Кристалл разума

Для заявочной книги Екатеринбурга на право проведения Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2020» архитектурное бюро ABD architects разработало концепцию размещения выставочных объектов.

Автор текста:
Татьяна Шовская

26 Августа 2013
mainImg

Архитектор:

Борис Стучебрюков
Борис Левянт

Мастерская:

ABD architects

Проект:

Концепция развития территории ЭКСПО 2020
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива, генеральный директор ООО ”АБД” – Левянт Б.В., заместитель генерального директора по проектированию – Стучебрюков Б.Д., директор по управлению проектами – Корзенкова А.В., главный архитектор проекта – Феоктистова А.В., ведущий архитектор – Кузьмина Н.В., ведущий архитектор – Скордули Т.С., архитектор – Игнатова Е.М., ахитектор – Потрясаев Д.И.

2013

заказчик – автономная некоммерческая организация «Заявочный комитет ЭКСПО 2020»

смежники – «Лаборатория транспортных систем», «Илья Мочалов и Партнеры», «М.К.3. Инжиниринг» 

В конце этого года в Париже будет определено место проведения всемирной выставки «ЭКСПО» в 2020 году. Помимо российского Екатеринбурга на эту роль претендуют еще четыре города – Дубай, Сан Паулу, Аюттхая, Измир. Важнейшей частью заявочной книги, с которой наша страна приняла участие в этом почетном конкурсе, стала  архитектурно-градостроительная концепция территории «Экспо» в Екатеринбурге, разработанная бюро ABD architects. 

zooming

Выставка – это не только крупное международное событие, но и очень эффективный способ простимулировать развитие города и региона, в котором она проводится. Именно поэтому проект ABD architects предусматривает не только обеспечение «ЭКСПО» всеми необходимыми объектами, но и стратегию их использования после проведения мероприятия. Наибольшие изменения по окончании выставки ждут сам экспо-парк: часть павильонов будут разобраны и утилизирована, часть превратится в офисное или культурное пространство, а вот жилье и общественные сооружения войдут в жилой фонд города.

 


В качестве площадки для размещения Экспо-парка Екатеринбург предложил архитекторам два участка на выбор: один в непосредственной близости от аэропорта, другой недалеко от центра города, на берегу большого естественного пруда. Предпочтение было отдано берегу Верх-Исетского пруда, не только потому, что потенциально это место более привлекательно, но главным образом потому что новое жилье, дороги, общественные сооружения и озелененные благоустроенные пространства нужны именно в городе, а не за его пределами. У этого места есть и другие достоинства. Например, недалеко находится символическая граница Европы и Азии, и эту достопримечательность можно будет сделать частью экспозиции под открытым небом. А еще в непосредственной близости расположен высокий холм, и на его вершине можно разместить смотровую площадку, с которой будущий экспо-парк предстанет как на ладони. 


Транспортная схема территории будущей выставки была разработана с учетом уже принятого проекта развития автомагистралей России. Архитекторы предложили построить через пруд мости тем самым замкнуть малое транспортное кольцо Екатеринбурга. Одновременно это обеспечит наилучшую доступность выставочной территории и с севера, и с юга. Мост будет двухуровневым, помимо автомагистрали по нему планируется проложить железнодорожную ветку, которая соединит выставку с аэропортом. Автострада, идущая с моста, в свою очередь, подойдет к транспортной развязке, которая соединит ее с Московским трактом, пролегающим с запада, и улицей, ведущей из центра города. Рядом с автомобильной развязкой разместятся обширная парковка и транспортно-пересадочный терминал, причем последний объединит под своей кровлей станции метро и железной дороги, автовокзал, торговые площади и конференц-зал с гостиницей. 

Главный вход в Экспо-парк находится в непосредственной близости от транспортного терминала. Кроме того, на территорию выставки можно будет попасть со стороны остановок городского автобуса, непосредственно из центра города и из Экспо-деревни. Помимо собственной станции метро, «ЭКСПО» планируется связать с сердцем Екатеринбурга веткой трамвайного сообщения, а рядом будет построена вертолетная площадка для VIP-персон. Внутри же Экспо-парка будет использоваться только экологически чистый транспорт – электроавтобус, маршрут которого охватывает по периметру всю выставочную зону, и водный трамвай. Для трамвая авторы предлагаю вырыть кольцевой канал, который естественным образом заполнится водой из пруда.


Существующие улицы Екатеринбурга задают основные оси вновь проектируемой территории Экспо-парка и его жилых кварталов, что, по замыслу архитекторов, обеспечит максимально органичное включение осваиваемого участка в сложившуюся структуру города. Впрочем, это лишь одна из задач, стоявших перед авторами концепции. В планировке выставочной зоны были учтены самые разные факторы. Это и равномерность распределения точек притяжения и сервисов для посетителей, и легкость ориентации в пространстве выставки, и доступность каждого отдельно взятого павильона. Всего на выставке будет 103 павильона, они будут образовывать площади, а эти площади, в свою очередь, как бусины на нитку будут «нанизаны» на главную пешеходную ось, которая пройдет с запада на восток. 

Как заведено на  «Экспо», крупные страны-участницы построят павильоны самостоятельно, а державы поскромнее займут часть так называемых джоинтов, которые возведет принимающая сторона. Кроме того, на выставке появится немало  корпоративных и тематических павильонов, а также павильоны федеральных округов России. Последние планируется выстроить вдоль главной аллеи – парадной эспланады, которая берет свое начало от главного входа. Ее перспективу замкнет павильон России, который предполагается сделать в виде моста, символически соединяющего Европу и Азию.

За павильоном России ось эспланады будет продолжена развитым пирсом, который задуман как площадка для проведения световых шоу и фейерверков. Вся территория выставки поделена на дневную и вечернюю зоны. Когда работа павильонов заканчивается, посетители перемещаются на набережную. Решенная как большой естественный парк, она наполнена множеством сооружений для вечерних мероприятий: экспо-арена, амфитеатр, кинотеатр, мультимедийная и несколько многофункциональных площадок.


Тема «ЭКСПО-2020» уже известна – «Глобальный разум», – и, конечно, в первую очередь, она найдет свое отражение в экспозициях тематических и национальных павильонов, однако авторы концепции стремились также проявить ее во внешнем облике выставочного комплекса. В качестве ключевого архитектурного образа с этой целью был выбран кристалл –  ломаные грани павильонов и белый цвет их фасадов, по замыслу ABD architects, не только создадут искомый ассоциативный ряд, но и подчеркнут уральское  происхождение этого «минерала». Впрочем, проектирование конкретных объектов выставки пока в будущем, говорят архитекторы  ABD architects, очень надеясь приступить к нему после положительного решения Международного бюро выставок.


Архитектор:

Борис Стучебрюков
Борис Левянт

Мастерская:

ABD architects

Проект:

Концепция развития территории ЭКСПО 2020
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива, генеральный директор ООО ”АБД” – Левянт Б.В., заместитель генерального директора по проектированию – Стучебрюков Б.Д., директор по управлению проектами – Корзенкова А.В., главный архитектор проекта – Феоктистова А.В., ведущий архитектор – Кузьмина Н.В., ведущий архитектор – Скордули Т.С., архитектор – Игнатова Е.М., ахитектор – Потрясаев Д.И.

2013

заказчик – автономная некоммерческая организация «Заявочный комитет ЭКСПО 2020»

смежники – «Лаборатория транспортных систем», «Илья Мочалов и Партнеры», «М.К.3. Инжиниринг» 

26 Августа 2013

Автор текста:

Татьяна Шовская

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.