English version

Ответственность среды

Специально для Архи.ру архитектор Сергей Чобан провел экскурсию по своим новым объектам, построенным в Берлине.

mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
Tchoban Voss Architekten
Наша первая остановка – район Восточной гавани, Остхафен, как её называют в немецкой столице. Этот бывший портовый район, в отличие от своего собрата Вестхафен, никогда не имел закрытой акватории, а фактически представлял собой протянувшийся на полтора километра причал, вдоль которого сохранились складские постройки и зернохранилища. Именно в эти объекты город в начале 2000-х годов решил вдохнуть новую жизнь, инициировав создание здесь культурно-медийного кластера, который так и назвали – Медиа-Шпрее. На его мастер-план был проведен конкурс, который nps tchoban voss выиграли в 2003 году.

«Суть нашего предложения заключалась в том, чтобы, прежде всего, сохранить сам масштаб прежней застройки, – поясняет Сергей Чобан. – В частности, величина и параметры вновь строящихся на набережной блоков полностью соответствуют соседним историческим зданиям, а расстояния между ними позволяют жителям районов «второй линии» видеть реку». После того, как мастер-план был утвержден, nps tchoban voss получило на территории Остхафен несколько участков под застройкую.

Первой постройкой здесь для бюро стал отель NHow. Сданный в эксплуатацию в 2011 году, он успел собрать букет профессиональных премий и прослыть одной из самых знаменитых современных построек этой части Берлина. Комплекс состоит из двух обращенных к реке семиэтажных корпусов, в плане напоминающих буквы Г и П, которые между собой соединены прозрачной перемычкой. Полностью остеклен и объединяющий их цокольный этаж, тогда как выше корпуса облицованы клинкером, причем архитекторы использовали кирпич разной толщины, придав фасадам выразительную фактурность. Динамичная композиция объема поддержана и с помощью квадратных окон, распределенных по фасадам подчеркнуто несимметрично, но главной «иконой» отеля является надстройка, на 21 метр выступающая за границы своего основания. Облицованная металлом, эта консоль, по замыслу архитектора, образно напоминает судостроительный кран, отдавая дань «портовому» происхождению здания. Причем ее боковые фасады одеты в матовую сталь с тем характерным тусклым отсветом, который так свойствен брутальной машинерии, а вот к земле обращена полированная до блеска зеркальная поверхность, отражающая кровлю стилобата и сами корпуса и заставляющая надстройку визуально парить над основным объемом – прием, который в этом году многим знаком по проекту павильона России на «ЭКСПО-2015» в Милане.
Гостиница nhow Hotel © nps tchoban voss
zooming
Гостиница nhow Hotel © nps tchoban voss
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe

Четырьмя годами позже на соседнем участке nps tchoban voss построили офисное здание, ставшее штаб-квартирой компании Coca-Cola. Да, это именно тот редкий случай, когда не объект делался под компанию, а компания выбрала для себя постройку, точно соответствующую ее духу. «Как и в случае с отелем, здесь дизайн-код предусматривал работу в терракотовой палитре, единой для всей территории бывшего порта, однако на этот раз мы решили не использовать кирпич, а пересказать его цветовую гамму на современный лад», – поясняет Сергей Чобан. Для облицовки фасадов архитектор использовал прямоугольные панели пяти различных оттенков красного цвета, от приглушенно-розового до темно-бордового, причем одни из них выполнены матовыми, другие в глянце, – что позволило создать поверхность одновременно и яркую, и фактурную. Такими «пиксельными» фасадами офисный комплекс обращен к улице и квартальным проездам, а вот на реку он смотрит панорамными окнами. И поскольку это южная сторона, поверх стекла архитекторы разместили стационарные жалюзи тех же оттенков красного: тонкие горизонтальные ламели заставляют цвет в прямом смысле струиться вдоль фасада, причем это впечатление многократно усиливает слегка вогнутая форма солнцезащитных элементов. Предельно простое по форме, это здание именно благодаря своему запоминающему одеянию превратилось в заметный цветовой акцент обновленной Остхафен. И оно, действительно, настолько точно попадает в корпоративную палитру «Кока-Колы», что компании лишь оставалось разместить над главным входом свой ярко-красный логотип.
Штаб-квартира компании Coca-Cola © nps tchoban voss
Штаб-квартира компании Coca-Cola. Фотография © Claus Graubner
Штаб-квартира компании Coca-Cola. Фотография © Claus Graubner
Штаб-квартира компании Coca-Cola. Фотография © Claus Graubner
Штаб-квартира компании Coca-Cola. Фотография © Claus Graubner
Штаб-квартира компании Coca-Cola © nps tchoban voss

И, наконец, еще чуть дальше по набережной по проекту nps tchoban voss строится жилой комплекс White Cube. Как можно догадаться уже по названию проекта, в данном случае архитекторы все же отступили от некогда предложенного ими цветового кода. «С помощью другого цвета мы хотели, в первую очередь, подчеркнуть жилую функцию – новую для Остхафен», – говорит Сергей Чобан. Таким цветом стал ослепительно белый – ему для «звучания» фактурная поверхность не нужна, поэтому в данном случае архитекторы работают лишь с формой, придавая ей, по сравнению с соседями, более активную и вольную пластику. В плане жилой комплекс получил форму трапеции, все углы которой скруглены. Такими же скругленными будут и балконы, которых в проекте целых три разновидности: со стороны реки квартиры получат внушительные открытые террасы, на обратную сторону, то есть к улице, обращены скромные угловые балкончики, а вот боковые фасады украшены треугольными «капитанскими мостиками», выдающимися вперед ровно настолько, чтобы поймать вид на воду. На каждом этаже таких балконов три, и, выстроившись в ряд, они своей вытянутой и при этом скругленной формой напоминают пенящийся гребень волны, вступая в активный диалог не только с окружающей застройкой, но и самой Шпреей.
Жилой комплекс White Cube. Ситуационный план © nps tchoban voss
Жилой комплекс White Cube © nps tchoban voss
Жилой комплекс White Cube © nps tchoban voss
Жилой комплекс White Cube © nps tchoban voss
Жилой комплекс White Cube © nps tchoban voss

 
***
 
Отель у Главного вокзала
Следующая остановка – Главный вокзал Берлина. В непосредственной близости от него берлинский офис Сергея Чобана достраивает крупный отельный комплекс, в котором будут работать сразу два оператора – более бюджетный Ibis и более люксовый Amano. «С этим участком связана довольно долгая профессиональная дискуссия, которая шла в городе: и сам масштаб вокзала, и его стилистика, равно как и архитектура правительственных зданий на противоположном берегу Шпреи, казалось бы, диктовали появление здесь других не менее заметных объектов, однако в реальности на участках, окружающих Хауптбанхоф, очень долгое время ничего не происходило, – рассказывает архитектор. – В конце концов главный архитектор Берлина Регула Люшер объявила сразу несколько конкурсов на застройку участков, на одном из которых предстояло появиться отелю». Этот конкурс nps tchoban voss выиграли, предложив решение одновременно и стильное, и деликатное.
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort

Комплекс, которому предстоит существовать в ареале исполинского сооружения из стекла и стали, изначально был задуман как объект, с одной стороны, предельно материальный, а с другой – подчеркнуто средовой. Его фасад сложен из кирпича, цветовая гамма которого варьируется в пределах серых, зеленоватых и охристых оттенков, из-за чего на расстоянии кладка напоминает, скорее, шкуру грубой выделки. Фактурность им придают и придуманные авторами каменные жалюзи: каждый оконный проем архитекторы подчеркивают с помощью вертикальных вставок из материала, по габаритам сопоставимых с самим окном. Причем с одной из сторон этих вставок две: одна из них утоплена глубже, вторая, наоборот, выдвинута вперед, что вместе создает для стекла, казалось бы, простую, но многомерную раму. А за счет того, что архитекторы постоянно меняют расположение сдвоенных вставок, сами окна перемещаются по фасаду, подхватывая и развивая на макроуровне тему чередующихся в кладке светлых и темных кирпичей.
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort

Место, где два отеля сочленяются, показано за счет разорванной линии кровли и стыка из светлого бетона. Интересно, что эта деталь была изначально предусмотрена в проекте, победившем на конкурсе, но заказчик отказался ее реализовывать. И бюро пошло на отчаянный шаг, вложив собственные средства в то, чтобы воплотить здание в том виде, в каком оно было задумано и согласовано. «В этом, если угодно, и состоит наша ответственность перед городом – реализовать проект таким, каким город его выбрал. Кроме того, когда работаешь с архитектурой, в которой мало деталей, качеству исполнения каждой из них должно быть уделено повышенное внимание, иначе очень велик шанс скатиться в безликость, создать поверхность, на которой глазу не за что зацепиться», – говорит Сергей Чобан, глубоко убежденный в том, что именно умением делать качественные средовые здания измеряется профессионализм и успешность современного архитектора.
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort


Белая башня на Шпрее
Сделав по городу круг, мы вновь возвращаемся к Восточной гавани, только подъезжаем к ней теперь с другой стороны. Уже виденные постройки быстро остаются позади, а перспективу улицы Мюленштрассе замыкает знаменитая телебашня Берлина с круглым шаром под шпилем. В районе не менее знаменитой East Side Gallery этот вид фланкируют два высотных объема – штаб-квартира компании «Мерседес» и жилой комплекс Living Levels, строительство которого только что завершено. Он-то и является нашей последней остановкой на сегодня.
Жилой дом Living Levels – East Side Tower © nps tchoban voss
Жилой дом Living Levels – East Side Tower. Фотография © Roland Halbe

14-этажная башня возведена на берегу Шпреи, и от воды её отделяет лишь благоустроенная набережная. Этот участок, завидный во всех отношениях, когда-то был частью довольно масштабного мастер-плана по развитию набережной в районе Берлинской стены, который предусматривал здесь создание нескольких высотных объемов. Позже город пересмотрел высотный регламент в сторону понижения, но одна доминанта к тому моменту уже была утверждена, а Берлин не знает случаев, когда бы выданные разрешения на строительство отзывались обратно. Впрочем, в том, что в этом месте должна появиться высотка, причем с очень выразительным силуэтом, ни у кого не было сомнений – после того, как здесь была построена башня автоконцерта «Мерседес» бюро Gewers & Pudewill, в панораму района так и просилась способная ее уравновесить вертикаль. В известном смысле был предрешен и цвет второй высотки: «автомобильная» башня выполнена из черного стекла, и добавить еще одну темную доминанту означало бы откровенно затемнить палитру всего района. Идеальным решением стали выкрашенные в белый цвет металлические панели – белоснежный глянец не просто придает зданию нарядность, но и недвусмысленно намекает на высочайший класс расположенного здесь жилья.
Жилой дом Living Levels – East Side Tower. Фотография © Roland Halbe
Жилой дом Living Levels – East Side Tower. Фотография © Roland Halbe
Жилой дом Living Levels – East Side Tower. Фотография © Roland Halbe

И действительно, жилье в Living Levels отвечает самым высоким стандартам, а из своего расположения извлекает максимум: каждая квартира здесь ориентирована, как минимум, на две стороны света. Собственно, стремление обеспечить будущим жильцам как можно более интересные виды из окон во многом и продиктовало архитектурно-планировочное решение высотки. Мало того, что все квартиры располагаются по внешнему периметру жилых этажей и максимально остеклены, каждая из них еще и выдвинута из основного объема, приобретая за счет консолей дополнительные перспективы. Консоли (из конструктивных соображений и для того, чтобы визуально не дробить фасад слишком сильно, квартиры попарно объединены в двухэтажные блоки) возникают на всех трех фасадах, имеющих визуальный контакт с водой, и эти многочисленные «сдвижки» фактически и формируют тектонику башни. Она напоминает поленницу, строгий и ритмичный уклад которой подчеркнут с помощью горизонталей межэтажных перекрытий и глухих вертикальных вставок, визуально отделяющих блоки друг от друга. Примечательно, что угол со стороны Мюленштрассе при этом полностью облицован металлом, но ключевая для здания тема смещений и сдвижек прочитывается и здесь: узкие вертикали окон лестничного блока также расположены на фасаде со смещением относительно друг друга, а консоли прекрасно читаются «в профиль», придавая белоснежной башне утонченно-элегантный и при этом очень динамичный силуэт.
Жилой дом Living Levels – East Side Tower. Фотография © Roland Halbe
Жилой дом Living Levels – East Side Tower. Фотография © Roland Halbe
Жилой дом Living Levels – East Side Tower. Фотография © Roland Halbe
Жилой дом Living Levels – East Side Tower. Фотография © Roland Halbe
Жилой дом Living Levels – East Side Tower. Фотография © Roland Halbe
Жилой дом Living Levels – East Side Tower. Фотография © Roland Halbe
Жилой дом Living Levels – East Side Tower. Фотография © Roland Halbe
Жилой дом Living Levels – East Side Tower. Фотография © Roland Halbe
Жилой дом Living Levels – East Side Tower. Фотография © Roland Halbe
zooming
Жилой дом Living Levels – East Side Tower © nps tchoban voss
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
Tchoban Voss Architekten

20 Ноября 2015

Tchoban Voss Architekten: другие проекты
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Лес энергоэффективности
Сегодня, 22 августа, в Берлине официально открывается новая штаб-квартира энергетической компании Vattenfall, офисный комплекс EDGE. Один из двух его корпусов – самое большое деревогибридное здание в Германии. Это означает, что его несущий каркас – выполнен из клееного бруса, но в нужных местах дерево сотрудничает с металлом, железобетоном и стеклофибробетоном. Рассказываем, как устроено это не только экологически прогрессивное, но и эффектное строение.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Янтарная стрела
Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Прозрачность империи
В Петербурге завершилось строительство первой очереди административно-делового квартала «Невская ратуша» Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Рассказываем и показываем, что получилось из синтеза классики и прозрачности.
В диалоге с контрастной гармонией
В миланской галерее SpazioFMG открылась выставка Сергея Чобана «Realtà e Fantasia», на которой представлена инсталляция с более чем 60 рисунками архитектора. О выставке-инсталляции рассказывает Анна Мартовицкая, главный редактор журнала speech:.
Оттачивание принципов
Новый эксперимент в панельном строительстве: генплан и архитектура от мэтров плюс фасады от молодых архитекторов, победивших в конкурсе.
Чикагские лауреаты
Представляем десять построек из ста четырнадцати, отмеченных в этом году премией чикагского музея «Атенеум». Два из них – авторства российских архитекторов.
Навстречу городу
В Петербурге идет строительство «Невской ратуши» – делового квартала с большой общественной площадью во главе с новым Смольным.
Дом графики
Летом следующего года в Берлине откроется Музей архитектурной графики, здание которого спроектировали архитекторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов.
Тонировка истории
Одной из самых заметных архитектурных премьер минувшего года стало здание банка «Санкт-Петербург», построенное по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss и «SPEECH Чобан & Кузнецов» на Малоохтинском проспекте Северной столицы. Не так давно была полностью закончена работа над интерьерами этого объекта, в которых современные проектные решения органично дополнены фотографиями самых известных банков Санкт-Петербурга.
Скромное обаяние пропорций
Строительство нового жилого района Кудрово с населением около 60 тысяч человек – один из самых амбициозных проектов Санкт-Петербурга по комплексному освоению территории, реализацию которого не остановил даже экономический кризис. Генеральный план и архитектурная концепция нового города-спутника Северной столицы разработаны мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в соавторстве с nps tchoban voss.
Комплекс выставочной полноценности
Жизнь современного мегаполиса, культурного и индустриального центра, немыслима без крупного выставочного комплекса. И хотя сегодня выставка – это, прежде всего, высокотехнологичная инфраструктура, предлагающая посетителям полный спектр услуг, типология здания требует яркой и запоминающейся архитектуры, символизирующей успех и привлекательность такого рода мероприятий. Есть такие комплексы в Милане, Франкфурте, Париже. Теперь к этим городам присоединится и Санкт-Петербург, для которого новый «ЭкспоФорум» спроектировали Евгений Герасимов и Сергей Чобан.
Символ прозрачности исполнительной власти
Ансамбль «Невской ратуши» стал известен еще на стадии международного конкурса. Это целый городской квартал с дворцом исполнительной власти в центре. Прозрачность здесь – символ демократии, а камень – знак питерского контекста.
Дом, примиряющий контрасты
Дом у моря награжден уже пятью разными дипломами, самый новый из них – золотой диплом «Зодчества»-2008. Такое внимание неудивительно: рассматривая этот комплекс, можно обнаружить, что его архитектура не только насыщена смыслами, она к тому же смело использует приемы двух противоположных стилей. Авторам удалось примирить внутри одного ансамбля приемы классики и модернизма – рискованный ход, но в итоге образ получился хоть и строг, но гармоничен.
Похожие статьи
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Кто в Сити, кто в горы?
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.