English version

Сказка о городе

Закончено строительство первой очереди «Микрогорода «В лесу». Этот проект – во многом манифест, так что событие заслуживает внимания.

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
Россия, Москва, Пятницкое шоссе

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Алексей Ильин
Главные архитекторы проекта: Галина Чембаева, Владимир Башилов
Главные инженеры проекта: Людмила Макухина, Андрей Макухин
Архитекторы: Мария Кутовски, Майя Ганченкова, Наталья Шитвина, Софья Васильева, Светлана Растебина, Любовь Богдашкина, Марина Половецкая, Дарья Константинова, Елена Федорова, Денис Ефимцев, Денис Швейкин.

Авторы проектов зданий 1-ой очереди:
Владимир Плоткин, ТПО «Резерв»; Кристоф Лангхоф (Германия); Assmann Salomon (Германия), SPEECH 

2008 — 2012 / 2011 — 2014
О проекте и концепции «Микрогорода «В лесу» мы уже рассказывали. Жилой комплекс комфорт-класса строит компания Rose Group по проекту бюро SPEECH на Пятницком шоссе, в шести километрах от Москвы. Это знаковый проект как для девелопера Rose Group, который раньше был известен строительством элитных домов в районе Остоженки; в 2011 году компания приступила к реализации проекта в новом для себя сегменте комфорт-класса, – так и для архитекторов, сделавших попытку создать здесь фрагмент гуманизированной городской ткани: с квартальной планировкой, закрытыми от машин замкнутыми дворами, магазинами и кафе не только на первых этажах, но и особенно на бульваре, который будет построен в рамках третьей очереди строительства и станет центром общественной жизни, дополнив жилую функцию торговой, культурной и рекреационной, необходимыми для полноценной городской среды.

Сейчас генеральный план «Микрогорода «В лесу» охватывает 100 гектаров, он рассчитан на 35 000 человек, запланировано восемь очередей строительства (решение о реализации нескольких объектов будет принято позже, сообразуясь с общей ситуацией на рынке – поясняют Rose Group), две школы, три детских сада. Сейчас построены три многосекционных дома первой очереди, один сад и одна школа, строятся дома второй очереди, в конце августа все перечисленное показали журналистам. 

Лил сильный дождь, и Сергей Чобан, придя на пресс-конференцию, поделился: «мы опасались, не будет ли ярковато, так как летом смотрели на фасады чаще при солнце; теперь я вижу, что эти оттенки могут поднять настроение в пасмурную погоду». 

Действительно, рельефные желтые пятна из наклоненных под разными углами алюминиевых панелей показались в тот день особенно привлекательными, похожими на сделанные мастихином по белому холсту густые мазки масляной краски – пятна солнца, пастозно положенные на фасад, чтобы их не смыл ненароком частый московский дождик. Фасады первой очереди, как известно, разработаны двумя российскими архитектурными бюро: SPEECH и ТПО «Резерв», и двумя немецкими: AssmannSalomon AS и LANGHOF. Так вот, «солнечные» пятна предложил как раз SPEECH; им вторят собранные в гармошки, и таким образом тоже рельефные, оранжевые фасады LANGHOF. «Резерву» принадлежат контрастные зигзаги и вариант с рельефной нерегулярной штриховкой белых балконов. К слову, не каждая гамма здесь солнечная: неожиданно серьезными выглядят серо-коричневый тон от AssmannSalomon и его же синие дома-пропилеи, сторожащие вход во двор шестнадцатого корпуса (к слову «Резерв», работая с такими же секциями-пропилеями семнадцатого корпуса, инвертировал решение по цвету, объемы получились парно-противоположными).
16-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
17-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
17-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
18-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
16-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
18-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
18-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов

Каждый из участников проекта сделал от двух до четырех вариантов, но что более интересно – приглашенные коллеги работали не над отдельными домами-объемами (как делалось в проекте «Грюневальд» того же бюро SPEECH, и в «Садовых кварталах» Сергея Скуратова), – а разрабатывали дизайн фасадов отдельных секций, которые потом архитекторы ведущего весь проект бюро SPEECH компоновали между собой, делая акценты на угловых и финальных секциях. В дополнение к каждому варианту фасада тот же автор делал дизайн входных групп и квартир, которые продаются с чистовой отделкой, крашеными стенами, дверьми, готовыми санузлами; продуманы разные мелочи вплоть до номерков квартир, подчиненных общему решению секции. Так что легко читаемая снаружи индивидуальность каждого решения «просачивается» внутрь, облегчая обитателям идентификацию своей части дома, ну и работая на законченность решения, разумеется. 
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов

Кроме того, секции намеренно сделаны разновысотными, 12-ти и 14-этажные объемы чередуются, тоже нерегулярно, через один-два, подчеркивая ясно обозначенное фасадами впечатление множества разных домов, стоящих в ряд. Ступенчатость линии верха усиливают выступы технических этажей, придвинутых к плоскости фасадов. Линия верха то прихотливо ломается, что вдруг успокаивается и тянется горизонталью, в целом вторя разнообразию фасадов. 
17-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
17-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов

Словом, целью архитекторов было обогатить впечатление, что, безусловно, удалось: здесь любопытно ходить, считать варианты, отмечать уже виденные, или наоборот, новые. Разработанную методику планируется использовать в других очередях, во всяком случае фасады второй очереди уже нарисованы, русские участники те же, SPEECH и «Резерв», а иностранные поменялись, теперь это немецкое бюро Ortner&Ortner и экстравагантный британец Уильям Олсоп, который предложил оформить окна разноцветными стилизованными цветочками, подхватывающими тему разноцветных рамок, уже заданную на реализованных фасадах первой очереди от AssmannSalomon. Во второй очереди произошла некоторая поляризация: все яркое ушло к Олсопу, трое других предложили дома, больше похожие на дома, частью модернистские, частью сравнительно консервативные, – что подчеркивает заложенный здесь образ города, состоящего из разных зданий, оказавшихся рядом едва ли не случайно. 
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». Фасады
© SPEECH
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». Фасады
© SPEECH
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». Фасады
© SPEECH
Вторая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». Фасады
© SPEECH
Вторая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». Фасады
© SPEECH

Пляска цветов и линий – не единственная архитектурная особенность проекта. Едва ли не более важной для авторов была предложенная здесь квартальная планировка. Это сейчас, когда Сергей Кузнецов уже два года в должности главного архитектора настаивает на приоритете квартальной застройки над открытой микрорайонной, – сейчас свои проекты не называет кварталами только очень ленивый или недальновидный автор. В 2007 году, когда все начиналось, приоритеты не были так очевидны, – хотя необходимо признать, что приверженцами квартальной планировки уже тогда был не только SPEECH: к примеру Барт Голдхорн в проекте А101 продвигал ту же идею; и все же в данном случае проект масштабной квартальной застройки нужно признать в определенной степени манифестом.

На генплане большая часть домов, за исключением десятка башен бульвара, окружает свои крупные дворы плотным периметром; периметр размыкается как бы неохотно, жертвуя одной, реже двумя секциями. Заданный ритм крупных квадратов вписан в не особенно жесткую, но все же довольно упрямую ортогональную сетку. 
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». Генплан
© SPEECH
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». План подземного этажа
© SPEECH

Напомним, что здания первой очереди – два корпуса-каре и один Г-образный, примерно вдвое меньший, отступающий от границы участка, – самые высокие и крупные, и стоят ближе других к шоссе. Размеры других домов будут несколько меньше, хотя и не сильно, процентов на десять. Два полных каре, корпуса номер 16 и 17, размыкаются посередине с восточной стороны, здесь из-за перепада рельефа образуется широкая, довольно-таки парадная лестница, ведущая по двор, обрамленная двумя похожими на пропилеи секциями, и отверстиями въездов в подземную парковку. Напротив, в западной части – арка, через которую через которую во двор может въехать пожарная машина (только она; дворы пешеходные). Входы и арки нанизаны на центральную ось и выстраиваются в подобие анфилады. Предполагается, что дети смогут гулять во дворах в безопасности, без родителей. 

Концепция ландшафтного благоустройства разработана берлинским бюро St Raum A под руководством Штефана Яккеля и московским «Илья Мочалов и партнеры», которые затем исполнили рабочую документацию для первой очереди и сейчас работают над второй. 
16-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
17-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
16-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
17-й корпус. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов

Получившиеся дворы одинаково далеки от сталинских и от исторической квартальной застройки XVIII–XIX (и даже XX) века, масштаб которой намного меньше (в сталинских домах на проспектах: 9–11 этажей, дворы 8000-15000 м2; в доходных домах на Литейном проспекте дома 4–5 этажей, дворы от 300 до 800 м2, в османовском Париже или центре Рима встречаются дворики и по 200 м2 при тех же 4–6 этажах; в «Микрогороде «В лесу» мы видим дома высотой 12–14 этажей, площадь двора 5700 м2). 

Получается что-то среднее, далекое от масштаба исторического города (в котором, к примеру, выполнен проект «Жилого гибрида» MVRDV, типологически таунхаус), но также и значительно усмиряющее характерный сейчас для Москвы и Подмосковья «гонконгский» рост вверх, до тридцати-сорока, а то и семидесяти этажей. Получившийся квартал оказывается где-то между этими полюсами. 

Получившиеся не большие – не маленькие, хотя по ощущениям все же крупные объемы, собственно, и стали главным модулем: он будет состоять из таких домов, расставленных группами и разделенных очень широкими проездами. Их объемы – очень цельные, плотные каре, и натянутая на них разнофасадная оболочка служит, разумеется, декорацией, которая скрывает масштаб, отвлекает внимание на себя и даже спорит в жесткой регулярностью объема-каре: легко заметить, что все варианты фасадов нарисованы несимметричными – они как будто стремятся «раскачать» собой объем, испытывая его то крупными, то мелкими зигзагами, то хаотично расположенными пятнами и выступами. Нарезанные вертикалями фасады очень отдаленно, но все же напоминают о городах совершенно другого рода – позднесредневековых, разделенных на миниатюрные участки, тесно застроенные разномастными и разноцветными, хотя и похожими друг на друга домами, где вертикальность узких фасадов подчеркивают ступенчатые фронтоны. Центры всех ганзейских городов, Дания, Голландия, Польша застроены так. Но в данном случае их образ не скопирован, а как будто бы показан через калейдоскоп: ни одной похожей формы (разумеется), хотя идею считать можно. Можно даже сказать, что сильнее сходство с центром Стамбула, застроенным такими же вертикальными, но поздними модернистскими фасадами. Впрочем любое сходство остается намеком, фантазией наблюдателя, – и даже больше идеей, чем образом, – отсюда самой сильной оказывается ассоциация с театральными декорациями к сказке Андерсена, поставленной в каком-нибудь экспериментальном театре, презирающем сказочный рождественский буквализм. 

Рассказывая о жилом комплексе, архитектор Сергей Крючков честно признался, что название «в лесу» буквально воспринимать не следует: ориентируясь на название думаешь, что город должен быть окружен чем-то вроде тайги, на самом деле это, конечно, не так, пространства вокруг обжитые, с восточной стороны недалеко – прямо от метро «Пятницкое шоссе» начинаются микрорайоны Митино, к  западу – поселок Отрадное, в нем тоже строится жилой комплекс, но ближе всего клиническая больница. Настоящий лес начинается километрах в трех, за окруженной санаториями рекой Синичкой. Название объясняется иначе: стремясь добавить эконом-классу комфортности, девелоперы пожертвовали примерно двумя кварталами, сохранив внутри территории фрагмент лесо-парка (озеленением территории парка занимается российская компания Imperial Gardens). 
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу». Аэросъемка
© SPEECH

Надо признать, что помимо леса проект содержит множество важных деталей, призванных повысить качество жизни и привлечь жителей; о них много говорилось на пресс-конференции, к тому же Rose Group подчеркивает – для них принципиально важно, чтобы жилой комплекс жил и функционировал, а не становился инвестиционной покупкой, «бетонной банковской ячейкой» (что в общем-то тоже ново). По проектам SPEECH построен детский сад: яркий, составленный из нескольких цветных объемов с россыпью перпендикулярных окон, и школа – красно-кирпичная, с перспективными рамками вокруг окон и даже дверей внутри, немного похожая на проект реконструкции ГТГ тех же авторов. Школа и сад нарочито, по контрасту с квадратными планами кварталов, асимметричны, а их внешность, тоже в отличие от жилых домов – единообразна. 
Школа. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов
Детский сад. Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
© Rose Group, фотограф Антон Уханов

Как рассказали представители Rose Group и SPEECH на пресс-конференции, в проекте нет принципиальных технических или сервисных новшеств, но многое впервые использовано в комфорт-классе, привнесено из более дорогого элитного. К примеру, все квартиры продаются с одним обязательным местом в подземной парковке (наземные места тоже есть, они гостевые и расположены снаружи квартального периметра – дворы, как мы помним, пешеходные). Оптоволоконный канал, проложенный в домах, способен поддерживать одновременно телефон, домофон, интернет (причем жители могут выбрать их трех провайдеров, между которыми намеренно создана конкуренция); при желании это подключение позволяет организовать в квартирах полноценную систему «умного дома». Машины, въезжающие в гараж, опознаются удаленным считыванием карты доступа на лобовом стекле, похожие карточки будут у детей в школе. Домофоны расположены внутри прозрачных тамбуров перед вестибюлями, чтобы гости не мерзли перед ними на улице; на первых этажах устроены хранилища для колясок и велосипедов. Школа обойдется жителям в 10 000 рублей за месяц (для коммерческой школы это небольшая плата, полученная в результате специальной договоренности между девелопером и школьным оператором, нормальная средняя цена 35 000 рублей, это прозвучало на пресс-конференции), а идти до нее пешком от домов первой очереди минуты четыре, не больше, хотя и через внутреннюю дорогу. Жители, впрочем, принимают не все новшества: так, многие не обрадовались отсутствию мусоропровода: хорошо, что не пахнет в подъезде, но так удобно иногда выбросить что-нибудь на этаже… Будет ли делаться какое-либо дополнительное благоустройство, тоже неясно: жители пока не решили, готовы ли за это платить, и если окажется, что не готовы, возможно, всё ограничится травой на газонах, без садовых излишеств. 

Множество перечисленных мелочей, деталей и архитектурного, и бытового свойства хорошо отзываются на само заявленное определение комфорт-класса: прямо-таки чувствуется, как, не без труда и компромиссов, пошагово внедряются какие-то принципиальные вещи: от обязательного парковочного места (которое, если захочется можно продать) и отделки квартир (которую будет не так сложно переделать), – до образа города, стремящегося облагородить брутальные подмосковные пространства. Место здесь такое, что все рядом: коттеджи, таунхаусы, санатории, микрорайоны, большой торговый центр, а также лес и поле. «Микрогород «В лесу» среди них вроде бы и свой, и вроде бы – другой совершенно, радостный, чистый. Ну типичный средний класс. 
 

Поставщики, технологии

ROCKWOOL
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Первая очередь жилой застройки «Микрогорода «В лесу»
Россия, Москва, Пятницкое шоссе

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Алексей Ильин
Главные архитекторы проекта: Галина Чембаева, Владимир Башилов
Главные инженеры проекта: Людмила Макухина, Андрей Макухин
Архитекторы: Мария Кутовски, Майя Ганченкова, Наталья Шитвина, Софья Васильева, Светлана Растебина, Любовь Богдашкина, Марина Половецкая, Дарья Константинова, Елена Федорова, Денис Ефимцев, Денис Швейкин.

Авторы проектов зданий 1-ой очереди:
Владимир Плоткин, ТПО «Резерв»; Кристоф Лангхоф (Германия); Assmann Salomon (Германия), SPEECH 

2008 — 2012 / 2011 — 2014

14 Октября 2014

СПИЧ: другие проекты
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.