Обновив один дом на северо-западе Москвы, архитекторы ADM встроили в полусонный московский контекст кусочек Лондона.
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Дом, обновленный по проекту бюро ADM (о проекте мы уже рассказывали) расположен на границе большого сталинского района к юго-западу от развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе. Район застроен пестро, но дома «сталинского» периода, середины XX века в нем всё же преобладают, поддержанные, к примеру, решенным в том же духе, только еще более крупным комплексом «Маршал» Михаила Филиппова. Все это – ближе к Ленинградке, а западнее дома упрощаются, здесь они чаще разбавлены «башнями Вухлоха», пятиэтажками и гигантами периода «лужковского стиля». Вдоль улицы Берзарина, которая дугой отделяет жилой район от старой промышленной железной дороги, выстроены дома 1950-х, причем среди них есть как уютные послевоенные трехэтажки, так и пяти-шестиэтажные дома в духе предельно упрощенной классики: из силикатного кирпича, но с цоколем и карнизом. Один из таких домов, выстроенных по красной линии, и реконструировали архитекторы ADM, полностью обновив фасады и радикально изменив образ дома.
Будучи встроен в редкий ряд провинциально-домашней познесталинской застройки, дом теперь вызывает совершенно иные образные ассоциации, а для того, чтобы понять – какие, нужно его рассмотреть. Прежде всего здесь нет цоколя и карниза. Верхняя часть превращена в мансарду с двухъярусными квартирами, спальные «лофты» которых освещены встроенными к кровлю зенитными окнами – с улицы их не видно, зато хорошо заметен ряд кирпичных рамок окон, врезанных, почти как бойницы, в оцинкованный склон мансарды.
Реновация здания на улице Берзарина. Реализация, 2014. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Верх дома, таким образом, подчинен вертикали, а не горизонтали, и скорее открыт небу, чем отделен от него, как было бы в случае с карнизом. Что позволяет с одной стороны визуально уменьшить высоту, так как при беглом взгляде снизу мы не совсем понимаем, где точно заканчивается верхний этаж и поэтому не воспринимаем его всерьез. С другой стороны этот же прием становится то ли точкой отсчета, то ли – итоговым акцентом в новых приоритетах фасадной композиции: а именно, дом теперь представляет собой не прорезанную окнами плотную массу, – он в большей степени воспринимается как сеть, сплетенная из вертикалей и горизонталей, переплетение силовых линий, связанных с тем или иным материалом.
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Так, кирпичные плоскости, – вернее, облицованные искусственно состаренным кирпичом разных оттенков, – отвечают за вертикали, хотя дробная сетка стыков скорее горизонтальна. Покрашенные в серый цвет металлические двутавры зрительно разделяют этажи и задают крупный шаг горизонталей, – тогда как сделанные из родственной материи, то есть тоже металлические, решетки балконов (половина для кондиционеров, вторая собственно балконы), «играют за вертикаль». В то же время дом насквозь прошит гигантскими скобами вертикальных лестничных клеток, – стеклянными в металлических рамах, где-то с деревянными вставками, где-то совмещенными с дворовыми эркерами, чья роль «вертикальных коммуникаций» образно всячески обыграна – и правильно, эти оси, как каркас, прошивают весь дом и сдерживают легкую ритмическую подвижность, заданную чередованием имитирующих дерево вставок алполика при оконных проемах.
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Здесь много деталей, увязанных в общий ритм, и все приемы в основном уже знакомы нам по работам АДМ, но использованы здесь несколько иначе, подчинены другой цели, – а впрочем, так и есть, авторы оттачивают любимые приемы на разных задачах. К примеру, вставки похожего на дерево алполика знакомы нам по фасадам комплекса Smart park (его заказчик – та же компания Sminex, что и в данном случае, у дома на ул. Берзарина), но там они напоминали открытые ставни или ребра институтских зданий семидесятых, здесь же вставки шире, их вынос меньше, и похожи они, простите мне это вольное сравнение, на фрагменты дерева фахверковой конструкции, – как если бы все деревянные части были скрыты, заменены, замазаны, а эти остались. Или на половинку дверного наличника. Но впрочем надо признать, что это совершенно декоративный, абстрактный прием, мало на что похожий, но зато позволяющий архитекторам оживить ритм и сопоставить фактуру темноватого кирпича со светлым солнечным блеском (искусственного) дерева, – и как следствие смягчить фактуру и очеловечить впечатление от здания в целом.
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
С «особенным» кирпичом архитекторы тоже работают давно – в доме на улице Берзарина этот материал отвечает за респектабельность и преемственность. Вертикальные пропорции окон – тоже любимый прием ADM, практически везде, где архитекторы берутся за реконструкцию зданий советского времени, они вытягивают проемы до благородного абриса. То же можно сказать о многослойности фасадов: работая со стеной архитекторы считают «своей» толщину примерно семьдесят сантиметров, вот и здесь у стены имеется: плоскость стекла, самая тонкая и «внутренняя», поверхность светло-серого фибробетонного «лба» над ним – лента, визуально прошивающая все окна в верхней части, затем кирпич, металл, и наконец, решетки балконов – выступающий дальше всего вперед эфемерный «авангард». «Фирменные» для архитекторов ADM двутавры между этажами здесь также трансформируются, так как выгибаются вперед, повторяя выступы балконов – в других домах ADM они выглядят строже и больше похожи на рельсы, а здесь вдруг проявляют свою декоративную суть и родство с элементом классической архитектуры, фризом междуэтажных тяг, – кстати, среди сталинских домов района можно увидеть как минимум один, где этажи разделены очень похожими, хотя и штукатурными тягами.
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
И наконец еще один любимый прием или даже тема – архитекторы, как мы знаем, очень внимательно относятся к благоустройству прилегающей территории, делая то, что полагается для города и обителей дома, и даже больше, чем, может быть, требуется. Вот и здесь: задний двор выгорожен прозрачной решеткой, – только для своих, – украшен особенными фонарями и оснащен беседкой, деревянные рейки которой прячут беседующих от любопытных глаз.
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Еще больше внимания уделено уличной части: существующие на тротуаре деревья поддержаны травой газонов, кирпичной вымосткой и скамейками из деревянных реек, встроенными в каменный парапет с клумбами, лестницами и металлическими решетками. Этот парапет – самая неожиданная, во всяком случае непривычная для Москвы, деталь дома. Дело в том, что за ним скрыт, довольно-таки глубокий, полуподвальный этаж дома, – окна выходят в облицованную камнем довольно глубокую и широкую «траншею», и таким образом получают довольно много солнечного света, хотя и меньше, чем окна основных этажей. Здесь, как и на первом этаже, расположены магазины и офисные помещения.
Широкий парапет с клумбами, скамейками и решетками, прерывающийся лестницами, ведущими на первый этаж и пандусами, не позволяет никому упасть в траншеи. А все вместе выглядит как… ну совершенно как Лондон, или другой северо-европейский (голландский) или же, наоборот, англизированный американский город. Решетки, чередующиеся с лестницами и клумбами, кирпич, респектабельные длинные окна с решетками у основания (уже, если говорить об источниках, скорее французские), – складываются в картинку, узнаваемую по многим фильмам, а кому повезло больше, и по туристическим впечатлениям. Так что на полусонной московской полуокраине, которая, если посмотреть по сторонам, вызывает скорее ностальгические воспоминания о булочных с халвой в шоколаде, прогулках с собакой, игре в футбол, – возник кусочек вполне лондонский, по структуре и ощущениям. Неудивительно, что вокруг уже полно машин, магазины работают, а из салона выходят красавицы, – дом начал жить своей жизнью. Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
Реновация здания на улице Берзарина. Фотография © Мастерская ADM / Анатолий Шостак
|