Положение обязывает

Для конкурса на концепцию гостиничного комплекса Radisson Blue Moscow Riverside команда под руководством Александра и Андрея Асадовых и Карена Сапричяна спроектировала сложносочиненную композицию из нескольких объемов, меняющуюся до неузнаваемости в зависимости от угла обзора. Виртуальная экскурсия позволит объединить картинки в единое целое.

Автор текста:
Лилия Аронова

12 Октября 2015
mainImg

Мастерская:

Архитектурное бюро ASADOV
ГрандПроектСити
МАХПИ им. академика Полянского

Проект:

Гостиничный комплекс Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&Spa
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Команда проекта: МАХПИ имени академика Полянского, ГрандПроектСити, Архитектурное Бюро Асадова
Архитекторы: А.Асадов, К.Сапричян, В.Березин, К.Шепета, И.Силачева, Т.Лебедева, И. Шевченко

2015
Продолжая обзор итогов конкурса на архитектурную концепцию Radisson Blue Moscow Riverside, представляем проект МАХПИ им. Полянского, ГрандПроектСити и Архитектурного Бюро Асадова. По решению жюри в тройку лидеров он не вошел, однако яркий архитектурный образ, предложенный консорциумом, вполне мог бы стать впечатляющей доминантой живописной и во всех отношениях выигрышной территории в месте слияния Москвы-реки и Сходни.

В качестве одного из основных критериев оценки проектов в Правилах и условиях конкурса фигурировало «соответствие требованиям сети Radisson Blu». И это далеко не формальность: гостиничная группа Carlson Rezidor, которой принадлежит бренд, традиционно предъявляет самые высокие требования к архитектуре и дизайну своих отелей, будь то реконструкция или новое строительство. Перечислять выдающиеся с этой точки зрения отели сети и их авторов можно долго, навскидку приведем лишь несколько имен: в Копенгагене, например, здание Radisson Blu проектировал Арне Якобсен, в Берлине – Сергей Чобан, в Москве и Челябинске – Кристиан Лундвалль, в Батуми – Микеле де Лукки, в Белграде бюро «Graft Architects» осуществило яркий проект реновации фабрики XIX века, отелем в Нанте занимался Жан-Филипп Нуэль… Ни о каком стилевом единстве в данном случае речь не идет – только об уровне, на который поднята планка. Еще одна причина, чтобы не ограничивать себя в средствах пластической выразительности ради создания по-настоящему интересного проекта.

Отель – единственное высокое здание на много километров вокруг – будет отлично виден с разных точек, что дает архитекторам редкую для городской среды возможность вволю поиграть с ракурсами. Авторы данного проекта этой возможностью воспользовались по полной программе: в зависимости от угла обзора здание выглядит настолько по-разному, что соединить в своем воображении эти картинки в единое целое не так-то просто. «Основной экран главного корпуса ориентирован на Москву-реку и ее дальние точки обзора», – объясняет Карен Сапричян. С противоположного берега, через широкий простор реки, здание напоминает гигантский мегалит, неведомо какими ветрами занесенный в российскую столицу и сплошь заштрихованный неким загадочным кодом. Обходим (или обплываем, а еще лучше – облетаем) стрелку – и комплекс плавно обретает объем, тень от внушительной консоли косо ложится на вырастающий в длину корпус-опору, добавляя диагоналей в чередование вытянутых оконных проемов (еще один штрих-код, только монохромный). Продолжая воображаемую экскурсию, оказываемся перед восточным фасадом – только здесь деревья расступаются, позволяя увидеть главный вход и крытую площадь перед ним, а скругленные внутренние углы боковых объемов, словно гигантская воронка, затягивают взгляд внутрь комплекса и даже сквозь него – туда, где сквозь квадратный проем виден «уголочек неба».
Гостиничный комплекс RADISSON BLU MOSCOW RIVERSIDE HOTEL&SPA © Архитектурное бюро Асадова; ГрандПроектСити; МАХПИ
Гостиничный комплекс RADISSON BLU MOSCOW RIVERSIDE HOTEL&SPA © Архитектурное бюро Асадова; ГрандПроектСити; МАХПИ
Гостиничный комплекс RADISSON BLU MOSCOW RIVERSIDE HOTEL&SPA © Архитектурное бюро Асадова; ГрандПроектСити; МАХПИ
Гостиничный комплекс RADISSON BLU MOSCOW RIVERSIDE HOTEL&SPA © Архитектурное бюро Асадова; ГрандПроектСити; МАХПИ
Если разбираться «поштучно», то здание состоит из четырех корпусов, причем основной из них – широкая прямоугольная пластина – несколько даже небрежно водружен на два других, которые, в свою очередь, опираются на широкий двухэтажный стилобат. Впрочем, тоже не сплошной: со стороны главного входа часть объема вынута, образуя просторную крытую площадь. Стилобат, практически невидимый со сколько-нибудь значительного расстояния из-за невыигрышных пропорций и окружающей зелени, в этом проекте выполняет роль «незаметного героя»: мало того что служит основанием «пирамиды», удерживая на своих плечах более эффектных собратьев, но и сосредотачивает в себе массу ключевых функций.
Гостиничный комплекс RADISSON BLU MOSCOW RIVERSIDE HOTEL&SPA © Архитектурное бюро Асадова; ГрандПроектСити; МАХПИ
Гостиничный комплекс RADISSON BLU MOSCOW RIVERSIDE HOTEL&SPA. Схемы © Архитектурное бюро Асадова; ГрандПроектСити; МАХПИ
Если взглянуть на планы двух первых этажей, можно увидеть, что кроме двусветного лобби здесь разместились и бизнес-центр, и многофункциональный зал, и ресторан (тоже двусветный, с видом на Москву-реку), и помещения спа-центра, и многочисленные службы, и даже часть номерного фонда. Бассейн спа-центра – важный композиционный узел: вокруг него вырастают стены четырехэтажного остекленного атриума, по периметру которого расположились офисы, а с восточной стороны он выходит на крышу стилобата, у которой, кроме прямой функции, тоже масса ответственных задач: на ней расположена достаточно обширная общественная зона, по рампе со стороны заднего фасада могут подниматься машины экстренных служб, а с юго-восточного угла крыша переходит в козырек над входной площадью.
Гостиничный комплекс RADISSON BLU MOSCOW RIVERSIDE HOTEL&SPA. План 1 этажа © Архитектурное бюро Асадова; ГрандПроектСити; МАХПИ
Гостиничный комплекс RADISSON BLU MOSCOW RIVERSIDE HOTEL&SPA. План 2 этажа © Архитектурное бюро Асадова; ГрандПроектСити; МАХПИ
Корпус, обращенный на юг – к Сходне, – в плане представляет собой вытянутый прямоугольник с одним скругленным углом. Здесь располагаются гостиничные номера кратковременного пребывания, занимающие все шесть этажей (если считать от уровня земли – с третьего по восьмой). Вторая «опора», отданная под офисы и спа-центр, в плане близка к квадрату; за счет поднятия потолков при той же высоте этажей здесь всего четыре, и они организованы вокруг уже упомянутого атриума.

Главный блок – десятиэтажная пластина, также закругленная с юго-восточного угла, – отведен под апартаменты. При всей своей внушительности он совсем не кажется тяжеловесным: арка-окно между опорами размером 21х21 м делает конструкцию почти воздушной. Кроме того, трапециевидные окна и эркеры с цветными вставками создают вполне убедительную оптическую иллюзию, скрадывающую количество этажей с десяти до четырех (эксперименты с цветом – один из «фирменных» приемов бюро А. Асадова). Такое решение, отличное от более спокойной пластики фасадов в стилобатной части, было выбрано сознательно: это позволило архитекторам сыграть на контрастах различных архитектурных приемов.
Гостиничный комплекс RADISSON BLU MOSCOW RIVERSIDE HOTEL&SPA. Разрез © Архитектурное бюро Асадова; ГрандПроектСити; МАХПИ
Гостиничный комплекс RADISSON BLU MOSCOW RIVERSIDE HOTEL&SPA © Архитектурное бюро Асадова; ГрандПроектСити; МАХПИ
Авторы проекта подробно (даже «излишне подробно» для конкурсного проекта, по словам Карена Сапричяна) разработали планировки внутренних – номерного фонда, офисов – и общественных пространств. Что до последних, то в проекте они запланированы на четырех уровнях: входная площадь, участки на кровле стилобата и гостиничного блока и самая эффектная, открывающая фантастические виды, – на крыше главного корпуса, с бассейном, зоной отдыха и вертолетной площадкой. Кстати о «виртуальном облете» комплекса – если уж фантазировать до конца, лучшего места для завершения экскурсии не придумаешь.
Гостиничный комплекс RADISSON BLU MOSCOW RIVERSIDE HOTEL&SPA. Разрез © Архитектурное бюро Асадова; ГрандПроектСити; МАХПИ
Гостиничный комплекс RADISSON BLU MOSCOW RIVERSIDE HOTEL&SPA. План 4-6 этажей © Архитектурное бюро Асадова; ГрандПроектСити; МАХПИ
Гостиничный комплекс RADISSON BLU MOSCOW RIVERSIDE HOTEL&SPA. План 9-18 этажей © Архитектурное бюро Асадова; ГрандПроектСити; МАХПИ


Мастерская:

Архитектурное бюро ASADOV
ГрандПроектСити
МАХПИ им. академика Полянского

Проект:

Гостиничный комплекс Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&Spa
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Команда проекта: МАХПИ имени академика Полянского, ГрандПроектСити, Архитектурное Бюро Асадова
Архитекторы: А.Асадов, К.Сапричян, В.Березин, К.Шепета, И.Силачева, Т.Лебедева, И. Шевченко

2015

12 Октября 2015

Автор текста:

Лилия Аронова

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.