За свет в архитектуре

В Москве подвели итоги фестиваля «Световая архитектура» и одноименного смотра-конкурса. Представляем имена и проекты победителей с комментарием руководителя оргкомитета фестиваля Елены Петуховой.

mainImg
Фестиваль «Световая архитектура» проводился впервые и был приурочен к Международному «Году света и световых технологий», объявленному ЮНЕСКО. Мероприятие организовано Союзом московских архитекторов при поддержке правительства Москвы и столичного Комитета по архитектуре и градостроительству. На протяжении полутора недель Центральный дом архитектора служил дискуссионной и образовательной площадкой для специалистов в области архитектурного и интерьерного освещения. Всего в рамках фестиваля прошло порядка двадцати мероприятий с участием ведущих отраслевых компаний.
Фото предоставлено Союзом московских архитекторов

Одним из главных элементов программы стал открытый смотр-конкурс «Световая архитектура», в котором в нескольких номинациях соревновались проекты и реализованные объекты в области городского, ландшафтного, архитектурного и интерьерного освещения. Итоги фестиваля и конкурса подвели на торжественной церемонии 27 марта 2015 года.


 

Елена Петухова,
руководитель оргкомитета фестиваля «Световая архитектура»:
«Замысел смотра-конкурса и цикла мероприятий, посвященных архитектурному и интерьерному свету, родился еще год назад. Союз московских архитекторов с успехом проводит архитектурные фестивали «Золотое сечение» и «Перспективу», но со временем стала ощущаться потребность выхода за пределы исключительно проектного дискурса. И наша идея оказалась не только очень актуальной (в связи с празднуемым «Годом света»), но и востребованной. Инициативу Союза сразу же поддержали Москомархитектура и Управление архитектурно-художественного облика, а также другие департаменты Правительства Москвы, авторитетные экспертные организации, такие как ГУП «Моссвет», институты ВНИСИ им. С.И. Вавилова и МАРХИ, а также ведущие компании отрасли.

Современная архитектура неразрывно связана с использованием новейших технических, инженерных и конструктивных решений, знание и глубокое понимание которых становиться неотъемлемой частью профессионального инструментария. И вопросы грамотного применения света для решения архитектурных, градостроительных и дизайнерских задач входят в число наиболее актуальных. Особенно в нашей стране: наш климат и короткий световой день обязывают архитекторов с самого начала продумывать не только «дневное лицо» здания, но и его вечернюю версию. А это совсем иное дело, свет от искусственных источников освещения не может повторить солнечный и это нужно учитывать при выборе объемно-пространственных решений и отделочных материалов, использовании рельефа и декоративных элементов, определении мест размещения и типов источников света.

Для уточнения всех нюансов архитектор нуждается в помощи профильных специалистов, но для того, чтобы добиться по-настоящему выразительного освещения, участники процесса должны уметь вести диалог, ставить вопросы и находить оптимальные ответы, превращая техническую задачу в творческий, креативный процесс, в котором свет и цвет становятся основными действующими лицами.

Фестиваль «Световая архитектура» был задуман как площадка для ведения такого открытого диалога, место встреч и дискуссий между архитекторами, дизайнерами, светодизайнерам, светотехниками, инсталляторами, поставщиками и производителями осветительного оборудования. Для этого была разработана обширная программа. Каждый день в Центральном доме архитектора, ставшем основной площадкой фестиваля, проходили два или три мероприятия. Мы старались выбрать из бесконечного числа тем, затрагивающих актуальные для Москвы и России аспекты применения архитектурно-художественного и интерьерного освещения, те, которые могли бы привлечь разных по профессии, возрасту и степени погруженности в светодизайнерскую тематику слушателей. Это были выставки, образовательные семинары, круглые столы, яркие мастер-классы и информативные лекции по истории светового дизайна.

Собрать такую насыщенную программу нам помогли многочисленные партнеры фестиваля, которые, обладая большим опытом и навыками по решению различных задач в области архитектурного света, смогли привнести в каждое мероприятие примеры из практики, анализ характерных ошибок и предложения по их преодолению. Кроме уже названных выше организаций, активное участие в программе фестиваля «Световая архитектура» приняли группа компаний «Светосервис», Ассоциация ландшафтных архитекторов России, Ассоциация MCFO, Школа светодизайна LiDS, компании САРОС, Disano Illuminazione, ARCHI STUDIO.

Важной частью концепции фестиваля «Световая архитектура» изначально был смотр-конкурс, в рамках которого соревновались между собой проекты и реализации, сделанные в основных областях архитектурного, интерьерного и ландшафтного освещения. Именно в конкурсных работах участники и гости фестиваля могли увидеть и оценить реальное состояние сферы российского светового дизайна и степень востребованности световых решений на различных по типу объектах. Присланные на наш смотр-конкурс работы демонстрировали оригинальные приемы, поиск новых выразительных средств и способов применения новейших технических разработок, а также явную потребность в открытой и объективной соревновательности между профессионалами на основе единых критериев качества и идеалов световой архитектуры. Гарантией объективности и авторитетности итогов конкурса стал состав жюри, в который вошли как общепризнанные авторитеты в сфере светодизайна, так и архитекторы и представители городских властей, отвечающие за развитие программы архитектурно-художественного освещения в Москве.

Основными критериями оценки представленных работ стали два принципа: оригинальность светодизайнерских решений и точность их соответствия специфике архитектурного объекта и диапазон и грамотность использования возможностей световых приборов. Состав и качество представленных на смотр-конкурс работ заставили членов жюри скорректировать изначальные планы по выбору победителя в каждой из заявленных номинаций. Во время заседания жюри было принято решение учесть значительное количество интересных работ, номинированных в разделе «Реализация», номинации «Освещение общественного интерьера», и вручить три премии: за лучший проект и две лучшие реализации – освещение здания и освещение интерьера. Решение членов жюри было практически единогласным, поэтому безоговорочные лидеры конкурса были определены очень быстро. Практически аналогичная ситуация сложилась и с кандидатами на звание лауреата конкурса. Также после голосования жюри был очерчен круг авторов, которых жюри особо выделило за нестандартные решения или глубокую аналитическую работу над объектом. Все отмеченные жюри работы демонстрируют высокий уровень светодизайна, слаженность работы межпрофессиональных команд и умение использовать технологии для решения творческих задач.

По итогам фестиваля можно констатировать, что за последние 20 лет светодизайн в России прошел длинный путь развития: мегаполисы разрабатывают и внедряют концепции комплексного освещения знаковых элементов городской среды, в практику внедряются новейшие технологии, создаются и успешно работают светотехнические компании, световой дизайн становится неотъемлемой частью статусных проектов. Но многое еще предстоит сделать. Одной из актуальных задач является необходимость официально признать профессию светодизайнера, создать творческое объединение светодизайнеров и поставить перед профильными вузами задачу организации соответствующих факультетов и отделений. Параллельно должна идти популяризация использования светового дизайна в проектах нового строительства, реконструкции и реставрации, а также при создании общественных пространств – как среди архитектурного сообщества, так и среди городских и федеральных властей, а также девелоперов, для многих из которых световой дизайн остается необязательной опцией, лишь удорожающей и усложняющей процесс реализации проекта. И, конечно, к этой деятельности необходимо привлекать производителей и поставщиков осветительного оборудования. Союз московских архитекторов надеется, что фестиваль «Световая архитектура» станет частью общего процесса и в дальнейшем будет выполнять свою конструктивную роль места встреч, анализа и обсуждения насущных проблем. Мы, как и всегда, приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные стороны и организации.»

zooming
Фестиваль «Световая архитектура». Фотография: Юлия Купцова / Моссвет
zooming
Фестиваль «Световая архитектура». Фотография: Юлия Купцова / Моссвет


Победителями смотра-конкурса «Световая архитектура» стали:

В разделе «Проект»

«Многофункциональный центр во Владивостоке»
Бюро ABD architects
Проект многофункционального центра во Владивостоке. ABD architects

Адрес: Приморский край, Владивосток, Нижнепортовая ул., 1
Площадь земельного участка: 1,93 га
Площадь застройки: 4 630 кв. м
Общая площадь корпусов: 30 160 кв. м
Общее количество машиномест: 212
Этажность: 7
Проект многофункционального центра во Владивостоке. ABD architects

Генеральный проектировщик: ABD architects
Руководитель авторского коллектива: Б.В. Левянт
Зам. генерального директора по проектированию: Б.Д. Стучебрюков
ГАП: Л.С. Сагирова
Архитекторы: Е.А. Шестакова, А.А. Савельев, Я.С. Русакова
Светотехнические решения: Trinova & ArchiAura (Е. Калачин)
Даты проектирования: 2013-2015 гг.
Спецификация световых приборов
Фасадное освещение: гирлянды Philips iColor Flex LM
X – 35 кВ, 35 000 точек, 700 модулей
Проект многофункционального центра во Владивостоке. ABD architects

Главной задачей данного проекта является создание современного морского фасада Владивостока, поддерживающего его статус дальневосточных ворот России. Проектом предусматривается освещение здания таким образом, чтобы подчеркнуть основные входы в МФЦ, а также выявить особенности пластики фасадов. Декоративная подсветка создает возможность использовать здание как медиаэкран и яркий акцент в центральной части Владивостока во время городских праздников и мероприятий.
С помощью встраивания системы iColor Flex LMX подчеркивается ребристая поверхность фасада, а функция динамичного освещения и использование градиентов более активно выявляют форму МФЦ.
Проект многофункционального центра во Владивостоке. ABD architects


В разделе «Реализация. Здание»

«Реконструкция с приспособлением под Центр современного искусства здания Арсенала в Нижегородском Кремле»
Бюро «Архитекторы Асс»
Центр современного искусства здания Арсенала в Нижегородском Кремле. Бюро «Архитекторы Асс»

Адрес: Нижний Новгород, Кремль, стр. 6
Дата постройки: 1843 г.
Статус: памятник архитектуры федерального значения
Автор проекта реконструкции: «архитекторы асс»
Площадь надземной части: 5292 кв. м
Даты реконструкции: 2004–2014 гг.
Центр современного искусства здания Арсенала в Нижегородском Кремле. Бюро «Архитекторы Асс»

Данные по проекту
Заказчик: ГЦСИ (Государственный центр современного искусства)
Авторский коллектив: Евгений Асс и Григор Айказян
Проект освещения и светотехнический расчет внутреннего освещения: «архитекторы асс» и компания Light & Design
Проект освещения и светотехнический расчет наружного освещения: «архитекторы асс», Light & Design (Д. Носов и М. Куликов), ERCO Lighting GmbH (московский офис)
Проект опор освещения: А. Истратов, ERCO Lighting GmbH (московский офис)
Поставщики светотехнического оборудования: компания Light & Design
Производители светотехнического оборудования: XAL GmbH, ERCO Lighting GmbH
Спецификация световых приборов
Общее внутреннее освещение: XAL GmbH (Австрия)
Экспозиционное и наружное освещение: ERCO Lighting GmbH (Германия)
 
Центр современного искусства здания Арсенала в Нижегородском Кремле. Бюро «Архитекторы Асс»

Наружное и внутреннее освещение здания Арсенала, в котором располагается Волго-Вятский филиал ГЦСИ, призвано отразить роль исторической постройки как важной современной культурной институции. Основным принципом освещения здания стало равномерное освещение исторического фасада. Фасадные светильники располагаются по осям симметрии оконных простенков. На их же опорах находятся светильники для освещения территории. Отдельно точечными светильниками подсвечивается 160-метровая скамейка, установленная перед зданием.
Экспозиционное освещение здания Арсенала основано на принципах максимального визуального комфорта, гибкости и энергоэффективности. Светодиодные регулируемые светильники на шинах позволяют получить шесть типов распределения света: четыре симметричных, от очень узкого до очень широкого, а также овальное и асимметричное – для освещения вертикальных поверхностей. Гибкость установки и направления прибора дает возможность эффективно осветить объект любого размера.
Интерьерные светильники освещают общее пространство, подчеркивают архитектурные решения, создают атмосферу, дополняют экспозиционное освещение, используются как ориентиры движения, а также являются привлекающими внимание арт-объектами.
 
Центр современного искусства здания Арсенала в Нижегородском Кремле. Бюро «Архитекторы Асс»

В разделе «Реализация. Общественный интерьер»

Станции Московского метрополитена «Лермонтовский проспект» и «Жулебино»
ОАО «Метрогипротранс»
Станция «Лермонтовский проспект». ОАО «Метрогипротранс»

Адрес: Москва, ЮВАО, район Выхино – Жулебино
Заказчик: ОАО «Институт по изысканиям и проектированию инженерных сооружений «Мосинжпроект»
Длина станционных платформ: 163 м
Общие площади по станционным комплексам: станция «Лермонтовский проспект» –
13 700 кв. м, станция «Жулебино» – 13 190 кв. м
Дата окончания строительства: 2013 г.
Станция «Лермонтовский проспект». ОАО «Метрогипротранс»

Проект: ОАО «Метрогипротранс» совместно с ООО «БПС – Бизнес Плюс Свет»
Авторский коллектив: Л. Борзенков (рук.), Т. Нагиева, С. Костиков, Н. Солдатова,
Г. Джавадова, А. Воронцова, О. Данилова, В. Уваров, М. Волович
Спецификация световых приборов
Производство светильников: ООО «Виско-М»
Поставка светильников: ООО «Объединенные Энергетические Технологии»
Платформа: светильник системы 105 для накладного монтажа; светодиодная полоса, встраиваемая в пол
Вестибюли: модульная система из светильников системы 105 под люминесцентные лампы Т5, прямого света без крышки и со сквозной акриловой крышкой; световой поручень D=60 мм, из нержавеющей стали, светильник 5х15 LED
Пешеходные переходы: линия из светильников системы 105 под люминесцентные лампы Т5
Павильоны: светильник IP54 под люминесцентные лампы 4х54W T5, настенный, встраиваемый, из нержавеющей стали, с рассеивателем из поликарбоната (разработан для данного проекта); линия из светильников системы 105, IP33, накладная, под люминесцентные лампы 4х54W T5, с акриловым рассеивателем; линия из потолочных светильников IP54 под люминесцентные лампы 3х2х54W T5 с откидной поликарбонатной крышкой шириной 300 мм
 
Станция «Жулебино». ОАО «Метрогипротранс»

В основу архитектурного облика станций заложена цветовая шкала спектра от зеленого
к красно-оранжевому, через желтый (5 цветов для станции «Лермонтовский проспект»
и 9 для «Жулебино»), которая проходит от вестибюля к вестибюлю по путевым стенам
и элементам потолочной подвесной световой конструкции станции «Лермонтовский проспект» и по колоннам платформенного участка станции «Жулебино». Вестибюли обеих станций освещены линейными светильниками, спрятанными за вертикальные рейки подшивного потолка, на которых отражаются непрерывные световые линии.
У вестибюлей обеих станций, ближайших к центру Москвы, стены выполнены в красно-оранжевом цвете в керамическом камне, который подходит со стороны вестибюля
к платформенному участку станции. У противоположных вестибюлей цвет стен – зеленый.
Станция «Жулебино». ОАО «Метрогипротранс»
***

Лауреатами смотра-конкурса стали:

В разделе «Проект»

Номинация «Освещение общественного пространства»
Проект «Измайловский ПКиО, г. Москва. Площадь Мужества»
Светодизайнер Денис Николаев
Проект «Измайловский ПКиО, г. Москва. Площадь Мужества». Светодизайнер Денис Николаев

Измайловский ПКиО расположен в ВАО г. Москвы. Парк создан решением Моссовета
в 1930 году. Период расцвета парка – сталинская эпоха. Современная территория насчитывает более 1500 га. Площадь Мужества, Музыкальная беседка и лодочная станция – доминанты проектируемой территории.

Общий проект светового оформления территории и объектов парка насчитывает более чем 20 зон и отдельных объектов.
Заказчик: администрация Измайловского парка г. Москвы
Подрядчик: ООО «Контрфорс», Москва, Волгоградский пр-т, 47
Проектировщик: ООО «Эль-Проект»
Руководитель проекта: светодизайнер Денис Николаев
Даты проектирования: октябрь 2011 – февраль 2012 г.
Спецификация световых приборов
Повседневное освещение: прожектор МГЛ, узкий луч, мощность 150 Вт, управление on/off, 10 шт.
Освещение памятников оружия Победы: светодиодный светильник, оптика wall-washer, мощность 15 Вт/м, 54 п. м.
Подсветка постаментов памятников: светодиодный прожектор RGB, мощность 36 Вт, управление DMX, 6 шт.
Подсветка стелы у Вечного огня: прожектор МГЛ, широкий луч, мощность 150 Вт, управление on/off, 10 шт.
Праздничное освещение: проектор GOBOLED (Griven, Италия) для проецирования изображений, мощность 80 Вт, управление DMX, 7 шт.; проектор GOBOSTORM (Griven, Италия), мощность 575 Вт, управление DMX, 3 шт.; видеопроектор Barco (Бельгия), потребляемая мощность 2850 Вт, управление DMX, 1 шт. Установленная мощность ОУ: 9,3 кВт

Основная задача проекта – формирование концепции освещения территории с учетом архитектурного контекста, исторического значения, функциональных особенностей и градостроительного статуса объекта. Проект разработан на основе исходного технического задания и информации, полученной в процессе фотообследования объекта, анализа чертежей и существующей световой установки. Проект предусматривает использование современного осветительного оборудования, отвечающего требованиям по безопасности, долговечности, энергоэффективности и обеспечивающего реализацию принятых проектных решений.


В разделе «Реализация»

Номинация «Освещение общественного пространства»
«Благоустройство парка «Музеон» и Крымской набережной в Москве»
Бюро «Архитекторы Асс»
Благоустройство парка «Музеон» и Крымской набережной в Москве
Фотография: предоставлена Бюро «Архитекторы Асс»

Адрес: Москва, ул. Крымский Вал, 2
Создание парка «Музеон»:1992 г.
Проект реконструкции: «архитекторы асс»
Общая площадь территории (в границах проектирования): 16,74 га
Реконструкция: 2012–2015 гг.

Заказчик: ГАУК г. Москвы «Музеон»
Авторский коллектив: Евгений Асс, Григор Айказян, Анастасия Климова
Проект освещения и светотехнический расчет: ООО «Архитекторы Асс», компания Light & Design (Д. Носов), ERCO Lighting GmbH, московский офис (А. Истратов)
Проект опор освещения: Алексей Истратов
Производители светотехнического оборудования: ERCO Lighting GmbH
Поставщики светотехнического оборудования: Light & Design
Даты проектирования: 2012–2014 гг.
Спецификация световых приборов
Тип 1. Главная аллея, ярмарка, скульптуры: светодиодный светильник ERCO Beamer Projector
Тип 2. Парковки: светодиодный светильник ERCO Parscoop Wallwasher/ ceiling washlight
Тип 3. Дорожки: светодиодный светильник ERCO Midipoll Bollard luminaire
Тип 4. Общее освещение: светодиодный светильник ERCO Beamer Projector
Тип 5. Декоративная подсветка: светодиодный светильник ERCO Grasshopper Floodlight
 
Благоустройство парка «Музеон» и Крымской набережной в Москве
Схема: предоставлена Бюро «Архитекторы Асс»

Концепция реконструкции парка «Музеон» направлена на повышение гибкости использования среды парка, создание новых общественных пространств, уплотнение и изменение типов дорожно-тропиночной сети, функциональное насыщение территории, увеличение разнообразия типов зеленых пространств и форм озеленения. Эти задачи реализуются за счет планировочных решений, создания новых функциональных и ландшафтных объектов и проектирования нового для парков Москвы типа освещения. Концепция архитектурного освещения «Музеона» предполагает зонирование пространства с помощью света. Благодаря освещению в темное время суток по всему парку достигается различная атмосфера. Вторая по важности задача – создание гибкой системы освещения для экспонатов, в большом количестве представленных в парке. Схема наружного освещения предполагает несколько типов освещения в соответствии с различным статусом парковых зон и функциональными задачами. Крупные общественные зоны – бульвар и площади – освещаются светильниками на 10-метровых опорах, расставленных с частотой 17 метров. Аллеи освещаются несколькими светильниками с 4-метровых опор. Направление и тип освещения этих светильников может меняться в зависимости от потребностей. Таким образом, с одной опоры можно осветить саму аллею, подсветить дерево и осветить скульптуру.


Номинация «Световой дизайн интерьера. Общественный интерьер»
«Представительский офис»
Ассоциация городских архитекторов, А.ГОР.А
Представительский офис. Ассоциация городских архитекторов, А.ГОР.А

Общая площадь: 650 кв. м
Заказчик: ООО «ГолдСтрой»
Авторский коллектив:
Архитекторы: Юрий Минаков, Максим Стеба, Виктория Люхина
Консультант по осветительному оборудованию: Илья Петров
Даты проектирования: ноябрь 2013 – февраль 2014
Окончание строительства: август 2014
Спецификация световых приборов
В качестве осветительного оборудования использованы современные энергосберегающие светодиодные системы.
Для подсветки стеновых панелей: гибкая, полноцветная светодиодная лента SMD 5050 RGB, которая подключена через RGB-контроллер и управляется с помощью пульта ДУ.
Потолочные светильники: профильный встраиваемый PROLICHT, светодиоды LED OPG 220V 32W IP20, анодированный алюминий; габариты 1200 х 85 х 90 мм (Россия); встраиваемый SLV Led Panel CL 136, 24В= с 96 LED 50Вт, 3000K, 2920 lm, алюминий, габаритные размеры светильника 596 x 596 x 32 мм (Германия)

Строгое решение белого интерьера холла противопоставляется открытым панорамным видам и решенным в различных цветовых гаммах кабинетам. Встроенная светодиодная подсветка добавляет геометричности и векторной динамики в глянцевое пространство холла. С помощью пульта ДУ свет может менять цветовую гамму и интенсивность под любое настроение или презентационные задачи. Оживляет интерьер холла большой, встроенный в стену морской аквариум.
Интересно световое решение большой переговорной: оставлены для обозрения коммуникации и строительные конструкции, прикрытые прозрачным тонированным подвесным потолком из стекла. Его подсветка также меняет свою интенсивность и цвет, создавая различное настроение, оставляя бетонные перекрытия и инженерные коммуникации почти на виду. В малой переговорной, напротив, реализована уютная атмосфера, создаваемая по желанию или необходимости плотными шторами, отделкой из натурального дерева (в противовес глянцу холла) и точечным освещением переговорного стола. Однако здесь возможна также и полная открытость – шторы отодвигаются, большие стеклянные двери, закрепленные на «воздушных» рельсах, раздвигаются – и взгляду открывается вся комната, наполненная теплым светом.

Номинация «Световой дизайн интерьера. Общественный интерьер»
«Гармония стихий». Вестибюли и общественные зоны ЖК «Доминион»
Бюро IQ Studio
Вестибюли и общественные зоны ЖК «Доминион». Бюро IQ Studio

Адрес: Москва, Ломоносовский пр-т, 25
Общая площадь: 16 000 кв. м
Заказчик: ЗАО «Интеко»
Авторский коллектив: Эрик Валеев (рук. маст.), Владимир Могунов, Мария Дианова, Юлия Жулина, Янина Копытова, Павел Тютюнник, Ольга Ивлева
Поставщики освещения: «Зеон», «Неон проект», Smart and Bright, XAL
Даты проектирования: 2009‑2014 гг.
Дата реализации: 2014 г.
Спецификация световых приборов
Встраиваемые светодиодные светильники (теплый белый свет 3000 K):
тип 1: d=694xH189, 36x4 Вт, 9000 Lm
тип 2: d=394xH85, 15x4 Вт, 3750 Lm
тип 3: d=165, 3x4 Вт, 750 Lm
Подвесной светильник d=950/560xH1200, 95 Вт, 9000 Lm
Светодиодный светильник RGB в коробе, 6,1 Вт/м
Встраиваемые в пол светильники 113х113хH85, 5 Вт
Встраиваемые в стену светильники 113х113хH85, 5 Вт
Люминесцентные светильники (лампы Osram; цветность 865 или 965): L=895, d=26, 30 Вт
Светодиодная лента 6,1 Вт/м (белого теплого свечения 3000 K)
Потребляемая мощность на 1 вестибюль: около 650 Вт
Освещенность вестибюля: 250 люкс
Температура освещения: 3000 К

Вестибюли и общественные зоны типовых этажей трех 10-подъездных корпусов ЖК «Доминион» должна была объединять общая тема, при этом необходимо было сделать дизайн каждого корпуса индивидуальным. Тема первичных природных элементов, «земли», «воды» и «огня», удачно легла в эту канву. Человек, проходя сквозь эти пространства, окунается в другой мир, мир природы, спокойствия, умиротворения, свободный от суеты повседневной жизни.
К каждой теме было подобрано специальное освещение. К «земле» – теплый скрытый свет стен, на контрасте с холодным из раскрытий в потолке, как если бы дневной свет проникал в пещеру. К «воде» – более абстрактный, отраженный от зеркальных поверхностей. К «огню» – искры потолка, пламя панно из оникса и пр. Практически весь свет построен на светодиодах, что позволило в значительной степени снизить энергозатраты, не жертвуя художественной выразительностью.


Номинация «Световой дизайн интерьера. Общественный интерьер»
«Офис компании НТВ»
Бюро Proektor
Офис компании НТВ. Бюро Proektor

Адрес: г. Москва, ул. Аргуновская, д. 5
Общая площадь: 7112,5 кв. м
Заказчик: телекомпания НТВ
Авторский коллектив: Т. Кононова (ГАП), М. Левин, архитектор
Даты проектирования 2010 г.
Дата реализации: 2011 г.

Офис телекомпании НТВ разместился на восьми этажах недавно отстроенного здания неподалеку от телецентра. Исключительно административная функция данного пространства тем не менее должна была быть оформлена в узнаваемом фирменном стиле телекомпании. Поскольку заказчик видел его светлым, открытым, современным и цельным, вне зависимости от ранга сотрудников, занимающих то или иное помещение, за основу был взят скандинавский подход к дизайну, где преобладает легкость, прозрачность, технологичность. Фойе офиса – наиболее яркая имиджевая зона. Световые панели в облицовке стен и опорных колонн создают ощущение строгости и комфорта; фитостены добавляют уюта. Информационное табло становится крупным декоративным элементом, связанным с дизайном стойки рецепции, которая придумана как аллюзия на телестудию. Святящаяся карта на ее задней стене отображает зоны вещания компании. Световая лента на потолке указывает посетителю направление движения в сторону лифтового холла. Тема светового луча становится лейтмотивом в декоративном решении офиса – тонкие светящиеся линии, похожие на пробившиеся солнечные лучи, возникают в коридорах и холлах. Их органично дополняют «зеленые» фитостены, которые создают благоприятный фон для трудовых будней. Иногда световые панно и фитостены совмещаются в виде панели со светодиодной подсветкой и увеличенным изображением природных мотивов.

В номинации «Портфолио»

Светотехническая компания «МТ Электро»
Концепция освещения фасада здания Эрмитажа (Главный штаб). Светотехническая компания «МТ Электро»

Компания была основана в 1996 году и за прошедшие годы реализовала более 400 проектов различной сложности и масштаба.Основным принципом работы является системный, комплексный подход к решению задач освещения. Компания выполняет следующие проекты освещения, без привлечения подрядных организаций: архитектурно-художественное освещение, освещение спортивных сооружений, объектов промышленного назначения, железнодорожных объектов, внутреннее освещение (жилых помещений, торговых и бизнес-центров), уличное и дорожное освещение, комплексные решения в освещении городов (разработка светопланировочных структур). В проектах «МТ Электро» найден баланс эстетики и функциональности, искусственности и естественности. На основе локальной идентичности компания формирует российский стиль световой среды, характеризующийся живым, активным и коммуникационным светодизайном. В своей работе компания «МТ Электро» использует продукцию европейских, азиатских и российских поставщиков, контролируя оптимальное соотношение цены и качества. Компания «МТ Электро» регулярно участвует в общероссийских и международных конференциях и конкурсах.


В номинации «Премьера на российском рынке»

«Подвесной светодиодный светильник NIMB»
Дизайнер Эдуард Жегалин, производитель «МДМ-Лайт»
Подвесной светодиодный светильник NIMB. Дизайнер Эдуард Жегалин, производитель «МДМ-Лайт»

Источник света: LED
Габаритные размеры: внешний диаметр 1500/2000 мм
Мощность: 150/257 Вт (ЭКО), 315/540 Вт
Световой поток: 15 407/ 26 413 лм (ЭКО), 29 396/ 50 394 лм
Цветовая температура: 3000/4000 К
Степень защиты (IP): 40
Светотехнические характеристики светильника подтверждены сертификатом соответствия по системе сертификации ГОСТ Р Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Светодиодный крупногабаритный светильник NIMB разработан специально для освещения просторных помещений – атриумов, холлов и галерей общественных
и коммерческих пространств. Модель позволяет учитывать специфику таких объектов, совмещая эффективность и уникальный дизайн с высокой степенью комфорта света. Изначально светильник задумывался как функционально-декоративное решение, которое бы не просто обеспечивало необходимый уровень освещенности, а еще и привлекало внимание к любому объекту благодаря эффектной форме и внушительным размерам. Несмотря на свои габариты, NIMB создает впечатление легкости и воздушности. Этому способствует сквозная часть формы, предоставляющая возможность для безграничного творчества, воплощения идей дизайнеров и архитекторов. Светильник имеет два типоразмера – 1500 и 2000 мм в диаметре, диммируемый вариант («1-10» или DALI) и эковерсию пониженной мощности. При всей своей декоративности NIMB имеет высочайшую эффективность: за счет светопропускных особенностей материала корпуса световая отдача светильника достигает 87 лм/Вт, а большие габариты обеспечивают световой поток до 52 000 лм. Равномерная засветка корпуса, отсутствие пикселизации, коэффициент пульсации менее 1%, срок службы более 50 тысяч часов также являются преимуществами этой модели.

Организаторы фестиваля «Световая архитектура» президент СМА Николай Шумаков и куратор спецпроектов СМА Елена Петухова. Фотография: Юлия Купцова / Моссвет
 
Жюри конкурса:
  • Щепетков Николай Иванович, заведующий кафедрой «Архитектурной физики» Московского архитектурного института. Председатель жюри
  • Айзенберг Юлиан Борисович, доктор технических наук, профессор, главный редактор журнала «Светотехника», генеральный директор Московского дома света
  • Амбрози Диего, руководитель ключевых проектов компании Disano Illuminazione S.P.A (Италия)
  • Ефимов Андрей Владимирович, заведующий кафедрой «Дизайн Архитектурной среды» Московского Архитектурного института
  • Пилосов Александр Могенович, начальник Управления архитектурно-художественного облика города Москвы
  • Шумаков Николай Иванович, Президент Союза московских архитекторов, член Архитектурного совета Москвы, академик Российской академии художеств
  • Цветкова Ирина Геннадьевна, главный специалист ГУП «ГлавАПУ»
–>

06 Апреля 2015

Похожие статьи
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Пресса: Засветились по полной
Освещение исторических зданий в столице – вопрос не праздный. Эти объекты требуют деликатного подхода, а такой профессии, как светодизайнер, в России пока не существует. О специфике работы осветителей исторических ансамблей в рамках прошедшего в столице фестиваля «Световая архитектура» рассказали эксперты в области светодизайна.
За свет в архитектуре
В Москве подвели итоги фестиваля «Световая архитектура» и одноименного смотра-конкурса. Представляем имена и проекты победителей с комментарием руководителя оргкомитета фестиваля Елены Петуховой.
Пресса: В Доме архитектора открылся фестиваль «Световая архитектура-2015»
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов принял участие в церемонии открытия Фестиваля «Световая архитектура» в Центральном доме архитектора, посвященного широкому кругу вопросов, связанных с архитектурно-художественным освещением.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Сейчас на главной
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.