Кристалл разума

Для заявочной книги Екатеринбурга на право проведения Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2020» архитектурное бюро ABD architects разработало концепцию размещения выставочных объектов.

Автор текста:
Татьяна Шовская

26 Августа 2013
mainImg
Архитектор:
Борис Стучебрюков
Борис Левянт
Мастерская:
ABD architects
Проект:
Концепция развития территории ЭКСПО 2020
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива, генеральный директор ООО ”АБД” – Левянт Б.В., заместитель генерального директора по проектированию – Стучебрюков Б.Д., директор по управлению проектами – Корзенкова А.В., главный архитектор проекта – Феоктистова А.В., ведущий архитектор – Кузьмина Н.В., ведущий архитектор – Скордули Т.С., архитектор – Игнатова Е.М., ахитектор – Потрясаев Д.И.

2013

заказчик – автономная некоммерческая организация «Заявочный комитет ЭКСПО 2020»

смежники – «Лаборатория транспортных систем», «Илья Мочалов и Партнеры», «М.К.3. Инжиниринг» 

В конце этого года в Париже будет определено место проведения всемирной выставки «ЭКСПО» в 2020 году. Помимо российского Екатеринбурга на эту роль претендуют еще четыре города – Дубай, Сан Паулу, Аюттхая, Измир. Важнейшей частью заявочной книги, с которой наша страна приняла участие в этом почетном конкурсе, стала  архитектурно-градостроительная концепция территории «Экспо» в Екатеринбурге, разработанная бюро ABD architects. 

zooming

Выставка – это не только крупное международное событие, но и очень эффективный способ простимулировать развитие города и региона, в котором она проводится. Именно поэтому проект ABD architects предусматривает не только обеспечение «ЭКСПО» всеми необходимыми объектами, но и стратегию их использования после проведения мероприятия. Наибольшие изменения по окончании выставки ждут сам экспо-парк: часть павильонов будут разобраны и утилизирована, часть превратится в офисное или культурное пространство, а вот жилье и общественные сооружения войдут в жилой фонд города.

 


В качестве площадки для размещения Экспо-парка Екатеринбург предложил архитекторам два участка на выбор: один в непосредственной близости от аэропорта, другой недалеко от центра города, на берегу большого естественного пруда. Предпочтение было отдано берегу Верх-Исетского пруда, не только потому, что потенциально это место более привлекательно, но главным образом потому что новое жилье, дороги, общественные сооружения и озелененные благоустроенные пространства нужны именно в городе, а не за его пределами. У этого места есть и другие достоинства. Например, недалеко находится символическая граница Европы и Азии, и эту достопримечательность можно будет сделать частью экспозиции под открытым небом. А еще в непосредственной близости расположен высокий холм, и на его вершине можно разместить смотровую площадку, с которой будущий экспо-парк предстанет как на ладони. 


Транспортная схема территории будущей выставки была разработана с учетом уже принятого проекта развития автомагистралей России. Архитекторы предложили построить через пруд мости тем самым замкнуть малое транспортное кольцо Екатеринбурга. Одновременно это обеспечит наилучшую доступность выставочной территории и с севера, и с юга. Мост будет двухуровневым, помимо автомагистрали по нему планируется проложить железнодорожную ветку, которая соединит выставку с аэропортом. Автострада, идущая с моста, в свою очередь, подойдет к транспортной развязке, которая соединит ее с Московским трактом, пролегающим с запада, и улицей, ведущей из центра города. Рядом с автомобильной развязкой разместятся обширная парковка и транспортно-пересадочный терминал, причем последний объединит под своей кровлей станции метро и железной дороги, автовокзал, торговые площади и конференц-зал с гостиницей. 

Главный вход в Экспо-парк находится в непосредственной близости от транспортного терминала. Кроме того, на территорию выставки можно будет попасть со стороны остановок городского автобуса, непосредственно из центра города и из Экспо-деревни. Помимо собственной станции метро, «ЭКСПО» планируется связать с сердцем Екатеринбурга веткой трамвайного сообщения, а рядом будет построена вертолетная площадка для VIP-персон. Внутри же Экспо-парка будет использоваться только экологически чистый транспорт – электроавтобус, маршрут которого охватывает по периметру всю выставочную зону, и водный трамвай. Для трамвая авторы предлагаю вырыть кольцевой канал, который естественным образом заполнится водой из пруда.


Существующие улицы Екатеринбурга задают основные оси вновь проектируемой территории Экспо-парка и его жилых кварталов, что, по замыслу архитекторов, обеспечит максимально органичное включение осваиваемого участка в сложившуюся структуру города. Впрочем, это лишь одна из задач, стоявших перед авторами концепции. В планировке выставочной зоны были учтены самые разные факторы. Это и равномерность распределения точек притяжения и сервисов для посетителей, и легкость ориентации в пространстве выставки, и доступность каждого отдельно взятого павильона. Всего на выставке будет 103 павильона, они будут образовывать площади, а эти площади, в свою очередь, как бусины на нитку будут «нанизаны» на главную пешеходную ось, которая пройдет с запада на восток. 

Как заведено на  «Экспо», крупные страны-участницы построят павильоны самостоятельно, а державы поскромнее займут часть так называемых джоинтов, которые возведет принимающая сторона. Кроме того, на выставке появится немало  корпоративных и тематических павильонов, а также павильоны федеральных округов России. Последние планируется выстроить вдоль главной аллеи – парадной эспланады, которая берет свое начало от главного входа. Ее перспективу замкнет павильон России, который предполагается сделать в виде моста, символически соединяющего Европу и Азию.

За павильоном России ось эспланады будет продолжена развитым пирсом, который задуман как площадка для проведения световых шоу и фейерверков. Вся территория выставки поделена на дневную и вечернюю зоны. Когда работа павильонов заканчивается, посетители перемещаются на набережную. Решенная как большой естественный парк, она наполнена множеством сооружений для вечерних мероприятий: экспо-арена, амфитеатр, кинотеатр, мультимедийная и несколько многофункциональных площадок.


Тема «ЭКСПО-2020» уже известна – «Глобальный разум», – и, конечно, в первую очередь, она найдет свое отражение в экспозициях тематических и национальных павильонов, однако авторы концепции стремились также проявить ее во внешнем облике выставочного комплекса. В качестве ключевого архитектурного образа с этой целью был выбран кристалл –  ломаные грани павильонов и белый цвет их фасадов, по замыслу ABD architects, не только создадут искомый ассоциативный ряд, но и подчеркнут уральское  происхождение этого «минерала». Впрочем, проектирование конкретных объектов выставки пока в будущем, говорят архитекторы  ABD architects, очень надеясь приступить к нему после положительного решения Международного бюро выставок.


Архитектор:
Борис Стучебрюков
Борис Левянт
Мастерская:
ABD architects
Проект:
Концепция развития территории ЭКСПО 2020
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива, генеральный директор ООО ”АБД” – Левянт Б.В., заместитель генерального директора по проектированию – Стучебрюков Б.Д., директор по управлению проектами – Корзенкова А.В., главный архитектор проекта – Феоктистова А.В., ведущий архитектор – Кузьмина Н.В., ведущий архитектор – Скордули Т.С., архитектор – Игнатова Е.М., ахитектор – Потрясаев Д.И.

2013

заказчик – автономная некоммерческая организация «Заявочный комитет ЭКСПО 2020»

смежники – «Лаборатория транспортных систем», «Илья Мочалов и Партнеры», «М.К.3. Инжиниринг» 

26 Августа 2013

Автор текста:

Татьяна Шовская
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.