Дом в решетке

На Нахимовском проспекте начинается строительство офисного здания, в котором его авторы, архитекторы ABD, столкнули две темы – офисной стилистики и каменно-кирпичного контекста. Получилась жесткая, но неравномерная сетка-решетка, внутри которой заключен стеклянный объем, прорастающий деревьями на крыше

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

16 Октября 2008
mainImg

Архитектор:

Борис Стучебрюков
Борис Левянт

Мастерская:

ABD architects

Проект:

Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58
Россия, Москва, Нахимовский пр-т, вл.58

Авторский коллектив:
Б.Левянт, Б.Стучебрюков, Л.Микишев (ГАП), Е.Шестакова, Г.Новикова, Я.Голубева, А.Горовой

2007

заказчик ОАО «Киевская Русь»

Для офисного здания отведен небольшой участок в квартале, примыкающем к пересечению Нахимовского проспекта и улицы Вавилова. По диагонали через перекресток – Черемушкинский рынок, на месте которого Александр Асадов спроектировал большой дом с медиа-фасадом. В остальном окружающая застройка – позднесталинская, раннехрущевская, состоит по большей части из 5-7 этажных кирпичных домов, преобладающий цвет – блекло-розовый, местами желтоватый. Кое-где в этот размеренный, невысокий и зеленый район вклиниваются современные дома-башни. Ближайшие соседи офисного здания ABD – как раз такие, две 24-этажные башни. В таком окружении сравнительно небольшое офисное здание оказывается как в лесу – оно ниже и меньше своих ближайших соседей.
Как сделать его заметным? Нужен какой-то формальный эксперимент.

На первый взгляд дом, спроектированный архитекторами ABD, кажется обернутым крупной угловатой сеткой.

Основная часть внешних стен, от пола о потолка, стеклянная; междуэтажные перекрытия выходят на фасады полосами зеленого цвета. Зрительно из этого стекла и полос складывается «основа» здания, его базовая материя – полупрозрачная холодноватая масса. Нетрудно заметить, что ее колорит прямо противоположен преобладающему в районе серовато-розовому, но зато это один из любимых оттенков ABD – строгий, деловой и одновременно свежий, намекающий на природу.

Поверх этой полупрозрачной массы наложена светло-желтая, по цвету похожая на сталинский камень, решетка. Она состоит из тонких вертикальных и более широких горизонтальных полос. Их расположение нерегулярно – отверстия решетки то больше, то меньше; местами «толстые» линии образуют зигзаги. Ребра решетки немного сгущаются к центру стен и разрежаются на углах. Но главное – решетка наложена именно поверх, каждая ее линия ощутимо выступает из стеклянной плоскости. Следовательно, она выглядит более материальной, чем стеклянная основа.

Таким образом , здание выглядит состоящим из холодноватой, условно говоря, «природной» массы, схваченной ребрами сетки-решетки. На этот эффект также работают «висячие сады», устроенные на кровле для компенсации утраченного дворика. Задумано, что деревья будут в буквальном смысле «прорастать» сквозь решетку, наклоненную в верхней части главного фасада. Все 11 этажей здания превращаются таким образом в своего рода «подставку» для деревьев, которые становятся итоговым аккордом темы, заложенной в цветовом решении фасадов.

Объем здания, в целом почти кубический, выглядит так, как будто бы его подсекли с разных сторон – где-то сверху, где-то снизу. Один угол срезали по косой, из другого вырезали в нижней части стеклянную «пещеру». Здесь, правда, пластический эффект следует за практической потребностью – он помогает получить максимум объема и квадратных метров. Однако же, с другой стороны – он поддерживает эффект решетки, превращая ее из «каменной» в «металлическую», и даже – ювелирную, золотистую. В таком случае решетка превращается в драгоценную «оправу» стеклянно-изумрудной «драгоценности».

Сюжет этого здания можно понять двояко. Очевидно, что стеклянно-зеленая тема относится к современной офисной архитектуре, которой полагается быть стеклянной и экологичной. Решетка же работает по части контекста. То ли современная архитектура «разрывает» привычную непрозрачную плоскость, то ли – прочная сетка «держит» природную массу. Но очевидно, что архитекторы столкнули здесь две темы – функции и контекста, и сделали их взаимодействие основным сюжетом здания.

Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58 © ABD architects
Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58 © ABD architects
Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т © ABD architects
Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58 © ABD architects
Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58 © ABD architects
zooming
Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58 © ABD architects
zooming
Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58 © ABD architects


Архитектор:

Борис Стучебрюков
Борис Левянт

Мастерская:

ABD architects

Проект:

Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58
Россия, Москва, Нахимовский пр-т, вл.58

Авторский коллектив:
Б.Левянт, Б.Стучебрюков, Л.Микишев (ГАП), Е.Шестакова, Г.Новикова, Я.Голубева, А.Горовой

2007

заказчик ОАО «Киевская Русь»

16 Октября 2008

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.