English version

Дом в решетке

На Нахимовском проспекте начинается строительство офисного здания, в котором его авторы, архитекторы ABD, столкнули две темы – офисной стилистики и каменно-кирпичного контекста. Получилась жесткая, но неравномерная сетка-решетка, внутри которой заключен стеклянный объем, прорастающий деревьями на крыше

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

16 Октября 2008
mainImg
Архитектор:
Борис Стучебрюков
Борис Левянт
Мастерская:
ABD architects
Проект:
Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58
Россия, Москва, Нахимовский пр-т, вл.58

Авторский коллектив:
Б.Левянт, Б.Стучебрюков, Л.Микишев (ГАП), Е.Шестакова, Г.Новикова, Я.Голубева, А.Горовой

2005 — 2007

заказчик ОАО «Киевская Русь»

Для офисного здания отведен небольшой участок в квартале, примыкающем к пересечению Нахимовского проспекта и улицы Вавилова. По диагонали через перекресток – Черемушкинский рынок, на месте которого Александр Асадов спроектировал большой дом с медиа-фасадом. В остальном окружающая застройка – позднесталинская, раннехрущевская, состоит по большей части из 5-7 этажных кирпичных домов, преобладающий цвет – блекло-розовый, местами желтоватый. Кое-где в этот размеренный, невысокий и зеленый район вклиниваются современные дома-башни. Ближайшие соседи офисного здания ABD – как раз такие, две 24-этажные башни. В таком окружении сравнительно небольшое офисное здание оказывается как в лесу – оно ниже и меньше своих ближайших соседей.
Как сделать его заметным? Нужен какой-то формальный эксперимент.

На первый взгляд дом, спроектированный архитекторами ABD, кажется обернутым крупной угловатой сеткой.

Основная часть внешних стен, от пола о потолка, стеклянная; междуэтажные перекрытия выходят на фасады полосами зеленого цвета. Зрительно из этого стекла и полос складывается «основа» здания, его базовая материя – полупрозрачная холодноватая масса. Нетрудно заметить, что ее колорит прямо противоположен преобладающему в районе серовато-розовому, но зато это один из любимых оттенков ABD – строгий, деловой и одновременно свежий, намекающий на природу.

Поверх этой полупрозрачной массы наложена светло-желтая, по цвету похожая на сталинский камень, решетка. Она состоит из тонких вертикальных и более широких горизонтальных полос. Их расположение нерегулярно – отверстия решетки то больше, то меньше; местами «толстые» линии образуют зигзаги. Ребра решетки немного сгущаются к центру стен и разрежаются на углах. Но главное – решетка наложена именно поверх, каждая ее линия ощутимо выступает из стеклянной плоскости. Следовательно, она выглядит более материальной, чем стеклянная основа.

Таким образом , здание выглядит состоящим из холодноватой, условно говоря, «природной» массы, схваченной ребрами сетки-решетки. На этот эффект также работают «висячие сады», устроенные на кровле для компенсации утраченного дворика. Задумано, что деревья будут в буквальном смысле «прорастать» сквозь решетку, наклоненную в верхней части главного фасада. Все 11 этажей здания превращаются таким образом в своего рода «подставку» для деревьев, которые становятся итоговым аккордом темы, заложенной в цветовом решении фасадов.

Объем здания, в целом почти кубический, выглядит так, как будто бы его подсекли с разных сторон – где-то сверху, где-то снизу. Один угол срезали по косой, из другого вырезали в нижней части стеклянную «пещеру». Здесь, правда, пластический эффект следует за практической потребностью – он помогает получить максимум объема и квадратных метров. Однако же, с другой стороны – он поддерживает эффект решетки, превращая ее из «каменной» в «металлическую», и даже – ювелирную, золотистую. В таком случае решетка превращается в драгоценную «оправу» стеклянно-изумрудной «драгоценности».

Сюжет этого здания можно понять двояко. Очевидно, что стеклянно-зеленая тема относится к современной офисной архитектуре, которой полагается быть стеклянной и экологичной. Решетка же работает по части контекста. То ли современная архитектура «разрывает» привычную непрозрачную плоскость, то ли – прочная сетка «держит» природную массу. Но очевидно, что архитекторы столкнули здесь две темы – функции и контекста, и сделали их взаимодействие основным сюжетом здания.

Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58 © ABD architects
Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58 © ABD architects
Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т © ABD architects
Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58 © ABD architects
Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58 © ABD architects
zooming
Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58 © ABD architects
zooming
Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58 © ABD architects


Архитектор:
Борис Стучебрюков
Борис Левянт
Мастерская:
ABD architects
Проект:
Многофункциональный торгово-офисный комплекс, Нахимовский пр-т, вл.58
Россия, Москва, Нахимовский пр-т, вл.58

Авторский коллектив:
Б.Левянт, Б.Стучебрюков, Л.Микишев (ГАП), Е.Шестакова, Г.Новикова, Я.Голубева, А.Горовой

2005 — 2007

заказчик ОАО «Киевская Русь»

16 Октября 2008

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля, а также изначального «Шереметеьево-2», ныне терминала F, в Москве.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.