В конце этого года в Париже будет определено место проведения всемирной выставки «ЭКСПО» в 2020 году. Помимо российского Екатеринбурга на эту роль претендуют еще четыре города – Дубай, Сан Паулу, Аюттхая, Измир. Важнейшей частью заявочной книги, с которой наша страна приняла участие в этом почетном конкурсе, стала архитектурно-градостроительная концепция территории «Экспо» в Екатеринбурге, разработанная бюро ABD architects.
Выставка – это не только крупное международное событие, но и очень эффективный способ простимулировать развитие города и региона, в котором она проводится. Именно поэтому проект ABD architects предусматривает не только обеспечение «ЭКСПО» всеми необходимыми объектами, но и стратегию их использования после проведения мероприятия. Наибольшие изменения по окончании выставки ждут сам экспо-парк: часть павильонов будут разобраны и утилизирована, часть превратится в офисное или культурное пространство, а вот жилье и общественные сооружения войдут в жилой фонд города.
В качестве площадки для размещения Экспо-парка Екатеринбург предложил архитекторам два участка на выбор: один в непосредственной близости от аэропорта, другой недалеко от центра города, на берегу большого естественного пруда. Предпочтение было отдано берегу Верх-Исетского пруда, не только потому, что потенциально это место более привлекательно, но главным образом потому что новое жилье, дороги, общественные сооружения и озелененные благоустроенные пространства нужны именно в городе, а не за его пределами. У этого места есть и другие достоинства. Например, недалеко находится символическая граница Европы и Азии, и эту достопримечательность можно будет сделать частью экспозиции под открытым небом. А еще в непосредственной близости расположен высокий холм, и на его вершине можно разместить смотровую площадку, с которой будущий экспо-парк предстанет как на ладони.
Транспортная схема территории будущей выставки была разработана с учетом уже принятого проекта развития автомагистралей России. Архитекторы предложили построить через пруд мости тем самым замкнуть малое транспортное кольцо Екатеринбурга. Одновременно это обеспечит наилучшую доступность выставочной территории и с севера, и с юга. Мост будет двухуровневым, помимо автомагистрали по нему планируется проложить железнодорожную ветку, которая соединит выставку с аэропортом. Автострада, идущая с моста, в свою очередь, подойдет к транспортной развязке, которая соединит ее с Московским трактом, пролегающим с запада, и улицей, ведущей из центра города. Рядом с автомобильной развязкой разместятся обширная парковка и транспортно-пересадочный терминал, причем последний объединит под своей кровлей станции метро и железной дороги, автовокзал, торговые площади и конференц-зал с гостиницей.
Главный вход в Экспо-парк находится в непосредственной близости от транспортного терминала. Кроме того, на территорию выставки можно будет попасть со стороны остановок городского автобуса, непосредственно из центра города и из Экспо-деревни. Помимо собственной станции метро, «ЭКСПО» планируется связать с сердцем Екатеринбурга веткой трамвайного сообщения, а рядом будет построена вертолетная площадка для VIP-персон. Внутри же Экспо-парка будет использоваться только экологически чистый транспорт – электроавтобус, маршрут которого охватывает по периметру всю выставочную зону, и водный трамвай. Для трамвая авторы предлагаю вырыть кольцевой канал, который естественным образом заполнится водой из пруда.
Существующие улицы Екатеринбурга задают основные оси вновь проектируемой территории Экспо-парка и его жилых кварталов, что, по замыслу архитекторов, обеспечит максимально органичное включение осваиваемого участка в сложившуюся структуру города. Впрочем, это лишь одна из задач, стоявших перед авторами концепции. В планировке выставочной зоны были учтены самые разные факторы. Это и равномерность распределения точек притяжения и сервисов для посетителей, и легкость ориентации в пространстве выставки, и доступность каждого отдельно взятого павильона. Всего на выставке будет 103 павильона, они будут образовывать площади, а эти площади, в свою очередь, как бусины на нитку будут «нанизаны» на главную пешеходную ось, которая пройдет с запада на восток.
Как заведено на «Экспо», крупные страны-участницы построят павильоны самостоятельно, а державы поскромнее займут часть так называемых джоинтов, которые возведет принимающая сторона. Кроме того, на выставке появится немало корпоративных и тематических павильонов, а также павильоны федеральных округов России. Последние планируется выстроить вдоль главной аллеи – парадной эспланады, которая берет свое начало от главного входа. Ее перспективу замкнет павильон России, который предполагается сделать в виде моста, символически соединяющего Европу и Азию.
За павильоном России ось эспланады будет продолжена развитым пирсом, который задуман как площадка для проведения световых шоу и фейерверков. Вся территория выставки поделена на дневную и вечернюю зоны. Когда работа павильонов заканчивается, посетители перемещаются на набережную. Решенная как большой естественный парк, она наполнена множеством сооружений для вечерних мероприятий: экспо-арена, амфитеатр, кинотеатр, мультимедийная и несколько многофункциональных площадок.