Для испытаний на прочность

В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

24 Декабря 2019
mainImg
Архитектор:
Борис Стучебрюков
Борис Левянт
Мастерская:
ABD architects
Aurora Group
Проект:
Научно-технический центр в Сколково
Россия, Москва, д. Сколково

Авторский коллектив:
Концепция, стадия ПП – ABD architects
Руководитель: Б. Левянт
Зам.рук-ля: Б. Стучебрюков
Главные архитекторы проекта: И. Левянт, Д. Спивак
Директор по управлению проектами: А. Корзенкова
Главный инженер проекта: В. Лагунов

Генпроектировщик, стадия РД – Aurora Group
 

2015 — 2015 / 2016 — 2019

Заказчик: ОАО «ТМК»
Подрядчик: EPCM
 
Мы уже рассказывали о проекте здания Научно-технического центра «Трубной металлургической компании» в Сколково. В 2015 году ABD architects выиграли закрытый конкурс, проведенный заказчиком, обойдя таких нешуточных конкурентов, как бюро Стефано Боэри, Eller&Eller и небезызвестный NBBJ. Теперь здание реализовано и официально открыто; компания Бориса Левянта выполнила стадии эскизной концепции и ПП; РД и авторский надзор осуществила компания Aurora Group. В конце ноября руководство компании и архитекторы провели пресс-показ новой штаб-квартиры и исследовательского центра ТМК в Сколково.

Трубная металлургическая компания ТМК, основанная в России в 2001 году, специализируется прежде всего на производстве стальных труб для нефтегазовой промышленности. Она входит в тройку мировых лидеров своей отрасли, объединяет около 20 компаний на двух континентах, имеет офис в Хьюстоне, поставляет продукцию в 80 стран.
Примеры труб, выпускаемых ТМК, на выставке в вестибюле здания в Сколково. Научно-технический центр ТМК в Сколково
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Новое представительское здание ТМК, объединенное с ее исследовательскими стендами и лабораториями, расположено недалеко от Минского шоссе, в северной части научно-исследовательского района Сколково D4, территория которого пока еще мало освоена. Через дорогу от ТМК построен исследовательский центр компании «Сибур Инновации», которая занимается полимерами, а на соседнем участке строится здание международной роботостроительной компании FANUC. С противоположной стороны, на въезде, начала функционировать парковка; в остальном территория D4 пока пустует, так что ТМК – один из ее первых «поселенцев».
author photo

Борис Левянт, руководитель ABD architects

«Ключевая особенность здания – его многофункциональность. Оно объединяет цех с крупногабаритным оборудованием для испытаний продукции металлопроката, исследовательские лаборатории, офисную и представительскую части, конференц-зал. Согласовывать и проходить экспертизу пришлось многократно. В целом мы довольны результатом, на мой взгляд, проект достаточно успешный».

Здание занимает узкий протяженный участок между Большим Бульваром и улицей Вильгельма Рентгена, отделяющей территорию иннограда от новопостроенного ЖК «Славянка», достаточно характерного примера замкадовского строительства, чье присутствие в качестве сценического задника возвращает наблюдателя из заоблачных мыслей об инновациях к реальности. Впрочем, от соседства можно и абстрагироваться. Итак, новый научно-технический центр состоит из двух частей: длинного прямоугольника испытательного полигона и небольшого почти кубического объема офисно-представительской части.
Научно-технический центр в Сколково
Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects

Первый, технический корпус предназначен для экспериментальных исследований и представляет собой ангар с цельным внутренним пространством высотой около 15 м. Стенды, предназначенные для испытания металлических труб на прочность, отчасти углублены в землю; продуман механизм, закрывающий их большими плитами. Поскольку два корпуса состыкованы между собой, предусмотрена возможность наблюдать за испытаниями труб и их результатами через стеклянную стену представительской части комплекса, располагая эффектным обзором всего ангара сверху. Но два здания разделяет деформационный шов, и фундаменты также отдельные, поскольку испытания проводятся прежде всего с целью исключить разрывы труб и нагрузки применяются внушительные.
Внутреннее пространство технического корпуса через окно в представительском здании. Научно-технический центр ТМК в Сколково
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Испытательный стенд в техническом корпусе. Научно-технический центр ТМК в Сколково
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Фасады технического корпуса декорированы панелями светло-серого прорезного металла, которые, с одной стороны, подчеркивают его инженерно-исследовательское назначение, – хотя бы потому, что за ажурным экраном хорошо видны несущие его конструкции и темная изнанка внутренних стен. С другой стороны, горизонтальные прорези издали похожи на ленточные окна, что позволило визуально структурировать объем, избежав чрезмерного техницизма в восприятии. Иными словами, издали промышленный ангар выглядит как здание с окнами. Настоящих окон на фасадах испытательного корпуса, однако, нет – его пространство получает естественный свет сверху через множество небольших проемов, равномерно распределенных на плоской кровле: они планировались круглыми, а получились квадратными.
Научно-технический центр в Сколково. Общий вид со стороны бульвара
© ABD architects

Круги, впрочем, сохранились в благоустройстве, также спроектированном ABD architects. Циркульные газоны с деревьями и без рассыпаны строго по сетке, но различие диаметров делает их живописным горохом. Если бы окна испытательного корпуса оставались круглыми, при взгляде сверху, с коптера или «из космоса» возникал бы эффект плавного «растворения» здания в пространстве.
Научно-технический центр в Сколково
Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects

Репрезентативный объем штаб-квартиры обращен к Большому бульвару. Он выше на три этажа и похож на стеклянную «голову» перед металлическим «хвостом» – эффект особенно ощущается благодаря выступу эркера, в котором размещены VIP-апартаменты руководства, с выходами на террасы эксплуатируемой кровли с двух сторон. Северо-западный угол штаб-квартиры, обращенный ко въезду, расширен кверху и слегка заострен, стеклянная поверхность обращенного к бульвару западного фасада деликатно, но заметно изогнута. Второй угол, юго-западный, напротив, скруглен – стеклянный объем в этой части продолжен в глубину вдоль технического корпуса. Стыковка двух разнофункциональных зданий, таким образом, наделяет его двумя «лицами»: на въезде, где острый угол оттеняет соседство испытательного ангара, акцентирована техногенность, а взгляду со стороны иннограда предстает граненый изгиб, чья внешность в большей степени городская, чем промышленная.
Научно-технический центр в Сколково
Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects

Важная составляющая образности представительской части – штриховка подсветки полос межэтажных перекрытий, подобная другому офисному проекту ABD architects, БЦ Принципал плаза на проспекте 60-летия Октября. Рисунок светящихся полос основан на равномерном чередовании, подобном плетению ткани: три элемента светятся, один нет, – он складывается в крупные зигзаги и служит своего рода световым скелетом, организующим по вечерам неравномерное свечение прозрачных фасадов.
  • zooming
    1 / 6
    Научно-технический центр в Сколково
    Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects
  • zooming
    2 / 6
    Научно-технический центр в Сколково
    © ABD architects
  • zooming
    3 / 6
    Научно-технический центр в Сколково
    Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects
  • zooming
    4 / 6
    Научно-технический центр в Сколково
    Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects
  • zooming
    5 / 6
    Научно-технический центр в Сколково
    Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects
  • zooming
    6 / 6
    Научно-технический центр в Сколково
    Фотограф © Даниил Анненков/предоставлено ABD architects

В тот же зигзагообразный ритм вписаны вентиляционные щели, забранные мелкой металлической решеткой. Золотистой решеткой, следуя той же зигзагообразной логике, планировалось покрыть и часть окон. Но в итоговом варианте решетки заменили шелкографией с изображением облаков: изнутри рисунок виден при близком рассмотрении, а снаружи создает, скорее, эффект разнотоновых стекол.
Шелкография на окнах, взгляд изнутри. Научно-технический центр ТМК в Сколково
Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Интерьер представительской части объединен вокруг высокого узкого атриума с лестницей, разделенной ярко-оранжевой перегородкой: фирменные цвета компании черный и красно-оранжевый. Вскоре в пространстве атриума планируется вывесить арт-объект, изображающий гигантскую каплю раскаленного металла, но, конечно, выполненную из легкого материала. Другой предмет искусства – а представители компании ТМК подчеркивают ее заинтересованность в поддержке искусства и художников, – воспроизведенная на стекле вестибюля увеличенная картина художника первой половины XX века Ивана Слюсарева с видом Златоустовского завода, одного из старейших уральских металлургических производств.
  • zooming
    1 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. План -1 этажа
    © ABD architects
  • zooming
    2 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. План 1 этажа
    © ABD architects
  • zooming
    3 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. План 2 этажа
    © ABD architects
  • zooming
    4 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. План 3 этажа
    © ABD architects
  • zooming
    5 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. План типового (4-5) этажа
    © ABD architects
  • zooming
    6 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. План типового 6 этажа
    © ABD architects
  • zooming
    7 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. План кровли
    © ABD architects
  • zooming
    8 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. Разрез
    © ABD architects
  • zooming
    9 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. Разрезы
    © ABD architects
  • zooming
    10 / 10
    Научно-технический центр в Сколково. Ситуационный план
    © ABD architects

Интерьеры решены нейтрально и технично. Исследовательские лаборатории выходят в коридор стеклянными стенами – это иллюстрирует открытость процесса в духе современной концепции live и, кроме того, позволяет проводить экскурсии, не прерывая работы специалистов. Здание технологично во многих отношениях: на пресс-показе было озвучено, что 40% бюджета здания, в целом составившего 5 млрд рублей, ушло на собственно строительство, еще 40% было потрачено на исследовательское оборудование испытательных стендов и лабораторий, 5% на мебель и интерьеры, и 15% на мультимедийное оборудование, в том числе для видеоконференций, так как компания объединяет множество представительств и производств в разных частях света. Интерьер в офисной части – им, как и медийным оснащением, занималась компания Pridex – решен как модифицированный open space: рабочие места выстроены своего рода «змейкой», которая обеспечивает сотрудникам некоторую степень приватности. Решение потолка также гибридно: он не зашит и не раскрыт полностью – конструкции и коммуникации прикрыты множеством панелей-лепестков, которые, с одной стороны, отражают свет и работают на ощущение определенной степени уюта, но, с другой стороны, не «срезают» высоту, оставляя настоящий потолок доступным для взгляда.

Согласно правилам Сколково, здание должно получить сертификат энергоэффективности, что было предусмотрено проектом ABD architects и поддержано последующими проектировщиками. Максим Неретин, представитель Aurora Group, выполнявшей функцию генпроектировщика и разработчика РД, рассказывает: «Был подписан договор на сопровождение проекта сертифицированной компанией, которая осуществляла подсчёт баллов для получения сертификата LEED. Также она консультировала по вопросам проектирования и реализации проекта с целью получения сертификата. В настоящий момент, когда здание построено, договор с данным консультантом все ещё является действующим. Сейчас осуществляется финальный подсчёт баллов. В первой половине следующего года Aurora Group планирует получить целевой сертификат LEED Silver».

Архитектор:
Борис Стучебрюков
Борис Левянт
Мастерская:
ABD architects
Aurora Group
Проект:
Научно-технический центр в Сколково
Россия, Москва, д. Сколково

Авторский коллектив:
Концепция, стадия ПП – ABD architects
Руководитель: Б. Левянт
Зам.рук-ля: Б. Стучебрюков
Главные архитекторы проекта: И. Левянт, Д. Спивак
Директор по управлению проектами: А. Корзенкова
Главный инженер проекта: В. Лагунов

Генпроектировщик, стадия РД – Aurora Group
 

2015 — 2015 / 2016 — 2019

Заказчик: ОАО «ТМК»
Подрядчик: EPCM
 

24 Декабря 2019

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.