English version

Антон Надточий: «Оценить качество архитектурного эксперимента могут только профессионалы»

Марина Игнатушко беседует с одним из руководителей бюро «Атриум», собравшего этим летом несколько премий нижегородской «Архновации».

mainImg
На сегодняшний день в стране проходят самые разнообразные архитектурные конкурсы, в основном, отличающиеся по географии участников и выбору жюри. Тематические смотры – редкость, поэтому мы обратили внимание на «Архновацию» – сравнительно молодой конкурс, организованный нижегородской Галереей Сергея Туманина. А поводом для разговора с Антоном Надточим стал второй по счету гран-при «Атриума» в конкурсе «Архновация», прошедшем в третий раз.

– Антон Геннадьевич, поздравляю! «Архновация» – конкурс про устойчивое развитие, отсюда и первый вопрос: в какой степени Вам удается в проектах учитывать эту проблематику? Это ваши личные приоритеты или все-таки – побочный продукт, неизбежно возникающий при проектировании качественного здания?

– Для «Атриума» следование основным принципам «устойчивого развития» – естественная характеристика современного профессионального продукта. Однако активная популяризация этой темы уже превращает её в набор клише, делает излишне популистской, подменяя собственно архитектурное качество. Ведь проект может быть безупречен с точки зрения энергосбережения, вторичного использования, выделения СО2 и быть в то же время ужасен в рамках разговора об архитектуре как искусстве создания среды обитания для человека. Да, технологически здания из года в год становятся всё лучше, это естественный и объективный процесс, уже напрямую не связанный с волей и креативностью архитектора. Развиваются технологии, меняются нормы, запрос становится требовательнее и это нормально. Специфика «Архновации» как раз в том, что она оценивает прежде всего архитектурный эксперимент, а устойчивое развитие рассматривает как одну из составляющих этого процесса. Нам было действительно любопытно спроектировать «Баркли-парк» по требованиям золотого сертификата LEED. Мы рады, что наш проект получил несколько премий в области «зелёного строительства» в разные годы. Но повторю: сам факт соответствия техническим и эко-требованиям на качество архитектуры с нашей точки зрения никак не влияет.
Антон Надточий, 2015. Предоставлено АБ «Атриум»
Взгляд с юга на север, с улицы Советской Армии. Barkli Park
© ATRIUM

– А с чем же тогда, по-вашему, связано понятие «архитектурная новация»?

– Для нас новация в архитектуре – это уход от стереотипов, создание качественно новых ощущений и ценностей при работе с пространством и архитектурной формой. Как таковые новации в архитектуре не всегда требуются и не являются целью сами по себе, поскольку здание создаётся прежде всего как потребительский продукт. Но если при этом удаётся вырваться из-под давления ограничений типологии и создать уникальное, узнаваемое сооружение; найти разумный компромисс и при этом получить дополнительное качество, как для клиента, так и для потребителя; если оно воспринимается не только как сугубо утилитарный объект, но и доставляет эстетическое и интеллектуальное удовольствие, т.е. воспринимается произведением искусства – это и есть новация. Более того, своей архитектурой здание должно транслировать фундаментальные ценности своего времени, а лучше опережающие его и ещё не вошедшие в повседневный обиход. С нашей точки зрения, каждое здание, каждое пространство должно быть индивидуальным, художественно неповторимым и предельно кастомизированным для конкретного места и задачи. Выращенным из контекста, а также создающим внутри и вокруг себя качественно новые, органичные связи и среду. Только таким образом сегодня можно противостоять безличности глобализации и последствиям индустриализации.

– А что же зелёные сертификаты – лишь маркетинговый ход?

– И да, и нет. На поверхности – продажа застройщиками архитектуры конечному потребителю под знаменем экологичности. Это и маркетинговый ход, и способ расширения рынка, а для многих стран зелёные технологии – экономическая необходимость, что в России пока не работает. А если смотреть глубже, то холистические идеи и тема устойчивого развития уже проникла в общественное сознание.

Получение же сертификата – платная процедура. Сегодня это огромный развивающийся рынок, транснациональный бизнес, в который вовлечены производители продукции, торговые компании и даже правительства. Причем за этот рынок сейчас идёт борьба и занимаются им конкурирующие друг с другом структуры из разных стран. Не так давно в России появился свой Совет по зеленому строительству и свой зелёный стандарт, САР СПДС. И что забавно, вы никогда не сможете так раскрутить самый умный и правильный СНиП или СП, потому что они бесплатные, слишком официальные и являются стандартом. Современные российские нормы предъявляют довольно высокие требования к зданиям, и можно гарантировать, что сделав всё по правилам, если и не золотой сертификат, то серебряный – точно получишь. Однако эко-сертифицирование преподносится как нечто исключительное, как конкурентное преимущество.

– Похоже на статусную покупку…

– В той мере, в которой статус транслируется брендом, да, конечно. Поэтому разного рода зелёные стандарты стремятся отличаться от норм, смотря на процесс шире узких технических требований, постоянно формируя дополнительные критерии, имея более развёрнутые градации оценки и вообще представляя процесс получения сертификата как некое соревнование. В целом это всё положительные процессы, улучшающие эксплуатационные и технические характеристики зданий, но, как я уже сказал, не влияющие непосредственно на качество самой архитектуры.

– Чем объясняется ваше внимание именно к «Архновации»?

– Название премии говорит само за себя. Способность создавать не просто качественный продукт, но и привносить что-то новое, не бояться высказывать авторскую позицию, экспериментировать – является одним из ключевых критериев оценки мастерства. Без этого архитектура не развивается, это невозможно. Нам интересно выставить на суд коллег свои работы и посмотреть, как их оценят именно с этих позиций. В этом году помимо гран-при мы получили также золотой диплом в номинации «градостроительство» за конкурсный проект в Якутске и серебряный диплом за интерьеры Яндекса. Поскольку в нашей работе архитектурный эксперимент мы считаем одним из главных критериев, получить «Архновацию» для нас особенно приятно.
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
Офис компании «Яндекс» на улице Льва Толстого (2-я очередь) Отделка в виде живой зеленой стены
Предоставлено © ATRIUM

– Ваш «Баркли парк», действительно, очень нестандартный. А как развивался этот проект?

– Проект развивался не просто, и занимались мы им около пяти лет. Сначала был спроектирован офисный центр, но впоследствии заказчик поменял функцию на жилую. На этом участке есть требования по соотношению зеленых пространств и пятна застройки, и со стремления их честной реализации началась наша концепция. Здесь мы применили много специфических решений, например, на этажах предусмотрены зеленые холлы, зимние сады, также много эксплуатируемых общественных и частных террас. Главной же спецификой является то, что в здании располагается центр спортивных технологий. Необходимость размещения беговой дорожки длиной около 80 метров и бассейна 25 метров вынудило применить необычные для жилых домов конструктивные решения с пролётами около 20 метров и консолями по шесть метров. В результате жилой корпус из стекла и юрского камня буквально нависает над кирпичной формой спортивного центра. Это позволило заказчику получить необходимое количество квартир и сохранить пониженную этажность южного корпуса. На этапе разработки рабочей документации заказчик решил повысить класс дома, увеличив высоту этажа, применив более дорогостоящие фасадные материалы и пригласив на разработку интерьеров образцовых квартир и вестибюлей Филиппа Старка (YOO by Starck). Мы выполняли и функции генпроектировщика на этом объекте, и собственно архитекторов. Проектировали всё, от общей концепции до рабочей документации интерьеров и ландшафта. Это был не простой, но плодотворный процесс работы с заказчиком, нашими подрядчиками и строителями.
Правильная точка зрения от парковой калитки реабилитирует дом как «зеленый». Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Взгляд на консоль южного корпуса с крыши спортзала, с севера на юг. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM

– Вы наблюдаете «Архновацию» не один год. Что, на ваш взгляд, стоит изменить, добавить, усовершенствовать в этом конкурсе? Меня, например, смущает его корпоративная закрытость: архитекторы оценивают архитекторов.

– Я уже говорил, что мне нравится профессиональный фокус премии, что архитекторы оценивают архитектуру, и это происходит как бы «по гамбургскому счёту». Это сильно отличается от других премий и конкурсов, где зачастую оцениваются количественные показатели или победители определяются по совокупности заслуг, а может и вовсе общественным голосованием. Такие подходы тоже имеют право на жизнь и дают определённый срез мнений, но на этом фоне «Архновация» имеет собственную и яркую специфику. Оценить качество архитектурного эксперимента могут только профессионалы.

Несмотря на региональный статус, конкурс давно уже стал общероссийским. Хочется пожелать ему стать более раскрученным и собирать проекты всё лучшего качества. Премия должна стать драйвером архитектурного новаторства и способствовать развитию образования и архитектурных технологий, экспериментов в России. Здесь, мягко говоря, есть над чем работать. Необходимо выводить российскую архитектуру на уровень лучших мировых образцов, что потребует упорного труда многих людей. Наличие же такой премии является одним из стимулов движения в задаваемом направлении.

– Судя по информации на сайте, «Атриум» активно участвует и в других конкурсах. Что вам дает такая активность?

– Стимул к развитию. Нам уже 21 год, в компании работает около шестидесяти человек, и мы уверенно присутствуем на рынке. Мы не можем позволить себе пассивную позицию. К тому же сегодня это косвенно способствует привлечению заказа. Например, хоть мы не выиграли конкурсы на парк в Зарядье и конкурс в Якутске, но получили много новых наработок в свой портфель и интерес со стороны потенциальных клиентов. Это способ увидеть себя со стороны, он даёт опыт работы в международных командах, повод для любимого нами эксперимента, поскольку организаторы изначально хотят получить нетривиальный продукт.
Ночной вид сверху. Парк «Зарядье»
© MVRDV / предоставлено ATRIUM
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM

– При такой интенсивной загрузке как вам удается следить за новостями и трендами архитектуры? Насколько новая информация влияет на вашу работу?

– Мы ещё помним девяностые, когда любая книжечка/каталог были «на вес золота». Я и Вера (Бутко –МИ.) сами ездили на все выставки – в Милан, Париж, Мюнхен, Венецию – везли каталоги производителей, книги. Теперь, когда информационный голод утолён, существует обратная проблема, приходится становиться очень разборчивым. Но мы продолжаем посещать международные выставки, выписываем журналы, активно пользуемся интернетом, много путешествуем по достопримечательным объектам современной архитектуры. При разработке концепции мы почти всегда проводим изыскание на предмет того, как другие решали похожую задачу. Это помогает опереться на мировой опыт и выработать собственную стратегию, попробовать сделать ещё один шаг вперёд. Ну а книги теперь покупаем только фундаментального свойства, или самые актуальные. Наверное, обучение – это постоянный процесс.

– Следующая «Архновация» будет через два года. У вас в портфеле есть запас для будущих творческих соревнований?

– Думаю, да. Сейчас несколько объектов находятся на стадии строительства, в этом году сразу несколько проектов переходят в активную фазу проектирования, есть новые интересные концепции на начальной стадии.

– Какие работы победителей «Архновации» произвели на вас наибольшее впечатление?

– Один из гран-при, павильон России на Экспо в Шанхае наших друзей, компании Totement Paper. Мы были в Шанхае, видели это здание, и это был один из лучших павильонов на выставке, особенно он хорошо смотрелся с ночной подсветкой. Полноценное, образное и я бы сказал философское архитектурное произведение. Также я бы назвал школу искусств «Студии 44» в Казахстане: интересная пространственная организация. На мой взгляд «Архновация» собирает очень достойные проекты.

– А как у нас вообще в стране с архитектурными новациями?

– Во всём мире в исследования вкладывается огромное количество денег и временных затрат, работают образовательные и исследовательские организации, тысячи профессионалов, разрабатываются и осваиваются новые технологии проектирования и строительства. Параметрическая архитектура, 3D-принтеры, роботизированное производство, новые материалы и пр. И в этой области нам конкурировать будет сложно. Но не всегда архитектурное новаторство напрямую связано с технологиями. В большей части оно по-прежнему связано с авторским художественным видением и в этом смысле в России есть огромный потенциал. Необходимо, чтобы архитектурный эксперимент как критерий оценки активнее и смелее поддерживался на уровне конкурсной практики, архитектурного образования, путём популяризации профессии, а технологии сами подтянутся. Только экспериментирование и поиск идентичности для каждого объекта позволит при создании качественного коммерческого продукта, дать ему индивидуальность.
Офис компании «Яндекс» на улице Льва Толстого (2-я очередь)
Предоставлено © ATRIUM

03 Сентября 2015

Похожие статьи
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Пресса: В Нижнем Новгороде подведены итоги III открытого архитектурного...
26 мая 2015 года в государственном центре современного искусства «Арсенал» состоялась церемония награждения победителей III открытого архитектурного конкурса Приволжского федерального округа «Архновация».
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.