Для офисного здания отведен небольшой участок в квартале, примыкающем к пересечению Нахимовского проспекта и улицы Вавилова. По диагонали через перекресток – Черемушкинский рынок, на месте которого Александр Асадов спроектировал большой дом с медиа-фасадом. В остальном окружающая застройка – позднесталинская, раннехрущевская, состоит по большей части из 5-7 этажных кирпичных домов, преобладающий цвет – блекло-розовый, местами желтоватый. Кое-где в этот размеренный, невысокий и зеленый район вклиниваются современные дома-башни. Ближайшие соседи офисного здания ABD – как раз такие, две 24-этажные башни. В таком окружении сравнительно небольшое офисное здание оказывается как в лесу – оно ниже и меньше своих ближайших соседей.
Как сделать его заметным? Нужен какой-то формальный эксперимент.
На первый взгляд дом, спроектированный архитекторами ABD, кажется обернутым крупной угловатой сеткой.
Основная часть внешних стен, от пола о потолка, стеклянная; междуэтажные перекрытия выходят на фасады полосами зеленого цвета. Зрительно из этого стекла и полос складывается «основа» здания, его базовая материя – полупрозрачная холодноватая масса. Нетрудно заметить, что ее колорит прямо противоположен преобладающему в районе серовато-розовому, но зато это один из любимых оттенков ABD – строгий, деловой и одновременно свежий, намекающий на природу.
Поверх этой полупрозрачной массы наложена светло-желтая, по цвету похожая на сталинский камень, решетка. Она состоит из тонких вертикальных и более широких горизонтальных полос. Их расположение нерегулярно – отверстия решетки то больше, то меньше; местами «толстые» линии образуют зигзаги. Ребра решетки немного сгущаются к центру стен и разрежаются на углах. Но главное – решетка наложена именно поверх, каждая ее линия ощутимо выступает из стеклянной плоскости. Следовательно, она выглядит более материальной, чем стеклянная основа.
Таким образом , здание выглядит состоящим из холодноватой, условно говоря, «природной» массы, схваченной ребрами сетки-решетки. На этот эффект также работают «висячие сады», устроенные на кровле для компенсации утраченного дворика. Задумано, что деревья будут в буквальном смысле «прорастать» сквозь решетку, наклоненную в верхней части главного фасада. Все 11 этажей здания превращаются таким образом в своего рода «подставку» для деревьев, которые становятся итоговым аккордом темы, заложенной в цветовом решении фасадов.
Объем здания, в целом почти кубический, выглядит так, как будто бы его подсекли с разных сторон – где-то сверху, где-то снизу. Один угол срезали по косой, из другого вырезали в нижней части стеклянную «пещеру». Здесь, правда, пластический эффект следует за практической потребностью – он помогает получить максимум объема и квадратных метров. Однако же, с другой стороны – он поддерживает эффект решетки, превращая ее из «каменной» в «металлическую», и даже – ювелирную, золотистую. В таком случае решетка превращается в драгоценную «оправу» стеклянно-изумрудной «драгоценности».
Сюжет этого здания можно понять двояко. Очевидно, что стеклянно-зеленая тема относится к современной офисной архитектуре, которой полагается быть стеклянной и экологичной. Решетка же работает по части контекста. То ли современная архитектура «разрывает» привычную непрозрачную плоскость, то ли – прочная сетка «держит» природную массу. Но очевидно, что архитекторы столкнули здесь две темы – функции и контекста, и сделали их взаимодействие основным сюжетом здания.