English version

Дворы за стеной

В центре Кронштадта архитектурная мастерская «Студия 44» проектирует жилой комплекс. Соседствующий с охранной зоной памятников архитектуры, новый объект развивает принципы исторической застройки города-форта.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

01 Февраля 2013
mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Проект:
Жилой комплекс «Амазонка»
Россия, Кронштадт, ул. Зосимова, д. 46

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. Явейн, М. Горячкина, В. Кулаченков, В. Пономарев, при участии И. Григорьева, Ю. Дубейко
Конструктор: И. Ляшко, И. Никулина, А. Кривоносов
Главный инженер проекта: Л. Герштейн, В Кремлевский
 

2011 — 2013 / 2013 — 2015

Генподрядчик, заказчик: ООО «КВС»
 
Участок, предназначенный для строительства жилого комплекса, находится в центральной части Кронштадта, между улицами Сургина, Зосимова и Мартынова. До 2005 года здесь располагалось автотранспортное предприятие ГАТП-24, а затем территория терпеливо ждала своего инвестора. В 2011-м ее приобрела компания «КВС», которая и пригласила к участию в проекте «Студию 44». Свой выбор застройщик объяснил, прежде всего, тем, что команда Никиты Явейна обладает огромным опытом строительства в историческом центре. Для Кронштадта это было более чем актуально: вплотную к будущему жилому кварталу расположены объекты культурного наследия, а сам он входит в охраняемую зону, так что на новый ЖК задолго до его появления на свет были наложены разного рода ограничения. В частности, высота зданий не должна была превышать 12 метров, а протяженность фасадов по уличному фронту составлять более 50 метров, кровли обязаны были быть скатными, а общее композиционное решение соответствовать ближайшему окружению.
Жилой комплекс «Амазонка». Проект, 2011-2013
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Проект, 2011-2013
© Студия 44

Среди ближайшего окружения особенно выделяется Посадская улица – одна из самых старых в Кронштадте, застроенная 2-3-этажными зданиями. Как поясняет Никита Явейн, эти объемы безусловно ценны своей подлинностью, но вполне способны отпугнуть своей внешней непритязательностью и брутальностью. Поэтому, учтя заданный этими домами масштаб среды, архитекторы тем не менее решили ориентироваться на них по минимуму и новый комплекс обратили к ним брандмауэрной стеной одного из трех корпусов, которому придали форму протяженного прямоугольника.
Жилой комплекс «Амазонка». Проект, 2011-2013
© Студия 44

Тем самым авторы проекта обособляют большую часть участка – появление этой своего рода перегородки позволило им максимально выгодно разыграть оставшуюся территорию. К дому-планке они подводят два «П»-образных корпуса, получая два замкнутых двора и один, раскрытый на ул. Зосимова. Фактически проектируемый жилой комплекс представляет собой двойное каре, объединенное в глубине тем самым дворовым корпусом. При этом последний имеет высокий цоколь, а оба замкнутых двора приподняты над уровнем земли на 1,15 метра.  

«Такая планировка показалась нам самым простым и действенным способом обеспечить необходимую дифференциацию пространств, – поясняет Никита Явейн. – Через средний двор организован проход к наиболее комфортным квартирам большой площади. Во внутренних дворах шириной 26 метров расположатся площадки отдыха и детских игр для всех жильцов дома, а также индивидуальные палисадники квартир первого этажа». Идею включения в состав ЖК таунхаусов архитекторам подсказали те самые ограничения – невысокие и относительно протяженные фасады так и просили дополнительного дробления, которое авторы решили сделать не только визуальным, но и функциональным. Так в двух внутренних корпусах появились квартиры площадью более 100 кв. м. – они расположены на нескольких полууровнях и имеют отдельные входы, а также придомовые территории. Внешний же периметр жилого комплекса сформирован квартирами эконом-класса небольшой площади – преимущественно одно- и двухкомнатными.
Жилой комплекс «Амазонка». Проект, 2011-2013
© Студия 44

Спроектированный таким образом жилой комплекс представляет собой довольно плотную и строго организованную структуру, чем-то неуловимо напоминающую то ли крепость, то ли казарму. Наверно, для жилого комплекса, созданного для любого другого города, такое сравнение вряд ли оказалось бы лестным, но для Кронштадта, основанного Петром Первым, оно не только уместно, но и свидетельствует о максимально органичном вхождении в исконную историческую среду. Архитектурное решение преследует ту же цель: все жилые дома выходят на красные линии квартала, главный фасад выполнен симметричным и трехчастным. И уличные, и дворовые фасады отделаны кирпичном двух оттенков красного цвета, приобретя гамму, еще больше роднящую их с ближайшим окружением. Цоколь облицован плитами «путиловского» камня, а скатные кровли выполнены из металла.
Жилой комплекс «Амазонка». Проект, 2011-2013
© Студия 44

Интересно, что в обоих П-образных корпусах верхняя «перекладина» чуть длиннее, чем должна быть – эти «вылеты» авторы оформляют довольно массивными прямоугольными эркерами и треугольными фронтонами. Подобные дома в доме фиксируют внешние углы жилого комплекса, обращенные к перекресткам. Как и строгие порталы входных подъездов, выкрашенные в белый цвет, эти элементы обогащают пластику протяженных фасадов, делая их более запоминающимися и подчеркивая современное – «постмодернистское» – происхождение. Дворовые фасады кажутся более легкими за счет использования широких лоджий-ниш и сплошного остекления лестниц – архитекторы таким образом стремились визуально расширить длинные вытянутые дворы. И если в архитектуре жилого комплекса, как уже говорилось, определенные милитаристские нотки уместны, то уподоблять дворы плацу авторы проекта никак не хотели – с помощью мощения, элементов благоустройства и щедрого озеленения они придали каждому внутриквартальному пространству свой собственный запоминающийся облик.
Жилой комплекс «Амазонка». План 2 этажа © Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка».
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка».
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка».
© Студия 44
Жилой комплекс «Амазонка». Разрез © Студия 44


Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Проект:
Жилой комплекс «Амазонка»
Россия, Кронштадт, ул. Зосимова, д. 46

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. Явейн, М. Горячкина, В. Кулаченков, В. Пономарев, при участии И. Григорьева, Ю. Дубейко
Конструктор: И. Ляшко, И. Никулина, А. Кривоносов
Главный инженер проекта: Л. Герштейн, В Кремлевский
 

2011 — 2013 / 2013 — 2015

Генподрядчик, заказчик: ООО «КВС»
 

01 Февраля 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.