16.07.2016

Мастер подвижных сил

Умер Борис Стучебрюков.

информация:

  • архитектор:
    Борис Стучебрюков
  • мастерская:
    ABD architects

Борис Стучебрюков. 1950–2016
Борис Стучебрюков. 1950–2016

Больше двадцати последних лет Борис Стучебрюков был коллегой Бориса Левянта по руководству ABD architects, «заместителем генерального директора по проектированию», по его собственным словам – строил дома, и многое заставляет думать, что некоторая значительная часть формообразования архитектуры ABD исходила именно от него. Хотя архитекторы не раз подчеркивали, что не вмешиваются в работу ГАПов бюро, предоставляя им свободу и ответственность, но некоторые созвучия между кинетическими объектами, которые Стучебрюков делал и выставлял начиная в восьмидесятых, хочется видеть. Есть в некоторых проектах ABD поэтика простого-сложного механизма, попадающая в резонанс с его самонапряженными структурами, одновременно невероятными и элементарными. «Галатея» из 22 250 лезвий похожа на ежа, медузу и стадионы мировых «звезд», увиденные из самолета, но в отличие от стадионов, она подвижна.

Объект «Галатея» на фестивале Science Art:


Сходство архитектуры и объекта может быть и не важно, а может быть и неправдой, случайностью. Правда то, что Борис Стучебрюков серьёзно относился к архитектурной морали и этике, как с точки зрения качества работы, так и соблюдения всех норм. Не жаловался на опыт проектирования панельных домов в Мосгражданпроекте, а ценил его (см. интервью). Уважал организационный опыт и «умение работать» иностранных коллег, но не считал, что русские архитекторы слабее их творчески. Любил русский рационализм двадцатых и считал себя его последователем, а в 2000 устроил ретроспективную выставку своих кинетических работ, сопоставив их с механизмами XIX века Пафнутия Чебышева. Интерес к корням совершенно не приводил у него к копированию и повторениям, даже авангарда. У Стучебрюкова получался какой-то собственный рационализм. Рациональный, но не минималистичный, красивый, но не чрезмерный. Что возвращает к кинетическим объектам, о которых Вячеслав Колейчук написал в каталоге кинетизма, что «в руках автора стальная «ткань» начинает переливаться», и что они имеют большой игровой потенциал (1994, см. цитату из каталога). Действительно, «ежа» из лезвий так и хочется взять в руки, пусть даже в перчатках.

Борис Стучебрюков рассказывает о своих объектах:


Борис Дмитриевич Стучебрюков родился в 1950 в Южно-Сахалинске, изучал химию в московском Институте тонкой химической технологии, учился в Университете Томска. Специальность архитектора получил в 1980 в московском Институте землеустройства, где в то время преподавали Андрей Владимирович Иконников и Селим Омарович Хан-Магомедов. С 1985 член Союза архитекторов, с 1994 член Московского союза художников.

Скорбим и помним.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Марк Сафронов
  • Михаил Канунников
  • Антон Яр-Скрябин
  • Роман Леонидов
  • Сергей Труханов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Васильев
  • Юрий Сафронов
  • Наталья Сидорова
  • Александр Попов
  • Антон Лукомский
  • Никита Явейн
  • Владимир Плоткин
  • Николай Миловидов
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Селивохин
  • Олег Мединский
  • Владимир Биндеман
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Бровкин
  • Константин Ходнев
  • Андрей Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Илья Машков
  • Алексей Курков
  • Тотан Кузембаев
  • Юлий Борисов
  • Антон Ладыгин
  • Олег Шапиро
  • Антон Бондаренко
  • Рустам Керимов
  • Вера Бутко
  • Анатолий Столярчук
  • Андрей Гнездилов
  • Зураб Басария
  • Сергей Сенкевич
  • Екатерина Грень
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Орешкин
  • Евгений Герасимов
  • Даниил Лоренц
  • Полина Воеводина
  • Антон Барклянский
  • Юлия Тряскина
  • Валерия Преображенская
  • Иван Кожин
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Бирюков
  • Александр Скокан
  • Станислав Белых
  • Василий Крапивин
  • Олег Карлсон
  • Никита Токарев
  • Андрей Романов
  • Сергей Скуратов
  • Карен Сапричян
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Надточий
  • Валерий Лукомский
  • Александр Асадов
  • Павел Андреев
  • Наталия Зайченко
  • Арсений Леонович
  • Александра Кузьмина
  • Илья Уткин
  • Алексей Гинзбург
  • Игорь Шварцман

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи