English version

Тест на совместимость

На улице Щепкина в Москве архитектурное бюро ABD architects построило многопрофильный медицинский центр.

Автор текста:
Татьяна Анфилова

11 Февраля 2013
mainImg
Архитектор:
Борис Стучебрюков
Борис Левянт
Мастерская:
ABD architects
Проект:
Клинико-диагностический медицинский центр на улице Щепкина
Россия, Москва, ул. Щепкина, вл. 43

Авторский коллектив:
Многофункциональное административное здание второй очереди комплекса «Сибирское подворье»:
Стадия проект 2005-2006 гг: Левянт Б.В., Стучебрюков Б.Д., Груздев О.А.(ГАП), Карасева Т.В., Русакова Я.С.
Стадия сопровождение рабочей документации, авторский надзор 2007-2010 гг: Левянт Б.В., Стучебрюков Б.Д., Шабанов В.Г. (ГАП)

Корректировка проектной документации многофункционального административного здания 2-ой очереди комплекса «Сибирское подворье» для размещения клинико-диагностического медицинского центра:
2010-2012гг. Левянт Б.В., Стучебрюков Б.Д., Шабанов В.Г.(ГАП), Гаврилова Е.В. при участии Климачева Н.Н., Садковой А.В., менеджер проекта Каратаева Ж.С.

Интерьеры: Мария Корнеева – ГАП, П.Фидельман – архитектор

Конструкторы: OOO «ГК – Техстрой» Кельман М.И., Проскурнин А.С., Уборевич С.И.

Инженеры: ООО «Иф-сервис», ГИП Неткач М.Ю.

Медицинская технология: ООО «СКИФ», технолог Батов В.Г.

2012 – 2011
Семиэтажное здание, которое своим главным фасадом протянулось вдоль улицы Щепкина, было сдано в эксплуатацию в октябре 2012 года после более чем пяти лет строительства. За это время объект успел полностью измениться внешне и приобрел принципиально иное функциональное назначение – для авторского коллектива подобные пертурбации стали серьезным испытанием, но ABD architects с честью выдержало этот многолетний марафон.

Проект стартовал в 2004 году, когда бюро получило заказ на разработку концепции многофункционального комплекса. В новом здании, которое торцом должно было замкнуть небольшую площадь, расположенную между спорткомплексом «Олимпийский» и церковью Филиппа митрополита работы Матвея Казакова, тогда предполагалось разместить офисы, магазины, рестораны и банки. Вписывая семиэтажный объем в довольно сложный по форме и рельефу участок, архитекторы решили его в современной стилистике, придав торцу динамичную закругленную форму, а фасады предложив выполнить из металла и стекла. Последнее не получило поддержки Москомархитектуры – авторы получили рекомендацию сделать фасад «поспокойнее и потрадиционнее».
ABD architects. Проект Многофункционального административного здания второй очереди комплекса «Сибирское подворье»

В частности, фасады сменили свой цвет: архитекторы использовали светло-бежевые панели, отдав предпочтение именно этому тону по аналогии с классицистической бело-желтой палитрой церкви Филиппа митрополита. Помимо цвета за «ощущение классики» отвечают квадратные пропорции окон (вспомним, именно такие квадратные окна предпочитали архитекторы 1930-х годов). А также плоские лопатки-пилоны, выступающие из ровной клетчатой сетки фасада едва-едва, но все же достаточно для того, чтобы деликатно обозначить приоритет вертикалей – прием, характерный для классицизирующего модернизма 1970-х. Венчающий шестой этаж тонкий двухуступчатый карниз завершает тему классических аллюзий, впрочем, проявивших себя, как мы видим, в пропорциональном строе фасада лишь намеком.

Первый и последний этажи здания – напротив, оставлены полностью стеклянными. Они отступают от светло-бежевых поверхностей, так что клетчатый фасад кажется плащом или шарфом, плотно обнимающим стеклянный объем.  Глубокий черный козырек обтекаемых очертаний – тоже своего рода карниз, только модернисткий, не оставляет сомнений в том, что здание, хоть и прикрытое «классической» клеткой, в сущности осталось более чем современным.

Несложно заметить сходство судьбы этого проекта и комплекса «Белая площадь» на Белорусской, строительство которого ABD architects завершили несколько лет назад. В обоих случаях смелый модернистский проект корректировали в сторону классицизированного «покоя и респектабельности», и в конечном счете возник симбиоз традиционных и современных форм. Самая же узнаваемая черта сходства двух (в остальном очень разных) зданий – строгая сетка фасада, плавно изгибающаяся на углах.

Впрочем, откорректированный проект ждали еще более важные структурные изменения. Строительство офисного центра началось в 2007 году. А в  2010-м, на финальной стадии, у объекта поменялся владелец – им стал Европейский медицинский центр, который решил перепрофилировать уже практически построенное здание под клинику. Главный архитектор проекта Всеволод Шабанов вспоминает: «С точки зрения технологии новый проект требовал серьезных конструктивных изменений, и поначалу мы даже сомневались в том, что это в принципе возможно». Тем не менее авторы не только приспособили все имевшиеся помещения офисов, магазинов и кафе под медицинские кабинеты, палаты и операционные, но и смогли вписать в уже построенное здание еще два больших медицинских лифта, расширить существующие вентиляционные шахты и разместить новую (требования к вентиляции значительно повысились), а также полностью перестроить технический этаж, в котором разместилось масштабное инженерное оборудование клиники. Кроме того, потребовалось спроектировать две новые лестницы: существующие располагались в центре здания, и в соответствии с нормами для офисных зданий, имели ширину 1,2 метра и искусственное освещение, тогда как для клиники требовались более широкие пролеты (1,35 метра) и естественный свет.

Архитекторы перенесли лестничные блоки к фасадам, и эта вынужденная мера оказалась зданию лишь на пользу. Ломаные линии лестничных пролетов не только не испортили, но, наоборот, обогатили композицию. И если окна верхнего яруса пришлось тонировать (там разместились операционные), то прозрачные стены первого этажа фактически стирают грань между улицей и просторным вестибюлем с дизайнерской мебелью и яркими логотипами.
ABD architects. Клинико-диагностический медицинский центр на ул. Щепкина

Интерьеры медицинского центра разрабатывал Департамент интерьеров ABD architects, главным архитектором проекта стала Мария Корнеева, уже имеющая опыт создания внутренних пространств медицинских центров (например, «Клиники 31»). Традиционную для больниц белую гамму авторы стремились обогатить с помощью цветовых и световых акцентов. Доминантой пространства входной зоны стала ярко-зеленая стойка ресепшна, а потолки длинных глухих коридоров выкрашены в позитивный желтый цвет. В коридоре встроенные единой линией потолочные светильники спрятаны в углубленной нише, – благодаря этому они не видны, а пространство фактически освещают сами белые стены, отражающие их свет.

Визитной карточкой проекта стало оригинальное световое решение «комнаты психологической разгрузки». Она находится на минус-первом этаже и лишена окон. Чтобы компенсировать нехватку естественного освещения, архитекторы придумали подсветку стен за спецзаказными панелями. В качестве психологического акцента служит потолок со встроенными световыми вставками в виде неровных растекающихся пятен. Остроумно обыгрывающие знаменитый психологический тест Роршаха (предполагающий интерпретацию различного вида клякс), «пятна» не только наполняют помещение светом, но и делают его визуально максимально просторным и комфортным.

ABD architects. Клинико-диагностический медицинский центр на ул. Щепкина
Интерьеры клинико-диагностического медицинского центра на ул. Щепкина
Интерьеры клинико-диагностического медицинского центра на ул. Щепкина
Интерьеры клинико-диагностического медицинского центра на ул. Щепкина


Архитектор:
Борис Стучебрюков
Борис Левянт
Мастерская:
ABD architects
Проект:
Клинико-диагностический медицинский центр на улице Щепкина
Россия, Москва, ул. Щепкина, вл. 43

Авторский коллектив:
Многофункциональное административное здание второй очереди комплекса «Сибирское подворье»:
Стадия проект 2005-2006 гг: Левянт Б.В., Стучебрюков Б.Д., Груздев О.А.(ГАП), Карасева Т.В., Русакова Я.С.
Стадия сопровождение рабочей документации, авторский надзор 2007-2010 гг: Левянт Б.В., Стучебрюков Б.Д., Шабанов В.Г. (ГАП)

Корректировка проектной документации многофункционального административного здания 2-ой очереди комплекса «Сибирское подворье» для размещения клинико-диагностического медицинского центра:
2010-2012гг. Левянт Б.В., Стучебрюков Б.Д., Шабанов В.Г.(ГАП), Гаврилова Е.В. при участии Климачева Н.Н., Садковой А.В., менеджер проекта Каратаева Ж.С.

Интерьеры: Мария Корнеева – ГАП, П.Фидельман – архитектор

Конструкторы: OOO «ГК – Техстрой» Кельман М.И., Проскурнин А.С., Уборевич С.И.

Инженеры: ООО «Иф-сервис», ГИП Неткач М.Ю.

Медицинская технология: ООО «СКИФ», технолог Батов В.Г.

2012 – 2011

11 Февраля 2013

Автор текста:

Татьяна Анфилова
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Бриллиантовая прозрачность
Уникальная и единственная в мире подвесная переговорная «Диамант» в штаб-квартире Сбербанка с ультра-прозрачными гранями Crystalvision от AGC.
Сейчас на главной
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.