Для испытаний на прочность

В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

24 Декабря 2019
mainImg

Архитектор:

Борис Стучебрюков
Борис Левянт

Мастерская:

ABD architects
Аврора Груп

Проект:

Научно-технический центр в Сколково
Россия, Москва, д. Сколково

Авторский коллектив:
Концепция, стадия ПП – ABD architects
Руководитель: Б. Левянт
Зам.рук-ля: Б. Стучебрюков
Главные архитекторы проекта: И. Левянт, Д. Спивак
Директор по управлению проектами: А. Корзенкова
Главный инженер проекта: В. Лагунов

Генпроектировщик, стадия РД – Aurora Group
 

2015 – 2019

Заказчик: ОАО «ТМК»
Мы уже рассказывали о проекте здания Научно-технического центра «Трубной металлургической компании» в Сколково. В 2015 году ABD architects выиграли закрытый конкурс, проведенный заказчиком, обойдя таких нешуточных конкурентов, как бюро Стефано Боэри, Eller&Eller и небезызвестный NBBJ. Теперь здание реализовано и официально открыто; компания Бориса Левянта выполнила стадии эскизной концепции и ПП; РД и авторский надзор осуществила компания Aurora Group. В конце ноября руководство компании и архитекторы провели пресс-показ новой штаб-квартиры и исследовательского центра ТМК в Сколково.

Трубная металлургическая компания ТМК, основанная в России в 2001 году, специализируется прежде всего на производстве стальных труб для нефтегазовой промышленности. Она входит в тройку мировых лидеров своей отрасли, объединяет около 20 компаний на двух континентах, имеет офис в Хьюстоне, поставляет продукцию в 80 стран.
Примеры труб, выпускаемых ТМК, на выставке в вестибюле здания в Сколково. Научно-технический центр ТМК в Сколково
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Новое представительское здание ТМК, объединенное с ее исследовательскими стендами и лабораториями, расположено недалеко от Минского шоссе, в северной части научно-исследовательского района Сколково D4, территория которого пока еще мало освоена. Через дорогу от ТМК построен исследовательский центр компании «Сибур Инновации», которая занимается полимерами, а на соседнем участке строится здание международной роботостроительной компании FANUC. С противоположной стороны, на въезде, начала функционировать парковка; в остальном территория D4 пока пустует, так что ТМК – один из ее первых «поселенцев».
author photo

Борис Левянт, руководитель ABD architects

«Ключевая особенность здания – его многофункциональность. Оно объединяет цех с крупногабаритным оборудованием для испытаний продукции металлопроката, исследовательские лаборатории, офисную и представительскую части, конференц-зал. Согласовывать и проходить экспертизу пришлось многократно. В целом мы довольны результатом, на мой взгляд, проект достаточно успешный».

Здание занимает узкий протяженный участок между Большим Бульваром и улицей Вильгельма Рентгена, отделяющей территорию иннограда от новопостроенного ЖК «Славянка», достаточно характерного примера замкадовского строительства, чье присутствие в качестве сценического задника возвращает наблюдателя из заоблачных мыслей об инновациях к реальности. Впрочем, от соседства можно и абстрагироваться. Итак, новый научно-технический центр состоит из двух частей: длинного прямоугольника испытательного полигона и небольшого почти кубического объема офисно-представительской части.
Научно-технический центр в Сколково
Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects

Первый, технический корпус предназначен для экспериментальных исследований и представляет собой ангар с цельным внутренним пространством высотой около 15 м. Стенды, предназначенные для испытания металлических труб на прочность, отчасти углублены в землю; продуман механизм, закрывающий их внушительными плитами. Поскольку два корпуса состыкованы между собой, предусмотрена возможность наблюдать за испытаниями труб и их результатами через стеклянную стену представительской части комплекса, располагая эффектным обзором всего ангара сверху. Но два здания разделяет деформационный шов, и фундаменты также отдельные, поскольку испытания проводятся прежде всего с целью исключить разрывы труб и нагрузки применяются внушительные.
Внутреннее пространство технического корпуса через окно в представительском здании. Научно-технический центр ТМК в Сколково
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Испытательный стенд в техническом корпусе. Научно-технический центр ТМК в Сколково
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Фасады технического корпуса декорированы панелями светло-серого прорезного металла, которые, с одной стороны, подчеркивают его инженерно-исследовательское назначение, – хотя бы потому, что за ажурным экраном хорошо видны несущие его конструкции и темная изнанка внутренних стен. С другой стороны, горизонтальные прорези издали похожи на ленточные окна, что позволило визуально структурировать объем, избежав чрезмерного техницизма в восприятии. Иными словами, издали промышленный ангар выглядит как здание с окнами. Настоящих окон на фасадах испытательного корпуса, однако, нет – его пространство получает естественный свет сверху через множество небольших проемов, равномерно распределенных на плоской кровле: они планировались круглыми, а получились квадратными.
Научно-технический центр в Сколково. Общий вид со стороны бульвара
© ABD architects

Круги, впрочем, сохранились в благоустройстве, также спроектированном ABD architects. Циркульные газоны с деревьями и без рассыпаны строго по сетке, но различие диаметров делает их живописным горохом. Если бы окна испытательного корпуса оставались круглыми, при взгляде сверху, с коптера или «из космоса» возникал бы эффект плавного «растворения» здания в пространстве.
Научно-технический центр в Сколково
Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects

Репрезентативный объем штаб-квартиры обращен к Большому бульвару. Он выше на три этажа и похож на стеклянную «голову» перед металлическим «хвостом» – эффект особенно ощущается благодаря выступу эркера, в котором размещены VIP-апартаменты руководства, с выходами на террасы эксплуатируемой кровли с двух сторон. Северо-западный угол штаб-квартиры, обращенный ко въезду, расширен кверху и слегка заострен, стеклянная поверхность обращенного к бульвару западного фасада деликатно, но заметно изогнута. Второй угол, юго-западный, напротив, скруглен – стеклянный объем в этой части продолжен в глубину вдоль технического корпуса. Стыковка двух разнофункциональных зданий, таким образом, наделяет его двумя «лицами»: на въезде, где острый угол оттеняет соседство испытательного ангара, акцентирована техногенность, а взгляду со стороны иннограда предстает граненый изгиб, чья внешность в большей степени городская, чем промышленная.
Научно-технический центр в Сколково
Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects

Важная составляющая образности представительской части – штриховка подсветки полос межэтажных перекрытий, подобная другому офисному проекту ABD architects, БЦ Принципал плаза на проспекте 60-летия Октября. Рисунок светящихся полос основан на равномерном чередовании, подобном плетению ткани: три элемента светятся, один нет, – он складывается в крупные зигзаги и служит своего рода световым скелетом, организующим по вечерам неравномерное свечение прозрачных фасадов.
  • zooming
    1 / 6
    Научно-технический центр в Сколково
    Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects
  • zooming
    2 / 6
    Научно-технический центр в Сколково
    © ABD architects
  • zooming
    3 / 6
    Научно-технический центр в Сколково
    Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects
  • zooming
    4 / 6
    Научно-технический центр в Сколково
    Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects
  • zooming
    5 / 6
    Научно-технический центр в Сколково
    Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects
  • zooming
    6 / 6
    Научно-технический центр в Сколково
    Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects

В тот же зигзагообразный ритм вписаны вентиляционные щели, забранные мелкой металлической решеткой. Золотистой решеткой, следуя той же зигзагообразной логике, планировалось покрыть и часть окон. Но в итоговом варианте решетки заменили шелкографией с изображением облаков: изнутри рисунок виден при близком рассмотрении, а снаружи создает, скорее, эффект разнотоновых стекол.
Шелкография на окнах, взгляд изнутри. Научно-технический центр ТМК в Сколково
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Интерьер представительской части объединен вокруг высокого узкого атриума с лестницей, разделенной ярко-оранжевой перегородкой: фирменные цвета компании черный и красно-оранжевый. Вскоре в пространстве атриума планируется вывесить арт-объект, изображающий гигантскую каплю раскаленного металла, но, конечно, выполненную из легкого материала. Другой предмет искусства – а представители компании ТМК подчеркивают ее заинтересованность в поддержке искусства и художников, – воспроизведенная на стекле вестибюля увеличенная картина художника первой половины XX века Ивана Слюсарева с видом Златоустовского завода, одного из старейших уральских металлургических производств.
  • zooming
    1 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. План -1 этажа
    © ABD architects
  • zooming
    2 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. План 1 этажа
    © ABD architects
  • zooming
    3 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. План 2 этажа
    © ABD architects
  • zooming
    4 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. План 3 этажа
    © ABD architects
  • zooming
    5 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. План типового (4-5) этажа
    © ABD architects
  • zooming
    6 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. План типового 6 этажа
    © ABD architects
  • zooming
    7 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. План кровли
    © ABD architects
  • zooming
    8 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. Разрез
    © ABD architects
  • zooming
    9 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. Разрезы
    © ABD architects
  • zooming
    10 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. Ситуационный план
    © ABD architects

Интерьеры решены нейтрально и технично. Исследовательские лаборатории выходят в коридор стеклянными стенами – это иллюстрирует открытость процесса в духе современной концепции live и, кроме того, позволяет проводить экскурсии, не прерывая работы специалистов. Здание технологично во многих отношениях: на пресс-показе было озвучено, что 40% бюджета здания, в целом составившего 5 млрд рублей, ушло на собственно строительство, еще 40% было потрачено на исследовательское оборудование испытательных стендов и лабораторий, 5% на мебель и интерьеры, и 15% на мультимедийное оборудование, в том числе для видеоконференций, так как компания объединяет множество представительств и производств в разных частях света. Интерьер в офисной части – им, как и медийным оснащением, занималась компания Pridex – решен как модифицированный open space: рабочие места выстроены своего рода «змейкой», которая обеспечивает сотрудникам некоторую степень приватности. Решение потолка также гибридно: он не зашит и не раскрыт полностью – конструкции и коммуникации прикрыты множеством панелей-лепестков, которые, с одной стороны, отражают свет и работают на ощущение определенной степени уюта, но, с другой стороны, не «срезают» высоту, оставляя настоящий потолок доступным для взгляда.

Согласно правилам Сколково, здание должно получить сертификат энергоэффективности, что было предусмотрено проектом ABD architects и поддержано последующими проектировщиками. Максим Неретин, представитель Aurora Group, выполнявшей функцию генпроектировщика и разработчика РД, рассказывает: «Был подписан договор на сопровождение проекта сертифицированной компанией, которая осуществляла подсчёт баллов для получения сертификата LEED. Также она консультировала по вопросам проектирования и реализации проекта с целью получения сертификата. В настоящий момент, когда здание построено, договор с данным консультантом все ещё является действующим. Сейчас осуществляется финальный подсчёт баллов. В первой половине следующего года Aurora Group планирует получить целевой сертификат LEED Silver».

Архитектор:

Борис Стучебрюков
Борис Левянт

Мастерская:

ABD architects
Аврора Груп

Проект:

Научно-технический центр в Сколково
Россия, Москва, д. Сколково

Авторский коллектив:
Концепция, стадия ПП – ABD architects
Руководитель: Б. Левянт
Зам.рук-ля: Б. Стучебрюков
Главные архитекторы проекта: И. Левянт, Д. Спивак
Директор по управлению проектами: А. Корзенкова
Главный инженер проекта: В. Лагунов

Генпроектировщик, стадия РД – Aurora Group
 

2015 – 2019

Заказчик: ОАО «ТМК»

24 Декабря 2019

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.