне, заново прививает его городу, который сто лет назад весь именно так и жил.
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Корпус №3.Фасад, разрез дома 2. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Корпус №3. План 2 этажа дома 1 (курдонер). ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Корпус №3. Жилой комплекс с реставрацией и приспособлением для современного использования объекта культурного наследия «Электростанция тепловая (ТЭЦ)». Проект, 2016 © Студия 44
Корпус №2. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

Между современностью и историческими аллюзиями в архитектуре двух домов намечена игра. Квадратный дом напоминает пирамиду со срезанной вершиной и крестообразно прорезанными на четыре стороны входами во двор. Внутри перистиль: в первом этаже вокруг двора обходит крытая галерея на столбах. Такая монументальная даже в сравнительно малом объёме стереометрия – часть авторского языка Никиты Явейна, вполне современного. Разнокалиберные окна – тоже актуальный приём архитектуры конца XX и начала XXI века, сейчас они встречаются реже, а в данном случае мотивированы историческим контекстом: ведь известно, что в современной архитектуре их нередко ассоциируют с древней псковской архитектурой, со средневековыми палатами и стенами (хотя, конечно, никакая средневековая стена не проявляла такой степени вольности и не могла позволить себе столько окон, так что приём, скорее – стилизация в квадрате, отклик на наши представления о средневековой архитектуре, а не на неё саму).
Корпус №2. Фасад, разрез дома 1. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Корпус №2. План 2 этажа дома 1 (патио). ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
Корпус №2. ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44
ЖК «ТЭЦ на Великой»
© Студия 44

Лишённые карниза простенки в верхнем этаже П-образного корпуса похожи на крепостные зубцы, что созвучно стене и даже как будто бы восполняет собой – при взгляде издали, с реки – её утраченное прясло. А вот скатные кровли и вентвыходы, оформленные в виде труб – скажем так, служат для того, чтобы вписаться в силуэт старого города. Издали они сольются с контурами вальмовых кровель, о которых так много говорят градозащитники.

Вообще говоря, такой дом, вернее жилой комплекс – мечта во многих отношениях. Жить в древнем городе, в 10 минутах от Кремля и множества памятников, у реки, прямо за стеной XVI века, да еще и в старой конструктивистской электростанции. С точки зрения архитектора это тоже мечта: исполнить многие заветы правильной реставрации, а может быть, во многом даже «раскрыть» для людей здание 1930-х, подать его, подчеркнуть. «Закрутить» вокруг него некий узел пространства набережной, добавить городу то, чего у него не было минимум несколько веков – полуплощадь, полудвор с кафе, с амфитеатром ступеней на склоне. Предложить старой ТЭЦ новую сценографию жизни и взаимодействия с городом. Все эти интереснейшие задачи здесь решены комплексно, умно и деликатно. Да ещё и малоэтажное жильё – просто-таки редкость, почти никто из архитекторов в России не работает с ним всерьёз. А у Никиты Явейна – уже как минимум второй пример в портфолио. 
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
ЖК «ТЭЦ на Великой»
Россия, Псков, Участок между ул. Советской – ул. Детской – наб. реки Великой

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, Г. В. Иванов, В. А. Романцев, У. В. Сулимова, Е. М. Богомаз, Е.С. Фёдорова;
Конструкторы: И. Н. Ляшко, Н. В. Просветова, С. С. Богданов

2016 — 2016 / 2018

Заказчик: ООО «СтройДЦ» (Псков)

30 Марта 2017

Студия 44: другие проекты
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Трехчастная задача: Мытный двор
Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Жизнь железа
Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Стереометрическое построение
Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Похожие статьи
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.