За свет в архитектуре

В Москве подвели итоги фестиваля «Световая архитектура» и одноименного смотра-конкурса. Представляем имена и проекты победителей с комментарием руководителя оргкомитета фестиваля Елены Петуховой.

mainImg
Фестиваль «Световая архитектура» проводился впервые и был приурочен к Международному «Году света и световых технологий», объявленному ЮНЕСКО. Мероприятие организовано Союзом московских архитекторов при поддержке правительства Москвы и столичного Комитета по архитектуре и градостроительству. На протяжении полутора недель Центральный дом архитектора служил дискуссионной и образовательной площадкой для специалистов в области архитектурного и интерьерного освещения. Всего в рамках фестиваля прошло порядка двадцати мероприятий с участием ведущих отраслевых компаний.
Фото предоставлено Союзом московских архитекторов

Одним из главных элементов программы стал открытый смотр-конкурс «Световая архитектура», в котором в нескольких номинациях соревновались проекты и реализованные объекты в области городского, ландшафтного, архитектурного и интерьерного освещения. Итоги фестиваля и конкурса подвели на торжественной церемонии 27 марта 2015 года.


 

Елена Петухова,
руководитель оргкомитета фестиваля «Световая архитектура»:
«Замысел смотра-конкурса и цикла мероприятий, посвященных архитектурному и интерьерному свету, родился еще год назад. Союз московских архитекторов с успехом проводит архитектурные фестивали «Золотое сечение» и «Перспективу», но со временем стала ощущаться потребность выхода за пределы исключительно проектного дискурса. И наша идея оказалась не только очень актуальной (в связи с празднуемым «Годом света»), но и востребованной. Инициативу Союза сразу же поддержали Москомархитектура и Управление архитектурно-художественного облика, а также другие департаменты Правительства Москвы, авторитетные экспертные организации, такие как ГУП «Моссвет», институты ВНИСИ им. С.И. Вавилова и МАРХИ, а также ведущие компании отрасли.

Современная архитектура неразрывно связана с использованием новейших технических, инженерных и конструктивных решений, знание и глубокое понимание которых становиться неотъемлемой частью профессионального инструментария. И вопросы грамотного применения света для решения архитектурных, градостроительных и дизайнерских задач входят в число наиболее актуальных. Особенно в нашей стране: наш климат и короткий световой день обязывают архитекторов с самого начала продумывать не только «дневное лицо» здания, но и его вечернюю версию. А это совсем иное дело, свет от искусственных источников освещения не может повторить солнечный и это нужно учитывать при выборе объемно-пространственных решений и отделочных материалов, использовании рельефа и декоративных элементов, определении мест размещения и типов источников света.

Для уточнения всех нюансов архитектор нуждается в помощи профильных специалистов, но для того, чтобы добиться по-настоящему выразительного освещения, участники процесса должны уметь вести диалог, ставить вопросы и находить оптимальные ответы, превращая техническую задачу в творческий, креативный процесс, в котором свет и цвет становятся основными действующими лицами.

Фестиваль «Световая архитектура» был задуман как площадка для ведения такого открытого диалога, место встреч и дискуссий между архитекторами, дизайнерами, светодизайнерам, светотехниками, инсталляторами, поставщиками и производителями осветительного оборудования. Для этого была разработана обширная программа. Каждый день в Центральном доме архитектора, ставшем основной площадкой фестиваля, проходили два или три мероприятия. Мы старались выбрать из бесконечного числа тем, затрагивающих актуальные для Москвы и России аспекты применения архитектурно-художественного и интерьерного освещения, те, которые могли бы привлечь разных по профессии, возрасту и степени погруженности в светодизайнерскую тематику слушателей. Это были выставки, образовательные семинары, круглые столы, яркие мастер-классы и информативные лекции по истории светового дизайна.

Собрать такую насыщенную программу нам помогли многочисленные партнеры фестиваля, которые, обладая большим опытом и навыками по решению различных задач в области архитектурного света, смогли привнести в каждое мероприятие примеры из практики, анализ характерных ошибок и предложения по их преодолению. Кроме уже названных выше организаций, активное участие в программе фестиваля «Световая архитектура» приняли группа компаний «Светосервис», Ассоциация ландшафтных архитекторов России, Ассоциация MCFO, Школа светодизайна LiDS, компании САРОС, Disano Illuminazione, ARCHI STUDIO.

Важной частью концепции фестиваля «Световая архитектура» изначально был смотр-конкурс, в рамках которого соревновались между собой проекты и реализации, сделанные в основных областях архитектурного, интерьерного и ландшафтного освещения. Именно в конкурсных работах участники и гости фестиваля могли увидеть и оценить реальное состояние сферы российского светового дизайна и степень востребованности световых решений на различных по типу объектах. Присланные на наш смотр-конкурс работы демонстрировали оригинальные приемы, поиск новых выразительных средств и способов применения новейших технических разработок, а также явную потребность в открытой и объективной соревновательности между профессионалами на основе единых критериев качества и идеалов световой архитектуры. Гарантией объективности и авторитетности итогов конкурса стал состав жюри, в который вошли как общепризнанные авторитеты в сфере светодизайна, так и архитекторы и представители городских властей, отвечающие за развитие программы архитектурно-художественного освещения в Москве.

Основными критериями оценки представленных работ стали два принципа: оригинальность светодизайнерских решений и точность их соответствия специфике архитектурного объекта и диапазон и грамотность использования возможностей световых приборов. Состав и качество представленных на смотр-конкурс работ заставили членов жюри скорректировать изначальные планы по выбору победителя в каждой из заявленных номинаций. Во время заседания жюри было принято решение учесть значительное количество интересных работ, номинированных в разделе «Реализация», номинации «Освещение общественного интерьера», и вручить три премии: за лучший проект и две лучшие реализации – освещение здания и освещение интерьера. Решение членов жюри было практически единогласным, поэтому безоговорочные лидеры конкурса были определены очень быстро. Практически аналогичная ситуация сложилась и с кандидатами на звание лауреата конкурса. Также после голосования жюри был очерчен круг авторов, которых жюри особо выделило за нестандартные решения или глубокую аналитическую работу над объектом. Все отмеченные жюри работы демонстрируют высокий уровень светодизайна, слаженность работы межпрофессиональных команд и умение использовать технологии для решения творческих задач.

По итогам фестиваля можно констатировать, что за последние 20 лет светодизайн в России прошел длинный путь развития: мегаполисы разрабатывают и внедряют концепции комплексного освещения знаковых элементов городской среды, в практику внедряются новейшие технологии, создаются и успешно работают светотехнические компании, световой дизайн становится неотъемлемой частью статусных проектов. Но многое еще предстоит сделать. Одной из актуальных задач является необходимость официально признать профессию светодизайнера, создать творческое объединение светодизайнеров и поставить перед профильными вузами задачу организации соответствующих факультетов и отделений. Параллельно должна идти популяризация использования светового дизайна в проектах нового строительства, реконструкции и реставрации, а также при создании общественных пространств – как среди архитектурного сообщества, так и среди городских и федеральных властей, а также девелоперов, для многих из которых световой дизайн остается необязательной опцией, лишь удорожающей и усложняющей процесс реализации проекта. И, конечно, к этой деятельности необходимо привлекать производителей и поставщиков осветительного оборудования. Союз московских архитекторов надеется, что фестиваль «Световая архитектура» станет частью общего процесса и в дальнейшем будет выполнять свою конструктивную роль места встреч, анализа и обсуждения насущных проблем. Мы, как и всегда, приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные стороны и организации.»

zooming
Фестиваль «Световая архитектура». Фотография: Юлия Купцова / Моссвет
zooming
Фестиваль «Световая архитектура». Фотография: Юлия Купцова / Моссвет


Победителями смотра-конкурса «Световая архитектура» стали:

В разделе «Проект»

«Многофункциональный центр во Владивостоке»
Бюро ABD architects
Проект многофункционального центра во Владивостоке. ABD architects

Адрес: Приморский край, Владивосток, Нижнепортовая ул., 1
Площадь земельного участка: 1,93 га
Площадь застройки: 4 630 кв. м
Общая площадь корпусов: 30 160 кв. м
Общее количество машиномест: 212
Этажность: 7
Проект многофункционального центра во Владивостоке. ABD architects

Генеральный проектировщик: ABD architects
Руководитель авторского коллектива: Б.В. Левянт
Зам. генерального директора по проектированию: Б.Д. Стучебрюков
ГАП: Л.С. Сагирова
Архитекторы: Е.А. Шестакова, А.А. Савельев, Я.С. Русакова
Светотехнические решения: Trinova & ArchiAura (Е. Калачин)
Даты проектирования: 2013-2015 гг.
Спецификация световых приборов
Фасадное освещение: гирлянды Philips iColor Flex LM
X – 35 кВ, 35 000 точек, 700 модулей
Проект многофункционального центра во Владивостоке. ABD architects

Главной задачей данного проекта является создание современного морского фасада Владивостока, поддерживающего его статус дальневосточных ворот России. Проектом предусматривается освещение здания таким образом, чтобы подчеркнуть основные входы в МФЦ, а также выявить особенности пластики фасадов. Декоративная подсветка создает возможность использовать здание как медиаэкран и яркий акцент в центральной части Владивостока во время городских праздников и мероприятий.
С помощью встраивания системы iColor Flex LMX подчеркивается ребристая поверхность фасада, а функция динамичного освещения и использование градиентов более активно выявляют форму МФЦ.
Проект многофункционального центра во Владивостоке. ABD architects


В разделе «Реализация. Здание»

«Реконструкция с приспособлением под Центр современного искусства здания Арсенала в Нижегородском Кремле»
Бюро «Архитекторы Асс»
Центр современного искусства здания Арсенала в Нижегородском Кремле. Бюро «Архитекторы Асс»

Адрес: Нижний Новгород, Кремль, стр. 6
Дата постройки: 1843 г.
Статус: памятник архитектуры федерального значения
Автор проекта реконструкции: «архитекторы асс»
Площадь надземной части: 5292 кв. м
Даты реконструкции: 2004–2014 гг.
Центр современного искусства здания Арсенала в Нижегородском Кремле. Бюро «Архитекторы Асс»

Данные по проекту
Заказчик: ГЦСИ (Государственный центр современного искусства)
Авторский коллектив: Евгений Асс и Григор Айказян
Проект освещения и светотехнический расчет внутреннего освещения: «архитекторы асс» и компания Light & Design
Проект освещения и светотехнический расчет наружного освещения: «архитекторы асс», Light & Design (Д. Носов и М. Куликов), ERCO Lighting GmbH (московский офис)
Проект опор освещения: А. Истратов, ERCO Lighting GmbH (московский офис)
Поставщики светотехнического оборудования: компания Light & Design
Производители светотехнического оборудования: XAL GmbH, ERCO Lighting GmbH
Спецификация световых приборов
Общее внутреннее освещение: XAL GmbH (Австрия)
Экспозиционное и наружное освещение: ERCO Lighting GmbH (Германия)
 
Центр современного искусства здания Арсенала в Нижегородском Кремле. Бюро «Архитекторы Асс»

Наружное и внутреннее освещение здания Арсенала, в котором располагается Волго-Вятский филиал ГЦСИ, призвано отразить роль исторической постройки как важной современной культурной институции. Основным принципом освещения здания стало равномерное освещение исторического фасада. Фасадные светильники располагаются по осям симметрии оконных простенков. На их же опорах находятся светильники для освещения территории. Отдельно точечными светильниками подсвечивается 160-метровая скамейка, установленная перед зданием.
Экспозиционное освещение здания Арсенала основано на принципах максимального визуального комфорта, гибкости и энергоэффективности. Светодиодные регулируемые светильники на шинах позволяют получить шесть типов распределения света: четыре симметричных, от очень узкого до очень широкого, а также овальное и асимметричное – для освещения вертикальных поверхностей. Гибкость установки и направления прибора дает возможность эффективно осветить объект любого размера.
Интерьерные светильники освещают общее пространство, подчеркивают архитектурные решения, создают атмосферу, дополняют экспозиционное освещение, используются как ориентиры движения, а также являются привлекающими внимание арт-объектами.
 
Центр современного искусства здания Арсенала в Нижегородском Кремле. Бюро «Архитекторы Асс»

В разделе «Реализация. Общественный интерьер»

Станции Московского метрополитена «Лермонтовский проспект» и «Жулебино»
ОАО «Метрогипротранс»
Станция «Лермонтовский проспект». ОАО «Метрогипротранс»

Адрес: Москва, ЮВАО, район Выхино – Жулебино
Заказчик: ОАО «Институт по изысканиям и проектированию инженерных сооружений «Мосинжпроект»
Длина станционных платформ: 163 м
Общие площади по станционным комплексам: станция «Лермонтовский проспект» –
13 700 кв. м, станция «Жулебино» – 13 190 кв. м
Дата окончания строительства: 2013 г.
Станция «Лермонтовский проспект». ОАО «Метрогипротранс»

Проект: ОАО «Метрогипротранс» совместно с ООО «БПС – Бизнес Плюс Свет»
Авторский коллектив: Л. Борзенков (рук.), Т. Нагиева, С. Костиков, Н. Солдатова,
Г. Джавадова, А. Воронцова, О. Данилова, В. Уваров, М. Волович
Спецификация световых приборов
Производство светильников: ООО «Виско-М»
Поставка светильников: ООО «Объединенные Энергетические Технологии»
Платформа: светильник системы 105 для накладного монтажа; светодиодная полоса, встраиваемая в пол
Вестибюли: модульная система из светильников системы 105 под люминесцентные лампы Т5, прямого света без крышки и со сквозной акриловой крышкой; световой поручень D=60 мм, из нержавеющей стали, светильник 5х15 LED
Пешеходные переходы: линия из светильников системы 105 под люминесцентные лампы Т5
Павильоны: светильник IP54 под люминесцентные лампы 4х54W T5, настенный, встраиваемый, из нержавеющей стали, с рассеивателем из поликарбоната (разработан для данного проекта); линия из светильников системы 105, IP33, накладная, под люминесцентные лампы 4х54W T5, с акриловым рассеивателем; линия из потолочных светильников IP54 под люминесцентные лампы 3х2х54W T5 с откидной поликарбонатной крышкой шириной 300 мм
 
Станция «Жулебино». ОАО «Метрогипротранс»

В основу архитектурного облика станций заложена цветовая шкала спектра от зеленого
к красно-оранжевому, через желтый (5 цветов для станции «Лермонтовский проспект»
и 9 для «Жулебино»), которая проходит от вестибюля к вестибюлю по путевым стенам
и элементам потолочной подвесной световой конструкции станции «Лермонтовский проспект» и по колоннам платформенного участка станции «Жулебино». Вестибюли обеих станций освещены линейными светильниками, спрятанными за вертикальные рейки подшивного потолка, на которых отражаются непрерывные световые линии.
У вестибюлей обеих станций, ближайших к центру Москвы, стены выполнены в красно-оранжевом цвете в керамическом камне, который подходит со стороны вестибюля
к платформенному участку станции. У противоположных вестибюлей цвет стен – зеленый.
Станция «Жулебино». ОАО «Метрогипротранс»
***

Лауреатами смотра-конкурса стали:

В разделе «Проект»

Номинация «Освещение общественного пространства»
Проект «Измайловский ПКиО, г. Москва. Площадь Мужества»
Светодизайнер Денис Николаев
Проект «Измайловский ПКиО, г. Москва. Площадь Мужества». Светодизайнер Денис Николаев

Измайловский ПКиО расположен в ВАО г. Москвы. Парк создан решением Моссовета
в 1930 году. Период расцвета парка – сталинская эпоха. Современная территория насчитывает более 1500 га. Площадь Мужества, Музыкальная беседка и лодочная станция – доминанты проектируемой территории.

Общий проект светового оформления территории и объектов парка насчитывает более чем 20 зон и отдельных объектов.
Заказчик: администрация Измайловского парка г. Москвы
Подрядчик: ООО «Контрфорс», Москва, Волгоградский пр-т, 47
Проектировщик: ООО «Эль-Проект»
Руководитель проекта: светодизайнер Денис Николаев
Даты проектирования: октябрь 2011 – февраль 2012 г.
Спецификация световых приборов
Повседневное освещение: прожектор МГЛ, узкий луч, мощность 150 Вт, управление on/off, 10 шт.
Освещение памятников оружия Победы: светодиодный светильник, оптика wall-washer, мощность 15 Вт/м, 54 п. м.
Подсветка постаментов памятников: светодиодный прожектор RGB, мощность 36 Вт, управление DMX, 6 шт.
Подсветка стелы у Вечного огня: прожектор МГЛ, широкий луч, мощность 150 Вт, управление on/off, 10 шт.
Праздничное освещение: проектор GOBOLED (Griven, Италия) для проецирования изображений, мощность 80 Вт, управление DMX, 7 шт.; проектор GOBOSTORM (Griven, Италия), мощность 575 Вт, управление DMX, 3 шт.; видеопроектор Barco (Бельгия), потребляемая мощность 2850 Вт, управление DMX, 1 шт. Установленная мощность ОУ: 9,3 кВт

Основная задача проекта – формирование концепции освещения территории с учетом архитектурного контекста, исторического значения, функциональных особенностей и градостроительного статуса объекта. Проект разработан на основе исходного технического задания и информации, полученной в процессе фотообследования объекта, анализа чертежей и существующей световой установки. Проект предусматривает использование современного осветительного оборудования, отвечающего требованиям по безопасности, долговечности, энергоэффективности и обеспечивающего реализацию принятых проектных решений.


В разделе «Реализация»

Номинация «Освещение общественного пространства»
«Благоустройство парка «Музеон» и Крымской набережной в Москве»
Бюро «Архитекторы Асс»
Благоустройство парка «Музеон» и Крымской набережной в Москве
Фотография: предоставлена Бюро «Архитекторы Асс»

Адрес: Москва, ул. Крымский Вал, 2
Создание парка «Музеон»:1992 г.
Проект реконструкции: «архитекторы асс»
Общая площадь территории (в границах проектирования): 16,74 га
Реконструкция: 2012–2015 гг.

Заказчик: ГАУК г. Москвы «Музеон»
Авторский коллектив: Евгений Асс, Григор Айказян, Анастасия Климова
Проект освещения и светотехнический расчет: ООО «Архитекторы Асс», компания Light & Design (Д. Носов), ERCO Lighting GmbH, московский офис (А. Истратов)
Проект опор освещения: Алексей Истратов
Производители светотехнического оборудования: ERCO Lighting GmbH
Поставщики светотехнического оборудования: Light & Design
Даты проектирования: 2012–2014 гг.
Спецификация световых приборов
Тип 1. Главная аллея, ярмарка, скульптуры: светодиодный светильник ERCO Beamer Projector
Тип 2. Парковки: светодиодный светильник ERCO Parscoop Wallwasher/ ceiling washlight
Тип 3. Дорожки: светодиодный светильник ERCO Midipoll Bollard luminaire
Тип 4. Общее освещение: светодиодный светильник ERCO Beamer Projector
Тип 5. Декоративная подсветка: светодиодный светильник ERCO Grasshopper Floodlight
 
Благоустройство парка «Музеон» и Крымской набережной в Москве
Схема: предоставлена Бюро «Архитекторы Асс»

Концепция реконструкции парка «Музеон» направлена на повышение гибкости использования среды парка, создание новых общественных пространств, уплотнение и изменение типов дорожно-тропиночной сети, функциональное насыщение территории, увеличение разнообразия типов зеленых пространств и форм озеленения. Эти задачи реализуются за счет планировочных решений, создания новых функциональных и ландшафтных объектов и проектирования нового для парков Москвы типа освещения. Концепция архитектурного освещения «Музеона» предполагает зонирование пространства с помощью света. Благодаря освещению в темное время суток по всему парку достигается различная атмосфера. Вторая по важности задача – создание гибкой системы освещения для экспонатов, в большом количестве представленных в парке. Схема наружного освещения предполагает несколько типов освещения в соответствии с различным статусом парковых зон и функциональными задачами. Крупные общественные зоны – бульвар и площади – освещаются светильниками на 10-метровых опорах, расставленных с частотой 17 метров. Аллеи освещаются несколькими светильниками с 4-метровых опор. Направление и тип освещения этих светильников может меняться в зависимости от потребностей. Таким образом, с одной опоры можно осветить саму аллею, подсветить дерево и осветить скульптуру.


Номинация «Световой дизайн интерьера. Общественный интерьер»
«Представительский офис»
Ассоциация городских архитекторов, А.ГОР.А
Представительский офис. Ассоциация городских архитекторов, А.ГОР.А

Общая площадь: 650 кв. м
Заказчик: ООО «ГолдСтрой»
Авторский коллектив:
Архитекторы: Юрий Минаков, Максим Стеба, Виктория Люхина
Консультант по осветительному оборудованию: Илья Петров
Даты проектирования: ноябрь 2013 – февраль 2014
Окончание строительства: август 2014
Спецификация световых приборов
В качестве осветительного оборудования использованы современные энергосберегающие светодиодные системы.
Для подсветки стеновых панелей: гибкая, полноцветная светодиодная лента SMD 5050 RGB, которая подключена через RGB-контроллер и управляется с помощью пульта ДУ.
Потолочные светильники: профильный встраиваемый PROLICHT, светодиоды LED OPG 220V 32W IP20, анодированный алюминий; габариты 1200 х 85 х 90 мм (Россия); встраиваемый SLV Led Panel CL 136, 24В= с 96 LED 50Вт, 3000K, 2920 lm, алюминий, габаритные размеры светильника 596 x 596 x 32 мм (Германия)

Строгое решение белого интерьера холла противопоставляется открытым панорамным видам и решенным в различных цветовых гаммах кабинетам. Встроенная светодиодная подсветка добавляет геометричности и векторной динамики в глянцевое пространство холла. С помощью пульта ДУ свет может менять цветовую гамму и интенсивность под любое настроение или презентационные задачи. Оживляет интерьер холла большой, встроенный в стену морской аквариум.
Интересно световое решение большой переговорной: оставлены для обозрения коммуникации и строительные конструкции, прикрытые прозрачным тонированным подвесным потолком из стекла. Его подсветка также меняет свою интенсивность и цвет, создавая различное настроение, оставляя бетонные перекрытия и инженерные коммуникации почти на виду. В малой переговорной, напротив, реализована уютная атмосфера, создаваемая по желанию или необходимости плотными шторами, отделкой из натурального дерева (в противовес глянцу холла) и точечным освещением переговорного стола. Однако здесь возможна также и полная открытость – шторы отодвигаются, большие стеклянные двери, закрепленные на «воздушных» рельсах, раздвигаются – и взгляду открывается вся комната, наполненная теплым светом.

Номинация «Световой дизайн интерьера. Общественный интерьер»
«Гармония стихий». Вестибюли и общественные зоны ЖК «Доминион»
Бюро IQ Studio
Вестибюли и общественные зоны ЖК «Доминион». Бюро IQ Studio

Адрес: Москва, Ломоносовский пр-т, 25
Общая площадь: 16 000 кв. м
Заказчик: ЗАО «Интеко»
Авторский коллектив: Эрик Валеев (рук. маст.), Владимир Могунов, Мария Дианова, Юлия Жулина, Янина Копытова, Павел Тютюнник, Ольга Ивлева
Поставщики освещения: «Зеон», «Неон проект», Smart and Bright, XAL
Даты проектирования: 2009‑2014 гг.
Дата реализации: 2014 г.
Спецификация световых приборов
Встраиваемые светодиодные светильники (теплый белый свет 3000 K):
тип 1: d=694xH189, 36x4 Вт, 9000 Lm
тип 2: d=394xH85, 15x4 Вт, 3750 Lm
тип 3: d=165, 3x4 Вт, 750 Lm
Подвесной светильник d=950/560xH1200, 95 Вт, 9000 Lm
Светодиодный светильник RGB в коробе, 6,1 Вт/м
Встраиваемые в пол светильники 113х113хH85, 5 Вт
Встраиваемые в стену светильники 113х113хH85, 5 Вт
Люминесцентные светильники (лампы Osram; цветность 865 или 965): L=895, d=26, 30 Вт
Светодиодная лента 6,1 Вт/м (белого теплого свечения 3000 K)
Потребляемая мощность на 1 вестибюль: около 650 Вт
Освещенность вестибюля: 250 люкс
Температура освещения: 3000 К

Вестибюли и общественные зоны типовых этажей трех 10-подъездных корпусов ЖК «Доминион» должна была объединять общая тема, при этом необходимо было сделать дизайн каждого корпуса индивидуальным. Тема первичных природных элементов, «земли», «воды» и «огня», удачно легла в эту канву. Человек, проходя сквозь эти пространства, окунается в другой мир, мир природы, спокойствия, умиротворения, свободный от суеты повседневной жизни.
К каждой теме было подобрано специальное освещение. К «земле» – теплый скрытый свет стен, на контрасте с холодным из раскрытий в потолке, как если бы дневной свет проникал в пещеру. К «воде» – более абстрактный, отраженный от зеркальных поверхностей. К «огню» – искры потолка, пламя панно из оникса и пр. Практически весь свет построен на светодиодах, что позволило в значительной степени снизить энергозатраты, не жертвуя художественной выразительностью.


Номинация «Световой дизайн интерьера. Общественный интерьер»
«Офис компании НТВ»
Бюро Proektor
Офис компании НТВ. Бюро Proektor

Адрес: г. Москва, ул. Аргуновская, д. 5
Общая площадь: 7112,5 кв. м
Заказчик: телекомпания НТВ
Авторский коллектив: Т. Кононова (ГАП), М. Левин, архитектор
Даты проектирования 2010 г.
Дата реализации: 2011 г.

Офис телекомпании НТВ разместился на восьми этажах недавно отстроенного здания неподалеку от телецентра. Исключительно административная функция данного пространства тем не менее должна была быть оформлена в узнаваемом фирменном стиле телекомпании. Поскольку заказчик видел его светлым, открытым, современным и цельным, вне зависимости от ранга сотрудников, занимающих то или иное помещение, за основу был взят скандинавский подход к дизайну, где преобладает легкость, прозрачность, технологичность. Фойе офиса – наиболее яркая имиджевая зона. Световые панели в облицовке стен и опорных колонн создают ощущение строгости и комфорта; фитостены добавляют уюта. Информационное табло становится крупным декоративным элементом, связанным с дизайном стойки рецепции, которая придумана как аллюзия на телестудию. Святящаяся карта на ее задней стене отображает зоны вещания компании. Световая лента на потолке указывает посетителю направление движения в сторону лифтового холла. Тема светового луча становится лейтмотивом в декоративном решении офиса – тонкие светящиеся линии, похожие на пробившиеся солнечные лучи, возникают в коридорах и холлах. Их органично дополняют «зеленые» фитостены, которые создают благоприятный фон для трудовых будней. Иногда световые панно и фитостены совмещаются в виде панели со светодиодной подсветкой и увеличенным изображением природных мотивов.

В номинации «Портфолио»

Светотехническая компания «МТ Электро»
Концепция освещения фасада здания Эрмитажа (Главный штаб). Светотехническая компания «МТ Электро»

Компания была основана в 1996 году и за прошедшие годы реализовала более 400 проектов различной сложности и масштаба.Основным принципом работы является системный, комплексный подход к решению задач освещения. Компания выполняет следующие проекты освещения, без привлечения подрядных организаций: архитектурно-художественное освещение, освещение спортивных сооружений, объектов промышленного назначения, железнодорожных объектов, внутреннее освещение (жилых помещений, торговых и бизнес-центров), уличное и дорожное освещение, комплексные решения в освещении городов (разработка светопланировочных структур). В проектах «МТ Электро» найден баланс эстетики и функциональности, искусственности и естественности. На основе локальной идентичности компания формирует российский стиль световой среды, характеризующийся живым, активным и коммуникационным светодизайном. В своей работе компания «МТ Электро» использует продукцию европейских, азиатских и российских поставщиков, контролируя оптимальное соотношение цены и качества. Компания «МТ Электро» регулярно участвует в общероссийских и международных конференциях и конкурсах.


В номинации «Премьера на российском рынке»

«Подвесной светодиодный светильник NIMB»
Дизайнер Эдуард Жегалин, производитель «МДМ-Лайт»
Подвесной светодиодный светильник NIMB. Дизайнер Эдуард Жегалин, производитель «МДМ-Лайт»

Источник света: LED
Габаритные размеры: внешний диаметр 1500/2000 мм
Мощность: 150/257 Вт (ЭКО), 315/540 Вт
Световой поток: 15 407/ 26 413 лм (ЭКО), 29 396/ 50 394 лм
Цветовая температура: 3000/4000 К
Степень защиты (IP): 40
Светотехнические характеристики светильника подтверждены сертификатом соответствия по системе сертификации ГОСТ Р Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Светодиодный крупногабаритный светильник NIMB разработан специально для освещения просторных помещений – атриумов, холлов и галерей общественных
и коммерческих пространств. Модель позволяет учитывать специфику таких объектов, совмещая эффективность и уникальный дизайн с высокой степенью комфорта света. Изначально светильник задумывался как функционально-декоративное решение, которое бы не просто обеспечивало необходимый уровень освещенности, а еще и привлекало внимание к любому объекту благодаря эффектной форме и внушительным размерам. Несмотря на свои габариты, NIMB создает впечатление легкости и воздушности. Этому способствует сквозная часть формы, предоставляющая возможность для безграничного творчества, воплощения идей дизайнеров и архитекторов. Светильник имеет два типоразмера – 1500 и 2000 мм в диаметре, диммируемый вариант («1-10» или DALI) и эковерсию пониженной мощности. При всей своей декоративности NIMB имеет высочайшую эффективность: за счет светопропускных особенностей материала корпуса световая отдача светильника достигает 87 лм/Вт, а большие габариты обеспечивают световой поток до 52 000 лм. Равномерная засветка корпуса, отсутствие пикселизации, коэффициент пульсации менее 1%, срок службы более 50 тысяч часов также являются преимуществами этой модели.

Организаторы фестиваля «Световая архитектура» президент СМА Николай Шумаков и куратор спецпроектов СМА Елена Петухова. Фотография: Юлия Купцова / Моссвет
 
Жюри конкурса:
  • Щепетков Николай Иванович, заведующий кафедрой «Архитектурной физики» Московского архитектурного института. Председатель жюри
  • Айзенберг Юлиан Борисович, доктор технических наук, профессор, главный редактор журнала «Светотехника», генеральный директор Московского дома света
  • Амбрози Диего, руководитель ключевых проектов компании Disano Illuminazione S.P.A (Италия)
  • Ефимов Андрей Владимирович, заведующий кафедрой «Дизайн Архитектурной среды» Московского Архитектурного института
  • Пилосов Александр Могенович, начальник Управления архитектурно-художественного облика города Москвы
  • Шумаков Николай Иванович, Президент Союза московских архитекторов, член Архитектурного совета Москвы, академик Российской академии художеств
  • Цветкова Ирина Геннадьевна, главный специалист ГУП «ГлавАПУ»
–>

06 Апреля 2015

Похожие статьи
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Пресса: Засветились по полной
Освещение исторических зданий в столице – вопрос не праздный. Эти объекты требуют деликатного подхода, а такой профессии, как светодизайнер, в России пока не существует. О специфике работы осветителей исторических ансамблей в рамках прошедшего в столице фестиваля «Световая архитектура» рассказали эксперты в области светодизайна.
За свет в архитектуре
В Москве подвели итоги фестиваля «Световая архитектура» и одноименного смотра-конкурса. Представляем имена и проекты победителей с комментарием руководителя оргкомитета фестиваля Елены Петуховой.
Пресса: В Доме архитектора открылся фестиваль «Световая архитектура-2015»
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов принял участие в церемонии открытия Фестиваля «Световая архитектура» в Центральном доме архитектора, посвященного широкому кругу вопросов, связанных с архитектурно-художественным освещением.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.