English version

Кристалл разума

Для заявочной книги Екатеринбурга на право проведения Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2020» архитектурное бюро ABD architects разработало концепцию размещения выставочных объектов.

Автор текста:
Татьяна Шовская

26 Августа 2013
mainImg
Архитектор:
Борис Стучебрюков
Борис Левянт
Мастерская:
ABD architects
Проект:
Концепция развития территории ЭКСПО 2020
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива, генеральный директор ООО ”АБД” – Левянт Б.В., заместитель генерального директора по проектированию – Стучебрюков Б.Д., директор по управлению проектами – Корзенкова А.В., главный архитектор проекта – Феоктистова А.В., ведущий архитектор – Кузьмина Н.В., ведущий архитектор – Скордули Т.С., архитектор – Игнатова Е.М., ахитектор – Потрясаев Д.И.

2012 — 2013

заказчик – автономная некоммерческая организация «Заявочный комитет ЭКСПО 2020»

смежники – «Лаборатория транспортных систем», «Илья Мочалов и Партнеры», «М.К.3. Инжиниринг» 

В конце этого года в Париже будет определено место проведения всемирной выставки «ЭКСПО» в 2020 году. Помимо российского Екатеринбурга на эту роль претендуют еще четыре города – Дубай, Сан Паулу, Аюттхая, Измир. Важнейшей частью заявочной книги, с которой наша страна приняла участие в этом почетном конкурсе, стала  архитектурно-градостроительная концепция территории «Экспо» в Екатеринбурге, разработанная бюро ABD architects. 

zooming

Выставка – это не только крупное международное событие, но и очень эффективный способ простимулировать развитие города и региона, в котором она проводится. Именно поэтому проект ABD architects предусматривает не только обеспечение «ЭКСПО» всеми необходимыми объектами, но и стратегию их использования после проведения мероприятия. Наибольшие изменения по окончании выставки ждут сам экспо-парк: часть павильонов будут разобраны и утилизирована, часть превратится в офисное или культурное пространство, а вот жилье и общественные сооружения войдут в жилой фонд города.

 


В качестве площадки для размещения Экспо-парка Екатеринбург предложил архитекторам два участка на выбор: один в непосредственной близости от аэропорта, другой недалеко от центра города, на берегу большого естественного пруда. Предпочтение было отдано берегу Верх-Исетского пруда, не только потому, что потенциально это место более привлекательно, но главным образом потому что новое жилье, дороги, общественные сооружения и озелененные благоустроенные пространства нужны именно в городе, а не за его пределами. У этого места есть и другие достоинства. Например, недалеко находится символическая граница Европы и Азии, и эту достопримечательность можно будет сделать частью экспозиции под открытым небом. А еще в непосредственной близости расположен высокий холм, и на его вершине можно разместить смотровую площадку, с которой будущий экспо-парк предстанет как на ладони. 


Транспортная схема территории будущей выставки была разработана с учетом уже принятого проекта развития автомагистралей России. Архитекторы предложили построить через пруд мости тем самым замкнуть малое транспортное кольцо Екатеринбурга. Одновременно это обеспечит наилучшую доступность выставочной территории и с севера, и с юга. Мост будет двухуровневым, помимо автомагистрали по нему планируется проложить железнодорожную ветку, которая соединит выставку с аэропортом. Автострада, идущая с моста, в свою очередь, подойдет к транспортной развязке, которая соединит ее с Московским трактом, пролегающим с запада, и улицей, ведущей из центра города. Рядом с автомобильной развязкой разместятся обширная парковка и транспортно-пересадочный терминал, причем последний объединит под своей кровлей станции метро и железной дороги, автовокзал, торговые площади и конференц-зал с гостиницей. 

Главный вход в Экспо-парк находится в непосредственной близости от транспортного терминала. Кроме того, на территорию выставки можно будет попасть со стороны остановок городского автобуса, непосредственно из центра города и из Экспо-деревни. Помимо собственной станции метро, «ЭКСПО» планируется связать с сердцем Екатеринбурга веткой трамвайного сообщения, а рядом будет построена вертолетная площадка для VIP-персон. Внутри же Экспо-парка будет использоваться только экологически чистый транспорт – электроавтобус, маршрут которого охватывает по периметру всю выставочную зону, и водный трамвай. Для трамвая авторы предлагаю вырыть кольцевой канал, который естественным образом заполнится водой из пруда.


Существующие улицы Екатеринбурга задают основные оси вновь проектируемой территории Экспо-парка и его жилых кварталов, что, по замыслу архитекторов, обеспечит максимально органичное включение осваиваемого участка в сложившуюся структуру города. Впрочем, это лишь одна из задач, стоявших перед авторами концепции. В планировке выставочной зоны были учтены самые разные факторы. Это и равномерность распределения точек притяжения и сервисов для посетителей, и легкость ориентации в пространстве выставки, и доступность каждого отдельно взятого павильона. Всего на выставке будет 103 павильона, они будут образовывать площади, а эти площади, в свою очередь, как бусины на нитку будут «нанизаны» на главную пешеходную ось, которая пройдет с запада на восток. 

Как заведено на  «Экспо», крупные страны-участницы построят павильоны самостоятельно, а державы поскромнее займут часть так называемых джоинтов, которые возведет принимающая сторона. Кроме того, на выставке появится немало  корпоративных и тематических павильонов, а также павильоны федеральных округов России. Последние планируется выстроить вдоль главной аллеи – парадной эспланады, которая берет свое начало от главного входа. Ее перспективу замкнет павильон России, который предполагается сделать в виде моста, символически соединяющего Европу и Азию.

За павильоном России ось эспланады будет продолжена развитым пирсом, который задуман как площадка для проведения световых шоу и фейерверков. Вся территория выставки поделена на дневную и вечернюю зоны. Когда работа павильонов заканчивается, посетители перемещаются на набережную. Решенная как большой естественный парк, она наполнена множеством сооружений для вечерних мероприятий: экспо-арена, амфитеатр, кинотеатр, мультимедийная и несколько многофункциональных площадок.


Тема «ЭКСПО-2020» уже известна – «Глобальный разум», – и, конечно, в первую очередь, она найдет свое отражение в экспозициях тематических и национальных павильонов, однако авторы концепции стремились также проявить ее во внешнем облике выставочного комплекса. В качестве ключевого архитектурного образа с этой целью был выбран кристалл –  ломаные грани павильонов и белый цвет их фасадов, по замыслу ABD architects, не только создадут искомый ассоциативный ряд, но и подчеркнут уральское  происхождение этого «минерала». Впрочем, проектирование конкретных объектов выставки пока в будущем, говорят архитекторы  ABD architects, очень надеясь приступить к нему после положительного решения Международного бюро выставок.


Архитектор:
Борис Стучебрюков
Борис Левянт
Мастерская:
ABD architects
Проект:
Концепция развития территории ЭКСПО 2020
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива, генеральный директор ООО ”АБД” – Левянт Б.В., заместитель генерального директора по проектированию – Стучебрюков Б.Д., директор по управлению проектами – Корзенкова А.В., главный архитектор проекта – Феоктистова А.В., ведущий архитектор – Кузьмина Н.В., ведущий архитектор – Скордули Т.С., архитектор – Игнатова Е.М., ахитектор – Потрясаев Д.И.

2012 — 2013

заказчик – автономная некоммерческая организация «Заявочный комитет ЭКСПО 2020»

смежники – «Лаборатория транспортных систем», «Илья Мочалов и Партнеры», «М.К.3. Инжиниринг» 

26 Августа 2013

Автор текста:

Татьяна Шовская
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту по проекту Querkraft и Berger + Parkkinen в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.