English version

Антон Надточий: «Оценить качество архитектурного эксперимента могут только профессионалы»

Марина Игнатушко беседует с одним из руководителей бюро «Атриум», собравшего этим летом несколько премий нижегородской «Архновации».

mainImg
На сегодняшний день в стране проходят самые разнообразные архитектурные конкурсы, в основном, отличающиеся по географии участников и выбору жюри. Тематические смотры – редкость, поэтому мы обратили внимание на «Архновацию» – сравнительно молодой конкурс, организованный нижегородской Галереей Сергея Туманина. А поводом для разговора с Антоном Надточим стал второй по счету гран-при «Атриума» в конкурсе «Архновация», прошедшем в третий раз.

– Антон Геннадьевич, поздравляю! «Архновация» – конкурс про устойчивое развитие, отсюда и первый вопрос: в какой степени Вам удается в проектах учитывать эту проблематику? Это ваши личные приоритеты или все-таки – побочный продукт, неизбежно возникающий при проектировании качественного здания?

– Для «Атриума» следование основным принципам «устойчивого развития» – естественная характеристика современного профессионального продукта. Однако активная популяризация этой темы уже превращает её в набор клише, делает излишне популистской, подменяя собственно архитектурное качество. Ведь проект может быть безупречен с точки зрения энергосбережения, вторичного использования, выделения СО2 и быть в то же время ужасен в рамках разговора об архитектуре как искусстве создания среды обитания для человека. Да, технологически здания из года в год становятся всё лучше, это естественный и объективный процесс, уже напрямую не связанный с волей и креативностью архитектора. Развиваются технологии, меняются нормы, запрос становится требовательнее и это нормально. Специфика «Архновации» как раз в том, что она оценивает прежде всего архитектурный эксперимент, а устойчивое развитие рассматривает как одну из составляющих этого процесса. Нам было действительно любопытно спроектировать «Баркли-парк» по требованиям золотого сертификата LEED. Мы рады, что наш проект получил несколько премий в области «зелёного строительства» в разные годы. Но повторю: сам факт соответствия техническим и эко-требованиям на качество архитектуры с нашей точки зрения никак не влияет.
Антон Надточий, 2015. Предоставлено АБ «Атриум»
Взгляд с юга на север, с улицы Советской Армии. Barkli Park
© ATRIUM

– А с чем же тогда, по-вашему, связано понятие «архитектурная новация»?

– Для нас новация в архитектуре – это уход от стереотипов, создание качественно новых ощущений и ценностей при работе с пространством и архитектурной формой. Как таковые новации в архитектуре не всегда требуются и не являются целью сами по себе, поскольку здание создаётся прежде всего как потребительский продукт. Но если при этом удаётся вырваться из-под давления ограничений типологии и создать уникальное, узнаваемое сооружение; найти разумный компромисс и при этом получить дополнительное качество, как для клиента, так и для потребителя; если оно воспринимается не только как сугубо утилитарный объект, но и доставляет эстетическое и интеллектуальное удовольствие, т.е. воспринимается произведением искусства – это и есть новация. Более того, своей архитектурой здание должно транслировать фундаментальные ценности своего времени, а лучше опережающие его и ещё не вошедшие в повседневный обиход. С нашей точки зрения, каждое здание, каждое пространство должно быть индивидуальным, художественно неповторимым и предельно кастомизированным для конкретного места и задачи. Выращенным из контекста, а также создающим внутри и вокруг себя качественно новые, органичные связи и среду. Только таким образом сегодня можно противостоять безличности глобализации и последствиям индустриализации.

– А что же зелёные сертификаты – лишь маркетинговый ход?

– И да, и нет. На поверхности – продажа застройщиками архитектуры конечному потребителю под знаменем экологичности. Это и маркетинговый ход, и способ расширения рынка, а для многих стран зелёные технологии – экономическая необходимость, что в России пока не работает. А если смотреть глубже, то холистические идеи и тема устойчивого развития уже проникла в общественное сознание.

Получение же сертификата – платная процедура. Сегодня это огромный развивающийся рынок, транснациональный бизнес, в который вовлечены производители продукции, торговые компании и даже правительства. Причем за этот рынок сейчас идёт борьба и занимаются им конкурирующие друг с другом структуры из разных стран. Не так давно в России появился свой Совет по зеленому строительству и свой зелёный стандарт, САР СПДС. И что забавно, вы никогда не сможете так раскрутить самый умный и правильный СНиП или СП, потому что они бесплатные, слишком официальные и являются стандартом. Современные российские нормы предъявляют довольно высокие требования к зданиям, и можно гарантировать, что сделав всё по правилам, если и не золотой сертификат, то серебряный – точно получишь. Однако эко-сертифицирование преподносится как нечто исключительное, как конкурентное преимущество.

– Похоже на статусную покупку…

– В той мере, в которой статус транслируется брендом, да, конечно. Поэтому разного рода зелёные стандарты стремятся отличаться от норм, смотря на процесс шире узких технических требований, постоянно формируя дополнительные критерии, имея более развёрнутые градации оценки и вообще представляя процесс получения сертификата как некое соревнование. В целом это всё положительные процессы, улучшающие эксплуатационные и технические характеристики зданий, но, как я уже сказал, не влияющие непосредственно на качество самой архитектуры.

– Чем объясняется ваше внимание именно к «Архновации»?

– Название премии говорит само за себя. Способность создавать не просто качественный продукт, но и привносить что-то новое, не бояться высказывать авторскую позицию, экспериментировать – является одним из ключевых критериев оценки мастерства. Без этого архитектура не развивается, это невозможно. Нам интересно выставить на суд коллег свои работы и посмотреть, как их оценят именно с этих позиций. В этом году помимо гран-при мы получили также золотой диплом в номинации «градостроительство» за конкурсный проект в Якутске и серебряный диплом за интерьеры Яндекса. Поскольку в нашей работе архитектурный эксперимент мы считаем одним из главных критериев, получить «Архновацию» для нас особенно приятно.
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
Офис компании «Яндекс» на улице Льва Толстого (2-я очередь) Отделка в виде живой зеленой стены
Предоставлено © ATRIUM

– Ваш «Баркли парк», действительно, очень нестандартный. А как развивался этот проект?

– Проект развивался не просто, и занимались мы им около пяти лет. Сначала был спроектирован офисный центр, но впоследствии заказчик поменял функцию на жилую. На этом участке есть требования по соотношению зеленых пространств и пятна застройки, и со стремления их честной реализации началась наша концепция. Здесь мы применили много специфических решений, например, на этажах предусмотрены зеленые холлы, зимние сады, также много эксплуатируемых общественных и частных террас. Главной же спецификой является то, что в здании располагается центр спортивных технологий. Необходимость размещения беговой дорожки длиной около 80 метров и бассейна 25 метров вынудило применить необычные для жилых домов конструктивные решения с пролётами около 20 метров и консолями по шесть метров. В результате жилой корпус из стекла и юрского камня буквально нависает над кирпичной формой спортивного центра. Это позволило заказчику получить необходимое количество квартир и сохранить пониженную этажность южного корпуса. На этапе разработки рабочей документации заказчик решил повысить класс дома, увеличив высоту этажа, применив более дорогостоящие фасадные материалы и пригласив на разработку интерьеров образцовых квартир и вестибюлей Филиппа Старка (YOO by Starck). Мы выполняли и функции генпроектировщика на этом объекте, и собственно архитекторов. Проектировали всё, от общей концепции до рабочей документации интерьеров и ландшафта. Это был не простой, но плодотворный процесс работы с заказчиком, нашими подрядчиками и строителями.
Правильная точка зрения от парковой калитки реабилитирует дом как «зеленый». Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Взгляд на консоль южного корпуса с крыши спортзала, с севера на юг. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM

– Вы наблюдаете «Архновацию» не один год. Что, на ваш взгляд, стоит изменить, добавить, усовершенствовать в этом конкурсе? Меня, например, смущает его корпоративная закрытость: архитекторы оценивают архитекторов.

– Я уже говорил, что мне нравится профессиональный фокус премии, что архитекторы оценивают архитектуру, и это происходит как бы «по гамбургскому счёту». Это сильно отличается от других премий и конкурсов, где зачастую оцениваются количественные показатели или победители определяются по совокупности заслуг, а может и вовсе общественным голосованием. Такие подходы тоже имеют право на жизнь и дают определённый срез мнений, но на этом фоне «Архновация» имеет собственную и яркую специфику. Оценить качество архитектурного эксперимента могут только профессионалы.

Несмотря на региональный статус, конкурс давно уже стал общероссийским. Хочется пожелать ему стать более раскрученным и собирать проекты всё лучшего качества. Премия должна стать драйвером архитектурного новаторства и способствовать развитию образования и архитектурных технологий, экспериментов в России. Здесь, мягко говоря, есть над чем работать. Необходимо выводить российскую архитектуру на уровень лучших мировых образцов, что потребует упорного труда многих людей. Наличие же такой премии является одним из стимулов движения в задаваемом направлении.

– Судя по информации на сайте, «Атриум» активно участвует и в других конкурсах. Что вам дает такая активность?

– Стимул к развитию. Нам уже 21 год, в компании работает около шестидесяти человек, и мы уверенно присутствуем на рынке. Мы не можем позволить себе пассивную позицию. К тому же сегодня это косвенно способствует привлечению заказа. Например, хоть мы не выиграли конкурсы на парк в Зарядье и конкурс в Якутске, но получили много новых наработок в свой портфель и интерес со стороны потенциальных клиентов. Это способ увидеть себя со стороны, он даёт опыт работы в международных командах, повод для любимого нами эксперимента, поскольку организаторы изначально хотят получить нетривиальный продукт.
Ночной вид сверху. Парк «Зарядье»
© MVRDV / предоставлено ATRIUM
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM

– При такой интенсивной загрузке как вам удается следить за новостями и трендами архитектуры? Насколько новая информация влияет на вашу работу?

– Мы ещё помним девяностые, когда любая книжечка/каталог были «на вес золота». Я и Вера (Бутко –МИ.) сами ездили на все выставки – в Милан, Париж, Мюнхен, Венецию – везли каталоги производителей, книги. Теперь, когда информационный голод утолён, существует обратная проблема, приходится становиться очень разборчивым. Но мы продолжаем посещать международные выставки, выписываем журналы, активно пользуемся интернетом, много путешествуем по достопримечательным объектам современной архитектуры. При разработке концепции мы почти всегда проводим изыскание на предмет того, как другие решали похожую задачу. Это помогает опереться на мировой опыт и выработать собственную стратегию, попробовать сделать ещё один шаг вперёд. Ну а книги теперь покупаем только фундаментального свойства, или самые актуальные. Наверное, обучение – это постоянный процесс.

– Следующая «Архновация» будет через два года. У вас в портфеле есть запас для будущих творческих соревнований?

– Думаю, да. Сейчас несколько объектов находятся на стадии строительства, в этом году сразу несколько проектов переходят в активную фазу проектирования, есть новые интересные концепции на начальной стадии.

– Какие работы победителей «Архновации» произвели на вас наибольшее впечатление?

– Один из гран-при, павильон России на Экспо в Шанхае наших друзей, компании Totement Paper. Мы были в Шанхае, видели это здание, и это был один из лучших павильонов на выставке, особенно он хорошо смотрелся с ночной подсветкой. Полноценное, образное и я бы сказал философское архитектурное произведение. Также я бы назвал школу искусств «Студии 44» в Казахстане: интересная пространственная организация. На мой взгляд «Архновация» собирает очень достойные проекты.

– А как у нас вообще в стране с архитектурными новациями?

– Во всём мире в исследования вкладывается огромное количество денег и временных затрат, работают образовательные и исследовательские организации, тысячи профессионалов, разрабатываются и осваиваются новые технологии проектирования и строительства. Параметрическая архитектура, 3D-принтеры, роботизированное производство, новые материалы и пр. И в этой области нам конкурировать будет сложно. Но не всегда архитектурное новаторство напрямую связано с технологиями. В большей части оно по-прежнему связано с авторским художественным видением и в этом смысле в России есть огромный потенциал. Необходимо, чтобы архитектурный эксперимент как критерий оценки активнее и смелее поддерживался на уровне конкурсной практики, архитектурного образования, путём популяризации профессии, а технологии сами подтянутся. Только экспериментирование и поиск идентичности для каждого объекта позволит при создании качественного коммерческого продукта, дать ему индивидуальность.
Офис компании «Яндекс» на улице Льва Толстого (2-я очередь)
Предоставлено © ATRIUM

03 Сентября 2015

Похожие статьи
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Пресса: В Нижнем Новгороде подведены итоги III открытого архитектурного...
26 мая 2015 года в государственном центре современного искусства «Арсенал» состоялась церемония награждения победителей III открытого архитектурного конкурса Приволжского федерального округа «Архновация».
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.