Инкрустация московской улицы

Обновив один дом на северо-западе Москвы, архитекторы ADM встроили в полусонный московский контекст кусочек Лондона.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

12 Ноября 2014
mainImg

Мастерская:

ADM

Проект:

Реновация здания на улице Берзарина
Россия, Москва, ул. Берзарина, 12

2012 – 2014

Заказчик: Sminex
Конструктивный раздел: ПТАМС
Инженерный раздел: ПТАМС
Дом, обновленный по проекту бюро ADM (о проекте мы уже рассказывали) расположен на границе большого сталинского района к юго-западу от развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе. Район застроен пестро, но дома «сталинского» периода, середины XX века в нем всё же преобладают, поддержанные, к примеру, решенным в том же духе, только еще более крупным комплексом «Маршал» Михаила Филиппова. Все это – ближе к Ленинградке, а западнее дома упрощаются, здесь они чаще разбавлены «башнями Вухлоха», пятиэтажками и гигантами периода «лужковского стиля». Вдоль улицы Берзарина, которая дугой отделяет жилой район от старой промышленной железной дороги, выстроены дома 1950-х, причем среди них есть как уютные послевоенные трехэтажки, так и пяти-шестиэтажные дома в духе предельно упрощенной классики: из силикатного кирпича, но с цоколем и карнизом. Один из таких домов, выстроенных по красной линии, и реконструировали архитекторы ADM, полностью обновив фасады и радикально изменив образ дома.

Будучи встроен в редкий ряд провинциально-домашней познесталинской застройки, дом теперь вызывает совершенно иные образные ассоциации, а для того, чтобы понять – какие, нужно его рассмотреть. Прежде всего здесь нет цоколя и карниза. Верхняя часть превращена в мансарду с двухъярусными квартирами, спальные «лофты» которых освещены встроенными к кровлю зенитными окнами – с улицы их не видно, зато хорошо заметен ряд кирпичных рамок окон, врезанных, почти как бойницы, в оцинкованный склон мансарды.
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Реновация здания на улице Берзарина. Реализация, 2014. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Верх дома, таким образом, подчинен вертикали, а не горизонтали, и скорее открыт небу, чем отделен от него, как было бы в случае с карнизом. Что позволяет с одной стороны визуально уменьшить высоту, так как при беглом взгляде снизу мы не совсем понимаем, где точно заканчивается верхний этаж и поэтому не воспринимаем его всерьез. С другой стороны этот же прием становится то ли точкой отсчета, то ли – итоговым акцентом в новых приоритетах фасадной композиции: а именно, дом теперь представляет собой не прорезанную окнами плотную массу, – он в большей степени воспринимается как сеть, сплетенная из вертикалей и горизонталей, переплетение силовых линий, связанных с тем или иным материалом.
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Так, кирпичные плоскости, – вернее, облицованные искусственно состаренным кирпичом разных оттенков, – отвечают за вертикали, хотя дробная сетка стыков скорее горизонтальна. Покрашенные в серый цвет металлические двутавры зрительно разделяют этажи и задают крупный шаг горизонталей, – тогда как сделанные из родственной материи, то есть тоже металлические, решетки балконов (половина для кондиционеров, вторая собственно балконы), «играют за вертикаль». В то же время дом насквозь прошит гигантскими скобами вертикальных лестничных клеток, – стеклянными в металлических рамах, где-то с деревянными вставками, где-то совмещенными с дворовыми эркерами, чья роль «вертикальных коммуникаций» образно всячески обыграна – и правильно, эти оси, как каркас, прошивают весь дом и сдерживают легкую ритмическую подвижность, заданную чередованием имитирующих дерево вставок алполика при оконных проемах.
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Здесь много деталей, увязанных в общий ритм, и все приемы в основном уже знакомы нам по работам АДМ, но использованы здесь несколько иначе, подчинены другой цели, – а впрочем, так и есть, авторы оттачивают любимые приемы на разных задачах. К примеру, вставки похожего на дерево алполика знакомы нам по фасадам комплекса Smart park (его заказчик – та же компания Sminex, что и в данном случае, у дома на ул. Берзарина), но там они напоминали открытые ставни или ребра институтских зданий семидесятых, здесь же вставки шире, их вынос меньше, и похожи они, простите мне это вольное сравнение, на фрагменты дерева фахверковой конструкции, – как если бы все деревянные части были скрыты, заменены, замазаны, а эти остались. Или на половинку дверного наличника. Но впрочем надо признать, что это совершенно декоративный, абстрактный прием, мало на что похожий, но зато позволяющий архитекторам оживить ритм и сопоставить фактуру темноватого кирпича со светлым солнечным блеском (искусственного) дерева, – и как следствие смягчить фактуру и очеловечить впечатление от здания в целом.
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
С «особенным» кирпичом архитекторы тоже работают давно – в доме на улице Берзарина этот материал отвечает за респектабельность и преемственность. Вертикальные пропорции окон – тоже любимый прием ADM, практически везде, где архитекторы берутся за реконструкцию зданий советского времени, они вытягивают проемы до благородного абриса. То же можно сказать о многослойности фасадов: работая со стеной архитекторы считают «своей» толщину примерно семьдесят сантиметров, вот и здесь у стены имеется: плоскость стекла, самая тонкая и «внутренняя», поверхность светло-серого фибробетонного «лба» над ним – лента, визуально прошивающая все окна в верхней части, затем кирпич, металл, и наконец, решетки балконов – выступающий дальше всего вперед эфемерный «авангард». «Фирменные» для архитекторов ADM двутавры между этажами здесь также трансформируются, так как выгибаются вперед, повторяя выступы балконов – в других домах ADM они выглядят строже и больше похожи на рельсы, а здесь вдруг проявляют свою декоративную суть и родство с элементом классической архитектуры, фризом междуэтажных тяг, – кстати, среди сталинских домов района можно увидеть как минимум один, где этажи разделены очень похожими, хотя и штукатурными тягами.
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
И наконец еще один любимый прием или даже тема – архитекторы, как мы знаем, очень внимательно относятся к благоустройству прилегающей территории, делая то, что полагается для города и обителей дома, и даже больше, чем, может быть, требуется. Вот и здесь: задний двор выгорожен прозрачной решеткой, – только для своих, – украшен особенными фонарями и оснащен беседкой, деревянные рейки которой прячут беседующих от любопытных глаз.
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Еще больше внимания уделено уличной части: существующие на тротуаре деревья поддержаны травой газонов, кирпичной вымосткой и скамейками из деревянных реек, встроенными в каменный парапет с клумбами, лестницами и металлическими решетками. Этот парапет – самая неожиданная, во всяком случае непривычная для Москвы, деталь дома. Дело в том, что за ним скрыт, довольно-таки глубокий, полуподвальный этаж дома, – окна выходят в облицованную камнем довольно глубокую и широкую «траншею», и таким образом получают довольно много солнечного света, хотя и меньше, чем окна основных этажей. Здесь, как и на первом этаже, расположены магазины и офисные помещения.

Широкий парапет с клумбами, скамейками и решетками, прерывающийся лестницами, ведущими на первый этаж и пандусами, не позволяет никому упасть в траншеи. А все вместе выглядит как… ну совершенно как Лондон, или другой северо-европейский (голландский) или же, наоборот, англизированный американский город. Решетки, чередующиеся с лестницами и клумбами, кирпич, респектабельные длинные окна с решетками у основания (уже, если говорить об источниках, скорее французские), – складываются в картинку, узнаваемую по многим фильмам, а кому повезло больше, и по туристическим впечатлениям. Так что на полусонной московской полуокраине, которая, если посмотреть по сторонам, вызывает скорее ностальгические воспоминания о булочных с халвой в шоколаде, прогулках с собакой, игре в футбол, – возник кусочек вполне лондонский, по структуре и ощущениям. Неудивительно, что вокруг уже полно машин, магазины работают, а из салона выходят красавицы, – дом начал жить своей жизнью. 
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак


Мастерская:

ADM

Проект:

Реновация здания на улице Берзарина
Россия, Москва, ул. Берзарина, 12

2012 – 2014

Заказчик: Sminex
Конструктивный раздел: ПТАМС
Инженерный раздел: ПТАМС

12 Ноября 2014

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.

Сейчас на главной

Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.