Тест на совместимость

На улице Щепкина в Москве архитектурное бюро ABD architects построило многопрофильный медицинский центр.

Автор текста:
Татьяна Анфилова

11 Февраля 2013
mainImg

Архитектор:

Борис Стучебрюков
Борис Левянт

Мастерская:

ABD architects

Проект:

Клинико-диагностический медицинский центр на улице Щепкина
Россия, Москва, ул. Щепкина, вл. 43

Авторский коллектив:
Многофункциональное административное здание второй очереди комплекса «Сибирское подворье»:
Стадия проект 2005-2006 гг: Левянт Б.В., Стучебрюков Б.Д., Груздев О.А.(ГАП), Карасева Т.В., Русакова Я.С.
Стадия сопровождение рабочей документации, авторский надзор 2007-2010 гг: Левянт Б.В., Стучебрюков Б.Д., Шабанов В.Г. (ГАП)

Корректировка проектной документации многофункционального административного здания 2-ой очереди комплекса «Сибирское подворье» для размещения клинико-диагностического медицинского центра:
2010-2012гг. Левянт Б.В., Стучебрюков Б.Д., Шабанов В.Г.(ГАП), Гаврилова Е.В. при участии Климачева Н.Н., Садковой А.В., менеджер проекта Каратаева Ж.С.

Интерьеры: Мария Корнеева – ГАП, П.Фидельман – архитектор

Конструкторы: OOO «ГК – Техстрой» Кельман М.И., Проскурнин А.С., Уборевич С.И.

Инженеры: ООО «Иф-сервис», ГИП Неткач М.Ю.

Медицинская технология: ООО «СКИФ», технолог Батов В.Г.

2012 – 2011
Семиэтажное здание, которое своим главным фасадом протянулось вдоль улицы Щепкина, было сдано в эксплуатацию в октябре 2012 года после более чем пяти лет строительства. За это время объект успел полностью измениться внешне и приобрел принципиально иное функциональное назначение – для авторского коллектива подобные пертурбации стали серьезным испытанием, но ABD architects с честью выдержало этот многолетний марафон.

Проект стартовал в 2004 году, когда бюро получило заказ на разработку концепции многофункционального комплекса. В новом здании, которое торцом должно было замкнуть небольшую площадь, расположенную между спорткомплексом «Олимпийский» и церковью Филиппа митрополита работы Матвея Казакова, тогда предполагалось разместить офисы, магазины, рестораны и банки. Вписывая семиэтажный объем в довольно сложный по форме и рельефу участок, архитекторы решили его в современной стилистике, придав торцу динамичную закругленную форму, а фасады предложив выполнить из металла и стекла. Последнее не получило поддержки Москомархитектуры – авторы получили рекомендацию сделать фасад «поспокойнее и потрадиционнее».
ABD architects. Проект Многофункционального административного здания второй очереди комплекса «Сибирское подворье»

В частности, фасады сменили свой цвет: архитекторы использовали светло-бежевые панели, отдав предпочтение именно этому тону по аналогии с классицистической бело-желтой палитрой церкви Филиппа митрополита. Помимо цвета за «ощущение классики» отвечают квадратные пропорции окон (вспомним, именно такие квадратные окна предпочитали архитекторы 1930-х годов). А также плоские лопатки-пилоны, выступающие из ровной клетчатой сетки фасада едва-едва, но все же достаточно для того, чтобы деликатно обозначить приоритет вертикалей – прием, характерный для классицизирующего модернизма 1970-х. Венчающий шестой этаж тонкий двухуступчатый карниз завершает тему классических аллюзий, впрочем, проявивших себя, как мы видим, в пропорциональном строе фасада лишь намеком.

Первый и последний этажи здания – напротив, оставлены полностью стеклянными. Они отступают от светло-бежевых поверхностей, так что клетчатый фасад кажется плащом или шарфом, плотно обнимающим стеклянный объем.  Глубокий черный козырек обтекаемых очертаний – тоже своего рода карниз, только модернисткий, не оставляет сомнений в том, что здание, хоть и прикрытое «классической» клеткой, в сущности осталось более чем современным.

Несложно заметить сходство судьбы этого проекта и комплекса «Белая площадь» на Белорусской, строительство которого ABD architects завершили несколько лет назад. В обоих случаях смелый модернистский проект корректировали в сторону классицизированного «покоя и респектабельности», и в конечном счете возник симбиоз традиционных и современных форм. Самая же узнаваемая черта сходства двух (в остальном очень разных) зданий – строгая сетка фасада, плавно изгибающаяся на углах.

Впрочем, откорректированный проект ждали еще более важные структурные изменения. Строительство офисного центра началось в 2007 году. А в  2010-м, на финальной стадии, у объекта поменялся владелец – им стал Европейский медицинский центр, который решил перепрофилировать уже практически построенное здание под клинику. Главный архитектор проекта Всеволод Шабанов вспоминает: «С точки зрения технологии новый проект требовал серьезных конструктивных изменений, и поначалу мы даже сомневались в том, что это в принципе возможно». Тем не менее авторы не только приспособили все имевшиеся помещения офисов, магазинов и кафе под медицинские кабинеты, палаты и операционные, но и смогли вписать в уже построенное здание еще два больших медицинских лифта, расширить существующие вентиляционные шахты и разместить новую (требования к вентиляции значительно повысились), а также полностью перестроить технический этаж, в котором разместилось масштабное инженерное оборудование клиники. Кроме того, потребовалось спроектировать две новые лестницы: существующие располагались в центре здания, и в соответствии с нормами для офисных зданий, имели ширину 1,2 метра и искусственное освещение, тогда как для клиники требовались более широкие пролеты (1,35 метра) и естественный свет.

Архитекторы перенесли лестничные блоки к фасадам, и эта вынужденная мера оказалась зданию лишь на пользу. Ломаные линии лестничных пролетов не только не испортили, но, наоборот, обогатили композицию. И если окна верхнего яруса пришлось тонировать (там разместились операционные), то прозрачные стены первого этажа фактически стирают грань между улицей и просторным вестибюлем с дизайнерской мебелью и яркими логотипами.
ABD architects. Клинико-диагностический медицинский центр на ул. Щепкина

Интерьеры медицинского центра разрабатывал Департамент интерьеров ABD architects, главным архитектором проекта стала Мария Корнеева, уже имеющая опыт создания внутренних пространств медицинских центров (например, «Клиники 31»). Традиционную для больниц белую гамму авторы стремились обогатить с помощью цветовых и световых акцентов. Доминантой пространства входной зоны стала ярко-зеленая стойка ресепшна, а потолки длинных глухих коридоров выкрашены в позитивный желтый цвет. В коридоре встроенные единой линией потолочные светильники спрятаны в углубленной нише, – благодаря этому они не видны, а пространство фактически освещают сами белые стены, отражающие их свет.

Визитной карточкой проекта стало оригинальное световое решение «комнаты психологической разгрузки». Она находится на минус-первом этаже и лишена окон. Чтобы компенсировать нехватку естественного освещения, архитекторы придумали подсветку стен за спецзаказными панелями. В качестве психологического акцента служит потолок со встроенными световыми вставками в виде неровных растекающихся пятен. Остроумно обыгрывающие знаменитый психологический тест Роршаха (предполагающий интерпретацию различного вида клякс), «пятна» не только наполняют помещение светом, но и делают его визуально максимально просторным и комфортным.

ABD architects. Клинико-диагностический медицинский центр на ул. Щепкина
Интерьеры клинико-диагностического медицинского центра на ул. Щепкина
Интерьеры клинико-диагностического медицинского центра на ул. Щепкина
Интерьеры клинико-диагностического медицинского центра на ул. Щепкина


Архитектор:

Борис Стучебрюков
Борис Левянт

Мастерская:

ABD architects

Проект:

Клинико-диагностический медицинский центр на улице Щепкина
Россия, Москва, ул. Щепкина, вл. 43

Авторский коллектив:
Многофункциональное административное здание второй очереди комплекса «Сибирское подворье»:
Стадия проект 2005-2006 гг: Левянт Б.В., Стучебрюков Б.Д., Груздев О.А.(ГАП), Карасева Т.В., Русакова Я.С.
Стадия сопровождение рабочей документации, авторский надзор 2007-2010 гг: Левянт Б.В., Стучебрюков Б.Д., Шабанов В.Г. (ГАП)

Корректировка проектной документации многофункционального административного здания 2-ой очереди комплекса «Сибирское подворье» для размещения клинико-диагностического медицинского центра:
2010-2012гг. Левянт Б.В., Стучебрюков Б.Д., Шабанов В.Г.(ГАП), Гаврилова Е.В. при участии Климачева Н.Н., Садковой А.В., менеджер проекта Каратаева Ж.С.

Интерьеры: Мария Корнеева – ГАП, П.Фидельман – архитектор

Конструкторы: OOO «ГК – Техстрой» Кельман М.И., Проскурнин А.С., Уборевич С.И.

Инженеры: ООО «Иф-сервис», ГИП Неткач М.Ю.

Медицинская технология: ООО «СКИФ», технолог Батов В.Г.

2012 – 2011

11 Февраля 2013

Автор текста:

Татьяна Анфилова

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.