English version

Пограничный дом

Жилой комплекс, построенный Никитой Явейном в Кронштадте, невысок и экономен, но в нём много интересного, неожиданного в контексте типизирующегося российского домостроительства.

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Жилой комплекс «Амазонка»
Россия, Кронштадт, ул. Зосимова, д. 46

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. Явейн, М. Горячкина, В. Кулаченков, В. Пономарев, при участии И. Григорьева, Ю. Дубейко
Конструктор: И. Ляшко, И. Никулина, А. Кривоносов
Главный инженер проекта: Л. Герштейн, В Кремлевский
 

2011 — 2013 / 2013 — 2015

Генподрядчик, заказчик: ООО «КВС»
 
Кронштадт место специфическое. Остров, теперь нанизанный на дамбу КАДа – это военный городок и в то же время памятник архитектуры и истории. Фрагмент Петербурга, строгого и стройного, хотя и немного потрёпанного; но – невысокий его вариант, как будто сокращённый, преимущественно трёхэтажный. В то же время ближе к окраинам город-крепость портят вкрапления советских домов из силикатного кирпича, заборы и КПП гарнизонного вида. Именно в таком месте, между длинным зданием одной из так называемых оборонительных казарм начала XIX века и уютной Посадской улицей ­– но также рядом с неряшливыми заборами и пятиэтажками, появился жилой комплекс с характерным для нашего времени названием «Амазонка», которое, впрочем, не было вольной фантазией девелоперов, а унаследовано от одного из ближайших каналов.

Мы рассказывали о проекте жилого комплекса в 2013 году, когда его строительство подходило к концу. Сейчас оно завершено, и судя по сопоставлению картинок, по большей части согласно проекту.

Архитектура комплекса реагирует на особенности окраины исторического Кронштадта. Прежде всего комплекс – невысокий, трёхэтажный с одним ярусом парковки, которая из-за сложной гидрологии на полтора метра выступает вверх из-под земли, отчего заслужила название «полуподземной». Три этажа, прежде всего, конечно, определены высотным регламентом охранных зон: они вторят высоте старых казарм и зданий Посадской улицы. Но посмею предположить, что «натянуть» высотность при желании здесь было бы несложно – поблизости как упомянутые пятиэтажки, так и сталинский, но похожий на поздний классицизм четырехэтажный дом офицерских семей. В соседнем дворе есть четырёхэтажные дома. Но Никита Явейн вернулся к масштабу николаевского фронта Посадской, «протянул» заданный там масштаб и тип застройки к западу, где рядом, пусть и за военным забором, море. А рядом с морем такие невысокие, протяженные кирпичные дома напоминают Голландию, где подобных, двух-трёхэтажных таунхаусов множество на окраинах городов. Словом, как будто бы следуя за мечтой Петра Великого, поклонника всего голландского от сапог до кораблей, здесь обозначился ещё один контекстный оттенок, историко-географический. Бог весть, превратится ли данный фрагмент морской крепости в «кусочек Голландии», но начало, прежде всего в отношении масштаба, будем считать, что положено.
Жилой комплекс «Амазонка». Боковой фасад
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Ситуационный план
© Студия 44

План комплекса унаследован от замкнутых дворов Петербурга и вторит современным «тенденциям квартальности». Но дворы ­– необычно длинные, причем два замкнуты почти совсем, не считая тыльного прохода по ступенькам и проезда для пожарных машин напротив; а средний открыт к улице Зосимова и напоминает площадь-курдонёр больших доходных домов Петербурга начала XX века. Осевой двор-площадь перекликается, однако, ещё и с Посадской улицей, которая замыкает квартал поодаль, с восточной стороны: если выйти из ЖК, повернуть два раза направо и посмотреть на Посадскую от её перекрестка с улицей Сургина – увидим похожий строй домов, длинные газоны и фронтон в перспективе. Это довольно далеко, поэтому переклички получаются не визуальными, а умозрительно-контекстуальными; этакая внутренняя шарада для тех, кто готов догадаться, что архитектор как будто бы «вырастил» в ядре своего комплекса подобие «провинциального Петербурга» Посадской.


Жилой комплекс «Амазонка». Центральный двор, взгляд с ул. Зосимова. Постройка, 2015 © Студия 44
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Центральный двор, взгляд на ул. Зосимова
Фотография © Татьяна Стрекалова

Но посмотрим на комплекс не снаружи, а изнутри. В наше время, когда эксперименты с типологией, казалось бы, ушли в прошлое, задавленные типизацией жилых планировок, этот дом – практически целиком эксперимент. Не то чтобы здесь изобретено что-то, ещё неизвестное. Но диапазон квартир довольно широк, как будто выдержан в духе современного европейского идеала, стремящегося свести разные социальные страты теснее вместе.

Самые просторные жилища, от 70 до 100 м2, размещены в самых тихих поперечных объемах между курдонёром и внутренними дворами. Здесь на трёх этажах – два яруса квартир, в них по три полу-уровня, соединённых лестницами. В квартиры первого этажа их жильцы входят с двора-площади, с уровня городской мостовой; двери в глубоких нишах. Войдя, они попадают из прихожей в комнату первого яруса, или же идут вперёд по лестнице, на полтора метра вверх, в помещение побольше, откуда устроен выход во внутренний двор на кровле подземной парковки, приподнятой, как мы помним, выше уровня земли. Во дворе эти квартиры снабжены собственными палисадниками, выход к которым решён как глубокая лоджия, откуда, надо думать, будет удобно наблюдать за кронштадским летним дождиком. Комната с выходом во двор – гостиная, здесь рядом кухня. Опять поднимаемся на полтора метра по лестнице, и попадаем в master bedroom, уже на втором этаже. Всего-то три комнаты.
Жилой комплекс «Амазонка». План 1 этажа
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Внутренний двор
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Внутренний двор. Слева лоджии и палисадники больших квартир 1 этажа, справа навесные мостики к «дому-стене»
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Разрез
© Студия 44

Вход в квартиры второго этажа оформлен со стороны двора-площади выступающим тамбуром, откуда двухмаршевая лестница ведёт к площадке на две квартиры, направо и налево. Здесь по четыре комнаты и просторнее. Вначале мы попадаем в гостиную, она смотрит во дворы, как и на первом этаже, затем по лестнице в две комнаты, обращенные к площади, вероятно, это спальни; еще чуть выше – просторное помещение, тоже, надо думать, гостиная или большой светлый кабинет с балконом во двор. Квартиры первого этажа воспринимаются как итальянские piano terreno, верхние же – piano nobile, они выглядят как наилучшее предложение этого ЖК, хотя туда и нужно подниматься по лестнице. Структура внутренних, «элитных» корпусов секционная.

Структура внешних корпусов спланирована более дробно, здесь чередуются однокомнатные квартиры с отдельной кухней и совсем маленькие студии-пеналы, с кухней совмещенные. Зато есть лифт и квартиры первого этажа приподняты над землей на высоту вымостки двора; на улицу выходят совсем небольшие балконы-лоджии. Узкий дом-забор, отделяющий ЖК от неряшливой соседней территории, тоже имеет свои особенности планировки. Здесь есть и лифт, и трёхкомнатные двухэтажные квартиры, объединённые внутри лестницей с поворотом, почти винтовой. Северо-восточный торец этого корпуса, выходящий к улице Сургина и примыкающий к неровной границе участка, по-питерски срезан, здесь образуется квартира-пенал, впрочем двухкомнатная и обогащенная сравнительно просторной лоджией на самом торце. В продольных корпусах, особенно в доме-стене, появляются элементы коридорно-галерейной планировки.
Жилой комплекс «Амазонка». План 2 этажа
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». План 3 этажа
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Разрез
© Студия 44

Некоторое разнообразие планов в сочетании с их преимущественной скромностью, местами даже затеснённостью, коррелирует с историческим городом, причём как Петербургом, где можно встретить всякое, так и с голландскими и, может быть, английскими примерами, с их обилием внутренних лестниц. Но также, где-то на периферии сознания, всплывают и эксперименты авангарда с их любовью к коридорам и миниатюрным студиям, разнообразию сочетаний и вариантов. Надо ли говорить, что в современной российской ситуации, не склонной к экспериментам, дом кажется одиноким, более того – даже порождённым каким-то специфическим сочетанием условий кронштадского (военного?) заказа, какой-то своей буквальной пограничности, ведь он стоит прямо-таки «на подоконнике «окна в Европу». Какую-то роль здесь должны были сыграть, конечно же, и убеждения Никиты Явейна, архитектора, увлеченного экспериментами и авангардом.

Внешне же уникальность дома бросается в глаза не сразу. Более того, сочетание красного кирпича с фронтонами и угловатой, местами брутальной пластикой, отпугнёт сноба. Сноб уловит сходство с подмосковными недо-замками и испугается, сбежит. А зря. Больше всего пугает красный цвет кирпича, ну, аллергия у нас на него. Однако приглядевшись, можно увидеть, что даже кирпич двух цветов: вверху, в аттиковом уровне, светлее. Ограждения покрашены серой краской, а хочется матового блеска чистого металла; водосточные трубы на виду. Кроме того, при сравнении с проектом очевидно, что часть деталей в процессе удешевления была опущена. Очень жаль деревянных вставок и полосатых ставень, которые одни могли в разы усилить ощущение качества отделки и европейские ассоциации. А кто с таким не сталкивался? Каркас замысла, между тем, безусловно жив.
Жилой комплекс «Амазонка», взгляд с ул. Зосимова. Постройка, 2015, Фотография © Татьяна Стрекалова, Студия 44
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Проект, 2011-2013
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Проект, 2011-2013
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Центральный двор. Постройка, 2015 © Студия 44
© Студия 44

На мой взгляд это как раз тот случай, когда не слишком гламурный дом богат архитектурой. Помимо уже описанного разнообразия квартир, фасады интересны множественным ритмом ниш, выступов, вырезов и углублений. Пропорции окон меняются от узких вертикальных, внизу собранных в квадратную филёнку, а на третьем этаже лишённых сандрика и накрытых плоским карнизом кровли подобно крепостным зубцам; им вторят аттики во дворах – всё вместе, определённо, разыгрывает крепостную кронштадскую тему.
Жилой комплекс «Амазонка». Внутренний двор
Фотография © Татьяна Стрекалова
Жилой комплекс «Амазонка». Внутренний двор. Постройка, 2015, Фотография © Татьяна Стрекалова, Студия 44
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Внутренний двор
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Внутренний двор
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Внутренний двор
© Студия 44

Однако лучшее в здешних фасадах, на мой взгляд – вставки белого камня. Они тоже сохранились не все, ушли мелкие декоративные вставки. Сдержанно-брутальный замысел качнулся ещё немного в сторону упрощения. Но остался карниз, отделяющий третий, аттиковый этаж, и крупные белокаменные «плиты», которые визуально держат и арки входов (пожарных въездов) во дворы, и эркеры. Но важно, что авторам удалось сохранить белокаменную облицовку входных тамбуров, покрытых любимым Никитой Явейном «антирустом», где гладкий лощеный камень чередуется с тонкими полосками «рваного» камня с фактурой «скала». В сочетании с освещающими лестницы круглыми окнами (которых в проекте не было, они появились в процессе) – главный двор-курдонёр приобрел неожиданный, какой-то даже римский привкус. Эти шершавые полоски вытягивают всё, акцентируя входы и оформляя как внутренний двор-площадь, так и фронт дома по улице Зосимова.
Жилой комплекс «Амазонка». Фрагмент фасада
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка»
Фотография © Татьяна Стрекалова

Сказать, что дом не так-то прост, будет, наверное, мало. Он увлекателен. Напоминает застройку послевоенного времени, которую легенда приписывает «пленным немцам»: такие дома встречаются во многих русских городах, например в Твери; они и двух-трёхэтажные, и где-то с фронтонами. Он заставляет вспомнить и пригороды европейских городов, не только голландских, и даже не только застроенных таунхаусами, – к примеру, тартуский район Ваксали, где стоит домик Алвара Аалто, созвучен ему сочетаниями стеклянных вертикалей с миниатюрными квадратными окошками, разбросом форм, сочетанием намеков на классические элементы и авангардного «изнутри-наружу». Интересный, словом, дом. Он противостоит российской тенденции внутреннего опрощения жилья при внешней пестроте; чем наверное, и ценен.
Жилой комплекс «Амазонка».
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Проект, 2011-2013
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Проект, 2011-2013
© Студия 44
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Жилой комплекс «Амазонка»
Россия, Кронштадт, ул. Зосимова, д. 46

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. Явейн, М. Горячкина, В. Кулаченков, В. Пономарев, при участии И. Григорьева, Ю. Дубейко
Конструктор: И. Ляшко, И. Никулина, А. Кривоносов
Главный инженер проекта: Л. Герштейн, В Кремлевский
 

2011 — 2013 / 2013 — 2015

Генподрядчик, заказчик: ООО «КВС»
 

25 Мая 2016

Студия 44: другие проекты
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Трехчастная задача: Мытный двор
Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Жизнь железа
Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Стереометрическое построение
Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.